Дорогие сплетницы, посты о балетной тематике появляются регулярно и это радует. Хотела бы и я внести свою лепту и поведать некоторые интересные факты (точнее: скандалы, интриги и расследования Большого театра) как советского времени, так и наших дней.
Как известно, с момента основания Большого театра в 1776 году он пережил четыре пожара, но самые «жаркие» события происходили в нем именно тогда, когда архитектурной целостности Большого ничего не угрожало.


Начало Золотого века.
В советское время из Большого театра сделали главный театр страны — в него переводили лучших артистов других театров, переносили наиболее удавшиеся спектакли, и, как следствие, время от времени Большой потрясали скандалы.
Правда, в 1922 году Большой театр чуть было не закрыли. И немудрено: ведь театр ассоциировался в представлении нового лидера пролетариата с «проклятым царизмом». Однако  известный покровитель искусств Анатолий Васильевич Луначарский буквально на коленях умолял В.И. Ленина не закрывать театр. Правду пишут или нет, но театр удалось отстоять благодаря наличию в его репертуаре детского революционного спектакля, столь необходимого правительству.


(Луначарский А.В.)
Чуть позднее в партийных аппаратчиках проснулась ранее неизвестная любовь к балету и, можно сказать, начался золотой век Большого! Жалованье труппе увеличивалось два раза в год. Театр освобождался от многих налогов и прикрепляется к Лечебно-санитарному управлению Кремля, а декорации, костюмы и реквизит взяты на гособеспечение.


Не отставал, как бы сейчас сказали от «общего тренда», и «вождь народов». Сталин, действительно любивший оперу и балет, очень часто приходил в Большой театр. Говорят, что не только искусство влекло его, но и танцовщицы Большого - Ольга Лепешинская и Марина Семенова – балерина, которая «всегда остается царицей», как сказал о ней ее ученик Николай Цискаридзе.


(Ольга Лепешинская)
А молва судачила, конечно не называя фамилий, как в середине 1930-ых гг. Иосиф Виссарионович нередко возвращался от некой известной балерины в Кремль в 2 - 3 часа ночи. Могу лишь предполагать, что той неизвестной как раз и была Марина Семенова, которую в 1930 году перевели из Ленинградского театра в Большой.


(Марина Семенова)
Что касается Ольги Лепешинской, то, по словам не менее великой балерины Майи Плисецкой:
«Она была шумная общественница, энергичнейший неутомимый член партии, входивший во все бюро, комитеты, президиумы. Ольга Васильевна не пропустила ни одного случая, чтобы не взобраться на трибуну и громогласно не высказать в тысячный раз свою принадлежность к партии большевиков и поучить уму-разуму всех и вся «в свете последних партийных решений».


(Портрет Ольги Лепешинской)
Но более всего бесконечными связями с балеринами Большого театра прославился М.И.Калинин. Ему даже нарочно подсовывали их, чтобы иметь на него компромат. Однажды к всесоюзному старосте привезли 16-летнюю балерину Большого театра Беллу Уварову. После чего она пропала. Калинина срочно отправили в отпуск. По поручению Сталина началось расследование. Но тут в Москве начался очередной шпионский процесс - и родителей Уваровой очень кстати репрессировали. А вскоре в подмосковном лесу нашли изуродованное тело балерины. Похоронили Беллу Уварову на Ваганьковском кладбище. В том, что смерть балерины - на совести Калинина, не сомневался никто. Но дело замяли.


(М.И.Калинин)


(Белла Уварова)
В 1960 году солистка Большого театра Софья Николаевна Головкина выходит на творческую пенсию (ей 45 лет) и возглавляет Московское хореографическое училище, (позже – и по ее инициативе! - оно будет преобразовано в Московскую Государственную Академию хореографии).


(Софья Николаевна Головкина)
Майя Плисецкая вспоминает: «Другая любительница влиятельных генералов была Софья Николаевна Головкина. Она тоже громогласно занималась общественной работой и тоже обогатила партию большевиков своим членством. Танцевать она совсем не умела. Пируэты и шене крутила криво, но не падала. Как Пизанская башня. В ней не было ни темперамента, ни блеска. <…> От ее спектаклей веяло  скукой и серостью».


(С.Н.Головкина)
И главный административный успех ей обеспечивали бесконечные внучки советских чиновников.Сцена главного театра страны действовала на внучколюбивых аппаратчиков магически. Даже такие поборники социальной справедливости, как Юрий Андропов и Михаил Горбачев, не избежали соблазна увидеть своих внучек в числе юных балерин Большого. Первой такой ученицей стала внучка министра культуры Екатерины Фурцевой. Кстати, после смерти Фурцевой  в 1974 году ее внучку Головкина немедленно из училища отчислила. Но зато для шестилетней внучки Горбачева стараниями Головкиной был специально открыт подготовительный класс.


(Ксения Горбачева)
Внучка Андропова – в отличие от внучки Фурцевой – училище окончила, но грозный генсек умер, и она десять лет танцевала в корд:)ете.


(Татьяна Андропова)
В 2001 году Головкина все-таки ушла в отставку. Конечно, не по доброй воле, а под немалым нажимом Большого театра и Министерства культуры. Головкиной вменяли в вину развал московской балетной школы, плохую подготовку танцовщиц и даже травлю лучших педагогов, вынужденных искать пристанище своему таланту в эмиграции.


(С.Н.Головкина с ученицами)
Свою неприглядную лепту в историю Большого театра внесет и дочь генсека Галина Брежнева. Выйдя замуж в третий раз – за нелюбимого ею подполковника милиции Юрия Чурбанова, – она через несколько лет завела себе сердечного друга. Им стал цыганский барон и по совместительству певец театра «Ромэн» Борис Буряце. Очень скоро она сделала его солистом Большого театра, так и не исполнившим ни одной партии. А затем последовало ограбление известной цирковой артистки Ирины Бугримовой. Исчезла хорошо знакомая кремлевскому бомонду коллекция бриллиантов. В ходе расследования был выявлен след той самой бриллиантовой мафии, с которой, кстати говоря, был связан и любовник Галины Брежневой – странный неудачник-певец из Большого театра.


(Галина Брежнева)
Наши дни.Талантливый бунтарь.
Скандалы в Большом театре продолжаются и в наши дни. Не будем упоминать всуе о "великой" Анастасии Волочковой, о которой и без того слишком много разговоров, а начну, пожалуй, с Сергея Полунина, упомянутого в посте Snowden http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/101555_marafon-spleten-baletnyy-vypusk


(Сергей Полунин)
Сергей известен в балетном мире как «плохой парень». После головокружительного старта в Королевском балете, где на него одна за другой посыпались ведущие партии, казалось, что будущее великого танцора современности ему обеспечено. Тем большим потрясением стали события зимы 2012 года, когда на самом пике карьеры он вдруг ушел с репетиции и больше не вернулся.


Причиной тому называют не только желание Сергея бунтовать, но и запрещенные вещества. К 21 году Сергей стал стремительно выходить из-под контроля – пропускал утренние репетиции, увлекся игровыми автоматами и экспериментировал с наркотиками. Он даже хвастался в «Твиттере», что принимал кокаин перед выступлением в Ковент-Гардене и что не прочь попробовать и героин. Правда, потом удалил данный твит и сказал репортерам, что это была шутка.


Кстати, похожая история повторилась и в 2013 году, когда продюссерская компания Peter Schaufuss ballet APS production подала иск в Верховный суд на худрука балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Игоря Зеленского и Сергея Полунина. Компания потребовала £400 тыс. за внезапный отказ от участия в спектакле «Получноный экспресс». Танцовщик накануне премьеры в лондонском театре «Колизеум» выбыл из проекта, сославшись на плохое самочувствие. Однако Peter Schaufuss ballet APS production заверили, что нерабочему состоянию артиста способствовал «потенциально изнурительный образ жизни», намекая этой формулировкой на употребление звезды мирового балета наркотиков.


Сейчас Полунин живет и занимается в Москве под чутким руководством Зеленского, который в свое время был премьером Мариинского театра и протеже Нуреева. Сергей забросил «Твиттер» и Xbox и распрощался с приятелями-наркоманами.


От себя добавлю, что, судя по последним фотографиям Сергея, он все-таки не отказался от наркотиков. Но хотелось бы ошибаться и верить, что его изнуренный и нездоровый вид является лишь следствием постоянной тяжелой работы.
«Порногейт», или скандал с Яниным.
Еще до того, как общественность была потрясена нападением на художественного руководителя Большого театра Сергея Филина, театр потряс небывалый внутренний скандал.


(Геннадий Янин)
В 2011 году разразилась нешуточная борьба за должность художественного руководителя балетной труппы между Николаем Цискаридзе и Геннадием Яниным, бывшим в ту пору руководителем труппы балета Большого театра.  Безусловным лидером считался Янин, который устраивал прежде всего Анатолия Иксанова (генерального директора Большого театра с 2000 по 2013 гг.). Казалось бы, что все решено, но…


3 марта 2011 года был зарегистрирован сайт, на котором через несколько дней были опубликованы фотографий сексуального, а проще говоря, откровенно порнографического характера. И главным их фигурантом являлся человек, похожий на Геннадия Янина. В том, что страница посвящена Янину, сомневаться не приходилось: сайт был оформлен в цветах Большого театра, на нем был размещен его логотип и биография Янина. Более того, ссылка на эти материалы была разослана тысячам балетных профессионалов как в России, так и за рубежом!
Скандал разразился нешуточный! После такого Янин ушел на больничный, а 14 марта написал заявление об уходе.
По словам Анатолия Иксанова, у него нет никаких сомнений, что Николай Цискаридзе причастен к распространению порно-фотографий "различных позиций и конфигураций" Янина: "Цискаридзе бился за должность художественного руководителя балета. Не вышло."


(Николай Цискаридзе)
Николай Цискаридзе, правда, парировал: «Того, как Иксанов хочет испортить мою репутацию, не хочет ни один человек на Земле!». Также он добавил, что много лет дружил с Яниным, а скандал вокруг него и вовсе переживал как личную трагедию. «На нескольких фотографиях фигурировали не только разные юноши, но и одна женщина — моя кума», - подчеркнул Цискаридзе.


Русский брильянт Светлана Захарова.
Прима Большого театра Светлана Захарова - одна из наиболее обсуждаемых балерин как петербургской, так и московской сцен. Западные коллеги отзываются о ней исключительно как о "русском бриллианте мирового балета". Но более подробную информацию о ее биографии и достижениях можно найти на просторах интернета, я бы хотела поведать лишь то, о чем пишут не часто.


(Светлана Захарова)
Говорят, Тот-Кого-Нельзя-Называть (далее – «П») любит не только гимнастику, но и балет. Если говорить лишь о косвенных фактах, указывающих на милость П., то это следующие:
Светлана – член Совета по культуре при президенте России, что свидетельствует о ее приближенности к П., да и в интервью Светлана не скрывает, что многим обязана П. Он не только лично дарит ей цветы после спектаклей, но и не скупится на награды – красноречивая фотография, на которой президент вручает балерине Государственную премию России, обошла все информационные агентства мира. А когда Большой гастролирует за границей, именно она – точнее, спектакли с ее участием, открывают и закрывает гастроли, что считается признаком особого отношения со стороны дирекции театра, а, следовательно, и власть предержащих.


(Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и наш Президент)
Но и это далеко не все:
В 2013 году Светлана должна была исполнять главную партию Татьяны в балете "Евгений Онегин", хореографом которого являлся Рид Андерсон и который привез этот балет из Штутгарта в Большой театр. В общем, ничто не предвещают беды и, по словам мужа Светланы, она тренировалась "на износ", как вдруг г-н Андерсон заявил, что Захарова и ее партнер Дэвид Холберг попадают лишь во второй состав.


(Рид Андерсон)
Сказать, что прима была в ярости - ничего не сказать. Она покинула репетицию и отказалась от дальнейшего участия в постановке.


Предполагается, что Захарова была крайне оскорблена тем фактом, что Иксанов, бывший на тот момент генеральным директором Большого Театра, никак не отстоял ее перед Ридом Андерсоном. Иксанов, со своей стороны, давить на Андерсона не хотел.


(Анатолий Иксанов)
И тут как раз Универсиада в Казани. И вот прима несет флаг, а вечером видится с П. на приеме после открытия.


(Пловец Владимир Сальников, фехтовальщица Камилла Гафурзянова, пианист Денис Мацуев, актер Константин Хабенский, балерина Светлана Захарова и шахматистка Галлямова - под звуки "Гаудеамуса" несут флаг Международного спортивного студенческого союза, Казань, 2013 г.)
Что именно сказала Светлана Захарова П. - неизвестно. Возможно, она сделала это очень по-женски: мол, хотела вас пригласить на премьеру, но меня сняли, теперь я не танцую Татьяну - в общем, как бы то ни было, утром 8- ого июля 2013 года Иксанов был вызван к г-же Голодец. А приказ о его снятии с должности генерального директора Большого Театра вышел три дня спустя…
Несколько фото:




P.S. Дорогие сплетницы, это, конечно, не всё, но пост получается очень уж большим. Потому, если будет интересно, могу впоследствии создать еще парочку, т.к закулисные игры поражают своим размахом, масштабом и коварством :-)

Подпишитесь на наш
Блоги

Скандалы, интриги, расследования Большого театра

16:56, 13 августа 2015

Автор: lightminded

Комменты 247

K

Захарова молодец!)

Аватар

у нас дома была няня всегда, и помощница по дому. Не знаю, ск. им платили родители, правда. Папа был профессор, помнится, мама говорила, что папа получал 500 рублей зарплаты.

Аватар

Интересно! Продолжайте!

Аватар

спс посту, нашла книгу об удивительной женщине - Мизиа Серт Мизиа, или Пожирательница гениев. Лежу, читаю :) "Вот женщина: она позировала Ренуару и Тулуз-Лотреку. Приглашала к обеду Ибсена, Золя, Метерлинка, Грига, Дебюсси, Карузо, Пикассо… Верлен набрасывал ей сонеты на счетах парижских кафе. Малларме оставлял мадригалы на шелковых веерах в ее будуаре. Пруст поддразнивал: «Вы — памятник истории». Кокто писал: «Перед нами одна из тех женщин, в которых Стендаль находил гений. Гений ходить, смеяться, ставить на место, играть веером, садиться в экипаж...». Это о ней (и ее третьем муже) говорила селф-мейд-леди и лучшая ее подруга Коко Шанель: «Если бы не Серты, я бы так и умерла дурой». Но теснее всего имя Мизиа Серт связано с «Русскими сезонами». После парижского «Бориса Годунова» 1908 года (какой странный выбор для дамы с мадригалом Малларме на веере!) все свое влияние «арбитра вкусов», всю лукавую дипломатию она отдала Дягилеву. На два десятка лет. В августе 1929-го в Венеции Мизиа закрыла Дягилеву глаза. И пошла закладывать бриллиант (похоже, последний): оплатить похороны. " (с)

Аватар

Спасибо за пост! Только вот начитавшись сплетниц, погуглила ШЗ с Захаровой. Лучше бы я этого не делала. Я на нее когда в танце смотрела, дышать не могла, думала как можно быть такой выразительной и красивой. А теперь волшебство ушло:( я такого даже и не подозревала.

Подождите...