1976 год. Венгрия. Режиссер Золтан Фабри. Этот фильм-притчу мне порекомендовал мой Легендарный друг Вова. Уж не знаю, как он на него наткнулся. Вообще, Вова редко сам кино находит, всё больше меня слушает. А уж чтобы вот так найти да скачать… При этом, фильм Вову поразил настолько, что он практически насильно заставил меня его посмотреть. И что же я увидел? Осень 1944 года, Венгрия, последние дни нилашистского террора. В кабачке ночами собираются старые приятели: часовщик Дюрица, книготорговец Кираи, столяр Ковач и хозяин заведения Бела. Это простые обыватели, которые считают себя мелкими сошками, неспособными повлиять на ход истории. Они надеются, что вихри враждебные их не затронут. Но однажды к их компании присоединяется случайный прохожий, военный инвалид, фотохудожник Кесаи. И вот тут-то простой трёп рассекает дилемма часовщика Дюрицы. «Представьте себе остров, которым правит жестокий тиран, мучитель и убийца. И есть у этого тирана раб по имени Дюдю, каждый день подвергающийся жестоким истязаниям (вырывает язык, выкалывает глаза, убивает дочь и отдаёт сына насильнику). Раб утешает себя тем, что он никому не причиняет зла, и совесть его чиста. А тирану даже и в голову не приходит, что он делает что-то плохое, совесть его не мучает, да он и слова-то такого не знает… И вот вам предстоит выбор — стать либо этим тираном, либо этим рабом. Только эти две возможности, никаких других вариантов. Что вы выбираете?» Далее, на протяжении оставшейся части фильма, уже я сам копался в себе, как и герои картины, в поисках ответа на этот дурацкий вопрос. Cъедаемый комплексом неполноценности, так называемый фотохудожник выбирает для себя роль Дюдю. Ему не верят. Он оскорбляется и… доносит на своих собеседников. Возможно, он даже не осознает, что делает и совесть его не мучает. Но четверке приятелей от этого не легче. Их арестовывают, избивают, а потом предлагают сделать выбор, подобный тому, о котором они лишь день назад рассуждали. Им предстоит переступить через себя и дать две пощечины избитому до полусмерти, подвешенному на веревках человеку. Кто это сделает – будет немедленно отпущен на свободу. Но с нечистой совестью. Четверка испуганных, страдающих от ран мужчин, видит в мученике Иисуса. Но что же каждый из них выберет? Один хочет ударить, но не может. Другой – отказывается. Третий бросается на палачей и погибает. И только часовщик Дюрица, автор главного вопроса фильма, бьет и уходит. Предатель ли он? И вот тут сказывается гениальность автора повести Ференца Шанты. Он не расставляет акцентов, он не дает, вернее – не навязывает ответов. Ведь Дюрица спасает и прячет дома сирот «врагов народа». И если он к ним не вернутся, дети погибнут. И не приносит ли он свою совесть в жертву для спасения детских жизней? Метафорический финал истории не ясен. Он в намеках, полутонах. Он не навязан создателями и, возможно, потому побуждает к действию. Вова решил найти первоисточник – одноименную повесть Ференца Шанты. Выискал ее в каком-то наскоро сканированном виде и теперь переводит в формат, доступный для чтения в электронной книге. Я испытал жгучую необходимость перечитать «Братьев Карамазовых». Остается добавить, что фильм в 1977 году получил Первую премию Московского кинофестиваля и номинацию на «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Обновлено 03/03/12 11:33:

Подпишитесь на наш
Блоги

Пятая печать (Az ötödik pecsét).

13:45, 3 марта 2012

Автор: ancox

Комменты 22

Аватар

надо скачать, сапсибо! Я так поняла, что фильм о том, что выбор есть всегда. Но нужно делать его осмысленно: что если есть за что, то можно и взять грех на душу (Дюрице было ради чего жертвовать совестью). В любом случае каждый может попасть в ситуацию непростого выбора, но когда у тебя есть цель, ты этот выбор делаешь легче.

Аватар

Посмотрела. Спасибо автору.

Аватар

нашла уже, вечером буду смотреть онлайн

Аватар

хочу прочесть книгу!

Аватар

уже качаю

Подождите...