Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Ночные ведьмы

38
Ночные ведьмы

У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. Ниже пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщины.

B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».

Марина Раскова

Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.
Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.

46-й гвардейский Таманский полк — уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Night-witches-1945.jpgЛучинкина Валентина Степановна – штурман самолёта 46-го гвардейского Таманского ночных бомбардировщиков авиационного полка с однополчанками Евгенией Павловой и Ниной Бузиной, 1945

Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. 

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, — 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Zhigulenko2.jpgЕвгения Жигуленко 

Родилась 1 декабря 1920 года в городе Краснодаре в семье рабочего. Окончила железнодорожную среднюю школу № 34 имени В. И. Ленина в городе Тихорецке Краснодарского края, училась в Дирижаблестроительном институте (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе.

В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант Е. А. Жигуленко к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Natalya  Meklin-Kravtsova | Наталья Меклин-КравНаталья Меклин-Кравцова 

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны Полтавской губернии Украинской ССР.

Школьные годы Наталья Фёдоровна провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. В 1941 году окончила 1-й курс Московского авиационного института. В июле-августе 1941 года участвовала в строительстве оборонных укреплений в районе Брянска.

В начале октября 1941 года по личному заявлению была зачислена в 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, сформированный по инициативе известной лётчицы Героя Советского Союза М. М. Расковой. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года. Была начальником связи эскадрильи, лётчиком, старшим лётчиком и командиром звена авиационного полка. Воевала на Южном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. В общей сложности на счету командира звена Натальи Меклин — 980 боевых вылетов, во время которых на врага было сброшено 147 тонн бомб.

Tatyana-Makarova-female-pilot-night-witches-WW2.jpgТатьяна Макарова

Родилась 25 сентября 1920 года в Москве в семье почтового служащего, который был ранен во время Первой мировой войны
В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Командир звена 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка.

Макарова участвовала в бомбардировках немецких войск на Северном Кавказе, в Крыму, на Таманском полуострове, на Кубани, в Белоруссии, также в Восточной Пруссии. Осенью 1942 года она была впервые награждена — получила орден Красного Знамени за выполнение боевых задач.

В 1943 году Макарова была повышена до должности командира эскадрильи, но после того, как 8 членов её эскадрильи (4 самолёта) были сбиты над Кубанью за одну ночь, она обвинила в этом себя и попросила понизить ее обратно до командира звена. Её подруга Вера Белик также попросила понижения в должности от штурмана эскадрильи до штурмана самолёта, чтобы остаться в её экипаже.Чтобы повысить точность своих атак, Макарова часто опускалась на самолёте вниз до 100-150 метров, прежде чем сбросить бомбы. Она и Вера Белик стали первым экипажем из своего полка, который бомбил немецкую территорию (Восточную Пруссию). В 1944 году Макарову наградили вторым орденом Красного Знамени, потом - орденом Отечественной войны 1-й степени. Всего лётчица совершила 628 боевых ночных вылетов. Сбросила на противника 96 тонн бомб и 300 тысяч листовок. В результате её действий образовалось 103 очага пожаров, уничтожено и повреждено 2 переправы, 2 зенитных точки, 1 прожектор, 2 склада боеприпасов, более двух взводов живой силы врага.

Последний полёт лейтенант Макарова совершила в ночь на 25 августа 1944 года над Польшей. Экипажу удалось сбросить бомбы на цель, но противник заметил их самолет, включил прожекторы и начал обстрел, но сбил их немецкий истребитель, когда они уже возвращались на свой аэродром. Из-за большой бомбовой нагрузки, которую самолет должен был нести для более мощной бомбардировки, ни у Макаровой, ни у штурмана Веры Белик не было парашюта, и они обе погибли в горящем самолете. Похоронены были обе лётчицы в польском городе Остроленка.

Nadezhda-Popova-Hero-of-the-Soviet-Union-night-witches.jpgНадежда Попова

Родилась в семье рабочего 17 декабря 1921 года в деревне Шабановка, Ливенский уезд Орловской губернии (сейчас Должанский район, Орловская область).

В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора.

В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая посодействовала тому, чтобы Надежду Попову направили в Херсонскую авиационную школу ОСОАВИАХИМа. Окончив которую, в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Проходя службу в качестве инструктора аэроклуба подготовила 2 группы лётчиков — по 15 человек.

С началом Великой Отечественной войны инструктор первичного обучения военного авиационного училища Надежда Попова эвакуировалась с учебным заведением в город Каттакурган Самаркандской области Узбекистана, где готовила лётчиков-истребителей для фронтовой авиации, и писала рапорты об отправке на фронт.

Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она послала телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в «группу 122», которую набирала Герой Советского Союза Марина Раскова. Из Москвы девушек направили в город Энгельс Саратовской области, где Раскова формировала три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Надежда Попова попросилась в полк легкомоторных ночных бомбардировщиков.

В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт. Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку. Была сбита, горела.

В период боёв на Северном Кавказе звено Поповой вылетало на боевые задания по нескольку раз за ночь. Мастерски маневрируя, уходили от прожекторов и зениток, бомбили переправы на Тереке и Сунже. За образцовое выполнение заданий лейтенант Попова была награждена первым орденом Красного Знамени.

Лётчицы, теперь уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на Украине, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

В общей сложности за годы Великой Отечественной войны совершила 852 боевых вылета. По окончании войны вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя С. И. Харламова, и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора.

Popova-Lyudmila-junior-lieutenant-navigator-of-the-crew-125-Guards-Dive-Bomber-Aviation-Regiment-Marina-Raskova.jpgПопова Людмила – гв. мл. лейтенант, штурман экипажа 125 Гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского полка им. Марины Расковой

46 гв. женский бомбардировочный авиаполк. Командный состав и пилоты полка. Неизвестный фотограф. 10 июня 1943 г.

Руфина Гашева 

Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки Пермского уезда Пермской губернии (ныне посёлок городского типа Чусовского района Пермского края) в семье учителя. В 1922 году семья переехала на родину матери в село Катунки Чкаловского района Горьковской области. В 1923 году, после смерти отца, Руфина вместе с матерью уехала на Урал.

В 1930 году Руфина Гашева приехала в Москву, где окончила пятилетку. 

В 1941 году Руфина Гашева окончила 2 курса механико-математического факультета Московского государственного университета. На третьем курсе, в октябре 1941 года Гашева добилась назначения в полк лёгких ночных бомбардировщиков. В 1942 году Гашева окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов. Служила сначала в качестве штурмана самолета, а затем штурмана эскадрильи.

К декабрю 1944 года Гашева совершила 823 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в боевой технике и живой силе. Дважды была сбита вражескими зенитчиками.

Мария Долина 

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно — парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.
Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».

See the source image

В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.

Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

night-witches-Nachthexen.jpgИюнь 1945 г. Подготовка к Параду Победы. Слева направо: Р.С. Гашева, И.Ф.Себрова, Н.Ф.Меклин, М.П.Чечнева, Н.В.Попова, С.Т.Амосова, Е.А.Никулина, Е.Д.Бершанская, М.В.Смирнова, Е.А.Жигуленко.

Девушки сочинили свои шутливые правила:


«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»

 С Днем Победы, девчата!

 

Оставьте свой голос:

1772
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Vishenka1986
Vishenka1986

Какие красавицы! Сколько же силы в этих нежных и хрупких девушках! Несли тяготы войны наравне с мужчинами.

Atmosphere
Atmosphere

Vishenka1986, и всем по 20-23 года на начало войны. Преклоняюсь перед их храбростью

Vishenka1986
Vishenka1986

Atmosphere, недавно читала про быт женщин на войне. Нет женского обмундирования, нет гигиенических пренадлежностей, нет женского белья ( только мужское), нет возможности сходить в туалет ( кругом мужчины), вши, спали где придется. Это молоденькие девочки!

yoona
yoona

Vishenka1986, если были постарше - пришлось бы хуже, ибо молодость - позволяет гораздо лучше приспосабливаться и даёт энергию ко всему.

ptichiemoloko
ptichiemoloko

Atmosphere, я вот тоже не знаю поэтому, смогла бы вот так отправится на саму войну, в бой? В госпитале бы я точно работала, в тылу бы вкалывала без вопросов, но вот так в логово врага на кукурузнике...? врят ли бы у меня хватило смелости. Это исключительно-храбрые девушки.

Lubovzla
Lubovzla

Вот это стать,красота и доблесть. Для меня Ночные ведьмы всегда были сродни героиням мифов. Не понимала как можно взять и научиться летать,стрелять ....

trinity82
trinity82

Atmosphere, я их интервью вчера посмотрела, там им по 17-18 многим было

s_bokalom_vina
s_bokalom_vina

Vishenka1986, тетя моего деда была в ведьмах, к сожалению, погибла. И бабушка моего друга, была пулемётчицей на самолёте, прожила очень долгую жизнь, вполне благополучную - хорошие дети (ученые), внуки (один стал миллиардером), умерла в 94 года. Никогда больше не летала на самолетах, ни одного раза, ни за какие уговоры.

Crazysasha
Crazysasha

Такие красивые и молодые. Сохранили женственность, несмотря на войну, страшные бои и потери.

Elnaaira
Elnaaira

Вот НАСТОЯЩИЕ Звёзды. Красавицы, сильные, отчаянные! Восхищаюсь и преклоняюсь перед Умницами...Чудо- женщины, слов нет..

yoona
yoona

Сильные , достойные уважения и восхищения женщины!
Обидно что потом женщинам запретили быть пилотами и создали около тысячи профессий, включая хорошие престижные высокооплачиваемые профессии. Не говоря уже о том, что существует предвзятое уничижительное отношение к женщинам и их труд оплачивается гораздо ниже , чем такойже у мужчине и этот стеклянный потолок для женщин исчезает крайне медленно!..

Lubovzla
Lubovzla

yoona, это война. А в мирной жизни и в Союзе женщины как и сейчас пробивались.

Elnaaira
Elnaaira

Автор, Спасибо огромное, Вы- молодец!

Mabula
Mabula

Какие светлые лица и задорные улыбки . Получила настоящее удовольствие рассматривая их фотогоафии , спасибо автору поста! Героизм женщин на войне достоин преклонения .

dole4ka
dole4ka

Невероятные,хрупкие,но с такой силой духа и воли.Вечная слава героям!

cielo
cielo

Великие Женщины!

Lubovzla
Lubovzla

Ждала пост! Тут не все девочки.

dole4ka
dole4ka

Деревянный биплан,
Две кабины открыты,
Ночь страшна и темна,
А девчонкам - лететь...
Маму вспомнив, вздохнув,
Может, будут убиты,
Каждый вечер они
Отправлялись на смерть.

Лётчик, штурман и ночь
Два ТТ - пистолета,
Груз смертельный висит,
Сердце бьётся в груди.
У кого-то из них
Песня будет не спета,
Никому не известно,
Что их ждёт впереди.

akiva
akiva

Вот про них надо снимать фильмы и сериалы , странно что никто еще не догадался написать сценарий

MonicaGeller
MonicaGeller

akiva, фильм есть, его сняла одна из героинь поста - Евгения Жигуленко.
Но, да. Хотелось бы больше

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Катись, колесо: реальные примеры модных образов для велосипедных прогулок
Певицу МакSим ввели в искусственную кому
Музыканты Little Big Софья Таюрская и Илья Прусикин поделились откровенным фото
Алла Пугачева, Настя Ивлеева, Гарик Харламов, Олег Меньшиков и другие отпраздновали день рождения Максима Галкина
Чучела птиц, ракушки и ироничные маски: самые яркие образы и необычные шляпки на Royal Ascot 2021
Модная битва: Серенай Сарыкая против Ирины Шейк
Кейт Миддлтон поддержала ЛГБТК-сообщество в рамках своего нового проекта
Модный дайджест: от новой кампании с Майли Сайрус до спортивной линейки от Мирославы Думы
Земфира подала иск на 1,5 миллиона рублей против Евгения Гришковца, который назвал ее "наркоманкой"
Король Испании Филипп VI и королева Летиция с дочерьми посетили торжественную церемонию в Мадриде
Полина Гагарина завершила с бывшим мужем Дмитрием Исхаковым не только личные, но и деловые отношения
Меган Маркл рассказала, что ее книга для детей показывает "другую сторону мужественности"
Ким Кардашьян рассказала о причинах развода с Канье Уэстом: "Расхождение во взглядах"
Кара Делевинь, Аня Тейлор-Джой, Миранда Керр, Катрин Денев и другие на показе Dior в Афинах
Анджелина Джоли познакомила их с Брэдом Питтом сыновей с бывшим мужем Джонни Ли Миллером
Ирина Шейк провела время с бывшим бойфрендом Брэдли Купером на фоне слухов о романе с Канье Уэстом
Анджелина Джоли заявила, что трое ее детей хотели дать показания против своего отца Брэда Питта
Ирина Безрукова, Аглая Тарасова, Дмитрий Дюжев и другие на премьере фильма "Человек, который продал свою кожу"