Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Кончаловский VS Тарковский

146
Кончаловский VS Тарковский

Из книги Андрея Кончаловского «Возвышающий обман» 1999:

Тарковскому «Дворянское гнездо» резко не понравилось. Правда, к следующей моей картине — «Дяде Ване» он от­несся весьма одобрительно, но все, что я делал вслед затем -и «Романс о влюбленных», и «Сибириаду», и мои амери­канские картины, — не воспринимал всерьез.

Последние годы, время создания четырех его последних картин, мы практически не общались. Наши творческие позиции разошлись до степеней, уже непримиримых. На­верное, это типично русская черта — чрезмерность. Хотя, казалось бы, что делить? Всем хватит места на земле.

Я отвечал Тарковскому подобным же неприятием. Счи­тал претенциозными и «Ностальгию», и «Жертвоприношение». Считал, что он больше занят поиском себя самого, чем истины. Он чем-то напоминал мне ту самую розановскую вдову, смотрящуюся на себя в зеркало. Даже же­лание сохранить раз найденный стиль, казалось мне, по­давляло смысл его фильмов. Конечно, это субъективно.

Быть объективным мешают мне долгие годы, связавшие нас дружбой, совместной работой, соперничеством, рев­ностью. Мешают и постоянные сомнения: каждый, навер­ное, подвержен им в оценке людей, мотивировок их по­ступков. Прежде всего я имею в виду фильмы: они и есть главные поступки режиссера. Думаю, не один я — все, кто пишет о нем сегодня, в большей или меньшей мере пред­взяты.

Правда, есть и критерии вполне объективные — к при­меру, отзывы, которые он получил на Западе. Там отно­шение к нему было гораздо менее подвержено влиянию партийных схем. И оно свидетельствует, что Андрей по­тряс устоявшиеся основы, поставил себя в ряд истинных художников.

Бергман считал Тарковского единственным из режиссе­ров, кто проник в мир сновидений. Тот мир, который Берг­ман лишь интуитивно нащупывал, Тарковский сумел во­плотить в кино. Большей похвалы Андрей не мог и ждать. Он глубоко ценил каждое бергмановское слово о своих кар­тинах. Правда, Бергман сказал и то, что последние карти­ны Тарковский снимал уже «под Тарковского», — но это написано, когда Андрея уже не стало.

Продюсер Катинка Фараго (Швеция) о взаимовлиянии режиссеров 2018:

Вне всякого сомнения, Бергман действительно восхищался Андреем. И передал нам это чувство. Во время съемок Бергман устраивал для своей съемочной группы что-то вроде киношколы. Каждый вторник вечером он показывал нам кино — два полных метра, потом два коротких. Это был очень длинный сеанс (смеется). И так по его настоянию мы посмотрели всего Тарковского.

Помню, когда стало понятно, что Андрей будет снимать в Швеции, Бергман был полон энтузиазма. Потом его чувства слегка изменились. После картины «Фанни и Александр» Бергман решил, что больше не будет снимать кино. Почти всю его группу Тарковский взял к себе на «Жертвоприношение». Это были, например, актер Эрланд Йозефсон, оператор Свен Нюквист, а также звукорежиссер, художник-постановщик, художник по костюмам и т.д. Я в том числе. И Бергман серьезно нас приревновал. «Это конец», — заявил он мне на полном серьезе. Это было настолько глупо и по-детски, что я рассмеялась.

— Что было самым сложным в работе с ним?

— Главная сложность была в том, что он был очень русским (смеется). Это не в обиду сказано. Просто реалии нашей киноиндустрии сильно отличались от того, к чему он привык. Например, Андрей долго подозревал в жульничестве едва ли не каждого, кто отвечал за финансы. Был и такой эпизод. Предстояла трудная сцена, которую Андрей хотел снять одним кадром. Смена уже должна была закончиться, однако никто не приходил. Группа вернулась только через несколько часов. Я спросила: «Чем вы все это время занимались?» — «А это режиссер приказал нам вручную убирать выпавший снег». Вне себя я пошла к Тарковскому, чтобы выяснить, зачем он это сделал — ведь можно было просто заказать трактор. На это Андрей ответил мне, что машина стоит денег...

Из книги Андрея Кончаловского «Возвышающий обман» 1999:

Первым толчком к расхождению стало сомнение в том, что он правильно работает с актерами. На съемках «Рубле­ва» он так заталдычил им головы своими рассуждениями, что они уже перестали понимать, как и что делать. Я говорил ему:

— Ты можешь объяснить по Станиславскому, чего от них хочешь?

...Андрею принципы Станиславского были вполне чужды. Своими разговорами он был способен дове­сти любого актера до полного изнеможения. Происходило это, на мой взгляд, потому, что склад его ума был не анали­тический, а интуитивный. Ему трудно было объяснить же­лаемое актеру, точно так же, впрочем, как и сценаристу.

Работая над сценарием «Рублева», мы с ним поехали в Гру­зию. Ночью шли, разговаривая, по дороге, и он все повторял:

— Вот хотелось бы, понимаешь, как-то эти лепесточки, эти листики клейкие… И вот эти гуси летят… «Что же он хочет?» — спрашивал я себя.

— Давай говорить конкретнее. Давай подумаем о драма­тургии.

А он все лепетал про лепесточки и листики, среди кото­рых бродила его душа. Но писать-то надо было действие.

Из дневника Андрея Тарковского «Мартиролог»:

15 августа 1971

Плохую службу сослужил Станиславский будущему театру — такую же, приблизительно, как Стасов живописи. Эта идейность, так называемое «направление», как писал Достоевский, — все это подменило и задачи, и смысл искусства.

18 февраля 1972

Я еще ни разу не видел сцены — ни одной — в актерском исполнении, где бы не было одной и той же ошибки: сначала «оценить», а затем подумать и уж потом только сказать. Страшное, противоестественное рассиживание, отсутствие мысли, состояния, невозможность мыслить непрерывно и произносить слова ради мысли, а не ради самого слова. Этакая последовательность вместо одновременности слова, дела, мысли и состояния души. Всё вместе это называется русской актерской школой, кажется. В этом самая глубокая ошибка, неправда и ложь.

Из книги Андрея Кончаловского «Возвышающий обман» 1999:

Часто говорят о духовности его картин, о пронизываю­щем их нравственном идеале, об их религиозности. Отте­нок их религиозности, как мне кажется, показывает суще­ство проделанной им эволюции от культуры русской, пра­вославной, основанной сугубо на чувстве, к культуре западной.

В своем искусстве он становился все более католиком, даже .протестантом, чем православным, сколь это перерож­дение ни странно для него. «Если я говорю голосом ангела или дьявола, а любви не имею, то слова мои — медь гремя­щая и кимвал бряцающий» — это библейское изречение мы вложили в уста Андрея Рублева. От этой чувственной люб­ви Тарковский все более уходил к любви духовной. Душу у него заменил дух. Душа — начало женское, теплое, согрева­ющее, колышащееся, робкое. Дух — начало мужское. Он -стекло (хочется сказать по-старославянски — сткло) и лед.

Тарковский не одинок в этом движении. Мне кажется, он продолжает целый ряд великих русских, уходивших в своем духовном развитии от православия, — Чаадаев, Печерин.

Печерину принадлежат строки: «Как сладостно отчизну не­навидеть и жадно ждать ее уничтоженья». Он принял като­лицизм и уехал на Запад. Кстати, Лермонтов не случайно дал своему герою фамилию Печорин — в нем черты Печерина, уставшего от родной страны человека. 

Из дневника Андрея Тарковского «Мартиролог»:

3 мая 1980. На пути в Loreto, Portonovo Boschetto

Удивительный случай произошел со мной сегодня. Мы были в Loreto, где Франко Терилли молился своему патрону — одному из покойных пап. В Loreto — знаменитый собор (вроде Лурда), в середине которого находится дом, перенесенный из Назареи — дом Марии, где родился Иисус. Когда я был в соборе, мне показалось обидным, что я не могу помолиться в католическом соборе, не то что не могу, но не хочу. Он чужой мне все-таки. Потом мы случайно попадаем в маленький приморский городок Portonovo, в старый маленький собор X века. И на алтаре я вижу вдруг Владимирскую Божию Матерь. Оказалось, что когда-то некто русский художник подарил церкви эту копию, видимо, сделанную им, Владимирской Божией Матери. Подумать только! В католической стране совершенно неожиданно увидеть в церкви православную икону после того, как я подумал о невозможности молиться в Лорето. Это разве не чудо?

9 мая Рим

Ночевали на даче у Франко и Джулии в Boschetto. Приснился странный сон. Когда я проснулся, очень хорошо его помнил и определенно ощутил, что его следует толковать в самом хорошем смысле. С тем и заснул снова. А когда проснулся совсем, уже его не мог вспомнить. Помню, что в связи с Владимирской Божией Матерью Что-то. И очень хорошо.10 мая Рим

Прошлой ночью мне приснилось, будто я проснулся в незнакомом месте, на земле, где я спал вместе с мамой. Какой-то полузнакомый деревенский пейзаж. Я подошел к ручью и умывался. Я совершенно не понимаю, как я здесь очутился. Мама же говорит, что я накануне выпил лишнего, поэтому и не помню, как сюда попал. Странный сон… Уж не к смерти ли моей? Господи, помоги!

Из книги Андрея Кончаловского «Возвышающий обман» 1999:

Помню, после «Зеркала» мы вышли из зала с критиком Гастевым. Нам обоим картина не понравилась, он припом­нил фразу Андре Жида: «Когда искусство освобождается от всех цепей, оно становится прибежищем химер». Это закономерно: у кого-то картина вызывает возмущение, у кого-то — приятие, у кого-то — обожание, у кого-то — шок. Работы большого художника вовсе не должны принимать­ся всеми и однозначно.

Возможно, в Тарковском есть что-то, мне недоступное. Даже завидую тем, кого его картины потрясают. Сам факт, что его творчество производит такой эффект, что оно так влиятельно в среде молодых режиссеров, уже говорит о его значительности. Бунин говорил об «Анне Карениной», что из нее неплохой бы роман мог получиться, вот только надо слегка почистить. Для меня картины Тарковского слишком длинны, им недостает чувства меры, надо бы их перемон­тировать. Они как прекрасная музыка, исполняемая слиш­ком медленно. Сыграйте соль-минорную симфонию Моцар­та, замедлив раза в три. Никогда не мог понять, зачем Анд­рею такая медлительность. Но он неизменно был уверен, что именно такой ритм и создает нужное восприятие.

Музыка — не один ритм, а смена ритмов. Андрей, мне казалось, насилует саму природу восприятия. Может, я ошибаюсь, может, меня преследует страх посредственнос­ти, человека, не чувствующего в себе одержимости талан­та сломать все барьеры. Может быть, Андрей достиг, гово­ря словами Шкловского, головокружительной свободы, а мне она не дана.

Из дневника Андрея Тарковского «Мартиролог»:

21 апреля 1973

Может быть, ответить кому-нибудь на ругательное письмо по поводу «Зеркала»? А зачем? Чтобы убедить неграмотного, низко чувствующего человека, что он неправ? Чтобы доказать себе, что я прав? Для того, чтобы воспитать кого-то? Все это не мое дело. А мое дело — заниматься тем, что Бог дал, несмотря на ругань. Во все времена была ругань, темнота, снобизм. Я не думаю о себе слишком восторженно — просто надо нести свой крест. А была ли это насмешка, или я был прав — время укажет.
Толстого не может читать и любить человек эгоистический. Толстой враждебен ему. Правда, он может, обманывая себя, думать, что только он понимает Толстого.

21 декабря 1978

Боже, какая простая, даже примитивная идея-время. Да это простой способ дифференцировать материально и соединить единовременно наши существа, ибо в материальной жизни ценятся синхронные усилия отдельных людей. Время — лишь способ общения, в него завернуты мы словно в кокон, и ничего не стоит сорвать эту вату веков, окутывающую нас, с целью получить общие, единые и единовременные ощущения.

Я знаю, что далек от совершенства, даже более того, — что я погряз в грехах и несовершенстве, я не знаю, как бороться со своим ничтожеством. Я затрудняюсь определить свою дальнейшую жизнь, я слишком запутан теперешней жизнью своей.
Я знаю лишь одно — что так жить, как я жил до сих пор, работая ничтожно мало, испытывая бесконечные отрицательные эмоции, которые не помогают, а наоборот, разрушают ощущение цельности жизни, необходимое для работы — временами хотя бы, нельзя больше. Я боюсь такой жизни. Мне не так много осталось жить, чтобы я мог разбазаривать свое время!

Вера и искренность при «разговоре» с будущим зрителем — вот единственный критерий этих отношений. Других нет и быть не может

Звонил какой-то «неизвестный» (Лариса говорила) и заявил, чтобы я «не хамил» в адрес С. В. Михалкова. Что за притча? То ли он жертва сплетни, то ли провокатор.
Единственное — я на последней встрече рассказал о том, как некоторые обивают пороги начальства и просят званий и орденов. М. б., «на воре шапка горит»? Но никаких имен я, конечно, не называл.

29/30 сентября Ночь 1986 (за три месяца до смерти)

Приснился уголок милого монастырского двора с огромным вековым дубом. Неожиданно замечаю, как в одном месте из-под корней вырывается пламя, и я понимаю, что это результат множества свечей, которые горят под землей, в подземных ходах. Пробегают две перепуганные монашки. Затем пламя вырывается на поверхность, и я вижу, что гасить поздно: почти все корни превратились в раскаленные угли. Я ужасно огорчен и представляю это место без дуба: какое-то ненужное, быссмысленное, ничтожное.

Оставьте свой голос:

1194
+

Комментарии Скрыть комментирии

Войдите, чтобы прокомментировать

Lagertha
Lagertha

От одних кадров этих захотелось повеситься, простите, эстеты-киноманы.

Annaochaeva
Annaochaeva

Lagertha, я с вами.

ZazaZaza
ZazaZaza

Lagertha, я даже не порываюсь смотреть, такая тоска уныло-безнадежная. Понятно, что жизнь не только розовые пони на зеленых лужайках, но загонять себя осознано в депресняк не хочется

blueberry
blueberry

ZazaZaza, ну может надо жить веселее?)

ZazaZaza
ZazaZaza

blueberry, так я и не грущу, а Тарковский всегда был и будет на редкого любителя, остальные просто пытаются быть оригинальными

Tyche
Tyche

ZazaZaza, зато после просмотра таких фильмов я чувствую себя гораздо лучше, потому что понимаю как хороша моя жизнь))) ну так, тревожно чутка, конечно, но не так уж всё и плохо!

kathrine
kathrine

ZazaZaza, моя мама меня привела в кино смотреть "Зеркало" , когда мне было лет 14. Сказав, что хочет,чтоб я посмотрела этот фильм в разном возрасте. И предупредила, что фильм может показаться мне " с сумасшедшинкой". Семейное предание гласит, что ребенок выкатился из "Иллюзиона" с криками:" Да он вообще без нормалинки!". С тех пор тщетно пытаюсь понять фильмы Тарковского. Мне откровенно скучно ( Бергман мне тоже скучен), картинка красивая, но все это тянется бесконечно, меня тянет в сон одновременно с осознанием собственной интеллектуальной ничтожности и полной бездуховности. Терехову люблю нежно, она у Тарковского прекрасна, но фильмы не люблю.
А вот "Дворянское гнездо" люблю , и "Сибириаду " тоже.
Я полностью согласна с Тарковским по поводу эгоистичного человека и его видения Толстого. По мне , что Толстой навязывает ( красоту, точку зрения, мораль), что Тарковский ( красоту и мысли,и красоту мысли тоже). И у меня возникает стихийное сопротивление. Впечатление от его фильмов,что меня куда-то медленно и неотвратимо тащат, усыпляя бдительность красотой. Не доросла, наверное. Как и до Бергмана, от которого для меня ощущение пенсии и не самой радостной.

Anita0
Anita0

kathrine, а Сталкер?

kathrine
kathrine

Anita0, книга очень отличается от фильма, это вообще разные истории,хоть и Стругацкие писали сценарий. Но у Стругацких всегда есть жизнеутверждающая нота, а в фильме опять красотой,как дымкой , все закрыто, а остаётся чувство не самое хорошее после просмотра. А я старомодная, мне катарсис нужен обывательский, а вместо него опять красивая картинка, Кайдановский ( на игру которого можно смотреть бесконечно) и острое сознание собственного несовершенства и неспособности понять гениальный замысел. Вообще,пока писала, поняла, что меня фильмы Тарковского реально вампирят. Как будто кровь пьют , гипнотизируя красотой.

Anita0
Anita0

kathrine, книга и фильм вообще не пересекаются. Я просто фанат Стругацких, поэтому, конечно, понимаю, о чем говорю. Но на момент просмотра Сталкера я еще не прочла Пикник на обочине и даже не подозревала, что фильм снят по мотивам этого произведения.Что-то вампирское, кстати, в фильмах Тарковского есть, интересную вы аналогию подобрали, я бы не додумалась. Но именно Сталкер мне нравится, есть в нем что-то жизнеутверждающее, как ни странно какая-то трепечущая жажда жизни, жажда счастья, жажда очищения.
мне Сталкер очень нравится
остальное тоже недолюбливаю

Anita0
Anita0

Anita0, *трепеЩущая

Trommel
Trommel

Lagertha, простите, а вы Зеркало не кадрами, а полностью видели?)

Elrebring
Elrebring

Lagertha, почему-то в хорошем русском кинематографе и литературе довольно много депрессивных мотивов. Не везде, конечно. Но всё же.

vikikristinabarselona
vikikristinabarselona

Elrebring, как и в литературе. Русская душа

Astrantia
Astrantia

Elrebring, когда затрагивается тема духовно возвышающая, то в ней не по ерничаешь и не по юморишь, она не депрессивная, а освобождающая, от мелкого и суетного.

Hellf
Hellf

Elrebring, не депрессивных. меланхоличных скорее. ну по крайней мере у Тарковского

Murzilka
Murzilka

Lagertha, А меня завораживает именно красота картинки и визуала у Тарковского. Но сами Фильмы невыносимо долгие и муторные, соглашусь с Кончаловским, все таки надо какое-то чувство меры иметь))) И вижу, что Звягинцев все таки вдохновлялся Тарковским.

InnaVP
InnaVP

Murzilka, к вопросу о красоте картинки. Георгий Рерберг был гениальным оператором, настоящим художником-он "Зеркало" снимал.

Trommel
Trommel

InnaVP, да, и тоже не молча всегда снимал, подчиняясь указкам режиссеров. Он везде соавтор)

Murzilka
Murzilka

InnaVP, Вы хотите сказать, что это заслуга оператора, а не режиссера? Я думаю, тут все таки вместе. Хотя работа оператора очень важна, но все таки то что в кадре придумывает и собирает режиссёр. Это как фотограф на съемках, вроде стилист придумает в своей голове картинку, все сделает, модель соберёт, кадр, а фотограф раз за разом всё запарывает, хоть плач. У меня такое было. И вроде все объясняешь как надо, как хочется, но если нет чувства красоты и вкуса , то человек просто не понимает, не видит, и все портит(((

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Таинственное кольцо на мизинце и часы принцессы Дианы: Меган Маркл вышла в свет в украшениях стоимостью 400 тысяч долларов

Таинственное кольцо на мизинце и часы принцессы Дианы: Меган Маркл вышла в свет в украшениях стоимостью 400 тысяч долларов

Монархии 18232 126
Редкий выход: Наталья Водянова и Антуан Арно на открытии выставки русских живописцев в Париже

Редкий выход: Наталья Водянова и Антуан Арно на открытии выставки русских живописцев в Париже

Звездные пары 28055 56
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Наталья Османн, Кьяра Ферраньи и другие на показе Boss

Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Наталья Османн, Кьяра Ферраньи и другие на показе Boss

Новости моды 16800 38
Оксимирон, Павел Табаков, Федор Бондарчук и другие в трейлере фильма "Ампир V" по роману Виктора Пелевина

Оксимирон, Павел Табаков, Федор Бондарчук и другие в трейлере фильма "Ампир V" по роману Виктора Пелевина

Кино 10167 57
Линда Евангелиста рассказала, что изменилась до неузнаваемости из-за неудачной косметологической процедуры: "Меня изуродовали"

Линда Евангелиста рассказала, что изменилась до неузнаваемости из-за неудачной косметологической процедуры: "Меня изуродовали"

Новости красоты 35548 104
Неделя моды в Милане: Джиджи Хадид с новым цветом волос на показе Alberta Ferretti

Неделя моды в Милане: Джиджи Хадид с новым цветом волос на показе Alberta Ferretti

Новости моды 10707 29
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Джоан Смоллс на показе Max Mara

Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Джоан Смоллс на показе Max Mara

Новости моды 12569 37
Битва платьев: Снежана Георгиева против Сары Хайленд
Неделя моды в Милане: Наоми Кэмпбелл, Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Эмили Ратажковски, Дуа Липа на показе Versace
Модный дайджест: от кампании с Беллой Хадид до детской бьюти-линейки от Кайли Дженнер
Илон Маск и Граймс расстались
В сети обсуждают появившегося на публике человека, похожего на Виктора Пелевина. Писателя не видели уже 20 лет
Неделя моды в Милане: Тина Кунаки, Бар Рафаэли, Барбара Палвин и другие на показе Missoni
Мини-юбка и ракетка: Кейт Миддлтон сыграла в теннис с чемпионами турнира US Open
Паулина Андреева и Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова, Олеся Судзиловская и другие на вечеринке в Сочи
Эшли Олсен вышла в свет со своим возлюбленным Луи Эйснером — впервые за четыре года с начала отношений
Александр Овечкин рассказал о воспитании сыновей и отношениях с женой Анастасией Шубской: "Мы разные, но это хорошо"
Меган Маркл и принц Гарри на улицах Нью-Йорка: новые фото
Маша Федорова, Аврора, Игорь Чапурин и другие на бьюти-вечеринке в Москве
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Тина Кунаки, Белла Торн и другие на показе Etro
Шэрон Стоун, Орландо Блум, князь Альбер II и другие на гала-вечере в Монако
Вышел новый трейлер фильма "Спенсер" с Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы
"Кинотавр-2021": Федор Бондарчук, Паулина Андреева и другие на премьере фильма "Капитан Волконогов бежал"
Битва платьев: Светлана Устинова против Евгении Миловой
Чем порадовать свои волосы этой осенью: новые гаммы для ухода и яркие аксессуары