У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. Ниже пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщины.

B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».

Марина Раскова

Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.
Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.

46-й гвардейский Таманский полк — уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Night-witches-1945.jpg

Лучинкина Валентина Степановна – штурман самолёта 46-го гвардейского Таманского ночных бомбардировщиков авиационного полка с однополчанками Евгенией Павловой и Ниной Бузиной, 1945

Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. 

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, — 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Zhigulenko2.jpg

Евгения Жигуленко 

Родилась 1 декабря 1920 года в городе Краснодаре в семье рабочего. Окончила железнодорожную среднюю школу № 34 имени В. И. Ленина в городе Тихорецке Краснодарского края, училась в Дирижаблестроительном институте (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе.

В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант Е. А. Жигуленко к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Natalya  Meklin-Kravtsova | Наталья Меклин-Крав

Наталья Меклин-Кравцова 

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны Полтавской губернии Украинской ССР.

Школьные годы Наталья Фёдоровна провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. В 1941 году окончила 1-й курс Московского авиационного института. В июле-августе 1941 года участвовала в строительстве оборонных укреплений в районе Брянска.

В начале октября 1941 года по личному заявлению была зачислена в 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, сформированный по инициативе известной лётчицы Героя Советского Союза М. М. Расковой. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года. Была начальником связи эскадрильи, лётчиком, старшим лётчиком и командиром звена авиационного полка. Воевала на Южном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. В общей сложности на счету командира звена Натальи Меклин — 980 боевых вылетов, во время которых на врага было сброшено 147 тонн бомб.

Tatyana-Makarova-female-pilot-night-witches-WW2.jpg

Татьяна Макарова

Родилась 25 сентября 1920 года в Москве в семье почтового служащего, который был ранен во время Первой мировой войны
В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Командир звена 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка.

Макарова участвовала в бомбардировках немецких войск на Северном Кавказе, в Крыму, на Таманском полуострове, на Кубани, в Белоруссии, также в Восточной Пруссии. Осенью 1942 года она была впервые награждена — получила орден Красного Знамени за выполнение боевых задач.

В 1943 году Макарова была повышена до должности командира эскадрильи, но после того, как 8 членов её эскадрильи (4 самолёта) были сбиты над Кубанью за одну ночь, она обвинила в этом себя и попросила понизить ее обратно до командира звена. Её подруга Вера Белик также попросила понижения в должности от штурмана эскадрильи до штурмана самолёта, чтобы остаться в её экипаже.Чтобы повысить точность своих атак, Макарова часто опускалась на самолёте вниз до 100-150 метров, прежде чем сбросить бомбы. Она и Вера Белик стали первым экипажем из своего полка, который бомбил немецкую территорию (Восточную Пруссию). В 1944 году Макарову наградили вторым орденом Красного Знамени, потом - орденом Отечественной войны 1-й степени. Всего лётчица совершила 628 боевых ночных вылетов. Сбросила на противника 96 тонн бомб и 300 тысяч листовок. В результате её действий образовалось 103 очага пожаров, уничтожено и повреждено 2 переправы, 2 зенитных точки, 1 прожектор, 2 склада боеприпасов, более двух взводов живой силы врага.

Последний полёт лейтенант Макарова совершила в ночь на 25 августа 1944 года над Польшей. Экипажу удалось сбросить бомбы на цель, но противник заметил их самолет, включил прожекторы и начал обстрел, но сбил их немецкий истребитель, когда они уже возвращались на свой аэродром. Из-за большой бомбовой нагрузки, которую самолет должен был нести для более мощной бомбардировки, ни у Макаровой, ни у штурмана Веры Белик не было парашюта, и они обе погибли в горящем самолете. Похоронены были обе лётчицы в польском городе Остроленка.

Nadezhda-Popova-Hero-of-the-Soviet-Union-night-witches.jpg

Надежда Попова

Родилась в семье рабочего 17 декабря 1921 года в деревне Шабановка, Ливенский уезд Орловской губернии (сейчас Должанский район, Орловская область).

В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора.

В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая посодействовала тому, чтобы Надежду Попову направили в Херсонскую авиационную школу ОСОАВИАХИМа. Окончив которую, в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Проходя службу в качестве инструктора аэроклуба подготовила 2 группы лётчиков — по 15 человек.

С началом Великой Отечественной войны инструктор первичного обучения военного авиационного училища Надежда Попова эвакуировалась с учебным заведением в город Каттакурган Самаркандской области Узбекистана, где готовила лётчиков-истребителей для фронтовой авиации, и писала рапорты об отправке на фронт.

Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она послала телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в «группу 122», которую набирала Герой Советского Союза Марина Раскова. Из Москвы девушек направили в город Энгельс Саратовской области, где Раскова формировала три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Надежда Попова попросилась в полк легкомоторных ночных бомбардировщиков.

В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт. Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку. Была сбита, горела.

В период боёв на Северном Кавказе звено Поповой вылетало на боевые задания по нескольку раз за ночь. Мастерски маневрируя, уходили от прожекторов и зениток, бомбили переправы на Тереке и Сунже. За образцовое выполнение заданий лейтенант Попова была награждена первым орденом Красного Знамени.

Лётчицы, теперь уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на Украине, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

В общей сложности за годы Великой Отечественной войны совершила 852 боевых вылета. По окончании войны вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя С. И. Харламова, и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора.

Popova-Lyudmila-junior-lieutenant-navigator-of-the-crew-125-Guards-Dive-Bomber-Aviation-Regiment-Marina-Raskova.jpg

Попова Людмила – гв. мл. лейтенант, штурман экипажа 125 Гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского полка им. Марины Расковой

46 гв. женский бомбардировочный авиаполк. Командный состав и пилоты полка. Неизвестный фотограф. 10 июня 1943 г.

Руфина Гашева 

Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки Пермского уезда Пермской губернии (ныне посёлок городского типа Чусовского района Пермского края) в семье учителя. В 1922 году семья переехала на родину матери в село Катунки Чкаловского района Горьковской области. В 1923 году, после смерти отца, Руфина вместе с матерью уехала на Урал.

В 1930 году Руфина Гашева приехала в Москву, где окончила пятилетку. 

В 1941 году Руфина Гашева окончила 2 курса механико-математического факультета Московского государственного университета. На третьем курсе, в октябре 1941 года Гашева добилась назначения в полк лёгких ночных бомбардировщиков. В 1942 году Гашева окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов. Служила сначала в качестве штурмана самолета, а затем штурмана эскадрильи.

К декабрю 1944 года Гашева совершила 823 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в боевой технике и живой силе. Дважды была сбита вражескими зенитчиками.

Мария Долина 

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно — парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.
Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».

See the source image

В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.

Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

night-witches-Nachthexen.jpg

Июнь 1945 г. Подготовка к Параду Победы. Слева направо: Р.С. Гашева, И.Ф.Себрова, Н.Ф.Меклин, М.П.Чечнева, Н.В.Попова, С.Т.Амосова, Е.А.Никулина, Е.Д.Бершанская, М.В.Смирнова, Е.А.Жигуленко.

Девушки сочинили свои шутливые правила:


«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»

 С Днем Победы, девчата!

Блоги

Ночные ведьмы

20:22, 9 мая 2021

Автор: Atmosphere

Комменты 38

M

Не поняла -почему у них не было парашютов ?

Аватар

Красавицы! Звезды! Герои!

F

А ещё Лидия Литвяк, ее называли Белой Лилией Сталинграда! Она сбила 14! вражеских самолетов и погибла в неполные 22 года.

N

Как раз сегодня смотрела фильм, обрыдалась вся. Как легко война разрушают мечты и надежды, как это жутко. Строчки из песни понравились "кто погиб в небе, становится небом"

Аватар

вот хотя бы про это редакции на главной написать было слабо? позорище

Подождите...