В начале 1960-х в Гарвардских кругах ходила шутка:

Один студент спрашивает другого: «Вы смотрели «В прошлом году в Мариенбаде»?»

Другой — медленно и неуверенно: «Я… не знаю»



Фильм Алена Рена «В прошлом году в Мариенбаде» - ни на что не похожая, противоречивая работа режиссёра, получившая золотого Льва на Венецианском фестивале в 1961 году. Фильм разделил критиков и зрителей на тех кто признали фильм выдающимся, и тех кто считали крайне неудачным. 

Действие фильма разворачивается в огромном курортном отеле, перестроенном из дворца в стиле барокко. Рене использовал три разных отеля для съёмок. В нем бесчисленное множество коридоров, боковых комнат, вестибюлей, окон, зеркал, картин и схем курорта, а также прекрасный сад на французский манер.

В этом отеле много богатых, модно одетых гостей, ведущих загадочные беседы, смотрящих спектакль, посещающих концерт, стреляющих в тире и играющих в карты. Все они встречаются друг с другом на досуге, обращаясь на формальном «Вы», как это делают аристократы. Это «Место отдыха. Никаких дел не велось. Споры не рождались. Никто не обсуждал темы, которые могли бы вызвать волнение».

Среди гостей женщина -  сыгранная прекрасной Дельфиной Сейриг, одетая в платья и пеньюары Коко Шанель, с почти мальчишеской стрижкой. Ее сопровождает мужчина, в исполнении невыразительного Саши Питофф. Возможно, он ее муж. В отеле появляется поклонник женщины, в исполнении итальянского актера Джорджио Альбертацци, комментирующий фильм за кадром. Найдя любимую в кругу отдыхающих, он настаивает на том, что он встретил ее в прошлом году на курорте, где они влюбились, у них был секс (по принуждению? без принуждения?), и что она согласилась уйти с ним, но настаивала на том, чтобы ему пришлось подождать год. 



Рене представляет этот банальный сюжет в виде ряда противоречивых возможностей. Они встретились во Фредериксбаде или это была Баден-Сальса, Карлштадт или даже Мариенбад? Она была одета в белое или черное? Он сфотографировал или не сфотографировал ее? Он вошел или не вошел в ее спальню? Она потеряла или не потеряла каблук на прогулке? Они занимались или не занимались сексом? Она хотела этого или не хотела и была изнасилована? Кинематографически декорации представляют собой лабиринт, прекрасно сложенный монтажем и звуком. Весь фильм посылает нам сбивающие с толку, противоречивые возможности сюжета.



Некоторые рецензенты попытались разобраться в несоответствиях и решить, что же произошло «на самом деле». Другие, более осторожные, назвали фильм размышлением об истине, памяти, прошлом, природе реальности или психозе.  



Существует много объяснений этому фильму, упоминающих отсутствие линейного сюжета, нелогичность повествования, сюрреализм, театральность и психологизм происходящего в кадре. 



Но здесь нужно просто принять несоответствия, а не пытаться их объяснить. Как возможности, сосуществующие с другими противоречивыми возможностями, пока не найдётся ваш собственный выход из ситуации.

У меня возникла ассоциация со строчками песни Eagles «Hotel California»:

Mirrors on the ceiling
The pink champagne on ice
And she said, 'We are all just prisoners here
Of our own device"
And in the master's chambers
They gathered for the feast
They stab it with their steely knives
But they just can't kill the beast

Или с раем Мастера и Маргариты.

Как будто героиня, после смерти от пули ревнивого мужа, застряла в своеобразной лимбе - прекрасном отеле в стиле барокко, окружённом садом. Мне показалось, что ее любовник приходит за ней из года в год, чтобы напомнить ей об их любви и увести с собой в ад или рай наконец, неважно. А она каждый раз просит его подождать ещё год, находясь в приятном полузабытьи сонной лимбы. 

Кино - это всегда уход от реальности, сновидение. И этот фильм может стать красивым сном для зрителей.


 


 


 



 


«Парк этого отеля был чем-то вроде французского сада без деревьев и цветов, без листвы. . . . Гравий, камень, мрамор и прямые линии очерчивали строгие пространства, области, лишенные тайны. На первый взгляд казалось, что сбиться с пути невозможно. . . С первого взгляда . . . По прямым дорожкам, между статуями с застывшими жестами и гранитными плитами, где и сейчас ты теряешься навсегда, в ночной тишине, наедине со мной»(с)


Сном, в котором вслед за героями, можно выйти за пределы знакомого и предсказуемого мира фильма и проснуться в реальный мир, где так легко заблудиться.

Подпишитесь на наш
Блоги

В прошлом году в Мариенбаде

17:27, 15 сентября 2022

Автор: Анонимка

Комменты 25

Аватар

Посмотрела пост: он очарователен, но... Хвалили Гражданина Кейна- такое унылое говно. Посмотрела недавно хваленый "Мост Ватерлоо"- банально и скучно. Каждому фильму свое время.

Аватар

Автор, спасибо за наводку! Очень интересный, лично для меня, пост, а так же находка. К своему стыду не смотрела( Теперь выберу пасмурный, осенний, ветреный вечер, когда буду дома одна, и обязательно посмотрю!

K

Есть еще фильм Бессмертная 1963 года, в той же стилистике. Такой же черно-белый, тягучий, фильм сновидение.

Аватар

На цифру так не снимешь. Знаю, что неправильно сравнивать, ибо фильмы разной эпохи, разной тональности и разной четкости, но напоминает "институт бенжамента". Рекомендую любителям фильмов-сновидений.

Аватар

Обожаю американские и европейские чёрно-белые фильмы 60-х годов - рассматривать лица, одежду, интерьеры. Советские тоже люблю, Хуциева например.

Подождите...