Эффект ореола.

( в посте использованы материалы из различных статей и публикаций в инете.)

На этой неделе мы здесь, на Сплетнике, обсуждали мнение Ололо насчёт того, важна ли внешность при приёме на работу, насколько первое впечатление может расположить к тебе работодателя, или, напротив, оттолкнуть. Лаврентьева приводила пример, что ей однажды не продали дорогую сумку, как в фильме «Красотка», но не потому, что она девушка такой же судьбы, как героиня Джулия Робертс, а потому, что на ней в тот день не оказалось кольца с большим бриллиантом. Она уверяла своих подписчиков, что все ждут от богатых русских определённой манеры поведения и дорогих украшений. 

Ну что ж, первое впечатление бывает очень важным, хотя с основными посылами поста Оксаны подавляющее большинство разумно не согласилось. 

К привлекательным людям мы относимся  более снисходительно. Именно так утверждают психологи и подводят под этот вывод впечатляющую научную базу. Проще говоря, если кто- то разбил мячом окно в школе, подумают скорее не на Петю, который учится на одни пятёрки, а на двоечника Колю. 

Также эффект ореола (или гало-эффект) может иметь и еще одну сторону, которую называют весьма громким названием – эффектом дьявола. 

К примеру, когда из двух подозреваемых (привлекательного и непривлекательного) люди более решительно обвиняют в совершении преступления именно непривлекательного человека.

 Примеры эффекта ореола:

Работу получает тот соискатель, который кажется более привлекательным;

Ноутбук с лучшим дизайном кажется более функциональным, чем с неброским;

Люди с приятной внешностью кажутся более умными;

Жюри присяжных испытывает трудности, когда его убеждают, что симпатичный человек виновен в преступлении.

Исследование, которые провели в 2011 году психологи Мур, Филиппу и Перретт показало, что эффект ореола может касаться и мнения об интеллекте. То есть, если человек считает другого человека умным, он ему приписывает и другие положительные качества: дружелюбие, чувство юмора, лидерские качества. 

Тут можно с уверенностью сказать, что этот эксперимент расширяет понятие эффекта ореола.

Маркетологи используют эффект ореола для продажи товаров и услуг. Когда знаменитость одобряет конкретный продукт, положительная оценка этого человека может повлиять на восприятие самого продукта. 

Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.

Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.

Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это «Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.

Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей – талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» — это еще не означает «вместе».

Вот признайтесь: часто в вашей жизни случалось так, что первичное впечатление о человеке оказывалось ошибочным.

Уверенна, что очень часто.

К примеру, встретили вы симпатичного юношу, который уступил вам место в маршрутке.

После 10 минут разговора вам кажется, что вот он – принц, воплощение всех достоинств.

А вот после пары свиданий оказывается, что принц – глупый, самовлюбленный нарцисс, с которым даже поговорить не о чем.

А место в маршрутке он вам уступил не потому, что галантный, просто это его обычный способ знакомиться с девушками, причем он насколько глуп, что сам же вам об этом и рассказал.

Эта история – пример позитивного эффекта ореола.

Но это явление бывает и негативным.

К примеру, переехали вы в новый дом, встретили соседку по лестничной площадке, хотели с ней познакомиться, а она даже разговаривать с вами не стала, буркнула что-то и закрылась в своей квартире.

Ясное дело, вы тут же навесили на нее ярлык «нелюдимой грубиянки» и успели посетовать: «Как же мне не повезло-то с соседями».

И лишь через месяц окажется, что новая соседка – милейшая девушка, просто в тот день она похоронила близкого человека и ясное дело – ей было не до знакомств.

Чтобы не стать жертвой эффекта ореола, постарайтесь:

Никогда не судить о людях, ориентируясь лишь на первое впечатление.
Дайте другому шанс, узнайте его поближе и лишь тогда решайте: нравится он вам или не нравится.

Не поддаваться общественному мнению: первая красавица в группе вполне может оказаться эгоистичной дурой, а серая мышка, над которой смеются, может стать вам верной спутницей жизни.

Не доверять малознакомым людям, потому что вашей легковерностью обязательно воспользуются мошенники и негодяи.

Как видите, эффект ореола – достаточно опасная штука, постарайтесь не стать ее случайной жертвой.

Однако, симпатия к брендам Шанель и Виттон, не перешла на обладательницу эксклюзивных сундуков и сумок Яночку. Уважение не вызывает стоявшая и лежащая рядом со многими знаменитостями Лопырева. Совершенно точно не кажется нам хорошим человеком представительница люкса и отечественных виноградников Снежана. И мы не испытываем пиетета перед бизнес- вумен Ололо только потому, что ей когда- то фортануло и дали много денег известного банка. 

Это все потому, что нас, сплетниц, простым ореолом и словами не возьмёшь, нам подавай объективный разбор полётов. 

Так и живём...)

Подпишитесь на наш
Блоги

Эффект ореола.

20:54, 14 июля 2019

Автор: Adreana

Комменты 37

C

У меня такое ощущение, что все всех полностью считывают уже с первых секунд. Но есть люди, верящие себе, а есть - себе не доверяющие, в себе не уверенные. Сделав круг, набив шишки, они потом убеждаются в правоте своего первого даже неосознанного впечатления. Это если про неблагоприятное. А если человек оказался хорошим, а его восприняли вначале плохим, то тоже значит в себе чегось не того - травмы там всякие, непринятие родителями и т.п., стереотипы восприятия. "Я. например, считаю, что все полные женщины лгуньи. Особенно, если у них полнота сопровождается маленьким бюстом" (С. Довлатов)))))))

Аватар

Людям нужно верить только в самом крайнем случае)))) у меня первое впечатление редко бывает ошибочным, у людей же все на лице написано, если внимательно смотреть. А вот если человек притворяется, носит маску, притом имеет опыт притворства, тогда нужно время. Или при первой встрече был не в духе, но потом все становится на свои места.

M

Содержательный пост. Я, в основном, не ошибалась в интуитивной оценке новых людей, но один раз знатно "пролетела" с первым положительным впечатлением, а спустя месяцы вскрылось все гнилое нутро, которое сильно попортило мне крови на работе следующие полгода. Запомнила тот урок, больше так не лажаю. Но по окружающим вижу, что эффект ореола работает железно, особенно если люди не наделены критическим мышлением и привыкли слепо верить или просто наивны и доверчивы по жизни

Аватар

УмнО. Подпишусь. Вы очень легко и непринуждённо обратили содержание нескольких книг в легкоперевариемую заметку. Респект)))

Аватар

Советы начинающим свой жизненный путь:-) Судя по возрасту, сидящих на сайте (эти данные есть в открытом доступе) , советы должны носить несколько иной характер:-)

Подождите...