Привет всем. Это мой второй пост в киноигре, и мне выпала честь представить Аллу Демидову. Она является одной из любимых актрис моей мамы. Если по телевизору показывают «Стакан воды», мама никогда не переключает.) Я же была знакома с творчеством Аллы Сергеевны не так хорошо, не буду скрывать.

О личности Аллы Демидовой, о ее работе в кино и театре можно говорить долго. Это та актриса, которая стоит особняком в ряду советских и российских актеров, имеет яркую индивидуальность. Что в первую очередь приходит на ум при упоминании её имени? У многих, наверное, Алла Демидова ассоциируется с понятиями «интеллигентность», «принципиальность», «аристократичность», «стиль», «интеллект», «самодостаточность».

Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Отец будущей актрисы Сергей Алексеевич был родом из семьи золотопромышленников. Он погиб на фронте при освобождении Варшавы и дочь практически не сохранила воспоминаний о папе. Вырастила девочку её мама Александра Дмитриевна. Она работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.

С детства Алла мечтала стать актрисой. Во время учебы в школе она занималась в театральном кружке.

Окончив школу, она подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но её не взяли из-за плохой дикции. Кто бы сейчас поверил этому факту об актрисе, которая известна своей яркой, незабываемой манерой чтения стихов и прозы? Расстроенная девушка поступила на экономический факультет МГУ и после выпуска (1959 г.) даже некоторое время преподавала: вела семинары по политэкономии. Но не смогла забыть о мечте: в том же 1959 году Демидова решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища, которое окончила с отличием.

Она хотела работать в Театре имени Вахтангова, но туда не попала. Зато получила приглашение в Театр на Таганке, в котором начала играть с 1964 года. Её любимым партнером по театру был Владимир Высоцкий, они часто вместе выходили на сцену вплоть до смерти актера и барда в 1980 году. «Лёд и пламень» - так их дуэт называли театралы. Вся театральная Москва в те годы шла посмотреть на Демидову в постановках «Гамлета», «Трёх сестер», «Вишневого сада», «Бориса Годунова», «Преступления и наказания», «Пира во время чумы»… Затем Демидова недолго сотрудничала с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов создала собственный «Театр А», который специализируется на классике.

Гертруда ("Гамлет")

Маша ("Три сестры")

Не хотелось бы долго останавливаться на её театральной жизни, хотя, возможно, в её творческой биографии театр занимает даже большее место, чем кино. И, мне видится, что именно первые неудачи в начале пути, связанные с театром (поступление в Щуку не с первого раза, невозможность работать в любимом театре, неудачное первое появление на сцене в «Герое нашего времени») повлияли на становление ее личности.

Дебют Аллы Демидовой в кино состоялся в 1957 году. Это была эпизодическая роль в фильме Захара Аграненко «Ленинградская симфония». А первой главной ролью в кино стала роль поэтессы Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» в 1966 году. После этого Демидова была названа самой перспективной актрисой советского кино. В ближайшие годы вышли фильмы с ее участием «Щит и меч», «Степень риска», «Шестое июля», «Живой труп»… Особенно высоко критики оценили игру Демидовой в роли фанатичной революционерки Марии Спиридоновой («Шестое июля»). Уже в 60-е годы Аллу Демидову по манере игры стали сравнивать со Смоктуновским.

"Ленинградская симфония"

 "Комэск"

 "Первое свидание"

"Шестое июля"

"Степень риска"

"Щит и меч"

В 1970-е и 1980-е годы она активно снимается. Можно отметить ее роли Аркадиной в экранизации «Чайки» (1971 г.), Леси Украинки в «Иду к тебе» (1971 г.), а за роль Анны Стентон в телефильме «Вся королевская рать» она получила похвалу от Олега Ефремова.

"Иду к тебе"

 "Чайка"

"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

Единственной ее ролью в сказке была роль Волшебницы в «Аленьком цветочке» (1977 г.), да и то благодаря Демидовой сказка превратилась в притчу. Одной из самых ярких ролей в кинокарьере Аллы Сергеевны является роль герцогини Мальборо в «Стакане воды» (1979 г.). Затем были роли в фильмах «Дети солнца» (1985 г.), «Крейцерова соната» (1987 г.) и др.

"Аленький цветочек"

"Крейцерова соната"

С 90-х актриса уже редко снималась. Интересно, что актриса рассматривалась на роль Екатерины Медичи в сериале «Королева Марго», но сама отказалась от этого опыта. Критики отметили ее в роли Лебядкиной в фильме «Бесы» (1992 г.), мисс Минчин в «Маленькой принцессе» (1997 г.), императрицы Елизаветы в «Незримом путешественнике» (1998 г.)

 "Бесы"

"Незримый путешественник"

Она сыграла в двух фильмах Киры Муратовой: «Настройщик» (2004 г.) и «Вечное возвращение» (2012). Всего в фильмографии Аллы Демидовой 63 фильма.

Алла Демидова является автором нескольких книг: «А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988), «Владимир Высоцкий» (1989), «Тени зазеркалья» (1993), «Бегущая строка памяти» (2000), «Заполняя паузу» (2007) и др.

Она довольно закрытый человек. О её личной жизни известно мало. Со своим мужем – сценаристом Владимиром Валуцким (1936-2015 гг.) она прожила 56 лет. Общих детей у них не было. Где-то я читала, что супруг Демидовой не очень хорошо себя вёл... Но большое уважение вызывает факт, что актриса никогда, в отличие от других коллег, не ходила по телепередачам и по редакциям «Караванов историй». Да и можно ли представить её в амплуа рассказчицы о подробностях личной жизни? Определенно, нет. Впрочем, я считаю, что в проблемах личной жизни виноваты в большинстве случаев оба партнера. А Алла Сергеевна, скорее всего, была и есть сложным человеком как относительно профессии, так и в личной жизни. И что-то мне подсказывает, что не личная жизнь была у неё на первом месте. Но, опять же, чужая семья, чужая душа – потёмки. Я об этом упомянула лишь для того, чтобы подчеркнуть, как своей сдержанностью и достоинством Демидова отличается от очень многих.

Итак, фильмы.

«Настройщик» (2004 г.). Режиссер – Кира Муратова.

Бедный настройщик роялей Андрюша (Георгий Делиев) честно трудится в Одессе, он страстно и взаимно любит красавицу Лину (Рената Литвинова). Для счастья им не хватает только денег, так как Лина привыкла к роскоши. Случай сводит Андрея с парой богатых немолодых женщин — Анной Сергеевной (Алла Демидова) и Любой (Нина Русланова). Обаятельный настройщик легко втирается к ним в доверие и становится близким другом. Чтобы угодить Лине, но не прибегать к насилию, он придумывает изощренный план ограбления состоятельных подруг.

Несмотря на то, что «Настройщик» снят в чёрно-белой гамме, этот фильм яркий и в чём-то даже красивый. Все персонажи фильма казались мне странными, даже неадекватными людьми, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Но у меня было впечатление, что они списаны с реальных людей, может быть, случайно где-то увиденных, настолько живыми они предстают в фильме, несмотря на их «тараканы». Даже люди в маленьких эпизодах – истории. Не знаю, как в других фильмах Муратовой, но в этом герои странно, неестественно разговаривают, двигаются, поступают, а одеваются – вообще «хоть стой, хоть падай». Это всё сначала напрягает, а когда смотришь второй раз – завораживает.

Рената Литвинова, не снимающаяся в фильмах про обычных людей, играет (кто бы мог подумать? *сарказм*) девушку утонченную, манерную, говорящую «неожиданные вещи», «всю такая внезапную, противоречивую». Литвинова – в роли самой себя, но это здесь в тему. Актёр из «Маски-шоу» Георгий Делиев хорош в роли грустно-смешного любовника Лины, болтливого настройщика.

Алла Демидова играет вдову Анну Сергеевну, дом которой полон антиквариата и драгоценностей, соблазнительных для мошенников. Анна Сергеевна – представительница русской интеллигенции в чистом виде. Речь героини, её облик, манеры – Демидова в этой роли безупречна, никто другой не сыграл бы лучше.  Не расстающаяся с любимой собачкой, грустная, ироничная («не 100 лет, а 99…»), одинокая женщина, но как она аристократична и полна достоинства! И в то же время моментами она нелепа и смешна, как остальные герои, и это делает образ более живым. В фильме именно Демидова – главная звезда, а не провозглашенная журналистами «богиня» Литвинова, которая не дотягивала до такого уровня, что было заметно в общих сценах.

Сама Демидова сравнивает свою героиню с Раневской из "Вишневого сада". «Она из числа недотёп, всегда расточительных, вечно обманутых, но бесконечно трогательных и обаятельных. Меня интересует тема их незащищённости от грубой жизни» – говорит актриса.

В конечном итоге эта героиня оказывается обманутой и обворованной молодым человеком, которого считала другом. Но она же и оправдывает мошенника, винит в случившемся себя. Я уверена, что если он снова придет к ней и начнет «разводить», вдова опять поверит, а простить – уже простила. Демидова прекрасна в этой роли.

«Это я во всём виновата. Зачем ставить человека перед таким соблазном? Что ему оставалось делать? Бедный мальчик…», «…никогда себе не прощу. Потому что люди, Люба, они же слабые. От них чего-то ждешь, а они слабые. Бедные, беззащитные люди… Ведь он же был хороший мальчик. Я во всем виновата.» В этом монологе в финале – вся суть героини Демидовой.

Из актерского состава могу ещё отметить Нину Русланову, которой досталась роль Любы – подруги Анны Сергеевны. С первых эпизодов кажется, что в дружбе она играет вторую скрипку, как бы немного прислуживает Анне Сергеевне. Но если задеть чувства Любы, то никому не позавидуешь. Люба – полная противоположность своей подруги: взрывная, грубоватая, очень громкая (меня ее крики раздражали), но, подобно Анне Сергеевне, она так же великодушна и доверчива. И тоже оказывается обманутой, не только настройщиком, но и брачными аферистами.

«Просто очень хочется верить людям. И меня всегда очень злит эта невозможность отличить правду от лжи, не сама ложь, а это отсутствие разницы в поведении говорящего…» – говорит она.

Многие из фильма мне запомнились, но Демидова и Русланова – прямо попадание в образы. Старая школа, что тут скажешь.

«Настройщик» – фильм об одиночестве и, наверное, о том, что хуже – верить людям или не верить. От фильма у меня осталось одновременно грустное и светлое чувство, и, несмотря на не самую приятную концовку, есть в нём оптимизм и надежда.

«Дневные звёзды» (1966 г.) Режиссер – Игорь Таланкин. 

По одноименной книге Ольги Берггольц. Фильм рассказывает о трагической судьбе советской поэтессы. Расцвет творчества Ольги Берггольц пришелся на страшное время блокады Ленинграда - тогда ее стихи, ее замечательный голос по радио помогали жителям города надеяться и не падать духом. Фильм показывает нечеловеческое мужество тех, кому суждено было пережить произвол КГБ, сталинские репрессии, войну...

Демидова играет Ольгу Берггольц, которую называют «блокадной музой» ленинградцев. Странное впечатление у меня от фильма. Он довольно сумбурный и нелогичный, ему не хватает целостности. Восприятию мешали постоянные скачки из одного времени в другое. «Дневные звёзды» был нехило порезан цензурой (удалены, например, сцены ареста и допроса) и некоторое время не выходил на экран. Тем не менее, самой Ольге Берггольц фильм понравился. И Демидова тоже тепло вспоминает свою работу: «Роль была мне очень близка и интересна чисто творчески. Надо было сыграть не просто человека, Машу или Екатерину Петровну, а Поэта, показать процесс рождения поэтических образов, найти точную грань между бытовым решением характера и возвышенной, философской стилистикой фильма…»

Алла Демидова была в фильме гражданкой, музой и практически героиней своего города. Со слезами на глазах она читает стихи по просьбам солдат, уже начинающих терять надежду. У Аллы Сергеевны запоминающийся голос, в этом фильме, как мне показалось, холодный и тёплый одновременно.

Вместе с тем, она была здесь не только героиней, но и хрупкой, измученной, даже жалкой женщиной, познавшей ужасы блокады. Берггольц во время блокады потеряла мужа – журналиста Николая Молчанова (эта тема в фильме мало раскрыта). Ольга спрашивает мужа в начале фильма: «А что, я очень страхолюдной стала, да?». Такой на первый взгляд неуместный в данных обстоятельствах вопрос, желание женщины выглядеть красивой, даже если она находится в аду.

В «Дневных звёздах» показаны три периода жизни поэтессы: довоенное детство и юность, время войны и блокады, послевоенное годы – 50-е и 60-е. Было заметно, какой тяжелый отпечаток оставили война и блокада на личности Ольги.

Но в некоторых послевоенных моментах я актрисе не поверила. Там, например, где героиня пытается мысленно вернуться в счастливые детские годы, идет с отцом (его сыграл Андрей Попов)  в зоопарк и как бы играет роль маленькой девочки. Это было как-то грубовато, наигранно.

«Дневные звёзды» – фильм с тяжелой атмосферой, его режиссура меня не впечатлила, есть какие-то нелогичные моменты. Очень мрачно, а иногда, не побоюсь этого слова, и нудно. Но скажу так. Тема важная. Фильм о стойкости и силе людей, вере в победу. И о героизме, в особенности о героизме женщины. Мы знаем о блокаде из интернета, литературы, реже – из фильмов, из рассказов очевидцев, например, бабушек и дедушек. И не приведи никому Господь узнать подобное на своем опыте. Наверное, следует помнить, что были такие страшные страницы в нашей истории, чтобы ценить мир и жизнь, каждый ее миг, как бы банально это ни звучало. Считаю, что Алла Демидова хорошо справились со своей задачей, особенно, если учесть, что это первая её главная роль.

 «Служили два товарища» (1968 г.) Режиссер – Евгений Карелов.

Фильм повествует о событиях Гражданской войны в России в 1920 году. К красным попадает трофейный киноаппарат. Штаб решает использовать этот случай для аэросъемки местности. Бывший фотограф - солдат Андрей Некрасов (Олег Янковский) - назначается кинооператором. Под "надзором" Ивана Карякина (Ролан Быков), недавно разжалованного за неуважение к воинской дисциплине, Некрасов приступает к выполнению задания. Много драматических событий и приключений происходит на пути двух товарищей.

Фильм мне понравился, хоть я не поклонница военной и революционной тематики. «Служили два товарища» во многом напоминает «Свой среди чужих, чужой среди своих». Подбор актеров на главные и второстепенные роли здесь очень удачный.

Война и её бессмысленность показаны в этом фильме с более глубокой точки зрения, чем основная масса фильмов на эту тему. Все персонажи интересные, самобытные, со своими достоинствами и недостатками, без идеализации, что особенно нравится. «Красные» герои представлены Некрасовым Олега Янковского и Карякиным Ролана Быкова. Андрей Некрасов – скромный и интеллигентный человек, олицетворяет гуманную сторону революции. Иван Карякин – его противоположность: неунывающий, довольно жестокий, фанатичный и более ограниченный. Две противоположные стороны революции, которые вынуждены сотрудничать. 

«Белого» персонажа – поручика Александра Брусенцова, играет Владимир Высоцкий. Как же Высоцкий здесь хорош: эффектен, саркастичен, мужественен. Одна из лучших его ролей.

Янковский и Высоцкий играют трагических персонажей, которые не вписываются в новое время, и их гибель символична. Хочется ещё отметить колоритную речь героев: всякие шуточки, фразы, песенки, словесные перепалки мне запомнились.

Несмотря на все похвалы, возможно, я зря включила этот фильм в список для просмотра: у Аллы Демидовой здесь совсем небольшая роль. «Я предпочла её другим: там сложный характер, есть что играть» — говорит актриса. Демидова играет красного комиссара, которая допрашивает попавших в плен Некрасова и Карякина и считает их белогвардейцами. Положение героев усугубляется тем, что комиссар (в титрах имя этого персонажа не указано) принимает Некрасова за офицера, пытавшего её в контрразведке. После пары минут допроса героиня Демидовой без раздумий приговаривает мужчин к расстрелу. Их спасает только случайность.

Но с какой спокойной усталостью, каким будничным тоном произносит она: «Расстрелять» и «Что вам не ясно? Попались – так умейте умереть как люди». Скольким пленным она говорила эти слова? У этой женщины – своя трагедия, она видела весь ужас гражданской войны, скорее всего, пребывание в плену не прошло без последствий для её психики. Она уже не человек, а холодный механизм. Хоть она и решает судьбы других, но в то же время сама является жертвой системы. Демидова впечатляюще сыграла в этом эпизоде.

«Стакан воды» (1979 г.) Режиссер – Юлий Карасик.

Исторический фильм по одноименной пьесе Эжена Скриба о событиях при дворе королевы Англии Анны в начале 18 века. Сюжетную канву фильма составляет своего рода поединок сэра Генри Болингброка (Кирилл Лавров) и герцогини Мальборо (Алла Демидова). Когда маленькое государство оказывается под угрозой захвата со стороны намного более сильного, спасти его может только одно: появление конкурента, сравнимого с захватчиком. В изящной и остроумной пьесе военные действия разворачиваются вокруг молодого офицера (Петерис Гаудиньш), в которого влюбились одновременно скромная продавщица ювелирного магазина (Ольга Смирнова), всесильная герцогиня Мальборо и сама королева Англии (Наталья Белохвостикова).

«Стакан воды» я смотрела очень давно и решила освежить впечатления.

Сара Мальборо, наверное, самая знаменитая кинороль Аллы Демидовой. Герцогиня – не просто фаворитка королевы, политик и интриганка, а сильная и умная личность, с которой нельзя не считаться. Она, а не безвольная королева, является истинной правительницей Англии. Актриса прекрасно справилась со своей ролью. Демидова идеальна для создания образов аристократок и незаурядных женщин с яркой индивидуальностью. 

Мне запомнилось противостояние сэра Генри и герцогини. Диалоги этих героев полны язвительности и иронии, но через светскую сдержанность прорывается почти ненависть друг к другу, ведь каждый из них знает силу противника. Но Болингброк полушутя говорит другу, что если бы он не был увлечен другой, то непременно бы влюбился в герцогиню, и что она удивительная женщина.

Хоть Демидова и прекрасная актриса, но я почему-то не увидела её героиню в любви. Мне вообще кажется, что изображение романтических чувств, страсти – не её сильная сторона, либо ей это не очень интересно. С другой стороны, я не так много фильмов с ней смотрела. Демидову часто можно увидеть в ролях исторических личностей, аристократок, представительниц интеллигенции, злодеек, сильных героинь, но редко – в роли просто любящей женщины. Здесь у герцогини по отношению к Мэшему, как мне показалось, какой-то лёгкий эгоистический интерес. Такие женщины, как Сара Мальборо, по-настоящему любят только власть. По факту герцогиня, созданная Демидовой - стерва. Хотя есть момент, в котором она задета за живое и чувствует боль, когда понимает, что красавчик уделяет внимание королеве. Мне остальные любовные линии (Мэшем-Абигайль, Мэшем-королева) не запомнились.

Герцогиня и сэр Генри – вот где искрит!) Игры двух умов, политические интриги, борьба интересов – это стихия Демидовой, то, что, как мне кажется, ей нравится играть. И в чем она органична.

Алла Демидова – безусловная звезда этого фильма. Но, если остановиться на остальных, то мне здесь нравится Кирилл Лавров. Генри Болингброк – достойный конкурент Саре Мальборо: такие же ум, хитрость, эффектность фраз и действий, умение идти к цели.

Их игрой в этом фильме я восхищена.

Хорошая была бы пара))

А королева в исполнении Натальи Белохвостиковой с ее томным голосом меня раздражала. Не могу увидеть королеву Анну такой, как сказали в одном обсуждении, «всегда готовой упасть в обморок «снегурочкой». Возможно, на меня повлиял фильм «Фаворитка» с Оливией Колман в роли взбалмошной и несчастной королевы. Вот она меня впечатлила, хоть персонаж и отталкивающий. В «Стакане воды» королева подчиняется герцогине, но, когда влюбляется в Мэшема и попадает под влияние Абигайль, начинает «бунтовать» и пытается выйти из-под контроля. Белохвостикова всё это передала, но всё же её Анна меня не впечатлила.

«Дети солнца» (1985 г.) Режиссер – Леонид Пчелкин.

Экранизация одноименной пьесы М. Горького. Действие происходит в 1905 году. В центре повествования семья и друзья русского учёного – Павла Фёдоровича Протасова (Иннокентий Смоктуновский). Главный герой – интеллигент, очень деликатный человек, который поглощен научными опытами и ничего вокруг не замечает. Жену Протасова Елену Николаевну играет Алла Демидова. В Елену Николаевну влюблён друг её мужа Дмитрий Вагин (Александр Лазарев), который рисует её портрет.

Также у главного героя есть сестра Лиза (Евгения Симонова), очень впечатлительная девушка с тонкой душевной организацией, в которую влюблён ветеринар Борис Чепурной (Богдан Ступка).

А в Протасова влюблена сестра Чепурного Мелания (Наталья Гундарева), которая, чтобы привлечь его внимание, делает вид, что интересуется наукой. Вот такие кипят страсти.

Как можно увидеть, актёрский состав замечательный. Отношения героев показаны на фоне Первой русской революции и народных волнений. В фильме мы  видим глубокую пропасть между интеллигенцией и народом. Герои вроде добры с работающими на них крестьянами, но не воспринимают их как равных себе, живут в своём мире, проводя время за философскими беседами. Возвышенных разговоров здесь много, этого не отнять. Протасов грезит о людях будущего – «детях Солнца», считает, что интеллигенция первична и за своими красивыми речами не видит реального положения вещей.

Отношения между ним и его женой уже давно формальные, вежливо-холодные. Интеллигентная, утонченная Елена Николаевна скучает в доме, не знает, чем себя занять, но о романе на стороне не помышляет из-за презрения к измене. Она чужда грубости, и, как её супруг, находится в своём мире, наглухо закрываясь от людей и жизни.

Её фраза: «Где эта (красивая свободная) жизнь? Возможна ли она, когда вокруг нас дикие люди? Чем крупнее человек, тем больше вокруг него собирается пошлости. Вот так ветер сметает всякий хлам к стенам высокого здания».

Елена – эстет, она прекрасно играет на пианино и поёт, у неё поэтический ум. Она считает, что главное – духовная красота, к которой люди должны стремиться, и тогда все будут счастливы. В одной из бесед она говорит, что ей представляется корабль с идеальными людьми (учёными, писателями), но тут её речь прерывает пьяный рабочий железной дороги. Когда он уходит, Лиза, единственная, кто переживает за простых людей, спрашивает у Елены, какое место на её корабле занимают эти люди. Елена отвечает, что их там нет, а Протасов замечает, что они «мёртвые клетки в организме».

Главная проблема героини и окружающих её людей – эгоизм. А ведь они с мужем любят друг друга! Ближе к концу фильма они становятся эмоционально ближе, как будто оживают.

Мне не понравилась героиня своей бездействием и отчужденностью, но Демидовой так идет эта эпоха!

В фильме нет сильных внешних конфликтов (кроме бунта), но есть внутренние, которые отражают сложную духовную и социальную обстановку. Неспроста один из героев (Богдан Ступка) неожиданно кончает жизнь самоубийством, сестра главного героя (Евгения Симонова) сходит с ума, да и все остальные несчастны.

Все актёры сыграли на высоком уровне, но особенно меня впечатлила Наталья Гундарева. Её Меланья такая настоящая, несчастная, хитрая, ищущая тепла, запутавшаяся в своей непутёвой жизни, добрая и грубая одновременно, умеющая любить. Живой персонаж. Очень я поверила этой героине, которая являет собой противоположность идеальному и неприступному образу Демидовой.

Вообще этот фильм не только о невозможности взаимопонимания между социальными слоями, но и о глухоте людей друг к другу в браке, семье, любых отношениях. Красивое, умное и грустное кино. Режиссура, операторская работа, музыкальное оформление (Исаак Шварц), сильные актёры на своих местах – плюсы этого фильма.

«Время отдыха с субботы до понедельника» (1984 г.) Режиссер – Игорь Таланкин.

Супружеская пара обеспеченных немолодых учёных с двумя взрослыми детьми отправляется на круизном теплоходе по маршруту выходного дня Ленинград—Валаам—Ленинград. Во время экскурсии по острову Валаам супруги ссорятся, и Анна одна отправляется на попутной лодке в бывший монастырь, где проживают инвалиды. В лодочнике, неожиданно для себя, Анна узнаёт их с мужем друга юности Павла, которого, как ей казалось, она любила всю жизнь и ждала встречи, хотя и считала погибшим во время Великой Отечественной войны. Но Павел, оказавшийся безногим, на протезах, калекой, более трезво смотрит на их встречу…

По мотивам рассказа Юрия Нагибина "Терпение". Демидова играет Анну - успешную женщину лет 50. «Железная леди» в некотором смысле. Уже не «железная леди», а «старуха», философски говорит она мужу, – так называют её молодые лаборантки.

У Анны хорошая работа и обеспеченность, любящий муж, неплохие дети, но она несчастна. Потому, что не может забыть любовь своей юности, человека, погибшего на войне. Анна эмоционально далека от детей, к мужу вежливо-снисходительна и просто его терпит, и она уставшая от всего.

Роль её мужа Алексея исполнил Владислав Стржельчик – великий актёр, пост о котором было бы интересно почитать. И здесь он играет жизненно, искренне.

Алексей любит жену. Но иногда был ей неверен, не потому, что бабник, а потому, что его ранит холодность Анны. Его задевает то, что Анна ему даже ни разу не изменила за эти годы, настолько ей всё равно. Она в мыслях всегда с тем, другим… Но внешне герои выглядят как счастливая семья.

И вот – вспышка, сдерживаемые эмоции прорываются в ссору, муж даёт Анне пощёчину и оставляет одну на экскурсии. А она, сев в лодку, узнает в мрачном перевозчике-инвалиде… Павла. Роль первой любви Анны исполнил Алексей Баталов.

Их встреча была эмоциональной (больше со стороны Анны), но последующий разговор меня не зацепил. Павел здраво объяснил Анне, что прошлое в прошлом, у неё своя жизнь, в которой ему нет места. Женщина возвращается на теплоход, мужчина остаётся на острове.

Кстати, экранизация имеет мало общего с рассказом Нагибина. В рассказе Анна бросается с теплохода в реку, чтобы вернуться к Павлу, и погибает. В фильме же концовка более оптимистическая. Там тонет второстепенный персонаж, после чего героиня морально перерождается и смотрит на свою жизнь другими глазами. Павел – прошлое, а с Алексеем, пусть там не было и не будет страстной любви (о чём вы, ну не шешнадцать же ей?) они близкие люди, семья. Нужно ценить то, что есть,- думаю, в этом главная мысль фильма. В одном из эпизодов Анна снимает парик, и символически как бы отбрасывает прошлое.

В финале улыбающаяся героиня идёт на теплоходе навстречу ожидающим её семье.

Игра Аллы Демидовой мне понравилась, но сам фильм мне показался не очень правдоподобным. Я понимаю, что сильную любовь никто не отменял.  Вместе с тем слабо верится, что респектабельная женщина-«железная леди» способна столько лет инфантильно цепляться за прошлое, за фантазию «как могло бы быть, если…», (ладно такое в 25 лет, даже в 30), а потом резко возвращается в разум. Не могу толком определить, понравился этот фильм или нет. Но пара причин смотреть его точно есть. Это, во-первых, актеры и их игра. А во-вторых, операторы фильма Павел Лебешев и Георгий Рерберг, которые как всегда прекрасно делают свою работу.

Ах да, ещё мне запомнилась музыка группы «Центр», их песня «Волшебница»).

Не могу прям сказать, что Алла Демидова – «моя» актриса. Она, если можно так выразиться, «интеллектуальная» артистка. Но вот не хватает какого-то тепла, каких-то простых историй и героинь, в роли которых тоже можно было проявить свой талант. Как актриса она могла очень многое. И такое впечатление, что и в театре, и в кино она играла то, что было ей самой интересно, те роли, которые в какой-то степени совпадали с её личностью. И это не плохо, просто лишний раз доказывает, что она человек, который всегда идёт своим путём.

Впрочем, буду благодарна, если читающие пост укажут, какие фильмы с Аллой Сергеевной им нравятся, и в каких она, например, играет нежную любящую героиню, или просто мать, или женщину из народа. Я, например, хочу посмотреть с ней «Крейцерову сонату» и ещё что-нибудь из её фильмографии. Когда появится время.

Всем спасибо за внимание. Желаю здоровья героине моего поста. И всем читающим тоже.

P. S. Завтра весна!!! Официально.

Обновлено 28/02/21 15:52:

Самое главное. Большое спасибо Skarletty, Вы - героиня! Хотелось бы, чтобы Киноигра была д

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Алла Демидова

17:06, 28 февраля 2021

Автор: fghj

Комменты 125

Аватар

"И такое впечатление, что и в театре, и в кино она играла то, что было ей самой интересно, те роли, которые в какой-то степени совпадали с её личностью" - у меня такое же впечатление. Я думаю, что в фильме «Время отдыха с субботы до понедельника» у её героини такое отношение к мужу не потому, что она прям всю жизнь несёт в себе любовь к тому первому мужчине, я думаю он просто как воспоминание где-то там глубоко остался, а жизнь течет, все стабильно, размерено, её устраивает и тут такой толчок, что голова кругом, но только на мгновение относительно всей её жизни. Ничего бы она не поменяла в итоге, если нафантазировать другое продолжение.

Аватар

ух ты, Автор, какой великолепный разбор! я бы три раза по семь прибавила, если бы было можно. спасибо большое! очень понравилось Ваше видение и аналитика историй и персонажей, тонко и точно подметили много важного. например, я помню, что в юности эта актриса вызывала у меня какой-то вопрос, как нестыковку - она казалась мне очень красивой, прям притягательно красивой, женщиной и одновременно и как-будто не женщиной вовсе, и вот у Вас в посте читаю то, что любовная линия это не её и что она истинная интеллектуалка - и всё встаёт на свои места. еще мне очень интересно наблюдать за разнообразием восприятий, когда один и тот же фильм разбирается в разных постах, Ваш разбор "Детей солнца" впечатлил больше других.

Аватар

Я как ваша мама, если вижу "Стакан воды" - замираю у ТВ ) В Демидовой мне нравится ее холодность, отстраненность, необычное лицо и обалденный голос. "Щит и меч", "Служили два товарища" видела сто раз, и в сто первый посмотрю всегда. Я еще и в Янковского влюблена была всегда, так что растекаюсь лужей у экрана ) Остальное вами просмотренное не видела, по описанию фильмы интересные. И спасибо за пост )

Аватар

Ого какой пост! Как актрису не очень ее знаю, но внешне очень интересная, и с возрастом, мне кажется, шарма у нее всё больше. Заглавная фотография суперская, сохранила себе.

Аватар

вот кому возраст на пользу пошел! в молодости очень так себе, а с возрастом во внешности появилась утонченность и благородство

Подождите...