Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Киноигра: Иннокентий Смоктуновский

74
Киноигра: Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский

Уже второй раз в рамках киноигры мне попадаются актеры, которые, с одной стороны, невероятно знамениты, признанно талантливы, любимы многими, а с другой стороны – лично я о них мало знаю. Когда я получила от  Scarletty Иннокентия Смоктуновского, я тоже. уже во второй раз, растерялась. При первой же попытке гуглить стало ясно, что фильмография у него очень обширная, в ней много известных, и при этом не виденных мною ранее фильмов, и я сказала себе: прорвемся.

О жизни и судьбе: родился 28 марта (!) 1925 года в деревне Татьяновка Томской области в семье выходца из Белоруссии Михаила Смоуктуновича и был вторым из шестерых детей. Родители Иннокентия, спрасаясь от голода и реперессий в тридцатые годы неоднократно переезжали с места на место и незадолго до войны осели в Красноярске, где юный Кеша с братом Володей какое-то время жил у тети по отцу. После ухода отца на фронт отучился на киномеханика и какое-то время работал по специальности, а в январе 1943 года призван в армию, где был неоднократно награжден за мужество проявленное в боях при форсировании Днепра и позднее уже в Германии. В конце того же года на территории  Украины попал в плен, откуда бежал; спрятаться ему помогла местная семья, связь с которой он, по некоторым источникам, поддерживал до конца жизни. Вернулся в армию, войну закончил в немецком городе Гревесмюлен.

После войны отучился в театральной студии и играл в провинциальных театрах - в Красноярске, Норильске, Грозном, Махачкале, где познакомился с первой женой актрисой Риммой Быковой, Сталинграде; в этот же период сменил фамилию на Смоктуновский. В Москву приехал уже тридцатилетним, в 1955 году. Долгое время не имел ролей, переходя из театра в театр и снимаясь в массовке на киностудии "Мосфильм". Тогда он познакомился со своей второй женой, художницей по костюмам Суламифью (Шламитой) Кушнир, которая очень его поддерживала и, по слухам, познакомила со знаменитым Иваном Пырьевым.

Поворотной для карьеры Смоктуновского стала роль князя Мышкина в постановке "Идиота" в БДТ в 1957 году. После этого, его заметил Михаил Ромм, снявший его в маленькой роли в "Убийстве на улице Данте" и затем в одной из главных ролей в "Девяти днях одного года". Сыграл десятки ролей как в кино, так и в театре; среди самых запомнившихся его ролей - Гамлет в фильме 1964 года и знаменитый Юрий Деточкин в "Берегись автомобиля". Что интересно, неоднократно играл Ленина, хотя на первый взгляд на Ленина не похож.

В первом браке детей не было, во втором родились дочь Надежда (март-сентябрь 1956), сын Филипп (род. 1957), который стал профессиональным переводчиком, и дочь Мария (род. 1965), которая стала балериной, а сейчас работает в музее МХАТа. Есть внучка Анастасия Смоктуновская (род. 1982), также актриса. 

Скончался в Москве 3 августа 1994 года.  Его последнюю роль, в фильме "Вино из одуванчиков" по известному произведению Рэя Брэдбери, озвучивал Сергей Безруков.   

Первый фильм, на который я обратила внимание в фильмографии Иннокентия Михайловича , и первая его роль в кино - это

Убийство на улице Данте (1956) – военно-историческая драма

Действие происходит во Франции во время и вскоре после Второй Мировой войны. Перед нами история актрисы Мадлен Тибо (Евгения Козырева), которая, спасаясь от боевых действий, бежит вместе с сыном сначала в маленький городок, где начинала свою карьеру, а затем в деревню, где прошло ее детство и где до сих пор жив ее отец. В силу обстоятельств на какое-то время она расстается с сыном (Михаил Козаков), которому на момент основного действия 18-20 лет (а самой героине 38-40). Когда они вновь встречаются, Мадлен  с растерянностью видит, что перед ней сложившийся носитель национал-социалистической идеологии. Пока в деревеньке всё спокойно, они ладят, но стоит туда донестись отголоскам войны, как мать и сын окажутся по разные стороны баррикад.

Мать и сын

В «Убийстве… » есть всё, чего обычно ждешь от исторических фильмов, даже точнее, от старых исторических фильмов: женщины прекрасны и в любой ситуации на каблуках, в платье (в худшем случае пышной юбке) при полном макияже и в украшениях, мужчины смелы и благородны, все события эпичны и как-то торжественны, актеры играют чуть-чуть чересчур, музыка трагическая, эмоции без полутонов, всё либо хорошо, либо плохо. Фильм наполнен, несмотря на показанные в нем страшные исторические события, определенным изысканным юмором: герои постоянно и весьма элегантно подкалывают друг друга. Чувствуется, что хоть и шла холодная война, а была в нашей культуре, и до сих пор есть, и, наверное, всегда была этакая влюбленность в идеализированный образ Европы, идеализированный образ Запада; люди искренне верили, что французы именно такие, с красивыми женщинами и рыцарственными мужчинами. В то же время точечно, но очень четко говорят о роли Советского Союза в войне: герои в своих разговорах регулярно упоминают Восток, Сталинград, Россию.

Роль Франции играет Рига. Хорошо играет, ей веришь.

 Прекрасный образ вышел у Ростислава Плятта, который играет продюсера главной героини, они там в основном друг друга и подкалывают, такой своеобразный неромантический  дуэт у них. Неожиданно видеть насколько утонченной,  чувственной и какой-то полу-девичьей красотой красив молодой Михаил Козаков; раньше я его видела только взрослым, а тут он играет юного сына главной героини.  Вот повзрослевший этот же герой в последних минутах фильма выглядит уже неприятным, и тут он уже похож на того Козакова, которого я знала до сих пор. Но в большей части фильма он вот такой:

Михаил Козаков

Интересно видеть и Георгия Вицина в небольшой роли завсегдатая деревенской таверны. Кроме того, в этом же фильме дебютировал Валентин Гафт!

Валентин Гафт

Вообще фильм неожиданно мне напомнил – не атмосферой, а сюжетом и местом действия – «Шоколад» с Джонни Деппом и весь этот пласт книг и фильмов про европейскую провинцию с ее кабачками и пересудами, семейными тайнами, а также неизменной приехавшей сюда впервые/вернувшейся после очень долгого отсутствия главной героиней. Так что если вы такое любите – «Убийство на улице Данте» тоже может понравиться.

Всем хорош фильм, но Смоктуновский там появляется на минуту во второй половине фильма в роли молодого фашиста в темной куртке, который сообщает крестьянам о казни их товарищей; вот, кажется, он:

Смоктуновский в убийстве

Роль меньше чем на минуту. Но сам фильм очень достойный: это какой-то поразительный сплав условной Джоан Харрис, остросюжетного детектива и наших фильмов о войне.  На Youtube есть в хорошем качестве.

Кадр в деревне

Режиссером «Убийства на улице Данте» выступил Михаил Ромм,  известный больше по фильму «Обыкновенный фашизм» (вообще, по некоторым разговорам героев в «Убийстве…» чувствуется, что тема природы фашизма, философии фашизма занимала Ромма за годы до выхода в 1965 «Обыкновенного фашизма»), а так же по этой вещи:

Девять дней одного года (1961) – драма

Об этом фильме я много слышала с детства, в частности, потому, что его снимали у нас в Новосибирском Академгородке, но никогда целиком не смотрела; увидев его в фильмографии Смоктуновского, я поняла, что не смотреть нельзя. На поверку, правда, выяснилось, что от Академгородка в фильме буквально несколько кадров, а вообще снимался он преимущественно в г. Дубне Московской области.

Сюжет фильма в принципе довольно известен: отношения двух мужчин и женщины на фоне напряженной научной работы в области ядерной физики. Девушка-ученый Елена, она же Лека (Татьяна Лаврова) несколько лет была в отношениях с очень идейным,  влюбленным в свою работу Дмитрием (Алексей Баталов), но ей надоело быть на вторых ролях, и она незаметно сблизилась с более мягким и рефлексирующим коллегой Ильей (Смоктуновский). В начале фильма Илья и Елена, волнуясь, рассуждают о том, как им деликатнее сообщить Дмитрию, что они теперь пара, но их застает врасплох известие о том, что Дмитрий в ходе очередного эксперимента получил опасную дозу обучения. Теперь объяснение откладывается, и нерешительный, боящийся ранить друга Илья, похоже, этому даже где-то рад…

Лаврова и Смоктуновский

Тема науки, жертвенного служения ей и гибели ради нее уже поднималась в фильме,  снятом в те же годы – «Мой младший брат» (1962), в котором такого героического ученого играл Олег Ефремов; этот фильм я посмотрела, когда готовила пост об О. Дале. Очевидно, эта тема тогда была очень актуальна, да и понятно, почему: как раз в те годы в космос полетел Юрий Гагарин, был Карибский кризис, около-атомные технологии развивались невероятно быстро. Неудивительно, что в массовую культуру это прорвалось героизацией ученых.

Зная, что режиссер этого фильма тоже Михаил Ромм, невольно ищешь общее с «Убийством на улице Данте». Что видно сразу: и там и там элегантные, со вкусом одетые герои, на которых приятно смотреть.  И там и там персонажи обмениваются остроумными репликами; если в «Убийстве» за это отвечал персонаж Плятта, то здесь есть персонажи Евгения Евстигнеева и Михаила Козакова, которые постоянно друг с другом пикируются, и, кажется, только для этого персонажей в фильм и ввели. Опять Козаков красивый. В обоих фильмах есть герои-философы, рассуждающие о природе зла, о природе человеческой, о допустимости насилия ради высшей цели и прочем; если в «Убийстве на улице Данте» об этом спорили главная героиня со своим бывшим мужем, то здесь на такие темы в основном говорит Илья в исполнении Смоктуновского, а оппонирует ему герой Баталова.

Баталов и Смоктуновский

Фильм мудрый, трагичный и красивый чисто эстетически; совершенно понятно, за что его считают классикой. Единственное, что мне показалось неудачным в фильме – то, как показана семейная жизнь героев: Елена из умного, спокойного, профессионально состоявшегося человека в отношениях вдруг превращается в такого жалкого самокопательного нытика, которого, кажется, больше получаса не выдержит никто. Смотреть на нее иногда неловко настолько, что хочется спросить у создателей фильма, с какой целью они выставляют женщин настолько в дурном свете. Вот в «Убийстве на улице Данте», кстати, этого нет, там Мадлен вполне себе цельная и сильная натура. Вообще, может,  я себя накручиваю, но, по-моему, в советских фильмах часто видишь, как женщина вроде и работает наравне с мужчиной, а ведет себя как-то совершенно бестолково, в то время как мужчина мудр, спокоен, уверен в себе и вообще герой. Вроде и равноправие, а какое-то с двойным дном равноправие. Но это, пожалуй, единственное, к чему я могу здесь придраться.

Лаврова и Баталов

Безусловно, это фильм Баталова. Смоктуновский здесь выступает, я прошу прощения за такое сравнение, в качестве некрасивой подружки, чья трогательная нелепость оттеняет безупречного центрального персонажа. Есть нечто несправедливое в том, что внешность и фактуру Смоктуновского раз за разом эксплуатируют подобным образом.

Здесь я должна попросить прощения за несколько рваную хронологию этого поста, но сейчас  я хотела бы перейти к еще одному фильму конца пятидесятых,  где у Смоктуновского главная роль. Этот фильм мне порекомендовали в комментариях к посту киноигры.

Ночной гость (1958) – драма

Фильм снят по рассказу Ю. Нагибина.

Всё начинается с того, что в избу на живописном берегу реки, где живет простая, но очень положительная семья, состоящая из милой заботливой бабушки как из рекламы «Домика в деревне», добродушного трудолюбивого дедушки, славных воспитанных внуков и котика, а также остановился на время художник из города, заваливается непонятный тип в исполнении, как все уже догадались, Смоктуновского.  (Позднее в доме обнаруживаются еще две дочери хозяев, каждая со своей личной историей, но это уже спойлер). Тип представляется Пал Палычем и поначалу ведет себя очень доброжелательно, словно старается понравиться, но потом потихоньку  начинает вести себя так, как будто ему все должны, и все это с крайне милым видом. Нельзя сказать, что герой наглый, нельзя сказать, что он грубый; он всё как-то делает исподволь, а по мере развития событий начинает бесить.

Ночной гость

Наверное, главное достоинство этого фильма - в портретах героев.  Если поначалу некоторые из них кажутся плакатно-идеализированными, как, например, бабушка,  то потом начинаешь ловить себя на мысли, что похожие характеры ты видела в жизни.  К концу же фильма некоторые герои и вовсе раскрываются с плохой стороны, как та же бабушка, которая оказывается способной ударить слабого  – Пал Палыч словно вытаскивает на свет все самое мерзкое в людях.

Интересно то, что если поначалу Пал Палыч просто неприятен, то где-то к середине фильма ты понимаешь, что, строго говоря, ничего намеренно плохого он не делает. Да, он не чувствует тонких нюансов настроения других людей (как в сцене визита Егора, когда Пал Палыч не понимает, что этому человеку в доме не рады, и начинает зазывать его в дом, чем, в конечном итоге, провоцирует конфликт с дракой); да, он слишком серьезно относится с своим желаниям – но и то, и другое само по себе не криминал – а между тем за сутки его все успевают возненавидеть. Если смотреть так, то перед нами фильм о зарождении травли в коллективе.

Ночной гость и бабушка

Может ли быть, что Пал Палыч попросту высокофункциональный аутист, что нам показали не дурного человека, а симптомы психического расстройства? По идее, неумение видеть эмоции других людей характерно именно для этого состояния. С другой стороны, очевидно, что тогда и слов-то таких не знали. Не берусь судить об этом, не будучи медиком…

Есть еще и третья трактовка событий «Ночного Гостя», на которую я наткнулась в комментах под видео с этим фильмом на YouTube  и которой не могу не поделиться, настолько она безумна и при этом абсолютно логична. По этой версии, Пал Палыч не человек, а  фантастическое существо, лесная нежить, зародившаяся где-то в болоте и пришедшая к людям, чтобы сеять зло. Не случайно он пришел в дом из ночной тьмы и в ночную тьму же исчез, когда его выгнали; не случайно он единственный из всей честной компании не может рассказать ничего о своем роде деятельности – у него и нет работы, т.к. он никогда не жил в человеческом обществе.  Тогда объяснимо его сильнейшее желание срочно пойти и половить рыбу с багром – ему доставляет удовольствие отнимать жизнь, причем таким довольно зверским способом. Выгнать его из дома, из мира людей, может не всякий человек, а только – вот здесь уже спойлер. Если так, то перед нами очень стивенкинговская вещь.

Ночной гость и девушка

Вообще поразительно, насколько это многослойный фильм, и это в пятидесятых годах, когда, как считается, снимались только пропагандистские фильмы с четким разделением героев на плохих и хороших (и вот как раз «Убийство на улице Данте» именно таково, хотя, безусловно, это прекрасная картина).  И, конечно, сыграть такого героя, о котором люди спорят даже спустя 60 лет после выхода фильма, делясь на его сторонников и противников (в комментах на YouTube это заметно) – для этого нужен очень большой талант.

Первая встреча, последняя встреча (1987) – ретро-детектив

Этот фильм я выбрала исключительно из-за названия – название показалось красивым, да и хотелось увидеть какую-нибудь из поздних работ Смоктуновского, т.к. в моей подборке оказались в основном довольно давнишние фильмы. Не просто так, кстати –впоследствии выяснилось, что это строка из стихотворения Ивана Тургенева «Утро туманное», ставшего популярным романсом.

Название фильма не на слуху совершенно, а между тем помимо Смоктуновского в нем снялись:

Олег Ефремов

Леонид  Куравлев

Юрий Богатырев

Сергей Шакуров

Михаил Кононов

Николай Крючков – одна из последних ролей.

Куравлев  в кадре

Пока не забыла: Богатырев в этом фильме играет немца по фамилии Гей. Если это тонкий перестроечный юмор, то я его оценить не смогла.

Богатырев - гей однако

Фильм сразу наводит на мысли об Акунине, о его цикле детективов об Эрасте Фандорине.  Судите сами: Петербург, конец  1913 года; юный, принципиальный и наивный студент Петр Чухонцев (Михаил Морозов) пытается работать частным детективом, но его никто не воспринимает всерьез. Однажды к нему обращается странноватый изобретатель Куклин, который уверен, что за ним следят и хотят его убить. Петр пытается отделаться от столь специфического клиента, однако вскоре узнает о самоубийстве Куклина. Тогда Петр решает все же разобраться, что произошло с чудаком-изобретателем – и оказывается втянут в запутанную историю с участием спецслужб.

Первое несомненное достоинство этого фильма, которое видно буквально с первых минут – симпатичный главный герой. В некоторых фильмах главный герой идеален на грани неправдоподобия, как в «Девяти днях одного года», где-то он поначалу неприятен и лишь со временем раскрывается с хорошей стороны, как, допустим, в «Барьере», где-то в качестве главного героя выступает некто откровенно неприятный, как в «Ночном госте», - но здесь смелый и добрый, но наивный герой вызывает огромную симпатию с первых кадров.

Михаил Морозов

Смоктуновский здесь играет представителя власти, который отказывается помочь Петру в критический момент, внешне доброжелательного, но в реальности равнодушного и высокомерного, а в конфликте даже очень грубого, то есть опять ему досталась роль скользкого типа. Роль у него опять маленькая, на пару минут, во второй части фильма.

Смоктуновский во встрече

Вообще фильм начинается как ироничная сатира на тогдашнее общество, а потом незаметного начинает поднимать серьезные вопросы: об отношении к своей стране, о патриотизме  истинном и мномом, о том, кто больше вредит нашему обществу – внешние враги или мы сами своим равнодушием. Вера некоторых героев в Отечество поначалу выглядит смешно, но чем дальше, тем больше она начинает нравиться, восхищать, и ты начинаешь думать, что мол, побольше бы таких людей в жизни.

Многие пишут, что фильм очень атмосферный, но тут не скажешь, какую именно атмосферу он передает больше: атмосферу последних лет перед Революцией, когда происходит действие, или  же атмосферу  последних лет перед распадом СССР, когда он был снят. В любом случае ощущение тревоги не покидает на протяжении просмотра.

С пистолетом

Вообще странно, что этот фильм не на слуху: там и актеры знаменитые, и сюжет лихо закрученный, и патриотическая тема есть, и атмосферность, и герой замечательный. Уже упомянутый романс «Утро туманное» интересно вплетен в сюжет. Смоктуновского здесь мало, но фильм всем рекомендую

«Барьер» (1979) СССР-Болгария

(вообще это болгарский фильм, из нашего здесь только Смоктуновский)

Иннокентий Михайлович здесь играет Антония Манева – успешного, но уставшего от жизни известного композитора, который ночью на по пути из ресторана обнаруживает в своей машине странную девушку – на первый взгляд поклонницу (Ваня Цветкова). 

в квартире

Антоний пытается отвезти странную новую знакомую куда-нибудь подальше, но увидев, что она какая-то совсем уж не от мира сего, решает не бросать ее и привозит к себе домой. Вскоре девушка сообщает, что проживает в психиатрической больнице; правда, ее лечащий врач уверяет, что девушка уже вышла в стойкую ремиссию, в больнице живет только потому что по семейным обстоятельствам ей некуда уходить, и проживание среди условно нормальных людей может быть ей полезно. Так начинается история сближения Антония и необыкновенной девушки Доротеи.

Смоктуновский и Цветкова

Вообще история о том, как любовь к необычной юной девушке возвращает краски жизни взрослому мужчине, конечно, банальна; где-то для таких случаев придумали термин manic pixie dream girl, но я не уверена, что «Барьер» и его героиню можно свести к этому шаблону. Фильм оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, отношения героев показаны очень целомудренно, нежно, и понятно почему: у Доротеи  в силу тяжелого детства сложные отношения со своей сексуальностью, а Антоний, видя это, боится ей навредить. В то же время флэшбэки самой Доротеи, призванные объяснить, почему она стала такой, какой стала, вызывают впечатление самое гнетущее; я при просмотре этих кадров не могла отделаться от поднимающегося откуда-то из самых глубин меня «нельзя так о матери!»

В сущности, от самой идеи отношений стареющего мужчины и юной девушки, будь они даже сами по себе замечательными людьми, несет таким чувством обреченности и тоски, что я несколько раз говорила себе, что не буду досматривать фильм, вот еще чуть-чуть и выключу. В итоге все равно досмотрела, конечно.

на море

Герой Смоктуновского здесь в начале высокомерен, нагловат и откровенно неприятен, особенно когда, еще не разобравшись, кто перед ним, пытается троллить девушку. Но потом он раскрывается как сильный, уверенный, способный заботиться и оберегать мужчина. К концу фильма я стала думать даже, что он красив, улыбка у него очень красивая. Доротея молода, прекрасна до какой-то невыносимой степени и несколько экзальтированна, но с учетом сюжета это выглядит вполне органично. И да – между ними будет секс. Опытные киноманы уверяют, что это единственная эротическая сцена во всей фильмографии Смоктуновского.

дома вдвоемНе знаю,  могу ли этот фильм рекомендовать. Это точно не светлая мелодрама для просмотра вдвоем в рамках романтического ужина. Этот фильм обожжет, останется в памяти, он может понравиться подросткам (наверное), он безусловно о любви, но он тяжелый. Влюбленные не вместе, плохие не подохли. Живем дальше.

«В четверг и больше никогда» (1977) – философская драма, притча

Об этом фильме узнала из комментариев к моему предыдущему посту про Олега Даля. В нем, соответственно, играют и Даль, и Смоктуновский, а также совсем молодая Вера Глаголева и Любовь Добржанская, более известная по роли матери Жени Лукашина в «Иронии Судьбы», а также мамы Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля». Режиссер Анатолий Эфрос, сценарий Андрея Битова. Много слышала, что фильм глубокий, многоплановый, сложный для восприятия; смотреть начинала с определенной опаской.

Сюжет определенным образом пересекается с «Ночным гостем»: есть некий природный заповедник, в котором живут его сотрудники с семьями и иногда заезжают туристы-журналисты-контролирующие органы. В заповеднике все трогательно ладят друг с другом и живут в гармонии с природой, и все здесь с нетерпением ждут приезда Сергея (Олег Даль), сына одной из жительниц заповедника (Любовь Добржанская), который уехал в Москву и сделал там хорошую карьеру.

Заповедник

В один прекрасный четверг Сергей приезжает – и его приезд причиняет всем жителям заповедника только горе. На поверхности лежит любовный треугольник – у Сергея в Москве девушка, и в заповеднике тоже девушка, причем вторая беременна (Вера Глаголева).

Глаголева

Смоктуновский играет Ивана Модестовича – отчима Сергея, смотрителя заповедника. чудаковатого старика, который изводит жену ворчанием и странным поведением, и расцветает, когда говорит о своей работе и своем музее. Я долго не могла понять, глядя на этого героя, Смоктуновский это или все же кто-то другой, потому что крайне сложно узнать в этом дряхлом, а местами кажется, что и дементном, старике возрастного, но привлекательного мужчину из «Барьера» (а «Барьер» снят на два года позже, если что). Конечно, это актерское мастерство.

В четверг Смоктуновский

События в фильме развиваются неторопливо, и ты не сразу понимаешь, кто эти люди друг другу и зачем они делают то, что делают; особенно это касается жителей Заповедника. При этом картинка очень красивая, природа очень красивая, с большой любовью снято. В какой-то момент фильм напоминает ранние фильмы Звягинцева, скорее всего даже «Изгнание» - «Возвращение» как-то более интуитивно понятно, а вот в «Изгнании» смотришь – красиво, а все равно не можешь понять, кто на ком стоял.

К сожалению, не смогла найти, где именно фильм снимали. Но природа замечательная, очень родная.  Музыка Шостаковича в совокупности с картинкой создает удивительное настроение.

В четверг природа

После просмотра фильма у меня было много мыслей, я их думала записать, потом поняла, что они скорее обо мне, чем о фильме. Что могу сказать: у меня в итоге меньше вопросов к Сергею, чем к его матери. Сергей показан живым человеком, он испытывает чувство вины перед своими близкими за то, что не может жить так, как они от него хотят, он жалеет мать. Но более чем справедливо его возмущение тем, как хитренько, с манипуляциями, с этим подслушиванием в сарае мать влезает в его отношения с девушкой. Мама Сергея вышла удушливо правильной и какой-то под видом интеллигентности очень недоброй. Ей делают честь ее попытки помочь Варе, но в повседневной жизни с ней, видимо, очень тяжело. Меня прямо передернуло от сцены, где она говорит девочкам-близняшкам: «Возьмите себе по два куска мяса и убирайтесь отсюда!», всё это без повода и в присутствии посторонних людей. Героя Смоктуновского в этой связи очень жалко: жена его подавляла мелочным контролем, но и без нее ему будет плохо, ведь они за много лет уже сроднились. Герою Даля тоже, при всех его мерзостях, в какой-то момент начинаешь сочувствовать.

В четверг пара

Также явно в фильме затронута экологическая тематика, разрушение людьми природы, но для меня она прозвучала не так явно, как тема больного материнства. Я понимаю, что нельзя весь этот фильм сводить к «Похороните меня за плинтусом», но это то, что я увидела.

Вообще, конечно, фильм сложный, писать о нем тяжело. Безусловно, в нем есть смыслы, которых я не увидела. В обсуждениях люди спорят о том, какой смысл несут история о змее, которую герой Даля рассказывает другому персонажу, и фрагмент из Откровения Иоанна Богослова, который он вспоминает в бане. Фрагмент из Откровения еще более-менее понятно к чему – «ни холоден, ни горяч» описывает самого героя, а про змею я не берусь трактовать. Остается только написать, что в фильме «В четверг и больше никогда» каждый увидит что-то своё.

Вороны

Москва-Кассиопея (1974) – научная фантастика, детское

Смотрела в детстве, в рамках киноигры решила пересмотреть. Сюжет известен – советские подростки летят к одной из далеких планет на космолете, построенном на основе проекта одного из них, с расчётом на то, что полет продлится много десятилетий в человеческом понимании. Изначально в полет отбирают максимально беспроблемных спокойных отличников, но на борт тайком пробирается местный хулиган, и после этого все идет не по плану. Ну и в дальнейшем героев ждет встреча с инопланетянами, искусственным интеллектом и прочими удивительными вещами.

Пионеры вселенной

Смоктуновский играет ИОО – исполняющего особые обязанности, и он первый, кого видит зритель при просмотре фильма. ИОО - некое влиятельное лицо, которое помогает юным героям в трудных ситуациях. Поначалу ты думаешь, что ИОО – чиновник от науки, но потом замечаешь, что появляется он абсолютно неожиданно в самых разных местах, а его вмешательства в жизнь героев сопровождаются удивительными совпадениями. В интернете видела споры на тему того, кто такой ИОО, и там преобладают два варианта: 1) ИОО – посланник инопланетной цивилизации, чья задача всемерно содействовать героям в их начинаниях; и 2) ИОО – прикомандированный сотрудник КГБ О_о. Ну и есть еще вариант, что ИОО – посланник из будущего, вроде Терминатора.

ИОО

Герой Смоктуновского интеллигентный, доброжелательный, спокойный, таинственный - не раскрывается перед зрителем до конца, как, наверное, и все его персонажи - и чуточку неуловимо высокомерный,  по крайней мере, у него слегка покровительственный тон.

Фильм очень светлый, радостный, жизнеутверждающий, там нет трагичных моментов, мрачных картин, сложных вопросов и сексуально нагруженных эпизодов; он воплощение всего, чего обычно ожидают от советского кино. Песни на стихи Роберта Рождественского замечательные, это не суперхиты уровня «Прекрасного далека», но все равно очень приятные.

Честно скажу - второй фильм на момент выхода поста еще не досмотрела, поэтому лучшее у меня еще впереди.

Они сражалась за Родину (1975) – военный

Ну, это фильм-глыбища, эпическое полотно по книге Михаила Шолохова; фильм определивший каноны своего жанра, альфа и омега, начало и конец. Фильм снят к 30-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне и задумывался как максимально масштабная, торжественная и  величественная работа, поэтому к работе привлекли режиссера Сергея Бондарчука, отца нашего ФСБ (человека, а не организации), уже снявшего к этому времени «Войну и Мир» с впечатляющими батальными сценами. Бондарчук принял решение задействовать в фильме максимальное число актеров, которые сами воевали, поэтому в фильме играют Смоктуновский, Никулин и Иван Лапиков, а также сам Бондарчук, который тоже воевал. Из более молодого поколения задействованы Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин, Георгий Бурков, Нонна Мордюкова и Лидия Федосеева-Шукшина. 

Шукшина

Фильм рассказывает о жизни и общении солдат одного подразделения на фоне отступления за Дон в сторону Сталинграда летом 1942 года. По сюжету фильм представляет собой чередование боев и марш-бросков назад на Восток; во время боев солдаты из последних сил удерживают позиции, но потом каждый раз им сообщают, что дан приказ снова отступать, и они вынуждены вновь и вновь оставлять те места, которые уже успели обжить. Всё это время солдаты шутят, дурачатся, раздражают друг друга, в то же время сближаясь до полного взаимопонимания, хоронят товарищей, вспоминают мирную жизнь, обсуждают женщин, местами совершено в мизогинистическом тоне,  и спорят о будущем. Постоянным фоном всех их разговоров становится отступление: говорят о том, почему это происходит, насколько это позорно, есть ли в этом вина каждого из героев, и как долго это будет продолжаться. Видно, что всем героям, и веселым и грустным, на самом деле стыдно, что они вынуждены бросать свою землю, но кто-то об этом говорит, а кто-то молчит, но все равно не может не думать. В этих ситуациях раскрываются все герои, даже те, которые в кадре появились минут на пять; главный герой может совсем недолго поговорить с кем-то из мирных жителей, но в этом разговоре будет что-то такое, что заставит зрителя задуматься.

Солдаты

В этом смысле Смоктуновускому не очень повезло, у него роль совсем маленькая в конце фильма: он играет хирурга полевого госпиталя, который извлекает пули из ран одного из главных героев – солдата Звягинцева (Сергей Бондарчук). Лицо хирурга скрыто маской, он сосредоточен, профессионален и почти ничего не говорит (в отличии от Звягинцева, которого колбасит от невыносимой боли), а просто делает свою работу. В этом отношении нельзя сказать, что персонаж Смоктуновского раскрылся с какой-то стороны, или поставил перед зрителем какие-то вопросы, он просто тот человек, рядом с которым спокойно. Ты видишь, что как бы плохо ни было, а вот такие врачи будут стоять на посту.

Хирург

Как и все хорошие фильмы, «Они сражались за Родину» многогранен, тут есть над чем поплакать и есть над чем посмеяться. Как ни странно, есть шутки о сексе, но они держатся на настолько тонкой грани с непристойностью, что например, ребенок их не поймет, не считает.

Картину снимали в районе хутора Меловского Клетского района Волгоградской области, где сосредоточены большие количества доломитизированых известняков, из которых производят щебень; белые горы, на фоне которых происходит действие фильма, и твердая белая земля, в которой герои роют окопы и громко ругаются, – это собственно те самые известняки и есть. Вот современный вид этих мест:

Пейзаж

Фильм прекрасный. Мне кажется, он не может не понравиться, потому что он -  абсолютная классика жанра "Наши старые фильмы про войну". Те, кому может не понравиться такое кино, просто не станут его смотреть.

(И я понимаю, что это какая-то технический момент, но меня очень впечатлило, как Тихонов сыграл контуженного. Эти трясущиеся руки, эта характерная замедленная речь - я просто не представляю, как это можно изобразить.)

Заключение мне писать трудно. Очень тяжело что-то сказать об актере, который так любим и уважаем и зрителями и критиками; очевидно, что не будучи профессионалом в области кино, я не могу в полной мере оценить его талант. Я вижу, что Смоктуновский мог быть очень разным; немножко обидно, что ему, видимо в силу особенностей внешности, давали довольно однотипные роли, роли таких скользких типов, или, в лучшем случае, негероических интеллигентов, при том, что реальный человек Иннокентий Смоктуновский воевал и имел боевые награды. Хотя, безусловно, я не все его роли видела. Но меня, например, потрясло, когда я осознала, что у Смоктуновского не было актерского образования, он, строго говоря, был самоучкой, и тем не менее сыграл всё, что сыграл. Я думаю, что можно увидеть все роли этого удивительного актера и человека трудной и яркой судьбы, и все равно не найдешь каких-то достаточно точных слов, чтобы описать его.

Всем спасибо за внимание!

 

Оставьте свой голос:

742
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

Milanita
Milanita

Шикарный пост! Спасибо! Фильм "В четверг и...." снимали в Приокском заповеднике, на берегу Оки. В СССР там разводили яков. Сейчас не знаю.

gde_sluhi_tam_ya
gde_sluhi_tam_ya

Milanita, спасибо Вам! А то я искала-искала, и не нашла. Пишут только, что снимали в реальном заповеднике, а конкретнее никто не пишет.

pomidorchik
pomidorchik

Milanita, сейчас тоже функционирует, называется зубровник, мы там были в августе прошлого года

Milanita
Milanita

pomidorchik, Здорово! А яки тоже есть?

pomidorchik
pomidorchik

Milanita, Насколько я помню, там зубры, буйволы, яки и еще кто-то)) Там экскурсии есть, очень даже интересно, особенно с детьми

Milanita
Milanita

pomidorchik, Спасибо!

Misa
Misa

Отличный пост, спасибо большое! Понимаю ваше волнение - писать про Смоктуновского страшновато. Убийство на улице Данте я недавно впервые случайно посмотрела, согласна очень с вашим описанием фильма. Конечно, эти надрывные страсти и плакатные речи смотрятся сейчас очень старомодно, но Козаков невозможно красив там и мерзавец у него великолепно получился. Смоктуновского там при этом не помню вообще, что неудивительно. И мне очень нравится фильм Девять дней одного года - любимый фильм с Баталовым. Да, несколько романтичный и пафосный, но все равно он такой светлый и красивый. Героиня Лавровой подбешивает, согласна. Хотелось от нее какой-то более взрослой позиции. Вообще мне всегда казалось, что в Смоктуновском есть что-то маниакальное. Если бы он сыграл какого-нибудь Ганнибала Лектора, это был бы ужасающий персонаж. Спорили недавно с подругой, кто лучше читает Пушкина - Смоктуновский или Козаков. Она предпочитает первого, а мне вот в его чтении что-то нездоровое видится и слышится, я предпочитаю Козакова)

gde_sluhi_tam_ya
gde_sluhi_tam_ya

Misa, спасибо за отзыв! Про "маниакальное" действительно многие пишут, если ищешь информацию о Смоктуновском в интернете.
Мне он, по ощущениям, видится человеком с какой-то темнотой внутри, но умным и сильным, и умеющим эту темноту сдерживать. Дальше виделся иначе, он казался уязвимым и каким-то обреченным.
Насчет него в роли маньяка интересная мысль, мне это не приходило в голову, а ведь правда так.

Misa
Misa

gde_sluhi_tam_ya, да, мне тоже он таким видится. Этот его вкрадчивый голос и внимательный взгляд. Не случайно он играл Гамлета, да и на роль Деточкина Рязанов позвал именно его, хотя изначально хотел Никулина.
В роли Дяди Вани у Кончаловского он отлично играет такого тяжелого рефлексирующего персонажа.

Za-za-Zuuuu
Za-za-Zuuuu

Misa, ну у него же офиц что -то с психикой потом случилось.. он принимал таблетки.. не буду диагноз "вспоминать", боюсь ошибиться
или я путаю его с кем-то...

SesilyAlvares
SesilyAlvares

Za-za-Zuuuu, скорее всего с Юрием Яковлевым после работы над "Идиотом"

Za-za-Zuuuu
Za-za-Zuuuu

SesilyAlvares, Яковлев ?! нет точно не он.. уже в солидном возрасте у Смактуновского был диагноз, при Союзе..

olysita
olysita

Misa, вот я из за этого и не люблю Смоктуновского, почему то всегда казался маньяком и извращугой, я об этом в других комментариях не писала, но, прочитав ваши впечатления, убедилась, что есть в нём такое неприятное, хотя в молодости он не вызывает такие чувства, тот же Деточкин)

marianna8339
marianna8339

Misa, абсолютно согласна с вашими ощущениями. Я, читая пост, даже подумала, что надо бы поискать личные воспоминания современников о нем. Кажется, что в нем было, что- то неправильное, далеко спрятанное от на8их глаз. Но, скореевсего, это—эффект идентификации героя с актером.
Читала какие-то воспоминания Риммы Марковой, где она рассказывает, как они с братом Леонидом добирались в Москву, по-моему, из Махачкалы. К ним в попутчики напросился Смоктуновский. Добирались долго, на перекладных , попадали в разные ситуации. И там он очень хорошо ею характеризуется. Остались друзьями на всю жизнь. Очень много фотографий в интернете.

Bluz
Bluz

Misa, про Ганнибала здорово подметили))
я не могла слушать Смоктуновского (аудиокниги). Долгое время думала со мной что-то не так...

KatrinZeta
KatrinZeta

Misa, тогда советую посмотреть с ним Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда. Смоктуновский играет Джекила, но все повествование ведётся от его лица и его голосом, плюс сам доктор к концу уже явно в таком пограничном состоянии. Думаю, все книгу читали, помнят по какой причине. Так что не маньяк, но очень рядом. И на мой вкус фильм снят просто потрясающе, абсолютное попадание в атмосферу, которая ощущалась, когда читала книгу. А вообще, зря вы так его демонизируете) Пушкина он шикарно читает, особенно сказки. Просто он настолько перевоплощается в каждого героя, причем мы это ощущаем, слыша только его голос, это что-то сверхъестественное. Возможно, кого-то это может пугать))

Misa
Misa

KatrinZeta, спасибо, посмотрю! Я не то чтобы его демонизирую, но именно его прочтение Евгения Онегина мне не зашло)

KatrinZeta
KatrinZeta

Misa, думаю, дело вкуса) мы же все сами читали и в голове представляли, как это должно по-нашему звучать. Видимо прочтение Смоктуновского максимально далеко от вашего представления.

Cat01
Cat01

Спасибо, автор. Замечательный пост.
Прекрасный Иннокентий Михайлович. Очень люблю его роль в фильме о Шерлоке Холмсе "Двадцатый век начинается". Понравилась работа в картине "Запретная зона" 1988 г. Хоть и маленькая роль, но очень запоминающаяся. Рекомендую к просмотру.
Ещё заинтересовалась картиной "Сердце не камень" 1989 г. Увидела небольшой отрывок по телевизору. Елена Яковлева, Наталья Гундарева, Олег Табаков. Надо смотреть.
"Дети солнца" интересная картина. И конечно "Берегись автомобиля" - "Свободу Юрию Деточкину!".

gde_sluhi_tam_ya
gde_sluhi_tam_ya

Cat01, спасибо!

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Прогулки и экскурсии: как Анджелина Джоли с детьми проводит время в Риме
Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Нателла Крапивина и другие на премьере фильма "Медея" в Москве
Елизавета Боярская, Максим Матвеев и другие на премьере сериала "Седьмая симфония" в Санкт-Петербурге
Дочери Табакова, Цыганова и Газманова: знакомимся с новыми дебютантками Бала Tatler
Оксана Акиньшина опубликовала редкие фотографии своих детей
Константин Хабенский стал художественным руководителем МХТ имени Чехова
Князь Монако Альбер II рассказал, когда его жена княгиня Шарлен вернется в Монако
На Марка Цукерберга и его жену подали в суд за домогательства, дискриминацию и гомофобию
Илон Маск стал самым богатым человеком в истории по версии Forbes
Эмили Ратажковски рассказала о тяжелых родах: "Боль была всеобъемлющей"
Кристен Стюарт, Адриана Лима, Эшли Бенсон и другие на премьере фильма "Спенсер" в Лос-Анджелесе
Битва платьев: Лорд против Соланж Ноулз
Пропавшая актриса Светлана Светличная найдена в Москве
Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Константин Хабенский и другие на кинопремии в Москве
Светлана Лобода, жена Моргенштерна, Нино Нинидзе и другие приняли участие в модном показе
Новые подробности исчезновения Светланы Светличной: угрозы перед пропажей и волонтерские поиски
В сети обсуждают новый модный образ Аллы Пугачевой: "Девушка в тренде"
Ким Кардашьян снялась для глянца и рассказала о своей коллаборации с Fendi