Они познакомились осенью 1974 года, вскоре после того, как Михаил Барышников оказался в Нью-Йорке. И вскоре их знакомство переросло в прочную, крепкую дружбу.

В СССР пути поэта и танцовщика двигались по совершенно разным орбитам и никогда не пересекались. Иосиф Бродский родился в 1940 г. в Ленинграде, во время войны жил в эвакуации в Череповце, а после ее окончания вернулся обратно. Он часто менял школы, после 8-го класса устроился на завод фрезеровщиком, затем сменил еще несколько профессий – работал помощником прозектора в морге, кочегаром, фотографом, участвовал в геологических экспедициях. Но при этом постоянно занимался самообразованием и уже в юности понял, что больше всего его привлекает литература.


Михаил Барышников появился на свет на 8 лет позже, в Риге – туда его отца-офицера направили проходить службу. С 10 лет он начал заниматься в балетной школе. Когда Михаилу едва исполнилось 11 лет, его мама покончила с собой. Отец вскоре женился во второй раз, и сыну в новой семье места не нашлось. Во время гастролей в Ленинграде ему предложили поступить в хореографическое училище, он переехал в Ленинград и с тех пор с отцом не общался.

В тот же период, в 1960-х гг., в Ленинграде заговорили о Бродском – после того, как он выступил на поэтическом турнире в ДК им. Горького. В 1963 г. во время выступления на пленуме ЦК КПСС Никита Хрущев призвал искоренять среди молодежи «лежебок, нравственных калек и нытиков», пишущих на «птичьем жаргоне бездельников и недоучек». Одной из мишеней стал Иосиф Бродский: в том же году в газете «Вечерний Ленинград» в статье «Окололитературный трутень» авторы заклеймили поэта позором. Спустя год его арестовали за тунеядство – хотя его стихи публиковали в детских журналах, а издательства заказывали ему переводы. Бродского судили и приговорили к 5-летней высылке из Ленинграда в Архангельскую область. Поэт работал в совхозе, а в свободное время много читал, увлекся английской поэзией и стал учить английский язык. О досрочном возвращении поэта из ссылки хлопотали многие известные писатели. В сентябре 1965 года Иосиф Бродский был официально освобожден. 

В том же году в США вышел первый сборник стихов Бродского, а сам он все чаще общался с иностранными издателями. В 1972 г. поэта вызвали в ОВИР и предложили ему покинуть СССР, дав понять, что в качестве альтернативы может быть только психиатрическая лечебница. 

Тем временем Барышников окончил хореографическое училище и был принят в труппу Театра оперы и балета им. С. Кирова. Его карьера развивалась стремительно, вскоре он исполнял ведущие классические партии во многих постановках. А затем Барышников начал выступать за границей, и ему стали поступать предложения зарубежных импресарио. В то же время на родине академические постановки не могли удовлетворить его творческих амбиций.

Летом 1974 г. он отправился на гастроли в Канаду и попросил там политического убежища. Стать невозвращенцем его побудили скорее творческие, а не политические причины. В июле того же года он дебютировал в Нью-Йорке в балете «Жизель», и с тех пор исполнил множество ведущих партий в классических и современных постановках, став премьером, а затем и руководителем Американского театра балета. Позже он оставил классический балет и освоил новое направление – модерн. Помимо этого, Барышников снялся в нескольких фильмах в Голливуде.

Выбор Барышникова был добровольным, эмиграция Бродского – вынужденной. Перед отъездом он даже написал письмо Брежневу с просьбой позволить ему остаться в СССР хотя бы в качестве переводчика, однако эту просьбу так и не услышали. В США его дальнейшая судьба сложилась успешно – Бродский преподавал в университетах, прославился как автор многочисленных эссе, переводил на английский стихи Набокова, в 1986 г. опубликовал собственный поэтический сборник, а спустя год получил Нобелевскую премию в области литературы.


 

Вскоре после того, как Барышников оказался в Нью-Йорке, он познакомился с Бродским. Со второй же встречи они перешли на «ты», о чем артист рассказывал: «Он предложил перейти на «ты», но с одним условием: вместо «Миша», он, по созвучию, предложил называть меня «Мышь»… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя – «кот Joseph». Так мы друг друга и называли до последнего дня нашей дружбы». Эта дружба оказалась долгой и крепкой – она продолжалась 22 года, до самой смерти поэта. Барышников был первым, кому Бродский доверял свои секреты и читал новые стихи. Очень часто танцовщик становился адресатом его стихотворений. 

В 1988 г. артист и поэт стали совладельцами ресторана «Русский самовар», где оба часто бывали. Но их объединяли скорее не партнерские отношения, и даже не интерес к творчеству друг друга, а настоящее родство душ, безотносительно к роду занятий. Бродский писал о своем друге: «Единственный человек, с которым я был мало знаком в России, – это Миша Барышников. Здесь мы с ним видимся довольно часто – просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции. Человек, который – помимо всего прочего! – знает стихов на память гораздо больше, чем я. Это очень странно, но как мы встретились с Мишей я, ей-богу, не могу вспомнить. Но одно могу сказать: он на меня произвел – и производит – колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более, что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего – своим совершенно невероятным природным интеллектом... Меня балет никогда особенно не интересовал. И до сих пор не интересует. Хотя, надо сказать, когда я вижу на сцене Барышникова, то это ощущение совершенно потрясающее. Я даже думаю, что это вообще уже даже и не балет – то, чем он занимается...».


 

Смерть поэта стала для Барышникова большой утратой. Данью памяти о друге стал спектакль «Бродский / Барышников», премьера которого состоялась в 2015 г. в Риге. По задумке латвийского режиссера Алвиса Херманиса, на протяжении всей постановки на сцене остается только один актер – Михаил Барышников, который читает прозу и стихи Иосифа Бродского.
 

Подпишитесь на наш
Блоги

Иосиф Бродский и Михаил Барышников

15:03, 30 мая 2020

Автор: JoannaS

Комменты 146

Аватар

Спектакль Бродский/Барышников больше не идёт, сейчас Херманис поставил на Барышникова другой спектакль - Белый вертолет про отречение Пары Римского Бенедикта.

Аватар

Я, к своему стыду, впервые увидела Михаила в " Сексе в большом городе " . Я ничего о нем не знала, но он оставил неизгладимое впечатление. Он очень обаятельный человек.

Аватар

Шикарный, шикарный Барышников. Вне времени, возраста, поколений Одна моя знакомая, сильно в возрасте, также во времена ссср эмигрировала в НЙ, где волею судеб была знакома с МБ, покорила его и он даже за ней ухаживал, ух, как представлю

A

К Бродскому, как к поэту, абсолютно равнодушна, но мне очень понравилась книга "Диалоги с Иосифом Бродским" С. Волкова, его интеллект и уровень образованности впечатляют, рекомендую, очень интересная книга и читается легко.

Аватар

Мое любимое у Бродского. Сейчас особенно актуальное, успокаиваю себя в изоляции им. Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку? За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья. Только в уборную — и сразу же возвращайся. О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора. Потому что пространство сделано из коридора и кончается счётчиком. А если войдёт живая милка, пасть разевая, выгони не раздевая. Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером таким же, каким ты был, тем более — изувеченным? О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу. В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной. Ты написал много букв; ещё одна будет лишней. Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция. Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция. Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Подождите...