Дорогие сплетницы! Недавно я посмотрела новый фильм, и хочу его обсудить. Я не спец по рецензиям, да это и не рецензия, а мои хаотичные рассуждения, так что не судите меня строго.

Этим летом мне попался трейлер комедии "Булки". 

Я подумала, что это должна быть классическая комедия про приключения неприспособленной к жизни блондинки в жарких странах. Экзотика, красивая природа, сочные краски, огромные пальмы, а также какие-нибудь неожиданные, но увлекательные повороты сюжета.  И много пляжно-океанского колорита.

Теперь, когда я посмотрела фильм, должна признать, что я ошиблась. Можно со скрипом назвать "Булки" комедией, но в гораздо большей степени социальной и феминистской, чем приключенческой. Несмотря на легкомысленный и абсурдистский антураж, по сути, этот фильм оказывается новой версией "Зулейха открывает глаза".

Но при просмотре меня удивило даже не это. Больше всего меня поразила парадоксальная логика, которой сценаристы наградили всех персонажей. В этом фильме я не могу логически объяснить  буквально ни одно действие героев. Именно поэтому я решила написать на него рецензию. По уровню алогичности он пока у меня на первом месте. 

Фильм начинается российским блоком событий. Холодная снежная зима. Обычные, ничем не примечательные жители российской провинции планируют пожениться и уехать в свадебное путешествие на Бали. Главная героиня Таня (Кристина Асмус) работает на хлебокомбинате и мечтает открыть свою пекарню. Ее жених Боря (Арсений Робак, сын известного актера Александра Робака) со дня на день планирует раскрутиться и заняться серьезным бизнесом. Он постоянно обсуждает с приятелями свои бизнес-планы, но пока ничего не делает. 

Итак, герои расписываются, и... 

Тут у меня возникает первый вопрос. Почему-то ни он, ни она, ни их родители не хотят отметить свадьбу буквально никак! Якобы прямо из ЗАГСа молодожены должны улететь на Бали. Чем объясняется такое решение, мизантропией или патологической жадностью? Непонятно.

Но улететь у них не получается, так как Боря заявляет, что у туроператора произошел какой-то сбой, и ему нужно срочно ехать "все решать".  Новоиспеченная жена остается одна, места себе не находит, и не может дозвониться до мужа. Но через несколько часов выясняется, что ее муж в каком-то кафе отмечает их свадьбу со своими друзьями, но без нее, зато в обнимку с другой девушкой. Тур на Бали он не купил, зато взял на него деньги у матери Татьяны, и купил себе айфон.

"Что?!"- Пронеслось в моей голове. Зачем он это сделал? Что за бред? Жениться, чтобы купить айфон? Видимо, ни Боря, ни сценаристы не читали книгу, в которой Ипполит Воробьянинов в подобной ситуации восклицает: "Но ведь вы себя связываете на всю жизнь! ... Это большая жертва".

Ладно, видно, сценаристы не могли придумать более правдоподобную историю, чтобы разбить Тане сердце и выставить Борю полным козлом. Здесь нет логики, зато выполнена функция для развития сюжета.

Милая, смирная Таня от шока напивается и превращается в неадекватную фурию.

Она переодевается в купальник и назло Боре покупает себе тур сама, правда, не на Бали, а на Шри-Ланку. Как она смогла в неадекватном состоянии оформить все документы? При чем тут Шри-Ланка? Опять ответов нет.

Кристина Асмус играет пьяную Таню очень грубо, орет благим матом, горлопанит, дергается. При этом мне осталось совершенно непонятно, как ее героиня в таком состоянии смогла сесть в самолет, пройти все пограничные контроли и благополучно оказаться в другой стране? 

Если это аллюзия на "Иронию судьбы", то стоит заметить, что там Лукашина перемещали трое друзей, да и то, по территории одного государства.

Итак, все еще пьяная Таня выходит из аэропорта Шри-Ланки, ловит такси и говорит таксисту адрес своего отеля. Он отвозит ее по адресу. Но тут она говорит, что у нее денег нет, выбегает из машины и бежит — нет, не в сторону отеля, где у нее оплачено проживание,  — а в лес! Почему в лес-то, ё-моё?!! 

В лесу дикие обезьяны крадут ее документы, и волею судьбы она оказывается на пороге прибрежной хибарки, в которой живут три добрых молодца: два россиянина и русскоязычный ланкиец.

Ребята разрешают ей остаться у них в хибарке. Здесь социальная драма переходит в производственную. Повинуясь непреодолимому душевному порыву, Таня печет целый ящик булок. Их быстро раскупают все прохожие, и у Тани как бы появляется свой бизнес.

Ее это ужасно воодушевляет. А для меня начинается самый главный когнитивный диссонанс. У героини нет денег, нет документов, нет друзей (трое приятелей из  хибарки относятся к ней довольно индифферентно, а иногда и вовсе враждебно), нет, конечно, и возможности оформить свою булочную официально. Бытовые условия просто спартанские.  Но при этом она постоянно отказывается возвращаться в Россию, где у нее есть родители, друзья, квартира, работа, социальная защита. Почему? 

Логичного ответа на этот вопрос нет. Нелогичный: ей нравится возможность бесконтрольной продажи своей выпечки, так как до поры, до времени ее примитивный бизнес никто не проверяет. Дескать, в этом райском уголке, где только кухня, океан и жизнерадостные отдыхающие, она может самореализоваться.

Естественно, однажды все эти мечты рухнут, так как придет полиция и арестует Татьяну. За что, зрителю так и не скажут. Но почему-то ее не депортируют.

И тут случается новый поворот сюжета, производственная комедийная драма превращается в ромком! Очень неожиданно, примерно в конце третьей четверти хронометража, героиня находит свою любовь в лице Саши, роль которого исполняет Борис Дергачев. На фото крайний слева.

Этот поворот меня вообще потряс!

Перед началом просмотра я предполагала, что у героини Асмус должна быть романтическая линия. Но мои подозрения падали на Марка Богатырева, который обычно выступает в амплуа героя-любовника. 

В данном случае Богатырев остался совсем не у дел, его роль добродушного пофигиста оказалась периферийной.

Впрочем, меня удивил не выбор актера на роль любовного интереса героини, а выбор героя. Этот персонаж Саша с самого начала вел себя хуже всех по отношению к героине Асмус, хамил ей, подставлял, обижал, угрожал и завидовал. И вдруг мимолетного проявления обычных человеческих чувств оказалось достаточным, чтобы между персонажами пробежала искра и завертелась романтика. 

И это несмотря на взаимную неприязнь, грубость, подколки и равнодушие. Несмотря на то, что они совершенно искренне обзывают друг друга: "Ты - овца!" -"А ты - неудачник!". Почему сценаристы посчитали, что такая лавстори будет воспринята позитивно? Снова нет ответа.

Так или иначе, Саша из большой любви вызволяет Татьяну из тюрьмы, и как бы все у них раскручивается и налаживается, даже ее бизнес - булочная.

Но тут каким-то чудесным образом Таню находит ее муж Боря и заявляет свои права на половину ее предприятия. Да! Несмотря на то, что на нее по-прежнему ничего не оформлено. Уровень условности и абсурда сценария стабильно высок и не падает до самого конца.

Пересказывать дальше сюжет не буду. Скажу только, что в финале полный хэппи-энд. Героиня наконец реализует свой профессиональный потенциал и обретает нормальную прическу. До этого буквально весь фильм Таня выглядит как пугало огородное, которое не знает о существовании расчески.

Впрочем, хотя сюжет фильма абсолютно дикий,  все же у него есть свои плюсы.

1. В фильме нет пошлых, вульгарных, низкопробных сцен. Никто не бегал без трусов, никто не обсуждал секс или гениталии, никого не тошнило на камеру крупным планом и никто не посещал туалет в кадре. В нынешнее время редко какой фильм, особенно, заявленный как комедия, без такого обходится. Так что спасибо создателям за этот уровень культуры.

2. Тот самый позитивный феминистический месседж. Героиня освобождается от мужского давления, от давления родителей и социума, становится сама хозяйкой своей судьбы и преуспевает.

Но! Важный момент: сценаристы - мужчины! С одной стороны этим объясняется абсолютно дикая мотивация действий героини, совершенно ясно, что эти мужчины не понимают про женщин ничего. Но, с другой стороны, интересен их подход к идее эмансипации. Если женщина-сценарист идею феминизма обязательно опишет через борьбу женщины-героини с мужчиной-абьюзером и патриархальным обществом, которое ее угнетает. То мужчины решили этот вопрос через борьбу женщины-героини с самой собой, со своими страхами, комплексами и неверными установками.

В фильме Таня постоянно борется не с окружающими людьми и обстоятельствами, а со своим внутренним голосом, который постепенно визуализируется и превращается в Асмус в пуховике.

Практически весь фильм проходит в их спорах, но в финале Тане удается найти общий язык со своим alter ego, поверить в себя и стать сильнее.

3. У фильма действительно легкая атмосфера. Он не очень смешной, но создает довольно хорошее настроение и задает оптимистический посыл.

После просмотра я задумалась о жанре ромкома. "Булки" этот жанр явно не выдерживают.  Помимо мешанины жанров и странностей сценария, в фильме также, на мой взгляд, полностью отсутствует химия между Асмус и Дергачевым. 

Но есть ли в нашем кино вообще удачные ромкомы? Сначала я подумала, что все закончилось на "Иронии судьбы". Затем вспомнила, что еще в 80-х были приятные ромкомы, например, "Берегите женщин" и "Приморский бульвар". В 90-х было так много всякого трэша, что даже вспоминать не хочется. Хотя, пожалуй, комедия Эйрамджана "Третий не лишний" довольна веселая и смотрибельная. В новом веке, пожалуй, можно вспомнить "Питер FM",  "Любовь-морковь" (первая часть!), "Любовь с акцентом", "Гуляй, Вася!", "Два дня" и "Семь ужинов". 

В общем, с романтическими, как и с любыми другими видами комедий, у нас напряженка. Но я смотрю в будущее с надеждой. Хотелось бы пожелать нашим кинематографистам побольше вкуса, понимания человеческой психологии, профессионального чувства юмора и уважения к зрителю!

Всем спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Про фильм "Булки". Вопросы и спойлеры

11:23, 25 августа 2022

Автор: Violene

Комменты 151

Аватар

"Новоиспеченная жена остается одна, места себе не находит, и не может дозвониться до мужа. Но через несколько часов выясняется, что ее муж в каком-то кафе отмечает их свадьбу со своими друзьями, но без нее, зато в обнимку с другой девушкой. Тур на Бали он не купил, зато взял на него деньги у матери Татьяны, и купил себе айфон" - после прочтения этого мои брови поползли вверх... Эммм... Шта?... Какой-то абсурд. Похоже Дергачев - это новый Петров. Его везде пихают...

Аватар

Автор, вы, конечно, молодец. Такой отзыв написали развернутый. Для меня вот эти наши комедии,которые снимают стопицот в год вообще адовое душнилово. Асмус прям раздражает, не могу смотреть на нее. Ее актерская игра - кринж, финский стыд. Вечный образ тупицы с бровками пьеро. Наши сериальные актеры - вот например, вот эти вот парни на острове - до чего рыхлые, унылые типы, тоже смотреть на них тоска. Вот вообще вот это вот все не стоит ваших усилий. Вы хорошо пишете и делаете разбор, не тратьте время на такие фильмы) Они НЕ смешные, НЕ интересные, НЕ талантливые.

Аватар

Сколько времени и сил было потрачено на такой подробный разбор! Российские комедии очень несмотрибельные для меня. Обычно по трейлеру всё понятно. Поэтому просто не смотрю. Из последнего понравился Молодой человек.

Аватар

Меня сильно удивляет, что кто-то пишет развёрнутые рецензии на комедии с Асмус))) рейтинг на Кинопоиске 5,4. Отзывы похожи на заказные…

Аватар

Меня сильно удивляет, что кто-то пишет развёрнутые рецензии на комедии с Асмус))) рейтинг на Кинопоиске 5,4. Отзывы похожи на заказные…

Подождите...