Мода на официоз Как происходит реабилитация советских культурных ценностей

Выставкой Гелия Коржева в Третьяковке, по сути, обозначен новый этап во взаимоотношениях государства и общества. «Суровый стиль», представителем которого считается Коржев, противопоставлен «авангарду», борьба с которым была центральной идеей жизни и творчества художника.

Выставленные в залах на Крымском валу в каких-нибудь ста метрах друг от друга Малевич

и его рьяный противник составляют по замыслу кураторов тот дуализм, которым отличалась эпоха СССР. Однако череда прошедших в прошлом и этом году выставок — «Александр Герасимов. К 135-летию» в Историческом музее, «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.» в Манеже и «Россия в пути» в Институте русского реалистического искусства — явно выстраиваются в единую, пусть и не сформулованную открыто, стратегию по актуализации работ официальных художников советского периода. От лица народа Нынешняя выставка Гелия Коржева — узкий лабиринт пространств, окрашенных в красный, любимый цвет художника.

Низкие залы выстроены в коридоры, закоулки и тупики, в которых расположены 160 картин. По замыслу кураторов такая архитектура экспозиции призвана показать творческий путь художника, борющегося за «народную правду — с многочисленными попутчиками и авторами «фальшивок»: «Мы обязаны говорить со своим народом, с его сердцем языком искусства самым высоким, впитавшим все лучшее, что рождено человечеством. Мы служим и являемся детьми народа, чья миссия беспримерна. И роль искусства сегодня тоже беспримерна», — говорил Коржев.

Многочисленные ордена, премии, высокие должности были благодарностью партии и правительства художнику. И они же служили ограждением от всякой критики. «У критика должен быть идеал, и общественность должна его чувствовать, он не должен уподобляться старому неумному псу из подворотни, лающему на всех проходящих мимо от старости, слепоты и собственной слабости…» — писал сам Коржев.

Многочисленные ордена, премии, высокие должности были благодарностью партии и правительства художнику, И они же служили ограждением от всякой критики Его карьера была стремительной. В 1944 году, когда ему было 19 лет, он поступил в Московский художественный институт в мастерскую Сергея Герасимова — к тому времени не только признанного мастера, автора знаменитых картин на революционно-военную тему, но также директора института и председателя правления МОСХа (Московское отделение союза художников), которым руководил с перерывами до 1952 года. Именно Герасимов и его друг, лауреат Сталинских премий Павел Соколов-Скаля, рекомендовали Коржева в члены Союза художников Москвы, куда он был принят с лету, даже без прохождения необходимого кандидатского срока. И понятно почему: в Коржеве советские генералы от искусства видели свое продолжение. Его работы тех лет — «В дни войны», триптих «Коммунисты», «Влюбленные».

«…Сегодня мы на часах, и это многое значит, и скоро нужно будет сдавать пост, и нужно сдать его с честью и достоинством» — именно таким «часовым» идеи русского национализма воспринимал себя в искусстве Гелий Коржев. С 1960 года (тогда художнику было 35 лет) он последовательно становился лауреатом всех возможных премий и секретарем творческих организаций. Гелий Коржев. «Облака 1945 года», 1980–1985 годы, Третьяковская галерея Бремя перемен Перестройка привела Коржева в негодование: рушилась система ценностей, которую он обслуживал.

Его выступлений на эту тему много, и они исчерпывающе говорят о том, что переживал мастер. «Сквозь пленку интеллигентности проступает звериное лицо ненависти»; «Происходит или, вернее, произошла оккупация нашей столицы духовными врагами»; «Как правило, это художники двойной национальности, и эта двойственность переходит в их общественную деятельность…»

Смятения, происходящие в душе художника, выразились в его картинах позднего периода.

Он пишет цикл картин, которые называет «Тюрликами», — беспомощные жанровые сцены, в которых действуют уродливые создания, рожденные фантазией автора. Над этой серией он работал 15 лет, написал около 40 полотен. На главной картине цикла «Триумфатор» изображена фантастическая фигура, напоминающая птицу с недоразвитым торсом человека, попирающая красное знамя и поднимающая черный флаг.

За ней с одной стороны стоят такие же уродцы, с другой — мужчина в военной форме, снизу на нее смотрят сотрудники спецслужб в черных очках (так изображали в период молодости Коржева американских шпионов). Картина была начата в 1993 году во время расстрела в Москве Белого дома. Последний период творчества художника — картины религиозного плана, в которых его волнует образ Иуды. Друг Коржева народный художник СССР Валентин Сидоров вспоминает: «О «Библейском цикле» он думал и раньше, по-моему. Но не показывал его. А тут… Иуда сам появился! За тридцать сребреников продал всё! Возникла мысль-то какая! И сразу образ-то и явился». Гелий Коржев. «Иуда», 1987–1993 годы, частное собрание Став «часовым», Гелий Коржев оказался зажатым между двумя Герасимовыми, один из которых, Сергей, был его учителем и идейным наставником, а второй, Александр, кумиром. Неслучайно выставка Коржева совпала по датам с открытием в Историческом музее первой за шестьдесят лет выставки Александра Герасимова, приуроченной к 135-летию художника.

Его называют «Сталиным в искусстве» (по словам Эрика Булатова), каковым он фактически и был вплоть до 1957 года, пока его не освободили от должности президента Академии художеств СССР. Главный портретист Сталина и его окружения, лауреат четырех Сталинских премий, Герасимов вошел в историю искусств картинами, ставшими каноническими для этих лет, начиная с полотна «В.И. Ленин на трибуне» (1930), и далее всего житийного круга, связанного со Сталиным, — от «Клятвы», которую вождь дал в 1924 году, пообещав продолжить дело Ленина, до «Похорон Сталина», на которой зрители видят величественный профиль в обрамлении траурных лент и цветов. Сергей Герасимов. «За власть Советов», 1957 год, Третьяковская галерея «Надо закончить спор дилетантов о Сталине, перейти к изучению эпохи в том многогранном виде, в каком она была. Каждый человек многогранен, даже деспот и тиран…» — говорил директор Исторического музея Алексей Левыкин, рассказывая о выставке Герасимова. «Художник должен был почувствовать и изобразить сталинскую мечту, как ее видел себе Сталин. Это была опасная игра, но у Герасимова это получалось лучше других. У соцреализма была простая задача — с помощью искусства создать нового человека»,— дополнил его слова куратор выставки Леонид Шишкин.

Именно социалистический реализм был творческим методом Коржева: «Я не думаю, что сделаю открытие в эстетике, если назову этот метод реалистическим методом. Вряд ли кто-нибудь сильно удивится, если добавить, что наш реализм — реализм социалистический». Считая себя наследником Александра Герасимова, Коржев на протяжении всей своей жизни продолжал бороться с буржуазным влиянием Запада, с художниками-эмигрантами и импрессионистами.

Правда, в отличие от своих учителей, Коржев не писал вождей. Известен только один его поздний портрет Ленина, которого он изобразил беседующим со слепым нищим, олицетворяющим, по всей видимости, народ. Картина называется «Беседа» (1985). Художник беды Коржева называют представителем «сурового стиля» в русском искусстве. Термин этот крайне искусственный и объединяет художников, между которыми нет ничего общего. Он появился тогда, когда после доминирующей при Сталине лакировки действительности возникла необходимость противопоставить что-то мягкотелой хрущевской оттепели, — тем более что наступил этап холодной войны, когда вновь возникла потребность во внутренних врагах, в объединении народа общим патриотическим порывом, в необходимости объяснить отсутствие масла в магазинах происками буржуазных наймитов.

В мае 1949-го журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова, который объяснял, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства». В популярном в те годы скандальном романе Ивана Шевцова «Тля» (1964) описывается точка зрения сталинских художников той эпохи (Герасимова, Вучетича, Томского, Корина) на происходящие в искусстве процессы: молодые и немногочисленные русские художники-«реалисты» противостоят опытным художественным критикам-евреям, симпатизирующим абстрактному искусству. Критики организуют травлю русских реалистов.

Александр Герасимов. «Похороны Сталина», 1957 год, частная коллекция На этом фоне и возник термин «суровый стиль», первоначально относящийся к выдающемуся художнику периода оттепели Виктору Попкову, который был в своих полотнах искренним и автобиографичным, пропуская через себя историю страны. Позже его произвольно расширили на людей, не имеющих между собой ничего общего, в частности на Таира Салахова, чья живопись отличалась аскетичностью и «протестантизмом».

Он тоже рисовал рабочих людей родного Азербайджана, но игнорировал ту коммунистическую пропаганду, которая доминировала в картинах Коржева. Мало того, с именем Салахова связаны прошедшие в России выставки самых известных западных художников, таких как Фрэнсис Бэкон или Роберт Раушенберг, с которыми ежедневно боролся Коржев.

«Художником русской беды» назвал Коржева искусствовед Александр Боровский. Читая сегодня многочисленные высказывания Коржева, мы понимаем, что «русской бедой» он считал наступившую перестройку, экономическую либерализацию и взаимоотношения с Западом. Кстати, при этом большую часть своих работ Коржев продал в частную американскую коллекцию.

Нынешняя потребность государства в сплочении общества под лозунгами патриотизма и борьбы с Западом натолкнула Министерство культуры на идею достать из закромов истории самых одиозных художников, воспевающих Сталина, как Герасимов, или защищающих честь поруганного красного знамени, как Коржев, обозначить все это термином «романтический реализм» и преподнести как свежий взгляд на недавнюю историю.

На открытии выставки Герасимова министр культуры Мединский говорил, что это уже третий за последнее время большой проект, посвященный эпохе соцреализма и поддержанный Минкультом. И явно не последний.

Источник картин (зайдите - там полный архив семьи художника): ввв.korzhev.ком/tvorchestvo/reestr_rabot/

Источник текста: newtimes.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Гелий Коржев (заполитизированная статья, но главное - картины)

09:54, 19 июня 2016

Автор: aloia

Комменты 21

Аватар

Ставлю большой минус за качество поста! В содранный текст вразнобой вставлены картины, абсолютно не отражающие суть! Пишете про Малевича, идут работы Коровина... И так весь пост! Который реально интересный!

Аватар

Удивилась, узнав, что американцы скупили большую часть его работ. Не дураки. Я бы только такую живопись и покупала, а не наборы цветных пятен, брызг из распылителя, которые они так пропагандируют.

Аватар

интересная статья, спасибо,

Аватар

Спасибо автору

Аватар

Статья неприятная. При чем тут мода на официоз. Коржев это такая же часть истории нашего искусства как и все остальные, причем не самая слабая. Хлебом не корми, дай только хоть в чем-нибудь усмотреть реабилитацию сталинизма

Подождите...