Мария Орлова

С начала пандемии коронавируса социальные сети (а порой — и реальную жизнь) сотрясают споры масочников и антимасочников. Новая инфекция поражает не только респираторную систему человека, но и общественное сознание.

Почему те, кто не носят маски, так горячо нападают на тех, кто носит маски? В чем причина такой острой реакции людей на элементарные средства защиты от инфекции, о которых нам еще в школе на уроках начальной военной подготовки рассказывали? В спорах масочников и антимасочников выяснилось, что протестующие против ношения масок граждане подводят под свой протест некие конспирологические мотивы: дескать, весь этот ковид и маски выдумали те, кто хочет нас поработить, надеть на нас намордники — символ принуждения.

Смотришь на этих бедолаг, и думаешь: ну вот кому надо вас порабощать, таких несчастных? В нынешнем мире такая ответственность, как рабы, никому не нужна. Ведь что такое рабство, или еще не забытый нами крепостной строй (потом воспроизводившийся в советских колхозах и на советских заводах)? Хозяин должен взять на себя ответственность за раба, кормить его, предоставлять ему кров и одежду. В принципе, существование раба многим психологически комфортно — не надо ни за что отвечать, в том числе, за самого себя. Поэтому люди так сильно тоскуют по советскому прошлому, когда в люди выводила заводская проходная, когда родной завод давал квартиру, лечил в поликлинике, наделял путевкой в санаторий и в пионерлагерь для ребенка… Концлагеря и ГУЛАГ — доведенная до ужаса система принудительного труда на хозяина-государство, тоже, так сказать, на полном гособеспечении.

Новый постиндустриальный мир имеет другие законы. В нынешнем мире не нужно захватывать чужие территории — надо завоевывать рынки сбыта. Также теперь и порабощать никто никого не собирается. Фриланс и аутсорсинг менее обременительны для работодателя, чем содержание кучи рабов, и несения ответственности за них. Но каждый конкретный человек, конечно, в этих условиях отвечает за себя только сам. И многим не по плечу эта ответственность. Они как бы ищут ту сильную руку, которая их опять куда-то принудительно поведет. Вроде и страшатся, но ищут.

И тут мы сталкиваемся с еще одним небывалым доселе обстоятельством нынешней пандемии. Дело в том, что больших эпидемий не случалось так давно, что за эти десятилетия успел уйти очень важный фактор восприятия — религиозный. Раньше эпидемии ведь как понимали? Как проявление Божьего гнева. «На все воля Божия, по грехам нашим», — это объяснение устраивало массовое сознание. Сейчас совпало два фактора. С одной стороны, вечно молчавший простой обыватель получил доступ к возможности высказать свое дремучее мнение через социальные сети — причем часто в комментариях у кого-то известного, знающего о предмете больше, чем комментирующие. А с другой стороны, в Бога этот обыватель больше не верит. Во всяком случае, не верит с таким смирением перед непознаваемым, как его предки.

И значит, начинаются попытки найти другое объяснение, помимо Божией воли. Потому что поверить, что миром правит не разумная сила, а бессмысленный хаос, не в силах даже самый отпетый атеист. Путь это будет какой-то злокозненный, но поддающийся логическому объяснению мировой заговор. Это как-то легче принять, чем холодную череду нелепых случайностей.

Поскольку обыватель теперь может не только на кухне за печкой обсуждать свои сказочные теории про то, как «есть еще земля, где все люди с песьими головами за неверность», но и в паблик такие рассуждения выводить — подобное ищет подобное, сторонники всяких диких теорий сбиваются в стаи, усиливают бред друг друга.

К сожалению, верующие тоже подвержены сегодня этой конспирологии. Дезинфекция лжицы для причастия стала этой весной серьезным поводом для разделений. Ношение масок тоже некоторыми православными отвергается категорически.

На днях мы беседовали об этом с новым митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием (Ермаковым). Так вот, владыка Амвросий, который очень серьезно относится к соблюдению противоэпидемических мер, объясняет этот феномен так: «У нынешних поколений верующих не было опыта эпидемий, но был опыт гонений. И теперь любые попытки как-то их ограничить в церковной жизни воспринимаются именно сквозь призму советских гонений». Да, это действительно так. И тут — еще один фактор, искривляющий коллективную психику в наше сложное время.

Надеюсь, мы доживем до времени, когда все происходящее сегодня смогут как следует изучить психологи, социологи, политологи и прочие антропологи. А пока — берегите свои головы, фильтруйте информацию, поступающую в них. Разум вам еще пригодится. И носите маски: в любом случае, это барьер, который не позволяет чужим соплям и слюням попасть на ваше лицо. Кроме того, в общественных местах без масок вас просто оштрафуют. А в магазинах — еще и продавщиц оштрафуют, на сумму больше, чем их зарплата.

Подпишитесь на наш
Блоги

Теория заговора: что стоит за спорами масочников и антимасочников?

22:37, 4 ноября 2020

Автор: Gopi

Комменты 332

Аватар

Это ж какой надо фантазией обладать. чтобы провести параллель между маской и порабощением. Я за маски, считаю если будут носить их все, то распространение болезни начнет снижаться. По улице, конечно, хожу без нее, но в обще. местах сразу надеваю, и однократно. Не замечаю за собой особой агрессии по отношению к "противникам рабства", разве что некомфортно себя чувствую когда мне в лицо утыкаются или висят на плечах в очереди.

Y

Это что еще за уйня, пропагандонская

Аватар

ну, щас начнется

Аватар

Посыл текста правильный, но написанно грубо.

Аватар

Где счета страдальцев в маске и очках? Приголубьте меня

Подождите...