В начале напишу, что я люблю книгу "Угрюм-река" Вячеслава Шишкова и очень рада, что сделали новую экранизацию.  Фильм 1968 года, конечно, удачный. Но я считаю, что чем больше у литературного произведения прочтений, тем лучше и для зрителя, и для читателя. Я давно ждала этот сериал, это очень интересная, не банальная история, в которой множество разных тем и мотивов -  идея "сверхчеловека",  порабощение страстями, детективная линия, классовое неравенство, семейный вопрос, феминизм, приключения в духе Жюля Верна и многое другое.

Что-то у создателей в этом фильме получилось лучше, что-то - хуже, у каждого зрителя  - свои впечатления. Расскажу-ка я о своих.

"Угрюм-река" - это история жизни сибирского миллионщика Прохора Громова, человека ярких талантов и тяжких пороков. По мере взросления он превращается из юноши с благими намерениями

в алчного дельца, свихнувшегося на почве собственных страхов и преступлений.

В сериале его роль исполняет Александр Горбатов. Так как раньше я этого актера нигде не видела, воспринимать его в роли Громова мне было легко.

Главный герой в книге сложнее и симпатичнее. В начале истории он хороший,  жизнерадостный мальчик, правда, излишне самонадеянный, но искренний и отзывчивый. Ему 17 лет, он учится в гимназии (откуда его за драку исключают), он любит и уважает родителей, много читает, много работает, склонен к поиску авторитетов.

В сериале его образ значительно упростили. Это с самого начала взрослый парень, не особо хороший, нагловатый и самоуверенный. Отца он уже не уважает, любит развлекаться, бегать по девкам. В общем, часть эволюции Прохора сразу проскочили, и накинули ему лет 5-7.  Это решение режиссера, конечно, понятно. Ведь он решил сделать всех героев, которые окружают Прохора, гораздо старше, чем они есть в книге, поэтому и главного героя не было смысла изображать подростком.

В книге автор его несколько раз сравнивает с покойным дедом Данилой, употребляя слово "ухарь". Сейчас это слово почти никто не использует, поэтому напишу его значение: "Человек бойкий, с задором, готовый на бесшабашные поступки". Не могу сказать, что такое ухарство и молодцеватость вижу в Прохоре версии 2021, и первые две серии мне молодой буйной удали очень не хватало.  Но потом, с 3 серии, сериал стал больше совпадать с книгой, и образ Прохора мне начал нравиться.

В общем, я считаю, что главный герой - основная удача фильма. У актера есть харизма, он отлично транслирует мужественность и уверенность в себе его героя, он органичен, не фальшивит, и вполне внятно показывает внутренние перемены персонажа. Образ сибирского альфача, настоящего "сокола", как его называет его возлюбленная, сильного и решительного человека, который хотел изменить свой край, получился достаточно цельным.

Основная сюжетная линия первой половины сериала - любовный треугольник Прохора, который мечется между купеческой дочкой Ниной Куприяновой и бедной деревенской вдовой Анфисой Козыревой.

По общему рисунку Анфиса - это такая сибирская Настасья Филипповна, фантастическая красавица, от одного взгляда на которую мужчины теряют разум и сразу же готовы все бросить к ее ногам. Она же над всеми только смеется, а сама сгорает от любви к Прохору Громову, который для нее является настоящим роковым мужчиной.

Эту роль играет Юлия Пересильд. Я считаю ее женщиной незаурядной внешности, у нее очень нежная красота. Если бы в фильме обыграли ее настоящую красоту, думаю, вышло гораздо лучше.

Но отчего-то наши режиссеры и художники по гриму считают, что если героиню завить и перекрасить в какой-то оттенок рыжего - она становится роковой женщиной.

В результате этого убеждения мы получили Анфису вот такого вида:

Рыжие волосы и яркие наряды ее просто "съели".

Когда смотришь на эту голову, даже забываешь, о чем речь идет в фильме.

Но это не все вопросы к образу Анфисы. Она почему-то почти все время в кадре ходит в нижнем белье. Буквально, в корсете и панталонах. Она так встречает всех гостей, кто бы к ней ни зашел в дом утром, днем или вечером.

Вообще, весь этот визуальный ряд сразу вступает в диссонанс с образом Анфисы Петровны Козыревой из книги. Литературная героиня была вполне приличная женщина, появлялась перед гостями одетая, и льняные (а не рыжие!) волосы зачесывала совсем не так экстравагантно. Кстати, она не имела с отцом Прохора близких отношений, в отличие от своего сериального воплощения, поскольку была очень романтичной и принципиальной. Цитата из романа: "Радуйся, Анфиса, приносящая нетронутую чистоту свою возлюбленному Прохору! Радуйся, что замыкала чистоту от всех: ни пристав, ни Шапошников, ни Илья Сохатых, ни даже — и всего главнее — Петр Данилыч не услаждались с тобою в похоти".

В сериале Анфиса  - меркантильная, продажная, жестокая дамочка с криминальными наклонностями. Даже не совсем понятно, почему ее так возмущает тот факт, что дед Прохора был разбойником, ведь по сюжету фильма она не многим его лучше. Сложилось впечатление, что любовь к Прохору, которая свалилась на нее, как камень, - это ей наказание за все грехи. 

В общем, Юлия создала образ мрачный и трагический, несмотря на внешнюю яркость. Если в книге Козырева - 21-летняя девушка, молодая, очень смешливая, хулиганистая, веселая и романтичная, мечтающая о чистой любви на всю жизнь, то в сериале это прожженая, мучающаяся от своих страстей женщина тяжелой судьбы. Мне такая трактовка не пришлась по душе, все-таки хотелось увидеть больше победительной красоты, небывалой обольстительности, жизнелюбия и поэтичности сибирского характера в главной героине.

Юлия Пересильд - актриса сильная, талантливая, думаю, с той задачей, которую ей ставили, она справилась: Анфиса была яркая, эмоциональная, не похожая на других, порывистая, неудержимая. Но страсти и большой любви в этой Анфисе я не увидела. Впрочем, мне вообще показалось, что между актерами не случилось химии.

На удивление, несмотря на то, что Софья Эрнст гораздо менее опытная актриса, вот с ее Ниной у Прохора химия в кадре была.

Вообще, думаю, по-актерски Софье пришлось куда легче, чем Юлии. Ее героиня - вполне популярный сейчас образ умной и сильной женщины, этакой феминистки с добрым сердцем, только в декорациях 19 века. Диапазон страстей Нины Яковлевны не так велик, как у деревенской фам фаталь Анфисы, да и изображать народность, крестьянскую кровь, от нее тоже не требовалась. Рафинированная, городская, сдержанная барышня. Во многих сценах актриса достаточно убедительна, хотя есть эмоциональные моменты, когда она совсем "не попадает в ноты".  К тому же, у нее какая-то очень своеобразная дикция, просто бьет по ушам.

В конце истории Нина должна, по словам режиссера Ю.Мороза, стать мега-сильной женщиной, всех победить и сломать любимого человека через колено (не Прохора, видимо, а уже инженера Протасова). Очень интересно, как это сыграет Софья Эрнст.

У Нины Куприяновой есть подруга Кэтти, которую играет Юлия Хлынина. Это такая образованная старая дева лет 25,  которая мечтает устроить свою личную жизнь. В книге свои мысли и переживания она изливает в дневнике, но в сериале  ее решили показать слегка сбрендившей от сексуальной неудовлетворенности, поэтому все, что книжная Кэтти писала на бумаге, сериальная Кэтти проговаривает своей кукле. Честно, меня эти сцены просто коробят. Хлынина играет не просто экзальтированную, а психически нестабильную девушку, довольно тяжело на это смотреть.

Удачным мне показался образ Ибрагима-оглы, телохранителя, наставника и близкого друга Прохора.

Правда, по книге это молодой стройный черкесец с тонким станом, а в сериале образ черкесца воплотил русский рыжеволосый артист Юрий Миронцев, не очень молодой и не очень тонкий, но Ибрагим у него получился очень благородный, верный, честный. Даже не хочется придраться к визуальному несовпадению.

Роман Мадянов очень симпатично сыграл отца Нины, купца Куприянова, доброго , умного, веселого, который очень любит единственную дочь, ради ее счастья согласен даже переступить через свои принципы.

Александр Яценко создал забавный образ легкомысленного приказчика-волокиты. Сложно сказать, насколько он похож на настоящих приказчиков 19 века, но очень похож на то, как их изображали в старом советском кино (даже очень старом, 20-30-х гг.)

А вот Александр Балуев в образе злого папаши Громова мне не понравился. Гримеры изобразили его слишком косматым, таким заросшим, что даже самого артиста за этим париком и бородой совсем не видно.

А сценаристы поменяли ему всю мотивацию. В книге Петр Данилыч отправлял своего единственного любимого сына пройти всю Угрюм-реку для того, чтобы он продолжил его дело, сделал то, что он сам хотел, но не смог - покорил Сибирь и расширил торговлю.  В сериале же отец придумал это задание просто на ходу, чтобы молодой соперник не увел у него Анфису.

В связи с этим исчез весь дух патриархального крестьянского уклада, когда чувствовалось, что глава семьи всегда прав, и ни жена, ни дети не могли ему не только перечить, а даже сомневаться в правильности решений. В сериале отец в глазах Прохора сразу во всем не прав, во всем ему соперник, и отправил его на верную смерть. Даже не совсем ясно, почему сын согласился.

Вообще в сериале достаточно моментов, когда меняли мотивы персонажей и хронологию событий. И это, мне кажется, не всегда шло в плюс повествованию.

Из таких значительных плюсов можно назвать работу оператора с видами природы. Очень красиво сняли реку, тайгу, отлично показали простор и величественность Сибири.

К основным минусам я бы отнесла темпоритм повествования. Все-таки это история о безумных страстях, невероятных приключениях, ужасных преступлениях, с крутыми поворотами сюжета. Хотелось чего-то, что захватывает дух. Но сериал так смонтирован, что даже сцены с самым высоким эмоциональным накалом не особо увлекают. Может, они чуть длиннее, чем нужно, может, они чередуются со сценами, которые этот накал снимают, да и музыка не особо помогает накалить атмосферу. Словом, я не знаю, почему так, но некоторые моменты мне казались скучными, я ловила себя на мысли, что смотрю что-то, похожее на "Сагу о Форсайтах", какую-то длинную мелодраму, а не бурю страстей, которая сметает все на своем пути.

Но надо сказать, что когда из истории выбыла линия с Анфисой, дело пошло веселее. Начался каскад новых приключений, стали быстрее эволюционировать характеры, событий стало больше, и даже ритм повествования стал чуть-чуть динамичнее.

На этой неделе выйдут финальные серии, в которых должна быть деградация Прохора, преображение Нины, стачка рабочих, словом, очень интересно. Надеюсь, что финал будет хотя бы в главном посыле совпадать с книгой, но посмотрим.

Подпишитесь на наш
Блоги

"Угрюм-река" 2021 г. Мои впечатления

20:44, 28 марта 2021

Автор: Scicolone

Комменты 99

T

Пересильд в роли Анфисы,да ещё после Чурсиной-это вообще мискаст((( ну ладно, а зачем рыжей то ее сделали?! В своём натуральном обличии она хотя бы цветом волос с Анфисой совпала. Я почему-то вижу в этой роли Алену Михайлову из "Чик",как раз такая порочно-необычная внешность. Про Эрнст нечего сказать,пока ее муж Эрнст,будем ею "наслаждаться "

Аватар

Книга одна из моих любимых с детства, сериал посмотрела на ютьюб, по моему недостаточно раскрыта линия Ильи Сохатых, одна из юмористических в книге, как и Груздева, обидно, потому что актер - точное попадание в образ. У Нины сильный акцент и зачем то вульгарный тон. Прохор абсолютно не то. Анфиса туда же. Высосанная нелепая роль Мороз. Почему то понравилась стряпка Варвара, хотя и не соответствует персонажу книги внешне и по возрасту. Зачем то двух попов объединили в один образ, а у отца Ипата он далеко неблагородный, вероятно высмеивать служителей культа не в моде сейчас. Ну и много ещё чего можно сказать.

V

После вашего отзыва решила прослушать книгу.

Аватар

Книгу прочла с удовольствием, обожаю, а вот фильм скорее всего смотреть не буду - не могу выносить Пересильд

S

Такой актерский состав подобрать и разбавить его Софьей Эрнст...

Подождите...