
Вот искала на днях в интернете информацию о любимой иностранной актрисе, и вдруг гугл совершенно неожиданно выдал эту давнюю статью о Меньшикове.
Итак, статья "Бесконечно загадочный Олег Меньшиков", издание "Оракул", 1996 год:
Oлeг Меньшиков в свои тридцать пять - лауреат самой громкой нашей премии - "Триумф" и самой почетной театральной награды Великобритании - преммм сэра Лоуренса Оливье... Он из тех артистов, что "наутро ПРОСНУЛИСЬ знаменитыми" после первых своих ролей, - его Костик из "Покровских ворот" обаял и пленил всех девушек страны, а крошечная эпизодическая роль в "Родне" заставила кинотеатральный мир ахнуть от уникальной способностм этого артиста, на КОРОТКОЙ дистанции умеющего сказать о герое все, причем сказать молча, сказать взглядом.. Меньшиков - человек бесконечно одаренный. Меньшиков - человек бесконечно загадочный. А загадочные люди провоцируют, подначивают на то, чтобы их самих заставить хоть что-то отгадывать. Вот и сейчас, здесь Олегу Евгеньевичу предлагается КРОССВОРД - или, как говорил любимый им Набоков, - крестословица. Всего из трех слов. Вернее - трех имен. Его друзей, а точнее - ПОДРУГ, наперебой отвечавших на множество наших вопросов о том, что же такое за явление - Олег Меньшиков. Кто эти трое? Кто что сказал? Пусть догадается сам артист...
- Меньшиков - романтический герой? Характерный артист? Или "уникальный актер интеллектуального плана" - как судачили о нем еще во время съемок "Родни"?
- Он как Олег Даль может играть, что угодно: и шута в "Лире", и Зилова...
- Возьми любую хорошую пьесу, и там окажется роль для Олега. Хочешь - Чацкого, хочешь - Хлестакова.
- Это даже не индивидуальность такая, а такое амплуа: Меньшиков.
- Меня он поразил в спектакле "Спортивные сцены", где этот мальчик-супермен вдруг сыграл ущербного болезненного, рефлексующего хлюпика. Кстати, в спектакле по Набокову "Приглашение на казнь" он хотел играть Цинцинната, а не Пьера. Характерную роль.
- В "Утомленных солнцем" он сыграл подлеца. И как!
- А правда, что инсценировку по Набокову он написал сам?
- Дело было так. Заказывали инсценировки трем маститым драматургам. Но что такое - уловить загадочную театральность набоковской прозы? Здесь "новые формы нужны", что еще Треплев у Чехова в "Чайке" провозглашает. Короче говоря: ни у кого не получилось. И мы отчаялись, были на грани отказа от набоковского спектакля. Но тут, мирно сидевший в углу дивана, Олег лениво спрашивает: а сколько платят за инсценировку? - 800 рублей. Такая цена была. - Ну, давайте я сделаю. На него едва не обиделись: не до шуток было. А он - сделал! То, что нужно. Адекватное Набокову и очень театральное.
- Он, по-моему, в искусстве что угодно может сотворить.
- Это как: "что угодно"? Кому угодно?
- Ему.
- В Олеге "сидит" режиссер. Ведь знаменитый спектакль "Нижинский" после многих попыток опытных режиссеров поставил он.
- А тебе известно, что Олег окончил музыкальную школу по классу скрипки? И на фоно играет, отлично поет, фехтует и танцует...
- "ЧЕЛОВЕК-ТЕАТР"?
- Между прочим, да.
- А чего больше: человека или театра?
- Ну, знаешь. Это не вопрос. Как их разделишь?
- У него кончик носа мягкий: он всем дает потрогать - действительно, нет хряща...
- Олег очень закрытый человек. Хотя внешне - душа нараспашку, кумир компаний. Но чем известнее становится, тем закрытее.
- Вот что остается от многократных встреч: обаятельно улыбающийся супермен, либо в белом шарфе, либо в белом свитере, либо в белых носках... И постоянно кого-то показывающий. А от его театральных или киноработ получаешь какой-то творческий оргазм: запредельное, невероятное ощущение. С его появлением на сцене случается праздник: играл ли он Калигулу - насильника, убийцу и тирана, вызывающего почему-то в зале жалость и сострадание. Играл ли этого самого Сережу в "Спортивных сценах" - едва ли не бесполого "слабака". Или вот - Робеспьера! Почти призрака. Сухого, внеэмоционального. Ну, наконец, Ванесса-то Редгрейв выбрала именно его.
- А как Ванесса Редгрейв выбрала на роль Есенина именно Меньшикова?
- Она просматривала артистов, специально приезжавших на показ. Она ходила на спектакли. И случайно забрела на "Калигулу"...
- Так просто?
- В судьбе Олега все кажется "так просто".
- Может быть, потому, что он - если при жизни называть вещи своими именами - просто гений.
- Он мамонт, понимаешь?
- Честно говоря, не очень...
- У него до сих пор нет машины. И шоферы такси удивленно спрашивают: а твой "Мерседес" что, в починке?
- Бессребреник. Абсолютный. Последний рубль отдаст.
- Он человек, не типичный для театральной среды: порядочный, чистый...
- Один раз на день рождения приходит ко мне с мешком подарков. В буквальном смысле - с мешком. Там было все, что я люблю: от джина с тоником до украшений...
- Он любит и умеет устраивать праздники другим. Вот у нас в актерской среде принято отмечать премьеры. А в Англии, где Олег с Ванессой Редгрейв играл спектакль о Есенине, все сами по себе. Но и там Олег сумел пригласить людей, устроить им праздник.
- Он тут по телевидению рассказывал, как ночевал в Англии в замке с привидениями...
- Его в Англии обожают. Те, кто был на спектакле, а Ванесса играла на английском, Олег - на русском, все понимали, все чувствовали и были в восторге.
- Это не шуточки: стать первым русским артистом, награжденным премией Оливье.
- А он не зазнался? Вот интервью, говорят, перестал давать. Может, это уже снобизм?
- Какой снобизм? Да он хохмач, хулиган, они с Пашей Каплевичем махровые советские песни распевают...
- Он так разыграет... Сам москвич, из семьи военного инженера и врача. Но в детстве жил у бабушки в Тамбове. И вот мы год назад приехали в Тамбов, а там Олег - национальный герой, шампанское в его честь распивали даже возле детского сада, в который он ходил... Так он от всего этого ухохатывался.
- Сноб, даже если он артист из массовки, ходит по улицам в темных очках. И зимой, и летом. А Олег - с открытым лицом.
- У вас получается совместный портрет ангела без крылышек.
- Ну почему? С крылышками.
- Он может обидеться.
- Он постоянно влюбляется. И очень быстро разлюбливает.
- А как он с барышнями расстается?
- Красиво. И с большим трудом.
- Как любой порядочный человек.
- Если бы имел дачу, машину и бриллианты - все бы оставил им...
- Но при таком характере, как у Олега, их у него не будет.
- Барышень?
- Дачи, машины и бриллиантов.
- Он понимает, что является артистом "первого ряда"?
- Думаю, да.
- А почему он не работает в стационарном театре?
- Предпочитает выбирать роли и режиссеров. Олега зовут в разные театры, на разные роли. Но он ждет своей...
- Он ждет режиссера Някрошюса. И Гамлета.
- А почему он отказался работать с самим Штайном, - европейской знаменитостью?
- Интуиция. Он долго думал, прежде чем отказаться от роли Ореста...
- Спектакль в итоге-то получился не гениальный.
- Хотя Женя Миронов сыграл Ореста замечательно. Как и ту роль в фильме "Анкор, еще анкор", которая тоже сначала предназначалась Олегу.
- Он не снимается даже за рубежом, если не нравится роль. Отказывается и от денег, и от престижа.
- Я знаю только двух людей, которые выбирают, что им играть в кино или театре, и делают только то, что им нравится: это Марина Неелова и Олег.
- А из уже сыгранного, из тех, с кем уже свела судьба, Олег любит кого-нибудь?
- Любит "Покровские ворота", "Дюба-Дюба"... Любит "Калигулу", хотя в какой-то момент сам сказал: хватит...
- "Нижинского".
- Любит своих друзей - Таню Догилеву, Сашу Балуева, Башмета...
- Обожает Володю Ильина, они вместе снимались в фильме "Мой любимый клоун", Сашу Феклистова.
- Что-то из ваших восторгов не складывается "типичный образ" Скорпиона. Давайте я буду читать характеристику знака, а вы отвечайте: да - нет...
- Идет.
- "Характер сильный, жизнь интересная"
- Да.
- "Тип контрастный, темпераментный, очень привлекательный, но жестокий".
- Да. Кроме жестокости.
- "Первая трудность для него - это жить".
-Да.
- "Из-за раздражительности у него много врагов".
- У него нет врагов!
- Есть завистники.
- Я одной актрисе сказала: ты же не смогла бы играть Есенина, это мужская роль, почему ты так ему завидуешь?
- "Скорпион Свой яд направляет на себя".
- Конечно, он больше не доволен собой, чем другими. А когда не доволен, то замыкается, уединяется.
- Он максималист.
- "Когда на него нападают, гнев его поистине страшен".
- Такого еще не было.
- На него пока не нападали.
- Тьфу-тьфу-тьфу.
- "Он проявляет железную волю".
- Воли ему не всегда хватает. Вот скорпионье упрямство наблюдается.
- "В отношениях с людьми проявляет порядочность и честность, но редко привязывается по-настоящему".
-Да.
- Пожалуй.
- "Это индивидуалист, которому очень дорога его независимость".
-Да.
- "Он иногда кажется дьяволом, иногда - святым".
- Может быть.
- Нет.
- Смотря кого играет.
- "Любовь - жизненное горючее Скорпиона".
- О, да!
- "В нем есть авантюризм".
-Да.
- "Молчаливый и своевольный".
- Молчаливым его не назовешь.
- "Скорпион агрессивен".
-Нет.
- Хватит хора. Последний вопрос: ваше самое яркое впечатление, связанное с Олегом Меньшиковым?
- Все впечатления яркие.
- Как в финале "Нижинского" он выпрыгивал в окно. Ведь это высота шестого этажа! У меня в этот момент все внутри словно обрывалось. Понимаешь, он ведь не цирковой артист, а драматический, но для спектакля, похоже, может стать кем угодно и что угодно преодолеть...
Комментарии Скрыть комментарии
Войдите, чтобы прокомментировать
Интересная статья. Меньшиков мне очень нравится
Я с ума по нему сходила, тайно и во снах являлся регулярно. Первый раз увидела в "По главной улице с оркестром", когда они на пару с Олегом Борисовым на лавочке джаз бурчали. Ах, какое обаяние, шарм, и такая кгхм... интеллектуальная сексуальность темных, как черных вишен глаз из под смоляной челки. Испепеляющий взгляд, поиом прищур и пиф-паф- уносите меня (Колин Ферт очень с ним схож) А сейчас... Хочется думать, он счастлив, ибо вотребован и талантлив, но мне чуть ли не физически больно, когда вижу его буржуйские цепи на блестящих водолазках...
latna, они с Борисовым день рождения в один день праздновали - 8 ноября, чем Меньшиков чрезвычайно гордился, и мужской дружбой с ним. Конечно, Борисов махина.
Suok, вот это да, не знала, спасибо. Я Борисова очень люблю, только что посмотрела "Запомните меня такой" с ним и Ангелиной Степановой.Елки-палки, какие раньше актеры были, личности, талантище. А "По главной улице с оркестром" один из любимейших, какая музыка, молодая Зудина, Гафт, красавец Костолевский...
latna, cпасибочки, поставила на закачку
Suok, и у Ален Делона тоже в этот же день. В какойто статье параллели проводили между ними
Suok, Борисов в своих мемуарах очень высоко Меньшикова оценил.
Suok, Меньшиков, помнится, ещё гордился тем, что с Делоном в один день родился.
latna, я с Вами.
А вот что вышло раньше, Покровские ворота или Мой любимый клоун? Я заметила Олега именно с этого Клоуна. Чрезвычайно пластичный и обаятельный артист. Потом огонь в глазах как-то стал меркнуть, и теперь-то он точно не входит в круг моих избранных. Хоть это и не отменяет его талант. Просто мы с его творчеством больше не пересекались.
Suok, покровские ворота это вообще самая первая его роль
elena_dokuchaewa, первая роль - "Жду и надеюсь", потом "Родня", потом "Покровские ворота".
happy_berry, тогда прошу прощения. Я почему-то запомнила так
elena_dokuchaewa, для меня когда-то тоже было удивление, что Поквровчкие - не первый фильм у Меньшикова))
Я влюбила в него после "сибирского цирюльника", мне было 10 лет)) плакала неделю, наверное, от впечатлений после фильма и от того, что у нас с ним такая большая разница в возрасте и вместе нам не быть!!!)))))
Fridaaa, а мне он нравится после "Утомленных солнцем" (только 1 часть - это действительно хороший фильм, остальное гуано в виде продолжения даже не хочется обсуждать)
Fridaaa, а я его уже любила после всех этих прекрасных фильмов, но обомлела от него в Восток-Запад, КАК он ее спасал! Моя боль
Fridaaa, вы сейчас такие эмоции во мне разбудили:) все то же самое, готова была за ним в Сибирь уехать, лет 12 мне было, наверное...
На тот момент, все написанное, безусловно, да. Но сейчас.. он снимается у Бондарчука в чемто о пришельцах и весь его драматизм и страсть сосредоточены на собственной персоне. Я к тому, что он заигрался со своим образом
coAllA, да, и кстати, с Догилевой же они больше не дружат. Она как-то как раз говорила, что он очень изменился
Войдите, чтобы прокомментировать