Николай Олимпиевич Гриценко (1912-1979)

«Старинный водевиль» 1946г (смотрен в детстве).

 Очень нужный, добрый и своевременный фильм. Историю сняли в первые послевоенные годы и рассказвается в ней о первых послевоенных годах, но прошлого (ныне позапрошлого) столетия.

Защитники Отечества возвращаются в отстраиваимую заново Москву, простые солдаты и бравые гусары – все герои, все любимы народом. Особенно девушками. Каждый первый готов жениться. Но только не поручик Антон Фадеев - он влюблён в незнакомку, назвавшую его трусом в тяжёлую годину. А тут ещё и на улице за рукав хватает некий бесноватый господин, желающий срочно выдать за поручика свою дочь (ибо инициалы подходят), иначе не видать красавице движимого и недвижимого приданого с вензелями. Но дочь странного господина вовсе не хочет срочно замуж, потому что совестно ей – назвала незнакомого гусара трусом, да и влюбилась в него...

Вот такая затейливая комедия положений в ярких праздничных цветах, с прекрасной музыкой, песнями и танцами. Благородный герой-поручик – молодой, статный, кудрявый Николай Гриценко. Его сметливый и неунывающий денщик, тоже герой с медалями – молодой, статный, кудрявый Сергей Столяров, великолепная комедийная роль. Московская красавица на выданье, но с непреклонным условием – Елена Швецова (о которой в сети практически невозможно найти информацию, увы). Её горничная – Анна Лисянская (которую большинство наверняка помнит не по неоднократно сыгранной роли Крупской, а в качестве весёлой хозяйки салона, всех гостей которой отправил в сад своими комическими куплетами Сэм Саруэль).

Николай Гриценко тут не просто красавец, он нежный лирический герой, который прежде всего любит Москву златоглавую, а уж потом тихих русских девушек, в смысле москвичку Любушку (чем и впечатляет девушку). Он почитает за честь уплатить по векселю за неудачливого кредитора 150 рублей серебром, не имея в собственном кармане ни копья. Жанр водевиля не предполагает глубочайшей проработки персонажей. Тем не менее я считаю, что образ корнета удался - чистая любовь к девушке, к Родине, местами ироничность, благовоспитанность, смелость, грусть и так далее.

В общем, если вы любите высококачественные водевили, да и просто добрые фильмы, дарящие любовь и надежду – смотрите обязательно. Это просто чудо, как хорошо!

«Шведская спичка» 1954г (новый).

 В этой экранизации «криминального рассказа» прекрасно всё! Вот когда взяли и сделали абсолютно всё на высшем уровне – сценарий без провисаний, операторская работа – залюбоваться можно, режиссура каждого мельчайшего движения и интонации, а уж актёрский состав...

Николай Гриценко играет Псекова, управляющего у предполагаемой жертвы убийства Кляузова. У Антона Павловича этот персонаж описан довольно немногословно – прилично одетый молодой человек в начале рассказа и бледный и осунувшийся с апатией в глазах в конце. В фильме же - изобилие красочных деталей. У Псекова коротковатые рукава сюртука, при жестикуляции непослушными кистями рук это иллюстрирует неудобство и неприличность что-ли ситуации (шутка ли, убийство!). Картуз то мнётся в нервных руках, то путешествует в замешательстве на голову станового и потом в конфузе возвращается к владельцу. Псеков настолько взволнован и перепуган событием, что табачные чихи станового заставляют его каждый раз подпрыгивать, а один чих и вовсе картуз с головы сбивает. Представлясь, Псеков трижды встаёт со стула, как прилежный ученик перед строгим директором школы – называя себя, уточняя, что он агроном и механик и ещё один раз, на всякий случай. Всё сопроваждается прекрасной игрой голоса от крайней степени взволнованности до сладострастного удовольствия при воспоминании об Акульке, и полной слабости и отчаяния в аресте. Маленькая роль, а сыграна блестяще.

Но там абсолютно все роли сыграны блестяще. И избегающий суматохи следователь Чубиков (Грибов), и его пылкий молодой помощник Дюковский (Попов), и неспешный сытый становой пристав (Яншин), и аппетитная солдатка Акулька (Носова), и тешащий своим рассказом аудиторию садовник Ефрем (Курочкин), и женщина-мечта, по совместительству жена станового (Кузнецова), и тяготящийся этой мечтой «убитый» Кляузов (Названов). В общем, я готова перечислить всех, даже безымянных танцующих приказчиков в трактире. Фильм длится меньше часа, но по насыщенности, красноречивости и качеству - не меньший бриллиант, чем «Женитьба Бальзаминова». Нравится – очень-очень! Обязательно посмотрите внимательно, богатейший на детали фильм (а лучше – не менее двух раз). Была бы моя воля – поставила бы восклицательные знаки в конце каждого предложения, восторг просто искренний)))

«Большая семья» 1954г (смотрен неоднократно).

Добрая киноповесть о нашем светлом прошлом. Послевоенные годы, страна строится заново и развивается, свет, рост и созидание. Большая семья Журбиных – потомственные рабочие-корабелы, которые своим руками вершили революцию, ковали Победу в Великой Отечественной войне и, не покладая рук, трудятся всю жизнь все от мала до велика. А в свободное время не в пивнушках функционируют(с), а сами песни сочиняют, разрабатывают новые станки, мужу сорочки шьют и учатся, не взирая на возраст. Прекрасная дружная жизнь (не без проблем и ссор, конечно) в лучшем из государств. И персонажей отрицательных в фильме по сути - аж один мерзавец в исполнении Николая Гриценко.

 Этот скользкий гражданин посмел увести невесту у перспективного положительного Алёши Журбина (Баталов). Ну то есть как, увести... Пока Алёша на «вы» обращался к любимой Кате, ни полсловом не выдавая своих чувств (вся семья и трудовой коллектив при этом в курсе, что будет и свадьба, даже квартира получена для молодой семьи), товарищ завклубом (Гриценко), умело целуя ручки и обещая свозить на настоящие археологические раскопки, обволакивая, так сказать, цитатами, приглашает девушку к себе домой для ознакомления с личной библиотекой со всеми вытекающими последствиями.

Честно скажу, я видела этот фильм раз 10, если не 20 (его очень любили к праздникам показывать и уж если не смотришь, то слушаешь всё равно, пока бабушка переживает у экрана). В этот раз я смотрела фильм ради подробностей и деталей - как завклубом несёт себя статусным культуродеятелем на работе (один галстук-бабочка чего стоит), как зачёсывает львиную гриву волос, как театрально облокачивается на лестницу, чтобы раскрыть книгу (да и как живописно книги вообще разложены в кабинете). Как он вроде украдкой, но при огромном присутствии трудового народа (все собрались в перерыве послушать серенаду Рахманинова в исполнении скрипача и пианистки) протягивает Кате «запретный плод» (никак на мониторе не разглядеть, яблоко это или апельсин). Как красноречиво на ковре у дивана висит парадный портрет его самого, обрамлённый двумя скрещенными старинными пистолетами, ну лермонтовский же герой, не меньше! Как оскорблённо и одновременно трусливо загружается он в вагон, убегая с очередного рабочего места в очередной дыре. И как справедливо получает по мордасам (очень убедительно, кстати, аж очки снесло ударами!) от единственного приятеля в городе, инженера Скобелева (Кадочников). В общем, мерзавец удался на славу. Гриценко воплотил героя со всеми необходимыми качествами – весьма обаятелен, начитан, с приятными дамам манерами, с бархатным голосом, даже значительно старше своих девичьих трофеев (состоявшийся вроде как человек), ручкался (по его словам, конечно) с великими. Очень яркая работа получилась.

Но я хочу отметить еще две интересные роли второстепенных персонажей – красавицы Лиды (Лучко) и упомянутого выше инженера Скобелева (Кадочников). Это такие неоднозначные персонажи, у которых в фильме есть настоящее развитие образа, множество точных необходимых деталей (походка, жесты, как шляпа или шляпка одеты, как сигарета закуривается, всё-всё интересно и важно). Я от них просто в восторге, настолько не картонно они сыграли. Фильм рекомендую, очень добрая история.

«Барьер неизвестности» 1961г (новый).

Такой атмосферный фильм своего времени – первый полёт человека в космос, спор о физиках и лириках, люди всё ещё горят на работе в ущерб личной жизни и комфорту. В пустынных солончаках средней Азии на небольшой базе проводят испытания гиперреактивного уже не самолёта, но ещё не ракеты «Циклон». И, конечно же, не всё проходит в испытаниях гладко.

Николай Гриценко играет зам.главного конструктора, самого важного начальника на базе. Единственный персонаж в белоснежных идеально отглаженных рубашках с удобными короткими рукавами (пока все работники и пилоты в жаре пустыни выглядят немарко, мято, да ещё и запахи там соответсвенные, производственные так сказать). Любитель произвести впечатление (с удовольствием носит ордена за трудовые достижения на пиджаке, щегольски ездит на кабриолете), воспитан, обходителен и очень переживает, чтобы все испытания пошли по наилучшему плану, ибо с кресла (и статуса) вылететь очень просто, катапультируют без личного согласия.

 Вроде персонаж должен быть скорее отрицательным (трясётся за кресло, подгоняет данные под ошибку пилота в катастрофе итп), но тем не менее он – учёный. И искренне пытается найти причину катастрофы в испытаниях. Потом, правда, уезжает обратно в Москву, от проблем подальше. Но, вот неожиданность - возвращается и продолжает лично рассчитывать данные о причинах рокового свечения. И вот тут показана такая эволюция от наглаженного начальника, до горящего большим делом учёного, забывшего о лоске и комфорте – небрит, рукава рубашки закатаны, початая бутылка коньяка забыто стоит на столе, а дама-коллега (за которой он пытался очевидным образом приударить сперва на прогулке, а потом зазывая на кофе) идёт на кухню готовить кофе сама и всем, чтобы они просто не свалились от усталости круглосуточной работы. Образ интересный, яркий, раскрытый. Лагин в исполнении Гриценко – это карьерист с положительными качествами и совестью трудовой, довольно редкое явление.

 Это, конечно, фильм с элементами фантастики – один рояль, перевозимый семьёй доктора по всем назначениям чего стоит, да и девушка, которую родители готовили в консерваторию, но настоявшая на своём и ставшая физиком))). Но очень интересный и своевременный в тех реалиях фильм. «Девять дней одного года», «Иду на грозу» и вот еще «Барьер неизвестности» в копилку песен 60х годов о подвигах теоретиков и практиков.

Занятная подробность – все персонажи имеют узнаваемые фамилии - лётчика-испытателя, писателей, учёных. И от себя лично – насколько же красивые люди в фильме! Шалевич, Граве, Гриценко, Сумская, Макаров, Плотников – абсолютно все герои и главные, и второстепенные ну такие красивые, мужественные пилоты и учёные, женственные женщины... Искренне рекомендую посмотреть.

«Вольный ветер» 1961г (новый).

 Я выросла на версии 1983 года с молодыми и прекрасными Харитоновым и Белогуровой, и лощёным Водяным в роли Стэна. А потом грянул «Городок» и начались мои проблемы. Я очень смешливый человек, достаточно палец показать и всё, готово. Поэтому при любом воспоминании о «Вольном ветре» перед глазами сразу вставали феерические Олейников и Стоянов. О пересмотре фильма даже речи быть не могло, ужас. Счастье пришло откуда не ждали – КиноИгра на «Сплетнике».  Я решилась посмотреть версию 1961 года в терапевтических целях, клин клином чтобы. И сколько же подарков (кроме того, что попустило от Стеллы и Янко из оперетты «Городка») принёс это фильм!

 Тут Николай Гриценко предстаёт в образе классического оперетошного злодея. В отличие от Водяного, злодей-делец Гриценко весьма привлекательный мужчина в прекрасной физической форме (сцена с боксированием, ух!), высокий, органично элегантный. Видимо, хотели приглушить его породистую внешность и добавить нарочитости в облик, поэтому Стэн-Гриценко щедро украшен высоким попугайским коком и чёрными крыльями бровей. Песни ему не дали ни одной, шуток особо тоже не заметила, гений чистого злодейства просто – предатель, убийца, зарабатывает деньги на крови и торговле оружием под прикрытием фруктов, целуя ручки при этом. Получился, по моему мнению, недораскрытый сугубо по-опереттному образ, но это не вина актёра.

Из счастливых моментов – молодой и прекрасный, с горящими ясными глазами Лазарев (гораздо больший подпольщик по духу, нежели Харитонов, имхо), молодая и бесконечно задорная Румянцева (одна из лучших её ролей, по моему мнению, очень энергичная, характерная, ноги красивые сами в пляс идут), сочная яркая Пашкова. Бонус – несколько секунд молоденькой хорошенькой Немоляевой в роли подтанцовывающей монашки в начале фильма)))

В общем, спасибо большое фильму за избавление от напасти. Заодно и отпрыскам весь вечер крутила «дили-дили-дили-дили-дон, мы ли Филиппинами не плыли в Босто-он».

«Русский лес» 1964г (новый).

Фильм снят по одноимённому роману Леонида Леонова, который был соавтором сценария к тому же. И фильм мне не понравился. Две серии длятся почти 3 часа. За это время показывают жизненный путь профессора-лесоведа Вихрова с дореволюционных времён до ВОВ, поиски истины его дочери Поленьки и всё это на фоне величия русских лесов в различные времена года.

Мне, зрителю, не понравилось отсутствие повествования в фильме, как одного организма. Отдельно идёт красота леса во всём его многообразии, отдельно пафосные крупные планы молчащих лиц возрастных актёров, почти не меняющиеся в 20 и в 50 лет, отдельно прекрасные глаза врубелевской героини у Нифонтовой, отдельно от этих глаз её депрессивные страдания и страхи, отдельные встречи с друзьями и врагами, сверху этого отдельно пафосно звучит текст от автора, всё это снабжается безумно красивой музыкой Свиридова, тоже звучащей отдельно. По-отдельности всё хорошо, а вместе это не живое создание. Недавно вычитала определение другого фильма – горка раскадровок, наверное, это она и здесь тоже. Мне ещё показалось, что именно содержание романа было надёргано очень выборочно для экранизации, но утверждать не буду, лучше прочту после игры.

 Николай Гриценко играет вечного антагониста профессора Вихрова (Толмазов), академика Грацианского, друга с юности. Пока Вихров писал книгу за книгой о необходимости разумного потребления и спасения леса, Грацианский выводил на чистую воду его порочащее общение с капиталистом в дореволюционное время, а так же непростительную женитьбу на дворянке (которая, впрочем, довольно быстро ушла от Вихрова с маленькой дочкой), ну и параллельно обличая несоциалистическую ориентированность на сохранение лесных массивов, пока страна нуждается в них. Вот на этой борьбе за правду и построил свою карьеру Грацианский, заслужив доверие и уважение научного общества (тут ну такие явные параллели с ныне живущими известными персонами, загляденье просто)))

 Персонаж действительно противный – эгоцентрист, даже в пожилом возрасте живущий с мамой (она хотела забрать пальто у умирающей бывшей возлюбленной сына, не дождавшись кончины, яблоко от яблони), театрально ищущий внимания аудитории в своих выступлениях (один выход под белы руки с ложа больного прямо на собрание, чтобы заклеймить в очередной раз Вихрова, чего стоит), намекающий на предложение австралийского коллеги покинуть страну, горящую в огне войны, и работать спокойно у них (подразумевая при этом возможность самому убраться за компанию подальше)...В общем, Гриценко опять ярко и самобытно играет мерзавца, такой себе «мой злейший друг».

Вышло так, что негодяй Грацианский и Таиска (очень грустно, что этого персонажа не прописали в фильме почти никак, крошечный эпизод) – единственные некартонные люди в фильме. Из плюсов ещё –  богатый, красочный русский язык у героев, это вот просто огромный и полезный плюс. И удивило неожиданное появление Яковлева в роли немецкого офицера, допрашивающего Поленьку.

Мне кажется, если бы вместо фильма по такому сценарию сделали балет, все бы только выиграли. Или оставили бы виды природы с музыкой Свиридова как отдельное произведение. Рекомендовать не буду, но Гриценко опять молодец.

«Мать и мачеха» 1964г (новый).

История о том, как ветренная Катерина (Ургант) приехала к герою труда колхознице Прасковье (Соколова) поглядеть на оставленную 12 лет назад в детском доме дочь, а может и забрать её вовсе. Драматическая ситуация с дочкой разворачивается на фоне серьёзных проблем в колхозе.

Николай Гриценко играет мудрого ответственного председателя колхоза, которому противостоит прогрессивный образованный зам в исполнении Матвеева. Жизнь кипит и дома, и на работе. Герой Гриценко по-человечески пытается помочь разрулить все конфликтные ситуации.

Актёр сам родом из украинского села и прекрасно передал акцент – мягкое глуховатое «г», исчезающее «у» вместо «в» в конце слов и многое другое, характерное для говора тех мест. У него прекрасный партнёрский тандем с «всесоюзной мамой» Соколовой, когда их герои настолько близки (они и были близки, но всё перешло в крепкую дружбу после), что понимают друг друга с полуслова. Председатель у Гриценко не самоуверенный начальник, а сомневающийся человек, который переживает об отстутсвии собственного образования и знаний, необходимых для лучшей работы в мирное время. Очень хорошая, хоть и небольшая роль и сыграна с большой теплотой к герою.

 Так же хочу отметить прекрасные работы Соколовой, Ургант и Папанова в отрицательной роли куркуля-негодяя, биологического отца девочки. Фильм рекомендую, он очень за душу взять может.

«Человек без паспорта» 1966г (новый).

 Неожиданный фильм в списке – шпионский. И главный герой-шпион неожиданный – Заманский (тут у меня стереотип с детства, что этот человек с лучистыми синими глазами всегда положительный герой, добрый).

Фильм рассказывает о том, как доблестные бойцы невидимого фронта ловят агентов иностранной разведки в Москве и Сибири. Когда Рябич (Заманский) добирается до пункта назначения в лесах Сибири, ему помогает обустроиться и содействует завербованный врагами Пётр Измайлов (Гриценко).

Мы видим угрюмого человека с волчьим взглядом из под тёмных кустов бровей, с отросшей щетиной, с заметным «оканьем» (видимо, был полицаем в деревне), сиплым глухим голосом, со слабой отвисшей нижней губой. Непростой персонаж. Он довольно легко убрал нежелательного свидетеля тайника в лесу, но у него не поднялась рука убить больную жену. Он и деньги все готов был отдать, лишь бы вся эта история с вербовкой закончилась и прошла вечная тревога. «Петя не пьёт, Петя по себе панихиду справлят!..» После смерти жены и его жизнь словно подошла к концу, он ходит, будто сам себе вынес смертный приговор. Очень интересно смотреть, как меняется походка Измайлова на протяжении фильма, как загораются, слепнут от горя и гаснут вовсе его глаза, как руки неловкими жестами выражают отказ... Образ вышел абсолютно живой, достоверный и по драматической наполненности превосходящий образ главного героя Заманского.

 Мне фильм очень понравился. Понимаю, что мы все сейчас избалованы Борном и невыполнимой миссией. Но этот фильм снимали 60 лет назад и, не смотря на то, что он чёрно-белый, смотреть его очень интересно было даже мне, совсем непоклоннице такого жанра. Фильм очень динамичный, в нём много чего происходит, есть погони и стрельба (немного), красивая женщина (Лионелла Скирда, которую уже встречала в «Вольном ветре»), кгбисты – медально красивы и умелы, злодеи – характерны. Интересно было посмотреть на подготовку-ломку шпиона, на способы связи у агентов. Вообще не представляю, каково это – годами ходить под чужой личиной, постоянно быть настороже, в случае провала – пытки, казнь, ужас... Фильм рекомендую, на самом деле интересный.

«Анна Каренина» 1967г (смотрен в детстве).

Это самое близкое к описанию Толстого воплощение образа Алексея Каренина. Идеальное, доскональное. Играть обманутого мужа с положением или играть человека из бедной семьи, с отличием окончившего обучение, получившему по протекции должность и оправдавшему чаяния патрона, возвысившемуся по этой стезе до губернатора, а после и до уважаемой службы в министерстве, кормящего неверную любимую жену и заботящегося даже о её дочери от прелюбодеяния, свято чтущего законы общества и собственного заслуженного положения – простите, это две большие разницы. Я очень уважаю заслуженных и народных артистов, воплотивших этот пресонаж по всему миру. Но они не раскрыли этот образ настолько полно, как это сделал Николай Гриценко. Там, где Каренин Олега Ивановича обнимает Анну на перроне, улыбается ей с искренней тёплой улыбкой (это очень чувствуется!), обращается к жене близким именем «Аня», Каренин Николая Олимпиевича будто кол проглотивший, с неумелой улыбкой на привыкших к опущенным углам губах, словно объявляет Анне о своей нежности. И как мгновенно гаснет эта улыбка во время брезгливо холодного «Очень рад. По понедельникам мы принимаем» (эпизод взят исключительно для примера, а не для утверждения, что у других актёров хуже). 

Эти дрожащие, никак не могущие согреться у стены печки пальцы, это акцентуированное «Ч» в слове «что», эта всегда наглухо застёгнутая шея... Человек, не побоявшийся выглядеть неприятно, пугающе, занудствовать, ходить деревянным иноходцем (спасибо Евгению Веснику за помощь с этой краской в портрете), уродующий свой голос детско звучащим монотонным тенором, восходящим в аффекте к фальцету (подобную безжалостную работу голосом видела лишь у Нины Дробышевой в «Вечернем свете» в постановке Виктюка). Я боялась этого Каренина в детстве. А сейчас смотрела в слезах.

Потрясающая работа. И по моему искреннему убеждению – абсолютный шедевр актёрского искусства. Отдельно хочу выразить огромную благодарность художнику-постановщику и оператору, каждый кадр – хоть в раму и на стену! Бывает, смотришь на иллюстрацию в книге и видишь, как она бы ожила. А тут настолько красивы и композиция, и колорит, и свет, и атмосфера, что вот она – художественная ценность в лучшем её проявлении. Посмотрите этот фильм свежим взглядом, там ещё много сокровищ.

«Весёлые жабокричи» 1971г (новый).

 Музыкальная комедия на основе 4 украинских водевилей 19го века. Взяли самые характерные и яркие сцены из разных произведений и попытались соединить в одном, довольно удачно по моему мнению.

Действие разворачивается в одну пятницу днём и вечером. Сельский старшина Василь Миронович (Гриценко) очень устаёт на своей высокой должности, потому что каждый день приходится пить (пьянство – зло!!!), а после этого сны страшные снятся и похмелье горьким дымом вылетает. Вот и счёт дням потерял, вроде февраль был только что, а уже лето.

А сельчане отдохнуть не дают – молодёжь поёт, шумит и за календарём не следит (запретить гулянки!), соседки ругаются и приходят за помощью в споре, а тут проблема – одна наливает, но сварливая тётка Рындычиха (сестра Николая Лилия Гриценко), а вторая аппетитная красотка Параска (Белозёрова-Вакула), но у неё дома постоянно ленивый муж на печи спит. И писарь Финтик (типаж Голохвастова, но почумазее, артист Круглов) тоже не прочь приударить за прекрасной Параской. Да и сельский дьякон не прочь. А молодёжь переживает – сегодня должны были впервые отпустить гулять красавицу Олёнку, но гулянки под запретом и строгий батько Савка стережёт дочь на возу. А солдат (Кашпур) так некстати остановился на постой именно в хате Параски, но она ему даже куска хлеба поесть не дала.  Вот эти проблемы и будут решаться под обилие украинских песен и танцев.

Старшина у Гриценко вышел знатный – с габсбурговской челюстью под седыми усами, с солидным пузом, хриплым голосом и сальными глазками, комедийная роль удалась прекрасно. Очень много смешных моментов (но я на это дело отзывчивая, как писала выше). Одна поездка на ревизию, не выходя из за стола и не просыпаясь, под звон конского колокольчика в руке верного сторожа чего стоит! Сторожа, кстати, играет великолепный Николай Яковченко (которому и говорить порой не надо, уже всё ясно и прекрасно).

И опять нет ни одной плохо сыгранной роли во всём фильме, водевиль удался – яркий, динамичный и смешной. Я потом не удержалась и посмотрела оригинальную версию на украинском языке – перепалки звучат как музыка))) Если у вас нет предубеждений – очень рекомендую.

«Человек в штатском» 1973г (новый).

И ещё один шпионский фильм. На волне огромного интереса к теме, вышел в том же году, что и легендарные «17 мгновений весны», где тоже снимался Николай Олимпиевич в эпизоде. Фильм рассказывает о работе советского разведчика в фашистсткой Германии 30х гг.

И фильм сразу же нещадно разругали критики (как могли известные актёры согласиться играть в такой «клюкве», это злая пародия, кризис жанра итп). А теперь ругают зрители за историческую недостоверность – мундир у женщины не того цвета и вообще на такую должность дам не брали, путаница в званиях итп. Но! Во-первых – это не конкурент истории о Штирлице вот вообще ни разу, это не документальное кино во-вторых.

Я воспринимала этот фильм с высоты многолетней любви к кинематографу практически буквально – это история о советском Джеймсе Бонде. Советский разведчик на секретной службе его Отечества проделывает абсолютно то же самое – очаровывает прекрасных дам, бежит и отстреливается (правда, гораздо меньше, чем герой Мура, к примеру), добывает сведения и решает проблемы. И выглядит он как Бонд – богически красивый молодой брунет Будрайтис с усиками Гейбла. И фильм снят хоть и про 30е, но с толстым налётом 70х, музыка точно к Бонду подошла бы местами. И штандартенфюрер Масюлис выглядит и говорит ну очень похоже на одно из воплощений Блофельда. Девушки Бонда – роскошная баронесса Скобцева и нордическая штурмфюрер Хитяева. Да и сам главный герой имеет реальный прототип, как и Бонд.

 Николай Гриценко играет барона, человека чести и патриота, который из двух зол – примкнуть к фашистам ради светлого будущего или посодействовать России убрать коричневую чуму со своей Родины, выбирает меньшее. Аристократические манеры, недюжинный ум, выправка, огромное достоинство в поведении, значимое положение в обществе, при этом искренняя любовь к своему отечеству. И необходимая в делах жёсткость, даже жестокость в сцене расправы с Кемпнером (надеюсь правильно фамилию расслышала, а то смотрела тайком ночью, чтобы никого не разбудить).

 В это время здоровье Гриценко уже было значительно подорвано, отказывала память. Роль в «Мновениях» он играл, читая текст с листа ватмана на стене купе. А в этом фильме и действия, и текста у героя Гриценко гораздо больше. И всё сыграно на очень высоком уровне, как всегда.

 Из счастливых моментов – есть возможность не только насладиться чарующим голосом Владимира Дружникова, но и посмотреть на него в кадре в не самой маленькой роли. Из восхитивших моментов – засучивающая рукава штурмфюрер Дорис Шёрер (Хитяева) со словами «А вы хотели бы стать настоящим мужчиной в мундире, на коне и с саблей в руках?... Всё будет, если вы доверитесь мне», обращенных к элегантному, но увы, штатскому,  графу-разведчику Будрайтису. Конечно, он захотел)))

Мне фильм очень понравился, потому что я в шпионских делах совсем не копенгаген и критиковать не могу. А порекомендовать могу. Но помните, это просто симпатичный советский фильм бондианы с патриотическим уклоном и малым количеством экшна. Тут дела решаются словами, а не пулями, в основном.

«Ну, публика!» 1976г (смотрен год назад впервые). Телеспектакль по мотивам ранних рассказов Чехова. Первый фильм в моей жизни, у которого я сдуру посмотрела рейтинг на известном сайте и он там вопиюще отрицательный, -65. Мне искренне понравился. Это снова такая шкатулка сокровищ, где каждая новелла – отдельный самоцвет, яркий и удивительный. Здесь действительно утверждение «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры».

Здесь бесконечно страдающий от жены-пилы Никищихиной Гафт, филигранный во всех ролях Весник, толстый и тонкий Менглет и Цейц, уязвлённый невниманием мостостроитель Дуров, сетующий на лютость женихов Папанов, «опишите меня, Вольдемар, жизнь моя так полна» Доронина, севший во встречный поезд пупсик-молодожён Калягин и множество других не менее прекрасных людей.

Николай Олимпиевич тут играет спящего пассажира, наотрез отказывающего предъявить билет кондуктору (Санаев), потому что это негуманно и возмутительно будить человека с ревматизмом, напившегося порошков и еле заснувшего, ради какого-то пошлого билета.

 Не буду писать, что именно его роль – украшение телеспектакля, хотя и сыграна она прекрасно, потому что здесь всё состоит из этих украшений. Я не увидела ни одной халтурно сделанной работы, даже бессловесные персонажи прекрасно вписаны в канву повествования, множество деталей в каждой сцене. И визуально этот телеспектакль сделан гораздо приятнее, чем многие яркие и избыточно фантиковые телеспектакли тех лет (один из них точно в ранее опубликованном посте засветился, художника-постановщика нужно понятно какими тряпками из профессии гнать за бессмысленную свалку негармоничных рюшечков и хаос решёточек, имхо) Конечно, это не такой чистоты шедевр, как «Шведская спичка», но очень хороший, качественный телеспектакль. И пересматривать его буду не раз, это точно.

А вот теперь начинается часть, которую я переписывала много раз.

Коллеги-актёры считали Гриценко гением и по праву. Но это не тот одухотворённый гений (как Богатырёв, Кайдановский, Высоцкий к примеру), который впитывает в себя всё прекрасное – литературу, изобразительное искусство, музыку и тому подобное, чтобы переплавить это у себя в сердце и выдать зрителям новое, веское и важное, с устойчивой основой знаний и пониманий. Это был именно гений свыше без всякой основы. Человек, который мог сыграть абсолютно всё, от тонкого привлекательного аристократа до смачного малограмотного селюка с одинаковой глубиной и достоверностью. «Играет себя в кино» - это точно не про него, там довольно мало было того интересного «себя» в жизни. Человек, который не читал ничего, кроме сценариев и книги в библиотеку подбирал по цвету обложки. Который играл пронзительную любовь и страдания, принося ещё большие страдания своим близким. Который завораживал искренностью, интеллектом, аристократизмом, добротой на сцене и экране и ошарашивал отстутсвием этого в реальной жизни. И конец его был страшен и печален одновременно.

Николай Гриценко – актёр для взрослых людей. Обладая тяжёловатым характерным лицом облагороженного Веспасиана, он выжал по-максимуму всё из этого и мог быть если не красавцем, то весьма привлекательным в своих творческих работах. Он всегда разный, всегда убедительно естественный, предельно тщательный в ролях. Его голос, фигура, жесты, походка, даже дыхание – это словно виртуозная игра разных мелодий (от частушек до симфоний) не одним инструментом, но целым оркестром. Ему, второкурснику, стоя рукоплескал сам Щукин на сдаче самостоятельного отрывка. Он приносил пять вариантов роли Симонову и тот не мог выбрать верный, покатываясь со смеху. Рубен Симонов и сам часто ходил смотреть на его работу, случай, когда режиссёр учится у актёра. По утверждению Вахтангова, настоящий актёр должен уметь играть всё – от трагедии до водевиля. Это он, Николай Гриценко. Он был и есть на своём месте. И абсолютно все его роли – драгоценности редкой красоты в культурном наследии мира. Спасибо ему за всё, что он сделал в профессии.

А вам спасибо, что дочитали до конца!

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра - Николай Олимпиевич Гриценко

03:55, 6 марта 2021

Автор: Uhhura

Комменты 92

Аватар

Шикарный пост! Спасибище! Гриценко запоминающийся актер, но он из довоенного поколения, многие его, конечно, совсем не знают. И еще много новых непросмотренных фильмов для себя отметила )

C

Браво! Браво! БРАВО! Это лучший пост в этой Киноигре, по моему скромному мнению. Вы так точно и глубоко анализируете, так хорошо и выразительно описываете и роли, и фильмы, и самого героя поста, что не только читать было истинным наслаждением, но я очень заинтересовалась и прямо сейчас засяду за просмотр некоторых рекомендованных Вами фильмов. Спасибо большое за прекрасную работу и за то, что любите кино так, как люблю его я))) (с)

C

Автор, Ваш пост- чистое наслаждение. Умно, тонко, увлекательно. Конечно, это огромная работа, но очень хотелось бы увидеть Вас в этой Киноигре ещё

Аватар

У вас прекрасный язык, читая пост, вспомнила и Шведскую спичку, и Большую семью, конечно же, Анну Каренину. По какой то случайности, я недавно их все пересмотрела. Большое вам спасибо, пишите еще!

Аватар

Снимаю шляпу. Очень профессионально и удивительно психологически точно. И с любовью.

Подождите...