Мой второй герой в Киноигре человек очень сложный, неординарный, невероятно одарённый, особенный, герой и символ целого поколения - Владимир Семёнович Высоцкий.

Переоценить значение этого человека для нашей культуры сложно. И тут во главе стоят не только и не столько актёрские работы Владимира Семёновича, о чём, к сожалению, не многие задумываются. Высоцкий великий русский поэт, гений своего времени. Его долго называли бардом, но это в корне неверно, и к счастью от этого уже лет 10 как планомерно уходят. Он именно поэт и стихи у него всегда первостепенны. В литературе он уже давно признан и изучается наравне с другими нашими классиками. Как выпускник филфака подтверждаю.

Но здесь я порассуждаю, поделюсь своими мыслями именно об актерских работах большого русского поэта, который по сути один из самых народных в нашей истории.  

Оговорюсь, что не буду уделять внимания его жизни вне кино. Мы итак знаем об этом человеке даже слишком много. И это «много» часто заслоняет в сознании его работы. Ведь у нас почти у всех отпечатано в мозгу, что «гений и злодейство - две вещи несовместные».  При этом редкого гения можно назвать по-настоящему хорошим человеком в понимании многих. Как к человеку, реальной личности, к Высоцкому у меня очень сложное отношение. Как многие безмерно одарённые люди, он был сконцентрирован на себе и в себе, своём деле, за которое горел. Окружающие его люди, даже любимые, оказывались ресурсом для выработки, они никогда не становились на первое место. Одним словом, самым близким и любимым он по разным причинам и без злого умысла, но причинил много боли и страданий. Даже не касаясь пагубных привычек, о которых часто и много где говорено и написано, человеком он был сложным. В том числе и на съёмках. И одновременно с этим, высокопрофессиональным. Даже небольшие роли в его исполнении производят впечатление. И видно, что он прорабатывал каждый жест, взгляд. Есть в них правда образа и какая-то характерная энергетика. Причём для каждого образа она своя. И режиссёры это вероятно чувствовали. Достаточно посмотреть его ранние фильмы с небольшими ролями. И тут отличный пример:

Штрафной удар

Фильм 63-го года. Комичная и одновременно поучительная история из разряда тех, что могли появиться в журнале Крокодил или Фитиль. Если в двух словах, то фильм о спортивных махинациях и подменах на зимних межрайонных соревнованиях. Скандал прямо на злобу дня, только без допинга и доброжелательных иностранцев. 

Лёгкий приятный фильм хронометражем чуть больше часа. Блистательный Пуговкин в образе слишком предприимчивого районного чиновника и шикарные картины зимней природы уже обеспечат вам приятные впечатления от просмотра. Искрящийся снег на склонах, стройные ёлочки, как на картинке, спортивная молодежь, легкое и задорное музыкальное сопровождение. В морозном воздухе так и витает дух позитива, свободы, ожидания чего-то прекрасного. Все как мы любим, на дворе 60-е. 

Центральный герой, который должен будет получить заслуженное наказанье - высокий красавец-хоккеист. Тут Владимир Семёнович по характеру и главную роль с лёгкостью бы сделал, но по фактуре не подходил, мелковат для нападающего. Зато прекрасно справляется с ролью одного из «друзей-соучастников» - спортивного гимнаста, специализирующегося на упражнениях с конём. Хотя, тут по сценарию не без курьёзов. Герою Высоцкого пришлось иметь дело не с гимнастическим, а вполне настоящим конём. Наверное многие из вас знают, что Владимир Семёнович всю жизнь жёстко держал себя в прекрасный физической форме и ряд гимнастических упражнений мог выполнить, не уступая спортсменам.  И в фильме Высокому предстояло сделать сальто назад, когда лошадь заходила на препятствие, и попасть в седло другой лошади. Естественно, что касалось попадания в седло другой лошади, было сделано за счёт комбинированной съемки и монтажа, но основной трюк Владимир Семёнович выполнил сам. А до этого несколько месяцев тренировался на ипподроме. На фоне этого, трюк на лошади, когда герой одним эффектным движением переворачивается в седле из положения задом наперёд в нормальное, просто семечки. Тут Высоцкий явно обошёлся своими силами.

И как ни крути, молодой Высоцкий, которому на момент съёмок всего 25 лет, даже не в главной роли притягивает к себе внимание. Это ещё до того, как он стал «тем самым Высоцким». Чисто энергетически его персонаж такой самый живой и активный из всех товарищей подельников. Да, ничего сверхъестественного, да и экранного времени не особенно много, но персонаж запоминающийся. 

И кстати, о молодости. Когда смотрела фильм, лицо, фигура Владимира Семёновича сразу же мне напомнили мои мысли, которые с завидной регулярностью появляются у меня в последние года 1,5-2. Зачем, ну зачем современные режиссёры, а точнее режиссёры в паре с ассистентами по подбору актеров делают в своих фильмах из Высоцкого какого-то квадратного мордоворота. Началось всё с печально известного «Спасибо, что живой». Безруков актёр хороший, ну правда, но внешне совершенно не похож. Да, он тоже невысокий, но он все же повыше и более широкий и в плечах и в груди. Да и строение лица совсем другое. Пропорции другие. И чтобы этим жутким пластическим гримом сделать из него Высоцкого, пришлось ещё больше расширить итак не узкое лицо. В итоге получился шкафчик, куда ни посмотри. И вот этот образ все почему-то взяли за лекало. Если не ошибаюсь, ещё в двух сериалах про наше советское прошлое, где Высоцкий проходит вскользь, как образ, примета времени. И опять квадратный шкафчик.

А ведь Владимир Семёнович довольно изящный человек был. Он ведь прекрасно вписывался в исторические костюмные фильмы.  И играл там далеко не коренастых крестьян. Да, он всегда подтянутый, спортивный. Но при этом небольшого роста, и о косой сажени в плечах там и речи не было. Лицо скорее овальное, с ярко выраженным вытянутым подбородком. Такие выраженные скулы появились позже, уже в зрелом возрасте. И во многом благодаря его знаменитому «игранию» желваками, напряжению мышц и скул, когда в только ему свойственной манере исполнял песни. А потом и некоторые роли.

Я родом из детства

Фильм потрясающий, в чём-то на мой взгляд даже гениальный в своей простоте и обрывочности. Хочется не сказать, а прокричать нашим сегодняшним режиссерам, снимающим бездарные поделки о войне: «Вот, смотрите как надо снимать, смотрите!». Небольшой полуторачасовой фильм, в котором вроде бы подробно ни о чём и не рассказано, всё урывки, кусочки жизни. Но недосказанности не чувствуется, мы понимаем всё, что остаётся между кадрами. 

И какая же прекрасная любовная сцена: с фронта домой приезжает муж. Не насовсем, короткая побывка меньше суток. По сути у него есть вечер и ночь, а утром снова уезжать. Он с семьей за столом, рядом жена, сын с дочкой. Девочка ставит музыку. Он приглашает жену танцевать. И они танцуют. И да, это любовная сцена. Ни грамма пошлости, обжиманий, каких-то призывных поз или движений. Только несколько поцелуев, скорее даже прикосновений губами, которые по нынешним временам за поцелуи не посчитают. И его глаза. Я не знаю как актёр так смог сыграть глазами за несколько минут всё, что сейчас пытаются наиграть за целый фильм. Ей Богу, за такое надо Оскары, Пальмовые ветви и Золотых медведей давать. Глаза мужчины, который наконец видит ту самую свою по-настоящему любимую и родную женщину. Он по ней страшно соскучился, по всей. И не придумано ещё таких слов, которые могут передать, как тосковала его душа и тело вдали от неё, и какое это счастье сейчас быть рядом, танцевать с ней под его любимую песню, смотреть ей в глаза. И мы понимаем, что у них будет ночь любви, и уснут они только под утро. Но ничего этого в кадре нет, да и не нужно. Все сказано их глазами. И в душе щемит так, как не будет никогда ни после какой постельной сцены. 

В такие моменты вспоминаются все эти перлы вроде «сиськи покажи» и натуралистичные совокупления, мочеиспускания и тд из нынешних фильмов.  Раньше я как и многие возмущённо думала: «Эти режиссёры со сценаристами с ума чтоли посходили? Ну как, как можно в один момент перестать уметь писать хорошие сценарии и хорошо снимать фильмы. Ведь умели же!» Посмотришь старый фильм, и там умирающий солдатик взглядом всё передаст. И что жизнь его угасла, не начавшись, и что ничего не успел увидеть, сделать. А в жизни его была, если была, только школьная любовь, с целомудренными прогулками и может быть поцелуями. А теперь думаю, может эти режиссёры и сценаристы просто понимают, что некому сегодня так играть. Что не умеет условный Петров, Козловский и Ко этого всего. А талантливых мальчиков и девочек «ноунеймов» в коммерческое кино брать невыгодно. Тут с одной стороны очередь из детей, родственников и детей друзей, с другой - «звёзды» вышеупомянутые, которых надо брать, чтобы кассу сделать.  Но, не будем о грустном, возвращаюсь к прекрасному.

А прекрасно в этом фильме всё. И конечно, игра Владимира Семёновича. Его герой - танкист возвращается домой с фронта, после победы. Оказывается, что он сосед по квартире той самой семьи, о которой выше шла речь. Вроде бы простой, но сильный мужской образ. Ещё на вокзале, только сойдя с состава, герой демонстрирует зрителю свой характер. Решительный, жёсткий, но без перегибов, я бы резюмировала это как образ очень земного повидавшего жизнь мужика. Он без орденов, но обожжённый и после госпиталя. Может затерялись его наградные документы, а может и в плену успел побывать, кто знает. Так вот, прямо на перроне крик, шум, герой Высоцкого куда-то бежит, мы слышим из разговоров толпы, что у кого-то убили всю семью. И в этот момент мы видим офицера, красивого, в форме, орденах... который выходит из горящего вагона, а в руке пистолет. От чего огонь, зачем пистолет, застрелиться? Толком непонятно, только виден надрыв в человеке. К нему подскакивает танкист и громко обращается по званию, как положено. Тот его конечно посылает, на что герой Владимира Семёновича уже тихо, но весомо говорит на ухо товарищу: «тебе что, фронта мало?». Взгляд офицера меняется, он как-будто приходит в чувство. Ситуация решена в момент без криков, заламывания рук и пострадавших.  И самое главное - она не волей сценариста решена, нет здесь фальши.

И дома, встретившись со своей соседкой и ее детьми, он очень по-бытовому, по-житейски ведёт с ними разговоры. А есть ли одежда, ведь у него ничего, кроме гимнастерки, потом небольшое застолье, выпить, поесть. На мой взгляд, Высоцкому удаётся соблюсти баланс и оставить героя на грани. Он с одной стороны не даёт повода этой ещё молодой женщине, да всей семье скатиться в горе (ведь их отец погиб), ведя беседы о войне, да хотя бы дав слабину, окунуться в уныние. А с другой стороны, не переходит в чёрствость и безразличие. Он нормален настолько, насколько это возможно. И потому, что это необходимо. Мы понимаем, что герой многое прошёл и прожил.  И вернулся, чтобы жить. Он как будто на себе держит эту уверенность и определенность, что война закончена, а дальше надо жить, идти вперёд. Ведь все те ужасы, что пройдены, были во имя вот этой простой мирной жизни, как раньше и не смотря ни на что. 

Есть ещё маленький момент, возможно каждый зритель поймёт его для себя по-разному. Но я его вижу так, что герой Владимира Семёновича, тёртый калач, который ко всему привык, демонстрирует по-настоящему мужскую порядочность. Не пользуется моментом женской слабости, потому что чётко видит, не такая это женщина.  Горе её глубоко и правдиво, мужские объятья её не утешат, наоборот. Он это понял за полминуты, но не случайно. Он именно заглянул в неё, захотел понять. Сыграно филигранно.

Вертикаль 

Прекрасный красивейший фильм, который наполнен Высоцким. Но совсем не его экранным образом. Все благодаря песням. Это ведь первый фильм, где прозвучали песни Высоцкого в исполнении автора. Они у Владимира Семёновича всегда настолько живые, что люди любой профессии, о которых в них пелось, были уверены, что автор из их рядов. И я сама искренне не понимаю, как можно написать такие стихи и так их исполнить, не имея никакого отношения к альпинизму. Он в горах-то побывал в первый раз чуть ли не на съёмках этого фильма. Фронтовики, слушая его военные песни не сомневались, что написал их человек, прошедший войну. А ведь Высоцкий был тогда ребенком. Одним словом, чудеса. 

Правда, все участники съёмок по-настоящему окунулись в тему. Ходили по горам в связке, учились пользоваться ледорубом, жили в палатках, поднимались на высоту 3 000 метров, а потом сдавали нормативы. Естественно, всё под руководством опытных альпинистов. В итоге по окончанию съёмок все участники восхождения получили значок «Альпинист СССР». А Владимир Семёнович ещё и богатый материал для целого цикла стихов и песен.

Но вернёмся к самому фильму. Изначально ничего хорошего дело не предвещало. Сценарий был слабым, а «вытаскивать» его хоть в каком-то виде ради выполнения плана киностудии пригласили студентов-выпускников ВГИКА - Станислава Говорухинга и Бориса Дурова. Они решили, что нужны песни и поющий герой. Сразу же предложили роль Юрию Визбору. Он ведь ко всему прочему ещё и горным туризмом занимался. Но тот подумал-подумал и отказался! И тут Говорухин обратился к Высоцкому, не только роли, но и песни которого уже знала вся страна. Тот соглашается, но больше ради песен. От фильма восторгов явно не испытывая. В письме жене он пишет: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссёры, но приятные ребята, фамилии режиссёров Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…». Из этого не получается в итоге вышел настоящий гимн альпинистов на все времена.

К слову, в комментариях к замечательному посту о Василии Лановом начали вспоминать красавцев советского кино. Естественно в том свете, что совсем их немного. Так вот, скажу я вам, красавцев было предостаточно и доказательство этому - фильм «Вертикаль». Просто взгляните на главных героев, есть даже момент с практически обнаженкой, альпинисты «закаляются», умываясь в горном водопаде. Фигуры видно замечательно и они превосходные.

А ещё в этом фильме герою Высоцкого барышня предпочитает другого. В жизни такое представить сложно. Многие современники не раз делились воспоминаниями, что всё внимание женщин Владимир Семёнович захватывал моментально. Если он хотел покорить женщину, шансов устоять не было. Такая от него энергетика и харизма шла, что невозможно было оторваться. Но в фильме этого нет и следа. Хоть мы и знаем, что это Высоцкий, но его личность никак не затмевает героя. А герой этот весьма прост, звёзд с неба не хватает, хоть и хорошо поёт под гитару и не без обаяния, но по впечатлению явно уступает остальным участникам восхождения мужского пола. Я бы сказала, что он такой самый простенький. 

Заметьте, это на фоне того, что рефреном через весь фильм идёт голос того самого легендарного Высоцкого, его песни. А вот этот дядечка в кадре - совсем другой человек, сомнений нет. Что это, если не огромное актёрское мастерство. Немножко от настоящего Высоцкого проскальзывает только в финальных кадрах.

Короткие встречи

И сразу для контраста фильм Киры Муратовой, в котором Высоцкий, не побоюсь этого слова, настоящая роковуха. 

Вроде бы один и тот же актёр, и даже образы похожи. Борода, неброская одежда  по фигуре, там альпинист, а в профессиональной жизни явно трудится в каком-то НИИ, здесь - геолог. И там и здесь - гитара. Но здесь нет ни малейшего сомнения в том, что любая женщина, встретившись с ним взглядами и давшая с собой заговорить утонет в океане его такой настоящей мужской притягательности, силы. Это не принц на белом коне, но тоже романтический герой - мужчина до мозга костей и невероятно внутренне свободный. Он знает, чего хочет в жизни и живёт так, как считает нужным, а не как выгодно, престижно или удобно. И совершенно не удивляешься, что две абсолютно разные женщины полюбили этого мужчину.

Надо сказать, что весь фильм заслуживает отдельного внимания. Он прямо как хороший психологический детектив держит в напряженном внимании с самого первого кадра. И все герои, даже второстепенные исполнены замечательно, а уж главные! Здесь первая роль в кино Нины Руслановой. И на мой взгляд она очень хороша, как-будто и не играет. Кира Муратова сама исполняет ещё одну главную роль. И хорошо исполняет. Единственная моя к ней «претензия» - ну вот внешне она не стопроцентное попадание, не красавица. Да тут и не важна внешность, если честно, просто в фильме проскальзывает высказывание о героине, что она красавица. Вот меня и резануло.

Про героя Высоцкого сказано, что «интересный». Но он здесь и впрямь роковой. Он просто стоит/сидит в кадре, говорит что-то обыденное, а ты смотришь и думаешь: «Да, вот в такого втрескаешься по самое не хочу». Через экран чувствуется этот магнитизм, на который «Вертикали» и намёка нет. Это даже не перевоплощение, в человеке как-будто нутро заменили. И я точно знаю, что без Высоцкого этот фильм был бы другой, потому что герой бы изменился значительно. А ведь так и должно было случиться. На роль геолога был утверждён Станислав Любшин. Он отказался от фильмами пользу съёмок в картине «Щит и меч». Любшин прекрасный актёр, но другая у него тональность. Герой был бы ну совершенно другой, гораздо ближе к «принцу на белом коне». Но думается мне, что фильм бы от этого потерял. Кира Муратова ведь тоже не должна была играть в своём фильме. Утверждённая актриса в последний момент не смогла сниматься. Поэтому можно сказать, что фильм стал именно таким, благодаря стечению ряда обстоятельств. Не читала литературного первоисточника, поэтому не знаю, какими же герои задумывались автором, может быть в этом плане изначально утверждённые актёры подходили больше и были лучше, но я искренне рада, что все переигралось. Благодаря Высоцкому и Муратовой в фильме появились тональности, которые его только обогатили.

Четвёртый 

Фильм в моем списке весьма необычный. Намеренно снят черно-белым, хоть это и 1972 год. Он чем-то напоминает документальный фильм или кинохронику. Скорее всего, отсутствие цвета как раз и призвано было предать такой эффект. А ещё есть в нём некая театральность характерная для киноспектаклей. И ещё я была почти уверена, что это наша экранизация произведения какого-то американского автора. Я в последний год как раз смотрела несколько таких фильмов. Поэтому была удивлена, узнав что это фильм по сценарию Симонова. Очень здорово у него получилось перенять тот язык повествования, ту подачу. 

Фильм очень непростой. И не в плане того, что что-то там очень сложное и умно говорят. Просто он заставляет думать и даже поковыряться в себе, попробовать оценить себя и свою жизнь, свои поступки. Так что это кино не для легкого просмотра в воскресный вечер. Но я все-равно его всем очень рекомендую.

Актерский состав сразу сшибает с ног. Высоцкий, Терехова, Шакуров, Кайдановский, Джигарханян, Соломин, Васильева, Лиепа, Дуров, Будрайтис. Здесь нет маленьких ролей. И речь не про хронометраж. Герой может появиться на экране всего на минуту, но поверьте, вы его запомните. И многих любимых актеров вы увидите с совершенно новой стороны и другими глазами. 

Следуя своей традиции, я не буду пересказывать сюжет. Скажу лишь, что этот фильм - это очень непростой разговор человека со своей совестью. И сам человек этот очень непрост. Когда-то он был готов умереть вместе с экипажем, в котором служил, ради того, чтобы выжили другие. Но он остался жив, война закончилась и молодость с её горячей самоотверженностью, максимализмом тоже закончилась. Он уже давно живёт только своими интересами, и уже не раз изменял сам себе ради карьеры, богатства, комфорта и спокойствия. И он себя уже тысячу раз оправдал и отрёкся от себя того, что был когда-то. Нет переживаний и мук совести. Он давно другой человек. Но вот неожиданная просьба старого знакомого, опасная для него просьба. Казалось бы - просто «нет», он уже не раз так поступал. Но сам себе не веря, он не знает, что делать. Что-то зашевелилось внутри, там, где раньше обитала совесть. Он уже много лет верил, что её нет, он так жил. Сам того же желая, он начинает этот внутренний разговор. Без эмоций, сухо, как на допросе. И этого человека блестяще играет Владимир Семёнович. Мне даже сложно что-то добавить. 

Для полноты картины дам небольшую историко-политическую справку. Через некоторое время после окончания Второй мировой в США был период так называемой «охоты на ведьм» когда известные и значимые в той или иной степени люди должны были доказывать свою лояльность власти и капиталистической идее. Распространения коммунизма тогда боялись как огня, а в Европе в ряде стран он был очень даже популярен, да и в США поклонников этой идеи было достаточно.  К тому же вторая мировая очень сблизила разные системы, дала людям посмотреть друг на друга вживую. Одним словом, была ситуация до бром напоминающая сегодняшнюю. Либо ты сдаёшь друзей, которые были замечены в симпатиях к неправильной идеологии, отрекаешься и осуждаешь, а друзья, кстати, получают реальные сроки. Либо сам становишься замешанным в неприличных симпатиях, а значит твоя карьера летит в Тар-тарары, вход в приличное общество заказан, а сам ты становишься  человеком нерукопожатным. А можешь и присесть на пару лет. Вот так в очередной раз убеждаешься, что времена всегда одинаковые, просто повестка дня по разносу формулируется. А человеку приходится делать выбор - идти на подлость ради своего комфорта и спокойствия, либо дорого платить за право говорить правду и оставаться порядочным человеком. 

Единственная

Очень необычный фильм по рассказу Нилина с россыпью прекрасных актёров. Не зная первоисточника, начав смотреть фильм вы ни за что не догадаетесь, о чём же на самом деле он будет. На мой взгляд, он всё же о любви, какая бы она разная не была. Всем настоятельно рекомендую посмотреть, не пожалеете. 

Конечно звёзды во всех смыслах здесь  Проклова и Золотухин, которые просто потрясающе играют в дуэте. 

У Высоцкого здесь, казалось бы роль совсем незначительная, даже как-то мелковата для него. Но мне кажется, что герой его для фильма знаковый. Это руководитель музыкальной самодеятельности, в которой занимается героиня Прокловой. «Очень я петь люблю», - признаётся она мужу. Девушка она необычная, сильно любит мужа, в этом нет никаких сомнений, но верной женой её не назвать. Когда муж далеко, она привечает других мужчин, чем довольно обыденно и бесхитростно пользуется руководитель самодеятельности.

И тут я вернусь к тому, что на первый взгляд  роль для Высоцкого мелковата. А образ ведь глубже. Во время застолья благодаря комментарию одного из гостей, а потом и из слов самого героя мы понимаем, что он человек со сломанной судьбой, с какой-то жизненной «тайной», поломавшей эту судьбу, даже озлобленный. Когда-то ещё в школьные годы он и его однокашник были талантливыми многообещающими музыкантами. Тот второй - состоялся, ездит на гастроли за границу. А он - руководитель самодеятельности, неудавшийся гений. 

В обычной жизни никто этого не замечает, кажется он просто смирился со своей судьбой, такой тихий неудачник. Очень по-учительски занимается своим самодеятельным ансамблем, между делом получая профит в виде приятного времяпровождения с красивой ученицей.

Но внутри-то клокочет, вырывается из него эта злобная обида, зависть, когда он говорит героине Прокловой, что тот однокашник по сравнению с ним бездарность. И после этого он берет гитару и поёт - поёт Владимир Высоцкий, так, как надо, хоть и в несколько изменённой манере. Но взгляд - такой пустой, ничего не отражающий. И тут мы точно видим, что человек сломленный, ничего в душе у него нет. Поющий герой Высоцкого вызывает не восторг, восхищение, а жалость!  И очень знаково, что именно через него ломается семейная жизнь главных героев, да и просто жизнь. 

Сам Владимир Семёнович позднее на творческих вечерах говорил, что впервые сыграл в этом фильме странную и непривычную для себя роль «обшарпанного соблазнителя».

И кстати роль, хоть она и не главная, Высоцкому сразу понравилась и заинтересовала. К съёмкам он относился очень ответственно и выкраивал для них время в своём тогда очень-очень плотном графике.

Его привлекло внутреннее содержание, многоплановость, «тайна» характера, недосказанность и даже странность поступков героя. Всё это было для него в новинку. Вероятно поэтому, Владимир Семёнович несколько огорчился, когда узнал, что в фильме ему придётся петь. Даже не хотел этого делать. Ведь это было вполне стандартно и даже могло помешать создать нужный образ. Но когда он изучил сценарий и понял, что петь будет несостоявшаяся звезда, завистливый неудачник в поношенном костюме с авоськой с бутылкой кефира и пачкой чая, он согласился. Кстати, эту авоську, оторванные пуговицы на пиджаке, запачканные грязью сандалии, рваный носок и многие другие детали Высоцкий придумал сам. А замшевый пиджак, который для него специально сшили в Доме моделей, несколько дней терли песком и грязью, чтобы он выглядел так, будто ему лет 10 и жизнь его потрепала. Получился яркий образ – одновременно мужественный и жалкий.

Эту необычную роль Владимир Семёнович в буквальном смысле увёл из под носа у Баталова. Режиссёр картины - Иосиф Хейфиц - уже запланировал его на роль. Но незадолго до начала съемок случайно встретился с Высоцким в буфере «Ленфильма». За два года до этого они уже работали вместе в «Плохом хорошем человеке» по чеховской «Дуэли». Хейфиц вспоминал: "Мы радостно обнялись, и он, как обычно, без церемоний, как-то по-свойски, сказал мне, что надо бы нам опять встретиться на съемочной площадке. Я готовился в это время к работе над повестью Нилина и еще не приступал к подбору исполнителей. Но авансом дал обещание пригласить Володю на одну из ролей. И эта роль вскоре определилась. Руководитель клубного кружка песни». 

С учётом всем известных и многими любимых звездных ролей Владимира Семёновича в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Интервенция», «Опасные гастроли», «Плохой хороший человек»,«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» мне думается, по-актёрски ему очень повезло. Да, он не сыграл всего, что хотел, но кому это когда-либо удавалось? Высоцкий не был заложником одного амплуа, получал интересные роли у замечательных режиссёров,  попробовал и показал себя в разных ипостасях. 

Я, честно сказать, под многолетним впечатлением от самых известных работ, как и многие, талант его признавала, но видела только в ярких характерных образах. Это очень перекликается с его реальной натурой. Но после просмотра фильмов для Киноигры совершенно чётко поняла, что Высоцкий был невероятно хороший разноплановый артист. Человеку его темперамента и магнетизма удавалось перевоплощаться в героев совершенно ему противоположных.

При этом как актёр он появился именно благодаря личной решимости и темпераменту. Проучившись полгода в Московском инжинерно-стрительном институте, Высоцкий бросил его и начал готовиться в театральный. И как бросил! Всю новогоднюю ночь со своим школьным другом делал чертежи, без которых их не допустят к сессии. А доделав работу, встал и начал заливать её то ли чернилами, то ли кофе. Потому что решил - не его! И отрезал все пути назад. А потом жизнь показала, что выбор был сделан правильно.

Но сам Владимир Семёнович актёрской судьбой был недоволен. По воспоминаниям друзей и родных он не раз называл себя не «киноактёром», а «фотоактёром». Такая едкая и одновременно горькая отсылка к тому, что  фотопробы редко по его мнению заканчивались ролями. Мне кажется, тут в Высоцком говорил максимализм. Он всегда жил в бешеном ритме, старался успеть сделать как можно больше, максимально реализоваться во всём, чем занимался. Не жил - горел.

У всех актёров груды фотопроб, после которых они так и не получили ролей. Высоцкого и правда не жаловало киношное начальство, его не рекомендовали снимать, и далеко не каждый режиссёр ввязывался в бадания и пробивал для себя актёра. Но он был такой «неугодный» далеко не один. Те же Даль, Дворжецкий, Кайдановский. И они во время простоя и невостребованности, невозможности сыграть то, что хотят и как хотят, страдали страшно. 

Высоцкий же был в совершенно иной ситуации. Это уже был «Владимир Высоцкий», которого знал и буквально боготворил весь Советский Союз. Даже в высоких кабинетах сидели его поклонники. В «Таганке» было много замечательных артистов, но «ломились» на Высоцкого. В театре Любимов давал ему всё, что тот хотел играть. Даже не раз передавал роли, на которые уже были утверждены другие артисты. Песни Высоцкого звучали в каждом дворе, хоть официально его творчество не жаловали. Стихи переписывались и существовали в виде самиздата. Билеты на любую концертную площадку моментально разметали под чистую, если это был концерт Высоцкого. И не нужно было никакой рекламы, афиш, новость разлеталась со скоростью звука.

Он был народным и всенародным. Его боготворит зритель и слушатель. Это ли не счастье для артиста? Но нет, его страшно уязвляло то, что его не признают официально. По воспоминаниям родных, к концу жизни у него накопилась страшная усталость, раздражение от этой борьбы с начальниками. Вот такой человек был, во всём стремился достичь высшей точки. И мне жаль, что он растратил часть своей энергии, жизненной силы на это. Да и просто чувствовал себя неудовлетворённо, когда были все поводы для настоящего счастья. Ведь как ни крути, он был особенным, все это признавали и ему очень многое было позволено, что не позволялось никому. Только у него был шикарный по тем временам Мерседес, жена иностранка, с которой он объездил много стран, включая США и Канаду. Причём не в составе делегации, а самостоятельно. И посещал всех, кого хотел. Например, гостил у Бродского.

Можете себе представить, чтобы кто-то опальный в Союзе был выездным? А потом и заездным обратно. Даже сознательные и идейно-выдержанные такой чести в очереди годами ждали и не все дожидались. Сразу на ум приходит Валерий Харламов. Звезда, гордость страны, на соревнования за границу выезжал, мама испанка! И она домой регулярно ездила. А вот для Харламова мечта побывать в Испании так и не успела осуществиться. Так что как ни крути, за 42 года, Высоцкий очень многое успел сделать и для нас с вами и для себя.

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Владимир Высоцкий

21:06, 14 марта 2021

Автор: KatrinZeta

Комменты 90

Аватар

Очень понравилась ваша статья. Спасибо, было интересно.

Аватар

Спасибо огромное, прекрасный пост! Уникальный поэт и актер, творчество которого не осталось в его времени, а стало частью "культурного кода" миллионов людей и всей нашей страны. Наверное лучший Дон Жуан, который может быть...

G

Замечательно!

Аватар

Автор. Вы очень хороший пост написали, а вот последними абзацами его подсмазали. Зачем рассуждать с точки зрения человека, живущего сегодня, о той сложной системе, иезуитской, неявной, нечестной, которая существовала в Союзе последние 2 десятилетия? Вы перечисляете какие-то "фантики" в виде машины, выездов за границу... Ну, вообще, и Ефремова, и Табакова (у которых тоже были "мерседесы") в тот же период выпускали работать за рубежом, Плисецкой давали возможность целый сезон танцевать за границей, на неё ставили в Гран Опера в Париже. У Высоцкого послабление было обеспечено браком с Мариной Влади, если бы его не выпускали - она бы подняла вой за рубежом. А он, кстати, оказавшись на Западе, никогда не жаловался на проблемы в Союзе. Вёл себя достойно и в рамках правила игры. Но то, что с годами эта игра в кошки-мышки его задавливала - вполне ясно. На то, чтобы всё это описать - не хватит и целого поста, а вы решили вот в конце так "кратко изложить". Зря.

Аватар

один из лучших постов этой киноигры, спасибо большое- ведь Высоцкий для всех нас легенда, не просто артист, а эпоха и часть культуры. Вертикаль не люблю, если честно, даже не знаю почему, остальные фильмы практически все видела, кроме того, где он руководитель ансамбля. У меня вот Ефремов скоро, но так я не смогу написать(

Подождите...