Опубликовано пользователем сайта

Про кино

"Угрюм-река" 2021 г. Мои впечатления

99
"Угрюм-река" 2021 г. Мои впечатления

В начале напишу, что я люблю книгу "Угрюм-река" Вячеслава Шишкова и очень рада, что сделали новую экранизацию.  Фильм 1968 года, конечно, удачный. Но я считаю, что чем больше у литературного произведения прочтений, тем лучше и для зрителя, и для читателя. Я давно ждала этот сериал, это очень интересная, не банальная история, в которой множество разных тем и мотивов -  идея "сверхчеловека",  порабощение страстями, детективная линия, классовое неравенство, семейный вопрос, феминизм, приключения в духе Жюля Верна и многое другое.

Что-то у создателей в этом фильме получилось лучше, что-то - хуже, у каждого зрителя  - свои впечатления. Расскажу-ка я о своих.

"Угрюм-река" - это история жизни сибирского миллионщика Прохора Громова, человека ярких талантов и тяжких пороков. По мере взросления он превращается из юноши с благими намерениями в алчного дельца, свихнувшегося на почве собственных страхов и преступлений. В сериале его роль исполняет Александр Горбатов. Так как раньше я этого актера нигде не видела, воспринимать его в роли Громова мне было легко.

Главный герой в книге сложнее и симпатичнее. В начале истории он хороший,  жизнерадостный мальчик, правда, излишне самонадеянный, но искренний и отзывчивый. Ему 17 лет, он учится в гимназии (откуда его за драку исключают), он любит и уважает родителей, много читает, много работает, склонен к поиску авторитетов.

В сериале его образ значительно упростили. Это с самого начала взрослый парень, не особо хороший, нагловатый и самоуверенный. Отца он уже не уважает, любит развлекаться, бегать по девкам. В общем, часть эволюции Прохора сразу проскочили, и накинули ему лет 5-7.  Это решение режиссера, конечно, понятно. Ведь он решил сделать всех героев, которые окружают Прохора, гораздо старше, чем они есть в книге, поэтому и главного героя не было смысла изображать подростком.

В книге автор его несколько раз сравнивает с покойным дедом Данилой, употребляя слово "ухарь". Сейчас это слово почти никто не использует, поэтому напишу его значение: "Человек бойкий, с задором, готовый на бесшабашные поступки". Не могу сказать, что такое ухарство и молодцеватость вижу в Прохоре версии 2021, и первые две серии мне молодой буйной удали очень не хватало.  Но потом, с 3 серии, сериал стал больше совпадать с книгой, и образ Прохора мне начал нравиться.

В общем, я считаю, что главный герой - основная удача фильма. У актера есть харизма, он отлично транслирует мужественность и уверенность в себе его героя, он органичен, не фальшивит, и вполне внятно показывает внутренние перемены персонажа. Образ сибирского альфача, настоящего "сокола", как его называет его возлюбленная, сильного и решительного человека, который хотел изменить свой край, получился достаточно цельным.

Основная сюжетная линия первой половины сериала - любовный треугольник Прохора, который мечется между купеческой дочкой Ниной Куприяновой и бедной деревенской вдовой Анфисой Козыревой.

По общему рисунку Анфиса - это такая сибирская Настасья Филипповна, фантастическая красавица, от одного взгляда на которую мужчины теряют разум и сразу же готовы все бросить к ее ногам. Она же над всеми только смеется, а сама сгорает от любви к Прохору Громову, который для нее является настоящим роковым мужчиной.

Эту роль играет Юлия Пересильд. Я считаю ее женщиной незаурядной внешности, у нее очень нежная красота. Если бы в фильме обыграли ее настоящую красоту, думаю, вышло гораздо лучше.Но отчего-то наши режиссеры и художники по гриму считают, что если героиню завить и перекрасить в какой-то оттенок рыжего - она становится роковой женщиной.

В результате этого убеждения мы получили Анфису вот такого вида:Рыжие волосы и яркие наряды ее просто "съели".Когда смотришь на эту голову, даже забываешь, о чем речь идет в фильме.

Но это не все вопросы к образу Анфисы. Она почему-то почти все время в кадре ходит в нижнем белье. Буквально, в корсете и панталонах. Она так встречает всех гостей, кто бы к ней ни зашел в дом утром, днем или вечером.Вообще, весь этот визуальный ряд сразу вступает в диссонанс с образом Анфисы Петровны Козыревой из книги. Литературная героиня была вполне приличная женщина, появлялась перед гостями одетая, и льняные (а не рыжие!) волосы зачесывала совсем не так экстравагантно. Кстати, она не имела с отцом Прохора близких отношений, в отличие от своего сериального воплощения, поскольку была очень романтичной и принципиальной. Цитата из романа: "Радуйся, Анфиса, приносящая нетронутую чистоту свою возлюбленному Прохору! Радуйся, что замыкала чистоту от всех: ни пристав, ни Шапошников, ни Илья Сохатых, ни даже — и всего главнее — Петр Данилыч не услаждались с тобою в похоти".

В сериале Анфиса  - меркантильная, продажная, жестокая дамочка с криминальными наклонностями. Даже не совсем понятно, почему ее так возмущает тот факт, что дед Прохора был разбойником, ведь по сюжету фильма она не многим его лучше. Сложилось впечатление, что любовь к Прохору, которая свалилась на нее, как камень, - это ей наказание за все грехи. 

В общем, Юлия создала образ мрачный и трагический, несмотря на внешнюю яркость. Если в книге Козырева - 21-летняя девушка, молодая, очень смешливая, хулиганистая, веселая и романтичная, мечтающая о чистой любви на всю жизнь, то в сериале это прожженая, мучающаяся от своих страстей женщина тяжелой судьбы. Мне такая трактовка не пришлась по душе, все-таки хотелось увидеть больше победительной красоты, небывалой обольстительности, жизнелюбия и поэтичности сибирского характера в главной героине.

Юлия Пересильд - актриса сильная, талантливая, думаю, с той задачей, которую ей ставили, она справилась: Анфиса была яркая, эмоциональная, не похожая на других, порывистая, неудержимая. Но страсти и большой любви в этой Анфисе я не увидела. Впрочем, мне вообще показалось, что между актерами не случилось химии.

На удивление, несмотря на то, что Софья Эрнст гораздо менее опытная актриса, вот с ее Ниной у Прохора химия в кадре была.

Вообще, думаю, по-актерски Софье пришлось куда легче, чем Юлии. Ее героиня - вполне популярный сейчас образ умной и сильной женщины, этакой феминистки с добрым сердцем, только в декорациях 19 века. Диапазон страстей Нины Яковлевны не так велик, как у деревенской фам фаталь Анфисы, да и изображать народность, крестьянскую кровь, от нее тоже не требовалась. Рафинированная, городская, сдержанная барышня. Во многих сценах актриса достаточно убедительна, хотя есть эмоциональные моменты, когда она совсем "не попадает в ноты".  К тому же, у нее какая-то очень своеобразная дикция, просто бьет по ушам.

В конце истории Нина должна, по словам режиссера Ю.Мороза, стать мега-сильной женщиной, всех победить и сломать любимого человека через колено (не Прохора, видимо, а уже инженера Протасова). Очень интересно, как это сыграет Софья Эрнст.У Нины Куприяновой есть подруга Кэтти, которую играет Юлия Хлынина. Это такая образованная старая дева лет 25,  которая мечтает устроить свою личную жизнь. В книге свои мысли и переживания она изливает в дневнике, но в сериале  ее решили показать слегка сбрендившей от сексуальной неудовлетворенности, поэтому все, что книжная Кэтти писала на бумаге, сериальная Кэтти проговаривает своей кукле. Честно, меня эти сцены просто коробят. Хлынина играет не просто экзальтированную, а психически нестабильную девушку, довольно тяжело на это смотреть.

Удачным мне показался образ Ибрагима-оглы, телохранителя, наставника и близкого друга Прохора. Правда, по книге это молодой стройный черкесец с тонким станом, а в сериале образ черкесца воплотил русский рыжеволосый артист Юрий Миронцев, не очень молодой и не очень тонкий, но Ибрагим у него получился очень благородный, верный, честный. Даже не хочется придраться к визуальному несовпадению.

Роман Мадянов очень симпатично сыграл отца Нины, купца Куприянова, доброго , умного, веселого, который очень любит единственную дочь, ради ее счастья согласен даже переступить через свои принципы.

Александр Яценко создал забавный образ легкомысленного приказчика-волокиты. Сложно сказать, насколько он похож на настоящих приказчиков 19 века, но очень похож на то, как их изображали в старом советском кино (даже очень старом, 20-30-х гг.)

А вот Александр Балуев в образе злого папаши Громова мне не понравился. Гримеры изобразили его слишком косматым, таким заросшим, что даже самого артиста за этим париком и бородой совсем не видно. А сценаристы поменяли ему всю мотивацию. В книге Петр Данилыч отправлял своего единственного любимого сына пройти всю Угрюм-реку для того, чтобы он продолжил его дело, сделал то, что он сам хотел, но не смог - покорил Сибирь и расширил торговлю.  В сериале же отец придумал это задание просто на ходу, чтобы молодой соперник не увел у него Анфису. В связи с этим исчез весь дух патриархального крестьянского уклада, когда чувствовалось, что глава семьи всегда прав, и ни жена, ни дети не могли ему не только перечить, а даже сомневаться в правильности решений. В сериале отец в глазах Прохора сразу во всем не прав, во всем ему соперник, и отправил его на верную смерть. Даже не совсем ясно, почему сын согласился.

Вообще в сериале достаточно моментов, когда меняли мотивы персонажей и хронологию событий. И это, мне кажется, не всегда шло в плюс повествованию.

Из таких значительных плюсов можно назвать работу оператора с видами природы. Очень красиво сняли реку, тайгу, отлично показали простор и величественность Сибири.

К основным минусам я бы отнесла темпоритм повествования. Все-таки это история о безумных страстях, невероятных приключениях, ужасных преступлениях, с крутыми поворотами сюжета. Хотелось чего-то, что захватывает дух. Но сериал так смонтирован, что даже сцены с самым высоким эмоциональным накалом не особо увлекают. Может, они чуть длиннее, чем нужно, может, они чередуются со сценами, которые этот накал снимают, да и музыка не особо помогает накалить атмосферу. Словом, я не знаю, почему так, но некоторые моменты мне казались скучными, я ловила себя на мысли, что смотрю что-то, похожее на "Сагу о Форсайтах", какую-то длинную мелодраму, а не бурю страстей, которая сметает все на своем пути.

Но надо сказать, что когда из истории выбыла линия с Анфисой, дело пошло веселее. Начался каскад новых приключений, стали быстрее эволюционировать характеры, событий стало больше, и даже ритм повествования стал чуть-чуть динамичнее.

На этой неделе выйдут финальные серии, в которых должна быть деградация Прохора, преображение Нины, стачка рабочих, словом, очень интересно. Надеюсь, что финал будет хотя бы в главном посыле совпадать с книгой, но посмотрим.

Оставьте свой голос:

1358
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

tomiris
tomiris

Спасибо за отзыв. Сериал смотрю не все нравится, особенно женские персы. По сериалу и Нина и Анфиса не красивые, а вот Прохор как по мне главная удача. Вообще Горбатов во второй части прям разыгрался. Актера этого я еще приметила еще в Ненастье

Misa
Misa

tomiris, как-то пару месяцев назад лихо тусили с одной знакомой, вхожей в театральные круги, она сказала, что продюсеры Горбатова просто рвут на части и все хотят его в свои проекты.

gluttonforbooks
gluttonforbooks

Misa, этот то случай, когда заслуженно. Кто-то же должен занять по праву почетное место Петрова...

Misa
Misa

gluttonforbooks, мне он тоже нравится, поэтому и запомнила)

tomiris
tomiris

Misa, он прям харизматичный и прям мужик, таких у нас сейчас мало

Lady_University
Lady_University

tomiris, он и в Тихом Доне классный

Amarant
Amarant

Кака одёжа у всех чиста да наглажена(современным таким утюгом). Даже пейзане необыкновенно опрятны,нарядны и театральны. Ну и Персильд кудри не идут совсем, увы... А вам, автор, спасибо за отзыв. Но я, скорее всего, смотреть не буду.

olanv
olanv

Amarant, мне тоже первым делом бросилась в глаза эта неестественность в одежде. Все слишком новое, слишком яркое, слишком качественное, слишком наглаженное. И такая халтура постоянно в кино и сериалах российских. Интересно, они сами этого не видят или им пофиг?

Amarant
Amarant

olanv, Вот поэтому и не смотрю. Я ведь верить хочу. Откуда у провинциальной красотки органза в наряде и салонные кудри? Это Прохор там в модном пальте и маминой чернобурке из ̶б̶а̶р̶б̶и̶ш̶о̶п̶а барбершопа возвертается домой? Герой в кепочке кино не перепутал, не на ту площадку заскочил?Такая развесистая клюква.

Kitsune
Kitsune

Amarant, "премьера года"(!) - так этот сериал рекламируют
ну для уровня первого канала, конечно

irina13630807
irina13630807

Amarant, со мной в школе девочка училась почти с такой прической, локоны были менее кудрявые, но каждый волос был как пружинка. она их так же сзади скалывала. мучалась бедняга, ей то хотелось прямые волосы. а мне всегда нравился обьем без усилий.

Catwomen
Catwomen

Спасибо за отзыв. Надо собраться и посмотреть. Еще Тихий Дон надо, но его откладываю из-за темы. Тяжелая.

Ranghild
Ranghild

Я книгу обожаю. Я ее слушала. Читал ее мужчина актер в возрасте и такой у него голос был. Вот как у актеров старой школы. Сама книга просто потрясающая. Я была поражена, что писатель-мужчина может так описывать природу.

Спасибо за рецензию. Смотреть не буду. Герои очень сильно разнятся с моим представлением, к которому старая версия фильма ближе.

Artemiya
Artemiya

Ranghild, полностью с вами согласна! Накануне выхода сериала прочла книгу. Начала смотреть и после 3 серий бросила. Сожет исковеркан ужасно! Актеры заметно старше, чем в книге, да и вообще... Мороз не справился с экранизацией, кмк. Тоже считаю, что старая версия фильма лучше

Artemiya
Artemiya

Artemiya, и меня постоянно не покидало ощущение, что вместо Яценко Илью играет Игорь Николаев

tutelka
tutelka

В целом согласна.Прохор в полном порядке. К своему стыду- не узнала Колтакова.Гляжу на следователя,отмечаю,что актер игрой на голову выше остальных,пришлось гуглить.
А каков Кищенко,который только недавно интеллигентно страдал Карениным,а тут такой отпетый бандюган,просто купается в роли
Глядя на Пересильд,думала,что эту роль отлично сыграла бы Лядова - лет 10 - 15 назад

fiona0209
fiona0209

tutelka, мне кажется Лядова все же не дотягивает до той красоты, которая заявлена в романе Шишковым, но лучше чем П

stanislava
stanislava

fiona0209,
Да, Лядова не дотягивает, как впрочем и Пересильд. Но в Лядовой есть глубина, драматизм и надлом хотя бы. А Пересильд очень поверхностная.

fiona0209
fiona0209

stanislava, однозначно.

Gopi
Gopi

tutelka, Колтаков вообще гениальный актер, недооцененный. недавно умер от рака. Такой харизматичный, единичный, уровня Смоктуновского, мог сыграть всё. сначала написала может, уже нет, голос прекрасный, запоминающийся

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Битва платьев: Агата Муцениеце против Кристины Левиевой

Битва платьев: Агата Муцениеце против Кристины Левиевой

Битва платьев 21355 14
Стиль зумеров и тиктокеров: поклонница люкса и немного принцесса — как одевается дочь Нателлы Крапивиной София

Стиль зумеров и тиктокеров: поклонница люкса и немного принцесса — как одевается дочь Нателлы Крапивиной София

Звездный стиль 22249 69
Новый худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский провел сбор труппы — с участием Паулины Андреевой, Светланы Устиновой, Ренаты Литвиновой

Новый худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский провел сбор труппы — с участием Паулины Андреевой, Светланы Устиновой, Ренаты Литвиновой

Новости 26935 123
Dress Code. В Москве открылся антикварный салон — первыми гостями стали Божена Рынска, Маша Цигаль, Виктория Шелягова

Dress Code. В Москве открылся антикварный салон — первыми гостями стали Божена Рынска, Маша Цигаль, Виктория Шелягова

Светская жизнь 18685 64
Глава СК Александр Бастрыкин обвинил Моргенштерна в торговле наркотиками в интернете. После этого Моргенштерн уехал в Беларусь

Глава СК Александр Бастрыкин обвинил Моргенштерна в торговле наркотиками в интернете. После этого Моргенштерн уехал в Беларусь

Новости 19307 92
Российские врачи написали письмо звездам-антипрививочникам, Мария Шукшина и Егор Бероев им ответили: "Мы против участия в эксперименте"

Российские врачи написали письмо звездам-антипрививочникам, Мария Шукшина и Егор Бероев им ответили: "Мы против участия в эксперименте"

Новости 27037 343
Южнокорейский сериал "Зов ада" обошел "Игру в кальмара" и возглавил рейтинг самых популярных шоу Netflix

Южнокорейский сериал "Зов ада" обошел "Игру в кальмара" и возглавил рейтинг самых популярных шоу Netflix

Сериалы 20613 74
Битва платьев: Сьюки Уотерхаус против Анны Делло Руссо
Режиссер Наталья Кудряшова обвинила продюсера Андрея Савельева в "захвате" ее фильма о Ксении Петербургской. Тот сослался на конфликт с РПЦ
Романтический уикенд в Париже: как Ляйсан Утяшева и Павел Воля отметили девятую годовщину свадьбы
Модный дайджест: от уникального бриллианта до нового бренда Александра Терехова
Dress Code. В Москве прошел закрытый обед в честь зимнего сезона в Куршевеле. Среди гостей — Рената Литвинова, Андрей Малахов, Вика Газинская
В сети обсуждают конфликт между феминистками Дарьей Серенко и Аленой Поповой: первая обвинила вторую в эксплуатации труда
В мире появился новый штамм коронавируса. Предполагается, что он более заразен и устойчив к вакцинам
Мадонна раскритиковала Instagram за цензуру в отношении женской груди: "Соски кормят младенцев!"
Мужчина, отсидевший 16 лет за изнасилование автора "Милых костей" Элис Сиболд, признан невиновным
Битва платьев: Кайли Дженнер против Натальи Якимчик
Старшая дочь Романа Абрамовича Анна гостит в России: встретилась со студентами "Сколково" и отправилась на Камчатку
Канье Уэст публично заявил, что хочет спасти свой брак с Ким Кардашьян: "Я делал неприемлемые вещи"
Джесси Джей рассказала о выкидыше
Dress Code. В Москве прошла премьера фильма "Бумеранг". Среди гостей — Оксана Акиньшина, Дмитрий Нагиев, Валерия, Дмитрий Песков
Ника Белоцерковская поддержала Андрея Курпатова в его конфликте с предполагаемым любовником
Forbes: Наталья Давыдова и Иван Стрешинский владеют яхтой стоимостью 17 миллионов долларов
Пэрис Хилтон с мужем  Картером Реумом проводят медовый месяц на острове Бора-Бора
Государственный балет Берлина отменил постановку "Щелкунчика" из-за блэкфейса и культурных стереотипов