Добрый день всем)

Минутка ретро на сплетнике.

В начале 1950-х годов советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде были широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. В условиях "холодной войны" и при запрете на все заграничное, в том числе моду, стиль советских женщин не соответствовал европейским нововведениям – в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды.

https://i1.wp.com/hrmediaarchive.estuarypress.com/wp-content/uploads/2013/11/52-Woman-portrait6.jpg?zoom=2.625&h=230
https://lh3.googleusercontent.com/-kZghcPeWnRM/WNae9jKKUBI/AAAAAAAAyxc/nрHрHLRQKRo/clip_image001%25255B18%25255D.jpg?imgmax=800

Костюмы с широкими плечами в Европе перестали носить еще в 1949 году, однако в Советском Союзе такая модель была распространена вплоть до 1959-го. На Западе же в это время господствовал диоровский “new look”. Появившийся в 1947 году, женственный стиль, предложенный Кристианом Диором, за несколько лет завоевал всю Европу, но в Советский Союз пришел с сильным опозданием.

Элегантность и утонченность Диора никак не вписывались в гардероб советской женщины – ни по стилю, ни по идеологии. К тому же, пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а производство подобных нарядов для ослабленной войной страны было непосильной задачей. Введенный Диором в 1949 году узкий силуэт женского платья, требовавший гораздо меньше материала, также был настороженно встречен в СССР – буржуазный развязный стиль считался неподходящим для тружениц, восстанавливавших страну.

Диор, 1947

https://www.dior.com/couture/var/nfsdior/var/dior/storage/maison-dior/mazarine/images/medias/history/le-new-look/new_look_1947_vze_01.jpg
https://curatedition.com/wp-content/uploads/Dior_NewLook_1947-1.jpg
http://www.culturekiosque.com/images32/dorianleigh.jpg

Ситуация немного изменилась после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, однако окончательно “new look” проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", где Людмила Гурченко исполняла песню "Пять минут" в платье от Диора.

http://d2.dvinainform.ru/data/files/9e/e1/0000e19e.jpg

Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя. В то время как французские журналы мод были запрещены, модельеры могли копировать эскизы с модных журналов Болгарии, Польши, Латвии, которые пользовались огромной популярностью. В Москве и Ленинграде также издавались журналы с фасонами одежды, однако в то время в Советском Союзе не существовало культуры модной фотографии – манекенщицы самостоятельно делали макияж и укладывали волосы, а снимки напоминали скорее любительские, чем профессиональные.

https://static.auction.ru/offer_images/2018/05/16/02/big/F/f34D78rh137/sverdlovsk_b_o_shartash_podrugi_platja_shljapka_pricheski_sovetskaja_moda_50_kh_godov.jpg
https://pics.meshok.net/pics/cache/90663845.208x208.jpg

Мужчины в первой половине десятилетия одевались так же, как и в конце 1940-х. Однако в 50-х в Москве и Ленинграде появилось много мужских портных, принимавших заказы. У таких мастеров в клиентах состояла вся партийная элита, а самым "престижным" портным считался Алик Зингер, который, до того как эмигрировать в США, шил костюмы для советских государственных деятелей и звезд эстрады. Несмотря на то что мужская мода менялась куда медленнее, чем женская, западные фасоны проникали и сюда – в конце десятилетия это чувствовалось в крое пиджаков. Также мужчины стали носить рубашки без галстуков, с мягкими воротниками.

Из-за отсутствия в магазинах качественных товаров некоторые представители элиты предпочитали не только одежду, но и обувь на заказ – после войны в СССР из Сирии и Ливана вернулись многие обувщики.

В 1950-х артисты и спортсмены начали выезжать за границу на гастроли и соревнования. Из заграничных поездок они привозили, помимо прочего, и модные новинки, которые для советских граждан стали первыми образцами заграничного стиля со времен "трофейной моды".

Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.

https://previews.agefotostock.com/previewimage/medibigoff/228df68d4906f1f10e8145f4973d1f36/uig-975-05-sov-b-29b.jpg
https://media.gettyimages.com/photos/sixth-world-festival-of-youth-and-students-in-moscow-july-1957-a-of-picture-id170982983?k=6&m=170982983&s=612x612&w=0&h=GRET8RSdwB7WLhMlTEuB-d_tAcoSt8eOgIkadXztSlw=
https://linguafennica.files.wordpress.com/2016/03/world-student-festival.jpg
https://i2.wp.com/78.media.tumblr.com/7b0e363f7f29772df7810cda6d2fa2a5/tumblr_p9lt2igzlb1ta0q7zo1_1280.png?resize=350%2C200&ssl=1
https://newsland.com/static/u/article_image/13/06/13/tmpALvyel.jpeg

Именно благодаря фестивалю и приехавшим в советскую столицу студентам со всего мира появились первые "фарцовщики" — само слово образовалось от английского "for sale" — на продажу. Фарцовщиками в основном были студенты и таксисты, которые зачастую за иностранную "фирму" выдавали товары отечественного производства. Несмотря на то что предприимчивых молодых людей часто судили за спекуляцию и валютные махинации, для многих такая торговля стала единственным и сравнительно неплохим источником дохода. Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти.

Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.

В знаменитом фельетоне Дмитрия Беляева, опубликованном в журнале "Крокодил", так описывался образ стиляги: "В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки".

Кадры из фильма 1961 года, "Совершенно серьезно"

http://media7.veleto.ru/media/files/s3/hx/nk/sovershenno-serezno-scene-2.jpg
http://media7.veleto.ru/media/files/s2/ab/um/sovershenno-serezno-scene-3.jpg

Такими были самые первые стиляги в конце 1940-х. В следующем десятилетии внешний вид молодых людей изменился: теперь они носили узкие брюки-"дудочки", пиджаки с широкими плечами, галстуки-"селедочки" и зонты-трости. В теплое время года самым модным предметом гардероба у стиляг считалась яркая гавайская рубашка, а обувалась молодежь в полуботинки на толстой каучуковой подошве. Парни взбивали волосы на голове – такая прическа называлась "кок", — а девушки завивали длинные пряди и укладывали их вокруг головы. Также они делали яркий макияж, а самой модной моделью считалась узкая юбка длиной по колено, обтягивающая бедра. Стиляги подражали американским актерам и старались копировать их стиль, с которым их знакомили голливудские фильмы. Особой популярностью пользовались свитеры с оленями, похожие на тот, что носил герой Джона Пейна в картине "Серенада Солнечной долины" (1941).

https://cdn2.bigcommerce.com/n-d57o0b/ptxvsha/products/3570/images/3244/Sun_Valley_Serenade_photo__21966.1437740401.1280.1280.JPG?c=2

Образ стиляг, вызывавших насмешки у большинства советских граждан, в последующие годы активно использовался в искусстве, в частности, кинематографе, где они сначала представали недалекими франтами, а позже – отчаянными бунтарями, протестующими против серости и обыденности.

https://kulturologia.ru/files/u8921/stylehunters-04.png

new look Dior

На закрытое дефиле в ДК "Труд" были приглашены 1100 человек – практически все из числа партийной элиты. Однако представители модного Дома, которые привезли с собой манекенщиц-француженок, нашли способ показать моду народу – девушки продефилировали сначала по ГУМу, а потом вышли на Красную площадь. Также манекенщицы прогулялись по Тишинскому рынку – "барахолке", где торговцы продавали старые вещи. На сохранившихся с 1959 года фотографиях виден огромный контраст между одетыми с иголочки моделями и советскими женщинами, с авоськами и в косынках пришедшими в ГУМ. На снимках француженки в костюмах new look, с идеальными прическами, макияжем и аксессуарами, будто сошедшие с западных журналов мод, приветливо разговаривают с людьми, улыбаясь, ходят по серым улицам, а лица граждан выражают смесь недоверия и изумления. Приезд манекенщиц Dior стал для советских женщин первой возможностью наглядно увидеть образцы западной моды, однако рассчитывать на подобные наряды мало кто из них мог.

Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз хоть и со значительным опозданием, но все же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке. После показа Dior в Москве советские модельеры стали адаптировать стиль new look к отечественной действительности: в моду вошли удлиненные платья с осиной талией и пышной юбкой, а также узкие платья, прикрывающие колени, с басками и поясами. Женственные и элегантные модели пользовались огромным спросом, несмотря даже на то, что требовали полного обновления гардероба. К платью в стиле new look нужно было покупать нижние юбки, специальное белье, чулки и туфли. Женщины шли на такие траты еще и потому, что внешний вид мог сыграть решающую роль в судьбе советской девушки, ведь после войны в стране был еще и острый дефицит мужчин.

https://i.pinimg.com/originals/8d/97/43/8d97439b7b66e2662a08916459902da2.jpg
https://static1.squarespace.com/static/54f5f960e4b0c6b83de5dc30/55c1a2d4e4b0fa221026bde6/55c1a2d7e4b08ccd27bf075b/1438753495736/011.jpg
https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/103/128103723_1827016_5216690570_901b532580_b.jpg

Несмотря на появление новых силуэтов, качество одежды, производившейся для массового потребителя, оставляло желать лучшего, поэтому женщины, имевшие возможность платить больше, обращались к частным портным. "Самопошив" в конце десятилетия стал настолько массовым, что власти, обеспокоенные снижением торгового оборота, выступили против мастеров, принимавших заказы на дому. "Отставание в деле организации бытового обслуживания населения вынуждает трудящихся прибегать к услугам частных лиц, переплачивать им, чем наносится большой ущерб интересам населения и государства", — говорилось в постановлении ЦК КПСС и Совета министров от 6 марта 1959 года. Выход, впрочем, вскоре был найден: в школах были введены уроки шитья, а в киосках и магазинах стали продавать готовые выкройки – советским женщинам рекомендовалось шить самостоятельно, а не платить портнихам.

фильм Сверстницы, 1959г

https://www.vokrug.tv/pic/product/9/b/9/6/9b967b1817d0bd46c184033107ff7725.jpg
https://img.domkino.tv/img/2017-10-30/fmt_114_24_551672.jpg

В 1950-е начали проходить и показы советских Домов моды, которые в то время стали шить специальную "рабочую" одежду – для штукатуров, птичниц, доярок. Демонстрация таких костюмов в 1955 году прошла даже в Будапеште, где вызвала восторг местной публики. Однако заграничные журналисты не догадывались, что красивая "рабочая" одежда, показанная на подиуме, была сшита специально для зарубежного дефиле, "на экспорт", советские же труженицы одевались куда более серо и неприметно.

в Будапеште

http://www.pavelbers.com/XX%20vek%2049.gif

В конце десятилетия обычные граждане постепенно начали понимать, что хорошо одетый человек – не обязательно тунеядец, и может быть так же предан "идеалам коммунистической партии", как и остальные. К стилягам и девушкам в мини-юбках, которым раньше делали замечания на улицах и осуждали в прессе, стали относиться более дружелюбно. "До чего же мы иногда бываем несправедливые! Подходим к человеку с мещанской меркой по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга! А вот в душу заглянуть забудем", — писала одна из читательниц в редакцию журнала "Работница". Однако полностью отказаться от многолетних стереотипов и принять моду как неотъемлемую часть жизни советскому обществу предстояло лишь в следующем десятилетии.

Подпишитесь на наш
Блоги

Война закончилась, хочется жить. Мода 50х.

13:35, 12 мая 2019

Автор: Ancho

Комменты 109

T

До сих пор с дрожью вспоминаю, как мне и сёстрам поручили достать, перебрать и выкинуть вещи тети и дяди из сундуков (да, в Сибири вещи хранили в сундуках - крашеных ящиках для снарядов))) Вещи были 50-60-70 годов. Много яркого, синтетические батники рубашки, нейлоновые миленькие блузки, комбинации из атласа и кружева, юбки и платья из крепдешина, много брюк клёш и обувь на каблуках рюмочках и толстых каблуках из 70-х, какие-то платки из газа с люрексом... мы все мерили и ржали(( хлопковое в тряпки, остальное в мешки и на помойку((((( я же не знала, что все это винтаж...а буквально лет через пять я гонялась за точно такими же батниками и носила умопомрачительные клёши фирмы Sash...и обувь ту на платформе тоже носила((( Надо было все, что не было трачено молью и временем, прятать, тетя модница была ужасная Мода вертится вокруг да около И возвращается Босоножки мамины югославские - ждёт моя доча. Они крутые и сегодня, хоть им лет 40.

M

Великолепный материал и благодатная тема.

Аватар

Можно я напишу, что помню это всего лишь лишь о Краснодаре. О КубГУ. О тех, кто там работал. Я родилась и до 14 лет росла в хрущевке, но в доме преподавателей. Родилась я в 75 году. Ну, осознавать, как одеваются и почему начала лет в 5. Моя бабушка - начальник почасового отдела универа всегда шила себе платья. Как и мама одно время. Западные журналы им приносили и они обменивались совершенно легко с друзьями - врачи, учителя, фарцовщики, директора ресторанов, бармены. Я не понимаю.. Может когда-то в пер од между 45 и 50 годами было тяжело? Я согласна, что на поток нибыло поставлено производство красивого и изящного. Но... Кто хотел. К примеру, родная сестра моей бабушки просила прислать ей в лагерь для политзаключенных красное платье к новому году. Вот такие дела. Это жизнь. Задумайтесь, не всё так однозначно.

Аватар

Самое начало 50х, страшно модно среди студенок: светлое ситцевое платье и мужской пиджак с широченными плечами, в руках мужской кожаеый портфель для документов. Носки и каблучки. Как будто «наброшенным» пиджаком создавалась иллюзия наличия мужчины рядом. Я шила в 19 лет у портнихи платье «ньюлук» по выкройке из домоводства 57 года. Моя опытная мастерица пыхтела и ругала меня, но одолела-таки его. И мы с ней удивлялись, что в итоге получилось платье, хоть и из нерастягивающейся ткани (плотная тафта), но с идеальной посадкой верха точно по фигуре. В котором абсолютно комфортно было двигаться. Юбка была 2 солнца. Я в нем себя цветком чувствовала)))

Аватар

Помню, как в детстве я мечтала поскорее вырасти, чтобы носить мамины наряды: юбки, блузки, платья, плащи, туфли на каблуках и босоножки. И особо я "уважала" мамины сапоги-чулок, блестящие такие, черные, на высоком каблуке)) Мама всегда одевалась как кукла, она работала в Минкультуры. Она вообще была невероятной красавицей. А я постоянно влезала в её обувь дома, меня засекали, отнимали обувь, и я ревела каждый раз)) И еще мама всегда прятала от меня лак для ногтей, А вот бабуле - той вообще была мода до фонаря, она любила простые цветастые платья, платочки, и обязательно фартук. Она даже во двор в фартуке выходил всегда, так прямо "сроднилась" с ним. Почти на всех фото моя бабуля в фартуке.

Подождите...