Здравствуйте, уважаемые сплетницы! Обычно я пишу посты исключительно в рамках всевозможных флешмобов, но в этот раз решила сделать исключение. Виной этому особое ностальгическое настроение, которое не отпускает меня вот уже несколько дней после просмотра нового фильма Уэса Андерсона, а также выходные, которые благодаря небольшому, но неприятному медицинскому вмешательству, выдались для меня в прямом смысле тихими и домашними. Настолько домашними, что нашлось время на простыню текста)) возможно, будет немного сумбурно, прошу за это извинить. 

Уэс Андерсон не относится к числу моих любимых режиссеров. Но мне определённо нравится гулять по созданным им мирам - немного лубочным, напоминающим шкатулочки с «секретиками», внутри которых живут яркие, но линейные персонажи. Актёры у Уэса работают скорее на визуал, на атмосферу, являются её частью, а не самостоятельными единицами. Но, судя по тому, что звёзды всех мастей с удовольствием участвуют в андерсоновских капустниках, пусть даже в роли «кушать подано», их это устраивает.

«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» - апогей визуального стиля Андерсона. Любимая им симметрия и вертикальные линии здесь почти в каждом кадре. Мир фильма, который в этот раз представлен в формате газетного номера (пролог, три истории и некролог), пёстр и сюрреалистичен. Здесь можно разбиться насмерть, упав из картонной комнаты на бумажный снег, реальное действие с живыми актёрами внезапно продолжается в виде рисованного комикса, а черно-белый до этого мир взрывается яркими красками, когда девушка наклоняется к слуховому окошку, чтобы ответить на вопрос мальчика о цвете её глаз.

Актёры периодически переходят на французский, что, на мой взгляд, очень мило, но для кого-то может показаться чужеродным. От всего этого многообразия, постоянной смены цвета и света, «жонглирования» репликами между актёрами немного устаёшь. Я бы сравнила просмотр «Вестника» с поеданием многослойного торта: вкусно, но иногда хочется встать и запить всё горьким чаем, а то и убрать остатки в холодильник.

В этом фильме не нужно ни во что вникать, разбираться в сюжетных перипетиях и мотивации героев. Все, что нужно, расскажет закадровый голос, зрителю остаётся лишь смотреть кино. Скорее всего, вы не проникнетесь никем из персонажей; вам даже не будет жаль тех, кто не доживёт до конца своей новеллы. Лёгкий укол грусти вызвали разве что нелепо торчащие из-под ткани ноги Ховитцера-младшего, редактора, одиноко умершего на рабочем месте прямо в свой день рождения. Но и этого не хватило, чтобы начать уговаривать себя «не плакать».


Впрочем, эстеты, хорошо знакомые с историей мирового искусства, найдут на что посмотреть. Кто-то увидит отсылки к творчеству Жан-Люка Годара и оммаж на «Смерть Марата». Я рассмотрела портрет Пастернака в комнате героини Макдорманд, увидела реверанс к творчеству Эрже (автору комиксов про репортёра Тинтина) и вспомнила детство, когда мы всей семьей смотрели комедии про жандарма Крюшо. Очень трогательно и лампово до безумия.



Некоторые персонажи получились яркими и очень аутентичными, во многом благодаря работе Милены Канонеро. Эта талантливая художница по костюмам ранее работала над такими картинами как «Заводной апельсин», «Сияние», «Крестный отец», а также одевала героев предыдущего фильма Андерсона, «Отель «Гранд Будапешт». Вы можете не запомнить сюжет «Вестника», но вряд ли быстро забудете оранжевое одеяние Тильды Суинтон, «революционный» красный костюм Фрэнсис Макдорманд и высокие носки Оуэна Уилсона, а персонаж Джеффри Райта выглядит так, будто собрался исполнять джаз, подыгрывая себе на саксофоне.

Иногда просто удивительно, сколько известных лиц мелькает в фильмах Андерсона. Кто-то из актёров появляется в «Вестнике» буквально на несколько секунд: Сирша Ронан, Эдвард Нортон с щегольскими усиками, Кристофа Вальца я узнала в последний момент, а вот Уиллема Дефо так и не смогла идентифицировать.



Самая милая девочка каста (не обижайтесь, если собрались) - это, конечно же, Тимоша Шаламе. Даже с мерзкими усишками девственника. Даже в респираторе. Всегда, просто всегда. Периодически этот несчастный ребёнок ходил голеньким, пробуждая во мне страстное желание отправить его на лето к бабушке. Впрочем, здесь ему наконец-то подобрали в пару девочку, которая не выглядит крупнее и мужественнее него.



Кстати, новелла с Тимоти, «Поправки в манифест» показалась мне самой затянутой и в то же время какой-то скомканной. Я понимаю, почему её называют самой грустной, но лично мне именно её хотелось перемотать или хотя бы нажать на паузу. Следом шла самая динамичная новелла, но я на тот момент уже была слишком загружена и не смогла оценить её в полной мере. Больше всего понравилась первая история, «Железобетонный шедевр». Суровый увалень дель Торо, невозмутимая Леа Сейду и её позирование (а как он угощал её конфетой через решетку, прелесть же!), Эдриан Броуди в роли пронырливого галериста (это нормально, что он вообще не стареет?), а также режиссерский стеб над современным искусством и его «поклонниками» - да, именно первая история спустя несколько дней после просмотра вспоминается лучше всего.



Есть и ещё кое-что. Фильм Андерсона получился очень ностальгическим и немного личным для меня. Нет, я не застала Францию 60х и не работала в крупном издании вроде New Yorker (авторам которого, к слову, и посвящён «Вестник»), хоть и очень хотела в своё время. Но мне кажется, каждый, кому исполнилось хотя бы 30, может сказать, что застал закат того или иного явления. В моём случае - это периодическая печать. Мне 35, за моими плечами образование журналиста и несколько лет работы в областной библиотеке, в отделе периодики. Так уж вышло, что печатные издания окружали меня с самого детства. Типичный вечер советской семьи: папа, читающий за столом «Советский спорт» или «Науку и жизнь», мама, которая предпочитала «Работницу», и я с «Мурзилкой» и «Веселыми картинками». Позже детские журналы сменятся «Молотком», а затем и «Cosmo», который покупался на стипендию, как возможность прикоснуться к миру дорогой рекламы и успешных людей.



Всего этого больше не будет - интернет «убил» старейшее направление журналистики буквально за 20 лет. Закрылись и перешли в электронную форму не только маленькие «французские вестники», но и федеральные издания. «Золотые перья» журналистики ушли на ютуб или ведут свои колонки онлайн. Уже выросли те, для кого газета - анахронизм, неизвестно зачем нужный в эпоху интернет. Гибель печатных изданий была закономерной и скорее всего правильной, учитывая скорость распространения новостей и технические возможности разных источников информации.

Но менее ностальгически-грустно от этого не становится. Так бывает всегда, когда что-то безвозвратно уходит. 

Подпишитесь на наш
Блоги

«Французский вестник» и немножко грустно

03:24, 29 ноября 2021

Автор: Polosataya_Ya

Комменты 136

Аватар

Фильм смотреть только если из - за великолепного обнажённого тела Леа Сейду ( или Леи Сейду ) и её поз при позировании.

Аватар

Пишите больше. Пишите ещё, п.ч. у вас это хорошо получается. П.с. Да, очень располагает, когда автор указывает свой возраст и описывает подробности о родителях. Это нас так роднит- читательниц Сплетника. Спасибо, это так всё трогательно.

Аватар

Спасибо большое за пост, разделяю вашу ностальгию по каким-то вещам, которые уже не актуальны - да даже тому же глянцу. Не потому, что он так был ценен сам по себе, а потому что мы тогда были такие молодые) В кино на фильм не пойду, посмотрю дома. Мне и Отель Гранд-Будапешт как-то не зашел, хотя стиль режиссера нравится. Любимый фильм по-прежнему Королевство полной Луны - вот там как-то все сошлось - и смысл, и картинка, и актеры.

Аватар

Спасибо за восхитительный пост и чудесный слог! (если не секрет) Вы не пошли в итоге в журналистику = сменили сферу деятельности? Про ностальгию я очень разделяю ваше мнение: и Молоток, и Все звезды, и Космо - все это "как молоды мы были" )) Для меня личным ударом было закрытие в прошлом году печатной версии знаменитого журнала "Огонек". Я каждый понедельник с удовольствием читала "вумное" и становилась образованнее = как те коты из мема, когда раньше в лоток клали газеты,а не наполнитель, поэтому коты были политически грамотными))) Как будто отобрали важную и привычную часть рутины. Про фильм - обязательно посмотрю. Он- тот режиссер, когда форма ничуть не менее важна, чем содержание. Точнее, форма и есть часть содержания. Тем более, что там Беня - а за молодого Беню я в детстве собиралась замуж)) надо же посмотреть ,как он теперь без меня выглядит-живет-играет.

Аватар

Спасибо за рецензию и подобранные кадры! Я очень ждала, когда напишут про фильм))) Муж прислал ссылку со словами: «Посмотри, новый фильм от режиссёра «Отель «Гранд-Будапешт»! Надо срочно идти!» )))))) Мы очень любим такой визуальный ряд, нас не смущает специфичность повествования и сюжетные своеобразные переходы. Муж заметил, как театрально выстроены сцены, ощущение будто сидишь на живом спектакле. Мне понравилась больше всего последняя новелла. А вот на рассказе про художника мужа почти срубило, кажется он даже захрапел ))))) Я выбирала специально самый «малолюдный» сеанс, будний день 15:10, в зале 5 человек. На сцене, где Шаламе состроил глазки в постели, две девушки издали такие усилительные звуки восторга, что мы с мужем расхохотались. Сразу ясно ради кого они пришли на фильм ))))))))

Подождите...