Премьера "Высоцкого" Петра Буслова раз и навсегда сняла вопрос, на котором продюсеры выстроили всю пиар-компанию фильма: кто сыграл Высоцкого. Да не все ли теперь равно кто? Если при первом появлении на экране "Высоцкий" навевает лишь легкомысленные ассоциации с персонажами "Планеты обезьян" Тима Бертона, то затем внушает нарастающий, смешанный с отвращением ужас, как восковая кукла мадам Тюссо. Хваленый виртуозный грим, якобы гарантировавший стопроцентное сходство с героем, парализовал актера, ограничив его мимику парой робких гримас, речь — одной, неизменной интонацией, пластику свел к нечеловеческому страху перед лишним движением, опасным для грима.

image

После того как увидишь это, не хочется даже сердиться на демагогию создателей фильма: дескать, Высоцкий получился как живой. Якобы на съемках в Ташкенте люди, в 1979-м не дождавшиеся отмененного концерта кумира, а теперь попавшие в массовку, не понимали, на каком они свете находятся, увидев актера, сыгравшего Высоцкого у Буслова. Можно лишь изумиться: как опытные авторы оказались в обморочном плену идеи о том, что вообще возможно абсолютное сходство. "Живым" на экране может стать только герой, претворенный актером в образ. "Как живыми" бывают только зомби. В связи с этим особенно циничным издевательством кажется подзаголовок фильма: "Спасибо, что живой". Одного этого было достаточно, чтобы убить фильм, но "контрольным выстрелом" стала сама сценарная идея: рассказать о пяти днях жизни Высоцкого в июле 1979 года, когда на "левых" гастролях он пережил клиническую смерть в гостиничном номере. Точнее говоря, смерть от передозировки морфием. А если бы не передознулся, умер бы от нехватки заветного наркотика. Этот маргинальный эпизод из жизни Высоцкого смотрится как история неприятного, алчного торчка, готового, что бы ни говорили ему врачи, рискнуть больным сердцем на среднеазиатской жаре ради 450 рублей левого заработка. Ну ладно, сам герой, возможно, уже не совсем понимает, что творит. Но тогда вина за его клиническую, а затем — и настоящую, смерть ложится на его окружение, состоящее из фриков один другого отвратительней.

кадр из фильма Воротила подпольного шоу-бизнеса Павел Леонидов (Максим Леонидов), эксплуатирующий артиста, стоящего одной ногой в могиле. Потный Леонид Фридман (Дмитрий Астрахан явно ошибся, выбрав режиссерскую карьеру и похоронив в себе отменного клоуна), администратор ташкентской филармонии, сексот, заманивающий Высоцкого в гэбэшную ловушку. Друг-актер Всеволод (Иван Ургант), достающий морфий. Наконец, явно невменяемый врач Анатолий (Андрей Панин), сопровождающий Высоцкого на выездах не для того, чтобы лечить, а чтобы поддерживать в состоянии "рабочей лошади". Все они хором рискуют свободой и жизнью Тани (Оксана Акиньшина), девушки Высоцкого, срочно вызывая ее из Москвы с полной сумкой морфия. Типа: долетишь, как хочешь, до Ташкента, а оттуда, как хочешь, доберешься до Бухары. Таня — единственная, кто вызывает в фильме симпатию. Единственная, с кем связан хоть какой-то саспенс: попадет на борт или не попадет, изнасилует ее в пустыне таксист или не изнасилует, посадят за "особо крупный размер" или не посадят. Но это уже, извините, другой фильм: не "Высоцкий", а "Как я провез этим летом". Точнее говоря, Танюша — единственная из близких Высоцкому людей, кто вызывает симпатии. Человечнее всех гэбэшники: московский куратор Высоцкого (Владимир Ильин) и ташкентский Виктор Михайлович (Андрей Смоляков), с брезгливостью взирающие на всю эту наркоманско-жульническую суету. Очевидно, они должны символизировать черные силы тоталитаризма, сделавшие жизнь Высоцкого невыносимой. Но по сути следуют заветам Жеглова: вор, Фридман или Леонидов, должен сидеть в тюрьме. А Высоцкому как раз настойчиво советуют лететь не в Ташкент, а в Париж, где Марина Влади положит его в клинику. Да и не слепить из Высоцкого жертву КГБ: ну кто еще из советских актеров мог похвастаться тем, что летит отдохнуть на Таити с женой-француженкой или гоняет по Москве на "Мерседесе". Ну да, многие фильмы о рок-звездах (а Высоцкий, пожалуй, заслужил звание первой советской рок-звезды) рассказывают о том, как они пили, ширялись и умирали. Но в любом из них есть моменты парения героев, сценического шаманства. В их самосожжении есть неизменный творческий смысл. Но чтобы сыграть творческий смысл самоубийства, нужен актер, который, по меньшей мере, думал бы о душе героя больше, чем о том, чтобы не испортить дорогущий грим.

image

еще фильм После просмотра "Высоцкого" при желании можно для сравнения воткнуть в DVD-проигрыватель "Место встречи изменить нельзя" и мгновенно ощутить разницу: какие глаза у человека, который действительно уже тяготится необходимостью жить дальше, и какие — у пижона, который понтуется перед высокопоставленным ментом: "Да мне жить осталось на две затяжки".

image

Подробнее: http://kommersant.ru/

Подпишитесь на наш
Блоги

Впечатления о фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".

00:19, 4 декабря 2011

Автор: lika12345

Комменты 114

C

Я не понимаю одного: что стало с великим русским кинематографом?! Ни достойной актерской игры, ни режиссерской, ни операторской работы! Куда пропали хорошие сценаристы?! Напустят шуму с рекламой, а по факту полное ничтожество! Неделю не отмоешься от того, что увидел!

H

автору поста: можно было бы не копировать рецензию а написать что-то ОТ СЕБЯ???? этот пост уже в фейсбуке три дня гуляет. мне фильм очень понравился. не стоит придираться к воссозданию копии Высоцкого.такого человека никто не смог бы изобразить с точностью в 100%.сам сюжет игра актеров-вот что стоит внимания. и благодарить за то ,что многие люди,подрастающее поколение узнали кто такой высоцкий.

Аватар

Сходили на премьеру фильма «Высоцкий, спасибо, что живой», фильм режиссёра Петра Буслова и сценариста Никиты Высоцкого (сына Владимира) о кумире 20 века. Впечатления очень… сложные. С одной стороны, смотреть интересно, два часа пролетели как единый миг, актеры играют прекрасно, сам Высоцкий – как живой, но… плюсы кончаются на «форме», их совсем нет у содержания. Я вообще не поняла режиссера, сценариста и съемочную группу. Неужели про Высоцкого больше нечего сказать, кроме того, что он был наркоман??? В этом фильме нет ни одного стихотворения, ни одной песни, приведенной целиком. Так, звучат отрывки где-то на заднем фоне, причем отрывки малоизвестные и «незнаковые». Там нет его райских яблок и его привередливых коней. Нет Скалолазки, аборигенов с Куком и легендарной «Я не люблю». Вместо всего этого звучит шуточная песенка про французский клозет. Ну да, она была, но сам Высоцкий к поэзии относился серьезно, видел в ней смысл своей жизни, так зачем ее брать было?.. В фильме нет ничего из «Прерванного полета вдовеем» Марины Влади, там вообще нет Марины Влади, вместо нее – девятнадцатилетняя Танюшка Ивлева, которая ненавидит его поэзию. Ну как можно сказать человеку, который кровью пишет свои стихи, что ты ненавидишь его поэзию??? Ну где такт, где сочувствие элементарное? В общем, вместо жены – любовница, вместо стихов – наркотики. Да что ж Вы сделали-то с памятью о человеке? Это ж какой-то квест «Спасти наркомана» с трабблами вроде «достать билет», «поймать тачку» и т.д. Творчество его не показано вообще. Зато во всех деталях продемонстрированы исколотые вены, он даже намеренно показывает их полковнику Виктору Михайловичу Бехтееву, и прямо в кадр. Другие последствия наркомании описаны не менее красочно. Огромное внимание уделено ломке, ампулам с наркотиками и т.д. В общем, если бы я не знала, кто такой Высоцкий, если бы я была девочкой лет 15, я бы не поняла, почему все эти люди так носятся с этим мрачным и истеричным типом, и за что его все так любят и боготворят, почему готовы для него на всё?.. Почему нормальные, адекватные девушки и мужчины пляшут вокруг него джигу и срываются в другую страну по первому зову?.. Называется, показали молодежи Высоцкого. Отлично просто показали! Кошмар. Что за странная тенденция пошла, про Чайковского все знают только то, что он был геем, Достоевский в фильме играет в рулетку и меняет девиц, а Высоцкий – колется. Разве люди любят Высоцкого за это? Разве это вообще важно?.. Из этого фильма не видно, что Высоцкий – гений, видно только что он наркоман и домашний деспот. И все. Глаз нет у этого кино, души нет, «нет Божьей искры в этом танце». Одни «незначительные нюансы». Киновед и кинокритик Юрий Богомолов сказал об авторах фильма: «И это все, что они смогли сказать? Как-то ничтожно мало в сравнении с теми техническими усилиями и творческими талантами, что они затратили на клонирование феноменального человека. И неизмеримо меньше того, что он сказал своими балладами. Надо ли было тревожить загробную жизнь поэта только для того, чтобы посмаковать его земные подвиги и потешить тщеславие тех, кто овладел технологией кинематографического клонирования?» И я могу лишь согласиться. Только в конце было хоть что-то, отдаленно похожее на идею, когда он разгладил эту пачку от Мальборо и начал писать… Однако этот момент – слабая искра в горе пепла.

S

Прям так и хочется сказать нецензурное слово. Автор, если не может сам сформулировать и выразить свое мнение на ... Говорится перепечатывать тупые рецензии дилетантов. Но еще больше удивили комментарии, люди даже не смотрели, а уже сделали выводы, с таким предвзятым отношением, у нас даже, если что- то наподобие Титаника снимут, все будет говном. Я была на премьере в Октябре и весь фильм даже вздохнуть боялась, чтоб не отвлечься, настолько меня зацепило. На следующий день начала читать рецензии критиков и увидела один скепсис. Зато на одном популярном киноресурсе, мнению , которого я доверяю, одни положительные отзывы и их много. Там пишут обычные люди, но очень обстоятельные и умные эссе.

Аватар

только что пришла с сеанса,фильм-откровенная ерунда,я ждала,когда уже конец наступит!просто отрывок из жизни,который затянули на 2 часа

Подождите...