Опубликовано пользователем сайта

Про кино

КИНОИГРА. Михаил Глузский.

42
КИНОИГРА. Михаил Глузский.

Я, наконец-то, добралась до написания поста в рамках "Киноигры". Я выбрала для себя актера, которого оценила с возрастом. Вернее все еще оцениваю. Первый свой фильм с ним я увидела, будучи ребенком. Не помню, какой фильм, но помню, что актер этот мне жутко не понравился. Не понравился его герой. И только сейчас я понимаю, что в этом и скрывается феномен актерской игры Михаила Глузского. Он мог настолько достоверно и талантливо преображаться, что Глузского - человека зрители уже не видели, для всех существовал Глузский - герой.

А между тем он был многосторонним человеком. Наверное, верна поговорка о том, что все мы из детства. Детство Михаила Глузского не было простым. Родился он 21 ноября 1918 года в Киеве в семье поэта и журналиста Андрея Михайловича Гмырёва, переселившегося в Киев из Петрограда в середине 1917 года, и Ефросиньи Кондратьевны Глузской. Отец актёра построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад со множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился.

В 1922 году отца не стало, и семья переехала в Москву. В 1926-1928 году он жил в Баку у отчима. В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтёром в Центральном универмаге Мосторга (1933—1936). Окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, участвовал в художественной самодеятельности при клубе Мосторга под руководством актёров МХАТ-2 Б. Васильева, К.Ротомского, А. Потоцкого, играл в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ) .В 1936—1940 годах учился в Школе киноактёров при киностудии «Мосфильм», в июле—октябре 1940 года — актёр киностудии.

В 1940 году был призван в армию, проходил службу в Центральном театре Советской армии, а в военное время участвовал в фронтовых бригадах.  Если честно, мне всегда казалось, что Глузский был выходцем из рабоче-крестьянской среды. Тем удивительней была найденная мною информация  о том, что в молодости Михаил Андреевич был пижоном, красиво одевался и считался убежденным холостяком. Что не помешало ему в итоге влюбиться один раз и навсегда в Екатерину Перегудову, которая была на тот момент замужем. Ради нее он через год работы в театре Группы советских войск в Германии, расторгнув с ним договор, вернулся обратно. При этом муж Кати не хотел ее отпускать и даже был готов признать ребенка от Глузского. В общем, та еще Санта-Барбара. В итоге Катя смогла уйти от мужа и получила развод. Семья поселилась в маленькой комнате в коммунальной квартире с минимумом необходимых вещей. У них родились двое детей, сын Андрей и дочь Мария.  Екатерина и Михаил прожили вместе почти 50 лет, до самой смерти Михаила Андреевича. Глузский был одинаково предан семье и работе.  Бросить или обмануть зрителей он не мог. Даже когда в мае 2001 года он заболел, тяжело, с высокой температурой, спектакль не отменил, а отыграл до конца и был отправлен в больницу. В июне 2001 года его не стало.

Перед тем, как перейти к его фильмам, я хотела бы еще отметить, что Михаил Глузский не только много играл в театре и снимался в кино, но и занимался озвучкой  и дубляжом, за его плечами более 100 озвученных и дублированных работ. Был активным общественным деятелем, руководил комиссией ветеранов кино в СК СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами СССР. Последняя общественная работа — руководство комиссией ветеранов кино и Военно-шефской комиссией Москвы.

Активный, целеустремленный, цельный... Похоже, именно это объединяет почти всех его персонажей, и положительных и отрицательных. Он сыграл много ролей людей в военной форме, очень гармонично смотрелся в роли военных и милиционеров. Несмотря на то, что на фронте он не воевал, к военной форме относился всегда с особой любовью и эпитетом. 

Так как фильмография Михаила Андреевича исчисляется доброй сотней работ, я решила выбрать те фильмы, которые люблю сама.

Тихий Дон (1957-1958).

Роль: есаул Калмыков.

Я должна признаться в глубокой любви этому фильму. И благодарна каждому кадру, который был создан. Во-первых, Шолохов настолько глубоко проник в казачий быть, обнажил казачью душу. Так как я выросла в казачьей среде, могу точно сказать, что только версия Сергея Герасимова, снятая в 1957-1958 гг. снята на невероятной человеческой глубине. Абсолютного отображения среды, в которой вершилась история, и самих событий. Веришь каждому герою. Герой Михаила Глузского, по словам историков, являлся реальной исторической личностью. Насколько близок был герой Глузского реальному персонажу, сложно сказать, но Михаил Андреевич создал образ цельного человека, с четкой жизненной позицией, преданного своим идеалам до последнего вздоха. 

"Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Ваш Ленин – каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!" Одна эта фраза говорит о том, что Калмыков не преследовал корыстных мотивов, он искренне был убежден в том, что происходящее разрушает систему и, соответственно, стабильность и целостность общества государства. Сам Михаил Андреевич признавался в интервью, что, несмотря на роль врага Советской власти, играть ее было несложно: "Есаул Калмыков интересен для меня был не как враг Советской власти, а как человек, верный своим идеалам, своей субъективной правде. Это очень цельная личность, и в этом плане играть такую роль было нетрудно".

 

Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976).

Роль: Шут.

Фильм Александра Митты был снят в 1976 году по мотивам неоконченного произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого», одного из немногих прозаических произведений великого писателя. Царь Петр, воздвигая Санкт-Петербург, занят не только государственными делами, но решает личное счастье своего воспитанника, крестника и приближенного Ибрагима Ганнибала, исторически являвшегося прадедом Александру Сергеевичу Пушкину. Ибрагим влюбляется в дочь боярина Гаврилы Ртищева, который не приемлет европейских новшеств. Сюжет полностью раскрывать не буду, посмотрите, кто еще этот фильм не видел.

Роль шута Осы (Балакирева) не главная, но запоминается зрителю. Как известно шуты были теми немногими приближенными персонами, которые могли говорить правду с помощью шуток и кривляний. Им прощалось все, на то они и шуты. Я отметила в этой роли кроме шутейного позерства еще любовь к царю, незримую поддержку  батюшке Царю. Роль небольшая, но очень гармонично вписана в кружево сюжета.

Золотая мина (1977).

Роль: Константин Иванович Зарубин, полковник милиции, начальник отдела УУР ГУДВ Ленинграда и Ленинградской области.

Премьера фильма состоялась в 1977 году. Советский детектив, снятый режиссером Евгением Татарским, невероятно динамичен. Сюжет довольно-таки закручен, поэтому не буду пересказывать. Этот фильм лежит также на полке моих любимых фильмов, потому что в нем все герои красивы по-своему, роли выписаны и сыграны идеально. А еще я, пересматривая фильм, поняла, что в фильме даже в массовых сценах нет полных или накачанных людей. В принципе нет. Есть нормальные люди, стройные и не очень, но нормальные. А, главное, люди. Есть во взглядах внутренняя глубина. Не знаю почему, но именно в этом фильме это бросается в глаза. И у отрицательных, и у положительных героев есть прошлое, им есть что сказать. А от героев Киндинова и Даля просто глаз не оторвать. Ну и, конечно, невероятно красивая музыка.

Михаил Глузский играет одну из главных ролей, Константина Ивановича Зарубина, полковника милиции, который руководит расследованием дела сбитого на машиной на дороге под Ленинградом Олега Торчинского. Зарубин, имеющий за плечами долгие годы оперативной работы, четко руководит подчиненными, с одной стороны держит личностные границы, с другой стороны, беспокоится и защищает каждого из них. Он не сидит в кабинетах, он своим примером показывает более молодым, как нужно работать. Если для дела нужно срочно допросить свидетеля, он сам идет допрашивать, если нужно выехать на место происшествия, он сам выезжает. Для меня, наверное, это начальник мечты. Практик, имеющий опыт, человек у которого имеется четкая жизненная позиция и гуманизм по отношению к другим людям. Глузскому в этой роли веришь на все 100%. Я не знаю, бывали ли в то время такие руководители в милиции, но хочется верить, что это не только образ.

Клад (1988).

Роль: Иван Андреевич, подполковник милиции.

Фильм режиссера Виктора Сергеева, снятый в 1988 году, снят в жанре злой сатиры против существующего кабинетной бюрократии. Скажу честно, фильм в первых раз я посмотрела, когда готовила этот пост. До сих пор удивляюсь, почему он был отложен уже в наше время на полку. Он снят в жанре любимого мною киножурнала "Фитиль", даже в наше время актуальности он не теряет. Опять же великолепная актерская компания. Где-то прочитала мнение о том, что фильм является иносказательной притчей о том, что то, что важно нам, не нужно обществу. Не уверена, что авторы в 1988 году думали в таком разрезе. Можете посмотреть фильм сами, чтобы оценить вероятность этой версии.

Шоферы во время полевых работ находят клад золотых монет. Они не могут оставить их себе, так как, во-первых, люди честные, во-вторых, знают, что это запрещено законом. По чести, совести и закону пытаются сдать монеты государству. И, оказывается, это самое трудное, никто не хочет брать на себя ответственность за принятие клада. 

Глузский играет роль Ивана Андреевича, подполковника милиции, к которому шоферы обращаются в первую очередь. Их тут же отправляют дальше. Глузский в роли этакого кабинетного милиционера прекрасен! Монеты принимать не хочет, но и сразу предупреждает, что за утаение клада или потерю хотя бы одной из монет, ребята будут отвечать по закону. И говорит это с своим особенным прищуром, вот, мол, ребятки, я вам все сказал, а вы теперь покрутитесь.  Но что меня в этом герое удивило, это отсутствия пренебрежения к простым работягам. То есть, вроде, он их и понимает и сочувствует им, но свое место дороже. Но Глузский даже эту роль попытался очеловечить, в конце фильма Иван Андреевич уже не поддакивает чиновникам, а даже начинает огрызаться с ними. Видимо, даже военная выдержка подполковника не выдерживает общего наплевательства на общество и чиновничьей безответственности.

 

Черный квадрат (1992).

Роль: Цапко, генерал, тесть Ракитина.

Фильм снят в 1992 году Юрием Морозом по роману Фридриха Незнанского "Ярмарка в Сокольниках" из серии о детективе Турецком (его играет Дмитрий Харатьян). Даже маленькая Дарья Мороз в нем засветилась. Фильм относится уже эпохи чернушной безнадеги 90-х годов. Несмотря на то, что фильмы эти я люблю, сейчас мне очень тяжело их смотреть, тяжело возвращаться в то время. Глубочайшая благодарность режиссеру Юрию Морозу и продюсеру Сергею Жигунову (да, в свое время он продюсировал неплохие фильмы)  за то, что тяжелый детективно-криминальный сюжет он окрасил в оптимистичные нотки, превратив в комедийный детектив. 

Начало сюжета схоже с "Золотой миной". Обычное самоубийство, но начальника главка Внешторга Ракитина, и практически одновременное убийство его любовницы, балерины Большого театра Валерии Куприяновой приводят стажера Мосгорпрокуратуры Александра Турецкого и его руководителя Меркулова в высшие эшелоны власти. Действие происходит после смерти Брежнева, к власти пришел Андропов, который начинает бороться с коррупцией на высших уровнях и не дает спустить это дело на тормозах. 

Роль Михаила Глузского эпизодическая, но зато какая. Он играет тестя убиенного. Меня эта роль зацепила. Он появляется в фильме буквально на пять минут. Но зато какой выход. Генерал, который прошел войну, начавший делать карьеру еще на развалинах Берлина как куратор ГБ, вписавшийся в современные правила коррупционного существования. По-своему циничный, собирающий оружие и интересующийся фашисткой доктриной, интересующийся философией, психологией, интеллигентный и одновременно хваткий.  Очень неоднозначный персонаж. Одно понятно, у него своя личная философия, и он ничего в этой жизни не боится. Но и против системы не идет, просто потому, что рассчитывает свои силы. Когда оперативники спрашивают, любил ли он зятя, он говорит, если я кого-то и любил в этой жизни, то зятя и внука, да еще эту бабу, жену свою вторую. Тут же выкладывает полный расклад на ситуацию, которая спровоцировала убийство зятя. Такой, настояший гэбешник. 

Кавказская пленница (1967).

Роль: администратор гостиницы.

Ну и окончить обзор хотела бы всем известным фильмом "Кавказская пленница". Много о сюжете писать не буду, абсолютное большинство его знает. Скажу только, что фильм был снят Леонидом Гайдаем в 1966 году, я смотрела его тысячу раз и еще столько же готова смотреть. Этот фильм вытаскивает из печалей и слез, ну и, вообще, я его обожаю. Со временем и катастрофически малым количеством новых смешных комедий, поняла, что снимать комедии с юмором выше пояса великий талант и титанический труд. 

Роль Михаила Глузского известна всем. Это кавказский мужчина, администратор гостиницы, гостеприимство которого не знает границ, но выражается не совсем привычным гостям образом, а именно неограниченным количеством вина, еды и, конечно же, по просьбе Шурика (ну так понимает эту просьбу администратор гостиницы), постоянными тостами. "так выпьем же за кибернетиков!", "одна маленькая, но очень гордая птичка...", "тост без вина, что брачная ночь без невесты"... Эти фразы ушли в народ. Глузский удивительно точно отобразил народный колорит кавказских народов того времени.

Многие фильмы я не внесла в список, потому что не хватило времени и где-то морального мужества их посмотреть. Но некоторые у меня стоят в списке ближайших просмотров: "Монолог", "Судьба барабанщика", "Жизнь Клима Самгина", "По тонкому льду", "ТАСС уполномочен заявить".

 

 

 

 

 

 

Оставьте свой голос:

705
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

Limerence
Limerence

Спасибо, у вас получился очень приятный пост.
Жаль нет фильма "Почти смешная история", его инженер Мешков - отличное воплощение еще одной грани актёра

Barsolita
Barsolita

Limerence, спасибо Вам. Фильм этот не смотрела, либо смотрела еще в детстве, посмотрю обязательно.

tutelka
tutelka

Barsolita, одна из его мощнейших,неоднозначных ролей - в фильме В огне брода нет.
Фокич,санитар,фанатично преданный революции.Вся жестокость времени отражена в его небольшой,но ярчайшей роли.Я уже не говорю про сам прекрасный фильм,первая большая роль Чуриковой

Barsolita
Barsolita

tutelka, да, "В огне брода нет" - прекрасный фильм. Но в одном посте очень трудно поместить все его роли. Я очень люблю его в исторических фильмах. Даже их не взяла, так как очень большой список получился бы.

tutelka
tutelka

Barsolita, да я разве в упрек.Просто напомнить всем о хорошем фильме,вдруг посмотрят.Ведь видно по Киноигре,что народ молодой мало что видел из лучших наших фильмов,а то и лучших актеров видит в первый раз.Оно и понятно - время другое,перенасыщенный кинорынок,жизнь в другой стране,где не до старых фильмов.Вы большой молодец,просто порадовали

Barsolita
Barsolita

tutelka, спасибо!:) Вы правы, прекрасных фильмов много.

lindik
lindik

Barsolita, в фильме "Десять негритят" у Глузского шикарная роль.

Bluz
Bluz

lindik, мне тоже Глузский запомнился в этой роли

123456
123456

Спасибо, актёр скромный и честный .. обожаю его роль в ,,Монолог,,

Vivatika
Vivatika

Спасибо за пост, но в предложении:"Несмотря на то, что на фронте он не воевал, к военной форме относился всегда с особой любовью и эпитетом" - исправьте слово "эпитетом" на "пиететом".

Barsolita
Barsolita

Vivatika, спасибо, невнимательно проверила. К сожалению, пост уже не изменить.

botik
botik

Автор , биографию Глузского написали отлично !
Он не самый мой любимый актер, а в детстве очень раздражал) ,
но фильм ,в котором он играет отца Тереховой и деда Неёловой
и фильм , где он знакомится с художницей и её сестрой , смотрю с удовольствием!
Простите , что не помню названия фильмов)!

olysita
olysita

botik, Монолог с тереховой и нееловой, фильм сильный, Глузский в нем просто гениально сыграл

botik
botik

olysita,
Я спасибо за пояснение)
Сцена , где героиня Неёловой
плачет , а дедушка не знает , как ей помочь и очень переживает из-за этого, очень естественная получилась и страдаешь от этого вместе с ними!

PantheraUncia
PantheraUncia

botik, слушайте, слово в слово могу повторить, надо же! В детстве всё думала: какой дед неприятный ... А потом - "Монолог" и "Почти смешная история", да и генерал в "10 негритят" - это же верх профессионализма и мастерства!
И какая философская, глубокая и в то же время теплая, изумительная роль у него в "Монологе"!

botik
botik

PantheraUncia,
я бы очень хотела себе такого деда, мои дедушки ушли навсегда ещё до моего рождения!

PantheraUncia
PantheraUncia

botik, один из моих тоже ушел как раз за год до моего рождения, так жаль, я всё думаю, как бы мы с ним общались, о чем говорили, что обсуждали бы...

zellee
zellee

PantheraUncia, "Почти смешная история" и "Монолог" два самых любимых фильма с Глузским)))

wakefield
wakefield

Очень люблю его, у него такая тёплая энергетика "дедушки"))) Есть ещё тако

wakefield
wakefield

*такой малоизвестный фильм-детектив "Дела давно минувших дней", он там какого-то НЭПовца играет, мне понравился, такая себе пародия на детективный жанр)

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Dress Code. В Москве прошла премьера фильма "Спенсер". Среди гостей — Любовь Толкалина, Ян Гэ, Саша Савельева
Артемий Панарин бросил перчатку в канадского хоккеиста из-за его слов о России. В сети запустили флешмоб в поддержку Панарина
Стиль зумеров и тиктокеров: платья как из "Песни года" и цветные шубы — как одевается певица Люся Чеботина
Вышел трейлер фильма "Елки 8" с Иваном Ургантом, Аней Чиповской, Филиппом Киркоровым
Dress Code. В Москве прошел "Снежный коктейль" Яны Расковаловой. Среди гостей — Собчак, Галич, Варнава, Гагарина
Сандра Баллок рассказала о воспитании приемных детей: "Иногда мне хочется, чтобы наша кожа была одинакового цвета"
Рианна стала национальной героиней Барбадоса, но в сети обсуждают только ее новые модные образы
Дочь основателя Inditex и богатейшего миллиардера Испании Амансио Ортеги возглавит его компанию
Дональд Трамп обвинил Меган Маркл в неуважении к королеве Елизавете II
Канье Уэст воссоединился с женой Ким Кардашьян и дочерью Норт на показе Louis Vuitton в память о Вирджиле Абло
В сети появился официальный трейлер продолжения сериала "Секс в большом городе"
Битва книг: "Девочки и институции" и "Внутри зеркальной галереи"
Алсу Абдуллина: интересные факты о российской футболистке "Локомотива", которая может перейти в английский "Челси"
Успех "Игры в кальмара", награда для Кристен Стюарт и лучшие образы: как прошла премия Gotham Awards
В Госдуме назвали рэперов, которым не грозит уголовное преследование за их тексты: это Оксимирон и Баста
Блогер Юрий Хованский написал открытое письмо из СИЗО. Он рассказал об угрозах со стороны следствия и попросил о помощи
Off-duty: Ирина Шейк в образе total black на прогулке в Нью-Йорке
Dress Code. В Москве прошел светский ужин. Среди гостей — Алеся Кафельникова, Ксения Собчак, Ида Галич