Добрый день, сплетницы! Я долго думала, как создать пост про Ивана Васильева и Наталью Осипову, и как бы ни составляла план, у меня не получалось это сделать без повествования о том времени, когда две звезды начинали свой путь к успеху. Во многом, не исключая упорства и трудолюбия, они обязаны художественному руководителю балета Большого театра Алексею Осиповичу Ратманскому. А его период был богат на скандалы и недопонимания с мастодонтами Большой сцены. Потому, чтобы узнать больше о Ване и Наташе, необходимо немного проникнуться той атмосферой, в которой они оба начинали.


(Наталья Осипова/Иван Васильев)
К предыдущему посту были написаны комментарии, подытожив которые, можно выделить основную мысль: "Все это есть в открытом доступе!". Я не буду спорить и, безусловно, правы те, кто так считает. Но мой пост был рассчитан, в первую очередь, на тех, кто не увлекается балетом, а, если и увлекается, то не читает обзоры, балетные форумы двух театров, "холивары", которые несомненно возникают между группами "Большого" и "Мариинского", а также тех, кто не вдается в детали и не тратил свое время на поиск информации, архивных записей и статей. То есть, создавая тот пост, как и этот, я ставила перед собой задачу, прежде всего, поделиться тем, что вычитывала ранее, о чем слышала и о чем мне интересно говорить. Конечно, истинных балетоманов я мало чем смогу удивить, а вот "околобалетных" и просто любознательных личностей, которым будет занимательно и любопытно прочесть что-то новое - не сомневаюсь. Потому, прошу Вас не расстраиваться, если то, что Вы прочтете сейчас не станет для сверхновостью, но, уверена, что найдутся те, кто прочтет об этом впервые.
Поехали!


В 2004 году Алексея Осиповича Ратманского (далее - "Ратманский" или "АО") приглашают на должность художественного руководителя балета Большого театра. Под руководством Ратманского поставили два десятка балетов, из них - два новых, а именитые зарубежные мастера давали в Большом "мастер-классы", делясь опытом и приобщая артистов к особенностям главных мировых школ. В период Ратманского омолодился состав труппы и радикально обновился список ньюсмейкеров — прим и премьеров. И, действительно, АО, как худрук, продвинул Наталью Осипову, Екатерину Крысанову, Анну Никулину, Андрея Меркурьева, Ивана Васильева, Вячеслава Лопатина и других. Наталья Осипова, отзываясь о своем наставнике, в интервью "Российской газете" сказала следующее: "Мне, девочке из корд:)eта, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс <...> Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли".


Благодарность Натальи можно понять: не смотря на то, что корд:)ет - это постоянный заработок, особенно на зарубежных гастролях (как известно, ведущую солистку в случае болезни, травмы или ссоры с худруком всегда можно заменить и не брать за границу, тогда как корд:)eт поедет всегда), большая часть амбициозных артисток, приходя в труппу, боятся пожизненно застрять в корд:)eте. И, прошу не судить меня строго, т.к это лишь мое мнение, не пришел бы на должность худрука столь "европеизированный" молодой мужчина как Ратманский, который хотел с самого начала набрать "свою" команду, а не пытаться найти общий язык со знающими себе цену примами, а пришел бы какой-нибудь любитель классики и ненавистник современного балета, то путь Наташи хотя бы до солистки был бы крайне тернист и долог. Не сомневаюсь, что рано или поздно она достигла бы своей вершины, но не так стремительно, как получилось это при АО.


(Наталья Осипова)
О себе же как о танцовщике Ратманский отзывался более чем критично: "...Я бы никогда не стал ведущим танцовщиком. <...> Я был несколько тяжеловесен, моя техника не была блестящей. Помню, как мой педагог в первом классе училища говорил, что попа - трудно точно перевести это слово на английский - у меня отклячивалась, как у груши..." ("New York Times")


(Алексей Ратманский)

На самом деле, анализ деятельности АО занял бы много-много страниц, так как единого мнения среди балетоманов не существует: одни полагают, что он вдохнул жизнь в Большой театр, другие - что потерпел полное фиаско и на чем свет стоит ругают его постановку "Болт", а также, презрительно величая его "мастером малых форм" и отзываясь о его желании ставить множество одноактных балетов. Но, поскольку пост мой "сплетниковский", то и информация будет сугубо развлекательного характера.


Конфликт № 1.
После ухода Ратманского многие отмечали, что основной просчет АО был связан с артистической политикой. Худруку удалось создать свою команду - молодую, мобильную, артистичную, но не удалось договориться со звездным корпусом Большого.


Одной из первых, кто открыто выступил против Ратманского была Надежда Грачева, народная артистка, лауреат Государственной премии России, которая поведала прессе в апреле 2006 года о неприятном высказывании худрука: "Театр в вас не нуждается…". Кроме того, Грачева крайне резко оценила и деятельность АО в том же интервью: "Мне бы очень хотелось танцевать в Большом театре. Но здесь сегодня ведётся совершенно непонятная политика. Ставятся одноактные балеты… Я не против них. Они имеют место быть. Но не в таком количестве. Всё-таки это АКАДЕМИЧЕСКИЙ Большой театр, здесь должны идти классические постановки. Но нынешний художественный руководитель балета их, скажем мягко, недолюбливает. Но если худруку не нравится классика, зачем было приходить и руководить этим театром?!"


(Надежда Грачева)
Как пишут на форумах, за некоторое время до этого Ратманский в ультимативной форме предложил Грачевой танцевать роль одной из виллис - Мирты из балета "Жизель". Хочу отметить, что для артистки, исполнявшей уже долгое время главную партию (т.е Жизель), исполнять Мирту - это настоящее "понижение" в должности.
В общем, Надежда отказалась, но и Жизель после того разговора не танцевала.


(Надежда Грачева/Николай Цискаридзе)
Правда, 19 мая 2006 года на творческом вечере в ГЦТМ им.Бахрушина АС опроверг фразу Грачевой о ее ненужности театру: "Я, к сожалению, должен констатировать, что эту фразу за меня сочинила Надежда Грачева. <...> Это, наверное, еще одна иллюстрация того, что люди слышат то, что они хотят или ждут. <...> Как вы все прекрасно понимаете, это очень трудный момент. Но когда приезжает хореограф, он идет в зал и выбирает тех, с кем он хочет работать. Я тоже хореограф, и когда я ставлю балет, я выбираю тех людей, которые, как я представляю, сделают то, что я хочу."


(Алексей Ратманский)
Не смотря на сезон 2006/2007, когда Грачева не принимала участия ни в одной постановке, сезон 2007/2008 стал для нее все-таки более удачным, принеся ей 7 спектаклей. Но без "шпилек", как известно, не бывает и в 2007 году Ратманский в интервью вполне прозрачно намекнул-тире-ответил, что ему очень важно, что продолжают танцевать балерины старшего поколения, такие как: Надежда Грачева и Галина Степаненко, потому что молодым есть у кого учиться (пора на покой, пенсионеры).


(Галина Степаненко)
Конфликт № 2.
В прошлом посте многие сплетницы подвергли сомнению умственные способности балерины Захаровой (припомнив приме "Школу Злословия"), а я, например, в неприятном удивлении от Марии Александровой. Начнем с того же Ратманского.


(Мария Александрова)
В 2009 году МА дала большое интервью газете "Известия", в котором довольно-таки зло отзывалась о бывшем худруке Большого театра: "Знаете, Алексей Ратманский очень долго вбивал нам в голову, что балет - наша работа. Все были с идеей, что мы творцы, а он эту идею убивал. И это вызывало возмущение."


(Мария Александрова)
В общем, не любила Мария Ратманского. Но конфликт № 2 был лишь отчасти связан с худруком: в 2006 году АО пригласил в Большой Диану Вишневу, с которой сохранил весьма теплые отношения еще со времен работы в Мариинском театре. Штатная солистка Мариинского театра и guest star сразу двух больших трупп — берлинской Staatsoper и нью-йоркского American Вallet Тheatre (ABT) — планировала добавить к своим артистическим "трофеям" и главный театр страны.


(Диана Вишнева)
Огорчились балерины и ведущие солистки Большого— придется им поделиться с Вишневой спектаклями. Видано ли дело! И направились восемь (а по некоторым данным и девять) прекраснейших дам во главе со Светланой Захаровой прямо к Иксанову с петицией - позже иронично названной ballet five o'clock tea. Надо сказать, успешно прошедшим: Вишневой в тот год "отказали" в контракте с Большим.


(Светлана Захарова)
А позже Мария Александрова прокомментировала данную ситуацию так:
"Журналист: Вы абсолютно честны по отношению к коллегам?
МА: Да, я никогда не занимала ничьего места.
Ж: И никогда не участвовали в интригах?
МА: Нет. Но если спрашивали мое мнение, я всегда его высказывала.
Ж: Когда петербургская балерина Диана Вишнева захотела стать примой Большого, вы в компании коллег пришли к Иксанову с протестом. Зачем?
МА: Это был тот случай, когда спросили мое мнение. И это не интрига, а элементарное умение взаимодействовать с людьми, с которыми работаешь.
Ж: Насколько я помню, Вишнева не претендовала на многое. Кажется, хотела станцевать "Сон в летнюю ночь". Стоила ли игра свеч?
МА: Никаких игр не было. Хотелось, чтобы в труппе были нормальные отношения, чтобы люди, которые приезжают со стороны, тебя уважали. А здесь, на мой взгляд, человек ставил себе задачей не присутствие в Большом театре, а удовлетворение своих личных амбиций - ну, скажем, быть ближе к президенту.
Ж: Нормальное желание для примы-балерины. Так всегда было в русском императорском театре.
МА: Значит, я ненормальная балерина."


(Мария Александрова)
Относительно же мотивации Светланы Захаровой, то существует следующее мнение (кто-то согласится, а кто-то и нет): Захарова пришла в Большой из Мариинского театра, где ей отводилась третья роль после Вишнёвой и Лопаткиной, а, перейдя в Большой театр, она стала первой и единственной. Так кому хочется опять почувствовать себя "второй"?


(Светлана Захарова)
Из хорошего надо добавить, что Александрова не водит дружбы с "клакерами" (она и еще Светлана Лунькина). "Клакеры" - это наемные "хлопальщики" в театре. Вот Вы слышали, как в Михайловском работают "клакеры", когда на сцену выходит Иван Васильев? Так это не простые фанаты, обожающие своего кумира (хотя, может, "клакеры" и без ума от тех, кому необходимо аплодировать и кричать "Браво!"), а те самые, кому Владимир Кехман, директор Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета, платит. Так вот в связи с отсутствием той самой "дружбы" сокрушительное «Браво!» никогда не сопровождает даже самые успешные вращения Марии Александровой.


(Владимир Кехман)
Я начала с того, что она крайне зло отзывалась о Ратманском, хотя, в общем и целом, её не сильно задвигали (в отличие от той же Светланы Захаровой и Николая Цискаридзе), если сравнивать её период ДО-Ратманского, когда "зажимали" в партиях сильнее. Но АО везде ставил свою любимицу - Наталью Осипову и, как написал один из критиков (я заранее прошу прощения у всех любительниц Наташи, но не могу не процитировать): "Александрову задвигают за Осипову, которая несравнимо уступает ей (Марии) в уме и актерской харизме, при этом являясь ее прямой конкуренткой по репертуарной линии. В отличие от Александровой, Осиповой дают станцевать то, на что Александрова до сих пор рассчитывать не может, например, Жизель."


(Мария Александрова)
Так как Мария может любить Ратманского? А, никак!
Конфликт № 3.
Среди звезд есть разные: те, которые молчат, те, которые говорят, но не делают этого публично и те, которые борются. А кто у нас основой боец на балетном фронте? Николай Цискаридзе!


Как было понятно из первого поста, Николай очень хотел занять пост художественного руководителя Большого театра, но г-н Иксанов методично, из года в год, игнорировал его требования и назначал тех, к кому "душа лежала" (ну или из своих соображений выгоды). А Николай отличается крайней эмоциональностью, поэтому интервью в период Ратманского раздавал много.


(Николай Цискаридзе)
Из них в 2007 году мы и узнали, что деятельность Ратманского - это "пир во время чумы". Неизвестно, что именно послужило толчком, но первым в прессе засветился АО в 2006 году, сказав буквально следующее: "К сожалению, Волочкова с Цискаридзе известны не своими достижениями в танцах, а скандалами." Крайне опрометчивое заявление для художественного руководителя, от которого он поспешил откреститься, заметив, что его неправильно поняли. Но следом последовало интервью Николая, в котором он позволил себе сказать, что балет "Светлый ручей" хороший, но не может составлять основу репертуара Большого театра.


(“Светлый ручей”, 2011)
Отступление: балет "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича на либретто Федора Лопухова был впервые поставлен в 1935 году, но уже в следующем, 1936, в связи с восприятием постановки как сатиры на советскую действительность, был закрыт. Был возобновлен Ратманским в 2003 году в собственной хореографии, поскольку хореография Лопухова не сохранилась.


(“Светлый ручей”, 1935)
После интервью Цискаридзе логично, что обиженный за свое детище Ратманский снял Николая с постановки. Что еще больше разозлило талантливого танцора: "Хочу сказать такую деталь: когда 18-летним мальчиком я впервые вошел в кабинет Григоровича, Юрий Николаевич встал и со мной поздоровался. Когда бы я ни пришел к Иксанову, он встает. Это Большой театр, здесь каждый занимает свою иерархическую ступень. А когда я вошел к Ратманскому, то увидел человека, который сидел, развалившись в кресле. "Вы забрали у меня спектакль?" - спросил я. "Да, забрал". - "Ну, наверное, надо было мне об этом сообщить". - "Ну вот я вам и сообщаю". Тогда я открыл дверь в коридор, встал в проеме и сказал все, что я о нем думаю, на русском языке, доступном всем. Вот с этого дня у нас началось бодание. Правда, потом он вызвал меня, извинился, сказал, что он поступил, наверное, неправильно. "Вам интересно, - спросил он, - почему я это сделал?" "Нет, хозяин - барин".


(Николай Цискаридзе/Мария Александрова)
Вслед за этим последовал ответ Ратманского: "Я думаю, уверенность в себе вообще очень помогает в жизни. Это хорошо." (о Цискаридзе)
А Николай, тем временем, продолжил развивать тему некомпетентности Ратманского как художественного руководителя, заявив, что он не должен допускать несвежие ленточки на балетных туфлях.


Как бы то ни было, а пикировка велась не только в прессе, но и в стенах Большого. Еще до публичных "разоблачений" Цискаридзе, Лунькина, Захарова, Гуданов пришли к Иксанову и потребовали расторжения контракта с Ратманским, но тот не пошел на уступки.


(Алексей Ратманский)
Закончилось все предсказуемо: разругавшись со "старой" и "звездной" гвардией, столкнувшись с откровенным саботажем, еще в 2007 году АО принял решение не продлевать контракт с Большим театром, который истекал 31 декабря 2008 года. Ну или Большой театр решил не продлевать контракт с Ратманским.


(Алексей Ратманский)
Теперь немного о позиции Николая к любимцам публики Ивану Васильеву и Наталье Осиповой. Не знаю, как Цискаридзе относится к Наташе, но то, что Ивана он недолюбливает - это факт. В одном из комментариев к предыдущему посту я писала о том, что была на творческом вечере Николая. Помимо всего прочего он затронул тему образования, точнее - абсолютной безграмотности молодых артистов балета: "Станцуют свою партию, подходишь к ним, спрашиваешь, о чем постановка - никто не читал, ничего не знают, приходится насильно заставляет в академии читать классическую литературу под угрозой отчисления. Родители негодуют, ученики - тоже". Так это я к чему: мало того, что Васильев - протеже Ратманского, так он еще и крайне глуп. Вот уж не знаю, что больше бесит Цискаридзе: то, что глупый Васильев собирает полные залы и купается в лучах славы, или то, что о балете "Спартак" он судил по фильму "Гладиатор" Ридли Скотта. И я сейчас не шучу, если что, даже в интервью Вани об этом читала. Он в общем-то и не стыдится этого.


(Иван Васильев)
И напоследок, здесь ни цитат, ни подтверждений из прессы не будет, ибо это мне рассказала моя знакомая балерина, а она, может, и сама придумала, но я все-равно делюсь:
Ставшую примой в 2005 (при АО), Светлану Лунькину немного "задвигали" ради Наташи Осиповой. Что, в принципе, из вышенаписанного даже на сплетню не тянет, ибо логично! Как-то АО сказал ей, что она уже удивить никого не способна, а вот Наташа - да. Хотя, возможно, Ратманский так ей припоминал интервью, в котором Лунькина пожаловалась на слишком скучные постановки Большого театра.


(Светлана Лунькина)
Есть еще и другая версия: в 2006 году во время гастролей в Лондоне Лунькина высказала своё недальновидное мнение о политике Ратманского интернет-изданию ballet.co.uk: "Мы (артисты балета) не чувствуем себя комфортно в связи с проводимой г-ном Ратманским внутренней политикой. Мы объясняли ему, что то, что он хочет поставить для нашей труппы, противоречит традициям классического балета. Он отвечал: "Понимаю, но традиции меняются"
"We feel very uncomfortable with this policy," she explains. "We told Ratmansky that what he wants to do with the company is against our traditions; he replied, I know and now the traditions will be different."
Хотя, справедливости ради, с 2006 по 2008 гг., Лунькина была на всех зарубежных гастролях Большого театра: пусть танцевавшая во вторых -третьих спектаклях, но была. И, если ее и "задвигали", то Ратманский делал это крайне деликатно и не вовремя зарубежных гастролей.


(Светлана Лунькина)
Однако в обновленной, премьерной "Сильфиде", в постановке Йохана Кобборга (коллега Ратманского по датской сцене, которого пригласили "освежить" московскую классическую версию) роль Сильфиды досталась Наталье Осиповой, а Светлану Лунькину поставили лишь в третий состав. То же произошло и в 2011 году (Ратманский уже не являлся художественным руководителем балета), когда накануне премьеры постановки "Утраченные иллюзии" Лунькина была заменена на Осипову.


(Наталья Осипова)
А Мария Виноградова, она же Мэри Ви, которая жена Ивана Васильева, была любовницей Сергея Филина (женатого, надо сказать) ну и пробилась "через тернии к звездам", точнее к званию "ведущей солистки".


(Мария Виноградова)
Сам же Ратманский, поговаривают, мстительный, хитрый и злопамятный, а интеллигентом лишь "прикидывается".


"Здесь, в Большом, больше ценят жесткость, иначе норовят плюнуть в спину." (Татьяна Ратманская, 2007 г.)
Спасибо за внимание!


 

Подпишитесь на наш
Блоги

Скандалы и интриги Большого театра

11:33, 4 сентября 2015

Автор: lightminded

Комменты 193

S

а какие сплетни про дэвида холберга есть?)

Аватар

Автор, спасибо вам большое. Я абсолютный балетный нуб, но мне очень интересно было читать!

Аватар

lightminded, душенька)), пишите, пожалуйста еще. Безумно интересные посты о мире балета. Вроде те же сплетни, но заставляют задуматься)). зы. Не знаю, к чему эта информация миру, но не могу не поделиться радостью— собираюсь на Лебединое озеро с Полуниным (должен был танцевать Смилевски, но сегодня на сайте повесили объявление о замене). Пойду своим дилетантским взором оценю — так ли он хорош, как я о нем думаю ))

Аватар

Спасибо за пост,очень любопытно!

Аватар

О Васильеве -"о балете "Спартак" он судил по фильму "Гладиатор""- О_о

Подождите...