Александр Ширвиндт

Немного биографической справки: Александр Ширвиндт родился в 1934 году в Москве в творческой семье; в 1956 году с отличием закончил Театральное училище им. Б.В. Щукина, а с 1970-го работает в Московском академическом театре сатиры, став в 2000-ом году его художественным руководителем. С 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: Андрей Александрович Миронов, Алла Сергеевна Демидова, Наталья Георгиевна Гундарева, Светлана Рябова, Александр Шалвович Пороховщиков, Леонид Трушкин, Амалия Мордвинова, Мария Голубкина, Леонид Исакович Ярмольник, Евгений Александрович Воскресенский и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!). Всего он снялся более, чем в 50-ти фильмах, и несмотря на то, что часто роли были неглавные, но всегда запоминающиеся в его исполнении.

Атаман Кодр

I половина XIX века; беглый конюх Тодор Тобулток вместе со своей возлюбленной Юстинией укрывается от барского гнева, вызванного безответными домогательствами пана Юстинии, в Кодрах. Там он с товарищами создаёт отряд гайдуков, занимающихся грабежом богатых помещиков и помощью бедным людям. За поимку атамана местными властями назначается огромное вознаграждение. В результате предательства одного из гайдуков, также влюбленного в Юстинию, Тодора удается схватить. На этот раз снова на помощь приходит штабс-капитан Василий Богдескул, при непосредственном участии которого Тодор первоначально скрылся в лесах. Богдескул арестован за государственную измену, а атаман вернулся к любимой и к своим товарищам. Но теперь на них объявлена настоящая охота.

Вопреки хронологии смотрела этот фильм последним из выбранного мною списка, и с первых кадров погрузилась в атмосферу старых советских фильмов и молдавский колорит: какие же красивые женщины и мужественные мужчины! К сожалению, очень низкое качество фильма, но даже оно не помешало насладиться кино. Да, очень наивное, идеалистическое, но иногда такой наивности и не хватает в нашей жизни. Только не хватило характерного низкого бархатного голоса Александра Ширвиндта (его озвучивал другой актер), но какой же он красавец здесь! Высокий, красивый, с пламенным взором. Еще отмечу, что пожалуй это его единственная киноработа, где он играет категорически положительного героя, а положительные герои, на мой взгляд, весьма плоски и малоинтересны.

Мнимый больной

Музыкальная комедия по одноименной пьесе Мольера. Богатый отец семейства проводит свои дни в бесконечных лечебных процедурах, приемах лекарств и жалобах домочадцам о своих мнимых страданиях. Он так поглощен своим здоровьем, что готов выдать замуж за молодого врача собственную дочь против ее согласия, ради возможности иметь собственного доктора.

Фильм снят советским «киносказочником» Леонидом Нечаевым, который известен такими постановками как «Приключение Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюбленный» и т.д. Музыку к фильму написал талантливейший Алексей Рыбников, а в актерский состав вошли Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Ролан Быков, Татьяна Васильева, Анатолий Ромашин и другие.

В начале фильма приятно наблюдать за истинной гармоней, царящей между супругами в исполнении Н. Гундаревой и О. Ефремова: «Ах, сударь! Вы не знаете, что значит иметь нежно любимого мужа!». Герой Ефремова – весьма наивный человек, принимающий на веру всё, что ему говорят и радостно следующий любому совету малознакомых людей. Его супруга, которая не скрывает от нас, что самым ценным качеством своего супруга она считает его богатство, весьма умело управляет его решениями в своих интересах.

Экранное время А. Ширвиндта небольшое – всего пара сцен: он играет нотариуса Де Бонфуа, обладающего весьма сомнительными способностями и очень гибким подходом к своей работе, и именно в этом находящий интерес в своей профессии, в то время как его новоявленный клиент обращается к нему как весьма искусному и почтенному человеку. Героя Ширвиндта приглашают в дом с целью составления завещания в интересах горячо любимой супруги, попутно проигнорировав интересы собственных дочерей от предыдущего брака, и нам нет никакого труда догадаться, что нотариус и супруга действуют сообща. Мастерски разыгранная сцена, в которой супруга и нотариус умело приводят наивного главу семейства к нужному решению, убеждая его в своей честности и действиях исключительно в интересах главного героя. Я получила наслаждение от этой сцены, такой актерской игры на полутонах, игра глазами, практически без движений.

Много песен и длинных сцен, затягивающих повествование; периодически нам показывают театральную труппу, расположившуюся недалеко от дома главного героя. Ребенок, который с одинаковым интересом наблюдает как за театральным представлением труппы, так и за бытовыми ситуациями между членами своей семьи, а в конце эмоционально реагирующий на счастливое окончание всех внутренних хитросплетений своей родни. Скажу честно, мне было очень тяжело досмотреть до конца этот фильм и я не совсем поняла необходимость в столь долгом хронометраже и периодических провисаниях в повествовании.

Семь криков в океане

«Люди всегда в масках: почему бы не попробовать их сбросить?...»

На корабле с необычным именем «Spes» (это латинское слово, но никто не может вспомнить его значение) пассажиры I-го класса собираются отметить Рождество, но капитан лайнера сообщает, что началась война и принято решение использовать их корабль как приманку, чтобы отвлечь внимание вражеских кораблей от военной эскадры.

Люблю режиссера Владимира Басова – старшего, и очень обрадовалась, когда обнаружила, что выбрала к просмотру его фильм. Это последний фильм, в котором он выступил режиссером: он умер спустя год после выхода картины.

Мне нравится другая картина В. Басова – «Опасный поворот»: та же камерная атмосфера (ибо снята она по пьесе, что предполагает ограниченное пространство) и всё действие разворачивается в одном помещении, так же всё начинается с легкой светской беседы, но долгие разговоры всегда чреваты, и постепенно темы обсуждений становятся всё более опасными, и нам открываются истинные лица героев картины. Этот фильм во многом повторяет «Опасный поворот»: праздничный прием, сбор нарядно одетых гостей, ни к чему не обязывающая светская беседа, трагическое известие, а дальше маски постепенно сбрасываются и перед нами представляются герои в их настоящем обличии (еще можно сказать, что каждый из них по-своему проходит пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение (осмысление)). Так же прекрасен актерский состав: В. Смехов, А. Ромашин, В. Сафонов, С. Тома и др. Но наверное, сложно два раза заинтересовать одной и той же историей: в итоге практически все герои оказываются достаточно хорошими людьми, прощают друг друга, клянутся в вечной любви ...

Герой А. Ширвиндта по натуре интроверт: несмотря на прием, отстраненно погружен в книгу, молчит на протяжении практически всего фильма, за исключением монолога – исповеди своего героя. И за этой отстраненностью нам открывается боль человека, с которой он сосуществует на протяжении многих лет и через которую воспринимает любое мнимое или реальное событие в своей жизни.

Напоследок хочу упомянуть фильм «Миллион в брачной корзине»: мне кажется, что это единственная картина, в которой Александр Ширвиндт сыграл главную роль – мелкого афериста, выдающего себя за «сеньора из общества». Я не стала заявлять этот фильм в силу его популярности, но воспринимаю его как квинтэссенцию киноработ А. Ширвиндта, а сюжет фильма стал нам ближе, чем в далеком 1985-ом году, когда он был снят.

P.S. Хочу выразить свою благодарность Skarletty за возможность присоединиться к Киноигре.  Это мой первый пост, поэтому очень волнуюсь, что он вышел столь минималистическим и не передал масштаб Личности Александра Анатольевича.

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Александр Ширвиндт

12:06, 25 марта 2021

Автор: bartatdrum

Комменты 39

Аватар

"Улыбайся мне, как я тебе. Так велела Сусанна. Идём к машине. Сусанна всё-таки гений, нас заметили, на нас смотрят. Там несколько человек стоят как парализованные.— А может, мне им помахать? – А Сусанна разрешила? – Нет. – Тогда не надо. Никакой самодеятельности. Всё-таки это наука!"(с)

M

Ширвиндт в Фитиле очень классно играл) Отцы-одиночки, к примеру))

Аватар

Мне тоже нравится Ширвиндт, удивлена, что столько негатива по отношению к нему. Он такой яркий эпизодник и второплановик, крепкий, хороший актер с харизмой. Узнаваем, имя сделал себе, хотя главных ролей почти не играл. И интервью с ним всегда интересные. Вроде бы он был очень дружен с Мироновым и не завидовал его успеху, в отличие от многих. Отличный пост, хорошо написано, спасибо автор!! Сколько же треволнений у Вас с постом было, сочувствую!!

O

Ширвиндт, конечно, играет однотипных персонажей. Но всегда на экране смотрится очень органично. Люблю его тандем с Л. Гурченко в «Небесных ласточках» : «Коко.. – Нет, Карина».))

Аватар

Спасибо за пост. Жаль фотографий нет. Такой он импозантный мужчина. Обожаю. Во всех его ролях - совершенно неподражаем. Голос узнаваем с первого слова. Юмор- всегда в яблочко. Его сарказм никогда не раздражает.

Подождите...