Биография, история жизни Фрейндлих Алисы Бруновны

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/4552/368854.jpg

Фрейндлих Алиса Бруновна (родилась 08.12.1934, Ленинград) – советская и российская киноактриса, актриса театра.

Родители

Мама Алисы Фрейндлих Ксения Федоровна Федорова смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ). Там же Ксения Федоровна познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом.

http://proxy11.media.online.ua/uol/r2-553332b6f5/522fb33986557.jpg

Родители

Бруно Артурович был выходцем из немцев. Это были художники-стеклодувы, которыхПетр I привез в Россию начинать стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.

В 1934 году 8 декабря родилась Алиса. Она вспоминала: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…».

http://f15.ifotki.info/org/eb68086ba2b73372ee76d27ea48907ccbc5f6c161227649.jpg

Алиса 1935 год. (из личного архива актрисы)

http://2actor.ru/files/images/freindlih-bruno-arturovich-0.jpg

Алиса Бруновна с отцом и дочерью

Война

Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Возможно, это и спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя Артур Фрейндлих со своей женой.

В течение всей войны Алиса с мамой оставались в Ленинграде, пережили блокаду. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. В декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию.

Мама Алисы еще до войны оставила театр. Во время войны она работала на заводе. Впоследствии Ксения Федоровна так и не вернулась к актерской профессии, проработав всю жизнь бухгалтером в Центральной сберегательной кассеЛенинграда. Не восстановились ее отношения и с Бруно Фрейндлихом. Из эвакуации он вернулся с новой семьей – женой и только что вернувшейся дочкой Ириной.

Послевоенное детство

В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллинн к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллинне она училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня – темный лес», – рассказывала Алиса Бруновна.

В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Девочка вновь поступила в ту же школу. Несмотря на то, что у Бруно Артуровича была уже другая семья, Ксения Федоровна не запрещала ей встречаться с отцом. Правда, встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры. Лишь много лет спустя Ирина и Алиса познакомились и стали настоящими подругами.

Алиса с детства мечтала стать актрисой. В какой-то мере к этому подтолкнуло влияние отца: «Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало». В школе, где училась Алиса, был театральный кружок. Его вела выдающаяся театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Здесь девочка и начала постигать секреты актерского мастерства.

Уч:) в театральном

Окончив в 1953 году школу, Алиса подала документы в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Готовиться к экзаменам ей помогала все та же Мария Александровна Призван-Соколова, которая сразу полюбила Алису, разглядела в девушке настоящий талант.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5601/ljuchan.53/0_5cb48_180876b7_XL.jpg



«Разговор двух дам», – слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не заволноваться! «Шутка ли, решается твоя судьба – актерский класс набирает Борис Зон, а он, говорят, не любит травести, а я с виду – типичная травести, маленькая, худенькая, да еще нос курносый», – вспоминала актриса.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=2ef234064dfd13c7&mb=imgdb_preview_625



И все же, собрав волю в кулак, Алиса произнесла свой темпераментный, выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей. Комиссия была покорена. Алиса попала в прекрасные руки. Выдающийся педагог, профессор Борис Зон воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаида Шарко, Павел Кадочников, Николай Трофимов.

Будучи студенткой, Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники».

Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту Владимира Карасева. Однако их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись, прожив в браке около года.

Театр имени Комиссаржевской

В 1957 году Алиса окончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

О работе в этом театре актриса вспоминала с большим удовольствием. Здесь она прошла хорошую школу. Алиса Бруновна вспоминала: «Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда поручали сложные психологические роли, наверно бы, я сломалась и сейчас была посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было, о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером».

Театр имени Комиссаржевской стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Первые ее роли были из амплуа травести. Но даже мальчишек Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле «Время любить». С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы – мелодраматическая.

Театр имени Ленсовета

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/1f3/Ukroschenie_stroptivoy_Kult_03_06.jpg



С Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся. А вскоре творческий союз перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. В этом браке у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара (дата рождения – 13 марта 1968 года).

В Театре имени Ленсовета актриса раскрылась по-настоящему. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Он точно уловил специфику таланта Фрейндлих. Специально для нее он восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина. А какой была Джульетта в исполнении Фрейндлих в постановке бессмертного произведенияШекспира (1964)! Её героиня решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минуты душевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего её чувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.

http://img-fotki.yandex.ru/get/17847/12959330.52/0_10bbb7_2bc25857_XL.jpg



Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. Она играла в спектаклях «Женский монастырь», «Последний парад», «Люди и страсти» и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В «Последнем параде» она пела новые прекрасные песни М. Таривердиева, в том числе лиричнейшую «Музыку», посвященную Шопену. В феерии «Люди и страсти», где она конферировала вместе сМ. Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из «Марии Стюарт» Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г. Гладкова на слова Г. Гейне «Мария-Антуанетта». Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...

Одной из лучших работ на сцене этого театра стала роль Катерины Ивановны в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где наиболее раскрылся драматический талант актрисы. А какой неожиданностью стал ее Малыш в «Малыше и Карлсоне»! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.

Кино. В тени

В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц на роли. Так, например, ей не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», которую блестяще исполнила Валентина Талызина.

Прорывом могла стать ее работа в картине Элема Климова «Похождения зубного врача». Однако фильм вышел в 1965 году – уже после окончания «оттепели». Он пришелся не ко двору и был «положен на полку» на пару десятилетий.

Но не только это осложняло ее судьбу в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, многие роли просто прошли мимо. Так было с «Зеркалом» Андрея Тарковского.

Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино, которую увидели телезрители, стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка «Анна и Командор» (1974).

«Служебный роман»

Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму «Служебный роман», которая вышла на экраны в следующем 1977 году. Алиса Бруновна рассказывала, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную, жизнерадостную женщину.

http://video.m3x.org/i/data/004/04850/screen2.jpg



Создавая облик своей героини в первой части фильма, Алиса Фрейндлих излазила всю гардеробную «Мосфильма», чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: «Благо, начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось».

Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали:«После Вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Это было настоящее признание! Алиса Бруновна и спустя много лет называла эту роль в числе своих самых любимых.

Королева Анна

В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старомодная комедия» по одноименной пьесе Арбузова. А следующий год принес актрисе две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии.

http://kino-teatr.ru/movie/kadr/1557/346229.jpg



В фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» Алиса Фрейндлих сыграла, в общем-то, небольшую роль – жену главного героя. Работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили эту роль. Вот как оценивала ее актриса Лия Ахеджакова: «Там есть мощное спрятанное страдание. Там судьба».

Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой», – так оценила своего персонажа сама актриса.

Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь на экране еще в картине «Служебный роман». Затем были песни в фильмах «Старомодная комедия» и «Д'Артаньян и три мушкетера». Теплая, лиричная манера исполнения ею песен пришлась по душе зрителям. Впоследствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.

80-е годы

Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актеромТеатра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем (разница в возрасте между ними была 15 лет – столько же разделяло ее сВладимировым). Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.

Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго, всего лишь до 1990 года. Вот как она объясняла причину развода: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...».

С 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького (с 1992 – им. Г.А. Товстоногова). Там она играла Ирину в «Блондинке» А. Володина, сразу три роли в мюзикле Н. Саймона «Последний пылкий влюбленный» и, наконец, Настю в пьесе Максима Горького «На дне».

Продолжала она плодотворно работать и в кино, снимаясь в картинах разных жанров, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама («Опасный возраст», «Клетка для канареек», «Прости», «Успех»).

Легкая, непринужденная манеры игры Алисы Фрейндлих нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова, работать с которым ей очень нравилось. После успеха «Служебного романа» она с удовольствием приняла его приглашение на роль Огудаловой в фильм «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет посомневался относительно ее кандидатуры. Огудалова – монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.

90-е годы

В постсоветское время Фрейндлих снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении мушкетеров – «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994).

В театре в 1995 году Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль Леди Макбет в трагедии Шекспира, которую на сцене БДТ поставил режиссер Т. Чхеидзе. Однако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса начала работать по приглашениям в разных театрах.

Личная жизнь

Так уж случилось, что личной жизнью Алиса Френдлих пожертвовала ради искусства. И все же о своих бывших мужьях она вспоминала с теплотой. «У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей», – говорила Алиса Бруновна. Да и одинокой она себя никогда не считала. У нее замечательная семья – дочь Варвара, зять Сергей Тарасов (вице-губернатор Петербурга), любимые внуки.

Варвара Владимирова окончила театральный, снялась в нескольких фильмах («Лишний билет», «Не покидай», «Без обратного адреса»). А чуть позже она стала работать на одной сцене с Алисой Бруновной.

Последние работы в кино

В 2000-е годы кино Фрейндлих не баловало, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться новой работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика». Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, в силу обстоятельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Сериал имел успех у зрителей, а вскоре вышли вторая и третья части.

После «Женской логики» Алиса Фрейндлих снялась еще в нескольких картинах. В основном ей доставались центральные (но не заглавные) роли. Каждый новый образ Алиса Бруновна воплощала с присущим ей неким актерским чутьем – кажется, будто бы и не играет она вовсе, а на самом деле живет.

https://images.spletnik.ru/i/0/0YOrNqzqgM/original.jpg

Алиса Бруновна с дочерью и внуками
Здоровье

В 2011 году Фрейндлих перенесла тяжелую операцию на кишечнике. Проблемы с самочувствием появились у актрисы вследствие ее многолетнего пристрастия к сигаретам. Алиса Бруновна начала курить еще в 35 лет (сразу же после того, как ее мать скончалась).


Основные награды и премии

Народная артистка СССР (1981).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1976).

Лауреат Государственной премии России (2001, спектакль «Аркадия»).

Лауреат Премии «Ника» – в номинации «Роль второго плана» (1994, «Подмосковные вечера»).

Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (1995, спектакль «Макбет»).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «За выдающееся исполнение ролей классического репертуара» (1996, роль Леди Макбет).

Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга» (1997).

Лауреат Царскосельской художественной премии (2000).

Лауреат Премии «Кумир» (2000).

Лауреат Премии «Серебрянная Лира» (2000).

Лауреат Премии «Триумф» (2001).

Лауреат Государственной премии РФ (2001, спектакль «Аркадия»).

Лауреат Премии «Золотая Маска» (2001).

Лауреат Международной премии «Наш современник» фонда «Международный дом «Кино плюс» (2002).

Лауреат Приза губернатора Ленинградской области «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографии России» на фестивале «Литература и кино» в Гатчине (2003).

Лауреат Премии «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (2004, спектакль «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете»).

Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1986), Ордена Дружбы (1995), Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004).

Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001).

Источник:

http://www.mega-stars.ru/actresses/freyndlih.рhр

От себя хочу добавить.

Несколько лет назад мне посчастливилось увидеть Алису Бруновну с дочерью Варварой в спектакле "Уроки танго и любви". Очень рекомендую.

Что мама, что дочь - женщины удивительного человеческого достоинства и порядочности. Пережив развод, Варвара никогда и словом не обмолвилась о своей частной жизни в прессе. А после гибели бывшего зятя Алиса Бруновна отменила празднование своего 75-летнего юбилея.

С Днем Рождения моя любимая актриса! Здоровья Вам, счастья и радости! Долгих лет Вам жизни. И радуйте нас своими новыми ролями!

Подпишитесь на наш
Блоги

Сегодня день рождения Алисы Фрейндлих

01:04, 9 декабря 2015

Автор: schinat

Комменты 19

Аватар

ОБОЖАЮ! месяца два назад была в БДТ на спектакле "Лето одного года" с Алисой Бруновной и Олегом Басилашвили. это неописуемо и незабываемо.

Аватар

Моя любимая она в "Служебном романе". У меня было 10 кассет, засмотренных до дыр, и эта была одна из самых, даже качество стало плохое в конце. Обожаю

Аватар

Уч:) – так кокетливо на сайте всегда это слово выглядит))

Аватар

замечательная актриса, жаль не видела ее в театре. нравится советский фильм с ее участием-"опасный возраст" , старомодная комедия-шедевр

Аватар

я ее люблю в той самой небольшой роли в "Сталкере". она там необыкновенная и очень пронзительная. на самом деле такие интриги были, чтобы попасть на эту роль. жену сталкера хотела играть жена Тарковского, но все видели, что Фрейндлих ее переигрывает на все сто. оператор Рерберг убедил Тарковского утвердить Алису на эту роль. ну а супруга Тарковского впоследствии добилась того, чтобы Рерберга убрали со съемок фильма.

Подождите...