Джулия Маргарет Камерон увлеклась фотографией в достаточно зрелом возрасте и снимала в основном своих родственников, друзей и прислугу. Тем не менее ее работы вошли в историю мировой фотографии. Ее первые фотографии не были шедевральными, но миссис Камерон осмелилась предложить их директору музея, и что самое невероятное, их взяли в экспозицию и повесили рядом с картинами.

Половина жизни первой леди британской фотографии прошла на Востоке. Она родилась в Индии, умерла на Цейлоне, но занималась фотографией преимущественно в Англии и снимала в основном своих соотечественников.

Джулия Маргарет Камерон родилась задолго до изобретения фотографии - в 1815 году.

Ее отец был чиновником Ост-Индийской компании, мать – французской аристократкой.

Девушка получила хорошее образование во Франции, и, вернувшись в Индию, в 1838 году вышла замуж за юрисконсульта Чарльза Камерона, человека который был на 20 лет старше ее. Брак оказался счастливым: и Джулия и Чарльз интересовались искусством.

Супруги были дружны с писателями и художниками своего времени. Джулия сама писала рассказы и занималась переводами. Первые десять лет брака Камероны провели на Цейлоне, а после того как Чарльз вышел в отставку, уехали в Англию и поселились в Лондоне.

Жизнь Джулии Маргарет резко изменилась после переезда на остров Уайт, который был настоящей сельской глушью. Здесь не было ни балов, ни других великосветских развлечений, которыми была наполнена ее жизнь на Цейлоне и в Лондоне. От меланхолии не спасало даже приятное соседство: рядом было поместье английского поэта лорда Альфреда Теннисона, куда часто наезжали писатели и поэты.

Дети (а их было шестеро) уже вылетели из семейного гнезда, и миссис Камерон впала в депрессию. Положение спасли дочка с зятем, подарившие маме фотоаппарат на 48-летие (дорогостоящая вещь в то время).

У нее было несколько учителей, которые впоследствии нещадно критиковали ее стиль. Она училась приемам фотографии у Дэвида Уилки Уинфилда, но почти сразу начала разрабатывать свой стиль. Джулия никогда не следовала чьим бы то ни было советам, а с первых шагов в фотографии пошла своей дорогой.

Элен Терри, 1864

Для нее сразу стало ясно, что фотография такое же искусство как живопись и литература. Она почти всегда использовала мягкий фокус, чтобы изображение получалось более живописным. При этом она умела сделать портрет живым и динамичным, с точностью передав характерные черты модели.

Свою первую студию миссис Камерон оборудовала в бывшем курятнике, а лабораторию в сарае для угля. Домочадцы к ее увлечению фотографией относились более чем серьезно, хотя часто ее работы были далеки от совершенства. На многих работах заметны трещины и пятна, некоторые фотографии тускнели, было немало бракованных. Но Джулия Маргарет не собиралась останавливаться. Первыми моделями были ее внуки, племянницы и прислуга.

Камерон создавала не просто портреты, а иллюстрации к любимым произведениям на литературные и библейские темы. Особенно часто она заставляла позировать свою горничную Марию Хиллер, которая выступала то в роли святой Агнессы из стихотворения Китса, то изображала Мадонну. На взгляд современного зрителя модель не может похвастать разнообразием эмоций. У нее одинаковое выражение лица, независимо от того изображает она скорбь или радость. Но надо учесть, что выдержка фотокамеры составляла около восьми минут и Мария была вынуждена неподвижно сидеть все это время. Зато горничная приобрела широкую известность (которая помогла ей удачно выйти замуж) и получила прозвище мадонна Мэри.

Арчибальд Кэмерон и Мария Хиллер, 1865

Мария Хиллер, 1867

Мария Хиллер

Джулия Камерон многое заимствовала у мастеров живописи, любимых ей прерафаэлитов. В качестве моделей она предпочитала молодых девушек с печальным взглядом. Один из знаменитых её портретов – это фотография 24-летней вдовы, миссис Дакфорт.

Миссис Дакфорт, племянница Джулии Камерон, 1867

Зачастую Камерон заимствовала идею для работы у тех же прерафаэлитов. Групповые женские портреты, меланхолически опущенные женские головки – такие сюжеты были излюбленными у викторианцев. Но Камерон первая в фотографии использовала приёмы, которые до этого применялись только в живописи. Она была наделена небывалым композиционным видением, и многие критики называют ее портреты музыкальными симфониями. Она нарочито избегала детализации, размывала задний фон, в общем, делала все то что было приемлемо в живописи и за что ее ругали фотографы-профессионалы.

В ее личности поражает главное: полная уверенность в своем таланте. Одна из ее приятельниц вспоминала, что Кэмерон всерьез решила перевернуть представление современников о фотографии. Льюис Кэрролл отзывался о ее творчестве иронически: «Все ее фотографии умышленно расфокусированы — одни выглядели прекрасно, другие не выдерживали никакой критики, однако миссис Кэмерон говорит о них так, будто ее работы, по крайней мере, гениальны».

Первая леди британской фотографии была наделена немалой практической сметкой. Так как она решила зарабатывать на своем хобби, то каждое фото она регистрировала в бюро авторских прав, и, будучи глубоко уверенной в своем таланте, продавала работы за немалую цену. Благодаря этим двум факторам почти все работы миссис Камерон дошли до нашего времени.

Через год Джулия Камерон стала членом Английского фотографического клуба (что было не так сложно, фотографов в Англии можно было пересчитать по пальцам). А через два года она предложила купить свои работы директору музея Южного Кенсингтона и они вполне успешно экспонировались на выставке наряду с полотнами живописи.

Современники вспоминают ее как энергичную и напористую леди, которая могла уговорить позировать кого угодно. Солидный чиновник министерства, поддавшись ее уговорам, позировал Камерон с кочергой в руках (последняя должна была изображать царский скипетр). Миссис Камерон любила театрализованные представления и часто заставляла переодеваться друзей и родственников в костюмы литературных персонажей. Муж (с годами он обзавелся  солидной седой бородой) изображал библейских персонажей и царей.

Портрет Чарлза Камерона, мужа Джулии Камерон, 1864

Литератор Генри Тейлор перевоплощался поочередно то в брата Лоренцо из «Ромео и Джульетты», то в царя Ксеркса.

Генри Тейлор, 1867

Генри Тейлор

Сохранилась фотография взрослой Алисы Лиддел в костюме богини плодородия (прототипа Алисы из страны чудес).

Алиса Лидделл

В ее студии перебывали многие знаменитости. Она запечатлела Чарльза Дарвина и Генри Лонгфелло, Альфреда Теннисона и Томаса Карлейля.

Чарлз Дарвин, 1868

Генри Лонгфелло, 1868

Томас Карлайл

За 11 лет работы она создала более 900 (!) работ и прекратила фотографировать по вполне прозаической причине: Камероны перебрались на Цейлон, где у Чарльза были плантации кофе и где обосновались их два сына.. Она пробовала заниматься фотографией и здесь, но на острове не было нужных реактивов и чистой воды, и в конце концов она бросила фотографировать. Ушла из жизни Камерон в 1879 году.

О Джулии Маргарет Камерон продолжают писать и говорить не только потому, что эта женщина вошла в историю фотографии. Ее творчество вдохновляло и продолжает волновать фотографов и в наши дни. Имоджен Каннингем считала ее лучшим портретистом за всю историю фотографии. Энни Лейбовиц, вдохновленная творчеством Камерон, создала в викторианском стиле серию портретов актрисы Джессики Честейн для журнала Vogue.

Еще немного фото этого замечательного фотографа.

Портрет Джулии Джексон, племянницы Камерон и матери Вирджинии Вульф, 1867

Любовь, 1864

Портрет кузины Мэй Принсеп, 1870

Джулия Джексон

Пол и Вирджиния, 1864

Ханна де Ротшильд, 1871

1866

Царь Ахашверош и царица Есфирь, 1865

Группа Менестрелей, 1867

Мадонна, 1864

Диалог, 1866

Белые и красные розы, 1865

Анни, мой первый успех, 1864

Дикий цветок, 1867

Ожидание, 1872

Детская головка, 1874

1878

Ангел у гробницы, 1869-1870

Обучение на французский манер, 1865

Без названия, Цейлон, 1875

Портрет неизвестной, 1868

Вектис, 1868

Беатрис Сенси, 1868

Группа крестьян из Калатуры, 1875

Сбор ежевики, 1868-1870

Святое семейство, 1872

Невеста, 1869

Альфред Теннисон  с книгой, 1865

Эхо, 1868

Источник: buy-books.ру 

Обновлено 20/07/15 00:50:

Модератор почему-то сократил наименование к портрету Миссис Дакфорт, племяннице Джулии Камерон, 1867, убрав весьма важное, на мой взгляд дополнение, что эта племянница была матерью знаменитой английской писательницы Вирджинии Вульф. Вот еще несколько фото Дакфорт в исполнении Джулии Камерон.

А это сама Вирджиния Вульф. К сожалению, она родилась уже после смерти Джулии Камерон. Но, по-моему, Вирджиния очень похожа на мать.

Подпишитесь на наш
Блоги

Джулия Маргарет Камерон

23:43, 19 июля 2015

Автор: alfa-omega

Комменты 11

Аватар

Мать и Вирджиния очень похожи, но Вульф более утонченная, грацильная и неземная.

Аватар

Очень интересно. Качественные портреты для тех времен. А Эллен Терри - это знаменитая актриса, я не ошибаюсь?

L

Какие красивые женщины. Хотя, я могу предположить, что снимала она фотогеничных людей. А вообще да, фотографии напоминают картины.

M

До чего красивы аккуратные женские рты. А то все приходиться видеть в глянце омерзительные, накаченные филлерами пельмени профессиональных м.......ц.

M

Реально красивые женщины и дети. А ведь она без макияжа и фотошопа.

Подождите...