По мнению блогера Корпускулы, куриц зовут Снежана, Наташа и Вика)

"Пост про аристократок бьет у меня какие-то рекорды по просмотрам. Видимо, само  событие задело важные общественные, и судя по местной статистике, фейсбучные, струны. Хотя я его написала, потому что пришла от врача злая и несчастная, а тут еще эти...

Я задумалась. За 30 лет нового государственного устройства (пост-советского) у нас так и не сформировалось признанной аристократии. Тех, про кого обыватели думают "они лучше, чем мы". А ведь для этого не так много времени и нужно. В СССР такая прослойка возникла еще в довоенные годы - со своим бытом, традициями, прислугой (Алексей Герман-старший рассказывал, что их писательская семья жила скромно - у них из прислуги была только няня и, кажется, домработница, когда у других домработница, кухарка, шофер и няня) и отношениями. Образ новой советской аристократии, как союза творческой и технической интеллигенции, транслировался через поп-культуру, просто, наверное, потому, что этой части общества можно было афишировать достаток, как заслуженный. Академические и писательские дачи, квартиры в домах на набережной, суп в фарфоровой супнице, музицирование и игра в буриме.

Фильм Александрова "Весна" ярче всего показывал эту идеальную аристократическую жизнь широкой публике - вот учёная и артистка, а на самом деле они одна и та же женщина. Она ходит в вечерних платьях, поёт песни в их ученом клубе, а потом надевает очки и двигает советскую науку, после чего снимается в кино и заводит роман с режиссером. И за это ей присылают шляпки. А прислуга у неё Раневская.

Шлейф этого большого мифа просматривается и в "дочери профессора Тихомирова" из "Москва слезам не верит", и в "Курьере" (профессорское семейство с невыразительной фамилией Кузнецовы, но матриарх при этом Агнесса Ивановна). В "Курьере" уже слышна дрожь земли - будущие элиты рассуждают о том, что в Париже так не носят, потому что одна из девиц лето провела в Белграде. Они чувствовали, что Париж уж близок, но пока еще виден только из Белграда.

Газон вовсе не надо было стричь 300 лет, он прекрасно приживался за 50.

Несмотря на разнообразие советских элит - партийная номенклатура, управленцы, кегебешники, обслуживающие деятели культуры (Михалковы и Бондарчуки, советские писатели-романисты, художник Налбандян и Герасимов и так далее), именно научно-техническая и творческая интеллигенция закрепилась в народном сознании как образец "Не таких как мы". И не потому, что  у них супница гарднеровского фарфора, а у тех других  -  из гдровского. А потому что у них "семья с историей". В каком-то смысле Тирион высказал этот же аргумент, когда предложил в короли Брана - парень с историей и много историй знает. "Интересные люди".

Элизабет Шимпфоссль в своем исследовании богатых русских отметила, что именно интеллигентность для них синоним аристократичности, избранности. И многие из олигархов первой очереди действительно происходили из научно-технической среды. А многие только хотели бы себя к ней причислить:

"- Какие главные черты ты бы выделила?

- Основное – это желание идентифицировать себя с интеллигенцией, окружать себя такими людьми. Это будет подтверждать их статус. Причем часто их представления об интеллигенции из далекого прошлого. Среди самых богатых есть ощущение лидерства: надо научить народ, как жить, формировать их нравственные и гражданские позиции. 
"

Она тоже связывает это еще со сталинской эпохой:

"Это тоже такая советская штука, которая культивировалась еще со сталинских времен, – стремление к “культурности”. Это желание быть средним классом, отличаться от простых людей выражалось в том, что нужно было разбираться в музыке, знать классиков литературы, художников."

Проблема в том, что у большинства этих богатеев чувство превосходства преобладает над вожделенной "культурностью" - уровень культуры довольно низок, но в их представлении умение пользоваться вилкой и ножом уже запредельное культурное достижение, недоступное никому, кроме них. Рассуждая о культуре и воспитании, они обращаются к вам на "ты", хотя видят в первый раз в жизни.

Но я вернусь к началу -  Михалковы за каких-нибудь 40-50 лет образовали клан, а нынешние за 30 лет всё продолжают играть в музыкальные стулья (если они вообще знают, что это). Поэтому раз в 10 лет "на крыше ресторана "Турандот" собираются женщины одной и той же возрастной группы и клянут плебеев. Прошлый раз такая встреча случилась в 2009-м, когда Бондарчук, Слуцкер и Долецкая изволили указать на место Мариваннам, а Светлана Бондарчук предложила "Эрмес" ввести квоты на сумки Биркин, а то их покупает уже черт знает кто, и поэтому не получается отличить тех, кто право имеет, от всяких там. 

Прошло 10 лет и "всё те же на манеже" ровно с тем же самым -  не давайте им сумку Фенди! 

При этом игра пошла на понижение. Да, у Светланы Бондарчук тоже "аристократизм" исключительно топографический -  "родилась на Рождественском бульваре" , а из образования - "мечтала учиться на экономическом факультете МГУ", к тому же по паспорту она не Бондарчук, но хотя бы отца её детей не так стыдно называть по имени (как оказалось, у них, вроде, и брак был не зарегистрирован). 

Её нынешние последовательницы, дщери "чистокровного болгарина" или "финна", же вообще стараются мужа не показывать и не упоминать. Это же стыд болгарско-финский:  Артём Зуев (муж Георгиевой) какой-то криминалитет, отмывающий награбленное через винное хозяйство в Крыму.  Похоронный бизнес Шелягова вовсе не курьезная контора, вроде лавок Стерлигова, а часть государственной похоронной корпорации, которая занимается содержанием мемориальных и военных захоронений, - АО "Военно-Мемориальная компания". Человек не только нажился на смерти, на стариковских "гробовых", но это еще и госбюджет. Муж Якимчик, Валерий Шевчук казался таким тихим чиновником, и единственный мог претендовать на статус баронета - выходец из союзной номенклатуры, закончил МГИМО, с тех пор всегда при должности, обеспечивал "ритмичную работу" в разных комитетах и структурах, но ты ж поди ж ты:

"2006—2010 — председатель Комитета по культурному наследию города Москвы. [...]Критики (например, в статье «Похороны Москвы» в издании «Большой город») отмечают, что при нем многие исторические объекты были выведены из-под защиты, переходя в руки всевозможных крупных застройщиков и девелоперов, продолжилось уничтожение исторических памятников в угоду интересов коммерческих структур. В частности, утра­чен старейший деревянный дом города на улице Фрунзе, выстроенный в начале ­XVIII века, снесен монументальный дом № 80/2 по Садовнической.[1] Как сообщает Polit.ru, активисты различных движений (прежде всего, «Архнадзора») не раз требовали отставки Шевчука. Тот в ответ обвинял их чуть ли не в продажности (см. статью «Пиар наличности»). Сразу же после занятия должности мэра Москвы Сергей Собянин уволил руководителя Москомнаследия Валерия Шевчука, а комитет преобразовал в департамент. Polit.ru называет это решение «уступка массам».


Болтоны, как есть Болтоны.

Но вы скажете, так ведь советская-то клановая интеллигенция - 57-я школа и старухи с Николиной горы, обитатели покосившихся дач в Переделкино и Комарово - никуда не делась, вот она поехала в Вену на Брейгеля, а вот вывела детей на утренник в Большом театре. Наверное, условная Снежана должна в глубине души умирать от зависти к этим наследникам родовых гнезд на Остоженке или Полянке (Таврической или Чайковского, а то и Миллионной), с их законченным высшим образованием, с "их кругом", походами в Эрмитаж по выходным, и, наверное даже, той самой супницей.

Так вот ничего подобного. Она хочет обладать "семейной историей" и супницей, но вы (особенно в Фейсбуке там) кроме ненависти и презрения ничего у неё не вызываете. Вот как с Элизабет Шимпфоссль отказывались разговаривать олигархи, потому что она одета не по их статусу (она социолог! она одета как социолог, полагаю), так и вы для них говно на палке, никто. А ваша история и особенно недвижимость  досталась вам "на халяву". Это семейное гнездо со всей мифологией принадлежит им, а вы его  украли. Халявщики!

На самом деле в этой среде есть один единственный критерий социального веса - уровень потребления.  У двух групп соответствующее статусное потребление  - у этих Брейгель, у тех Фенди (я не буду рассматривать социальные группы, у которых в необходимый пакет входит посещение афонских старцев, поездки за благодатным огнем и строительство музея военной техники или тех, кто содержит команду легкоатлетов). Обе друг друга презирают, одна хочет присвоить себе какие-то ценности другой - "нетаковость", чтобы быть "лучше, чем вы", другая не отказалась бы от денег.

И тут нам всем на радость возникает Инстаграм, и простая девушка из Ярославля (мне понравилось, что Дарья с гордостью сказала "Я из Ярославля", она свою историю делает сама) получает "статусное потребление" прямиком от Фенди, и теперь отбирать своё право на исключительность приходится не у гнилой интеллигентки с плохим маникюром, неврозом и университетским образованием, а у "непонятных людей". Прощай почти что вырванный из горла аристократизм. Возвращаемся обратно в очередь за сумочками и к диспуту "Вас тут не стояло".

И поэтому и через 10 лет на крыше очередного Турандота будут сидеть, может быть, даже те же Дарьи и Виктории и клясть новых влиятельниц из Снэпчата, но проблема будет уже в том, что те будут трехмерные и сумочки тоже."

Подпишитесь на наш
Блоги

Курицы и зависть

00:43, 3 июня 2019

Автор: _salon_

Комменты 88

M

Чувствуется, что человек много статей перелопатил, поработал с ГУГЛом, но самое простое- быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей не обговорил. Перефразирую: можно быть интеллигентом и носить брендовую сумку. Можно быть условным Цукербергом и ходить в джинсах и футболке застиранной. И быть настолько самодостаточным, что и не задумываться о таких мелочах.

S

Спасибо, хорошо написано

Аватар

ЭЭЭ про "топографическую аристократию", которая требовала сумки Биркин по спискам продавать и лимит ввести, очень смешно. Образование это библиотекарь из Кулька (Институт культуры), а дом семьи на Рождественской бульваре))) это бывшие коммуналки, они же доходные дома на Сретенке

Аватар

Суть в нашей психологии. Мы все друг друга презираем. Если почитать комментарии о Рудковской и других любимчиках, то это ничто иное, как попытка возвысить себя по сравнению с колхозом Рудковской, эскортом Лопыревой и прочее. В этом и заключается прелесть толерантности, что детей учат быть лучше не на контрасте с кем-то, а просто ради самих себя. Я в субботу была в Современнике, смотрела Вишневый Сад. Ничего не изменилось с тех пор. Этот пост тому подтверждение.

Аватар

Это псевдоэлита,с низким коэффициентом психолого-генетических качеств, паразитическое общество, которое окружает себя такими же паразитами)

Подождите...