Дисклеймер: это пост с миллионным ИМХО на тему русского рэпа (русский = русскоязычный). Да, у вас есть возможность прочитать на эту тему статьи действительно талантливых авторов, благо феномен русского рэпа уже лет пять препарируют на молекулы все, кому не лень.
Я осознаю, что мое мнение  - повтор повтора, но не могу сдержаться, ведь каждый раз, когда на Сплетнике кто-то пишет, что русский рэп - бесталанный ( раньше музыка была лучше, а трава - зеленее), в моем сердце загорается священный огонь возмущения, а руки рвутся к написанию этого поста.

Итак, поехали


Начну с "глубокой" мысли, что русский рэп  - совсем не то же самое, что американский. И это не оценочное суждение вроде того, что русский рэп - ужасен, а его заокеанский старший брат - прекрасен. Или наоборот. Русский рэп, конечно, более провинциален и работает на небольшой, довольно бедный рынок. Поэтому уровень продакшена в среднем здесь совсем не тот, что в США. Но это не определяющее отличие русского рэпа. Пара десятков лишних миллиардов в музыкальной индустрии легко подтянули бы уровень битов и собрали бы по 3-4 матерых продюсера на производство каждого альбома. Фундаментально  же русский рэп отличается своими корнями, культурным наследием. Или, по крайней мере, тот рэп, про который я буду писать, и который взломал счетчик просмотров на рэп-баттлах. 

На этот рэп очень сильно повлияла наша русская логоцентричность. В России вообще со словом отношения крайне непростые, и отнюдь не чисто функциональные. Русское слово - что угодно, но не просто средство коммуникации или ведения бизнеса. Только у нас долгое время существовала полуофициальная должность "главного поэта", начавшаяся с Пушкиным и завершившаяся с Бродским. На слово молились в Советском Союзе, покупали томами собрания сочинений классиков, даже не собираясь их читать, просто потому, что это - хороший тон. Человек, владеющий словом, - в русской культуре не просто ремесленник, он обладает почти божественным рангом. Владение словом раньше прибавляло +100 к сексуальности. И пусть в "Доживем до  понедельника" школьница еще не успела осознать, что поэт - привлекательнее записного красавчика, но вот более зрелая девушка уже вполне могла и отдаться за стихи. За хорошие, конечно. Короче говоря, отношение русского человека к слову - это вызрывоопасная смесь восхищения, трепета перед непростой грамматикой, сексуальной сублимации, гордости за то, что он это великое русское слово спас в 45-ом, самоуничижения и гнева из-за того, что русское слово растворилось в англицизмах девяностых. В общем, все сложно. Не знаю, есть ли культура с похожими отношениями любви-ненависти с собственным языком. Французы? Британцы?

Так вот рэп произвел в постсоветской Ойкумене эффект разорвавшейся бомбы именно потому, что позволял себе неслыханную вольность обращении со словами, при этом складывая их в рифмованные строчки и таким образом как бы покушаясь на самое сакральное ремесло в русской культуре - на поэзию. И эта связь рэпа с поэтической традицией у нас очень сильна. То и дело какой-нибудь MC делает свою версию на стихи серебряного века или шестидесятников. Конечно, популярнее всего Есенин-Бродский-Маяковский, но моя любимая хип-хоп версия - Рождественский в обработке 43ai:

Однако и без  подобных оммажей "в лоб", русский рэп - одновременно и современная поэзия, и то, чем был рок в 80-х, - поп-культура, которую девушки записывают в альбомы, которую заучивают наизусть, которая отражает действительность так, как мы бы сами хотели о ней сказать, но не сумели.

И не зря крайне чувствительный к контексту Дудь в первых интервью обязательно задавал вопрос про три главных русских рэпера прямо сейчас.

Вот мой топ-3 (ну или 1+2):

1. Oxxxymiron 

Этот парень заставил меня полюбить рэп.

Я узнала о том, что вообще есть такой исполнитель, а также о том, что русский рэп - музыка настоящего и ближайшего будущего, в старом GQ (на Сплетнике можно упоминать другие издания всуе?), который редактировал Идов. Кстати, прекрасный был журнал.

Так вот, Мирону в 2012 GQ дал какую-то ничего-не-значащую-награду типа “открытие года”, позвав для этого на премию, созданную исключительно для того, чтобы наши бесполезные  It-girls  поторговали лицами. Но все это, конечно, абсолютно ничего не значащие whistles and bells по сравнению с тем, что Мирону, на тот момент довольно андеграундному парню, посвятили  журнале целую статью и несколько совершенно восторженных абзацев в слове редактора. Таким образом Окси представили новой публике: относительно обеспеченной и еще более относительно - образованной. И она его приняла с восхищением, как немного ранее - аудитория задротов с hip-hop.ru,  а тремя годами позже, c выходом “Горгорода”, - вообще вся огромная масса late adopters. Я же в 2012 ходила с треками Окси в ушах и просто умирала от того, насколько они были мне близки. Самая настоящая la petite mort.

Сложно поверить, что кто-то не знает биографию Мирона, но если максимально пунктирно, то так: родился в Ленинграде в семье физика и библиотекаря, в подростковом возрасте переехал с семьей сначала в Германию, позже  - в Великобританию. Окончил Оксфорд по специальности “средневековая английская литература”. Здесь вспоминается шутка из  фильма “Гуманитарные науки” про “я получил филологическое образование с историческим уклоном, чтобы на 100% быть уверенным, что стану безработным”. Несколько лет после окончания учебы Мирон осознает, что его образование не так уж хорошо подходит для реальной жизни и занимается чем попало, чтобы подзаработать. По мотивам тех лет  в сильно романтизированном сетапе снят “Лондонград”. Примерно в 2008 треки Мирона начинают выстреливать в хип-хоп тусовке, выходит клип “Я хейтер”, а дальше - популярность,  2 альбома, 2 мисктейпа, несколько баттлов на 100+ миллионов просмотров в совокупности и корона 1-го поэта в русском хип-хопе.

Окси дает очень мало интервью, придерживаясь той стратегии, что звезде рок-н-ролла лучше не перебарщивать с излишней публичностью (а рэп -  современный рок-н-ролл на 100%). И тем не менее, как сказал Быков о Пелевине: ему совсем не обязательно давать интервью, ведь мы всё о нем понимаем, просто прочитав однажды “Синий Фонарь”. То же самое и с Мироном: самокопание - альфа и омега его треков, в них он открыт до такой степени, что интервью в данном случае  - вещь очевидно избыточная.

Мне Мирон близок своим литературным задротством, очевидно болезненной любовью к слову, показной wannabe крутостью. Я просто обожаю его первый альбом и второй микстейп, хотя слушаю их крайне редко, потому что знаю все треки наизусть. И я очень рада, что, именно Окси с его сложными текстами стал патриархом русского рэпа, задавая тон и заставляя других исполнителей мучаться с аллитерациями, литературными тропами и сложными рифмами.


С Мироном, кстати, у меня связана довольно забавная история: как-то случилось мне, захлебываясь, рассказывать одному лондонскому экспату про то, кто такой Оксимирон, чем он крут, а также почему русский рэп с его сложными литературными корнями  - явление совершенно уникальное. А примерно через год этот экспат рассказал, что встречался с Окси и даже упомянул в разговоре с ним про мои излияния на эту тему. Никогда еще кумир не был ко мне так близко - через одно рукопожатие! 

Один из десятка любимых треков

Кстати, самое большое мое сожаление so far по отношению к Мирону - это то, что он не занимается публицистикой. Его немного избыточный в поэзии стиль идеально подходит для эссеистики, что наглядно продемонстрировано в статье про Оксфордский Университет - советую прочитать, если еще не.

2. Хаски

Еще один парень с высшим образованием не самого последнего университета в русском рэпе. Хаски (Дима)  - провинциал из Улан-Удэ, который после школы поступил на журфак МГУ и переехал в Москву. 

В студенческие годы Хаски работал журналистом, а через пару лет после выпуска стал сверхновой русского рэпа с дебютным альбомом.

По-человечески Хаски мне, наверное, не так близок, как Мирон, но его треки - настоящая поэзия, без всяких скидок. Ему не нужно городить пирамиды из всего своего культурного опыта (как не будем показывать пальцем, кому), чтобы создавать тексты, он пишет просто, точно и образно.

И хотя тут и там в треках Хаски сквозит Есенин (которого я не слишком люблю), ИМХО, нельзя не видеть, насколько это талантливо:

Кстати, я впервые увидела и услышала Хаски сразу на сцене -  в спектакле "Маленькие трагедии" Кирилла Серебренникова. Мне он тогда совсем не понравился, но это и понятно: Пушкин - главный русский рэпер, делить с ним сцену - затея явно проигрышная для любого другого поэта. 

3. Нойз МС

Нойз уже столько лет на сцене, а также настолько публичен, что писать ликбез о нем - дело неблагодарное. Из интересно-очевидного: Ваня выпустился из школы с золотой медалью, позже поступил в РГГУ на факультет информатики, который, несмотря на растущую популярность, даже умудрился окончить.

Нойз - один из немногих рэперов с четко выраженной гражданской позицией. За много лет в хип-хопе он умудрился не забронзоветь, как Баста, а остаться таким же молодым, задиристым, и, что важно, - прогрессирующим в творчестве.

Его недавний трек  “Все как у людей” бьет в самое сердце, как поражает молния илифинский нож (не только же рэперам выпендриваться аллюзиями).

Конечно, кроме парней с высшим образованием, Окси-Нойза-Хаски, существует огромнейший пласт русского рэпа, который больше текстов и смыслов ценит бит, и который крайне далек от какой бы то ни было поэтической традиции. Многих приличных взрослых людей отпугивают, треки, например, Фейса, про бургеры и Запад. А мне они кажутся очень забавными и задиристыми, хотя и несколько нарочитыми. В конце-концов, кому - арбуз, а кому - свиной хрящик, любая музыка имеет право на существование.

К тому же контекст русского рэпа работает настолько мощно, что постоянно подпинывает ключевых представителей жанра, заставляет их эволюцинировать, создавать все более сложную музыку. Например, полублюзовые эксперименты не сильно любимого мной Скриптонита - невероятно интересная штука, последние треки Фейса - все еще простые, но гораздо более осознанные. Такого мощного заряда нет сейчас ни в одном жанре, поэтому не стоит сетовать, что каждые пару дней появляется еще 1000 русских рэперов: пену смоет, а останутся действительно интересные исполнители.

Ниже максимально коротко - еще несколько представителей русского рэпа, которых непременно стоит добавить в ваши плейлисты:

 - Кровосток - потому что это - искусство

 - Птицу ЕмЪ - за безбашенность, черный юмор и талант

 - Дельфин -  поэзия, минорная и прекрасная

 - Boulevard depo - дорогой и фантастически печальный MC c  невероятно качающими битами

И да, не про русский рэп, но не забудьте послушать Alyona Alyona

Всем новых любимых треков в плейлисты!

Подпишитесь на наш
Блоги

Русский рэп

09:27, 21 июня 2020

Автор: mj1

Комменты 121

Аватар

Если бы я решила написать пост о рурэпе, все было бы так же, как у вас)

Аватар

Автор, +7 вам за все посты. Мне очень нравится, КАК вы пишете, хотя сама тема абсолютно не близка. Вам бы книгу написать, вы умеете увлечь словом.

Аватар

почитала комменты, выписала новые имена. Все как-то по американскому олдскулу., типа сайпрес хилл, хаус оф пейн. Недавно открыла для себя poison clan и denzel curry. Из наших слушала Дельфина, ЮЦ, немного Окси (но его подмахивание конъюнктуре раздражает)

Аватар

Мне нравятся моментами Мияги и Эндшпиль. И нравится питерский Стэнли Пазл,очень достойный исполнитель,не широко известный,но в Питере его хорошо знают. Он классный.

Аватар

Недавно Алена Алена в баре видела.

Подождите...