Здравствуйте, уважаемые читатели! Замечательная Киноигра стала для меня настоящим вызовом. Решилась я спонтанно, вдохновившись прекрасными постами участников, но, получив имя актера, совершенно оробела, так как территория советского и российского кинематографа для меня абсолютно неизведанна. Однако, проникшись своим героем, я решила, что будет не совсем честно отступать, и не вспоминать его совсем. Поэтому прощу прощения у знатоков, которые прочитают пост, за недочеты. Фильмы я решила посмотреть в первую очередь, не вникая в детали биографии перед их просмотром, - читала что-то уже после. Я хотела максимально честно попытаться ответить себе на вопрос: понравится ли? 

И да, я просто влюбилась! Мой Герой - народный артист РСФСР Георгий Георгиевич Тараторкин. При первом же взгляде на фото его в молодом возрасте я подумала "Какой красавец с нереально выразительными глазами!", ну а начав смотреть его работы, попала под его обаяние окончательно. Итак, вот они:

«Преступление и наказание», 1969 г., режиссер Лев Кулиджанов

Первый фильм из списка, который я посмотрела. Нужно ли напоминать сюжет? Великое творение Федора Михайловича Достоевского не только криминальная история об убийстве бедным студентом старухи - это повествование о душе человека, о любви, милосердии и духовном перерождении. "Преступление и наказание" одно из самых обсуждаемых литературных произведений со множеством трактовок и смыслов. Подобные вещи, как мне кажется, достаточно сложно перенести на экран, не сделав их так или иначе более прямолинейными. Но эта экранизация, безусловно, блестящая! 

Снятый на черно-белую пленку фильм остаётся невероятно ярким эмоционально. Все актерские краски и ноты становятся за счёт этой графичности крайностей еще ярче, как мне показалось, подчеркивают душевные состояния персонажей и атмосферу города - безусловно, еще одного Героя романа.

vokrug.tv

Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова произвёл на меня неизгладимое впечатление. Это просто оголенный нерв, квинтэссенция человеческих метаний и рефлексий. Внешность, мимика, голос, жесты - все в точку. У меня был свой сложившийся образ мечущегося студента, когда я читала роман, но теперь он просто исчез, потому после просмотра фильма осталось ощущение "встречи" с настоящим человеком, озадачившимся вопросом "тварь ли он дрожащая". Мощно, невероятно талантливо и проникновенно. Хотите испытать катарсис - посмотрите этот фильм.

Позже я узнала о выборе актера на эту роль. Произошло это довольно необычно. К тому моменту на счету Георгия Тараторкина как киноартиста был только дебют в фильме 1967 года "Софья Перовская", где он сыграл роль студента Гриневицкого, который совершил покушение на российского самодержца. Интересно, что спустя 36 лет он сыграет и самого Александра Второго в фильме "Любовь императора". В 1968 году актер тяжело заболел, врачи подозревали у него гангрену. Лежа в больнице, Тараторкин ждал вердикта лечащего доктора, но тут случилось неожиданное – в больницу пришли ассистенты режиссера Льва Кулиджанова. Тот искал актера на главную роль в фильме "Преступление и наказание". Измождённый, усталый вид Георгия оказался именно тем, что искал режиссер - совпадение оказалось потрясающим не только внешне, но и внутренне.

kinopoisk.ru

В целом в фильме просто потрясающий актёрский состав. Мне запали в душу блистательный Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Иванова и пронзительная Татьяна Бедова, чья роль в этом фильме стала дебютной, и, как по мне, тоже невероятно близкой визуально к образу героини Сони Мармеладовой из самого романа. Вся команда создает прекрасное воплощение истории о человеческой душе. Не удивительно, что за роль в этом фильме Георгий Тараторкин, наряду с Иннокентием Смоктуновским, Львом Кулиджановым и другими создателями фильма был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Родион Раскольников, безусловно, стал знаковым персонажем в судьбе Георгия Тараторкина. Критики называли актера "идеальным героем мира Достоевского". На театральных подмостках Тараторкин исполнял роль убийцы старушки-процентщицы более десяти лет. Также на его счету великолепные воплощения Ивана Карамазова в постановке П. Хомского в театре Моссовета и Ставрогина в "Бесах" Ю. Еремина. Однако, это, конечно, не был весь актер. Мир душевных метаний героев великих произведений русской литературы - это всего лишь одна из вершин его таланта.

«Чисто английское убийство», 1974 г., режиссер Самсон Самсонов

Второй фильм из моего списка и снова история преступления - так уж совпало. Но здесь все совершенно иначе. И место действия, и визуальный ряд, и сама идея. И, конечно, Георгий Тараторкин совсем другой. Невероятно красивый в первых кадрах в автомобиле - просто дух захватывает. Аристократ как он есть, даже слишком, если можно так выразиться.

Сюжет фильма выстроен на основе одноименного романа Сирила Хейра, написанного в 1951 году, когда внутриполитическая и экономическая политика консерваторов в Великобритании перестала устраивать избирателей, и власть в послевоенной стране перешла в руки лейбористов. В замке старого и больного лорда Уорбека гостит доктор Ботвинк. На Рождество приезжают избранные родственники и близкие друзья. В полночь праздник прерывается неожиданной смертью сына хозяина. Доктор Ботвинк берется за расследование. Все персонажи связаны между собой сложными и не самыми приятными отношениями. Но доктору удается распутать клубок преступлений.

Этот фильм мне понравился в моем списке больше всего. Пусть он совершенно неспешный и имеет  несостыковки с историческими и бытовыми реалиями в самом поведении героев и их нарядах, например. Просто субъективно для меня здесь сошлось все: детективная история, атмосфера английского поместья, отрезанного от мира и некая театральность происходящего - мне такое очень помогает отвлечься от рутины и погрузиться в магию Кино. Понравилась музыка Эдуарда Артемьева, сработавшего вместе с оркестром кинематографии под управлением Арама Хачатуряна под входившего тогда в моду Поля Мориа. Ни разу за все время я не вспомнила о том, что "леди и джентльмены" явно родились вдали от Великобритании - настолько профессионально актеры отыгрывают свои роли. Просто шикарные мужские персонажи в исполнении Алексея Баталова (доктор Ботвинк), Бориса Иванова (сэр Джулиус Уорбек) и Ивана Переверзева (Бриггс, дворецкий) сопровождаются прекрасными актерскими работами Файме Юрно (леди Камилла Прендергест), Эугении Плешките (миссис Карстерс) и Ирины Муравьевой (Сюзанна).

С Файме Юрно

Единственный для меня "минус" - Георгия Тараторкина мне было мало. Уж очень, на мой взгляд, ему подходит именно такая роль слегка циничного красивого аристократа. Хотелось любоваться ещё и ещё. Так что очень рекомендую к просмотру и буду пересматривать сама. 

«Богач, бедняк», 1982 г., режиссер Арунас Жебрюнас

Kino-teatr.ru

Далее был фильм снова по одноименной книге - очень мною любимой. Помню как буквально даже не заметила как перелетела Атлантику, начав читать ее в самолете. Герои ее тоже в свое время преодолели океан в поисках лучшей жизни.

Kino-teatr.ru

Это трагическая, почти детективная история одной семьи немецкого эмигранта в Америке с 1944 года и до конца 1960-х. Роман Ирвина Шоу принадлежит к числу самых известных и популярных произведений американской литературы XX века. История семьи Джордахов, представленной в нескольких поколениях, разрастается до панорамы всего американского общества. Писатель прослеживает пути, открывающиеся перед «типичными американцами», людьми без корней, стремящимися пробиться, достичь успеха и богатства. Это совсем не голливудская сказка о сбывшейся “американской мечте”, а очень реалистичная, жизненная и полная интереснейших героев история.

Скажу честно, перед просмотром была настроена довольно скептически - сомневалась, что впечатление от фильма, снятого на советской киностудии, о жизни в Америке таких ярких персонажей получится равноценным впечатлениям  от романа. И очень приятно обманулась. Это прекрасное самостоятельное произведение, написанное красивыми визуальными и актерскими красками - просто великолепный Аксель Джордах, например, в исполнении Любомираса Лауцявичюса. Очень понравились вставки архивных съемок, музыкальное сопровождение. Картинка тоже весьма достойно смотрится даже спустя почти сорок лет. Думаю, каждый в этом фильме найдет близкие себе сюжеты. Он очень честный, в нем нет однозначно хороших или плохих персонажей - как и в жизни. И, конечно, он яркая и пронзительная иллюстрация того, что за все в этой жизни нужно платить. 

Георгий Георгиевич безупречно переносит на экран характер своего Рудольфа, прошедшего путь от образцового послушного сына строгих родителей до слегка циничного политического мужа. Хотя, как оказалось, многие критики сочли кинематографический вариант героя положительнее книжного. Здесь он, как мне показалось, выбирая между добром и злом, тот самый человек, который всеми силами старается не переступить через свои принципы и убеждения. Получается ли это у Рудольфа - смотрите и решайте для себя. Он уже не тот персонаж, который будет бесконечно рефлексировать на тему "могу ли я". Здесь у него скорее "я должен". И Георгий Тараторкин снова потрясающе убедителен в этом. И снова нереально органичен в роли иностранца. 

24 часа, 2000 г., режиссер Александр Атанесян 

По сюжету фильма, ослушавшись серьезного предупреждения, профессиональный киллер Феликс выполняет дорогостоящий заказ, поступивший к нему от «профсоюза киллеров». Этот фильм - единственное произведение из моего пока небольшого списка, который я худо-бедно припоминаю в виде то ли видеокассеты то ли диска из своего подросткового возраста. Но смотреть его я в то время не стала. Не очень близка мне была тематика боевиков и "лихих 90-х". А спустя двадцать лет, в принципе, понравилось - я по-прежнему не очень люблю боевики, но люблю картинку, а в этом фильме она удалась. И некая гротескность персонажей вызвала у меня некое подобие ностальгии (но не желания вернуть, конечно!) по отрезку времени в истории нашей страны, который я, как ни крути, застала. И, пожалуй, облегчения, что эта эстетика "профсоюза киллеров" сейчас не является настолько пропагандируемой. 

Режиссер получил приз "Золотой Овен" за лучший дебют. Очень убедительно передал свой образ Андрей Панин, также оцененный критиками премии. И просто идеально Максим Суханов отыграл роль киллера, в моем представлении, - такой немного романтичный, но очень при этом жесткий. Я на каком-то моменте запуталась в интригах суровых парней, и придётся пересматривать фильм ещё, чтобы разобраться кто есть абсолютно отрицательный герой, а кто не очень. Но замечательный Георгий Георгиевич демонстрирует высший класс актёрского мастерства. Ничуть не более разговорчивый, чем главный герой, он, как настоящий крестный отец играет на полутонах, которые становятся очень громкими на фоне действия. В этом фильме мне было предельно ясно - герой Тараторкина точно «имеет право». Его стать, манера говорить идеально подошли на роль Генерала. 

Такие чувства остались у меня после знакомства с замечательным Артистом после просмотра этих фильмов. Мое первое впечатление о красоте внешней дополнилось еще и ощущением благородства, внутренней глубины, великолепной харизмы и стати. Попав под очарование Тараторкина-актера, мне стало интересно узнать и о человеке. 

Немного о личном

Kino-teatr.ru

Георгий Георгиевич Тараторкин родился 11 января 1945 года в Ленинграде, и его семья испытывала трудности, как и множество советских людей в этот период истории. Отец его умер после продолжительной болезни, когда мальчику было всего семь лет. Однако, несмотря на это, Георгий Тараторкин в своих воспоминаниях ранний период своей жизни всегда называл счастливым. В интервью Ксении Лариной на "Эхе Москвы" он говорил: "Так мама … Действительно, она мне все отдала. Господи Боже мой, ведь время-то было. Мама же для того, чтобы, ну, как-то мы выглядели не хуже других, она же работала всегда на двух, а то и на трех работах, на которых, помните, по тем временам платили 300 рублей. Главный бухгалтер. Чудная, чудная. Просто я никогда, ни я, ни сестренка, мы никогда не могли бы вспомнить, ну, какого-то такого воспитательного акта. Был один – была любовь, фантастическая любовь. Вот и это и… не просто помнишь, а этим живешь."

Kino-teatr.ru

В детстве Георгий мечтал стать учителем. После школы он собирался поступать в любимый ленинградский ТЮЗ им. Брянцева учеником художника, с которым были связаны лучшие впечатления из детства - походы в театр были любимым развлечением семьи. Но приходится идти работать осветителем ввиду тяжелого материального положения семьи. И в это самое время у молодого человека происходит судьбоносная встреча с худруком Зиновием Корогодским, который предлагает ему попробовать свои силы и поступить в студию при театре. Конкурс был очень сложным, но Георгий Георгиевич справился, и потом, спустя годы, признавался, что именно Зиновий Яковлевич "подарил ему один из самых больших подарков - веру в себя".

Родному театру Тараторкин посвятил восемь лет, исполняя репертуар, который можно назвать мечтой любого актера - Гамлета, Бориса Годунова, Петра Шмидта, Подхалюзина. А затем у артиста произошла счастливая встреча во время съемок в "Преступлении и наказании" - во всех смыслах самом судьбоносном своем фильме. Георгий Тараторкин знакомится с актрисой московского "Современника" Екатериной Марковой, сыгравшей знаменитую роль Гали Четвертак в "А зори здесь тихие…". Поначалу Георгий Георгиевич не произвел на нее особого впечатления, но, увидев прекрасного актера на сцене в спектакле "После казни прошу…" она поняла, что абсолютно влюбилась в него. А вот будущий муж в интервью признался, что сразу узнал в ней свою судьбу, как только увидел в такси по дороге к общим друзьям.

pinterest.ru

Они поженились в 1970 году. Георгий Георгиевич перебирается в Москву и становится актером театра имени Моссовета, а Екатерина Георгиевна решает полностью посвятить себя созданию литературных произведений - в свое время, помимо Московского театрального училища им. Щукина она закончила еще и Литературный институт, и на ее счету несколько сценариев, а также рассказов и повестей. У супругов появились дети: сын Филипп родился в 1974 году, а дочь Анна в 1982. Филипп Георгиевич стал православным священником и кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории России РГГУ, автором книги о Василии Блаженном, вышедшей в Малой серии ЖЗЛ в 2016 году. Анна Георгиевна продолжила династию и стала актрисой. 

Kino-teatr.ru
Kino-teatr.ru

Георгий Тараторкин продолжал всю жизнь работать в театре, сыграв целую галерею блистательных ролей. В интервью он признавал, что "Часто спрашивают – театр, кино. Замечательно, что была возможность и там, и там. Но, конечно, театр, чудо театра в том, что можно непрерывно прожить судьбу от и до, сколько тебе хватит сил, сколько хватит тебе сознания, сколько хватит сил душевных зрителю с тобою сопереживать, сострадать, радоваться и прочая, и прочая." Всегда готовый на эксперименты, актер снимался и в сериалах, и озвучивал документальные и мультипликационные фильмы.

Kino-teatr.ru

В 1970—1980-е годы, когда поэзия была особенно популярна на эстраде, радио и литературных вечерах, он много выступал с поэтическими программами по произведениям Александра Блока и других поэтов "Серебряного века". С 1996 года Георгий Георгиевич преподавал во ВГИКе актерское мастерство и в этом же году был избран первым секретарем союза театральных деятелей России. С 1995 года являлся президентом ассоциации "Золотая маска", считая что целью ее является сохранение единого театрального пространства в России. Народный артист России Георгий Тараторкин является также Кавалером нескольких орденов, в том числе "За заслуги перед Отечеством".

goldenmask.ru

Георгий Тараторкин ушел из жизни 4 февраля 2017 года. Его семья не делилась подробностями, но, по слухам, причиной стала тяжелая болезнь.

rianovosti

Подводя свои личные итоги, я очень благодарна всем участникам за такую прекрасную Киноигру, а особенно Scarletty за возможность принять в ней участие. И невероятное спасибо за такого во всех смыслах прекрасного Героя и человека - Георгия Георгиевича Тараторкина.

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра: Георгий Тараторкин

19:18, 24 марта 2021

Автор: Sofiyka

Комменты 54

M

Автор, вы так проникновенно написали, что я прослезилась к концу поста. Всегда приятно, когда человек , актёр, нравящийся тебе, нравится ещё кому- то. Тараторкин— советский «аристократ» и «иностранец», эти глаза невозможные, губы четко очерченные, стройный и подтянутый, ну как им можно было не любоваться! Даже в плохоньких фильмах, он играл прекрасно, хоть там и сплошь советские агитки были.

M

Хороший пост, спасибо) Видела актёра только в "Преступление и наказание", понравился во всех отношениях)

Аватар

Какой чудесный пост у вас получился! Видно, что подошли со всей серьзностью к делу и конечно радостно, что вам понравился актер и фильмы! У меня бабушка очень любила Тараторкина. Да он и правда по моим воспоминаниям был в 80-х очень популярен. Внешность у него очень приятная, такая благородная, интеллектуальная. Смотрела какие-то фильмы с ним давно, к игре, увы, времени не было пересмотреть. Но "Чисто английской убийство" точно посмотрю!

Аватар

На мой взгляд, он настоящий красавец. Прекрасный актер. Спасибо за пост!

Аватар

Прекрасный пост, спасибо большое. Я несколько раз смотрела Братьев Карамазовых в Моссовете, он был необыкновенный Иван Карамазов. Выкладывался полностью. И в кино был замечательный и в театре.

Подождите...