Мой последний пост был вдохновлен феноменом желтой прессы. В Америке это многомиллионная индустрия с куда более глубокой драматургией, нежели подглядывание в замочную скважину. Настоящим звездам платят очень хорошо, поэтому приходится соответствовать, иначе шикарная тачка от рекламных контрактов может в одночасье превратиться в тыкву, а амбассадорское платье Dior – в лохмотья. При этом каждая звезда знает: идеальное сияние быстро наскучивает, публике периодически надо демонстрировать пятна, ведь они есть даже на солнце. Главное, что бы это делали собственные пиарщики, а не папарацци в кустах.

Я не люблю таблойдные скандалы – куда милее светская хроника, без слива, без ругани, без показывания пальцем. Лучше всех писать между строк получалось у Божены Рынской (Б.Р), остроумный сарказм выгодно отличал её от прочих воспевателей гламура. Сейчас этот жанр в России почти умер, его искусственную кому поддерживает журнал Татлер – но это скорее ради сохранения собственных рабочих мест, нежели клиенток салонов красоты.

  Влекомая ностальгией я открыла архивы gazeta.ru, а потом Известий. Едкий сарказм Божены не потерял актуальность, но сами колонки фонят помпезной обреченностью. Даже не верится, что не так давно у лазурного берега от блеска бриллиантов на палубах самых дорогих яхт наших соотечественников блекли звезды в небе – однако, зная, чем кончилось эпоха возрождения российского капитализма, на ум приходит лишь предсмертный бал на Титанике. Тогда, из 175 мультимиллионеров спаслось всего 57 человек. После начала «закручивания гаек» примерно в таком же процентном соотношении вышел сухим из воды российский олигархат, а выжившим, на всякий случай, сломали хребет – надеюсь, вы поняли, о чем я….

 В начале нулевых от российских денег меркли если не звезды в небе, то голливудские - оптом! Сей факт они стараются забыть, как страшный сон, а каких-то десять лет назад: Ричард Гир, Мэрайя Кери, Шерон Стоун, Том Джонс, Сил, Моника Белучи, Пэрис Хилтон – считали за честь навестить Мардан Палас Тельмана Исмаилова.

«Рядом с Ричардом Гиром весь вечер сидела худенькая, коротко стриженная "училка" в незапоминающемся платье, которая оказалась женой актера. С ними посадили Андрея Малахова и Филиппа Киркорова. Жена господина Гира недовольно и даже нравоучительно заметила, что популярность фильма "Красотка" в России принесла дурные плоды - целое поколение американских семей разбито русскими девушками. Вот, например, семья Мела Гибсона и русская Оксана. "Нет, вы извините, - ответил Андрей Малахов, - в России этот фильм звучал бы по-другому. У нас все Гиры женаты, никто со старыми женами не разводится". Все это время с Ричардом Гиром пытались сфотографироваться московские светские девушки. Жена актера хмурилась и объясняла, что в Америке это не принято. Ну максимум пара человек в конце вечера. "А у нас это признак любви к артисту", - объяснил господин Малахов.» (Б.Р. Известия)

Кто только не пел «Happy Birthday dear Вася, Маша, Коля, Саша» - Дженифер Лопез, Шакира, Стинг, Софи Элис Бекстер, Гвен Стефани, Элтон Джон. И только Мэдж никто не упрекнет:

 «У Мадонны очень своеобразный райдер. Когда суперзвезде предлагают выступить на русской вечеринке, она требует список гостей и отказывает, если среди них есть российские чиновники и люди, тесно связанные с российским правительством.» (Б.Р Известия)

 Второе необычное ощущение: читая колонку за колонкой они уже кажутся не журналистским отчетом, это литературное произведение с главными героями, героями второго плана, эпизодическими персонажами, куда, кстати, имела честь угодить и я, но об этом позже.

 К явному неудовольствию Божены, главная героиня, растолкав всех локтями, уселась на трон и объявила себя королевой гламура, никого не спрашивая. Это – Ксеня Собчак. Не упоминать её в своих колонках было бы так же глупо, как имя одного политика по ТВ, и Божена честно фиксировала её присутствие, надо признать, без симпатии, но отдавая должное:

«Госпожа Собчак изначально человек с не самой обаятельной органикой и более чем рядовыми актерскими способностями. Женщины вообще посредственные ведущие церемоний. Конферанс — это какая-то чисто мужская история: самая способная тетка и близко не подберется к уровню Урганта, Цекало и Парфенова. Но именно мужская природа Собчак дает возможности для зажигательного конферанса. Движимая упорством и сверхжеланием навязать себя обществу, она с каждым годом становится все профессиональней.» (Б.Р Газета.ру)

 Впрочем, «мужская природа» не мешала Собчак охмурять вполне себе гетеросексуальных мужчин, как женатых, так и свободных. Народная память избирательна. Например, к двум певицам, разбивших брак двух музыкальных братьев, навсегда приклеилось нехорошее слово на букву «С», но они ни в какое сравнение не идут с С-обчак:

«Ксения Собчак вывела в свет новый трофей - бойфренда, которого она, как и предрекала светская хроника "Известий", увела-таки из семьи. ("Из этих лап еще никто живым не уходил", кто бы сомневался.)» (Б.Р Известия)

 В орнитологии существует понятие гнездового паразитизма, когда птицы подбрасывают свои яйца в чужие гнезда, этим грешат многие особи – они так устроены. Среди них выделяется птичка с неблагозвучным названием Буроголовый коровий трупиал – он занимает чужие жилища, хотя в состоянии строить своё. В итоге, Светлоголовый трупиал построил-таки собственное гнездо, но сколько до этого было разрушено чужих…как известных пернатых, с очень красивыми цыпочками, так и малоизвестных светской орнитологии:

«На концерте же в Монако госпожа Собчак появилась все-таки с новым бойфрендом - женатым чернявым хлопчиком, про которого все уж было решили, что он испугался паблисити и сбежал.» (Б.Р Известия)

С поименным списком побед трупиала вы можете ознакомится в архивах светской хроники автора.

 Следующая, наиболее упоминаемая героиня – Яна Рудковская. Предполагаю, это что-то из подсознательного: питерская Бекки Шарп не упускала возможности уколоть более ловкую сочинскую:

«Яна Рудковская вела под уздцы безмолвного Евгения Плющенко. При этом своей рукой она как бы накрывала его руку сверху — так добрые мамочки ведут сыновей из детского сада. Объективно говоря, звание женщины года вполне можно было доверить на хранение госпоже Рудковской. Это типично московская женщина нового образца, скрывающая собственный стальной остов под мягкой обходительностью. Не обладая модельными данными, она за считанные годы прошла в дамки. Ловко и небрезгливо уцепилась за первую ветку — Виктора Батурина. Быстренько возвела на его фундаменте самостоятельное добывающее предприятие. Затем вывернулась и не отдала ни пяди собственных приисков. И, наконец, мягко взяла под каблучок бесхребетного «звездуна». Женщину года Яне не дали по причине ханжества арбитров, однако супружескую пару года они с Плющенко получили. И это тоже очень симптоматично: гламурная московская пара — блондинка с характером из разряда «фронтом командовать» и тихий сынуля.» (Б.Р Газета.ру)

Новое – это хорошо забытое старое. Не всегда. Новое – это то, над чем мы потешались десять лет назад вместе с Боженой:

«Как сказала писательница Татьяна Толстая: "Смирительные рубашечки, присохшие бинты, нестерильная повязка на выбитый глаз - мода кризисного сезона. "Попользовался и не заплатил", "избили и уехали", "обносилась до дыр" - вот мотивы Российской недели моды, так удачно перекликающиеся с настроениями этой теплой, тревожной осени".(Б.Р Известия)

Ничего не напоминает? Это всего лишь осень 2008-ого. А вот весна 2009:

 «Один из показов назвал себя панк-концертом дизайнерского дуэта "Две Сорванные Башни". Название коллекции "Пир Духа" якобы выражало ироничное отношение креативщиков к финансовому кризису. Переводится это как "а пошел, ты, потребитель, на ...". Увы, в основном коллекции показывают или барышни "из сытых", которым "по жизни неймется", или же - "две сорванные башни" поют "бесконечную песню в духе современного декаданса".» (Б.Р. Известия)

В 2017 две башни снесли крыши всем модникам планеты.

Бровным трендсеттером госпожа Волочкова стала задолго до появления этого слова:

«Единственной гостьей, подходящей к стилю сумрачной галереи Церетели, была "бровеносица в потемках" - балерина Анастасия Волочкова. В этот раз она смягчила инфернальный размах бровей ангельскими белыми перышками.» (Б.Р. Газета.ру)

 У массовой тенденции тех, кого жизнь не толкает выставлять исподнее в соцсетях ради пропитания, тоже имеется основоположница. К сожалению, в 2008-ом её тяга к оголению понимания в светской тусовке не нашла и была высмеяна в популярной тогда премии «Серебряная колоша»:

    «Убийственно смешная номинация "Голые и смешные, или Ради оного" восславила неутомимую Ольгу Родионову. Эта открытая людям актриса, модель и жена банкира запечатлелась у модного фотографа в виде "душа нараспашку". Никаких поперечных неожиданностей лаз во внутренний мир госпожи Родионовой общественности не преподнес, однако от остряков "Калоши" не ускользнул. Но госпожа Родионова Ольга Геннадьевна не придумала ничего лучше, как стращать старую добрую "Калошу" юристами. "Речь идет вовсе не о легкой иронии, а о самом настоящем оскорблении чести и достоинства. Просим исключить госпожу Родионову Ольгу Геннадьевну из числа номинантов вашей премии", - гласило письмо, с выражением зачитанное госпожой Собчак Ксенией Анатольевной.» (Б.Р. Известия)

И все-таки, карикатурные персонажи занимали совсем небольшой процент светской хроники. Москва пузырилась громкими событиями: визиты голливудских звезд, приемы в посольствах, выставки, литературные чтения вольнодумцев, овации самым умным, премии самым стильным, юбилеи заслуженных – наряды дам и смокинги господ в шкафах не пылились. Меценаты и филантропы соревновались в благих делах на умопомрачительные суммы, что бы с чистым сердцем прыгнуть в самолет и умчаться на куршавельские склоны.

«Одним из первых лотов были серьги-пчелки Cartier Ольги Слуцкер, первое Cartier, которое бизнес-леди купила в те самые «сладкие девяностые». За 400 000 рублей их купил банкир и яхтостроитель Борис Давлетьяров и преподнес Чулпан Хаматовой. Чулпан тут же выставила их обратно на аукцион. Борис Давлетьяров опять их купил, опять отдал актрисе и сказал: «Чулпан, больше так не делай». Но госпожа Хаматова все равно их выставила, уже в третий раз, и серьги купила супруга банкира Андрея Бородина Татьяна Корсакова, тоже благотворитель.»  (Б.Р. газета.ру)

 Постепенно настроения в стране и на светских приемах меняются, не явно. Божена улавливает заупокойные мотивы и, с несвойственной для журналистки развлекательного жанра прямотой, транслирует. Транслирует честно. Смело:

«С самого раннего утра перед началом инвестиционного форума «Россия зовет» (Russia calling) на улицах, прилегающих к Центру международной торговли, дежурили эвакуаторы: ожидался визит Владимира Путина. У входа в ЦМТ стояла очередь участников. Соотечественники надеялись узнать, куда зовет Россия, а иностранные делегаты — откликаться ли на этот зов.

Олигархи и рядовые инвесторы, народ малоприметный и тихий, топтались в общей толпе. Очередь была не унизительной, рабочего размера, но зараженной недовольством: на регистрацию велели прийти к десяти утра, тогда как пленарка по расписанию начиналась в одиннадцать, а по инсайдерской информации — в одиннадцать сорок пять.

На входе в здание дежурили мрачные сотрудники ФСО со списками. Среди участников затесалась блондинка с телевидения. «А ведь вас предупреждали, что журналистов пропускают в другом подъезде!» — злобно попеняли ей. 

Сотрудники расплодившейся Федеральной службы охраны в нашей с вами стране сильно заблуждаются насчет своего места в истории нашей с вами страны. И в том, что малообразованный служивый, существо, которое не ткет, не прядет, не строит мосты и не собирает в житницы (деньги зарабатывать не умеет), искренне считает себя выше людей, чего-то добившихся (а других на инвестиционные форумы такого уровня не зовут), есть и наша с вами заслуга. А именно: блондинка, которой вертухай посмел сделать замечание, не одернула его, не вызвала его начальника, не написала жалобу.» (Б.Р газета.ру)

Блондинка – это я. Мы встретились в той самой толпе, разговорились. После ссоры с развлекательным каналом (редактор не сдержал слово) Божена не подпускала их к себе на пушечный выстрел. Тогда корреспонденты придумали, как к ней подобраться, разозлить ещё сильнее (грязные методы не монополия НТВ) и заполучить скандальный материал. В благодарность за предостережение она увековечила меня в своей колонке.

 Знаете, почему блондинка-журналистка не одернула вертухая? Потому что до того как прийти на телевидение она работала стюардессой и возила начальников вертухаев на частных бортах олигархов во все точки мира. И внимательно читала Божену Рынску:

 «После кризиса 2008 года в Куршевель повадились чиновники и партийные деятели — глава ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев, нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин. Главным рождественским явлением 2009 года стало сошествие с покоренных вершин управляющего делами президента Владимира Кожина и директора ФСО генерала армии Евгения Мурова. Последний прилетел Куршевель на самолете угольного короля Андрея Бокарева прямо из Сочи. Жили слуги отечества в шале, называемом светскими активистами «дача Прохорова».

 Именно визиты чиновников на какое-то время вернули затухающую было моду на Куршевель. Еще пару лет назад московский свет стремился метить стежки-дорожки, где проходили милые ножки сильных мира сего, а самыми сильными считались близкие к власти бизнесмены и сами представители власти. На этот тренд немедленно отреагировали журнал «Русский пионер» и его конъюнктурный главред Андрей Колесников. «Пионеры» стали проводить в Куршевеле свои чтения. Их посещали сенатор Людмила Нарусова и столпы «семьи» — Татьяна и Валентин Юмашевы.

После явления Мурова народу из Кремля последовал категорический запрет на засветку в одиозных местах. Жировать никто не запрещал, но жировать просили тихо. В итоге в январском Куршевеле 2011 и 2012 годов не было замечено ни одного сановника. А с этого года в Куршевеле не проводит «Пионерских чтений» и Андрей Колесников, безусловно, «секущий фишку».

Собственно, решение Колесникова об отмене чтений — это последний гвоздь в гроб Куршевеля. Горнолыжный курорт живет, заработок процветает, но Куршевель как символ русской сказки умер.» (Б.Р. газета.ру)

  От себя я бы добавила: Титаник уже столкнулся с айсбергом, пассажиры обеспокоены, но уверены, что пробоина не критична.

 Блондинка-журналистка наблюдала за подобострастным рукоплесканием сильных мира сего. Она не одернула какого-то охранника, они бровью не повели на унизительное ожидание - кормчий опоздал всего на три часа. Выплывем, думали бывшие работодатели блондинки-стюардессы.

 Кто-то выплыл, но многие на дне. Или в глубоком подполье.  

 Я до сих пор получаю печальные вести о, казалось бы, непотопляемых… Я не испытываю иллюзий на счет их моральных и деловых качеств. Многие – действительно жулики, но большинство – бизнесмены. Жесткие, бескомпромиссные. На языке деловой журналистики их религия называется – слияние и поглощение. Среди адептов этой веры нет святош. Но знаете, чем они отличались от сегодняшних миллиардеров? У них были амбиции. У них были мечты. Глобальные. Они не сводились к заначкам налом в 120 миллиардов рублей на хате.

 В отличие от независимой прессы, светскую журналистику никто не убивал – она умерла по естественным причинам: не о ком писать, а о том кто есть – противно читать. Платья дам и смокинги господ давно покрылись пылью.

 Этими словами заканчивался мой реквием по мечте. Но неожиданно появился постскриптум. Постараюсь очень кратко:

 Жила была девушка Юлия. Высокого роста. Модель. Вышла замуж за очень богатого бизнесмена Юрия Мильнера.

 Далее по классическому сценарию:  

Кстати, не смотря на огромные инвестиции, светская тусовка упорно отторгала девушку. О ней даже ни разу не написала Божена.

 Потом стало не до светской жизни.

 А вчера я посмотрела фильм Дудя «Кремниевая долина», из чего и родился постскриптум. Отделяя айти-зерна от селебрети-плевел, вот некоторые выдержки по теме из слов резидентов Долины:

Юрий Борисович Мильнер проводит свою «Нобелевскую премию» The Breakthrough Prize…они сделали очень крутую штуку. Её вручают: Цукерберг, сам Мильнер, Маск. Я думаю, мы должны очень гордится Юрием Мильнером. Здесь, в Долине, это единственное российское имя в инвестиционной тусовке которое абсолютно на таком же уровне, как все топовые местные венчурные инвесторы… Мильнер, это такой апостол венчурных инвестиций. Юрий Борисович крут тем, что он во-первых, первый русский инвестор, который сделал состояние на венчурных инвестициях и всему миру показал, что в России есть не только деньги, но и мозги, которые с этими деньгами могут что-то делать и предприниматели есть в России, на которых тоже можно зарабатывать…Почему он не публичный? (улыбка) Его жена дает интервью журналу «Наука и жизнь»…и Татлеру. Его жена устраивает тут светскую жизнь, насколько я понимаю…Слушай, ну у них невероятно сложная жизнь. Они самые активные организаторы тусовок. Его ежегодный пати собирает самых крутых чуваков, в больших количествах. У него каждый день кто-то завтракает дома, каждый день кто-то ужинает дома, каждую неделю какая-то тусовка человек на тридцать. Т.е. когда он здесь, дом никогда не пустой. И это event management сложный, потоковый. А для чего, для души или для дела? Для дела… что бы у тебя было максимально много информации, тебе нужно поддерживать социальные связи со всеми всеми людьми.

Я прочитала интервью Юлии Татлеру. Оно приятно удивляет отсутствием наносной потоки – когда есть реальные дела и факты, искусственные подсластители не нужны. Мне не хочется вырывать из контекста очень правильные посылы. Желающие могут ознакомиться с текстом целиком сами. Резюмируя: Мильнеры решили воспевать не праздность, не удовольствие, а науку. Раз в год на научный Оскар слетаются все голливудские оскароносцы и чествуют ученых совершенно бесплатно. От души. Ученые получают премию – три миллиона долларов.

 Отрадно, что к этому причастен российский бизнесмен. И одновременно – грустно…вы догадываетесь, почему.

 Давно не блондинка

 Давно не стюардесса

 Давно не сотрудница федерального телеканала

 Рена Такаи

 Спасибо за внимание  

Подпишитесь на наш
Блоги

Реквием по мечте

13:34, 5 мая 2020

Автор: SPRINGinTOKYO

Комменты 273

M

Рена- хорошая девочка. И умница большая. Очень интересная статья. Ей место не только на Сплетнике.

Аватар

прекрасный пост!

M

Прочитала комментарии и удивилась, что многие не поняли сути. Пост вообще не о Божене, хоть она и стоит на превью. Пост о том времени, о героях того времени. Я думала сейчас узнаю у сплетниц другие скандалы и интриги, но нет, пришлось в итоге читать про Божену. Автор, не расстраивайтесь, мне очень понравилось, я даже спец. зарегистрировалась что бы вас поддержать! Хороший слог и интересно читать.

N

Всегда с удовольствием читаю Ваши посты, жду новых, спасибо!

Аватар

Какой шикарный пост!!!!! СПАСИБО!!!

Подождите...