Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Внутренний мир Тарковского

30
Внутренний мир Тарковского

По паре последних постов о Тарковском мне стало обидно за героя. Приведу несколько цитат из его дневника и книг, чтобы взглянуть на него заново и может открыть что-то близкое вам.

Почему я чувствую себя таким одиноким? Конечно, прежде всего, оттого, что я действительно одинок. И всегда был одинок. И буду. Пора бы знать и не забывать этого.

Художник начинается тогда, когда в его замысле или уже в его ленте возникают свой особый образный строй, своя система мыслей о реальном мире, и режиссер представляет ее на суд зрителя, делится ею со зрителем, как своими самыми заветными мечтами. Только при наличии собственного взгляда на вещи, становясь своего рода философом, он выступает как художник, а кинематограф — как искусство.

В детстве я как-то спросил отца: «Существует ли Бог?» Его ответ был для меня открытием: «Для неверующего — нет, для верующего — да!»

История человечества слишком похожа на какой-то чудовищный эксперимент над людьми, поставленный жестоким и не способным к жалости существом...

Большое несчастье человека в том, что он вообразил себя замкнутой системой. Например, он думает, что не наносит себе вред, когда скрытно творит зло, и не считает, что тем самым подвергается саморазрушению. Человек связан с Космосом. Я убеждён, что сущность человека, его интеллект и энергия связаны не только с другими людьми — эти связи простираются за пределы нашей планеты и даже за пределы Солнечной системы. Важно, чтобы люди поняли своё существование в более широком смысле, нежели только в зримом. Это избавило бы их от чувства неполноценности, которое является первой причиной трудности человеческих контактов.

Художник всегда испытывает давление. И для художника никогда не было идеальных условий работы. Более того, если бы были какие-то идеальные условия, то работа бы не состоялась, потому что художник не может существовать в безвоздушном пространстве. Он существует только потому, что мир не устроен, мир не благополучен. И именно поэтому существует искусство. Очевидно, если бы мир был прекрасен и гармоничен, никакого искусства не нужно было бы. Человек не искал бы гармонии в побочных своих занятиях. Он бы жил гармонично и этого было бы вполне достаточно.

Если убрать из человеческих занятий всё, относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство

Меня всегда раздражали в искусстве намеки, какие-то попытки быть на гребне того, что происходит сию минуту.

Есть только один вид путешествия, которое возможно, — в наш внутренний мир. Путешествуя по всему свету, мы не очень-то многому учимся. Не уверен, что путешествие всегда оканчивается возвращением. Человек никогда не может вернуться к исходному пункту, так как за это время изменился. И разумеется, нельзя убежать от себя самого: это то, что мы несём в себе — наше духовное жилище, как черепаха панцирь. Путешествие по всему миру — это только символическое путешествие. И куда бы ты ни попал, ты продолжаешь искать свою душу.

Моя память обладает странным свойством запоминать только то, что мне нужно. Я никогда не помню того, что могло бы мне повредить. Это идет не от бессовестности моей, а от свойства памяти: я выборочно фиксирую события, независимо от моей воли.Я не хочу сказать, что у меня очень хорошая память. Скорее наоборот: я мало что помню конкретного. У меня сильная эмоциональная память. Я больше вспоминаю какие-нибудь психологические состояния, чем встречи, людей, обстоятельства. Я склонен относиться к миру эмоционально, больше созерцательно. Не столько думать, сколько созерцать, ощущать. Я отношусь к миру, как животное, как ребенок, чем взрослый зрелый человек, который умеет размышлять и умеет делать какие-то выводы.

Запад кричит: «Это я! Смотрите на меня! Послушайте, как я страдаю, как я люблю! Как я несчастлив, как я суетлив! Я! Моё! Мне! Меня!» Восток ни слова о самом себе! Полное растворение в Боге, Природе, Времени. Найти себя во всём! Скрыть в себе всё!

У меня есть такое ощущение, что все, что мне предстоит сделать в жизни, уже предписано кем-то. Такое ощущение было у меня с детства. Это очень странно, но это так. Поэтому я не испытываю никаких самолюбивых ощущений, связанных со своей деятельностью, со своей работой, с кинематографом. Мне даже кажется, что я недостаточно люблю себя — так же, как каждый из нас. Если бы мы любили себя по-настоящему, мы бы умели любить и других. Те, кто не может любить себя, то есть не знает цели своего существования, не могут испытывать и любви к другим и вообще к жизни.


Когда человек живёт, не зная, для чего он пришёл в этот мир, мир доходит до ситуации, в которой мы сейчас оказались. Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. Но этого времени как раз может и не хватить. Человек борется с мнимыми врагами. Мы все боремся друг с другом. Одна страна — с другой. Все мы боремся с чем-то вместо того, чтобы вести борьбу с собой. Потому что наш злейший враг — это мы сами. И меня постоянно мучает вопрос, смогу я победить самого себя или нет. В этом состоит смысл моей жизни. Я успокоюсь только тогда, когда буду знать, что я себя победил. Я, собственно, для того и рождён.

Меня уже много лет мучает уверенность, что самые невероятные открытия ждут человека в сфере времени. Уверен, что время обратимо. Непрямолинейно, во всяком случае. 

Нельзя воспользоваться опытом наших отцов. Это было бы слишком просто. Нельзя передать свой опыт другому. И нельзя заставить человека чувствовать иначе, чем он чувствует. Он должен жить своей жизнью.

Книга, которую прочитала тысяча разных людей, — это тысяча разных книг.

Существует легенда, что на площади Св. Петра в Риме, есть в каком-то её месте невидимые ворота, через которые человек может исчезнуть из этого мира, как исчезли уже многие. Только попасть в невидимый этот проход очень трудно: необходимо то ли стать лицом к ним, то ли находиться ещё в каком-то точном положении по отношению к ним, прежде чем войти, — этого я не помню, но легенда эта существует.

Все фотографии Тарковского взяты из открытых источников, в том числе детские, с папой, мамой, сестрой.

Спасибо и счастливого воскресенья!

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте свой голос:

773
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

krasovskaya
krasovskaya

Его "Иваново детство" навсегда в моей ТОП-листе

Kvinta
Kvinta

Без усов совсем другое лицо )

OkiDokii
OkiDokii

Рекомендую послушать подкаст страдающее средневековье выпуск о смерти и грехах. И понять почему у нас искусство, философия и жизнь вообще в вечном «экзистенциальном кризисе», а «запад» нет.

Очень банальные вещи высказаны.

punica
punica

OkiDokii, "Книга, которую прочитала тысяча разных людей, — это тысяча разных книг".
Мне, например, он видится совершенно небанальной личностью - даже при условии, что мы помним о золотой для творческого поиска поре 60-х

Trommel
Trommel

punica, так банальное в подкасте, а не у Тарковского

Astrantia
Astrantia

OkiDokii, банальные вещи у Тарковского или в подкасте?
Двояко читается ваше высказывание.

Za-za-Zuuuu
Za-za-Zuuuu

после "Андрея Рублева" я поняла в насколько тепличных условиях я живу, и в то же время как я подконтрольна..и что жестокость человеческая, зависть, глупость вечны... равно как и талант, сердечность.. и война, набеги завоеватели, обращение в свою веру, фанатизм.. ... как это все жестко показано.. но так и есть.. нельзя об этом забывать.. и наши принципы невмешательства, могут сослужить дурную службу...

Interpretation
Interpretation

Za-za-Zuuuu, вот Тарковский по этому поводу оч хорошо сказал о том, что человечество настолько духовно незрело, что любое тело движение или его отсутствие чреваты.
Так что, тут куда не плюнь, наткнешься на тех, кто выгоду будет искать, а не доброе дело делать. И таких подавляющее большинство.

olanv
olanv

Насколько ему лучше без этих дурацких усов

Astrantia
Astrantia

Спасибо, автор. Прямо глоток воздуха на этом сайте. За ним и заходишь, но становится только душнее.

Vidanshtein
Vidanshtein

спасибо за пост. очень не эгоистичные мысли

Trommel
Trommel

Мне за Тарковского не обидно. Чего обижаться на недалеких людей.
Вернемся к корове, вот комментарии знающих больше нашего:
«Для съемок горящих людей использовали и используют специальный гель с охлаждающим эффектом. Для коров исключения не делают. Да и снимать реально агонизирующее и неуправляемое животное никто не рискнет по множеству очевидных причин.
Все подобные процессы в кинематографе управляемы и жестко контролируемы специальными службами. Не Тарковский решает чем жечь корову, а ответственный сотрудник пиротехнического цеха в согласовании с пожарной службой. Щщщас они вам будут вместо геля бензином поливать животное на съемочной площадке среди декораций и множества людей!
Хотя, корова, конечно напугалась. Тут спору нет.
Автор газетной статьи был редкостным... "специалистом". Не стоит тиражировать глупость.»

Trommel
Trommel

Trommel, и еще: «Позицию Тарковского разделяет и директор картины Тамара Огородникова. В беседе с кинокритиком Майей Туровской она назвала историю с сожжённой заживо коровой «совершенно надуманной». «В то время как мы снимали один из эпизодов татарского нашествия у Владимирского собора, приехала туда группа с Центральной студии документальных фильмов и попросила у меня разрешения снять наши съёмки. Я сдуру разрешила, они сняли как раз этот эпизод с коровой, и с этого всё пошло. На самом деле всё было элементарно. Нужно было, чтобы по двору металась горящая корова; её накрыли асбестом, обыкновенным асбестом, а сверху подожгли. Она, естественно, испугалась и стала бегать, что и нужно было. Ну, разумеется, корова не горела — я присутствовала на съёмке, и всё это было при мне. Вы же смотрите картины, там не то что корова — люди горят, но вам не приходит в голову, что их по-настоящему сжигают; это нормальное кино», — пояснила Огородникова. Статью в «Вечерней Москве» и слухи она связала с нежеланием некоторых людей допустить фильм к прокату.
Таким образом, существуют доводы в поддержку двух основных версий: корову сожгли заживо или корову накрыли асбестом и подожгли уже «накидку». Свидетельства из первой группы сложно счесть надёжными: их авторы не присутствовали непосредственно при съёмках этой сцены, многие из них опираются на рассказы третьих лиц или вовсе ни на чём не основываются. Этих недостатков лишены доводы об асбестовой «накидке», высказанные в первую очередь непосредственно участниками съёмок «Андрея Рублёва». При этом достоверно подтвердить эту версию невозможно, а Тарковский и его соратники в этой ситуации, очевидно, заинтересованная сторона и стремились добиться допуска фильма на экраны». То есть мы не можем это как-то комментировать...

Trommel
Trommel

Trommel, и еще: «Позицию Тарковского разделяет и директор картины Тамара Огородникова. В беседе с кинокритиком Майей Туровской она назвала историю с сожжённой заживо коровой «совершенно надуманной». «В то время как мы снимали один из эпизодов татарского нашествия у Владимирского собора, приехала туда группа с Центральной студии документальных фильмов и попросила у меня разрешения снять наши съёмки. Я сдуру разрешила, они сняли как раз этот эпизод с коровой, и с этого всё пошло. На самом деле всё было элементарно. Нужно было, чтобы по двору металась горящая корова; её накрыли асбестом, обыкновенным асбестом, а сверху подожгли. Она, естественно, испугалась и стала бегать, что и нужно было. Ну, разумеется, корова не горела — я присутствовала на съёмке, и всё это было при мне. Вы же смотрите картины, там не то что корова — люди горят, но вам не приходит в голову, что их по-настоящему сжигают; это нормальное кино», — пояснила Огородникова. Статью в «Вечерней Москве» и слухи она связала с нежеланием некоторых людей допустить фильм к прокату.
Таким образом, существуют доводы в поддержку двух основных версий: корову сожгли заживо или корову накрыли асбестом и подожгли уже «накидку». Свидетельства из первой группы сложно счесть надёжными: их авторы не присутствовали непосредственно при съёмках этой сцены, многие из них опираются на рассказы третьих лиц или вовсе ни на чём не основываются. Этих недостатков лишены доводы об асбестовой «накидке», высказанные в первую очередь непосредственно участниками съёмок «Андрея Рублёва». При этом достоверно подтвердить эту версию невозможно, а Тарковский и его соратники в этой ситуации, очевидно, заинтересованная сторона и стремились добиться допуска фильма на экраны». То есть мы не можем это как-то комментировать...

sandra_kids
sandra_kids

Это мысли образованного и много читающего человека, который, как бы ни кокетничал, из прочитанного много запомнил).
Сами по себе, эти отрывки даже не так интересны, как темы, на которые режиссёр рефлексирует, в контексте его времени. И по цитатам видно, что на самом деле они втрое больше и имеют более определённую структуру и логику, чем то, что здесь выложено)).

Надо будет глянуть, спасибо за вводную)

Doom
Doom

Тарковский - Гений. и этим все сказано. его творчество переживет любых злопыхателей.

La-laland
La-laland

Тарковский - один из лучших режиссеров за всю историю кинематографа. Его фильмы можно разбирать на цитаты, а каждый кадр-произведение искусства. С такими людьми всегда тяжело общаться в силу их мегаперфекционизма и полного погружения в творчество.

lindik
lindik

La-laland, "каждый кадр-произведение искусства "- как это точно! Его фильмы можно смотреть как картинную галерею, - какой другой режиссер может этим похвастать?

jilli
jilli

спасибо за пост

marianna8339
marianna8339

Возмущались им те, кто ничего не читал о его работе с материалом, о его творческих изысканиях. Они и этот пост не станут читать.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Битва образов: лучшее за неделю — от Даши Жуковой в бархате до Карди Би в железной маске
Ольга Крутая отметила день рождения в Дубае: Алсу, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие звезды на празднике
Dress Code. Миранда Мирианашвили провела благотворительный аукцион. Среди гостей — Владимир Познер, Полина Киценко, Оксана Бондаренко
Ангела Меркель попрощается с постом канцлера под песню "матери панк-рока" Нины Хаген
Китайские шопинг-стримы как новая мания: как блогеры перепридумали "магазин на диване" и почему это так популярно
Риз Уизерспун, Николь Кидман, Джулия Робертс и другие звезды отпраздновали День благодарения
Битва платьев: Сьюки Уотерхаус против Анны Делло Руссо
Режиссер Наталья Кудряшова обвинила продюсера Андрея Савельева в "захвате" ее фильма о Ксении Петербургской. Тот сослался на конфликт с РПЦ
Романтический уикенд в Париже: как Ляйсан Утяшева и Павел Воля отметили девятую годовщину свадьбы
Модный дайджест: от уникального бриллианта до нового бренда Александра Терехова
Dress Code. В Москве прошел закрытый обед в честь зимнего сезона в Куршевеле. Среди гостей — Рената Литвинова, Андрей Малахов, Вика Газинская
В сети обсуждают конфликт между феминистками Дарьей Серенко и Аленой Поповой: первая обвинила вторую в эксплуатации труда
В мире появился новый штамм коронавируса. Предполагается, что он более заразен и устойчив к вакцинам
Мадонна раскритиковала Instagram за цензуру в отношении женской груди: "Соски кормят младенцев!"
Мужчина, отсидевший 16 лет за изнасилование автора "Милых костей" Элис Сиболд, признан невиновным
Битва платьев: Кайли Дженнер против Натальи Якимчик
Старшая дочь Романа Абрамовича Анна гостит в России: встретилась со студентами "Сколково" и отправилась на Камчатку
Канье Уэст публично заявил, что хочет спасти свой брак с Ким Кардашьян: "Я делал неприемлемые вещи"