Опубликовано пользователем сайта

Про кино

КИНОИГРА. Василий Лановой

166
КИНОИГРА. Василий Лановой

Уважаемые сплетницы! Так уж совпало, что второй год подряд 8 Марта я участвую в Киноигре, рассказываю о прекрасных мужчинах, и эта тенденция мне очень нравится. В этом году мне выпала честь представлять признанного мастера, сыгравшего множество любимых вот уже не первым поколением персонажей. 

Василий Семёнович Лановой родился в 1934 году в Москве, в семье уроженцев Одесской области. Родители Ланового перебрались в столицу, спасаясь от неурожая 1931 года. В войну они остались в Москве, а семилетнего Василия и двух его сестёр отправили к бабушке с дедушкой на Украину. Эти несколько лет были страшными для семьи: крупные населённые пункты близ деревни, где жили дети, были заняты немцами, и у родителей не было никакой возможности даже узнать, живы ли они. В 1944 году мать Ланового, ставшая к тому моменту глубоким инвалидом из-за работы на химическом заводе, забрала детей обратно в Москву. 

Однажды школьник Василий с другом пришёл на спектакль театральной студии ЗИЛа. Представление произвело на мальчика такое сильное впечатление, что он решил записаться в драматический кружок. Лановой постепенно набирался опыта на сцене, и его начали ставить на главные роли. В 1951 году спектакль «Аттестат зрелости», где Василий сыграл главную роль, удостоился первой премии на Всесоюзном фестивале самодеятельных театров. 

Мальчику прочат актёрскую карьеру, но сам Лановой не думает о профессии артиста всерьёз. Тем не менее, окончив школу с золотой медалью, Василий идёт подавать документы в Щукинское театральное училище - и проходит огромный конкурс, став одним из двух зачисленных. Но в последний момент передумывает, забирает документы и уходит на престижный факультет журналистики МГУ. Сразу после поступления молодого человека вызывают на пробы в фильм «Аттестат зрелости». Картина имеет успех, и Василий возвращается в Щукинское училище, так и не став в итоге журналистом.

В 1956 году начинающему актёру предлагают роль Павла Корчагина. Этот персонаж был очень популярен у тогдашней молодёжи, и фильм не мог остаться незамеченным. Картина полюбилась зрителю и получила престижные кинонаграды на всесоюзных фестивалях, а за Лановым окончательно закрепилось героико-романтическое амплуа. Впрочем, самому актёру это едва не сослужило дурную службу: в первые годы актёрской карьеры его роли были довольно однотипны. 

С 1957 Лановой - актёр Театра имени Вахтангова. Сотрудничество с театром было долгим и плодотворным и закончилось только в связи со смертью Василия Семёновича. В театре он мастерски перевоплощался в разные образы: Маяковского, Троцкого, Бернарда Шоу, царя Николая. Параллельно играл в кино: «Алые паруса», «Иду на грозу», «Анна Каренина». Лановой, с его тонкими, благородными чертами лица, был как будто создан для ролей интеллигентных молодых учёных, благородных рыцарей и покорителей женских сердец. 

Знаковой для Ланового становится роль Ивана Вараввы в фильме «Офицеры». Картине уже 50 лет, а персонаж Ланового, человек мужества, долга и чести, до сих пор пример для подражания. 

После роли Вараввы к амплуа Ланового добавляется типаж «человека в форме». Начиная с 70х годов, он исполняет целый ряд ролей отважных пограничников, разведчиков, милиционеров. «Пятьдесят на пятьдесят», «Анна и Командор», «Солдаты свободы», «Петровка, 38». Его персонажи - мужественные, самоотверженные люди, для которых борьба с врагами Родины - дело всей жизни.

Лановой был признанным мастером художественного слова. Его проекты имели большое значение для культурного воспитания сначала советской, а затем и российской аудитории. Василий Семёнович принял участие во многих радиоспектаклях и постановках, озвучил циклы программ об О.Берггольц, А.Пушкине, В.Маяковском, А.Блоке и других, а также донёс до советского слушателя произведения Г.Маркова, И.Бабеля, М.Горького, М.Джалиля. В 1979 году Василий Семёнович озвучил масштабный документальный проект «Великая Отечественная», посвящённый роли СССР во Второй Мировой войне и рассчитанный на западного зрителя.

Вёл активную общественную деятельность, был председателем общественного фонда «Армия и культура», членом Общественной палаты, председателем попечительского совета акции «Бессмертный полк», популяризировал идеи патриотического воспитания среди молодёжи. С 1985 года вернулся в «Щуку», но уже в качестве профессора и преподавателя сценической речи.

Лановой был женат трижды. С первой женой, Татьяной Самойловой, они познакомились ещё во время учёбы в «Щуке» и прожили несколько лет. Второй брак длился десять лет и закончился трагически: супруга Ланового, актриса Тамара Зяблова, погибла в автокатастрофе (по некоторым источникам, будучи беременной). Уже через год после её смерти Василий Семёнович женился в третий раз - на Ирине Купченко. Брак оказался крепким и продлился до самой смерти актёра. У Ланового было два сына от Купченко, младший Сергей умер в 2013 году от сердечного приступа.


 

До последних дней жизни Василий Лановой был занят в театре, выходил на сцену. Свой последний спектакль он отыграл 24 декабря 2020, а уже 2 января был госпитализирован с пневмонией, которую так и не смог пережить. Сердце актёра перестало биться 28 января. Ему было 87 лет.

От биографии - к творчеству. Так уж вышло, что практически во всех отобранных мной для просмотра фильмах Василий Семёнович исполнил не главную роль, но на мои впечатления это не повлияло.  

Алые паруса (1961)

К моменту съёмок режиссёр фильма Александр Птушко был уже признанным мастером жанра киносказки. Несмотря на примитивность техники того периода (а начало работы Птушко приходилось ещё на эпоху немого кино), режиссёр привносил в свои проекты удивительные идеи, добавлял импровизированные «спецэффекты», и на экране творилось настоящее волшебство. Но на этот раз перед ним стояла сложная задача: экранизировать Грина, который всего за несколько лет до того был разрешён к чтению в СССР после долгой опалы и обвинений в антисоветчине. 

Чиновники от кинематографа долго не хотели давать добро на съемки. «У вас не получится, - говорили они, - Вы привыкли снимать лёгкие сказочки, а это должен быть романтический и в то же время серьезный, глубокий фильм». Разрешение в итоге было получено, но фильму присвоили самую низкую категорию и выделили до смешного мизерный бюджет. Птушко это не испугало, и он с энтузиазмом взялся за работу.

В качестве актрисы на роль Ассоль режиссёр изначально рассматривал девушек совсем другого типажа и даже утвердил начинающую молдавскую актрису, но художник-постановщик Левон Шенгелия был с ним не согласен и втайне искал другую исполнительницу. Пока не столкнулся однажды в коридорах «Мосфильма» с Лидией Владимировной Вертинской, которую в тот день сопровождала дочь, шестнадцатилетняя Настя. Роль Ассоль стала первой в фильмографии тогдашней школьницы. Греем могли стать Олег Стриженов и Александр Белявский, но выбор пал на 27летнего Ланового. Тот как раз стал очень популярным после роли Павла Корчагина и ему активно предлагали романтические образы.

Фильм снимали в Крыму, а цвет парусов - заслуга специальных фильтров, придуманных Птушко. Фильтры ставились прямо на камеру и давали необходимый оттенок - без них паруса получались кирпичными, к ужасу съёмочной группы.

Лично для меня это был далеко не первый просмотр «Алых парусов», но если в детстве моё внимание было приковано к самой истории (насколько прекрасной и романтической она мне казалась!), то теперь, когда мне за 30, мечты о храбром и прекрасном герое, который всю жизнь искал только меня и теперь приплыл на своём корабле, вызывают лёгкую улыбку. Но сам фильм хороший. Романтическая сказка о любви, мужестве и о том, что нужно всегда следовать своей мечте. Ну или хотя бы стоять на морском берегу навстречу ей. Отличная игра актёров - мне особенно запомнился Иван Порываев в роли сурового моряка и нежного отца Лонгрена. А молодой Лановой - идеальный Грей. Красивый, отважный и с горячим сердцем. Если уж и уплывать на алых парусах, то только с ним. 

Иду на грозу (1965)

Фильм Сергея Микаэляна рассказывает о двух молодых учёных, прослеживая их путь со студенческой скамьи. Сергей (Александр Белявский) категоричен и упрям, Олег (Василий Лановой) гибок и импульсивен. Но их объединяет крепкая дружба и пламенная страсть к изучению грозы. Они оба мечтают проникнуть в самое сердце стихии, научиться управлять ей, доказать, что человек - венец природы и способен покорить её.

Для той эпохи фильм удивительно аполитичен. Это первое, что бросилось в глаза и порадовало. На первый план здесь выходит наука и личность учёных, а не роль партии и её ведущих деятелей. Некоторые моменты, например, вечерний визит друзей к баскетболисту или кругосветное путешествие героя, которое показано мельком, считаю спорными. Они не влияют на смысл фильма и не раскрывают каких-то качеств героев - скорее всего, они были добавлены в сценарий ради следования литературному первоисточнику, с которым я не знакома. 

Готовясь к Киноигре, я читала обсуждения фильма на разных сайтах, и многие говорят о глупых научных ошибках и инфантилизме персонажей, которые в итоге привели к непоправимому. Можно сколько угодно спорить об этом, но по итогу в фильме есть то, за что СССР до сих пор вспоминают с теплом и ностальгией. Тот самый задор молодости и жажда жизни, кипучая и неукротимая. Пожалуй, только в Союзе могли так снимать про вчерашних мальчишек, которые ещё вчера конструировали игрушечные самолётики, а сегодня с тем же энтузиазмом двигают науку вперёд, разрабатывая двигатели для настоящих авиалайнеров. Энтузиасты - те, кто живёт наукой и двигает её вперёд. В большей степени это относится к восторженному герою Белявского, но и Олег - открытый, активный, жизнелюбивый - верен мечте и следует за ней. Хочу выделить Ростислава Плятта, который сыграл светило науки Данкевича. Персонаж получился цельным и харизматичным. А вот Леночка (Жанна Прохоренко), смелая и бесшабашная Леночка, лихо рассекающая по ночной Москве на мотоцикле, разочаровала. В начале фильма она казалась идеальной «боевой подругой» для молодого учёного, но по итогу оказалась ветреной и эгоистичной девушкой, которая к тому же совсем не уважает своего партнёра. 

Несмотря на некоторую наивность фильма, многое здесь «как в жизни». Очередной научный деятель будет давать ложные обещания, чтобы освоить грант, а подлец не только останется безнаказанным, но и займет высокую должность. В общем, если вам нравится кино о бескорыстной дружбе и стремлении к мечте, стоит посмотреть «Иду на грозу». 

Достойное кино. 

Встреча на далеком меридиане (1977)

Смутные сомнения терзают меня каждый раз, когда я сажусь смотреть кино, где актёры играют представителей других наций. Так было и в этот раз. «Встреча на далёком меридиане» - экранизация романа американца Митчелла Уилсона о сотрудничестве учёных- физиков США и СССР.

Всем прекрасно известно, какими были тогда отношения между двумя странами и насколько сильна была идеологическая борьба. Мы стремились заткнуть друг друга за пояс во всех сферах. Если вспомнить другие фильмы эпохи «холодной войны», то американцы в них показаны бездушными и расчётливыми, они типичный продукт капиталистического общества, столь порицаемого советским.

Но главный герой «Встречи», физик Николас Реннер, совсем не такой. Он суров и женат на работе. Сосредоточившись на очередном научном открытии, он и не замечает, как отодвигает на дальний план все другие сферы жизни и людей, которым дорог. Этот герой - живой и настоящий, хотя и «другой» по мировоззрению, и это заметно. Но всё же здесь на первый план выходят человеческие качества, а не среда формирования характера. Довольно необычный случай для кино тех лет, где к тому же изображаются «идеологические враги». 

Доктор Реннер и его советский коллега находятся в очевидной конфронтации, но это не противоборство между странами, а скорее научный диалог между двумя учёными. Конечно же, без идеологии и политики не обошлось. Из уст Дмитрия Гончарова, роль которого исполняет Лановой, то и дело звучат реплики о преимуществе советского строя. Живущий в Москве американец с иронией рассказывает, что у русских достижения одного человека принадлежат всему народу, что за странные люди! Подчёркивается, что у научной среды разных стран были совершенно разные условия для старта. Пока герой Дворжецкого начинал заниматься исследованиями, персонаж Ланового в танке защищал Родину от фашистов, и всё же советские учёные смогли выйти на лидирующие позиции в мировой науке. Уж не знаю, насколько нейтральным идеологически был роман Митчелла, но кино по объективным причинам таким не назовёшь. 

«Встреча на далёком меридиане» - безусловно, фильм-бенефис Владислава Дворжецкого. Его крупные планы, его глаза, мысли, терзания. Большая часть экранного времени уделена именно ему. А ещё это предпоследняя работа Дворжецкого в кино. Прямо со съёмочной площадки он попадёт в больницу, где узнает о двух инфарктах (результат постоянных перегрузок) и уже не сможет оправиться. На следующий год после выхода «Встречи» актёра не станет. 

Герой Ланового Дмитрий Гончаров - полная противоположность своего американского коллеги, постоянно погружённого в раздумья. Он открытый, общительный и обаятельный, всегда готов прийти на помощь, поддержать. Несмотря на незавидное прошлое: тяжёлое детство, а затем войну, Гончаров не сломался и не замкнулся, смог преуспеть в научной карьере и остался располагающим к себе человеком. 

Что касается самого мини-сериала, то он очень «на любителя» и рекомендовать его я не могу. Он намеренно затянут, в нём много крупных планов и молчания, относительно мало событий и действия. Большую часть занимают научные изыскания и долгие диалоги между героями. Образы двух главных героев - пожалуй, единственное, что вызвало у меня интерес. 

Барышня-крестьянка (1995)

Как известно, 90е годы были кризисными для отечественного кинематографа, в основном по причине нехватки финансирования. Прокатные фильмы практически не снимались (в год выхода «Барышни» их было всего 14), а многие актёры стали невостребованными. Но хорошее кино в те годы всё же выходило. «Барышня-крестьянка» - не шедевр и даже с эпохой Пушкина почему-то не ассоциируется лично у меня (скорее с чем-то более поздним). И всё же это уютное, ламповое кино с красивыми русскими пейзажами, приятной музыкой и хорошими актёрами. 

Пересказывать сюжет нет нужды, наверняка все читали «Повести Белкина» и хотя бы в общих чертах помнят находчивую Лизоньку и её маскарад. Фильм режиссёра Алексея Сахарова, хоть и не обошёлся без некоторых вольностей (в основном - в виде обнажённой натуры и сцен бегания молодого барина за раскрепощёнными деревенскими девицами), всё же довольно точно следует первоисточнику. Эти сцены хоть и кажутся иногда чрезмерными, всё же инородными не смотрятся (возможно, оттого, что фильм изначально не ассоциируется с Пушкиным). Возможно, и сам Александр Сергеевич, известный дамский угодник, одобрил бы. 

Не особо люблю Елену Корикову, всегда считала её не более чем «симпатичной девочкой, которая играет однотипных красоток», но здесь она юна, легка и хороша. Роль хохотушки и озорницы Лизы очень подошла ей, на мой взгляд. Её партнёр Дмитрий Щербина понравился меньше (и чему там все восхищались?). А вот отцы - оба, и Куравлёв, и Лановой, были бесподобны. Сцены с ними какие-то по-домашнему тёплые. Хотя, на мой взгляд, роль англомана Муромского больше подощла бы как раз утончённому Лановому. 

Красивый фильм, который вполне можно пересмотреть дождливым вечером, когда плохое настроение. И когда хорошее - тоже.

Герои Ланового из просмотренных мной фильмов сплошь наделены положительными качествами: смелостью, благородством, надёжностью. Это мужчины, которые влюбляют в себя, герои, за которыми хочется следовать. Если судить по этим киноработам и ещё некоторым другим с участием Василия Семёновича, которые я в своё время смотрела, амплуа этого актёра в основном составляли именно такие персонажи. И они были очень «к лицу» этому красивому мужчине с благородным, утончённым лицом и узнаваемым голосом. Мне пока что не попадалось фильмов, где Лановой играл бы негодяя (самовлюблённый наглец Курагин, пожалуй, не в счёт) и было бы даже интересно увидеть его в роли яркого отрицательного персонажа. 

Этот пост - долгострой. Новость о смерти Василия Семёновича застала меня уже в процессе его написания. И, читая комментарии в разных источниках, я видела среди них много разочарованных любимым актёром и той деятельностью, которую он вёл в последние годы. Я не берусь судить и рассуждать на эту тему, хотя и могу понять чувства людей (и буду рада вашим комментариям, если захочется обсудить не только Ланового-актёра). Но в своём посте я попыталась раскрыть именно эту сторону, показать тот вклад, который Василий Семёнович внёс в культурное наследие СССР, а затем и России. Он был замечательным актёром, мастером своего дела, человеком, который подарил нам множество ярких образов на экране и  надолго останется в памяти зрителей и слушателей. 

Спасибо за внимание!

 

Оставьте свой голос:

1323
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
pushistapopa
pushistapopa

GoodMood, Василий Семенович был абсолютно искренним, и делал, и говорил все то, во что реально верил.

Я с ним лично пересекалась по работе.

zaza-azcenazi
zaza-azcenazi

GoodMood, школетки-малолетки сейчас видимо решили поставить крест и выбросить с горы всех людей пожилого возраста.
Недавно с ужасом прочитала коммент такого же навальненка как и вы, который смешал с говном Николая Дроздова.
Он де очень оптимистичен. Чересчур. И работает на власть, делая вид что у нас хорошо.
Вот как замечательно людям мозги промыли.
Обыкновенный фашизм

easy_tiger
easy_tiger

zaza-azcenazi, и это люди, которые топят типа за демократию, а на самом деле это культура "отмены", где за любое инакомыслие толпой сожрут

KatkaS
KatkaS

easy_tiger, Они топят за демократию? Они даже не знают, что это такое. Стадо. Перемены, конечно нужны, но не в лице Навального. Перемены всегда требуются при длительном застое. Цой тоже пел про требование перемен. Обидно, что в безобидную тему про актеров лезут с промытыми мозгами, которым везде мерещатся враги.

GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
KatkaS
KatkaS

GoodMood, Долго же вы отмечали. Пост создайте, успокойте меня.

GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
KanistraSkipidara
KanistraSkipidara

GoodMood, Сделайте об этом пост, перестаньте засорять чужой труд.

Rachael
Rachael

GoodMood, простых ветеранов уже нет почти из-за возраста, кто там в нищите живет? Смените методичку

Hellf
Hellf

GoodMood, вы вначале размеры пенсий участников войны погуглили б хотя бы, одноклеточное.

GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
Terborch
Terborch

easy_tiger, точно. Ахеджакова такая же. Готова убить всех, кто не разделяет её мнение. Недаром призывала Ельцина расстреливать Белый дом

Rachael
Rachael

zaza-azcenazi, да это не малолетка, это редакционные тролли строчат, они же и под Васильком ваяют. Стиль повествования у них узнаваемый, а бездарность писак не позволяет его изменить

Margula
Margula

GoodMood, А мне он как нравился заочно, так и продолжал нравиться. Человек был патриотом своей страны, искренне делал то, во что верил и что считал необходимым. Только лишь за верность своим принципам его можно уважать. Он от них не отошёл.

Как актёр мне он тоже очень приятен. Не скажу, что много что смотрела с ним, но "Офицеры"-то вообще фильм знаковый для того времени, но одновременно очень душевный. Даже через десятилетия смотрится с интересом.

GoodMood
GoodMood
Показать комментарий
Margula
Margula

GoodMood, Ууу, какие у вас сравнения. Тогда я даже обосновывать не буду.

KatkaS
KatkaS

GoodMood, Вы не загнули с миллионами в наше-то время? Мы все ждем от вас отдельный пост о том, как вам плохо, как вы любите одних и ненавидите других. Проведите скурпулезный политический анализ вместо того, чтобы засорять отличный пост сомнительными комментариями.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Обида на родителей, брак с Харламовым и секс-скандал: что мы знаем о ярких главах из жизни Кристины Асмус
Солист "Иванушек International" Кирилл Андреев скоро станет дедушкой
Блогер Амиран Сардаров женился на внучке первого президента Узбекистана Мариам Тилляевой
В Голливуде снимут ремейк фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Валерий Меладзе и Альбина Джанабаева рассказали о рождении дочери: "Наша девочка"
Принц Гарри познакомился с двухмесячным сыном своей кузины принцессы Евгении
Моника Беллуччи в образе колдуньи на съемках фильма в Риме
"Зло — в глазах смотрящего": что известно о скандале с агендерной рекламой Valentino
Кэти Перри и Миранда Керр провели совместный прямой эфир в соцсети и рассказали о своих близких отношениях
Крис Дженнер о реакции своей семьи на трансгендерный переход Кейтлин Дженнер: "Это был шок"
Ирина Шейк в розовом мини-платье на съемках рекламы в Нью-Йорке
Сын короля Саудовской Аравии принц Наиф женился
СМИ: у Альбины Джанабаевой и Валерия Меладзе родился третий ребенок
Светлана Лобода устроила веселую вечеринку в честь 10-летия дочери Евангелины
Инсайдер рассказал, как Елизавета II отнеслась к тому, что Меган Маркл не будет на похоронах принца Филиппа
Дарья Мороз, Юлия Пересильд, Дарья Мельникова на премьере сериала "Медиатор"
Юлия Навальная рассказала о встрече с мужем Алексеем в колонии: "Лучшее свидание в моей жизни"
Ксения Собчак и Константин Богомолов, Оксана Акиньшина и другие на премьере фильма Данилы Козловского "Чернобыль"