Для начала немного о сюжете фильмов. «Вверх по лестнице, ведущей вниз», основанный на одноименном произведении Бел Кауфман, рассказывает о молодой учительнице, мисс Сильвия Баррет, которая после окончания колледжа попадает в школу Кальвина Кулиджа, ей достается класс «особо отстающих» детей, которым она пытается привить любовь к языку и литературе. Сюжет фильма «Человек эпохи Возрождения» несколько иной: бывший рекламный агент Билл после долгих попыток трудоустройства получает приглашение на работу в армии – учителем для малообразованных новобранцев. Его программа обучения достаточно вольная, и он все же справляется с задачей, основывая свое обучение на Шекспировском «Гамлете».

image

Казалось бы, существует достаточно много фильмов об учителях, но я решила объединить в своей рецензии два, казалось бы, совершенно непохожих фильма. И, тем не менее, оба они объединены одной тематикой: становление учителя как творца педагогического процесса. Сильвия Баррет (в исполнении Сэнди Деннис) попадает в школу сразу после защиты дипломной работы, у нее нет никакого преподавательского опыта. Билл Рэго, которого играет Денни де Вито, вообще не учитель, по сути, он рекламный агент, и все, что он умеет – хорошо преподнести товар. Оба столкнулись с изначальным неприятием со стороны учеников.

image

Таким образом, задача обоих педагогов была одинаковая: заинтересовать учеников и вложить им в головы хоть немного знаний. Как они с этим справлялись? Мисс Баррет поставила у себя в кабинете «Ящик пожеланий», куда каждый из учеников мог написать все, что ему вздумается. Как она позже сказала: «Проверяя тетрадки, я думала: как их исправлять и что исправлять — правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк?» Ящик пожеланий позволил учителю стать ближе для детей, кроме того, Сильвия ратовала за возможность переговорить с ней после уроков на учебные и личные темы. Таким образом, процесс обучения стал более индивидуальным, ученики чувствовали личную заинтересованность преподавателя в каждом конкретном ребенке. Второй важный шаг – смена ролей в классе. Очень важный персонаж в фильме – ученик Хосе Родригес. Мальчик был настолько стеснителен, что его никто не замечал. Но когда преподаватель во время инсценировки рассказа дала ему возможность публично выступить в роли судьи, тем самым она помогла подростку раскрыться, почувствовать собственную значимость. Такой подход повысил мотивацию учеников в классе к обучению. Конечно, нельзя сказать, что в итоге «особо отстающие» превратились в «способных учеников», но у них появилось стремление к знаниям, а одна из учениц даже пожелала стать учительницей по примеру Сильвии Баррет.

У Билла Риго был иной подход к обучению. Надо отметить, что изначально у бывшего рекламного агента не было стремления учить, в отличие от молодой и восторженной Сильвии Баррет, соответственно, не было и такого острого разочарования, когда он увидел своих учеников, никогда не державших в руках ничего серьезнее комиксов или глянцевых журналов. И даже это многие читали по слогам! Кроме того, ему достались уже достаточно взрослые люди – армейские новобранцы. Таких людей куда сложнее вовлечь в процесс. И, однако, ему удалось заинтересовать своих солдат. Надо сказать, что сам процесс обучения он построил не как обычный учитель, его подход был ближе к работе рекламного агента, каким он и являлся ранее. Поскольку его группа была достаточно маленькой, то занятия проходили не классическим образом, а скорее в форме тренинга. Он говорит доступным для солдат языком, объясняя: «Пьеса – это вроде телевизора, только без ящика». Тем же способом он в одно мгновение заинтересовал учеников «Гамлетом», охарактеризовав произведение как «историю про секс, убийство, кровосмешение и безумие». Солдаты загорелись желанием прочесть книгу, но оказалось, что в ней множество незнакомых им оборотов, и прежде чем понять произведение, пришлось узнать, что такое метафора, оксюморон и прочая, прочая. Но первый шаг – «продать продукт конечному пользователю» Билл Рего реализовал четко и быстро.

Второй задачей педагога, без которой была бы немыслима работа с учениками, это развитие личности в рамках обучения, то есть дать ученикам возможность шире взглянуть на себя, в данных случаях через призму литературных произведений. Так мисс Баррет читает детям стихотворение Фроста «Неизбранная дорога», основная мысль которого: «Какой бы путь ты ни выбрал, все равно будешь сожалеть о другой возможности». Это стихотворение вызвало сильный отклик со стороны учеников. Надо сказать, что подбор произведений для уроков Сильвия осуществляла не без помощи «Ящика для пожеланий», который давал ей возможность оценить потребности и возможности своих учеников. Таким образом, можно было не только максимально вовлечь в процесс учащихся, но и помочь им раскрыть себя, научиться думать и видеть мир, а, главное, себя, шире. Билл Рего поступил несколько иначе. Он смог показать, что Гамлет как персонаж похож на самих студентов. Распределив роли в пьесе между солдатами, он дал им возможность глубже прочувствовать характеры, более того, позволил им самим раскрыться. В жизни каждого из ребят были свои проблемы, в чем-то схожие с теми, что озвучены в произведении. Они тоже испытывали боль, предательство, и это позволило им принять «Гамлета» как «своего». Но этого было мало. Билл свозил своих учеников на спектакль «Генрих V» все того же Шекспира. Это спектакль о войне и солдатах, о людях, близким по духу самим новобранцам. Игра актеров, сам сюжет стал им близким настолько, что позволила сплотиться, прочувствовать силу духа, любви, а не только мышц. И то, что один из солдат-студентов во время учений цитировал Шекспира, уже служит доказательством, что Биллу Рего удалось достичь цели: Но нас самих запомнят тоже пусть; Нас, нескольких, счастливых смельчаков, Что стали братьями на поле брани. Он кровь свою смешал с моею, И братом сделался родным теперь.

Шекспир сблизил их, открыв настоящие жизненные ценности. Третья грань работы учителей, с которой столкнулись в разной мере и Сильвия Баррет и Билл Рего – невозможность дать реализоваться каждому ученику. В случае с Сильвией это был Джо Фероне – его способности были выше средних по классу, но бунтарские наклонности, постоянное противоборство системе, конфликт с учителями, нежелание посещать занятия не давали развиваться. Сильвия боролась за него до последнего, в том числе и косвенно поддерживая ученика, если чувствовала правоту его бунта. Но, к сожалению, мальчик, не знавший никакой любви, неподготовленный к жизни, принял ее заботу за нечто большее, перенеся это в область сексуальных фантазий. Тут встает вопрос психологической подготовки учителя – если бы Сильвия была способна оценить ситуацию, возможно, ей удалось удержать Фероне. Но в их случае она вовремя не поняла, а потом, разумеется, не смогла дать ему тех эмоций, которые он требовал. Так до конца и не ясно, ушел ли Фероне из школы после встречи тет-а-тет с Сильвией или нет. И действительно: педагог в какой-то мере должен быть психологом, потому что при обучении складываются ситуации с абсолютно разной психологической нагрузкой. Так в фильме «Вверх по лестнице, ведущей вниз», одна из учениц – Алиса - написала письмо своему преподавателю Полу Барринджеру с признанием в любви. А тот исправил в письме ошибки и вернул его девочке. В результате Алиса решила покончить с собой и выпрыгнула из окна. Слава Богу, попытка оказалась неудачной – девочку госпитализировали. Так что же должен сделать учитель, получив такое признание? Поговорить с учеником? Проигнорировать? В любом случае поступок Пола характеризует его как человека, далекого от своих учеников, неспособного их понять.

image

Биллу Рего тоже не повезло, но тут ситуация была двоякой. Один из его учеников казался очевидно умнее своих товарищей, в результате Билл решил поспособствовать ему и отправил дело солдата на пересмотр, с тем чтобы тот получил должность выше. В результате выяснилось, что парень был преступником, скрывавшимся в армии под ложным именем. Его посадили в тюрьму. Последнее, что о нем известно – уроки Рего не прошли даром – парень записался в тюремную библиотеку и стал читать «Отелло». Впрочем, как говорил сам Билл Рего: «Мы сами выбираем свою судьбу». И все же иногда учитель способен направить своих учеников на нужный путь, что и подтверждают эти два фильма.

Подпишитесь на наш
Блоги

Два фильма. Сравнение.

02:01, 20 марта 2012

Автор: lisenok

Комменты 15

Аватар

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» не смотрела, взяла на заметку, а вот "Человека эпохи Возрождения" тоже понравился, но смотрела давно(надо пересмотреть)

Аватар

А мне экранизация "Вверх по лестнице, ведущей вниз" не понравилась. Книга намного лучше. А на тему учителей есть еще неплохой французский фильм "Класс".

Аватар

Мне оба фильма нравятся, особенно человек эпохи возрождения, одна из лучших ролей Де Вито!

S

Мне как-то человек эпохи Возрождения больше понравился) даже не знаю почему)

Аватар

Нежно люблю "Человека эпохи Возрождения". Де Вито там очарователен. И несмотря на наивность эпизод с отрывком из Генриха V, который солдат читает своему офицеру-тирану, пробирает всерьез )

Подождите...