Всем привет. Я уже вернулся с отдыха и готов вас познакомить со своей турецкой программой. Но для начала объясню, почему я выбрал именно Турцию. У меня давно была идея фикс посмотреть какой-то современный турецкий фильм, потому что мне нравится культура этой страны. Первым мне попался на глаза американский фильм "Сеть 2,0", который снимали в Стамбуле. Но это было не то, чего я хотел. Второй блин ("Восемь дней Али") тоже стал комом. Но мое чутье подсказывало, что надо продолжать поиски. Именно так я нашел прекраснейший фильм "Любовь любит случайности", после которого турецкий кинематограф попал в список моих фаворитов. Вот в таком приподнятом настроении я взялся за подборку. Отобрал очень много интересных по описанию фильмов на КиноПоиске, но потом столкнулся с трудностями. Как оказалось, практически ничего из этого списка не было переведено на русский язык. Пришлось полностью менять концепцию и выбирать уже из того, что было доступно. Вот что из этого получилось... 1. А что потом? / Ya Sonra? (2011 / Турция) Рейтинг: 7.930 (43)

Я сразу же добавил этот фильм в закладки, как только он попался мне на глаза, поскольку современное турецкое кино в хорошем качестве и с переводом не так уж часто доходит до наших краев. Вообще сложно было не заметить этот красивый постер. А уж после просмотра трейлера я был уверен, что при любом раскладе получу хотя бы чисто эстетическое удовольствие. Все-таки не только глянцевая картинка порадовала глаза, но и сам сюжет вкупе с игрой актеров. Но начну все-таки с сюжета. Фильм начинается с романтики. Мы видим парочку воркующих голубков, которые просто светятся от счастья. Кстати, обратите внимание, как красиво главный герой делает предложение своей половинке. По-моему, так гораздо лучше, чем банально вставать на одно колено. Закадровый голос настраивает зрителей на нужную волну: «Все началось, как в сказке, как в настоящем любовном романе. Эти улицы, дома, город — все были свидетелями нашей любви, даже если они об этом и не знали…» И постепенно эта речь сводится к главной теме данной мелодрамы: «Почему сказки всегда заканчиваются на самом волнующем моменте? Принцесса находит своего принца, они женятся и конец. А что происходит потом, остается только догадываться. Может, лучший друг принца тайно влюблен в Белоснежку? Или принц Золушки заскучает и уйдет к ее уродливой сестре?» И действительно, в сказках нам не показывают обратную сторону медали: бытовые проблемы, притирка характеров, разные привычки и мировоззрения… Многие думают, что совместная жизнь — это обнимашки и поцелуи 24 часа в сутки. И никаких забот. А когда их представления о замужестве расходятся с действительностью, они начинают разочаровываться в своей половинке, что постепенно отдаляет их все дальше и дальше друг от друга. К сожалению, конфетно-букетные периоды, как и самые красивые сказки, все равно заканчиваются. И начинается новая фаза отношений. Вот тут-то и проверяются чувства на прочность… Мне понравилась парочка главных героев. Претензии Дидем вполне понятны и обоснованы. Ну, действительно она слишком многим жертвовала, но не видела отдачи от Адема. Ей элементарно не хватало внимания супруга. Причем она долго все терпела, пока эта тучка недовольства не разразилась молниями. Конечно, мои симпатии в большей степени были на ее стороне. Если бы кто-то вылил чашку кофе на мой проект, к которому я готовился целую неделю, боюсь, что мне сложно было бы контролировать эмоции. Хотя понятно, что все это было сделано случайно. В общем, когда Дидем всерьез задумалась о дальнейших перспективах семейной жизни, на горизонте аккурат объявился другой мужчина. Полная противоположность Адему. Взрослый, уверенный, галантный, материально обеспеченный. И начались комплименты, ужин на яхте и т. п. Сумеют ли главные герои сохранить свою любовь и чем закончится этот любовный треугольник, узнаете в самом конце. Я хочу похвалить весь актерский состав за блестящую игру. Особенно Дениз Чакыр и Озджана Дениза, который, между прочим, занял режиссерское кресло, написал сам сценарий и даже приложил руку к музыкальному оформлению! Кстати, саундтрек роскошный. Жалко, что я не понимаю слова песен. Обычно в турецких фильмах подбирают музыку специально к конкретному эпизоду. И картинка безумно красивая. А ведь бюджет составляет всего лишь 5 млн. долларов, что по современным меркам не так уж много! Но этому фильму не нужны дорогие спецэффекты и декорации. Турецкие пейзажи с лихвой заменяют их. В общем, я советую посмотреть этот фильм. Даже несмотря на то, что местами он немного неправдоподобный и с банальным сюжетом. Но его прелесть не в этом. Он помогает взглянуть на ваши отношения со стороны и учит уделять больше внимания любимому человеку, уважать его интересы, пытаться сглаживать острые углы и вовремя осознавать свои ошибки. И если вы все будете делать правильно, то в вашей голове не появится вопрос: «А что будет потом?», ибо вы просто будете наслаждаться настоящим моментом. 8 из 10 ----- 2. Последний гарем / Harem suaré (1999 / Италия-Франция-Турция) Рейтинг: 6.341 (65)

Так получилось, что при выборе фильмов для своей программы я отложил сразу две работы Ферзана Озпетека (этот фильм и "Окно напротив"), не обратив внимание на имя режиссера. Это один из немногих турецких режиссеров, который наиболее известен за пределами Турции. В основном благодаря фестивалям. В эту категорию можно еще отнести Нури Бильге Джейлана (почти каждая его работа получает веточку в Каннах) и Фатиха Акына (хоть и родился он в Германии, но по происхождению все равно турок). Мое первое знакомство с Ферзаном началось с его дебютной драмы «Турецкая баня» 1997 года. Фильм оставил в памяти приятное впечатление, что еще больше усилило любопытство. И там, и здесь он показывает Турцию и упоминает Италию, что неудивительно, поскольку он переехал туда из Стамбула в 1976 году. В принципе, его можно причислить к итальянским режиссерам, потому что именно там он начал изучать историю искусства и кинорежиссуру. Но все-таки в его фильмах преобладает турецкая атмосфера, на мой взгляд. А как иначе? Только настоящий турок может показать, какие тайны хранятся за стенами гарема. Я уже недавно смотрел фильм «Махпейкер» (о нем пойдет речь чуть ниже), где действие тоже происходит в гареме. Но он больше относится к историческим драмам, где акцент стоит на реальных событиях прошлых лет. А это просто очень красивая костюмированная драма с мелодраматическим сюжетом, в которой рассказывается история любви молодой наложницы Сафийе и евнуха Надира. Только я не понял, кто же все-таки рассказал эту историю: Сафийе в старости или служанка в гареме? Хотя это не так уж важно. Все равно получилось весьма интересно. Особенно первая часть, где в гареме плелись интриги, а между фавориткой султана и евнухом только начинали зарождаться чувства. К сожалению, ближе к финалу сюжет немного выдыхается. Но сам фильм получился таким красивым, что просто не может не нравиться. Я получал настоящее эстетическое удовольствие от внешности Мари Жиллен, роскошных костюмов и украшений, от танцев и интерьеров, от атрибутики в целом. Антураж просто на высшем уровне. Именно в этом основная прелесть фильма. Ведь не зря же само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что в переводе на русский означает «запрещенный». Но благодаря Ферзану Озпетеку для зрителей не будет никаких запретов и они вполне смогут удовлетворить свое любопытство. Вместо постскриптума одна маленькая деталь, которая бросилась мне в глаза. Насколько мне известно, Ферзан Озпетек является бисексуалом. Уже во втором его фильме я замечаю сцены эротического содержания. В «Турецкой бане» были парни, а тут одалиска натиралась маслом со своей рабыней. Интересно будет посмотреть другие его работы уже вне конкурса. 8 из 10 ----- 3. Махпейкер / Mahpeyker - Kösem Sultan (2010 / Турция) Рейтинг: 7.655 (29)

Мое знакомство с современным турецким кинематографом продолжается. Я уже знаю, что они умеют снимать фестивальное авторское кино и набирают все большую популярность у любителей мелодрам и сериалов. А как же обстоят дела с историческими фильмами? Сейчас поговорим именно об этом. Начну с того, что к этому фильму заранее не мешало бы подготовиться. Я не силен в истории Османской империи, поэтому многое было непонятно сначала. Взять хотя бы термины вроде «валиде-султан» и т. д. Приходилось останавливать фильм и читать, что это официальный титул матери правящего султана Османской империи, употреблявшийся с XVI века. На протяжении всего правления сына валиде-султан оставалась самой влиятельной женщиной в гареме и могла активно вмешиваться в государственные дела. Примечательно, что практически все матери султанов были в прошлом наложницами, то есть не получали должного образования, чтобы руководить империей. Однако, это не мешало им оставить свой след в истории. Определенный период в XVI-XVII веках даже называют Султанатом женщин! Кесем Султан, известна еще как Махпейкер, была одной из тех самых влиятельных валиде в истории. Именно поэтому ее биография удостоилась экранизации. Правда, неподготовленному зрителю очень сложно разобраться в этом серпентарии из-за постоянных флэшбеков и флэшфорвардов. Я условно разделил бы фильм на две части: молодость Эмине и старость Махпейкер. Причем первая половина ее жизни гораздо интереснее. Все-таки там интриги, которые плелись против нее в гареме, любовь султана, попытка бегства и т. д. А потом резкий прыжок вперед, где главную героиню просто не узнать. Причем основной минус фильма для меня именно в том, что пропустили тот самый переломный момент в характере Махпейкер. Зато красота костюмов и интерьеров поражает. Только ради этого я бы советовал посмотреть фильм. Он погружает в особую атмосферу восточной сказки, но дворовые интриги напоминают, что это не выдумка сценариста, а вполне реальная политическая история. Но меня все-таки смутил получившийся образ Махпейкер. Какое-то неоднозначное впечатление остается от этого персонажа. Вроде плохая бабушка, замышляющая убийство своего внука, но в какой-то степени образ сильной женщины даже восхищает. В общем, фильм нормальный. Но будет интересен в первую очередь тем, кто разбирается в истории. Остальным советую сначала прочитать биографию Махпейкер, которая хоть как-то поможет распутать этот клубок интриг. 7 из 10 ----- 4. Одинокий человек / Issiz adam (2008 / Турция) Рейтинг: 8.184 (146)

Опять начну свой отзыв с претензии к тем, кто переименовывает названия фильмов на КиноПоиске. Этот фильм называется «Одинокий человек / мужчина», потому что с турецкого языка слово «adam» можно перевести и так, и сяк. Причем тут вообще нетронутый остров?! Да, в турецком языке есть устойчивое выражение необитаемый остров + личное окончание, но в данном контексте абсолютно понятно, что речь идет о нелюдимом человеке. А именно таким вот бобылем был главный герой Альпер. Но пробуйте искать еще под дурацким названием "Мой нетронутый остров". Вообще я давно собирался глянуть эту мелодраму. Среди современного турецкого кино она наиболее на слуху у киноманов, как и драмы «Любовь любит случайности», «Варенье из инжира» (не хотел повторяться с Meltem) и т. п. У всех фильмов довольно высокий рейтинг. Правда, тут оценок пока что не так уж много. Но тем не менее мне несколько раз рекомендовали этот фильм к просмотру. Так что, любителям турецкого кинематографа он скорее всего будет уже известен. А если нет, то я кратко расскажу, чего можно ждать от него. Фильм рассказывает нам историю отношений двух главных героев. Владелец ресторана Альпер случайно встречает в магазинчике Аду. Девушка ему приглянулась, а этого вполне достаточно для настоящего турецкого мужчины, чтоб завести с ней знакомство, которое спустя тысячи красивых слов и ухаживаний все же должно закончиться в постели. Но Ада оказалась более крепким орешком. Она уже успела обжечься на молоке и теперь дует на воду. Но вдруг на этот раз все будет совсем по-другому? И неприступная турчанка все же решила окунуться в омут страстей. А дальше вы уже сами увидите, что из этого получилось. В принципе, сюжет нормальный. Тут есть свои недочеты, о которых я расскажу чуть ниже, но в целом было интересно наблюдать за героями. Сначала поведение Ады казалось мне странным и напоминало больше хамство, нежели симпатию к Альперу. Но после ее встречи с матерью своего бойфренда у меня полностью изменилось отношение к ней. Жалко, что ее прошлую личную драму не раскрыли совсем. В прочем, во внутренний мир Альпера нас тоже не захотели пускать. Совсем непонятно, почему он именно так поступил, а потом сам же кусал локти. Вот этот момент мне совсем не нравится. Уж если взялись делать драму, то надо как-то глубже раскрывать характеры персонажей. Получилось так, что зрителя ставят перед фактом, но не объясняют мотивацию этого поступка. Поэтому никакой жалости и сопереживания мытарства главного героя не заслуживают. Взрослый уже человек. Пора бы научиться брать ответственность хотя бы за свои собственные поступки. Отдельно отмечу разговор в кинотеатре в самом конце фильма. По-моему, это наиболее трогательная сцена. Вот только ради нее все же стоит досмотреть фильм до конца. Тем более снят он красиво и актеры сыграли хорошо. Правда, у Мелис Биркан уж слишком активная мимика, когда она улыбалась, что ей не очень идет. Короче говоря, вполне нормальный вариант для просмотра. Далеко не самый сильный турецкий фильм из тех, которые я видел. Но тем не менее ради разнообразия можно глянуть. У турков есть свой индивидуальный стиль и особенная атмосфера, что помогает вытянуть немного заурядные сюжетные линии. А еще они умеют снимать постельные сцены страстно, чувственно, но при этом в какой-то степени даже целомудренно. 6 из 10 ----- 5. Лабиринт / Labirent (2011 / Германия-Турция) Рейтинг: 6.947 (76)

Чтобы моя турецкая подборка для SFF не получилась совсем уж мелодраматической, пришлось искать что-то интересное в других жанрах. Я знаю, что турки часто снимают боевики, но обхожу их стороной, потому что не хочется лезть в политику Востока. Такие сюжеты меня угнетают. Но все же стоит признать, что этот фильм неплохо балансирует на грани экшна и драмы. Вот эти нотки драматизма разбавляли суматоху, творившуюся на экране. Начинается фильм со взрыва в Стамбуле. Очередная террористическая акция Аль-Каиды. Молодой человек записывает свое обращение на видео, нажимает кнопку и отправляется к Аллаху, прихватив с собой несколько десятков невинных людей. Специальная группа турецкой разведки установила личность погибшего и вышла на след той радикальной организации, чье поручение он выполнил. Стало известно, что в будущем готовятся новые акции теракта с гораздо большим размахом. Не зря эту операцию держали под кодовым названием «Лабиринт». Потому что команде Фикрета действительно придется разбираться в переплетениях разных заговоров и искать зацепки, чтобы предотвратить новые взрывы. Первые ощущения от фильма — это полнейший хаос. Мне сложно было разобраться в этих группировках, завербованных агентах, информаторах, офицерах разведки разных стран, которые далеко не всегда готовы помогать друг другу бескорыстно. И уж точно я никогда не пойму, зачем кому-то замышлять подобное?! Я не хочу принимать сторону ни Запада, ни Востока и не хочу считать, кто кого бомбил и кто кому причинил больше вреда. Мне не жалко фанатиков, которые сами себя подрывали ради своей идиотской идеологии. Мне жалко невинных людей, которые умирали по обе стороны баррикад. Разбавляет эту политическую катавасию любовная линия между Фикретом и Рейхан. Вот ее образ мне больше всего понравился. Дома она просто мать, а на работе — ценный и бесстрашный агент, ничуть не уступающий мужчинам. Почему она выбрала для себя именно этот отдел? Зачем рисковать своей жизнью, когда ей есть что терять? Как она сама ответила: «Кто-то же должен выполнять эту работу». К сожалению, она права. Это самый сильный образ в фильме, а сцены с пытками произвели меня самое сильное впечатление. Meltem Cumbul сыграла превосходно. Еще выделю эмоциональный эпизод возле синагоги. В целом, получился добротный боевик с политическим уклоном. Любителям подобных сюжетов однозначно стоит смотреть. Тут будет и экшн, и хорошие спецэффекты в моменты взрывов, и элементы драмы. Но подобное кино не для меня. Я понимаю, что это имеет место быть в современном мире, но хочется себя оградить от лишнего негатива. А вместо постскриптума приведу голый факт. 15 ноября 2003 года с помощью заминированных автомобилей, которые вели смертники Аль-Каиды, были осуществлены взрывы возле двух синагог в Стамбуле, в результате которых 25 человек были убиты и более 300 ранены… 6 из 10 ----- Вот такая получилась подборка в этом месяце. А на февраль возьму себе Францию. У меня как раз накопилось много французских фильмов, которые я отложил.

Подпишитесь на наш
Блоги

Spletnik Film Festival: Турция

17:32, 22 января 2013

Автор: Kvertoff

Комменты 44

Аватар

Надо же, какое совпадение! Я только что тоже посмотрела Лабиринт, правда, английский, с Томом Фелтоном, по книге Кейт Мосс. Тоже ничего не поняла, но зато красиво.

Аватар

Спасибо за пост! Посмотрю все! Начну с"Одинокого человека",т.к. и "Варенье из инжира" и "любовь любит случайности" оч понравились!!!!

Аватар

'' Ya sonra..'' i ''Issız adam'' ochen ponravilis , no deistvitelno avtor horosho podcherknyl to, chto v Issız adam vse taki ne rasskruli do konca xarakter glavnogo geroya, posle prosmotra sidela i dodymuvala zachem je on vse taki tak s ney postypil O_o A v Ya sonra lubimuy moment kogda pokazuvaut kak Adem osnovatelno gotovitsya k operacui bydto ot nego zavisit juzn cheloveka , a na operacuonnom stole ego ojudaet koshka :D ny eto nado smotret konechno) I voobshe poslednee vremya Tyrciya vupyskaet klassnue filmu. Sovetyu posmotret ''Evim sensin'' ( Tu moy dom) Snyato krasivo , xotya i sujet yj oochen tragichnuy.

Аватар

Ого, в первый раз на SFF возникло желание посмотреть всю пятёрку! :) Спасибо, Дима!

Аватар

захотелось посмотреть " Последний гарем"... Хочется чего-то не сильно серьёзного, чтобы мозг отдохнул

Подождите...