У меня нет приличных слов, и даже эмоции носят отчетливо непечатный характер. Прежде всего, я просто безмерно люблю Булгакова и мне обидно за Михаила Афанасьевича. А кроме того, плохое кино (тем более отвратительные экранизации прекрасных книг) – это, конечно, не падучие спутники, но тоже вещь далеко не безобидная: травит, разъедает, отвращает от – в общем, не несет ничего хорошего ни мозгам, ни произведению. Сразу скажу: я настороженно отношусь к русскому кино как таковому. Я ему не верю - напугана им еще с постперестроечных пор, а нечастые опасливые попытки ознакомиться с новейшими образцами обычно заканчиваются желанием забиться поглубже и не встречаться еще лет двести. И тем больше счастья от редких, по большей части случайных попаданий. Увы, это не тот случай, а я так надеялась… К тому же, повторюсь, я люблю Михаила Булгакова, в частности, его особенный, необыкновенный слог. И мне всегда казалось, что затея адекватно экранизировать такую прозу заведомо обречена. Владимир Бортко умудрился проделать уникальное сальто-мортале: убедил в своей способности снимать Булгакова, а потом в прах разнес собственные достижения, заодно похоронив любые надежды. Ну а теперь Сергей Снежкин водрузил на могиле монументальное надгробие. Белая гвардия - это не-вы-но-си-мо физически. Это настолько мучительно, что даже нет сил разбираться в причинах, хочется просто закрыть глаза и поскорее развидеть. Зачем «красивый странной и печальной красотой древней породы и вырождения» поручик Мышлаевский превратился в рязанского крестьянина? Почему первая (и вторая) ассоциация от «царственной, золотой» Елены – немолодая дерганая портовая шлюха? Откуда вдруг у почти подростка Николки такая будка, едва влезающая в кадр? Это мелочи, конечно, но симптоматичные. Нестыковки, режущие глаз и ухо, сразу же настраивают на скептический лад, а всё дальнейшее не дает повода изменить мнение в лучшую сторону. Среди картонных задников (зачем-то снятых в настоящем Киеве) бродят совершенно посторонние духу произведения люди и с ненатуральными интонациями проговаривают текст (авторский или, господи помилуй, сценаристов Дяченко, "удачно" заполнивших булгаковские "пробелы"). ТАК виртуозно фальшивить, практически не сбиваясь в естественность, - это в своем роде достижение (отдельная история – Хабенский. Он не фальшивит – потому что и не пытается играть. Он просто с пустыми глазами «ходит по сцене». Любуйтесь). Кроме того, персонажам стабильно лет на 20 больше, чем героям - почему? по тем самым причинам, которые Булгаков объяснял в Театральном романе? Да, в басовском фильме актеры тоже были старше – но каким-то непостижимым образом им удалось сохранить аутентичность персонажам, а самому фильму - конгениальность первоисточнику! Здесь же - любимый булгаковский мир, его атмосфера, лирика, глубина, красота - ничего этого нет. Ни прекрасного мира, ни населяющих его прекрасных людей. Нечего разрушать, нечему уходить, нечего терять. А без этой пронзительной темы получилось просто кино про войну, к Булгакову имеющее весьма опосредованное отношение. Общее впечатление можно описать словами, сказанными в жж одной девушкой по поводу одного известного фильма: «…более отвратительной, затянутой и занудной шняги мне видеть не доводилось. Я была восхищена могучим гением режиссера – все вышеперечисленные пацаны («знакомые пацаны-пиротехники», «знакомые пацаны-декораторы», «знакомые пацаны-каскадеры» и «пацаны из дружественных цехов по костюму») вполне себе профессионалы, да и другие, незнакомые, пацаны, вероятно, не на помойке нашлись, и какой же надо обладать силой воли и целеустремленностью, чтобы свести усилия всех этих людей в говно»… Поэтому возникает самый глобальный и самый же детский вопрос: господа создатели, вам не совестно? Кстати, таки да - вроде бы Снежкин даже хотел снимать свою фамилию с титров. От этого, впрочем, не легче. Хотя, справедливости ради - не режиссером единым. Проблема куда глубже и глобальнее - по-моему, после этой весьма показательной цитаты с оф. сайта (!) фильма какой-либо гундёж о профессионализме теряет всякий смысл: «Продюсер Александр Роднянский сказал, что съемки даже пришлось отложить на некоторое время из-за президенских выборов на Украине. На самом деле переодетые в белогвардейцев актеры могли быть приняты на веру, их просто напросто могли спутать с поддержкой предвыборной компании и не ровень час как съемки фильма могли бы просто напросто обернуться катастрорфой для всей съемочной группы» http://belajagvardija.ru/televidenie/goryacho-obsuzhdali-serial-belaya-gvardiya-na-shuster-live.html) И хотя сравнения - дело неблагодарное, да и стопроцентного совпадения актеров с булгаковскими персонажами в 76-м тоже не наблюдалось, вот вам было-стало. Фотографии, конечно, дух не передают, но на мысли наводят... Алексей Турбин, 28 лет «…Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный…»

image

Андрей Мягков - 38 лет. Константин Хабенский - 39 лет. Елена Турбина-Тальберг, 24 года «Рядом с красивой рыжей, золотой Еленой…» «…В глазах Елены тоска, и пряди, подернутые рыжеватым огнем, уныло обвисли…»

image

Валентина Титова - 34 года. Ксения Раппопорт - 36 лет. Николка Турбин, 17 лет «С вихром на голове…» «Шмыгнув длинным носом, первым заметил это…»

image

Андрей Ростоцкий - 19 лет. Николай Ефремов - 19 лет. Поручик Леонид Шервинский (возраст не указан) «…В наглых глазах маленького Шервинского мячиками запрыгала радость при известии об исчезновении Тальберга…» «…Маленький улан почувствовал, что он, как никогда, в голосе…»

image

Василай Лановой. Евгений Дятлов. Капитан Генштаба Сергей Тальберг, 31 год Булгаков приписывает ему двухслойные глаза: первый слой можно было читать ясно. В верхнем слое простая человеческая радость от тепла, света и безопасности. А вот поглубже ясная тревога. «…Поджарая фигура поворачивается под черными часами как автомат…» «…И даже вечно патентованную улыбку он убрал с лица…»

image

Олег Басилашвиили, 42 года. Игорь Черневич, 44 года. Поручик Виктор Мышлаевский, 38 лет В романе - ровесник Алексея Турбина, в пьесе «Дни Турбиных» ему 38. «…Высокая, широкоплечая фигура в шинели до пят…» «…Голова эта была очень красива странной, и печальной, и привлекательной красотой давней настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету, смелых глазах, в длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых примет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок…»

image

Владимир Басов, 53 года. Михаил Пореченков, 41 год. Лариосик, 21 год «...В коричневом френче, коричневых же штанах-галифе... Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной... ...Кожа у него была на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и желтые.»

image

Сергей Иванов, 23 года. Сергей Брюн, 24 года.

Подпишитесь на наш
Блоги

"Белая гвардия"

19:30, 6 марта 2012

Автор: K-Len

Комменты 67

Аватар

Боже, кто это - Сергей Брюн?????Брюква скорее...Печально все и уныло. Обожаю Булгакова и потому мне вдвойне обидно, что российский кинематограф, который, казалось бы, как никто другой в мире, должен экранизировать советских и русских авторов, ан нет!Прошло то время, когда снималось по-настоящему хорошее и качественное русское кино!Автору спасибо за такой пост, очень мне понравилось, как Вы откровенно и честно описали свое отношение к русскому кинематографу и пусть режиссеру будет стыдно и пусть данная статья попадется ему на глаза. Подбор нынешних актеров просто ужаснул!!!Откуда такие лица???

Аватар

Я не смотрю сериалы по русской классике. Даже как-то сама эта идея мне кажется оскорбительной. Включила первую серию Белой гвардии - а вдруг? Но нет, действительно слишком немолодая Раппопорт, действительно даже не пытающийся играть Хабенский, десяти минут даже не выдержала.

Аватар

Насчет фильма - не знаю, но спектакль с теми же Пореченковым и Хабенским не ругают.

Аватар

МиМ Бортко мне понравился больше чем Экранизация Кары. Особенно впечатляющий подбор актеров, которые, на мой взгляд прекрасно подошли к персонажам книги, Басилашвили, Лавров, Галкин (вообще 100 % попадание_, впрочем и Ковальчук прилично сыграла и даже Безруков. Актер, сыгравший Мастера может быть и неплох, но мне хотелось видеть более харизматичного человека, чтобы было понятно, почему Марго так его полюбила. Не понравился избыток непрофессиональной комп. графики, как-то с развитием технологий на сегодняшний день это смотрится аляповато. Несмотря на кучу негативных отзывов по экранизации "Белой гвардии" мне фильм понравился. На месте Елены хотелось видеть более молодую и симпатичную женщину, да и заполошный Пореченков как то не влился, а Хабенский понравился. и самое главное, фильм побуждает тех, кто не читал роман, прочитать, а тех кто читал, перечитать его. Что, в принципе, и является целью таких проектов.

T

Года три назад тоже смотрела спектакль МХТ с Хабенским и Пореченковым. До сих пор нахожусь под впечатлением! К Булгакову отношусь очень трепетно. Когда узнала про экранизацию с этими же актерами, то ждала с нетерпением. Но шок испытанный мной при просмотре полностью описан в блоге! А насчет "Мастера и Маргариты" могу сказать, что, наверное, действительно есть произведения, которые не нужно экранизировать. Представьте сериал "Сто лет одиночества"!!!

Подождите...