Я, наконец-то, добралась до написания поста в рамках "Киноигры". Я выбрала для себя актера, которого оценила с возрастом. Вернее все еще оцениваю. Первый свой фильм с ним я увидела, будучи ребенком. Не помню, какой фильм, но помню, что актер этот мне жутко не понравился. Не понравился его герой. И только сейчас я понимаю, что в этом и скрывается феномен актерской игры Михаила Глузского. Он мог настолько достоверно и талантливо преображаться, что Глузского - человека зрители уже не видели, для всех существовал Глузский - герой.

А между тем он был многосторонним человеком. Наверное, верна поговорка о том, что все мы из детства. Детство Михаила Глузского не было простым. Родился он 21 ноября 1918 года в Киеве в семье поэта и журналиста Андрея Михайловича Гмырёва, переселившегося в Киев из Петрограда в середине 1917 года, и Ефросиньи Кондратьевны Глузской. Отец актёра построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад со множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился.

В 1922 году отца не стало, и семья переехала в Москву. В 1926-1928 году он жил в Баку у отчима. В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтёром в Центральном универмаге Мосторга (1933—1936). Окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, участвовал в художественной самодеятельности при клубе Мосторга под руководством актёров МХАТ-2 Б. Васильева, К.Ротомского, А. Потоцкого, играл в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ) .В 1936—1940 годах учился в Школе киноактёров при киностудии «Мосфильм», в июле—октябре 1940 года — актёр киностудии.

В 1940 году был призван в армию, проходил службу в Центральном театре Советской армии, а в военное время участвовал в фронтовых бригадах.  Если честно, мне всегда казалось, что Глузский был выходцем из рабоче-крестьянской среды. Тем удивительней была найденная мною информация  о том, что в молодости Михаил Андреевич был пижоном, красиво одевался и считался убежденным холостяком. Что не помешало ему в итоге влюбиться один раз и навсегда в Екатерину Перегудову, которая была на тот момент замужем. Ради нее он через год работы в театре Группы советских войск в Германии, расторгнув с ним договор, вернулся обратно. При этом муж Кати не хотел ее отпускать и даже был готов признать ребенка от Глузского. В общем, та еще Санта-Барбара. В итоге Катя смогла уйти от мужа и получила развод. Семья поселилась в маленькой комнате в коммунальной квартире с минимумом необходимых вещей. У них родились двое детей, сын Андрей и дочь Мария.  Екатерина и Михаил прожили вместе почти 50 лет, до самой смерти Михаила Андреевича. Глузский был одинаково предан семье и работе.  Бросить или обмануть зрителей он не мог. Даже когда в мае 2001 года он заболел, тяжело, с высокой температурой, спектакль не отменил, а отыграл до конца и был отправлен в больницу. В июне 2001 года его не стало.

Перед тем, как перейти к его фильмам, я хотела бы еще отметить, что Михаил Глузский не только много играл в театре и снимался в кино, но и занимался озвучкой  и дубляжом, за его плечами более 100 озвученных и дублированных работ. Был активным общественным деятелем, руководил комиссией ветеранов кино в СК СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами СССР. Последняя общественная работа — руководство комиссией ветеранов кино и Военно-шефской комиссией Москвы.

Активный, целеустремленный, цельный... Похоже, именно это объединяет почти всех его персонажей, и положительных и отрицательных. Он сыграл много ролей людей в военной форме, очень гармонично смотрелся в роли военных и милиционеров. Несмотря на то, что на фронте он не воевал, к военной форме относился всегда с особой любовью и эпитетом. 

Так как фильмография Михаила Андреевича исчисляется доброй сотней работ, я решила выбрать те фильмы, которые люблю сама.

Тихий Дон (1957-1958).

Роль: есаул Калмыков.

Я должна признаться в глубокой любви этому фильму. И благодарна каждому кадру, который был создан. Во-первых, Шолохов настолько глубоко проник в казачий быть, обнажил казачью душу. Так как я выросла в казачьей среде, могу точно сказать, что только версия Сергея Герасимова, снятая в 1957-1958 гг. снята на невероятной человеческой глубине. Абсолютного отображения среды, в которой вершилась история, и самих событий. Веришь каждому герою. Герой Михаила Глузского, по словам историков, являлся реальной исторической личностью. Насколько близок был герой Глузского реальному персонажу, сложно сказать, но Михаил Андреевич создал образ цельного человека, с четкой жизненной позицией, преданного своим идеалам до последнего вздоха. 

"Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Ваш Ленин – каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!" Одна эта фраза говорит о том, что Калмыков не преследовал корыстных мотивов, он искренне был убежден в том, что происходящее разрушает систему и, соответственно, стабильность и целостность общества государства. Сам Михаил Андреевич признавался в интервью, что, несмотря на роль врага Советской власти, играть ее было несложно: "Есаул Калмыков интересен для меня был не как враг Советской власти, а как человек, верный своим идеалам, своей субъективной правде. Это очень цельная личность, и в этом плане играть такую роль было нетрудно".

Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976).

Роль: Шут.

Фильм Александра Митты был снят в 1976 году по мотивам неоконченного произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого», одного из немногих прозаических произведений великого писателя. Царь Петр, воздвигая Санкт-Петербург, занят не только государственными делами, но решает личное счастье своего воспитанника, крестника и приближенного Ибрагима Ганнибала, исторически являвшегося прадедом Александру Сергеевичу Пушкину. Ибрагим влюбляется в дочь боярина Гаврилы Ртищева, который не приемлет европейских новшеств. Сюжет полностью раскрывать не буду, посмотрите, кто еще этот фильм не видел.

Роль шута Осы (Балакирева) не главная, но запоминается зрителю. Как известно шуты были теми немногими приближенными персонами, которые могли говорить правду с помощью шуток и кривляний. Им прощалось все, на то они и шуты. Я отметила в этой роли кроме шутейного позерства еще любовь к царю, незримую поддержку  батюшке Царю. Роль небольшая, но очень гармонично вписана в кружево сюжета.

Золотая мина (1977).

Роль: Константин Иванович Зарубин, полковник милиции, начальник отдела УУР ГУДВ Ленинграда и Ленинградской области.

Премьера фильма состоялась в 1977 году. Советский детектив, снятый режиссером Евгением Татарским, невероятно динамичен. Сюжет довольно-таки закручен, поэтому не буду пересказывать. Этот фильм лежит также на полке моих любимых фильмов, потому что в нем все герои красивы по-своему, роли выписаны и сыграны идеально. А еще я, пересматривая фильм, поняла, что в фильме даже в массовых сценах нет полных или накачанных людей. В принципе нет. Есть нормальные люди, стройные и не очень, но нормальные. А, главное, люди. Есть во взглядах внутренняя глубина. Не знаю почему, но именно в этом фильме это бросается в глаза. И у отрицательных, и у положительных героев есть прошлое, им есть что сказать. А от героев Киндинова и Даля просто глаз не оторвать. Ну и, конечно, невероятно красивая музыка.

Михаил Глузский играет одну из главных ролей, Константина Ивановича Зарубина, полковника милиции, который руководит расследованием дела сбитого на машиной на дороге под Ленинградом Олега Торчинского. Зарубин, имеющий за плечами долгие годы оперативной работы, четко руководит подчиненными, с одной стороны держит личностные границы, с другой стороны, беспокоится и защищает каждого из них. Он не сидит в кабинетах, он своим примером показывает более молодым, как нужно работать. Если для дела нужно срочно допросить свидетеля, он сам идет допрашивать, если нужно выехать на место происшествия, он сам выезжает. Для меня, наверное, это начальник мечты. Практик, имеющий опыт, человек у которого имеется четкая жизненная позиция и гуманизм по отношению к другим людям. Глузскому в этой роли веришь на все 100%. Я не знаю, бывали ли в то время такие руководители в милиции, но хочется верить, что это не только образ.

Клад (1988).

Роль: Иван Андреевич, подполковник милиции.

Фильм режиссера Виктора Сергеева, снятый в 1988 году, снят в жанре злой сатиры против существующего кабинетной бюрократии. Скажу честно, фильм в первых раз я посмотрела, когда готовила этот пост. До сих пор удивляюсь, почему он был отложен уже в наше время на полку. Он снят в жанре любимого мною киножурнала "Фитиль", даже в наше время актуальности он не теряет. Опять же великолепная актерская компания. Где-то прочитала мнение о том, что фильм является иносказательной притчей о том, что то, что важно нам, не нужно обществу. Не уверена, что авторы в 1988 году думали в таком разрезе. Можете посмотреть фильм сами, чтобы оценить вероятность этой версии.

Шоферы во время полевых работ находят клад золотых монет. Они не могут оставить их себе, так как, во-первых, люди честные, во-вторых, знают, что это запрещено законом. По чести, совести и закону пытаются сдать монеты государству. И, оказывается, это самое трудное, никто не хочет брать на себя ответственность за принятие клада. 

Глузский играет роль Ивана Андреевича, подполковника милиции, к которому шоферы обращаются в первую очередь. Их тут же отправляют дальше. Глузский в роли этакого кабинетного милиционера прекрасен! Монеты принимать не хочет, но и сразу предупреждает, что за утаение клада или потерю хотя бы одной из монет, ребята будут отвечать по закону. И говорит это с своим особенным прищуром, вот, мол, ребятки, я вам все сказал, а вы теперь покрутитесь.  Но что меня в этом герое удивило, это отсутствия пренебрежения к простым работягам. То есть, вроде, он их и понимает и сочувствует им, но свое место дороже. Но Глузский даже эту роль попытался очеловечить, в конце фильма Иван Андреевич уже не поддакивает чиновникам, а даже начинает огрызаться с ними. Видимо, даже военная выдержка подполковника не выдерживает общего наплевательства на общество и чиновничьей безответственности.

Черный квадрат (1992).

Роль: Цапко, генерал, тесть Ракитина.

Фильм снят в 1992 году Юрием Морозом по роману Фридриха Незнанского "Ярмарка в Сокольниках" из серии о детективе Турецком (его играет Дмитрий Харатьян). Даже маленькая Дарья Мороз в нем засветилась. Фильм относится уже эпохи чернушной безнадеги 90-х годов. Несмотря на то, что фильмы эти я люблю, сейчас мне очень тяжело их смотреть, тяжело возвращаться в то время. Глубочайшая благодарность режиссеру Юрию Морозу и продюсеру Сергею Жигунову (да, в свое время он продюсировал неплохие фильмы)  за то, что тяжелый детективно-криминальный сюжет он окрасил в оптимистичные нотки, превратив в комедийный детектив. 

Начало сюжета схоже с "Золотой миной". Обычное самоубийство, но начальника главка Внешторга Ракитина, и практически одновременное убийство его любовницы, балерины Большого театра Валерии Куприяновой приводят стажера Мосгорпрокуратуры Александра Турецкого и его руководителя Меркулова в высшие эшелоны власти. Действие происходит после смерти Брежнева, к власти пришел Андропов, который начинает бороться с коррупцией на высших уровнях и не дает спустить это дело на тормозах. 

Роль Михаила Глузского эпизодическая, но зато какая. Он играет тестя убиенного. Меня эта роль зацепила. Он появляется в фильме буквально на пять минут. Но зато какой выход. Генерал, который прошел войну, начавший делать карьеру еще на развалинах Берлина как куратор ГБ, вписавшийся в современные правила коррупционного существования. По-своему циничный, собирающий оружие и интересующийся фашисткой доктриной, интересующийся философией, психологией, интеллигентный и одновременно хваткий.  Очень неоднозначный персонаж. Одно понятно, у него своя личная философия, и он ничего в этой жизни не боится. Но и против системы не идет, просто потому, что рассчитывает свои силы. Когда оперативники спрашивают, любил ли он зятя, он говорит, если я кого-то и любил в этой жизни, то зятя и внука, да еще эту бабу, жену свою вторую. Тут же выкладывает полный расклад на ситуацию, которая спровоцировала убийство зятя. Такой, настояший гэбешник. 

Кавказская пленница (1967).

Роль: администратор гостиницы.

Ну и окончить обзор хотела бы всем известным фильмом "Кавказская пленница". Много о сюжете писать не буду, абсолютное большинство его знает. Скажу только, что фильм был снят Леонидом Гайдаем в 1966 году, я смотрела его тысячу раз и еще столько же готова смотреть. Этот фильм вытаскивает из печалей и слез, ну и, вообще, я его обожаю. Со временем и катастрофически малым количеством новых смешных комедий, поняла, что снимать комедии с юмором выше пояса великий талант и титанический труд. 

Роль Михаила Глузского известна всем. Это кавказский мужчина, администратор гостиницы, гостеприимство которого не знает границ, но выражается не совсем привычным гостям образом, а именно неограниченным количеством вина, еды и, конечно же, по просьбе Шурика (ну так понимает эту просьбу администратор гостиницы), постоянными тостами. "так выпьем же за кибернетиков!", "одна маленькая, но очень гордая птичка...", "тост без вина, что брачная ночь без невесты"... Эти фразы ушли в народ. Глузский удивительно точно отобразил народный колорит кавказских народов того времени.

Многие фильмы я не внесла в список, потому что не хватило времени и где-то морального мужества их посмотреть. Но некоторые у меня стоят в списке ближайших просмотров: "Монолог", "Судьба барабанщика", "Жизнь Клима Самгина", "По тонкому льду", "ТАСС уполномочен заявить".

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Михаил Глузский.

20:10, 4 апреля 2021

Автор: Barsolita

Комменты 42

Аватар

Спасибо за пост, интересно было почитать биографию, я вообще никаких фактов не знала. И про фильмы хорошие отзывы, захотелось пересмотреть парочку и особенно Тихий Дон, конечно. Отличный актер и приятно узнать, что и человек хороший.

Аватар

Спасибо, в избранное. Как же приятно открывать для себя всем известных актёров с новой стороны.

Аватар

Большое спасибо за пост и поддержку киноигры. Присоединяюсь к комментариям, "Монолог" и "Почти смешная история" - отличные фильмы. И ещё нежно люблю его купца Марко в фильме "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил". Этому актеру подвластно всё: драма, комедия, сказка, как подлецы и мерзавцы, так и добрейшие интеллигенты.

Аватар

Да, Глузский мощный актер, из тех самых "глыб" советского кино. И спасибо за пост )

M

В друг постах так много говорили о нем, что я удивилась этому посту, казалось, что он уже был героем другого. Проиего голос никто не упомянул. Он у него был особенный, узнаваемый.

Подождите...