За разглядыванием фото силиконовых поп мы чуть было не забыли про день рождения одного из самых великих актеров ХХ века - Иннокентия Смоктуновского! Текст составлен по материалам разных источников, то, что написано курсивом - мои комментарии.

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении - Смоктунович) родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской губернии (ныне - в Шегарском районе Томской области). Был вторым из шести детей в семье крестьян Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой. В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, переехала сначала в Томск, а затем на постоянное место жительства в Красноярск.

В школе он занимался в драматическом кружке. Однако уже после первого выступления в спектакле "Предложение" по пьесе Антона Чехова был исключен из кружка. По воспоминаниям самого актера, это произошло из-за того, что в одной из сцен он "вместо того чтобы рыдать, начал истерически хохотать".

В 1941 году отец Смоктуновского ушел на фронт, где и погиб в 1942 году. Иннокентий, чтобы кормить семью, работал киномехаником, затем устроился статистом в театр. С января по август был курсантом Киевского пехотного училища в Ачинске (Красноярский край). В августе 1943 году попал на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, форсировании Днепра, Киевской наступательной операции. Вспоминая эти годы во время написания мемуаров, Иннокентий Михайлович утверждал: «Не верьте никогда, что на войне не страшно, это всегда очень страшно. А храбрость в том состоит, чтобы когда тебе и страшно, ты должен идти вперед, преодолев животный ужас».

В какой-то момент он попал в лагерь для военнопленных, где, по его признанию, были нечеловеческие условия, но ему удалось бежать. В течение нескольких недель он, прячась от немцев, скитался по лесам. От голодной смерти его спасла украинская семья Шевчуков, в доме которой он провел месяц, восстанавливая силы. Смоктуновский до конца жизни вспоминал с благодарностью эту семью спасительницы и всегда поддерживал с ними отношения.

После месяца пребывания у Шевчуков в феврале 1944 года Иннокентий Смоктуновский попал в партизанский отряд Каменец-Подольского соединения. В мае 1944 года произошло соединение партизанского отряда с регулярными частями Красной армии, и Иннокентий продолжил службу в регулярных войсках в звании старшего сержанта. Он был назначен командиром отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии, и был награжден в 1945 году медалью «За отвагу». Закончил войну Иннокентий Михайлович в немецком городке Гревесмюлене. Еще раз медалью «За отвагу» он был награжден сорок девять лет спустя после войны, на мхатовском спектакле «Кабала святош» прямо в театре. 

Вернувшись после войны в Красноярск, Смоктуновский поступил на уч:) в театральную студию при местном драматическом театре. В 1946 году уехал в Норильск, где стал актером драматического театра, выступал на одной сцене с находившимся в ссылке актером Георгием Жженовым. В этот период актер по требованию директора театра начал выступать под измененной фамилией - Смоктуновский, а не Смоктунович.

В 1952 году работал в Русском драматическом театре Махачкалы.  Римма Маркова рассказывала: «Кеша перебрался в Махачкалу. В местном театре я его первый раз и увидела. И тут же загорелась идеей перевезти его в Москву. Я же понимала, какой это актер. Приехала в Москву и стала хвостом ходить за Софьей Гиацинтовой, рассказывая ей, какого великолепного актера нашла. Если возьмете его, можете смело полтеатра выкинуть, — говорила я ей. Наконец Гиацинтова согласилась: Пусть приезжает. Кеша тут же все бросил и приехал».

В 1955 году Смоктуновский приехал в Москву. После неудавшихся попыток устроиться в штат нескольких московских театров Смоктуновский был принят в столичный Театр-студию киноактера. В 1956 году дебютировал в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", в том же году режиссер Александр Иванов пригласил актера сыграть Фарбера в фильме "Солдаты". 

Поворотной в карьере Иннокентия Смоктуновского стала роль князя Мышкина в спектакле "Идиот" по роману Федора Достоевского на сцене ленинградского Большого драматического театра (БДТ). Автором постановки был знаменитый режиссер Георгий Товстоногов. Режиссер, чуткий к актерским дарованиям, пригласил неизвестного артиста в БДТ, и Смоктуновскому удалось «попасть в тон» Мышкина, создать поле доброты, с которой тот шел к людям, покоряя светом своей личности, и оказывался жестоко раздавленным силой человеческого зла. Премьера "Идиота" состоялась 31 декабря 1957 года, игру Смоктуновского необычайно высоко оценили критики. «В спектакле БДТ появился не играющий, а живущий актер», – писал театральный критик Е.Горфункель. 

Смоктуновский рассказывал: «Если бы не было у меня этой роли, не знаю, как дальше сложилась бы моя жизнь». Но актеру было нелегко работать в коллективе Большого драматического театра. Изначально эту роль репетировал другой актёр, и труппа театра Смоктуновского приняла в штыки. Иннокентий Михайлович дважды писал заявление об уходе, но оба раза Товстоногов отговаривал его. И все же Смоктуновский ушел от Товстоногова в кинематограф, но потом снова вернулся в театр - сначала в Малый, а затем во МХАТ имени Чехова, где прослужил до конца своих дней, и долго не мог привыкнуть к обрушившейся на него популярности. Когда однажды его пригласили в Чили по просьбе Альенде, актер посчитал, что это приглашение – следствие какой-либо путаницы: «Прямо Гоголь какой-то получается – «французский посланник, немецкий посланник и я». 

После роли Мышкина Смоктуновского стали регулярно приглашать на съемки ведущие кинорежиссеры. В период С 1960 по 1966 год вышло наибольшее количество кинолент с его участием, некоторые из которых приобрели мировую известность.

В 1961 году Смоктуновский получил роль в фильме "Девять дней одного года". Сам Смоктуновский вспоминал: «Я взял сценарий Храбровицкого и на едином дыхании прочел его, выпив, проглотив текст. Плакал, хохотал, уходил от реального куда-то вдаль, играл, радовался бытию, проигрывал и вновь становился предельно возбужден. И, как помнится, практически не спал. Сценарий был весьма хорош, образ Ильи меня поражал. Такая законченность в драматургии является редчайшим случаем, если не единственным за мою практику».

На фестивале в Карловых Варах его мастерство в кинокартине «Девять дней одного года» было отмечено призом за лучшее исполнение мужской роли (самому фильму достался "Хрустальный Глобус" - приз за лучший фильм). А «Советский экран» по результатам опроса зрителей назвал картину лучшим фильмом года.

В 1964 году Смоктуновский сыграл главную роль в фильме Григория Козинцева "Гамлет"(как фанат этой пьесы Шекспира, посмотревший почти все существующие экранизации и спектакли, высказываю свое имхо - это лучший фильм по этой пьесе , а Смоктуновский - один из двух лучших Гамлетов когда-либо мной виденных). 

Созданный Смоктуновским образ Гамлета стал настоящим событием. Смоктуновский создал героический образ, в котором сочетались мужественная простота и утонченный аристократизм, доброта и язвительный сарказм, ироничный ум и самопожертвование. Через год после выхода фильма заслуги Иннокентия Михайловича были вознаграждены – ему присудили Ленинскую премию - одну из высочайших премий в СССР. Кстати, за границей фильм за четыре года собрал свыше 20-ти различных премий. Так, в Англии зрители сочли советского Гамлета более современным, чем Гамлета Лоуренса Оливье.  Между прочим, Гамлету Смоктуновского до сих рассыпаются в похвалах и все уважающие себя англоязычные (других не проверяла) кинокритики, не ограничивающиеся просмотром только лишь британских и американских экранизаций.

В 1968 году сразу два режиссера предложили Смоктуновскому главные роли в своих фильмах: Игорь Таланкин - роль Петра Чайковского в одноименном фильме и Лев Кулиджанов роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание». Обе эти картины принесли новый колоссальный успех актеру. На фестивале в Сан-С:)стьяне Смоктуновский был удостоен приза за исполнение роли Чайковского, а за роль Порфирия Петровича он в 1971 году получил Государственную премию РСФСР.

В 1966 году Смоктуновский сыграл в хитовом, как мы сейчас бы сказали, фильме "Берегись автомобиля".

Однако в начале 70-х великий актер принял решение уйти из кинематографа, к этому его подтолкнули проблемы со зрением. Ему было очень тяжело отказывать именитым режиссерам, которые в течение еще нескольких лет пытались уговорить Смоктуновского сняться в их картинах, поэтому он соглашался на эпизоды в таких фильмах как «Дочки-матери», «Исполнение желаний», «Романс о влюбленных», «Звезда пленительного счастья», «Выбор цели», «Легенда о Тиле», «Степь» и «В четверг и больше никогда».

В 1979 году он сыграл две большие роли в потрясающем телефильме Михаила Швейцера «Маленькие трагедии». Его Сальери и барон (из "Скупого рыцаря") - настоящее украшение этого и без того шедеврального фильма с неприлично прекрасным актерским составом (Сергей Юрский, Владимир Высоцкий, Георгий Тараторкин, Николай Бурляев и проч.).

В 1980-х годах Смоктуновский снова стал играть главные роли, но преимущественно в телефильмах: «Поздняя любовь», «Дети солнца», «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина». За роль в картине «Дамский портной» в 1991 году Смоктуновский был удостоен приза «Ника» и отмечен дипломом на фестивале в Сан-Ремо.

В театр Смоктуновский вернулся в  1973 году в спектакле Малого театра "Царь Федор Иоаннович" по одноименной трагедии Алексея Толстого. В 1975 году по приглашению Олега Ефремова перешел в МХАТ им. Горького. После распада театра в 1987 году остался в труппе Ефремова (МХТ им. Чехова), где проработал до конца жизни. Первой ролью Смоктуновского в МХАТ был Иванов (по одноименному произведению Антона Чехова). Впоследствии актер также сыграл в других чеховских пьесах: "Чайке" (Дорн), "Дяде Ване" (Серебряков, затем Войницкий), "Вишневом саде" (Гаев, Фирс). Среди других известных работ Смоктуновского на сцене МХАТ - Порфирий Головлев в "Господах Головлевых" по роману Михаила Салтыкова-Щедрина, король Людовик XIV в "Кабале святош" по пьесе Михаила Булгакова, Иоганн С:)стьян Бах в "Возможной встрече" Пауля Барца.

До своего семидесятилетия Иннокентий Смоктуновский не дожил всего полгода. Он скончался 3 августа 1994 года. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище в Москве.

В одном из последних интервью Иннокентий Михайлович сказал: «Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце».

Обновлено 28/03/15 21:05:

Пропавшие фото

Смоктуновский в детстве

Первая заметная роль в кино - "Солдаты"

Князь Мышкин в "Идиоте"

"Девять дней одного года"

Гамлет

Чайковский

Подпишитесь на наш
Блоги

Иннокентий Смоктуновский

22:25, 28 марта 2015

Автор: Lizbeth

Комменты 57

Аватар

Помните сцену Смоктуновский - Муравьева из Москва слезам не верят, как она ему на его реплику, что он начинающий актер, говорит "Поздновато начинаете!" :))) К слову о его гениальности, наставник моего папы, академик РАМН, один из светил невропалотогии СССР, рассказывал, что Смоктуновский лечился в клинике после каждой своей роли, отходил так сказать, насколько сильно было его воплощение в героя. Буду банальной, и скажу, что сейчас таких не делают. Это Мастер с большой буквы. Меня буквально трясет в положительном смысле от его Гамлета и Доктора Джекила.

Аватар

как приятно! автор, большое вам спасибо за этого для просто нечеловеческого... язык пошел своим путем) спасибо за то, что он здесь.

Аватар

Он какой то космос в своих ролях. После него вообще никакого Гамлета не воспринимаю особенно вот это его "но играть на мне нельзя..."

M

упомянутая Римма была женой Смоктуновского, была звездой театра, в Сталинграде (если не путаю) и не ставила мужа ни в грош. Он от нее уехал в Москву пороги обивать

Аватар

Он великолепный актер . Мне он всегда еще очень нравился как мужчина, всегда удивлялась , что его не считали секс символом, как Баталова например.

Подождите...