Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Alvarez Толедо, XIII герцогиня Alba. Номер каталога O00694.

Автор Риверо Sacades, Хосе Алонсо дель (Copia де Друкер, Гильермо).Прадо. Испания.

 

http://www.aureoherrero.org/fotos11/goya1.jpg

13 Герцогиня Альба с супругом. Шведский художник Адольф Wertmuller .

Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де Толедо родилась 10 июня 1762, во дворце де Лириа в Мадриде. В 1770 году умирает отец. И поскольку 30-летняя мама,знаменитый художник, переводчик, поэт еще и красивая женщина, то естественно, что она занимается и своей личной жизнью. И Каэтана растет во дворцах деда и под его руководством. Сын умер, других наследников нет, то дедушка решает эту проблему радикально – внучку замуж отдать. Южные девушки созревают очень быстро и потому для того чтобы сохранить эти два самые мощные испанские герцогства -  Альба-де-Тормес и Медина-Сидония , привязаные к семье Альварес де Толедо, и получить наследников, дед Каэтаны выдает ее тринадцатилетнюю замуж в 1775 , за ее двоюродного брата на шесть лет старше ее Хосе Альварес де Толедо у Гонзага , XI маркиз Вильяфранка-дель-Бьерсо и XV герцога Медина-Сидония, род которых  даже старше Альба. Брак стал самым мощным и богатым в Испании.

Но с наследниками не задалось. Время шло, наследников не было, мужа она не любила, а горячая южная кровь давала себя знать. Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой — общество знало о её многочисленных порочных связях, впрочем, Альба и не думала их скрывать. В числе её любовников называли самых знатных и влиятельных мужчин страны.Её замужество в тринадцать лет с  представителем одного из самых могущественных аристократических родов Европы, не принесло Каэтанье душевного спокойствия. Юное сердце желало пылких чувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки.

http://api.ning.com/files/Vpr4eCl4n46fZ8UrZlnk*2PpoNoZlciWzu2H5aAjrFrfVwffdzljIs9xm6LrnRRylGuUfMK7-hbnr7qmSIHNs9ZXxrMURdpf/JOS_LV1.JPG

Хосе Мария Альварес де Толедо у Гонзага, 15-й герцог Медина-Сидония, 11 маркиз Вильяфранка-дель-Бьерсо, гранд Испании (1756 –1796). Портрет Ф.Гойя

Ее личная жизнь была постоянным предметом для обсуждения, за герцогиней наблюдали, ее осуждали, ею восхищались, ей завидовали. «Мадрид злился на Каэтану, Мадрид смеялся над Каэтаной, Мадрид был влюблен в Каэтану» (Л.Фейхвангер). Она любила корриду, проводила время в кабаках, танцевала народные танцы, носила простые платья, общалась с народом. Каэтана была признаной первой красавицей Мадрида.

Одержимая страстью, отдававшаяся каждому чувству, молодая герцогиня в двадцать лет стала опытной, многое познавшей, коварной обольстительницей. Современники вспоминали, что её желали все мужчины Испании. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».По рассказам современников герцогиня была женщиной необычайной красоты, шарма, интеллигентности и остроумия.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Fortuny_-_La_Vicar%C3%ADa_%28Museo_Nacional_de_Arte_de_Catalu%C3%B1a%2C_1870._%C3%93leo_sobre_tabla%2C_60_x_93%2C5_cm%29.jpg/800px-Fortuny_-_La_Vicar%C3%ADa_%28Museo_Nacional_de_Arte_de_Catalu%C3%B1a%2C_1870._%C3%93leo_sobre_tabla%2C_60_x_93%2C5_cm%29.jpg

Испанская свадьба. Мариано Фортуни. Каталония Национальный музей Де Арте. 1870

После смерти деда в 1776 году,  Каэтана стала в пятнадцать лет  тринадцатой герцогинией Альба, и была второй женщиной, наследующей Дом Альба в  собственном  праве  (по рождению). Каэтана также унаследовала от деда более чем двадцать пять титулов  Испании, с соответствующими активами , которые включали огромные состояния дома Оропеса, доставшиеся от бабушки. Вскоре она стала одной из самых важных и влиятельных фигур.

Между тем, ее мать снова вышла замуж за итальянского графа Хоакина  Пигнателли , имевшего детей от предыдущего брака. Один из них , Джон Пиньятелли , стал большой любовью молодой герцогини Альба.  Ее отношения с Джоном Пиньятелли ( это был еще один скандал для испанской аристократии !), стали причиной  вражды с Принцессой Астурийской  Марией  Луизой , которая  также  была влюблена в Пиньятелли и выиграла.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Maria_Luisa_de_Parma1.jpg/432px-Maria_Luisa_de_Parma1.jpg

Мария-Луиза Пармская, принцесса Астурийская, портрет  Антона Рафаэля Менгса, 1765 год.

Каэтана Мария дель Пилар родилась в аристократической семье, с рождения получив право властвовать. Выйдя в 13 лет замуж, она приобрела еще большую власть: в Испании у нее оставалась только одна соперница, королева Мария-Луиза. Каэтана была молода, умна и очень красива и соперничала с королевой во всем. Поединки происходили на каждом балу: женщины хвастались своими нарядами, количеством украшений, поклонниками. И не всегда сравнение было в пользу королевы.

Каэтана была хоть и моложе Марии-Луизы, но дерзости ей было не занимать, и благодаря этому она прославилась не только в Мадриде, но и во всей Испании. Однажды она появилась вызывающе просто одетой на балу, который ее муж герцог Альба давал в своем дворце в честь короля и королевы. Простое, белое, почти домашнее платье Каэтаны и единственное украшение – простой браслет на руке – вызывали разительный контраст со сложным платьем королевы, украшенным шнурами, оборками и драгоценностями.

Каэтана была не менее гордой, чем королева, и позволяла себе столь же дорогостоящие причуды. Несмотря на это, народ относился к ней с симпатией. Отец молодой женщины, герцог Хосе Альварес де Толедо, почитывал Вольтера, других энциклопедистов и был, что называется, либералом, сторонником прогрессивных реформ. Эти же идеи приветствовала и его дочь, щедро занимавшаяся благотворительностью и искренне пытавшаяся помочь обездоленным.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ce/Maria_Luisa_of_Parma%2C_Queen_of_Spain.jpg/469px-Maria_Luisa_of_Parma%2C_Queen_of_Spain.jpg

Мария-Луиза Пармская, королева Испании с 1788 года и жена Карла IV Испанского (1751 – 1819). Портрет Vicente Lopez y Portana.

Известный анекдот иллюстрирует глубокую вражду между принцессы Астурии и герцогини Альбы. Один раз принцесса Мария-Луиза подарила сказочную коробку из золота и алмазов Джону Пиньятелли, который в свою очередь подарил ее герцогине Альба. Герцогиня в ответ дарит ценное кольцо, которое Пиньятелли также подарил принцессе Астурийской. Мария Луиза, осведомленная о происхождении кольца, одела его на один из приемов с  участием Каэтаны, которая была вынуждена поцеловать кольцо. Униженная, герцогиня Альба подготовил свой реванш.

Вскоре после этого, Мария Луиза получила от королевы Франции роскошную золотую цепочку и одела ее на обед во дворце, куда герцогиня была приглашена; цепочка вызвала всеобщее восхищение при дворе. Каэтана приказала изготовить сто копий и распространила среди слуг королевы. После такого обмена оскорблениями, принцесса заставила мужа отправить Джона Пигнателли в посольство в Париже.

Каэтану злобно ненавидела королева Мария-Луиза, выславшая ее на три года за пределы Мадрида. Ларчик открывался просто однажды любовник монархини перешел в постель к герцогине Альба... Симпатизирующих опальной красавице было немало. Художник Франсиско Гойя оказался не единственным человеком, посвящающим ей свои творения. Например, Хуан Мелендес Вальдес обращался к ней в своем произведении «Дни Сильвии» восхищаясь умом и красотой молодой женщины, назвал ее Венерой, звездой любви.

С этого времени , соперничество между двумя дамами стал постоянным в своей жизни , суждено пережить даже после потери интереса Пигнателли.

http://3.bp.blogspot.com/-Gm8-sB7ot4Y/UYfZMEOZHqI/AAAAAAAAG-o/km7PIBbEOgY/s1600/Joli+Atocha.jpg

Мадрид. 1750г.

Она любила жестоко подшутить над близкими людьми и случайными знакомыми. Однажды, например, встретившись на прогулке с молодым семинаристом, притворилась бедной девушкой и попросила отвести ее в кафе, где заказала такое количество блюд, что студент не смог расплатиться с хозяином. По ее коварной подсказке хозяин кафе заставил молодого человека оставить в залог свои штаны. Однако и это не остудило пыла ее нового обожателя, и на следующий день он отважился навестить герцогиню в ее дворце. Уверенный, что его знакомая – простая служанка, он самоуверенно появился перед ней и вдруг оказался посреди блестящего общества, где при всеобщем ликовании и его немалом смущении было поведано со всеми подробностями о его недавнем приключении.

Несмотря на подобные выходки, в народе ее очень любили, восхищались красотой и смелостью герцогини и называли ее «наша Альба». У нее было немало поклонников, любовников. Мадридские мужчины были согласны на многое для того, чтобы Каэтана заметила их, заговорила. Один из современников герцогини написал о ней такие строки: «Нет в мире более прекрасной женщины. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею». Поэты посвящали ей стихи, музыканты – песни.  Каэтана не была счастлива с мужем и от неудавшейся семейной жизни, вернулась к своим традиционным занятиям, и принимала участие в праздничных мероприятиях. В это время молодая жена начала организовывать серию больших торжеств в своем дворце, приглашая простых людей , что вызвало большой скандал среди испанской аристократии не склонных смешиваться с народом.

http://sr.gallerix.ru/545842659/_UNK/1986861748/

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746  —  1828) — испанский художник, гравёр. Автопортрет 1815. Музей Прадо, Испания.

Франсиско Гойя и Каэтана Альба, наверное, являются самой известной испанской любовной парой. Их отношения развивались с истинно южным горячим темпераментом. Им довелось пережить и бурную страсть, и ссоры, и расставания, и примирения. Один раз встретившись, они уже не могли жить друг без друга. Их отношения закончились только со смертью Каэтаны.

Не было более не подходящих друг другу людей. Гойя был знаменитым испанским художником, придворным живописцем короля, но к этой должности вел трудный путь. Он родился в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье позолотчика. Ему пришлось долго учиться и много работать, чтобы завоевать всеобщее признание. Ради этого он пошел на все, даже женился на сестре своего учителя Франсиско Байеу Хосефе в надежде, что влиятельный тесть поможет ему с первыми заказами.

Наконец благодаря своему упорству и фортуне ему удалось достичь желаемой цели: Гойя получил приглашение явиться во дворец. Ему дали долгожданный заказ: написать портреты членов королевской семьи. После этого заказы посыпались, Гойя быстро завоевал официальное признание. В 1786 году его назначили вице-директором Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо.

Вскоре король умер, и на престол взошел его сын, Карл IV, а в 1789 году Гойя был назначен на должность придворного художника. Первыми заказами стали портрет короля и королевы, которые он выполнил необычайно быстро, не утомляя своих моделей и не заставляя их позировать подолгу. Это снискало ему всеобщую славу. В последующие несколько лет он без устали работал: писал портреты членов королевской семьи, аристократов. Его работы отличала необычайная правдивость: художник не прибегал к лести, предпочитая изображать короля слабым и безвольным мужчиной, королеву – некрасивой, но умной женщиной. Видимо, удача была на его стороне: его модели не обижались, щедро платили и заказывали новые портреты. Именно в разгар работы Гойя и встретил Каэтану, которой почти на десятилетие суждено было стать самой любимой его женщиной и прекрасной музой.

Они познакомились в 1791 году на одном из балов. Гойе в ту пору было уже 45, а Каэтане едва исполнилось 20.  Тогда, с помощью герцогини Osuna, арагонский художник вошел в аристократические круги Мадридского аристократии. Пять лет спустя, Гойя написал портрет герцогини и ее  мужа. Они оба были покровителями Гойи и в своём дворце в Мадриде сделали ему студию. С Гойей герцогиню связывали продолжительные отношения, вероятнее всего, любовные.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f7/Los_duques_de_Osuna_y_sus_hijos.jpg/448px-Los_duques_de_Osuna_y_sus_hijos.jpg

Портрет семейства герцога и герцогини Осуна. Франциско Гойя.1788, музей Прадо, Мадрид.

Вероятно, Гойя и не мечтал о том, что такая молодая, красивая и дерзкая девушка обратит на него внимание, но неожиданно она сама заговорила с ним, заявив, что хочет заказать ему свой портрет. Франсиско не верил собственному счастью: неужели она придет в его мастерскую, согласится позировать ему?

Не успев дать ему опомниться, герцогиня заявила: «Послушайте, любезный, вам бы гораздо больше пошли широкие штаны и зеленый жилет уличного художника, чем этот золоченый камзол. Это все равно, что одеть мою собачку в бальное платье королевы!». Не дожидаясь ответа, она повернулась и ушла, а Гойя остался стоять как громом пораженный. Ни одна женщина еще не осмеливалась разговаривать с ним так! Он ей покажет! Однако в глубине души он понимал, что Каэтана права: он родился в деревенском селении, в семье позолотчика, и никогда ему не стать аристократом.

Зато он настоящий мачо: смелый, решительный, уверенный в себе, не боится ввязаться в драку, чтобы защитить свою честь или честь женщины, и этого у него не отнять. Конечно, ему больше к лицу широкий плащ, широкополая шляпа, закрывающая глаза, и широкий красный пояс с заткнутым за него длинным кривым ножом. О далеких от целомудрия похождениях «бешеного Гойи» еще при его жизни ходили легенды. Отличавшийся незаурядной силой и ловкостью, он нередко становился виновником кровопролития – как правило, на любовной почве, из-за чего ему не раз приходилось скрываться из Мадрида. Помнит о Гойе и Вечный город Рим. Сын небогатой аристократки и простого крестьянина, человек взрывного темперамента, необузданных страстей и желаний, художник, несомненно, был личностью яркой и притягательной, но не очень удобной для каждодневного общения.

http://2.bp.blogspot.com/-vxlnZHt-GEw/UlL29Cp9VPI/AAAAAAAAIFk/Wna17BmKm6Y/s1600/Plaza%2BMayor%2B001.jpg

На этом балу он чувствует себя не в своей тарелке. Однако именно здесь он повстречал эту прекрасную женщину и добьется ее во что бы то ни стало.

И действительно, это произошло, но не так скоро, как мечтал художник. Неожиданно он тяжело заболел, и болезнь дала осложнение: Гойя практически перестал слышать. Некоторое время он совсем не был в свете, потом начал выходить, возобновил контакты с друзьями, снова стал работать над заказами. Все это время, как ни странно, его поддерживала Каэтана. Художник не мог понять, что заставляет молодую и здоровую красавицу проводить время с таким стариком, каким он себя считал, да к тому же еще и больным. Но она посвящала ему все больше и больше времени. Они стали вместе появляться на публике, ходить на прогулки, в театр, в кабачки.

Тогда же между ними возникли более серьезные отношения, чем отношения знаменитого художника и восторженной почитательницы его таланта. После первой совместно проведенной ночи потрясенный художник признался одному из своих друзей: «Теперь я наконец-то понял, что значит жить!».

Герцог Альба предпочёл не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а в 1796 году он скончался от продолжительной и тяжёлой болезни. Его неверная супруга, облачившись в траурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года. Примечательным явился тот факт, что всё это время с опечаленной вдовой жил Франсиско Гойя.

После смерти мужа Каэтана перестала появляться в свете и на год удалилась в свое поместье в Санлукаре. Через некоторое время под предлогом работы над портретом туда переехал и Гойя. Этот период был апогеем развития их чувственной страсти: влюбленные подолгу бывали вместе, гуляли, работали. Тогда же Альба составила свое завещание, в котором упомянула и сына Гойи, Хавьера: до конца жизни ему ежедневно полагалось получать по 10 реалов.

http://www.castillodesantiago.com/imag/fotoindex2.jpg

Дворец Санлукар-де-Баррамеда

Каэтана  мечтала остаться в памяти потомков  махой – девушкой из народа. Она не раз наряжалась в простые платья и разгуливала по столице, и все мадридцы признавали в ней маху. Однако Франсиско было не обмануть: он понимал, что в костюме махи она будет выглядеть так же неестественно, как  он сам в костюме придворного живописца на балу у короля. Она родилась аристократкой, была ею, и никогда ей не удастся стать кем-то другим. Каэтана не только открыто показывалась с художником судя по всему, она позволила рисовать себя обнаженной – неслыханное дело в тогдашней ханжеской Испании! «Маха одетая» и «Маха обнаженная» – сколько споров было вокруг этих полотен, сколько раз гадали исследователи, кто же изображен на них! Многим почему-то не верилось, что это Каэтана. Хотя легенду эту, дошедшую до наших дней, нельзя отметать.

http://img.over-blog-kiwi.com/0/52/44/41/201303/1364474288.7477.jpeg

Портрет герцогини Альба работы Гойя, 1795, дворец де Лирия.

Наиболее известный из ее портретов – во весь рост, созданный в 1795 году.

Только спустя несколько лет после знакомства он написал ее первый портрет. На нем герцогиня одета в белое платье с золотой отделкой и красным поясом. Наряд дополняют два красных банта – один на груди, второй в черных, густых, распущенных волосах.

Создавая образ герцогини Альба, художник не только подчеркивал обаяние ее красоты, хрупкость и грацию фигуры, удлиненное бледное лицо с огромными глазами, пышные черные кудри, но и раскрывал своеобразие ее характера – капризность, черты своеволия и независимости, а иногда – веселой шаловливости.

Когда Гойя писал ее в первый раз, ему удалось уговорить Каэтану надеть дорогое белое платье и золотые украшения, уверяя, что так она выглядит лучше, чем в костюме бедной горожанки. Однако на первый сеанс она пришла, одетая в костюм махи: в длинную красную широкую юбку, белую батистовую рубашку с открытыми плечами. Прическу украшал высокий гребень, на лицо спадала черная кружевная мантилья. Но художник возмутился: в своей мастерской он хозяин, и пусть женщина, кто бы она ни была, не пытается здесь командовать, иначе ей не поздоровится. И он отправил ее переодеваться. Во второй раз художник рисовал свою возлюбленную в период траура, и она даже не пыталась протестовать, послушно надев черное скромное платье. Правда, на голову все же накинула мантилью, но она, по мнению художника, не могла помешать.

Через некоторое время художник написал второй ее портрет, причем на этот раз показал свою возлюбленную с большей откровенностью. Незадолго до этого умер муж Каэтаны, поэтому она одета в черное платье, волосы убраны под черную кружевную мантилью, однако фасон ее платья и поза все так же кокетливы, а на руке – два кольца, на одном из которых написано Гойя, а на втором – Альба. Она указывает пальцем на надпись «Solo Goya», что в переводе с испанского означает «Только Гойя».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/Goya_alba2.jpg/416px-Goya_alba2.jpg
http://www.1st-art-gallery.com/thumbnail/214182/1/The-Duchess-Of-Alba-$28detail$29.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-GQXDK2DY8z8/UF-kYj4ySYI/AAAAAAAALJ4/lrowbpwUrpg/s1600/goya.jpg
http://4.bp.blogspot.com/-_LB5tk8iaSQ/UF-k3X7OjdI/AAAAAAAALKI/p1FJxYrHe9A/s1600/alba.jpg

Портрет герцогини Альба, работы Гойя, 1797. Испанское общество Америки, Нью-Йорк.

Эта картина при жизни Каэтаны и Гойи не выставлялась: художник хранил ее в своем доме. Только после его смерти об этой работе стало известно.

Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров. Однако известно, что герцогине Альбе были посвящены многие другие картины великого художника и некоторые из них действительно были слишком откровенными: герцогиня изображена совершенно голой. Однажды на одной такой картине она собственной рукой написала: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому своё». Её фраза была не лишена кокетства.

Как только траур кончился, Каэтана стала приставать к нему с просьбой наконец-то написать ее махой. Как и предчувствовал художник, для этого она пустила в ход все средства обольщения: была ласковой и услужливой, гордой и неприступной, плакала, грозилась, что бросит его. Гойя стоял на своем. Никакая она не девушка из народа, не прачка и не цветочница, никогда не работала, не плясала на площади, чтобы заработать на кусок хл:), не знает, что такое голод и холод.

И Гойя, и Альба были на редкость упорны и не желали уступать друг другу. Наконец каждый выполнил свою угрозу: Франсиско наотрез отказался писать ее неаристократкой, а Каэтана бросила его, увлекшись каким-то военным. Некоторое время они не виделись.

Ему предложили должность первого придворного живописца короля. Наконец-то его юношеские честолюбивые мечты осуществились: отныне он являлся главным художником Испании. Теперь ему оставалось только доказать, что и в мастерстве он превосходит всех своих предшественников, из которых главным соперником он считал Веласкеса. Ему хотелось создать такое произведение, чтобы все признали его самым гениальным из когда-либо существовавших испанских художников.

Гойя получил заказ на создание портрета королевской семьи. В 1800 году он окончил работу над грандиозным полотном «Портрет короля Карла IV». Художнику действительно удалось превзойти Веласкеса. Никто не сомневался в его мастерстве, он достиг вершины славы и купался в ее лучах. Именно в этот период произошло неожиданное для всех примирение Гойи и герцогини Альба.

http://www.openculture.ru/wp-content/uploads/2013/01/goja-Carlos_IV.jpg

Семья короля Карла IV. Франсиско Гойя1800-1801 гг.

Художник не переставал любить ее, хоть и старался ничем не выдать своей страсти, когда им приходилось встречаться в свете. Каэтана уже начала жалеть, что так неосмотрительно порвала с ним. Военный давно наскучил ей, и она тосковала по Франсиско, но также никому не признавалась в этом.

Какие бы мотивы ни владели обоими любовниками, они все же помирились, так как действительно любили друг друга. Гойя наконец согласился пойти навстречу своей любимой и написать еще один ее портрет. Каэтана торжествовала: она добилась своего! Гойя напишет ее махой! Она докажет всем, что она истинная девушка из народа! Обычно махами считались девицы из провинции, которые вели независимый образ жизни. Махи считались подлинным олицетворением Испании. Они были хитрыми, находчивыми, неунывающими, умеющими вывернуться из любого положения. Однако Каэтана не знала, что в своем упорстве идет навстречу гибели.

http://s010.radikal.ru/i312/1011/bb/01e4b8f09cc6.jpg

Обнаженная маха. Франциско Гойя. 1800. Музей Прадо, Мадрид.

http://s007.radikal.ru/i301/1011/7a/b540b0b61bdc.jpg

Маха одетая. Франциско Гойя 1803. Музей Прадо, Мадрид.

Разумеется, при жизни Каэтаны и Гойи никто не увидел «Маху обнаженную». Если бы инквизиции стало известно о том, что художник осмелился написать обнаженную женщину, его неминуемо ждал костер. Все его картины также были бы сожжены. Поэтому картина была тщательно спрятана. Первое полотно, на котором Альба представала одетой, было повешено в замке герцогини, и его мог видеть каждый. Но даже и оно сильно поражало современников. Самым удивительным в картине было лицо изображенной женщины: казалось, что это герцогиня, но в то же время и не она, хотя определенное сходство с моделью имелось.

Полотно откидывалось на шарнирах, как прочитанная страница, и под ним открывалось другое — та же маха, но обнажённая, несмотря на строжайший запрет инквизиции изображать обнажённое женское тело. По сей день идут споры: кто изображён на картине.В те времена во всей Испании был единственный человек, кому запреты инквизиции были не указ, — Мануэль Годой, первый министр короля Карла IV с титулом князя Мира и очень близкий человек королевы Испании. Искусствоведы утверждают, что заказ на двойную картину Гойя получил именно от Годоя и изображена на ней неизвестная женщина.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Manuel_Godoy_Spain.jpg

Годой Альварес де Фария  Мануэль, герцог Алкудия, «Князь мира".(1767 — 1851) Автор Франциско Гойя 1801г.

Вскоре после окончания работы над картинами отношения между художником и его музой снова ухудшились. Гойя донимал ее своей ревностью, Каэтана в свою очередь упрекала его в том, что, несмотря на любовь к ней, он так и не нашел в себе силы расстаться со своей женой Хосефой, и та продолжала рожать ему детей.

Долго муссировались слухи, что именно герцогиня послужила натурщицей знаменитых «Мах» Гойи, что, в особенности в случае «Махи обнажённой», воспринималось ее аристократическим потомством в штыки. В ХХ в. с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.

Ярым противником любовной версии в свое время выступал художник и историк искусств Александр Бенуа. Он предполагал, что на двух полотнах с махами изображена одна из многочисленных пассий премьер-министра Годоя, развратника и сластолюбца. Именно из описанного имущества павшего фаворита эти картины и попали в казенные собрания.

http://3.bp.blogspot.com/-RRuo7xxwCj0/UJLwms07rAI/AAAAAAAAHjc/QIUI-6ofM9Q/s1600/BUENAVISTA1.jpg

Дворец герцогини Альба Буэнависта (Красивый вид). В настоящее время штаб испанской армии.

Летом 1802 года Каэтанья Альба собрала гостей в своём мадридском дворце Буэнависта. Она устраивала пышное празднество в честь обручения её юной племянницы. На торжества были приглашены самые именитые представители аристократического Мадрида, в их числе — наследный принц Фердинанд и премьер-министр Годой. Пригласила герцогиня и Франсиско Гойю. После ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую художника, которая была устроена тут же во дворце. Она водила приглашённых по залам и беспрестанно говорила. Поведение герцогини было настолько странным, что гости пребывали в растерянности. Рассказывая о красках, использующихся в живописи, Альба делала акцент на самых ядовитых из них, маленькая капля которых представляла собой смертельный яд. Прерывая рассказ, она шутила о смерти. Когда вечер закончился и все разъехались, Гойя вернулся домой, но не мог заснуть до утра: он не раз слышал от любовницы о её желании умереть молодой, не дожив до старости. Подозрения подтвердились утром — герцогиню нашли мёртвой. Причина смерти Каэтаньи до сих пор остаётся загадкой. Одни полагают, что Альба сама приняла яд, растворённый в стакане воды.

Другие уверены в насильственной смерти: в этом были заинтересованы многие, в том числе и королева Мария-Луиза, которая считала герцогиню своей соперницей, ненавидела её и желала ей смерти. Но отомстить Альбе хотели и жёны её любовников, и сами любовники, брошенные когда-то неверной возлюбленной, и завистливые подруги, а также слуги, которым после смерти хозяйки отходила по завещанию очень внушительная денежная сумма…

Cуществует и еще одна версия смерти герцогини – неудачный аборт. Она была нормальной, здоровой женщиной и, естественно, что она была беременна несколько раз. Но родить без мужа, с ее-то титулами…

Десять лет прошло после смерти любимой Каэтаньи, а Гойя так и не смог успокоить страдающее сердце. В 1812 году верная жена Гойи Хосефа, перенёсшая столько душевных страданий и терпевшая многочисленные романы темпераментного мужа, скончалась. Сын, женившись, переехал в другой дом, оставив шестидесятишестилетнего отца в полном одиночестве. Тогда-то вдруг в Гойе с новой силой проснулась страсть. Он познакомился с молодой женой небогатого купца Леокадией Вейс, склонил её к измене супругу и увёл из семьи. Спустя девять месяцев она подарила любовнику дочь, а ещё через десять лет художник вместе с дочерью и Леокадией навсегда покинул Испанию, чтобы поселиться во Франции. Франсиско Гойя умер 16 апреля 1828 года. Его похоронили в Бордо, значительно позже прах великого художника перевезли в Мадрид и похоронили в церкви Сан-Антонио де ла Флорида.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5637/121447594.255/0_ae98b_e205f7d6_XL.jpg

Памятник Гойя в Мадриде.

Вот так закончилась эта история такой необычной любви.

Источник: ru-royalty.livejournal    

Подпишитесь на наш
Блоги

Каэтана, 13 герцогиня Альба.

03:36, 29 ноября 2014

Автор: schinat

Комменты 9

Аватар

Большое Вам, пребольшое спасибо! Жду ваших постов!

Аватар

А как на момент встречи с Гойей в 91 году ей могла едва исполнится 20, если она родилась в 62 ? А вообще, занятно . Спасибо , Наташа .

Аватар

Спасибо за шикарнейшуб историю. классно написано. Прям зачиталась!! Сразу вспомнились фильмы о Гойе, средне5вековье, инквизиции. Страшное, ужасное было время, особенно для бедных, обычных людей. герцогиня вот же оторва, отжигала по полной. и замужество было не преградой и муж не указ. как он терпел ее многочисленные измены, может сам тоже гулял?? Понравилось, после смерти супруга уехала в имение горевать, с Гойей. Я представаляю что они там творили в отдалении от глаз. Эксцентричная, смелая женщина. И что стало причиной смерти в столь молодом возрасте?? Загадка.

Аватар

Такая бурная личная жизнь и ни одного дитя романа? Как пердохранялись то?

Аватар

Прочитала на одном дыхании.

Подождите...