...Его нашли на улице. Милиционеры, патрулировавшие Преображенскую площадь в Москве, приняли худого плохо одетого человека за бомжа. Когда же выяснилось, что он не помнит собственных имени и фамилии, и вовсе сочли сумасшедшим - направили в психиатрическую клинику. К счастью, врачи узнали в своем пациенте известного актера и связались с родственниками. Оказалось, что следствием перенесенного им несколько лет назад инсульта стала болезнь Альцгеймера - страшный недуг, превращающий человека в растение. Кто знает, сколько времени провел бы Раднэр Зиннатович в больнице, но 6 декабря 2004 года у актера случился второй инсульт. Пролежав четыре дня в коме, он умер, не приходя в сознание. Знаменитому Василию Алибабаевичу было 76 лет.

Радик Муратов, именно так и никак иначе всегда называл себе Заслуженный артист СССР Раднэр Зинятович Муратов. Другого обращения он никогда не признавал. Будущий актёр родился 21 октября 1928 года в Ленинграде, но вскоре его отец был отправлен в Татарскую АССР, где занял место первого секретаря обкома партии. Там и прошло детство Радика. 

В детстве он планировал стать лётчиком и даже поступил в Казанскую специальную школу ВВС, которую закончил в последний год войны. Но в 1947 году жизнь Раднэра Муратова направили в совершенно иное русло. Позже актёр вспоминал, что решение стать актёром было принято совершенно случайно, даже скорее спонтанно. На улице его заметили киношники и посоветовали поступать во ВГИК. Так Радик и поступил: принес документы, пошел на конкурс, всем понравился и поступил. Впрочем, сам актёр всегда считал, что приняли его, по большей мере, из-за национальности, чтоб разнообразить кинематограф многонациональной страны.

«Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов - он черный».

Муратову повезло не только с поступлением, но и с педагогами. Он попал на курс к знаменитым режиссерам Михаилу Ромму и Сергею Юткевичу. Но окончив с отличием ВГИК, в 1951 году Раднэр Муратов оказался в достаточно неприятной ситуации. По распределению его приняли в Государственный театр киноактера, штат которого и так уже трещал по швам, а спектаклей они почти не ставили. Несколько лет он выходил на сцену только в массовке, а в конце 50-х театр и вовсе закрыли.

Кинокарьера также стояла на месте. Актёр дебютировал в 1952 году в эпизодической роли в биографическом фильме «Композитор Глинка», оставшись незамеченным ни зрителями, ни режиссерами. За этой работой последовали еще две небольшие роли в картинах «Застава в горах» и «Богатырь идет в Марто», но и они не принесли Раднэру Муратову признания.

Впервые зрители обратили внимание на Муратова в образе скромного солдата Таскирова из знаменитой комедии Анатолия Граника «Максим Перепелица». «Никакой ты не командир», - эта фраза его героя мгновенно разошлась на цитаты и впоследствии стала крылатой, но на популярности актёра и его ситуации с работой это по-прежнему не отразилось.

Ирония судьбы заключалось в том, что национальность Раднэра Муратова, которая помогла ему попасть во ВГИК стала причиной отсутствия работы в дальнейшей жизни. Дело было не в актерском таланте Муратова, а в том, что режиссеры просто вводили в свои истории подходящих для него героев.

Следующее десятилетие также не принесло актёру особых успехов. Ролей в театре не было, а в кино по-прежнему попадались только эпизоды. Но в те годы у Муратова хотя бы была возможность как-то зарабатывать на жизнь. В этот период у Радика была еще одна примечательная роль - отлынивающий от работы татарин Загиров в драме Михаила Швейцера «Время, вперед!».

Первой пассией Раднэра Муратова была актриса Изольда Извицкая, с которой он прожил три года в гражданском браке. Вскоре её карьера пошла в гору, и Извицкая рассталась с Муратовым.

Вскоре в Театре киноактера он познакомился с Еленой, с которой через короткое время зарегистрировали брак, но и он был недолгим. Несмотря на рождение сына Леонида пара развелась. Это был первый и последний брак в жизни Раднэра Муратова.

Отсутствие личной жизни во многом было связано с пагубным пристрастием Муратова к скачкам. Впервые он попал на ипподром в начале 60-х, и сразу же увлекся состязаниями. Стал постоянно делать ставки, и, хоть у актёра было неплохое чутье, он никогда не мог остановиться. Выигрывая огромные суммы, Муратов в тот же день спускался на следующих забегах. Полностью осознавая зависимость от азартной игры, актёр ничего не мог с ней поделать.

1971 год стал самым важным и успешным в карьере актёра. Звёздная роль Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» сделала актёра знаменитым на весь Союз. Но воплотить этот образ изначально должен был другой актёр. На роль мелкого и совестливого жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, изначально был утвержден Фрунзик Мкртчян. Неожиданно для всех за несколько недель до съемок актёр отказался, объяснив это сильной занятостью в театре.

Раднэру Муратову в «Джентельменах удачи» предложили очередную эпизодическую роль начальника тюрьмы. И тут Радик удивил всех. Он отказался от предложения режиссера, что в те годы было совершенно не принято среди актёров среди Театра киноактера, тем более малоизвестных, которые и так еле сводили концы с концами. Когда Александр Серый поинтересовался причинами отказа, то Раднэр Муратов сказал, что согласился бы только на роль Василия Алибабаевича. Его кандидатура вызвала сомнения, но режиссер всё-таки предоставил шанс Муратову попробовать себя в этой роли. И после успешных проб, его кандидатура была утверждена.

«Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ — если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул... Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий... Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!» Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Как догадались поднять крышку цистерны?! А он там продолжает булькать. Оказывается, за это время он узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость. Но я-то в этом составе был, жалею, что мало».

После премьеры фильма Раднэр Муратов буквально проснулся знаменитым. Но, несмотря на популярность у зрителей, работы у актёра так и не прибавилось. Одна за другой следовали эпизодические роли, но самого Муратова это не сильно расстраивало. За славой он никогда не гнался, а огромное количество эпизодов приносило ему достаточно денег для жизни.

Среди этих многочисленных эпизодов была и классика советского кино. В фильме «12 стульев» Леонида Гайдая он сыграл шахматиста, в «Не может быть!» - милиционера, у Вилена Азарова в картине «Неисправимый лгун» - поливальщика, в комедии Георгия Данелии «Афоня» - Мурата Рахимова.

В 1986 году Раднэру Муратову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. И это было последним достижением в его карьере. Через два года Театр киноактера перестал существовать, а новые роли в кино актёру не предлагали. Денег у актёра по-прежнему не было, потому что всё заработанное он сразу же нес на ипподром. Говорили, что Муратов проиграл столько денег, что за них можно было купить не один автомобиль.

После инсульта, который перенес Раднэр Муратов в 2000 году, у него постепенно начала проявляться болезнь Альцгеймера. Сначала он начал забывать события прошлого, даты, фамилии и имена, а позже и вовсе не мог вспомнить даже самых простых слов: парк для него был - «там, где все ходят и отдыхают», спектакль - «когда люди покупают билеты и смотрят», столовая - «где кушают». Муратов очень стыдился своего недуга, поэтому в последние годы просто перестал давать интервью журналистам.

Шесть месяцев актёр провел в больнице, после чего опять вернулся в свою однокомнатную квартиру на Нагатинской набережной, где у него не было почти ничего. Соседка Муратова вспоминала:

«В 70-е мы вместе получали квартиру в Миннефтепроме. Я там в столовой работала, а он за ордером пришел вместе с Вициным и Леоновым. В министерстве рты раскрыли: «Ой, джентльмены удачи идут»... Вообще наш Алибабаич - скромный, интеллигентный. Я сколько раз предлагала: «Давайте у вас уберу, мне нетрудно». А он: «Нет». А жил-то скромно. В квартире ни мебели, ни холодильника, ни телевизора. Газеты на полу. И спал на двери, снятой с петель. Я подушку с одеялом принесла...»

Жизнь Раднэра Муратова  превратилась в выживание. Но он не хотел принимать помощи ни от сына, ни от соседей. У него начались серьезные проблемы со зрением, но к врачам Муратов обращаться не хотел, что привело к тому, что правый глаз актёра перестал видеть. Последний год жизнь актёра был невероятно трудным из-за болезни Альцгеймера. Соседи говорили, что он даже не всегда мог найти дорогу домой:

«Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Друг его, артист, приезжал, замок вставлял. Столкнулись раз с Алибабаичем на площадке, я ему комплимент: «Вы - великий артист». Он прямо расцвел. А так иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют».

В октябре 2004 года Муратов вновь заблудился в городе. Его нашла милиция на лавочке в парке, но в этом худом и плохо одетом человеке, они не узнали известного актёра. Поэтому направили в психиатрическую больницу. Его друг и коллега Владимир Протасенко похлопотал о том, чтоб Муратова перевели в 68-ю больницу, но вывести его из комы врачам так и не удалось. Раднэр Муратов скончался 10 декабря 2004 года от повторного инсульта и был похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Похороны были скромными, людей на них пришло мало. Странно, ведь его многие любили.

Крылатые фразы, произнесенные Василием Алибабаевичем:

- Эй, гражданина! Ты туда не ходи, сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь!

- Доцент, давай червонец, пожалуйста! Керосинка покупать буду, а то примус совсем худой.

- Слушай, доцент, ты маленький был, у тебя папа-мама был? Почему такой злой? Почему как собака?

- Все побежали - и я побежал!

- Какой хороший цемент, не отмывается совсем!

- Вы дадите спать или нет? Устроили тут ромашка: помню - не помню!

- Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!

ИСТОЧНИКИ: bulvar.com.ua, 2queens.ru

Обновлено 02/12/19 14:00:

Подпишитесь на наш
Блоги

Джентльмен удачи

17:53, 29 ноября 2019

Автор: Мортиша Аддамс

Комменты 32

Аватар

" Ты хороший, но.. слабо характерный.." (с)...

Аватар

Спасибо за пост! Не знала его биографии, очень больно, когда в старости человек остался практически один( Джентльмены-один из любимых советских фильмов

Аватар

Как же я восхищаюсь актерами прошлого, да, они не идеальны, но за каждым подлинная история жизни, искреннее служение искусству. А сегодня актер это или грамотный проект или политическая «женщина с низкой социальной ответственностью».

Аватар

«А в тюрьме сейчас ужин- макароны..»

Аватар

Сосед почти - Коломенское красиво, но немного грустное место. Оно по своему хорошо для человека искусства. Вода, река, старое поселение в черте Москвы. Он весы по гороскопу отшельник творческий. Так мне напомнил мужчин, которых я трагически любила. Те же места и много книг. Наверно он был очень интересным, но совсем не приспособлен к бытию. А ведь Московские предместья они располагают к такому образу мысли и жизни. Это еще не город и это скорее предместье, где есть природа и каждый обособлен, а город он немного поотдаль со своей суетой как мираж. Поэтому социальное уходит на последний план, и ты тихо погружаешься в себя, в чувства.. Иногда выходя в люди в центре Москвы. Очень жаль что он растворился в своем одиночестве. Человек оставил свою часть в русском фольклоре, это и есть итог его работы, вощможно жизни. Своеобразное служение обществу.

Подождите...