Джо Дассен родился в 1938 году, 5 ноября в Нью-Йорке. Родители его были потомками украинских мигрантов: дед по отцовской линии (Шмил (Сэмюэл) Дассин) был парикмахером из Одессы, прадед, говорят, изготавливал парики для Одесского оперного театра. По материнской линии дед был доктором (Луис Лонер/Лаунер), приехавшим в Америку из небольшого городка Бучача, принадлежавшего когда-то Автро-Венгерской империи (теперь это Тернопольская область в Украине).
Жюль Дассен, отец Джо, был актером еврейского театра, мама играла на виолончели (в википедии указана скрипка). Жюль увлекся режиссурой и из Нью-Йорка семья переехала в Лос-Анджелес, где старший Дассен подписал контракт с MGM. Как и большинство женщин в те годы мать Джо оставила карьеру (хотя и получила неплохое музыкальное образование) и посвятила себя семье: у супругов родились еще две дочери.

Джо с матерью и сестрой

Джо с семьей


Несмотря на долгосрочный контракт работа с MGM у Жюля Дассена не клеится - не хватает творческой свободы.

"...в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с оттенком эстетики неореализма, принесших ему известность и кассовый успех — Brute Force ("Грубая сила"), 1947; Naked City («Обнажённый город», в Нью-Йорке), 1948; Thieves’ Highway («Воровское шоссе», в Сан-Франциско), 1949; и Night and the City («Ночь и город», в Лондоне), 1950." (Википедия)

Примерно в это же время Жюль Дассен попадает в "черный список" Голливуда из-за своего членства в коммунистической партии. В начале 50-х семья переезжает во Францию. Джо определяют в престижный колледж в Швейцарии.

"Несмотря на изгнание, семья Дассен не испытывает финансовых затруднений, в колледже Джо учится вместе с Каримом Ага Ханом и другими детьми европейских богачей. В 1951 году он едет учиться в Италию, в 1953 поступает в международную школу в Женеве, а в 1954 году отправляется в Гренобль получать степень бакалавра — диплом, который в Швейцарии не выдается. В 16 лет он становится очень красивым юношей с чуть кокетливым выражением глаз, бегло говорит на трёх языках и сдаёт все экзамены с оценкой «хорошо». Кроме того, он увлекается спортом — горными лыжами и плаванием." (Википедия)

В 1955 году Жюль Дассен получает в Каннах приз за лучшую режиссуру (фильм Rififi (Du Rififi chez les Hommes; Рифифи, или мужские разборки) и знакомится с греческой актрисой Мелиной Меркури, которая стала его второй (и последней) любовью. Жюль принимает решение оставить семью и поселиться с Мелиной в Греции. Творческий дуэт Жюля Дассена и Мелины Меркури был довольно успешным и снискал славу не только в Европе, но и за ее пределами. В 1961 году фильм Жюля "Никода в воскресенье" номинируется в 5 оскаровских номинациях в т.ч. за лучшую женскую роль (актриса, естественно, Мелина). 

Джо тяжело переживал развод родителей и решил, что смена окружения будет лучшим лекарством. Он уезжает в США и поступает в Мичиганский университет. В армию Дассена не берут - врачи обнаружили шумы в сердце.

"В 1957 году, сдав в Гренобле экзамен на степень бакалавра, он переезжает в Энн-Арбор, городок рядом с Детройтом, где расположен один из самых престижных в Соединенных Штатах Мичиганский университет. И после собеседования поступает туда по итогам успеваемости. Той осенью Джо исполнится восемнадцать лет.
Джо, принятый сразу на третий курс, радостно и жадно открывает для себя жизнь в американском кампусе с его свободой и новыми возможностями, занимается множеством дел и заводит разнообразные знакомства.
Отец Джо Жюль (Джулиус) Дассен посылает слишком мало денег своему сыну. Внеся плату за обучение, Джо с трудом перебивается и вынужден хвататься за любую работу, приносящую хоть какие-то гроши. А поскольку он не может позволить себе членство в одном из традиционалистских братств, к которым принадлежали обеспеченные студенты, то селится в «коопе», своего рода маленькой общине, члены которой сокращают расходы, по очереди делая покупки, готовя, моя посуду, занимаясь уборкой и стиркой. Однако европейское воспитание и семейное наследие (его мать Беатрис была виолончелисткой, ученицей Пабло Касальса), а также собственные вкусы и пристрастия влекут его к наиболее артистической, интеллектуальной и космополитичной части студенческого сообщества, оживляющей маленький городок.
Джо не привлекало обучение «настоящим профессиям», к которым стремились студенты-конформисты, богатые папенькины сынки из братств, — медицина, право, инженерное дело, бизнес. Будучи принят новичком-третьекурсником на факультет гуманитарных наук, он должен выбрать университетскую специализацию, и он выбирает этнологию, которой давно и страстно увлекался. Тем не менее, изучая у авторитетных преподавателей археологию и культуру индейцев хопи из штата Нью-Мексико, он втайне лелеет мечту стать писателем и много пишет, черпая материал в своем автобиографическом багаже. Так появляется на свет несколько рассказов, которые он дает читать друзьям. Один из них даже удостоился литературной премии, что позволило автору опубликовать его в университетском журнале «Generation» («Поколение»)." (Ришель Дассен и Ален Жиро, предисловие к книге рассказов Джо Дассена "Подарок для Дороти")


Помимо увлечения писательством Джо выступает в кафе студенческого кампуса с песнями французского поэта Жоржа Брассенса. Вскоре он заканчивает университет со степенью магистра и ведет занятия в качестве преподавателя.
В конце 50-х по просьбе отца Джо записывает песню к его фильму "Закон". В какой-то момент жизнь преподавателя университета перестает устраивать Джо, да и отец его в это время находится на пике популярности. Логично,  что юный Дассен возвращается в Париж. 
В Европе у молодого человека бурная жизнь: он ассистирует отцу, снимается в небольших ролях, занимается журналистикой и пишет для Playboy и New Yorker, ведет музыкальную передачу на радио RTL.
В конце 1963 года на одной из вечеринок Джо знакомится с  Мариз Массьера, у них начинается роман. Именно Мариз стала на долгие годы опорой и поддержкой для Дассена и именно ей он обязан карьерой певца. Мариз нравится голос Джо и она решает записать на основе домашней любительской записи пластинку-подарок (в единственном экземпляре, конечно) ко дню рождения любимого. Выбор пал на студию CBS France, где секретарем работала ее подруга Катрин. Руководству студии неожиданно пришелся по душе бархатный голос Дассена и его манера исполнения - Катрин было поручено организовать с ним встречу. Джо был недоволен, что Мариз распорядилась его голосом подобным образом и поначалу отказался иметь какие-либо дела с CBS, но после почти 2-х месяцев уговоров встреча состоялась. Так в конце 1964 года Джо Дассен становится на путь, с которого уже не свернет до конца жизни: с 1965 по 1979 артист запишет 17 альбомов.
Первые два альбома (в основном - перепевки на французском популярных англоязычных песен) не пользуются большой популярностью. Лишь начиная с третьей пластинки (выпущена в конце 1965 года), на которой, в числе прочего, записан кавер на кубинскую «Guantanamera» Джо начинают крутить на радио и продажи альбома идут вверх. 
В начале сотрудничества с CBS Дассен знакомится с Жан-Мишелем Рива и Франком Тома, которые будут писать и адаптировать для него песни, а также с Жаком Пле, который станет не только продюсером артиста, но и его большим другом. 
В январе 1966 года Мариз, после очередного загула Джо, ставит вопрос ребром и ведет возлюбленного под венец (все время практически с начала знакомства они жили вместе, но Джо, ссылаясь на неудачный брак родителей, не рвался жениться). Легенда гласит, что на заключение брака Дассен позвал только мать и сестру, а сам явился в неподобающем виде: в мятом костюме и небритым. На свадебном ужине Дассен напился вдрызг (что характерно - в русском ресторане).

"...она /Мариз/ стала для него не только женой, но и секретарем, менеджером, шофером, диетологом, парикмахером и костюмером. Она рассказывала: «Он хотел, чтобы я вела машину, пока он читает. И чтобы следила за его здоровьем и прической. Мне приходилось укладывать его волосы несколько раз в день (он ненавидел свои кудри). Я сама отвечала на корреспонденцию, стирала и гладила его белоснежные концертные костюмы...»."

Дассен и Мариз

Как бы там ни было, для публики Джо Дассен по-прежнему оставался завидным холостяком.

"По воспоминаниям знавшего Джо с юности журналиста Жака Уревича, с началом концертной деятельности Дассен в имиджевых целях скрывал от поклонников и поклонниц свой брак, на публике он был «холост», а Мариз представлялась всем как спутница сопровождавшего Дассена в светских раутах журналиста Уревича.

«Джо и Мариз играли в эту игру, — рассказывала сестра Дассена Рики в 2014 году. — Смысл был в том, чтобы диски лучше продавались. У девушек должна была сохраняться надежда: Джо хотел, чтобы они рыдали от неразделённой любви к кумиру.»" (Википедия)

«Siffler Sur La Colline» (1968)

"В начале 1968 г. Джо Дассен посещал с концертами Италию, и по привычке присматривался к местному материалу, пытаясь найти что-нибудь для себя. Меткий глаз певца тот час обратил внимание на песенку «Uno tranquillo» с забавным напевом «Зай-зай-зай-зай!». Она была впервые выпущена в 1967 году в исполнении некоего Рикардо Дель Турко. Правда, его версия особого успеха не имела… Зато в 1968 году на песню накинулось сразу несколько исполнителей — и не зря. В Британии «Uno tranquillo» стала называться «Suddenly You Love Me» («Вдруг в меня ты влюбилась»). Речь в английской версии шла о парне, который изнывал от безответной любви и уже почти сдался, как вдруг неприступная девчонка в него таки влюбилась. Песню исполнила группа TREMELOES и заняла с ней в Британии 6-е место. Огромный успех имела и французская версия Джо Дассена. Пишут, что её пели даже участники знаменитых студенческих волнений в Париже конца 1960-х. При этом никаких протестных настроений она не содержала (Дассен вообще резко дистанцировался от модной тогда социальной тематики). Французский текст песни (как водится, заново) написал всё тот же Рива. Теперь она называлась «Siffler sur la colline» («Свистеть на холме») и носила, подходящий её мелодии, шуточный характер. Речь в песне шла о том, как коварная пастушка назначает своему воздыхателю свидание на холме (мол, свистни — и я приду). Парень, как дурак свистит, а пейзанка, естественно, его динамит. На этом приключения песни не закончились. В том же 1968 году (!), уж не знаю конкретно, откуда, о песне прослышал советский ансамбль ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ, зубы съевший на каверах западных песен. И на свет рождается очередная модификация итальянского оригинала под названием «Песенка велосипедистов». «Зай-зай-зай-зай» превращается в «даль-даль-даль-даль», а песенка становится настоящим гимном велосипеду (личный автомобиль для наших людей в те времена был ещё большой роскошью)" (Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

«Les Champs-Elysees» (1969)

"...самым большим хитом Джо Дассена в 1960-х годах стала композиция «Les Champs-Elysees» («Елисейские Поля»). И снова это был кавер ранее неудачной песни «Waterloo Road» («Дорога Ватерлоо»). Её написали два Майка — Уилш и Деган, а первым исполнил и записал коллектив JASON CREST в 1968 г. Песню никто не заметил, хотя в 1970 г. «Waterloo Road» более успешно перезапишет австралийский музыкант Smacka Fitzgibbon. Однако, настоящую славу песне принесёт именно Джо Дассен. На этот раз он привлекает к переделке текста другого поэта — Пьера Деланоэ — и объясняет ему, о чём должна быть эта песня. Д. Дассен: «Идея была как раз моя. Поскольку в Париже осталось мало улиц, о которых не сложены поэмы, и среди них долго фигурировала главная магистраль, я предложил этот пробел ликвидировать».

Недаром, когда Токио и Париж устраивали «братание» своих главных улиц — Ганзы и Елисейских Полей — именно Дассена сделали почётным гостем церемонии… Бодрая маршеобразная композиция имела успех не только во Франции. «Les Champs-Elysees» вошла в хит-парады Германии и Нидерландов, а полиглот Дассен записал также немецкую и английскую версии песни." (Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

Нарастающая популярность артиста сопряжена с плотным графиком: выступления на концертах, радио, ТВ. Организм не выдержал стресса и дал сбой - в апреле 1969 года у Дассена случился инфаркт. 

В конце июня 1969 года, после долгого периода выздоровления, Джо приглашают в телепередачу Анри Сальвадора «Salves d’or». По совету жены Сальвадора Дассен впервые надевает белый костюм. Белый цвет одежды на долгие годы станет неотъемлемой частью сценического имиджа певца.

 В 1971 года возвращаясь из Греции, Джо в самолете знакомится с 21-летней Кристин Дельво. Вскоре они начинают встречаться. Начался период двойной жизни певца, который продлится до самого развода с Мариз в 1977 году...

«Taka Takata» (1972)

"Ещё одна энергичная и широко известная композиция Джо Дассена. И снова кавер. Песню написал бельгийский композитор Ал Верлен для своего зятя — испанского певца Пако Пако, который выпустил её в 1972 году. Песню тут же перезаписал на французском Дассен, и именно в его исполнении она пошла в массы. Неизменным оставался только весёлый непереводимый припев, который сохранился и в русскоязычной версии «Вместе с гитарой», записанной в 1975 году украинским ВИА "Чарівні гітари":

Утром открою окно — будто бы сердце открою,

Слышу — гитара зовёт, снова зовёт меня:

Така-така-така-така-така-та… " (Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

Весной 1973 года Мариз сообщает Джо, что ждет ребенка. Для супругов это был долгожданный первенец, которого они не могли зачать на протяжении многих лет. Несмотря на свой тайный роман с Кристин Дельво, Дассен погружается в семейные хлопоты: снимает особняк за городом и перевозит туда Мариз. Однако счастью не суждено было сбыться: ребенок (Джошуа Дассен) родился раньше срока и прожил 5 дней. Потеря окончательно отдалила супругов друг от друга, брак с удвоенной силой затрещал по швам... 
Чтобы выйти из депрессии Дассен с головой уходит в работу: ищет новые хиты, пишет песни для других исполнителей, активно выступает.

«L'ete indien» (1975)

"...до 1975 года имя Тото Кутуньо ещё ни о чём никому не говорило. Первым судьбоносным событием в карьере молодого музыканта стало совместное творчество с поэтом-песенником Вито Паллавчини. Именно в этом тандеме Кутуньо записывает для своей группы ALBATROS песню под названием «Africa». Речь в песне идёт о чернокожем американце, который мечтает покинуть опостылевшие США и уехать на родину предков — в Африку. Песню слышит продюсер Джо Дассена — Жак Пле, и устраивает для Тото встречу с французской «звездой».

Мелодия «Африки» была хороша, но текст, как обычно, был написан на французском заново. Что и понятно: всегда легче и надёжнее написать новую лирику, чем переводить оригинальную. Над стихами работало два постоянных соратника Дассена — Пьер Деланоэ и Клод Лемель. Первое слово оригинала — «Знаешь» — оставили без изменений, а потом постепенно стала вырисовываться грустная картина размышлений героя о потерянной любви, где он с горечью вспоминает те клятвы, которые влюблённые давали друг другу. В процессе написания у Пьера Деланоэ неожиданно выскочила фраза «В красках индейского лета». Вообще-то, «Индейское лето» — понятие сугубо американское (о нём Пьер узнал от нью-йоркского таксиста) и равнозначно нашему «бабьему лету» — прощальному всплеску тепла перед наступлением зимних холодов. Так песня получила не только новый текст, но и новое название — «L'ete indien». Поэты привычно ожидали придирок от требовательного Дассена (они даже окрестили его «блистательным занудой»), но неожиданно встретили их со стороны продюсера. Пле категорически не понравилось всё непонятное простому французскому слушателю. «Что ещё за индейское лето? — недоумевал продюсер. — Или ещё — „В своем длинном платье ты была похожа на акварель Мари Лорансен…“. Кто знает эту вашу Мари Лорансен?» Но на стороне поэтов неожиданно выступил сам певец, заявив, что текст совершенен и в нём нельзя менять ни слова. Особенную изюминку звучанию песни придало и то, что, прежде чем запеть, певец произносит текст речитативом, подчёркивая характер внутреннего монолога героя. Слова произносятся на фоне приятного женского «па-ба-ба» — и всё вместе тут же погружает слушателя в меланхолическое осеннее настроение. Успех «Индейского Лета» был огромен. Песня заняла 1-е место во Франции, а в 1976 году её перепела Нэнси Синатра (да-да, дочка Фрэнка) в дуэте с продюсером Ли Хэйзлвудом. У нас свою версию песни на стихи О. Гаджикасимова исполнял Валерий Ободзинский:

Где же ты?

И где искать твои следы?

Как тебя зовут — никто не может мне подсказать…" (Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

«Salut» (1975)

"После удачного почина Джо Дассен вновь обращает внимание на репертуар группы Тото Кутуньо ALBATROS. Для следующего сингла он выбирает песню «Uomo dove vai», которую Деланоэ и Лемель тут же перерабатывают в «Salut» («Привет»). Начинающая с задумчивого свиста композиция вновь звучала грустно и повествовала о возвращении скитальца, растерявшего свои мечты, на родину — к своей старой любви. В русском варианте — «Здравствуй», исполненном Львом Лещенко, упор больше сделан на любовную тему, нежели на тему разочарованного странника.

На вопрос, почему он поёт такие печальные песни, Джо Дассен то отшучивался («Я пою не о своих любовных страданиях и душевных муках, а о любовных страданиях и душевных муках поэта Клода Лемеля»), то отвечал серьёзно.

Из интервью Д. Дассена журналу «Кругозор», 1980 г.: «- Почему именно этот тон?  — Мы живем в бурном, непрерывно меняющемся мире. Нам нужны паузы хотя бы для минутного размышления, вехи для ориентировки. Такими вехами для нас служат мгновения психологического возвращения в собственное детство, к которому — я уверен — мы привязаны. Ностальгический мотив, стих, ритм могут перенести нас туда. Песня вообще должна быть „средством транспорта“…  — Значит, песня-антракт, песня-воспоминание?  — По преимуществу. И — непременно — доступная. С этим, кстати, никак не хотели согласиться те, кто знал меня в начале пути. Я долго работал преподавателем, и от меня наивно ждали песни наукообразной, сложной, где нашлось бы место для большого голоса, выдающейся музыки, сильного текста. Ничего этого у меня не было. Мне просто хотелось подарить слушателям слова и мелодию, которые он с удовольствием бы напевал. Мне казалось, что это не так уж и мало…»." (Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

«Et si tu n’existais pas» (1976)

"Следующий хит Тото Кутуньо уже пишет специально для Джо Дассена. Так на свет родилась чуть ли не самая любимая нашим слушателем композиция «Если б не было тебя».

Из интервью Д. Дассена журналу «Кругозор», 1980 г.:

«- С чего вы начинаете работу над песней?

 — Вот с этих нескольких нот. Их нужно довести до студии, до записи. И, повторяю, надо добиться ощущения, что ноты эти легко запоминаются. Порой их нелегко сочинить. Первые такты песни „Если бы тебя не было“ появились сразу, а продолжение коллективно „искалось“ три месяца».

Казалось бы, чего проще — сочинить на приятную мелодию ещё один любовный текст. Но Лемель и Деланоэ измарали немало бумаги, прежде чем добились искомого результата. Центральной строчкой песни должно было стать многообещающее допущение: «Если б не было любви…». А вот дальше у поэтов наступил ступор. Оказалось, что если в мире нет любви, то и писать не о чем. Тогда они изменили строчку на «Если б не было тебя», и текст сдвинулся с мёртвой точки.

Ощутить, насколько хороша лирика «Et si tu n’existais pas», русский слушатель смог в 1999 году, когда в передаче «Новогодняя ночь на ОРТ» песня прозвучала в, не побоюсь этого слова, блестящем переводе Алексея Кортнева — лидера группы НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ.

…Если б не было тебя

И мне не быть собой самим

Так и жил бы твой призрак любя

Призраком твоим любим

Если б не было тебя

Я знаю, что не смог бы ждать

Разгадал бы секрет бытия

Только чтоб тебя создать

И видеть лишь тебя…

Одну из лучших песен о любви перепевают не только у нас. Панк-беспредельщик Игги Поп — и тот исполнил её на своём альбоме «Apres». А в 2013 году французская певица Хелен Сегар умудрилась спеть её в дуэте с… самим Джо Дассеном (подобно тому, как новая модификация QUEEN исполняла на концертах «Богемскую Рапсодию» с «видео-призраком» умершего Фредди Меркьюри)." (Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

«A Toi» (1976)

"В интернет-источниках и этой песне нередко приписывают авторство Тото Кутуньо. Это не так. В авторах композиции «A Toi» («За Тебя») указаны сам Джо Дассен, а также J. Baudlot. В общем-то, и звучит композиция, по сравнению с предыдущими, более радостно и бодро.
Поэтами-песенниками вновь выступили Лемель и Деланоэ, и «A Toi» стала второй после «Индейского Лета» композицией, в которой придирчивый Дассен не изменил ни одного слова.

За жизнь, за любовь,

За наши ночи, за наши дни,

За постоянное возвращение удачи,

За ребенка, что появится,

И будет похож на нас,

Который будет одновременно и мной, и тобой…" 

(Сергей Курий, © Shkolazhizni.ru)

В мае 1977 года Джо и Мариз официально перестали быть мужем и женой. Выдержав паузу, чтобы соблюсти внешние приличия, Дассен в январе 1978 года женится на своей возлюбленной Кристин Дельво. На тот момент певцу было 39 лет, Кристин - 29. 

"— Я хорошо помню этот день, — вспоминает Кристин Дельво 11 января 1978-го. — Джо появился у меня, держа шкатулку, перевязанную золотистой лентой... В коробке были визитные карточки на имя... Кристин Дассен!"

В отличие от тихой свадьбы с Мариз на торжество с Кристин приглашены 500 гостей,  а сам прием проходил в роскошном загородном особняке Дассена. После свадьбы, как и полагается по всем канонам, "молодые" отправились в свадебное путешествие...

"... В свадебное путешествие молодожёны отправились в Канаду, потом в Лос-Анджелес, а затем в Палм-Спрингс — маленький городок, где певец провел своё детство. Там, в просторном доме с бассейном, окружённом садом, который принадлежал матери певца, они прожили неделю. Джо посвятил отдых гольфу и плаванию, демонстрировал жене свои таланты кулинара. Во время ежегодного праздника ковбоев супруги побывали на параде мажореток и на родео, а последний день провели в Диснейленде" (Википедия)

фото со свадьбы


 

просто фото

в Иерусалиме в 1977 году

Брак с Дассеном оказался Кристин не по плечу. Уже к концу первого года совместной жизни скандалы и истерики стали обычным для семьи времяпровождением. Несмотря на то, что Джо очень любил жену и доверил ей распоряжение всеми финансами, Кристин продолжала устраивать сцены ревности: шутка ли - в адрес певца еженедельно приходило порядка 4000 писем от поклонниц.
14 сентября 1978 года у пары родился первый сын - Джонатан. Через много-много лет Кристин признается, что во время беременности принимала наркотики и алкоголь и только благодаря врачам все закончилось благополучно. Говорят, что с легкой руки Кристин Дассен тоже пристрастился к кокаину.

happy family


В творчестве Джо наступает затишье - новых хитов нет, певец работает на старом материале. Решено переориентироваться на латиноамериканский рынок: Дассен записывает некоторые свои песни на испанском языке, что приносит ему широкую известность в Южной Америке.

В июле 1979 года Дассен единственный раз в жизни приезжает в Москву - его пригласили выступить на концерте в честь открытия гостиницы "Космос" (сейчас это бы назвали закрытой вечеринкой). Естественно, помимо Джо Дассена в концерте принимает участие Алла Борисовна.

"— Ему 50 тысяч франков заплатили, а мне — зажигалку, — со смехом вспоминала Пугачева. — Джо Дассен тогда договорился, чтобы мне подарили оборудование в ванную. Хороший мальчик, молодец. Мы познакомились с Дассеном за кулисами. Побеседовали душевно." (gazeta.ua)

Другая версия гласит:

"— В то время мы с Аллой получили новую квартиру на улице Горького (ныне — Тверская), — рассказывает «Собеседнику» бывший супруг певицы, кинорежиссер Александр Стефанович. — И вот однажды, когда она уехала на гастроли, раздается телефонный звонок. Звонят из французского посольства с просьбой, чтобы Алла выступила на открытии гостиницы «Космос» в одном концерте с Джо Дассеном. Спрашивают о гонораре: мол, сколько заплатить денег в валюте. Я знал, что валюту все равно отнимут чиновники, таков был советский закон. До этого уже был неприятный случай, когда Пугачева выступала в Сопоте в 1978 году, где она получила премию в размере 20 тысяч злотых. Их Алла передала полякам на детскую благотворительность. А по тогдашним законам эту сумму она должна была сдать в советское торговое представительство при нашем посольстве. В результате пришлось выплатить эти деньги в десятикратном размере по курсу рубля. 

Вспомнив это, Стефанович спросил, может, осталась после благоустройства гостиницы какая-нибудь сантехника.

— Этот вопрос вызвал удивление у французской стороны. А для нас это имело практический смысл. В нашей квартире был сделан хороший ремонт, камин установлен был, антикварная мебель, специалисты с «Мосфильма» поработали на совесть. Но проблемы были с сантехникой, тогда в советских магазинах ничего приличного не продавалось. Поэтому я попросил ванну, унитаз, биде и прочее. Французы посмеялись и согласились. Я приехал, на строительной площадке за гостиницей отобрал то, что нужно, даже джакузи, настоящее чудо для нас тогда. Все было красивого бежевого цвета. Как предоплату, сантехнику отправили к нам домой.

- В гостинице «Космос» после того концерта состоялся большой шикарный банкет, где возник вопрос, какой же гонорар получил Дассен. Оказалось — 200 тысяч французских франков, это примерно 50 тысяч долларов. Тогда, помню, Алла усмехнулась и шепнула в сторону: «Знал бы он, что я пела за унитаз!» — говорит Стефанович
" (rambler.ru)

Дассен остается в восторге от приема, оказанного ему в Москве. В восторге была и принимающая сторона.

"...По свидетельству Клода Лемеля, Дассен был «на седьмом небе от счастья» от восторженного приёма, оказанного ему советской публикой. После визита Дассена в СССР, прежде всего у столичной богемы, вошли в моду ослепительно белые мужские костюмы, которые до того мало кто осмеливался носить. Фирма «Мелодия» выпускает первую официальную пластинку Джо Дассена в СССР — альбом 1976 года «Le Jardin du Luxembourg», — под названием «Люксембургский сад»"  (Википедия).

В конце марта 1980 года у Кристин и Джо рождается второй сын - Жюльен. Брак это не спасает и почти сразу после рождения сына Дассен разводится с Кристин и добивается опеки над детьми. Семейные неурядицы и интенсивная работа окончательно пошатнули здоровье Джо: открылась язва, все чаще болело сердце.

В июле 1980 Дассену становится плохо прямо на сцене. Превозмогая боль, певец пытается продолжить концерт («люди пришли слушать меня, я должен петь для них»), но теряет сознание за кулисами - у бога на Джо свои планы и второй инфаркт.

После выписки из госпиталя Дассен летит залечивать раны и поправлять здоровье на Таити (еще во время брака с Мариз певец приобрел там несколько гектаров земли вдоль побережья). Врачи крайне не рекомендовали Дассену эту поездку и были правы: на транзитной пересадке между Парижем и Папеэте у Дассена происходит еще один сердечный приступ. 
Последний приступ настиг Дассена в ресторане на Таити - умер певец мгновенно. На календаре было 20 августа 1980 года.

Джо Дассен похоронен на еврейском участке «Beth Olam Mausoleum» кладбища Hollywood Forever в Голливуде, где ранее были похоронены его бабушка и дедушка. Могила певца закрыта для посещения.

https://biograf24.com/wp-content/uploads/2019/05/Joe-Dassin.jpg



Смерть Дассена не стала смертью для его творчества. По сей день выходят диски с его композициями, клипы набирают миллионные просмотры на ютубе, и снова и снова влюбленные заказывают у радиодиджеев «Et si tu n’existais pas».
Сестра Дассена Ришель Дассен перевела с английского рассказы, которые Джо писал будучи студентом. В 2013 году в Париже вышел сборник "Подарок для Дороти".

Сыновья Дассена - музыканты. Старший Джонатан пытается идти своей дорогой, избегая использовать имя и наследие отца.

Жюльен Дассен, напротив, сделал на основе творчества отца мюзикл и успешно гастролировал с ним по всему миру (приезжал в 2016 году и в Россию).

У Джо есть уже двое внуков от старшего сына.

Жив Дассен и ему вечно 41 год...

Подпишитесь на наш
Блоги

Магия Joe Dassin

00:46, 2 марта 2020

Автор: TatyanaN

Комменты 45

A

Спасибо!!!

M

Чудесный пост. И хоть я все это читала и не один раз, разрозненно, правда, хотелось, чтобы пост не кончался. Милый, милый Дассен...

Аватар

Элен СегарА! Пожалуйста, не нужно писать Хелен Сегар(( Это очень известная и уважаемая во Франции вот уже более 25 лет певица.

A

Песни моего детства,спасибо вам огромное,слушаешь его и мурашки по коже! Некрасивое лицо,но обладал необыкновенным шармом!

Аватар

в детстве на магнитофоне у меня были две бабины, затертые до дыр - АВВА и Джо Дассен. Таки выросла с ними. Потом уже появились итальянские певцы. Гораздо позже узнала, что Тото Кутуньо был в первую очередь композитор и только во вторую певец.

Подождите...