Когда мне в Киноигре попался Родион Нахапетов, я попыталась вспомнить в каких фильмах его видела. И поняла, что не помню его как актёра. Как режиссёра, впрочем, тоже. Помню как он выглядит (хотя было такое, что путала его с Еременко почему-то), очень хорошо помню его голос, слышала про нехорошую историю расставания с Глаголевой. И в общем-то на этом все.

Поэтому проблем с выбором фильмов вообще не было. Открыла список, выбрала с более-менее хорошими рейтингами и вперёд. 

Родился Нахапетов 21 января 1944 года в г. Пятихатки Днепропетровской область, УССР. Успел побыть советским, американским  и российский актёром кино и дубляжа. Кинорежиссер, сценарист и продюсер. Народный артист РСФСР (1985).

Вдаваться в подробности его биографии не хочу, хотя история его детства заслуживает отдельного поста, поэтому приступлю сразу к фильмам. 

«Живет такой парень» 

В общем-то он обыкновенный парень — шофер Пашка Колокольников. Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается с самыми разными людьми. Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым, только если вокруг всем хорошо.

Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит…

Фильм Шукшина и это уже о многом говорит. До этого у меня с фильмами Шукшина складывалось так себе. Целенаправленно не смотрела, если случайно попадались по телевизору - втянуться не могла. Но, в школьные годы рассказами его зачитывалась, как ни странно. 

Этот фильм я оказывается смотрела ещё возможно в юности, о чем вспомнила уже к концу истории. 

Главная роль здесь у Куравлева. Простой парень, который работает шофёром. И вроде бы он прост, но в то же время, не глуп, имеет своё представление о чести, о счастье прежде всего других. Со своим несколько сложнее. Отчасти бесцеремонен, но не так безгранично циничен, как тот же Афоня. 

И герой и то, как его играет Куравлев - это настолько яркое явление, что остальных актеров почти не видно за ним. 

Нахапетов играет инженера, девушка которого понравилась герою Куравлева. Как я поняла у Нахапетова это одна из первых ролей в кино. Оценивать в его работе что-то сложно, экранного времени у его персонажа мало. Тем более, когда первую скрипку играет Куравлев. Но в целом, сыграл неплохо. Да и красив же, зараза. Глаз не оторвать. 

Думаю, именно после этого фильма за Нахапетовым и закрепилось амплуа интеллигента. Сдержанного человека, но с внутренним стержнем, склонным порой на отчаянные поступки во имя чести и любви. 

Фильм мне понравился, хотя пересматривать вряд ли буду.

«Нежность» и «Влюбленные» 

Оба фильма сняты в Узбекистане одними и теми же создателями - режиссёр, сценарист, композитор и др. Да и в целом по духу, атмосфере фильмы схожи. О первой любви, первых потерях, предчувствии чего-то важного, надеждах и будущем и легкой тоске по детству. И какая же там замечательная, проникновенная музыка, которая так отличает фильмы 60-х. 

  «Нежность» состоит из трех новелл («Санджар», «Лена», «Мамура»), связанных общими героями. Когда уходит детство и начинается другая, взрослая жизнь? Вряд ли серьезно задумывался об этом ташкенсткий мальчишка Санжар, главарь подростковой команды.

Вместе с другими ребятами он плавал на автомобильных камерах по мутной городской реке Анхор, презирал девчонок, дрался с другими мальчишками. И вот - нежданная встреча с прекрасной и удивительной девушкой Леной.

И горло перехватывает от предчувствия чего-то незнакомого и прекрасного, от соприкосновения с чудом, которое называется первой любовью. В Ташкент Лена была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Это тяжелое время не сотрется из памяти никогда. С тех пор у нее больное сердце.

Но сейчас Лена счастлива. Она влюблена и любима. Вместе с друзьями и любимым Тимуром она приезжает в степь, в старый кишлак. Беда подкралась неожиданно: спасая мальчика, Лена хватается руками за электрический провод…

Трогательная, светлая история. Несмотря на черно-белую пленку, картинка все равно видится яркой, сочной. Будто ты сам находишься там, на берегу реки в Ташкенте.

Одна новелла плавно перетекает в другую, поэтому история не кажется рваной. 

Главная женская роль у Марии Стерниковой. До чего же невозможная красавица она. Веришь безоговорочно, что в такую можно влюбиться с первого взгляда. Что такая будет иметь много поклонников младше неё, ровесников, старше. 

Хотя то, как она крутила героем Нахапетова Тимуром, особой чести ей не делало. Впрочем, понять ее тоже можно - вроде бы и есть где-то теперь уже далекий парень, друг детства. А рядом настоящий, преданно ее любящий, но не совсем  тот. А может это просто сомнения. Хотя мне сложно было представить, что можно было выбрать кого-то другого, а не молодого Нахапетова. В роли ещё одного инженера он хорош. 

Но был один момент, который меня царапнул. Когда он рассказывает о том, что его возлюбленная погибла, по-моему он не вытянул. 

Когда-то в интервью то ли Миронова (который Евгений), то ли кого-то другого я прочла, что настоящий актёр в моменте, когда играет убитого горем человека, никогда не будет закрывать лицо. А будет до последнего отыгрывать страдание, может даже слезу пустит. У Нахапетова такого не случилось. И горю его я до конца не поверила. Возможно, сказался недостаток опыта. Потому как в другим фильмах я уже подобных промахов не видела. 

Действие в фильме «Влюблённые» также происходит в Ташкенте. Главный герой, Родин, по собственной инициативе расстаётся с девушкой, которая его не любит, и тяжело переживает разлуку. Рустам, второй герой, влюблён, талантлив и успешен. Третий герой, грек по происхождению, находит свою мать и сестру и возвращается на Родину.

Здесь все же небольшая история из биографии Нахапетова. 

Когда я начала смотреть этот фильм, то была уверена, что героя все называют по фамилии - Родин. Позже я прочла, что оказывается, это настоящее имя актёра. Более того, мать его изначально назвала «Родина», но при оформлении свидетельства о рождении посчитали, что имя женское, поэтому записали как «Родин». А после вновь переименовали, но уже в «Родиона», чтобы звучало привычнее. 

Этот фильм произвёл на меня колоссальное впечатление. Он не является продолжением «Нежности», но по атмосфере, духу очень схож с ним. Но в то же время глубже, тоньше, пронзительнее. 

Главный герой - Родин, пожарный на нефтедобывающих скважинах. В силу своей профессии он сдержанный, возможно даже несколько скупой на эмоции человек. Видимо, этого не хватило в нем героине Вертинской, которая ушла к другому. Опять же - променять красивого и вообще отличного парня на мямлю-аспиранта ну такое себе)) Впрочем, такие уж мы женщины. 

И вот сцена, где Родин падает в горную речку и его утягивает сильное течение, швыряет на камни вместе с арбузами… Мне не хватит словарного запаса, чтобы передать всю гамму эмоций героя и своих. Когда его вытянули рыбаки, там такие глаза у Нахапетова, что веришь абсолютно. Он очистился и возродился. 

Второго героя играет Рустам Сагдуллаев, будущий лётчик-Ромео из фильма Быкова. Здесь он ещё совсем зелёный с девственной щетинкой над губой)) Ему приходится переживать из-за матери, которая больна, из-за отца, который не признаёт его. И из-за первой любви, но хотя бы тут все хорошо будет. 

Истории третьего героя внимания уделено мало, возможно оно и к лучшему. Там много пропаганды, хотя юношеский максимализм все сглаживает и делает более достоверным. 

Но в целом от этого фильма я в восторге. Здесь сложилось абсолютно все: сценарий, режиссура, актеры, картинка, виды Ташкента и старинных крепостей. Более того, после ковида имею проблемы со сном, а после просмотра этого фильма чуть ли не впервые уснула сразу и крепко. Словно и меня помотало по порогам речки и очистило от дурного.

Однозначно рекомендую к просмотру. 

И да, какие же узбекские девушки красавицы - глаз не оторвать от этих скул, бровей, волос, кожи и вообще)

«Раба любви»

Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь?..

Я сейчас скажу крамольную вещь и быть мне потом закиданной тапками в комментариях, но буду честной. До Киноигры я видела лишь один фильм Михалкова - «Свой среди чужих, чужой среди своих», и он мне не понравился. В нем сложилось комбо моих нелюбимых тем - Гражданская война в советских фильмах и закос под вестерн. Хотя даже мой папа, не особо питающий тёплые чувства к этому человеку, фильм обожает и пересматривает с удовольствием.

Впрочем, не отметить замечательные актерские работы я там не могла. Однако вот так сложилось - общее впечатление так себе.

Поэтому перед просмотром «Рабы любви» ожидания у меня были заниженными . Возможно, именно это и сыграло на руку. Не думая, что увижу нечто прекрасное, я все ж таки влюбилась в эту картину. 

Тут опять же сложилось все: режиссёр, сценарий, актеры, восхитительная  музыка Артемьева, потрясающая картинка - яркость природы и постановок кадров. 

Здесь тема Гражданской войны и смены политического строя показана именно так, как надо. Ну почти, но я стараюсь закрывать глаза некоторые моменты, чтобы не портить просмотр для себя. 

Переломный момент, герои понимают, что как раньше уже не будет, а как будет - оно им надо? Смогут ли они влиться? Поэтому снимают фильмы здесь и сейчас, живут здесь и сейчас. 

Моя мама всегда отзывалась о Соловей как о манерной актрисе, которая переигрывает и вообще в кадре смотрится чуждо. Однако именно в этом фильме вся ее манерность была к месту. И там, где казалось бы, она переигрывает - это все было в тему. Потому как играть актрису, да ещё такую - а как иначе?

Про Калягина и Басилашвили вообще молчу. Какие же они… слов не подобрать. Что ни фраза, то цитата. Что ни сцена, то потрясающе.

И, конечно, герой поста Нахапетов, сыгравший подпольного революционера Потоцкого. По-моему, если бы у него почти не было слов и он только бы разъезжал на своём автомобиле по пыльным дорогам и посматривал на героиню Соловей влюблённо и чуть снисходительно, и этого было бы достаточно)) Ну хорош же, чертяка. Но его монолог, где он упрекает в узости  взглядов свою возлюбленную - проникновенный, честный, порывистый. И все это под гениальную музыку Артемьева, что аж комок в горле.

В общем, такого Михалкова я смотреть согласна))

«Поздняя любовь»

По одноименной пьесе А.Н. Островского. О верности и коварстве, о чистоте человеческих чувств и вере в подлинное счастье…

Люблю Островского прежде всего в театре, а в фильмах сразу же вспоминается совершенно замечательный  «Жесткой романс». Здесь ожидала нечто похожее, но увы.

Хотя казалось бы - такой потрясающий актерский состав: 

Смоктуновский - главная звезда фильма, Герасим, честный человек, который оказался в трудной ситуации по чужой вине, но пытающийся найти выход и с достоинством все преодолеть.

 Каменкова со своим чарующим голосом, играющая дочь Герасима. Потерявшая от любви голову и чувство собственного достоинства. Наплевашая на отца. 

Нахапетов - Николай - гуляка, игрок, заблудшая душа, в которую влюбилась героиня Каменковой.

Проклова - первостатейная стерва.

Ханаева - мать Николая. Подобострастная и лебезящая перед героиней Прокловой.

С одной стороны все как всегда - почти нет героев, за которых переживаешь и которых жалко. Хотя здесь отдельно все же стоит Герасим. Смоктуновский - гений однозначно. Любой интонацией,  любой эмоцией он настолько тонко передаёт переживания героя, что смотришь за его игрой открыв рот.

С другой стороны - у меня после просмотра фильма осталось мерзкое послевкусие. Если в том же «Жестком романсе» все как-то закономерно, то тут, когда из единственного честного человека делают дурака и его же попрекают, что он видите ли на проходимца подумал плохо, а проходимец (герой Нахапетова), решивший вдруг поступить честно, обиделся, что его честность не оценили. Все это вызывает чувство брезгливости и к Николаю и к Людмиле, героине Каменковой. Хочется говорить как Станиславский «не верю» - люди так не меняются. Если человек подлец - то это надолго. 

Нет, все сыграли хорошо, хотя на фоне Смоктуновского это архисложно. Но в целом фильм затянут, и мне особого удовольствия не принёс. 

Рекомендовать к просмотру не буду. 

«Торпедоносцы»

Фильм по мотивам военных рассказов Юрия Германа. 1944-й год. Вторая мировая война. Полк морской авиации базируется на небольшом аэродроме. Для летчиков это одновременно — и фронт, и тыл. Они выполняют боевые задания и возвращаются к своим семьям. Но каждый вылет может оказаться последним.

Вот тут заметно, что в основе фильма лежат рассказы. Ибо повествование рваное, дёрганное. И постоянно кажется, будто чего-то не хватает.

Герой Нахапетова получил контузию и пока лечился в госпитале его возлюбленная вышла за другого. Когда он возвращается на свою базу, тот, другой, погибает. 

Казалось бы - война. Но летчики живут со своими семьями. Жены-дети ждут их дома и не все дожидаются. Вот такая двойственность. 

Тут, к слову, играет и Глаголева. Но играет она подругу Нахапетова, которая как раз и не дождалась своего мужа. Причём в его день рождения. 

Садальский здесь играет весельчака-балагура, милого парня. На удивление приятная для него роль.

Жариков - трогательный недотепа, тоже непривычное для него амплуа. Он пытается ухаживать за героиней Кравченко, но из-за нерешительности и, вероятно, отсутствия опыта, получается ерунда)

Герой же моего поста в привычном для себя амплуа, особенно на фоне всех просмотренных мною ранее фильмов. Брошенный, с разбитым сердцем. При этом честный, благородный мужчина. И чего этим женщинам надо?) особенно меня добила фраза героини, которая бросила Нахапетова: «Мог хотя бы сегодня не опоздать». Когда он приехал провожать Глаголеву и эту подругу, садящихся на паром - они уезжали с базы на материк.  Хотя в прошлый раз он опоздал из-за контузии, но кому нужны такие подробности)) Впрочем, героиня эта блеклая и снулая рыба, особенно на фоне яркой Глаголевой. Абсолютно непонятно, что мужчины в ней находили. Возможно, в литературном первоисточнике этот образ более раскрыт, но почему-то прочитать мне это не захотелось, хотя книги о войне люблю. 

В общем, я также не могу рекомендовать этот фильм к просмотру.  В отзывах к этому фильму часто говорят, что это лучший фильм о летчиках ВОВ.  Дескать, он без излишней романтизации, как в том же «В бой идут одни старики». Хотя последний действительно другой по атмосфере, подходу и вообще. Но он душевный и проникновенный.  А «Торпедоносцы» словно в погоне за излишней достоверностью потерял весь изюм. И получился производственный роман, который почему-то не вызывал особых эмоций, ну если только местами раздражение. Не цепляет и все тут. Даже в сцене, когда героиня Глаголевой узнаёт о смерти мужа, даже когда лётчики видят обломки парома, на котором уехали их близкие - вот ничего в душе не колыхнулось. Холодный фильм, не то, чтобы поверхностный, но будто галопам по европам проскакали. Будто хотелось показать всего и побольше, а в результате не довели до ума ничего. 

На самом деле я рада, что мне достался именно этот актёр. Открыла для себя много новых фильмов.

Сначала я ещё хотела посмотреть на Нахапетова как режиссёра, но решила все же это сделать после киноигры, чтобы не смазывать впечатление как об актере. А актёр он замечательный. Ну и красавец-мужчина же.

Про личные качества сказать ничего не могу - опять же специально не стала вдаваться в подробности личной жизни, чтобы не смазывать впечатление.

Всем спасибо за внимание, а Skarletty за организацию киноигры!

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Родион Нахапетов

11:49, 16 марта 2021

Автор: Olga_Smirnykh

Комменты 83

A

Я его тоже всегда с Еременко путала, красивые мужчины конечно

Аватар

Очень ждала пост про него. "Рабу любви" начинала смотреть наверное раз семь и после первых минут бросала, но когда втянулась, то поняла что это нечто, действительно золотой фонд кино. Нахапетов там просто изумительный, как он смотрит на актрису сидя на балконе просто отрыв! "Влюбленные" это просто гимн молодости, и музыка, и то как они едут на мотоцикле по воде и его танец по моему просто гениально. Эта картина очень крепко засела в голове.

M

Хорош и как актёр, и как режиссёр. Только американское его кино не смотрела. Автор, вы молодец! Про детство надо было написать, на мой взгляд. Там кино снимать можно.

M

« Раба любви» один из самых любимых фильмов Михалкова, очень тонкий, атмосферный. Нахапетов там красавец, Соловей - сама воздушность, наивность, драматичность. И невероятная музыка, которая заполняет душу. Для Артемьева музыкальная тема « Где же ты душа?» очень личная- в это время его жена и сын попали в тяжелую аварию, сын был в очень тяжелом состоянии, долго лечили. С Нахапетовым есть еще фильм Валентина, тоже сильная работа.

N

недавно пересматривала "Торпедоносцы", тяжеловато смотреть , но это того стоит ps из последних работ сериал, спродюсированный Нахапетовым в США , тоже ничего был

Подождите...