Обычно подобные посты принято начинать с «кратких биографических сведений», скопированных из «Википедии». Я, если честно, не вижу в этом особого смысла, потому как любой при желании может найти оные самостоятельно. Поэтому упомяну лишь те факты, что, как мне кажется, особо повлияли на становление личности будущего Сталкера.

Начнём с того, что Сашу бросила мать. Симпатичная вертихвостка, она не слишком дорожила семьёй: пропадала вечерами, потом и вовсе уехала в Москву учиться на артистку, а вернувшись, несостоявшаяся звезда советского экрана ушла к другому мужчине. Сане в новом доме места не нашлось. Этот страх быть покинутым женщиной предопределил отношения уже взрослого Кайдановского с прекрасным полом: отныне он всегда уходил первым.

Отец же навсегда останется для него самым главным в жизни человеком.

Родился и вырос Кайдановский в Ростове-на-Дону. В послевоенные годы там пышным цветом цвёл бандитизм, по улицам ходили толпы сирот, сбившиеся в шайки, да и детишки из «приличных» семей не отставали… Очень быстро Саша научился отстаивать свою правоту с помощью кулаков: манера чуть что лезть в драку доставит ему немало проблем в будущем, и, в частности, судимости, из-за которой он станет «невыездным».

В 14 лет наш герой уезжает в Днепропетровск, где поступает… в сварочный техникум. Правда, уже через год покидает его, чтобы поступить в Ростовское театральное училище. Так Советский Союз теряет еще одного сварщика, но приобретает одного из самых выдающихся кинодеятелей за всю свою историю. К слову, разброс интересов вообще свойственен натуре Кайдановского, его интересует и живопись, и философия самых разных эпох, он поглощает книги одну за другой, словно пытаясь выдавить из себя ростовские окраины.

А еще Александр дико амбициозен. Именно поэтому по окончании театралки в Ростове он тут же отправляется в Москву, где с триумфом поступает в школу-студию МХАТ, чтобы в итоге стать единственным в ее истории студентом, покинувшим альма-матер в первый же месяц обучения. Мальчик с окраины терпеть не может, когда на него давят, пытаются ломать… В «Щуке» таких проблем, видимо, не возникало.

Это был по-настоящему звездный курс: помимо Кайдановского, на нем учились Анастасия Вертинская, Леонид Филатов, Борис Галкин. Согласно легенде, один из учебных спектаклей пришли посмотреть Валентина Малявина и Никита Михалков, причем Малявина больше внимания обратила на Филатова, а Михалков, соответственно, на Кайдановского. Именно эти двое впоследствии сыграют важнейшую роль в судьбе молодого актера.

В 1969 Александр заканчивает училище. Но несмотря на то, что там он всегда был на хорошем счету, в его жизни начинается черная полоса: в Вахтанговском театре, этом приюте наиболее талантливых выпускников «Щуки», вчерашнего выпускника постоянно затирают, вместо более-менее приличного жилья им с женой Ирой (с ней Кайдановский познакомился еще в Ростове, а потом перевез в Москву) выделяют комнатуху в подвале, кинорежиссеры тоже не выстраиваются в очередь с главными ролями на блюдичке… Михаил Ульянов даже советовал молодой семье возвращаться туда, откуда прибыли. Но трудности не сломали Кайдановского, да и, как говорится, молодо-зелено: в комнатке постоянно толпится тьма народу, богемная жизнь бьет ключом, до утра беседуют о кино, театре и философии. А потом появляется ОНА.

Что это было? Внезапная страсть? Тонкий расчет измученного безденежьем и отсутствием перспектив молодого актера? Злые языки говорили, что Кайдановский просто использовал Малявину, чтобы пробиться в кино, тем более, что некоторое время он не прекращал отношения и с Ириной – уже в разгар романа с Валентиной в законном браке родилась дочь. Вот только если одна из самых ярких звезд советского экрана, мажорка, с детства не знавшая отказа ни в чем, чего-то захотела, то так тому и быть: вскоре Ира с грудной дочкой отправляется домой, а Кайдановский и Малявина начинают жить вместе

Это – единственная совместная фотография пары, которую можно отыскать. Да и та, как видно, кадр из фильма. Но отношения были страстными. И даже более чем. Что произошло в тот вечер, так, наверное, и останется тайной, но факт в том, что приехавшие по вызову врачи увидели залитую кровью квартиру и мертвенно бледных «Ромео» с «Джульеттой» с порезанными запястьями. Потом будут рассказывать красивую историю о желании вместе уйти из жизни. Одни. А другие – что Валя в припадке бешенства порезала любимого, а тот ради нее солгал. Тогда все закончилось хеппи-эндом. Увы, спустя несколько лет Малявину и ее нового возлюбленного, Стаса Жданько, ждет совсем иной финал драмы.

Сколько конкретно лет длились эти мучительные отношения, из которых оба вышли совершенно опустошенными, - неизвестно, потому как в разных источниках хронология приводится разная. Но зато очевидно, что звершил их, конечно, Кайдановский: на очередных съемках (то ли в 1974, то ли в 1975 году – источники, опять же, сообщают разное) он встретил юную Евгению Симонову. Хорошая девушка, про таких говорят «из тех, на ком женятся» - Александр и женился, и родил с ней дочь Зою.

«На очередных съемках»… Словно в насмешку над злопыхателями, карьера актера рванула вверх аккурат под конец романа с Малявиной: счастливый билетик Кайдановский вытянул, согласившись сняться в дебютном полнометражном фильме Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это был триумф. И начинающего режиссера, и артиста: вместе с его Лемке в финале рыдала и вся женская аудитория как минимум.

Опять же по легенде, Кайдановский и здесь проявил характер: будучи несогласным с режиссерской трактовкой своего образа, он поставил Михалкову условие – «снимаем или по-моему, или никак». А во время очередных споров даже съездил Никите Сергеевичу в глаз. Невероятно, правда? Зная нынешнего Михалкова, подобное воспринимается, скорее, как актерские байки.

После этого роли посыпались на Александра как из рога изобилия, а он, в свою очередь, наслаждался каждой новой работой. Вот только до поры не было ТОЙ САМОЙ, главной, о которой мечтает любой мало-мальски одаренный артист. Впрочем, ждать пришлось недолго: в 1976 году Андрей Тарковский утверждает его на главную роль в своем фильме по роману братьев Стругацких – в «Сталкере».

Правда, фильм еще так не называется. А как должен – пока непонятно. Да и вообще, ничего непонятно. Трактовка Стругацкими главного героя, да и сам сюжет категорически не устраивают режиссера, он хотел бы переписать авторский текст по-своему. На съемочной площадке царит напряженная атмосфера, апофеозом становится гибель в огне всего уже отснятого материала. У Тарковского случается инфаркт. А едва оправившись, он распоряжается: «Начинаем заново». Сценарий адаптируется Андреем Арсеньевичем под себя, из-за чего от Стругацких практически ничего не остается, и переснимается летом 1978.

И тогда совсем невесело приходится уже исполнителю главной роли. Кайдановскому приходится буквально переламывать себя, ведь новый Сталкер совсем на него непохож. Как скажет потом один из его друзей, в образ он вошел, а вот обратно не вышел.

«Сталкер» получает множество призов на международных фестивалях, окончательно превращает Тарковского в культовую фигуру в мире кино, а вот Кайдановский сталкивается с новой проблемой – ему больше нечего играть в тех рамках, что отвел ему очественный кинематограф. И тогда он решает снимать фильмы сам.

Азы режиссерского ремесла Кайдановский постигает сначала под руководством своего друга Андрея Тарковского, а после отъезда того за рубеж - под началом Сергея Соловьева. Снятые им фильмы получаются на редкость депрессивными, но эстетскими - словом, чистый артхаус. Между прочим, именно его фильмы становятся дебютными для Евгения Миронова и Александра Балуева.

С Симоновой он к тому времени уже развелся, женившись на балерине Наталье Судаковой. У них родилось двое детей, один из которых, Андрей (уж не в честь ли Тарковского?) тоже стал артистом балета и сейчас выступает в Венской опере

Впрочем, и этот брак длится недолго. После развода актер поселяется в знаменитой комнате на ул. Воровского - ох уж эти "комнаты"!

Продолжает работать над сценариями и фильмами по ним, в качестве актера отныне выступает лишь из чисто финансовых соображений. Преподает режиссуру.

Перестройка и распад СССР самым печальным образом сказываются на отечественном кинематографе, но ни на карьере Кайдановского: он получает возможность работать за границей, его приглашают в жюри Каннского кинофестиваля - по иронии судьбы, в тот самый состав, что прокатил Михалкова с его "Утомленными солнцем" в пользу Тарантино.

Вот только здоровье подводит все чаще: необходимость искать деньги на съемки, драматичные отношения с начинающей актрисой Инной Пиварс, которую он то выставляет за дверь, то зовет замуж... Друзья актера видят в девушке из Риги банальную аферистку, желающую подняться за счет славы признанного гения, в ответ на приглашение на свадьбу шутят "на следующую обязательно заглянем".

И шутка эта оказалась поистине зловещей: через три недели после росписи в ЗАГСе у Кайдановского случается третий (опять мистика какая-то!) инфаркт, от которого он уже не оправился...

На мой скромный взгляд, Кайдановский - это едва ли не самое лучшее, что случалось с советским кинематографом. Обидно, очень обидно, что до конца он так и не реализовался.

Подпишитесь на наш
Блоги

Преклонения перед Сталкером пост.

18:23, 23 июля 2015

Автор: SusanaAtkins

Комменты 38

Аватар

Даже зашла спец чтобы ком написать. Мои пироги это ОН, Бари пепер, депчик, и венсан кассель ну и на десерт Валерик мармеладзе

Аватар

спасибо за пост! один из любимых советских актеров. пожалуй, пересмотрю Сталкера на выходных

Аватар

Из тех людей, талантом которых лучше восхищаться издалека.

Аватар

в жж был пост шикарный юзера immos с огромным количеством собственных фоток и рассказом о том, что происходило на съёмках "Сталкера", он там работал помощником оператора

Аватар

Разве сценарий для "Сталкера" не сами Стругацкие переписывали? Да, под Тарковского, но всё же, насколько мне известно, сами. Поэтому, скорее, от "Пикника на обочине" там мало что осталось, и даже, я бы сказала, смысл поменялся на обратный. Но может, это и к лучшему, - в "Пикнике" просто омерзительная концовка, имхо, а "Сталкер" прекрасен. Только вот то, что его снимали около года по колено в химических отходах, вогнало в гроб большую часть каста и самого Тарковского. Но фильм - то потрясающий... Мне кажется, не жалел Тарковский людей, и коров не жалел, и себя, потому что для него Искусство было богом, которому надо было приносить жертвы, и чем тяжелее, тем лучше...

Подождите...