Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Отзыв на "Любовь и голуби" (с Wonderzine)

346
Отзыв на "Любовь и голуби" (с Wonderzine)

 

Даже не знаю, как кратко анонсировать. Отзыв глазами поколения, в словаре которого есть слова "абьюз", "токсичные отношения", "психотерапевт", "психотравмы". И это сказано мною не в пренебрежительном тоне, отнюдь. Да и не в восхищенном тоже. Просто констатация факта, как со временем меняется мировоззрение. 

 

 

Токсичная простота: Почему пересматривать фильм «Любовь и голуби» сегодня непросто

 

 

ЧИСТЕНЬКАЯ СОВЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ. Запойный алкоголик, которого играет Сергей Юрский, приходит к соседке похмелиться. Соседка, простая деревенская женщина (Нина Дорошина), одетая в новенькое чёрное платье в горошек, прогоняет его. Мужчина рассказывает, что от «инфаркта микарда» умерла его жена, тело привезут завтра, потому что в морге «местов нет». Добросердечная соседка плачет и наливает вдовцу самогона. Её дочь в ужасе от случившегося, сын падает с мотоцикла. Внезапно из кустов выходит «воскресшая» баба Шура, которая выглядит как Георгий Милляр в роли Бабы-яги и лишь отдалённо напоминает Наталью Тенякову, выдающуюся актрису и реальную жену Сергея Юрского. Баба Шура выбивает гранёный стакан с самогоном из рук мужа, а затем бежит за ним с лопатой. Все плачут и смеются.

 

 

​​​​Если вы не узнали эту мизансцену, то вы или не (пост)советский человек, или не смотрите телевизор. Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» всенародно любим: на странице киноконцерна «Мосфильм» в ютьюбе у него нет ни одного негативного комментария. Комментаторы удивляются тем, кто осмелился поставить фильму дизлайк — что же это за люди, кому может не нравиться этот гениальный, по мнению поклонников, фильм? Они задаются вопросом, почему таких душевных фильмов не снимают сейчас, почему кругом одна пошлость, а другие отвечают — потому что так снимали только в СССР.

«Людк, а Людк!» — кричит нарочито визгливым голосом простая деревенская женщина Надежда, и от её крика внутри меня всё сжимается. Любимый миллионами зрителей фильм «Любовь и голуби» вызывает у меня исключительно оторопь и неприятие. Что со мной не так, почему я не могу полюбить его простых, немного чудаковатых героев?

Несмотря на то, что фильм снят в потёмкинской советской деревне, а «алкоголика» играет «интеллигент» Сергей Юрский, в фильме есть та искра жизненной правды, которая наводит на меня ужас, а любящих картину приводит в умиление. Имя ей — простота, «простой» мир деревни противопоставляется натужному и фальшивому миру горожанки, героини Людмилы Гурченко, служащей в отделе кадров и попытавшейся увести мужа у жены. На мой взгляд, фильм наглядно показывает господствовавшую в СССР и отчасти перенятую в России модель отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми: отсутствие личных границ, неуважение к чужому пространству и чужим интересам, безответственность в поступках.

Муж Василий уходит от жены Надежде к женщине, с которой у него завязался курортный роман, но городская жизнь вдали от семьи и любимой голубятни — он разводит голубей — ему приходится не по вкусу, и он возвращается к себе в деревню. Жена после недолгого периода слёз и заламывания рук принимает его обратно. Более того, между супругами вновь разгорается страсть, и Надежда к удивлению для себя и к радости для мужа обнаруживает, что беременна.

«Простой» мир деревни противопоставляется натужному и фальшивому миру горожанки, героини Людмилы Гурченко, служащей в отделе кадров и попытавшейся увести мужа у жены

«Любовь и голуби» — это не только фильм Владимира Меньшова, но и пьеса выросшего в Сибири Владимира Гуркина. Театральная постановка пьесы так растрогала создателя фильма «Москва слезам не верит», что он решил поставить её на большом экране. В 1982 году они с Гуркиным, превратившим пьесу в сценарий, проехали по деревням Иркутской области, и Меньшов пришел в ужас: разруха, снимать там было нельзя, в итоге сибирскую деревню нашли в Карелии. Своей закамуфлированной сибирскостью «Любовь и голуби» перекликается с документальными картинами Ольги Делан, в которых рождённая в Сибири и эмигрировавшая в Германию режиссёрка показывает женские судьбы на фоне деревенской жизни. Картины Делан — это «Любовь и голуби», вывернутые наизнанку, кинокритикесса Мария Кувшинова пишет, что в «Любви по-сибирски» «камера фиксирует эпизод семейного насилия, которое никем из присутствующих не осознаётся как насилие».

В фильме «Любовь и голуби» камера фиксирует эпизод за эпизодом психологическое и вербальное насилие, но оно, как и в документальной картине Делан, никак не считывается ни героями, ни зрителями. Жена обращается с мужем, как будто он её нерадивый сын и у неё не осталось никаких средств для коммуникации, кроме крика. Муж переходит из рук жены к любовнице и обратно, как одолженный предмет утвари. Отношения героя с алкогольной зависимостью и его жены (Юрский и Тенякова) показаны как умилительные: жена тенью нависает над мужем и следит, чтобы он не выпил лишнего, одновременно пеняя ему, сколько крови он из неё выпил. «Все вы как из одной колодки вырезаны», — говорит ему старшая дочь Кузяковых Людмила («Людка»), когда баба Шура поминает любовные похождения мужа.

Комедийная оболочка помогает принять героев, она же поспособствовала тому, что фильм не отправился на полку — напротив, его за 15 месяцев проката, начавшегося в 1985 году, посмотрело 44,5 миллиона зрителей. Но поведенческий паттерн контролирующей жены не возникает из ниоткуда — это реакция на жизнь с человеком с зависимостью, вызывающей у окружающих смесь брезгливости и умиления. Алкогольная зависимость и то, как разрушительно она влияет на отношения в семье, затронуты во многих советских фильмах, но нигде не проблематизируются как конкретная, особая проблема семьи и общества — это просто норма жизни.

Надежда «Надюха» Кузякина не рассматривает мужа и детей как отдельных личностей, её речь — либо сюсюканье, либо вербальный оскал. Мировоззрение Надежды сформировано ограниченным деревенским миром: она вздыхает, когда же проклятые капиталисты отвяжутся от нас, попрекает Василия его увлечением — слишком, по её мнению, несерьёзным, недостаточно мужским. Надежда в сердцах обещает посворачивать шеи голубям мужа-изменника, а младшей дочери, разделяющей увлечение отца голубями, говорит, чтобы та шла жить к отцу и «новой мамке»  (в другой сцене фильма обещает проклясть детей, если они будут общаться с отцом). И если этот эмоциональный выплеск можно было бы оправдать раной, которую нанесла ей измена мужа, то уже в сцене примирения она говорит ему: стыдобище, все мужики как мужики, а ты по крышам с голубями скачешь. Измена мужа, впрочем, открывает ей глаза: она воспринимала его как нечто должное, а оказалось, что он отдельный человек, а не функция мужа.

Сам муж Василий в исполнении Александра Михайлова — полублаженное инфантильное существо, спокойно живущее под пятой у властной жены и по чистой случайности оказавшееся в поле внимания одинокой женщины на курорте. Героиня Людмилы Гурченко — единственная, кого в фильме называют по имени и отчеству, — обращается с Василием как с игрушкой. Фильм показывает её жеманной и неискренней, но из 2021 года она выглядит симпатичнее, чем в 1985-м: читает газеты, интересуется тем, что происходит в мире — больше всего экстрасенсами и инопланетянами, и следит за своим питанием. Есть особая ирония в том, что нескладного деревенского мужика пытается очаровать Людмила Гурченко, дива советского кино, а он говорит ей, что она «бросилась на него от тоски».

 

Изображение женщины, выглядящей в глазах общества неполноценной, если у неё нет мужчины, — одна из тех правд советской жизни, о которых фильм сообщает зрителю в 2021 году. Баба Шура говорит Надежде: прости уже его, где ты ещё такого мужика найдёшь, работящего, непьющего. Мать говорит дочери, сбежавшей от мужа: вот прищемило тебе хвост, прибежала к матери под юбку. И на невероятную Людмилу Гурченко фильм смотрит снисходительно, как бы жалея её — одинокую женщину, увлечённую экстрасенсами. «Любовь и голуби», несомненно, очень честный портрет гендерного неравенства в СССР. Второсортный статус одинокой женщины, клеймо «гулящей» у женщины, самостоятельно знакомящейся с мужчинами, пьянство мужчин, всеобщая бедность и ощущение, что кругом захватчики, проклятые капиталисты, — все эти приметы советской реальности проглядывают под лакированной поверхностью фильма, где, как полагается в доброй комедии, дети по мгновению ока забывают, что мать орёт на отца благим матом, а пять минут назад грозилась их проклясть.

Противостояние грубой, но искренней деревенской жизни и рафинированной, но фальшивой жизни города абсолютно ложно. Отсутствие манер, панибратство и просторечие совсем не то же самое, что неуважение к человеческому достоинству, обесценивание и психологические манипуляции. «Любовь и голуби» манипулятивно оправдывают «простотой» нравов деревни токсичное отношение героев друг к другу.

Учёный и популяризатор науки Стивен Хокинг говорил, что главный враг знания не незнание, а иллюзия знания. Если заменить в этой формуле «знание» на «любовь», а точнее на отношения, построенные на любви и доверии, то главным врагом и препятствием таких отношений будет иллюзия о них, представление о токсичных отношениях как о любви. Именно это представление транслирует в умы миллионов зрителей фильм «Любовь и голуби», выдавая за любовь модель отношений, в которой ни у кого из героев нет представления ни о чувстве собственного достоинства, ни о личном пространстве.

Текст: Ира Карпова, источник - Wonderzine

Оставьте свой голос:

525
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

fifachka
fifachka

Фильм - гениальный.
Со всем написанным в посте согласна на 100%.

mishmash
mishmash

fifachka, я с рецензией тоже на сто процентов согласна! Фильм люблю только из-за Михайлова, такой он милый. Но я посмотрела фильм в очень сознательном возрасте, лет в 29, и мне он ещё тогда показался очень спорным. Главный герой, при всей своей милости и чудаковатости, показался почти имбецилом… Но мне в целом многие советские картины не нравятся из-за вот этого добродушного подтрунивания над пьянством, при том, что для меня пьянство это просто чума России. Народ весь двадцатый век и начало нового планомерно спивается, а мы шутки шутим(((

jstvo
jstvo

mishmash, Михайлов красивый мужик. Почему бы "советской диве" на него не запасть на курорте? Просто после отпуска можно было и домой отпустить. Ну это в современных реалиях :)

jstvo
jstvo

mishmash, на счет алкоголизма, меня и на нашем сайте пугает количество злоупотребляющих, и они агрессивны.

evdokiya
evdokiya

jstvo, «А кто не пьёт!? Назови! Нет, я жду!» (с) Покровские Ворота.

Mrs_Burple
Mrs_Burple

jstvo, злоупотребляющих? Они вам справку из алкодиспансера приносили??)))

nelya
nelya

jstvo, а меня пугает количество тупых ханжей, и они очень агрессивны

evdokiya
evdokiya

mishmash, вы сейчас как товарищ Огурцов в Карнавальной ночи, когда он клоунов раскритиковал. Человек мол передумал жениться, а вы шутки шутите. Надо чтобы вместо клоунской сценки два человека в солидных костюмах вышли и сказали что несерьёзное отношение к браку у советского человека не допустимо.

Фильмы актуальны и цепляют когда откликаются у зрителя, отражают мир в котором мы живём. Борьбу с пьянством точно не с хороших советских картин надо начинать.

irinas
irinas

evdokiya, согласна с вами.. старыми фильмами не решить проблемы.
и критиковать фильмы основываясь на современных реалиях просто неумно.
в недалеком прошлом дамы лицо себе пудрили свинцом, детей кормили и растили чужие люди и порой давали кокаинчику от головной боли, господа хлестали рабов.
и плохие и хорошие - это реалии прошлого, они находят отклик у тех, кому эти реалии знакомы. Пока живо поколение того времени - старые фильмы им будут милы, им и их близким.
Как всей страной говорят на тюремной фене, умиляются от пьянчуг и русские полные бабы тянут лямку - это отражение нашей жизни в 20 веке. Пол-страны отсидели в лагерях, пьянство, всякие пирушки-посиделки, инфантильные мужики - это все было и имеет свое логическое обьяснение.
Сейчас подобных фильмов не снимают, поскольку жизнь совершенно другая, это как снимать про Спартака - однажды жили-были


я сама пересмотрела свое отношение ко всем советским любимцам (Ирония судьбы, Москва слезам не верит, Любовь и голуби.. ) понятно, что в современном мире такое уже невозможно, но это не значит, что фильмы плохие или несут какую-то неправильную мораль - они просто о другом времени. Мы же не осуждаем ту же Кровавую Барыню за ее отношение к крепостным, или все эти Пшла вон служанкам и любимым помошницам.. это для них было нормально. И наши дети, если будут их смотреть, то для них это будет как немое черно-белое кино для нас. Просто диковинка ..

White_Scout
White_Scout

irinas, в каком это смысле «не осуждаем кровавую барыню»?)) осуждаем конечно же, это ж самый отрицательный персонаж и супер маньяк! Другое дело, что интересно посмотреть, как она до этого дошла, понять мотивацию убийцы, на этом и построены все фильмы про маньяков.
Мысль о свободе персонажа быть таким, как надо автору и интересным зрителю, независимо от его моральных качеств поддерживаю!

irinas
irinas

White_Scout, ну там не только она чудила.
я имела в виду не столько ее саму, сколько отношение господ к крепостным.
они - лишь вещи.
парни, девушки.. господа творят что хотят .. насилуют, бьют, заставляют проворачивать темные делишки

fifachka
fifachka

mishmash,
Согласна с вами((

AlisaIvanovaIvanova
AlisaIvanovaIvanova
Показать комментарий
laniamunich
laniamunich

mishmash, есть такое понятие как определенный момент времени, эпохи. Не знаю что сейчас изучают в школе по русской литературе, но стоит почитать шукшина, шолохова. Если с таким подходом анализировать литературу позапрошлого века- вывод будет еще интереснее.

laniamunich
laniamunich

laniamunich, после фразы, что Надюха не воспринимает мужа и детей как отдельных личностей, а ее общение с ними это "вербальный оскал" - сразу все понятно про автора этого опуса.
Хочется спросить у людей, которые разделяют этот нудный бред /точку зрения/, они были в деревне в то время хоть раз и как у них с чувством юмора? И возможно они не заметили в этих простых деревенских людях искренности, чистоты, глубины и умения любить. А увидели только алкоголизм и примитивность сквозь призму ограниченности восприятия.

evdokiya
evdokiya

laniamunich, а мне больше понравилось что Раиса Захаровна чуть ли не единственный умный и интересующийся человек в фильме))) пофиг что интересуется откровеннейшей лабудой, главное интересуется))) что конечно ставит ее, с ее гуманоидами, на порядок выше Надюхи, боящейся капиталистов.
Надюха, кстати, получается родилась либо во время войны, либо сразу после. Поэтому со стороны автора странно упрекать ее за боязнь войны. Моя бабушка, ветеран, до самой смерти войны боялась. Это поколение прошло и войну и послевоенную разруху и голод. Странно и очень не умно этим попрекать.

OlgaHlebkova
OlgaHlebkova

laniamunich, Я анализирую, не оглядываясь на дни сегодняшние, так было бы легче, но эта грёбаная "новая этика" так и лезет.

tutelka
tutelka

mishmash, по секрету скажу вам,что на главную роль были и другие претенденты.Но Михайлов нашел удачную черточку - некоторую чудаковатость - и роль получил..Иначе фильм не получился бы.

Статья очень смешная,уписаться можно над паттернами Надюхи и прочими вывертами.Никогда не думала,что в одной статье могут
встретиться семейство Кузякиных и Хокинг

.Авторшу,сдается,вывели в инкубаторе,где она проживает и доныне , наблюдая жизнь в противогазе через перископ.Зато личные границы никто не нарушает...кроме самого инкубатора

evdokiya
evdokiya

tutelka, по поводу личных границ - в фильме есть момент, когда баба Шура спрашивает Василия почему Людка ушла от мужа, он отвечает: «А мы и не спрашивам». И дочь никто не долбает ни наставлениями что надо непременно вернуться к мужу, ни допросами почему она ушла. При том что она живет у них дома и вроде возвращаться не собирается.
Этот вопрос только один раз поднимается и то в пылу ссоры и стороны просят друг у друга прощения. Мне кажется очень даже показатель личных границ.

OlgaHlebkova
OlgaHlebkova

evdokiya, Но авторка сего опуса это проигнорировала.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

В сети обсуждают конфликт между феминистками Дарьей Серенко и Аленой Поповой: первая обвинила вторую в эксплуатации труда

В сети обсуждают конфликт между феминистками Дарьей Серенко и Аленой Поповой: первая обвинила вторую в эксплуатации труда

Новости 7713 21
В мире появился новый штамм коронавируса. Предполагается, что он более заразен и устойчив к вакцинам

В мире появился новый штамм коронавируса. Предполагается, что он более заразен и устойчив к вакцинам

Новости 27451 485
Мадонна раскритиковала Instagram за цензуру в отношении женской груди: "Соски кормят младенцев!"

Мадонна раскритиковала Instagram за цензуру в отношении женской груди: "Соски кормят младенцев!"

Новости 13923 57
Мужчина, отсидевший 16 лет за изнасилование автора "Милых костей" Элис Сиболд, признан невиновным

Мужчина, отсидевший 16 лет за изнасилование автора "Милых костей" Элис Сиболд, признан невиновным

Новости 36441 136
Битва платьев: Кайли Дженнер против Натальи Якимчик

Битва платьев: Кайли Дженнер против Натальи Якимчик

Битва платьев 16372 16
Старшая дочь Романа Абрамовича Анна гостит в России: встретилась со студентами "Сколково" и отправилась на Камчатку

Старшая дочь Романа Абрамовича Анна гостит в России: встретилась со студентами "Сколково" и отправилась на Камчатку

Звездные дети 18638 70
Канье Уэст публично заявил, что хочет спасти свой брак с Ким Кардашьян: "Я делал неприемлемые вещи"

Канье Уэст публично заявил, что хочет спасти свой брак с Ким Кардашьян: "Я делал неприемлемые вещи"

Звездные пары 14643 39
Стеганые пуховики — главная вещь зимы: как и с чем носить трендовые модели
Звездный Instagram: музеи, пляжи, работа — как и где знаменитости встречают зиму
Линдси Лохан выходит замуж за арабского финансиста
"Крестный отец" о моде": что говорят о фильме "Дом Gucci" с Леди Гагой кинокритики, пользователи сети и дизайнер Том Форд
Распространение в мире, смысл названия и прогнозы ученых: что известно про "омикрон" — новый штамм коронавируса
Умер певец и композитор Александр Градский
Битва платьев: Флоренс Пью против Эддисон Рэй
Битва образов: лучшее за неделю — от Даши Жуковой в бархате до Карди Би в железной маске
Ольга Крутая отметила день рождения в Дубае: Алсу, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие звезды на празднике
Dress Code. Миранда Мирианашвили провела благотворительный аукцион. Среди гостей — Владимир Познер, Полина Киценко, Оксана Бондаренко
Ангела Меркель попрощается с постом канцлера под песню "матери панк-рока" Нины Хаген
Китайские шопинг-стримы как новая мания: как блогеры перепридумали "магазин на диване" и почему это так популярно
Риз Уизерспун, Николь Кидман, Джулия Робертс и другие звезды отпраздновали День благодарения
Битва платьев: Сьюки Уотерхаус против Анны Делло Руссо
Режиссер Наталья Кудряшова обвинила продюсера Андрея Савельева в "захвате" ее фильма о Ксении Петербургской. Тот сослался на конфликт с РПЦ
Романтический уикенд в Париже: как Ляйсан Утяшева и Павел Воля отметили девятую годовщину свадьбы
Модный дайджест: от уникального бриллианта до нового бренда Александра Терехова
Dress Code. В Москве прошел закрытый обед в честь зимнего сезона в Куршевеле. Среди гостей — Рената Литвинова, Андрей Малахов, Вика Газинская