Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Елене Образцовой исполнилось бы 80...

28
Елене Образцовой исполнилось бы 80...

 

Ее слава была абсолютной, а популярность — всеохватной. Мало кто из оперных певцов был столь широко известен. Даже в самой глухой деревне, где об опере имели самые смутные представления, имя Елены Образцовой знали все.

Она еще при жизни стала настоящим мифом. И словно слилась в массовом сознании с созданными образами. Буйная свободолюбица Кармен, гордая красавица-интриганка Мнишек, графиня из «Пиковой дамы» — конечно, это Образцова. Ее роли — царственные и значительные — были не по-оперному живыми и непосредственными. Она наполняла классические архетипы новым, современным звучанием, завораживала и пленяла. Актерские решения Образцовой нельзя было забыть. Разрушала ли ее харизма замысел композитора? Едва ли, скорее — наоборот.

Ее редкий по силе и красоте голос сделал героинь меццо-сопрано первыми дамами оперы: наконец-то они обрели звучание, равное протагонистам. Она не только умело ансамблировала первачам, но сама представляла собой большую артистическую личность. Какой бы маленькой ни была ее роль — Элен или Ахросимова в «Войне и мире», Бабуленька в «Игроке» или Нерис в «Медее», — она всегда становилась явлением. Какая бы выдающаяся певица-сопрано ни выступала с ней в паре, забыть о героине Образцовой было невозможно.  

Отдельная история — ее мировой успех. Образцовское поколение — не первое, кто стал выступать на Западе, русские певцы были заметным явлением на международной арене весьма давно, со времен Глинки. Однако если попросить западного меломана назвать имена выдающихся русских певцов прошлого, то, скорее, в ответ услышишь два имени — Шаляпин и Образцова. Кто-то скажет, что ей просто повезло — в 1970-е открылись новые возможности и стало реальным делать индивидуальную мировую карьеру. И будет прав и не прав одновременно: возможности появились у всех, по крайней мере у солистов Большого точно, но к полету самого высокого парения оказалась готовой лишь Образцова.

Она смело экспериментировала с голосом, пела много высокотесситурных, не совсем меццовых партий, никогда не играла — жила в образе, отдаваясь музыке и сценическому искусству без остатка. Даже когда пришла вокальная осень, неизбежная в карьере каждого артиста, и ее великий голос уже не был так послушен, столь пластичен и безукоризнен, она все равно оставалась на высоте. Достаточно вспомнить один из ее поздних концертов в Большом зале Московской консерватории. Многие думали: придется запастись терпением — прежней Образцовой все равно не услышать, да и программа не самая захватывающая. Кого могут вдохновить два отделения романсов Даргомыжского? Кто бы мог подумать, что в эти незатейливые миниатюры можно вложить столько смыслов, красок, нюансов, непередаваемых интонаций, столько душевного богатства. Два отделения пролетели как один миг, публика ловила каждое слово и не желала расходиться. Регистровые швы и бледность верхних нот — все эти известные меломанам и критикам недостатки отступили на второй план или вовсе улетучились. Концерт оставил ощущение большого искусства, фантастического обаяния и подлинного служения музыке.

Вскоре после этого Образцова отмечала 40-летие своего дебюта на сцене Большого. Для торжества была выбрана любимая Марина Мнишек — партия, с которой она впервые вышла на эту сцену в 1963-м. И опять тот же эффект: все недостатки в мгновение ока отступали и перед публикой представала царственная интриганка с невероятным по силе и красоте тембром. Ее окружение в юбилейном спектакле — артисты уважаемые, со званиями, профессионалы и мастера своего дела — почему-то казались середняками, хотя иные голоса звучали куда свежее и ровнее, чем у виновницы торжества.

Образцова была уникальным феноменом — и вокальным, и артистическим. Ее упрекали за многое — за смело распахнутые, откровенные эмоции — такая манера некоторым казалась слишком прямолинейной и даже вульгарной; за то, что своим клокочущим как вулкан басовитым грудным регистром она позволяла себе петь верхние ноты, получавшиеся особенно мощными и эффектными; за эксперименты с репертуаром, в котором она доходила даже до джаза, пытаясь доказать, что эту музыку можно петь не только как Элла Фицджеральд. В поздние годы упрекали за излишний консерватизм — Образцова критиковала излишний радикализм режиссерских новаций. Так, в 2011-м она отказалась выступать в черняковском «Руслане». Даже открытие Исторической сцены Большого театра после реставрации, к которому была приурочена премьера, не смогло примирить с чуждым эстетическим решением и пойти на компромисс со вкусом.

Но все то, за что Образцову критиковали, можно смело поставить ей в заслугу. Не скоро мы увидим на оперной сцене еще столь же эмоционально горячих героинь. Не скоро услышим столь феноменальное по тембральной насыщенности, густоте, силе и смелости исполнение самых заковыристых партий мирового репертуара. Не многие из артистов сегодня способны оставаться честными, не предать идеалов, отказаться от выгодного контракта ради уважения к традиции и собственным взглядам. Образцова могла себе позволить многое — но даже самые экстравагантные (или казавшиеся кому-то таковыми) шаги были уместны и оправданы невероятной силой таланта, оценить который словами практически нереально. Эпитеты — гениальный или великий — не способны передать всю красоту ее голоса и тонкость исполнения.

 

 

 

 

Оставьте свой голос:

475
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

dixy
dixy

Она ДИВА .
Натуральная, не искусственная, не фальшивая, эмоциональная, яркая, темпераментная, заразительная, харизматичная, весёлая, непринужденная, очень человечная и искренняя, зажигающая и освещающая всё вокруг , она одна такая !

popoc
popoc

Я была на концерте в филармонии, она исполняла в основном романсы.
Вот я, как затаила дыхание ,так и выдохнула на последнем звуке.
Она так выражала голосом чувства, невозможно словами передать.
Очень жаль, что ее нет.

Sofi8
Sofi8

Обладая мировой славой и абсолютным признанием она была проста в общении, но даже в этой простоте держалась с большим достоинством. Уникальная личность.
С какой любовью она всегда отзывалась о коллегах, помню рассказывала о Хворостовском очень трогательно, как он ей звонил ....

lekstrem
lekstrem

Sofi8, мдя, а почитаешь Вишневскую, так там совсем про другое.

Donatella
Donatella

lekstrem, я читала её книгу, да, Образцову она ненавидила, но мне кажется, здесь был элемент соперничества и потом у Вишневской был ужасный характер. Она же в этой книге обгадила всех, кого могла. Хотя обе, конечны дивы, что сказать. Сегодня таких и нет

lekstrem
lekstrem

Donatella, мне кажется, не соперничество, а грандиозная обида и осознание, что даже в конце 60-х кто-то не гнушается писать доносы. Вишневская же избавила Образцову от дефекта в пении, с которым не могли справится преподаватели. Вишневской самой помогло чудо встречи со старой преподавательницей, которая единственная смогла вернуть ей природные верхние ноты. И Галина Павловна решила, что её долг помогать тому, кому она может так же помочь. Кроме того Вишневская выбила ей партии в доверху забитом примами репертуаре Большого. А потом Образцова с Атлантовым накатили на них нехиленькую такую бочечку в соответствующие структуры.

GaleYara
GaleYara

lekstrem, Не припоминаю, чтобы этот известный факт доноса
как-то где бы ни было комментировала Образцова.
У Вишневской голос был от природы поставлен, Образцова - техника-техника, что слышно при исполнении.

GaleYara
GaleYara

Donatella, Вишневская вела себя согласно своему естеству - не прогибалась, не участвовала, мнение её было только её, персональное.
Поступала так, как считала единственно возможным и справедливым, по совести, так сказать.
Надеюсь семейство Солженицыных на веки вечные благодарно Ростроповичу и Вишневской.
Независимые люди всегда вызывают раздражение и желание их прогнуть любым путем

Sofi8
Sofi8

lekstrem, не хочу вдаваться в подробности, Вишневская вообще не стеснялась в оценках и определениях. Это её субъективное мнение.
И её тоже невозможно не любить, стоит только вспомнить жабу и буратино )))

Я смотрела очень много интервью Образцовой, документальные фильмы, любили её гораздо больше, чем ненавидили.
Большая редкость при таком таланте и успехе )))

boobooka
boobooka

Sofi8, подписываюсь под вашими словами. Я вообще не знаю для чего здесь обсуждать Вишневскую, если пост о юбилее Образцовой. Лучше напишите, как ее любили и как смеялись вместе с ней, она была классная и всегда молодая, без забронзовения, как это часто бывает.

Sofi8
Sofi8

boobooka, спасибо!

Тут я вспомнила её пуделя Кармен ))) Она как девочка играла со своими собачками, так нацеловывала их.
Столько в ней живости было, во всём, что она делала.
Конечно она заражала своим жизнелюбием.

kmmm
kmmm

!!!ДИВА!!!

kristabelle
kristabelle

Вишневская ее выставила как интриганку, идущую к славе по головам, но зачем? Что делить сопрано и меццо-сопрано? Совершенно разные героини. Как сейчас прекрасно уживаются Анна Нетребко и Элина Гаранча. Вывод, Образцова интриги плела по зову своей натуры.

boobooka
boobooka

kristabelle, уж кто тут интриганка была, то сама Вишневская. Ей многое прощали из-за беззаветной любви к Ростроповичу, но вот ее саму мало кто любил, скорее боялись.

kristabelle
kristabelle

boobooka, вроде беззаветно ее любил сам Ростропович.

boobooka
boobooka

kristabelle, ну, это не исключает ее специфического характера, хотя надо сказать и у них были разные периоды. Он сам говорил, что секрет их долгого брака - долгие гастроли и то, что они видятся довольно редко.

boobooka
boobooka

*с миром

GaleYara
GaleYara

boobooka, И было чего "бояться" - не лукавила, не юлила, не прогибалась, не подписывала, что невыносимо
раздражает, и раздражало, и будет раздражать всегда

boobooka
boobooka

GaleYara, я не хочу ее обсуждать, они обе много сделали для музыки в СССР и РФ, обе были прекрасные певицы, обеими нам надо гордиться, а не сравнивать.
Пусть покоятся с сиром.

GaleYara
GaleYara

boobooka, Обе ,да.
Такие разные, такие талантливые и такие неразрывно связанные...как инь и ян

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Бьюти-дайджест: от Веры Брежневой в рекламе до советов Хейли Бибер и Селены Гомес
Меган Маркл и принц Гарри попали в забавную ситуацию во время покупки рождественской елки
Павел Дуров написал эссе о разумном потреблении, ожирении, деньгах и своем успехе: "Миллионы никогда не делали меня счастливым"
СМИ: Дональд и Мелания Трамп уже готовятся к переезду из Белого дома
Модный дайджест: от новогодней кампании с Рианной до вечерней коллекции Ulyana Sergeenko
Модель Victoria’s Secret Роми Стрейд впервые стала мамой
Наталья Водянова опубликовала новые семейные фото с мужем Антуаном Арно и детьми
Надежда Михалкова, Агата Муцениеце, Дима Билан и другие на съемках новогодней короткометражки в Москве
Селена Гомес раскритиковала Facebook и Instagram за нацистские посты: "Как вы терпите эту ненависть?"
Джиджи Хадид вернулась к работе спустя два месяца после рождения дочери
"Селена лучше": фанатка Селены Гомес призвала пользователей сети атаковать аккаунт Хейли Бибер
Стали известны новые подробности приквела "Игры престолов"
Битва платьев: Мэйси Уильямс против Джису
Кинопремьеры декабря: "Неадекватные люди 2", "Трое", "Криминальные боссы" и не только
Алеся Кафельникова, Аглая Тарасова и другие звезды на арт-квартирнике в Москве
Сияй всегда, сияй везде: 10 ярких палеток для праздничного макияжа глаз
Джордж Клуни рассказал, что их с женой Амаль трехлетние близнецы уже свободно говорят на итальянском языке
Анастасия Решетова рассказала о личной жизни после расставания с Тимати: "Покайфовала от свободы"