Уважаемые сплетницы! Так уж совпало, что второй год подряд 8 Марта я участвую в Киноигре, рассказываю о прекрасных мужчинах, и эта тенденция мне очень нравится. В этом году мне выпала честь представлять признанного мастера, сыгравшего множество любимых вот уже не первым поколением персонажей. 

Василий Семёнович Лановой родился в 1934 году в Москве, в семье уроженцев Одесской области. Родители Ланового перебрались в столицу, спасаясь от неурожая 1931 года. В войну они остались в Москве, а семилетнего Василия и двух его сестёр отправили к бабушке с дедушкой на Украину. Эти несколько лет были страшными для семьи: крупные населённые пункты близ деревни, где жили дети, были заняты немцами, и у родителей не было никакой возможности даже узнать, живы ли они. В 1944 году мать Ланового, ставшая к тому моменту глубоким инвалидом из-за работы на химическом заводе, забрала детей обратно в Москву. 

Однажды школьник Василий с другом пришёл на спектакль театральной студии ЗИЛа. Представление произвело на мальчика такое сильное впечатление, что он решил записаться в драматический кружок. Лановой постепенно набирался опыта на сцене, и его начали ставить на главные роли. В 1951 году спектакль «Аттестат зрелости», где Василий сыграл главную роль, удостоился первой премии на Всесоюзном фестивале самодеятельных театров. 

Мальчику прочат актёрскую карьеру, но сам Лановой не думает о профессии артиста всерьёз. Тем не менее, окончив школу с золотой медалью, Василий идёт подавать документы в Щукинское театральное училище - и проходит огромный конкурс, став одним из двух зачисленных. Но в последний момент передумывает, забирает документы и уходит на престижный факультет журналистики МГУ. Сразу после поступления молодого человека вызывают на пробы в фильм «Аттестат зрелости». Картина имеет успех, и Василий возвращается в Щукинское училище, так и не став в итоге журналистом.

В 1956 году начинающему актёру предлагают роль Павла Корчагина. Этот персонаж был очень популярен у тогдашней молодёжи, и фильм не мог остаться незамеченным. Картина полюбилась зрителю и получила престижные кинонаграды на всесоюзных фестивалях, а за Лановым окончательно закрепилось героико-романтическое амплуа. Впрочем, самому актёру это едва не сослужило дурную службу: в первые годы актёрской карьеры его роли были довольно однотипны. 

С 1957 Лановой - актёр Театра имени Вахтангова. Сотрудничество с театром было долгим и плодотворным и закончилось только в связи со смертью Василия Семёновича. В театре он мастерски перевоплощался в разные образы: Маяковского, Троцкого, Бернарда Шоу, царя Николая. Параллельно играл в кино: «Алые паруса», «Иду на грозу», «Анна Каренина». Лановой, с его тонкими, благородными чертами лица, был как будто создан для ролей интеллигентных молодых учёных, благородных рыцарей и покорителей женских сердец. 

Знаковой для Ланового становится роль Ивана Вараввы в фильме «Офицеры». Картине уже 50 лет, а персонаж Ланового, человек мужества, долга и чести, до сих пор пример для подражания. 

После роли Вараввы к амплуа Ланового добавляется типаж «человека в форме». Начиная с 70х годов, он исполняет целый ряд ролей отважных пограничников, разведчиков, милиционеров. «Пятьдесят на пятьдесят», «Анна и Командор», «Солдаты свободы», «Петровка, 38». Его персонажи - мужественные, самоотверженные люди, для которых борьба с врагами Родины - дело всей жизни.

Лановой был признанным мастером художественного слова. Его проекты имели большое значение для культурного воспитания сначала советской, а затем и российской аудитории. Василий Семёнович принял участие во многих радиоспектаклях и постановках, озвучил циклы программ об О.Берггольц, А.Пушкине, В.Маяковском, А.Блоке и других, а также донёс до советского слушателя произведения Г.Маркова, И.Бабеля, М.Горького, М.Джалиля. В 1979 году Василий Семёнович озвучил масштабный документальный проект «Великая Отечественная», посвящённый роли СССР во Второй Мировой войне и рассчитанный на западного зрителя.

Вёл активную общественную деятельность, был председателем общественного фонда «Армия и культура», членом Общественной палаты, председателем попечительского совета акции «Бессмертный полк», популяризировал идеи патриотического воспитания среди молодёжи. С 1985 года вернулся в «Щуку», но уже в качестве профессора и преподавателя сценической речи.

Лановой был женат трижды. С первой женой, Татьяной Самойловой, они познакомились ещё во время учёбы в «Щуке» и прожили несколько лет. Второй брак длился десять лет и закончился трагически: супруга Ланового, актриса Тамара Зяблова, погибла в автокатастрофе (по некоторым источникам, будучи беременной). Уже через год после её смерти Василий Семёнович женился в третий раз - на Ирине Купченко. Брак оказался крепким и продлился до самой смерти актёра. У Ланового было два сына от Купченко, младший Сергей умер в 2013 году от сердечного приступа.


 

До последних дней жизни Василий Лановой был занят в театре, выходил на сцену. Свой последний спектакль он отыграл 24 декабря 2020, а уже 2 января был госпитализирован с пневмонией, которую так и не смог пережить. Сердце актёра перестало биться 28 января. Ему было 87 лет.

От биографии - к творчеству. Так уж вышло, что практически во всех отобранных мной для просмотра фильмах Василий Семёнович исполнил не главную роль, но на мои впечатления это не повлияло.  

Алые паруса (1961)

К моменту съёмок режиссёр фильма Александр Птушко был уже признанным мастером жанра киносказки. Несмотря на примитивность техники того периода (а начало работы Птушко приходилось ещё на эпоху немого кино), режиссёр привносил в свои проекты удивительные идеи, добавлял импровизированные «спецэффекты», и на экране творилось настоящее волшебство. Но на этот раз перед ним стояла сложная задача: экранизировать Грина, который всего за несколько лет до того был разрешён к чтению в СССР после долгой опалы и обвинений в антисоветчине. 

Чиновники от кинематографа долго не хотели давать добро на съемки. «У вас не получится, - говорили они, - Вы привыкли снимать лёгкие сказочки, а это должен быть романтический и в то же время серьезный, глубокий фильм». Разрешение в итоге было получено, но фильму присвоили самую низкую категорию и выделили до смешного мизерный бюджет. Птушко это не испугало, и он с энтузиазмом взялся за работу.

В качестве актрисы на роль Ассоль режиссёр изначально рассматривал девушек совсем другого типажа и даже утвердил начинающую молдавскую актрису, но художник-постановщик Левон Шенгелия был с ним не согласен и втайне искал другую исполнительницу. Пока не столкнулся однажды в коридорах «Мосфильма» с Лидией Владимировной Вертинской, которую в тот день сопровождала дочь, шестнадцатилетняя Настя. Роль Ассоль стала первой в фильмографии тогдашней школьницы. Греем могли стать Олег Стриженов и Александр Белявский, но выбор пал на 27летнего Ланового. Тот как раз стал очень популярным после роли Павла Корчагина и ему активно предлагали романтические образы.

Фильм снимали в Крыму, а цвет парусов - заслуга специальных фильтров, придуманных Птушко. Фильтры ставились прямо на камеру и давали необходимый оттенок - без них паруса получались кирпичными, к ужасу съёмочной группы.

Лично для меня это был далеко не первый просмотр «Алых парусов», но если в детстве моё внимание было приковано к самой истории (насколько прекрасной и романтической она мне казалась!), то теперь, когда мне за 30, мечты о храбром и прекрасном герое, который всю жизнь искал только меня и теперь приплыл на своём корабле, вызывают лёгкую улыбку. Но сам фильм хороший. Романтическая сказка о любви, мужестве и о том, что нужно всегда следовать своей мечте. Ну или хотя бы стоять на морском берегу навстречу ей. Отличная игра актёров - мне особенно запомнился Иван Порываев в роли сурового моряка и нежного отца Лонгрена. А молодой Лановой - идеальный Грей. Красивый, отважный и с горячим сердцем. Если уж и уплывать на алых парусах, то только с ним. 

Иду на грозу (1965)

Фильм Сергея Микаэляна рассказывает о двух молодых учёных, прослеживая их путь со студенческой скамьи. Сергей (Александр Белявский) категоричен и упрям, Олег (Василий Лановой) гибок и импульсивен. Но их объединяет крепкая дружба и пламенная страсть к изучению грозы. Они оба мечтают проникнуть в самое сердце стихии, научиться управлять ей, доказать, что человек - венец природы и способен покорить её.

Для той эпохи фильм удивительно аполитичен. Это первое, что бросилось в глаза и порадовало. На первый план здесь выходит наука и личность учёных, а не роль партии и её ведущих деятелей. Некоторые моменты, например, вечерний визит друзей к баскетболисту или кругосветное путешествие героя, которое показано мельком, считаю спорными. Они не влияют на смысл фильма и не раскрывают каких-то качеств героев - скорее всего, они были добавлены в сценарий ради следования литературному первоисточнику, с которым я не знакома. 

Готовясь к Киноигре, я читала обсуждения фильма на разных сайтах, и многие говорят о глупых научных ошибках и инфантилизме персонажей, которые в итоге привели к непоправимому. Можно сколько угодно спорить об этом, но по итогу в фильме есть то, за что СССР до сих пор вспоминают с теплом и ностальгией. Тот самый задор молодости и жажда жизни, кипучая и неукротимая. Пожалуй, только в Союзе могли так снимать про вчерашних мальчишек, которые ещё вчера конструировали игрушечные самолётики, а сегодня с тем же энтузиазмом двигают науку вперёд, разрабатывая двигатели для настоящих авиалайнеров. Энтузиасты - те, кто живёт наукой и двигает её вперёд. В большей степени это относится к восторженному герою Белявского, но и Олег - открытый, активный, жизнелюбивый - верен мечте и следует за ней. Хочу выделить Ростислава Плятта, который сыграл светило науки Данкевича. Персонаж получился цельным и харизматичным. А вот Леночка (Жанна Прохоренко), смелая и бесшабашная Леночка, лихо рассекающая по ночной Москве на мотоцикле, разочаровала. В начале фильма она казалась идеальной «боевой подругой» для молодого учёного, но по итогу оказалась ветреной и эгоистичной девушкой, которая к тому же совсем не уважает своего партнёра. 

Несмотря на некоторую наивность фильма, многое здесь «как в жизни». Очередной научный деятель будет давать ложные обещания, чтобы освоить грант, а подлец не только останется безнаказанным, но и займет высокую должность. В общем, если вам нравится кино о бескорыстной дружбе и стремлении к мечте, стоит посмотреть «Иду на грозу». 

Достойное кино. 

Встреча на далеком меридиане (1977)

Смутные сомнения терзают меня каждый раз, когда я сажусь смотреть кино, где актёры играют представителей других наций. Так было и в этот раз. «Встреча на далёком меридиане» - экранизация романа американца Митчелла Уилсона о сотрудничестве учёных- физиков США и СССР.

Всем прекрасно известно, какими были тогда отношения между двумя странами и насколько сильна была идеологическая борьба. Мы стремились заткнуть друг друга за пояс во всех сферах. Если вспомнить другие фильмы эпохи «холодной войны», то американцы в них показаны бездушными и расчётливыми, они типичный продукт капиталистического общества, столь порицаемого советским.

Но главный герой «Встречи», физик Николас Реннер, совсем не такой. Он суров и женат на работе. Сосредоточившись на очередном научном открытии, он и не замечает, как отодвигает на дальний план все другие сферы жизни и людей, которым дорог. Этот герой - живой и настоящий, хотя и «другой» по мировоззрению, и это заметно. Но всё же здесь на первый план выходят человеческие качества, а не среда формирования характера. Довольно необычный случай для кино тех лет, где к тому же изображаются «идеологические враги». 

Доктор Реннер и его советский коллега находятся в очевидной конфронтации, но это не противоборство между странами, а скорее научный диалог между двумя учёными. Конечно же, без идеологии и политики не обошлось. Из уст Дмитрия Гончарова, роль которого исполняет Лановой, то и дело звучат реплики о преимуществе советского строя. Живущий в Москве американец с иронией рассказывает, что у русских достижения одного человека принадлежат всему народу, что за странные люди! Подчёркивается, что у научной среды разных стран были совершенно разные условия для старта. Пока герой Дворжецкого начинал заниматься исследованиями, персонаж Ланового в танке защищал Родину от фашистов, и всё же советские учёные смогли выйти на лидирующие позиции в мировой науке. Уж не знаю, насколько нейтральным идеологически был роман Митчелла, но кино по объективным причинам таким не назовёшь. 

«Встреча на далёком меридиане» - безусловно, фильм-бенефис Владислава Дворжецкого. Его крупные планы, его глаза, мысли, терзания. Большая часть экранного времени уделена именно ему. А ещё это предпоследняя работа Дворжецкого в кино. Прямо со съёмочной площадки он попадёт в больницу, где узнает о двух инфарктах (результат постоянных перегрузок) и уже не сможет оправиться. На следующий год после выхода «Встречи» актёра не станет. 

Герой Ланового Дмитрий Гончаров - полная противоположность своего американского коллеги, постоянно погружённого в раздумья. Он открытый, общительный и обаятельный, всегда готов прийти на помощь, поддержать. Несмотря на незавидное прошлое: тяжёлое детство, а затем войну, Гончаров не сломался и не замкнулся, смог преуспеть в научной карьере и остался располагающим к себе человеком. 

Что касается самого мини-сериала, то он очень «на любителя» и рекомендовать его я не могу. Он намеренно затянут, в нём много крупных планов и молчания, относительно мало событий и действия. Большую часть занимают научные изыскания и долгие диалоги между героями. Образы двух главных героев - пожалуй, единственное, что вызвало у меня интерес. 

Барышня-крестьянка (1995)

Как известно, 90е годы были кризисными для отечественного кинематографа, в основном по причине нехватки финансирования. Прокатные фильмы практически не снимались (в год выхода «Барышни» их было всего 14), а многие актёры стали невостребованными. Но хорошее кино в те годы всё же выходило. «Барышня-крестьянка» - не шедевр и даже с эпохой Пушкина почему-то не ассоциируется лично у меня (скорее с чем-то более поздним). И всё же это уютное, ламповое кино с красивыми русскими пейзажами, приятной музыкой и хорошими актёрами. 

Пересказывать сюжет нет нужды, наверняка все читали «Повести Белкина» и хотя бы в общих чертах помнят находчивую Лизоньку и её маскарад. Фильм режиссёра Алексея Сахарова, хоть и не обошёлся без некоторых вольностей (в основном - в виде обнажённой натуры и сцен бегания молодого барина за раскрепощёнными деревенскими девицами), всё же довольно точно следует первоисточнику. Эти сцены хоть и кажутся иногда чрезмерными, всё же инородными не смотрятся (возможно, оттого, что фильм изначально не ассоциируется с Пушкиным). Возможно, и сам Александр Сергеевич, известный дамский угодник, одобрил бы. 

Не особо люблю Елену Корикову, всегда считала её не более чем «симпатичной девочкой, которая играет однотипных красоток», но здесь она юна, легка и хороша. Роль хохотушки и озорницы Лизы очень подошла ей, на мой взгляд. Её партнёр Дмитрий Щербина понравился меньше (и чему там все восхищались?). А вот отцы - оба, и Куравлёв, и Лановой, были бесподобны. Сцены с ними какие-то по-домашнему тёплые. Хотя, на мой взгляд, роль англомана Муромского больше подощла бы как раз утончённому Лановому. 

Красивый фильм, который вполне можно пересмотреть дождливым вечером, когда плохое настроение. И когда хорошее - тоже.

Герои Ланового из просмотренных мной фильмов сплошь наделены положительными качествами: смелостью, благородством, надёжностью. Это мужчины, которые влюбляют в себя, герои, за которыми хочется следовать. Если судить по этим киноработам и ещё некоторым другим с участием Василия Семёновича, которые я в своё время смотрела, амплуа этого актёра в основном составляли именно такие персонажи. И они были очень «к лицу» этому красивому мужчине с благородным, утончённым лицом и узнаваемым голосом. Мне пока что не попадалось фильмов, где Лановой играл бы негодяя (самовлюблённый наглец Курагин, пожалуй, не в счёт) и было бы даже интересно увидеть его в роли яркого отрицательного персонажа. 

Этот пост - долгострой. Новость о смерти Василия Семёновича застала меня уже в процессе его написания. И, читая комментарии в разных источниках, я видела среди них много разочарованных любимым актёром и той деятельностью, которую он вёл в последние годы. Я не берусь судить и рассуждать на эту тему, хотя и могу понять чувства людей (и буду рада вашим комментариям, если захочется обсудить не только Ланового-актёра). Но в своём посте я попыталась раскрыть именно эту сторону, показать тот вклад, который Василий Семёнович внёс в культурное наследие СССР, а затем и России. Он был замечательным актёром, мастером своего дела, человеком, который подарил нам множество ярких образов на экране и  надолго останется в памяти зрителей и слушателей. 

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Василий Лановой

21:51, 8 марта 2021

Автор: Polosataya_Ya

Комменты 166

W

В фильме "Приступить к ликвидации" он сыграл бывшего военного лётчика полковника Чистякова (он же Алтунин) , ставшего дезертиром и пособником бандитов. Ну и роль Карла Вольфа, обергруппенфюрера СС в "Семнадцати мгновений весны" не назовёшь положительной.))) Спасибо за пост!

S

Мне кажется даже такие оговорки, типа да актёр прекрасный, но вот многие считают, что он что-то не говорил, не то подписал, в отношении масштаба его личности недопустимы. Человек пережил войну, несколько эпох, стал Народным артистом, любимцем многих поколений, а тут какие-то малолетние невежды, его судят. Але, спуститесь на землю, да он хоть сатане может поклоняться и имеет на это право.

S

А мне наоборот в Барышне-крестьянке понравилось. что Куравлев с его "рязанской" внешностью играет утонченного англомана. а Лановой с его внешностью аристократа играет "русского медведя" - такой забавный перевертыш)

Аватар

Красавец, что и говорить. Видела его в театре уже в возрасте, голос был твердый и слышно его было даже в дальних углах зала. В старых фильмах Лановой мне нравится. И спасибо за пост )

Z

Муж был знаком лично с Василием Семёновичем Лановым, был у него в гостях, есть совместные фото. В подарок от Василия Семёновича я получила книгу -биографию Ирины Купченко, выпущенную ограниченым тиражом. Лановой глыба! Интересный собеседник.

Подождите...