Получив от Skarletti Армена Джигарханяна, я, честно говоря, немного расстроилась. Не потому, что я его не знаю или не люблю, нет, я огорчилась, потому, что не понимала о чём писать. Все известные фильмы с участием Армена Борисовича, как мне казалось, я уже видела,  а писать о проходных не хотелось. Но благодаря этой киноигре я познакомилась с совсем другим Джигарханяном и получила несколько неожиданно прекрасных киноподарков. Да, не во всех фильмах у моего киногероя главная роль, но во всех его игра достойна похвалы, а порой и восхищения.

Немного биографии: Армен Джигарханян родился в Ереване в 1935 году. С детства он мечтает стать актёром, поэтому после школы  отправляется покорять Москву - пытается поступить в ГИТИС. Попытка завершилась неудачей,  молодому абитурьенту было сказано, что с его голосом и акцентом работать он сможет только в Армении. С 1954 года  Джигарханян - студент Ереванский театрально-художественный института. С 1955 года и на протяжении 10 лет Джигарханян служит в  Русском драматическом театре в Ереване, где практичсески сразу начинает играть ведущие роли.

В кино актер дебютирует довольно поздно, лишь в 1960 году, в фильме "Обвал", а  известность Армену Джигарханяну приносит  роль ученого- физика в фильме "Здравствуй, это я!".

В конце 60-х Джигарханян переезжает в Москву, где работает сначала в Ленкоме, а затем в театре имени Маяковского. Самые известные его роли : Стэнли Ковальский в «Трамвай «Желание», Большой Па в «Кошке на раскаленной крыше», лорд Ботвел в спектакле «Да здравствует королева, виват!», Нерон в «Театре времен Нерона и Сенеки».

В этот же период стремительно развивается и кинокарьера Джигарханяна. Фильмы с участием Армена Джигарханяна выходят по несколько штук за год. Актёр играет совершенно разных героев, соглашается даже на эпизодические роли, пробует себя в различных амплуа: среди сыграных ролей есть и пройдохи, и злодеи, и героические личности, и смешные недотёпы, и сердцееды. У Армена Джигарханяна никогда больше не было периода затишья в творческой жизни, предложений всегда хватало. Порой актёр был загружен так плотно, что даже не успевал учить слова для новой роли. Михаил Боярский вспоминал, что на съёмках "Собаки на сене" реплики Тристана Джигарханяну "подавал" суфлёр.  

На сегодняшний день  фильмография Джигарханяна насчитывает более 250 кино-ролей. С этой цифрой он даже  попал в Книгу рекордов Гиннеса.  Фильмы «Здравствуйте, я Ваша тётя», «Собака на сене»,«Когда наступает сентябрь», «Место встречи изменить нельзя», «Неуловимые мстители», « Тайны мадам Вонг» - лишь немногие из самых известных.

Не могу не написать и о тех мультперсонажах, кому Джигарханян подарил свой  невероятный голос: Волк из колоритного  "Жил- был пёс", Док Хадсон из "Тачек", добродушный дядюшка Мокус, хитрый Джон Силвер, сварливый старик из мультфильма "Вверх"- всех мы хорошо знаем с детства. 

Перейду к фильмам. Аппетит, как говорится, приходит во время еды, и к заявленным изначально, я посмотрела еще несколько. 

Когда наступает сентябрь (реж. Эдмонд Кеосаян)

Первый же фильм, который я посмотрела в рамках киноигры,  произвёл очень сильное впечатление.

Левон Погосян (Армен Джигарханян) прилетает из армянского города Аштарак в Москву, чтобы отправить своего внука Левоника в первый класс. Левон очень общительный, легко сходится с людьми, помогает им, что не характерно для большого города, где даже соседи могут не знать друг друга.

Фильм очень тёплый, светлый, о дружбе, семье, жизни. Армен тут искрится талантом:  голос с хрипотцой и южным акцентом, добрейший с хитринкой взгляд. Я была удивлена, когда узнала, что на момент съемок Джигарханяну всего лишь 40 лет, так прекрасно он вжился в роль пожилого человека. Его герой - Левон Понасян – сама открытость и непосредственность вкупе с житейской мудростью и состраданием. Для каждого Левон найдёт доброе слово или совет, он не пройдёт мимо чужой беды, поддержит и поможет. И окружающие, попадая под обаяние Левона, и сами становятся человечнее и добрее.

Не буду подробно описывать сюжет, фильм прекрасен не событиями, а человеческими отношениями, актёрскими дуэтами, душевной музыкой. Глядя на искренность героя, становится вдвойне грустно, что в последнее время люди всё больше дистанцируются друг от друга, прячутся за экранами телефонов и компьютеров. Не ждите от фильма кинокомедии, он гораздо глубже, и как в жизни в нём присутствует и радость, и грусть. На мой взгляд, это одна из сильнейших киноработ Армена Борисовича.

«К расследованию приступить» (реж. Андрей Бенкендорф).

Советский детектив, состоит из двух отдельных историй- «Версия» и « Клевета». Армен Борисович, играющий следователя Джангирова, появляется в обеих частях , но именно в «Клевете» его герой рассказывает друзьям - коллегам о необычном деле из своей практики.

В течение нескольких лет в анонимных письмах руководителя крупного строительного треста Мельникова обвиняли в хищениях, взятках и аморальном поведении. В результате проверок многочисленными комиссиями все эти «сигналы» не подтверждались. Мельников, не выдержав нападок и клеветы, скончался от инфаркта. Джангирову предстояло распутать сложное дело.

Имя клеветника называть не буду, пусть сохранится интрига. Фильм неплохой - простой, добротный, без стрельбы и погони. Джигарханян убедительно благороден, справедлив, умён и профессионален. Ему тесновато в этой роли, но сыграл хорошо. В фильме вообще сильный актёрский состав - Яковлев, Гринько, Ханаева, Назаров, Немоляева, но отдельно хочется выделить Алексея Горбунова. Его персонажу повезло - много экранного времени, живых диалогов. Актёр отлично справился и с ролью молодого следователя, познающего основы профессии, и с ролью его альтер эго, бесцеремонного детектива Ника Адамса, пытающегося «расшевелить» неудобными вопросами сотрудников треста.

Как ни странно, но фильм можно назвать актуальным и для наших дней. Если отвлечься от временной эпохи, треста, печатных машинок, и задуматься о силе слова, о том, как опасна травля, и к каким последствиям она может привести, то понимаешь, что сегодня- в эпоху интернета, человека еще легче оклеветать и морально растоптать.

Журавушка

Журавушка (Л. Чурсина) — так называл жену Марфу муж. После войны возвратились в родную деревню те немногие, кто уцелел на фронте. Но мужу Марфы Петру, которого она ждала столько лет, уже не вернуться. Марфа — красивая и гордая женщина. Многим не даёт покоя её красота, но напрасно идут по селу сплетни о Журавушке — она остаётся верной своей единственной любви, ни один мужчина не может добиться её расположения.

Фильм горький, как и многие другие советские фильмы о судьбе женщин в военное и послевоенное время. Какой адский груз физического труда женщины несли на своих плечах, но еще более тяжелой и страшной ношей была боль утраты.

Людмила Чурсина - Журавушка, пронзительно сильно сыграла свою роль. Сцены, где она на берегу зовёт мужа, по памяти читает сыну письмо отца, рассказывает мальчику о их любви - трогают до слёз. С какой печалью и тоской Марфа смотрит на растущего без отца сына, как горько ей от несправедливости деревенских женщин, брезгливо и противно от приставаний председателя.

Джигарханян в фильме играет роль фронтовика  Стышного. Сильного, честного, справедливого. Так сложилось, что он любит жену лучшего друга, но в память о дружбе, и из уважения к Марфе, Стышной не может быть настойчивым , он ждёт первого шага женщины, хотя бы полунамёка на ответные чуства. Только один раз, случайно встретив Марфу в лесу, Стышной даёт слабину: прорываются наружу и отчаяние от долгого ожидания,  и гнев от бессилия и безответной любви, но все эмоции потухают под испуганным взглядом Журавушки. Джигарханян великолепен в этой сцене. Как же его жаль, и как хочется, чтобы Марфа оценила его, полюбила. Но тогда бы это было другое кино, не о женской верности и преданности.

Хочется еще добавить, что этот фильм богат на актёрские таланты, особенно женские- Мордюкова, Маркова, Пельтцер, каждой удалось сделать своих героинь запоминающимися и яркими. 

"Расставания" (реж. Гавриил Егиазаров)

На кинопоиске совершенно бессмысленное описание, поэтому расскажу своими словами.

Живёт на свете шофер Роберт Галдаев (А. Джигарханян), живёт жизнью вольной, не утруждает себя привязанностями и обязательствами, перепрыгивает с места на место, от женщины к женщине. Вот и в этот раз, познакомившись с Верой  (С. Рябова), Галдаев не изменяет себе, и в брак вступать не торопится.  Подобные отношения не могут длится вечно, измученная неопределенной ситуацией, беременная Вера решается на разрыв и уезжает из города, сообщив Галдаеву, что планирует сделать аборт. Галдаев потрясен, хоть и пытается делать вид, что происходящее  ему безразлично. А тут подворачивается тяжелая работа - доставить КАМАЗы по заснеженному  опасному маршруту на строительство ГРЭС.  По случайному совпадению, на пути следования автоколонны КАМАЗов та деревня, куда уехала любимая женщина. И Галдаев соглашается на сложный рейс...

Именно об этом фильме мне хотелось писать меньше всего. И вроде бы неплохая получилась картина, и Джигарханян прекрасно сыграл, жизненно- Галдаев в его исполнении получился  противоречивым, непростым. Актёр мастерски передал  как жесткость и самоуверенность своего героя, так и его смятение, гнетущее чувство вины  и  отчаянное стремление к любимой, ради встречи с которой, он готов даже безрассудно рисковать жизнью. Но для меня, к сожалению, не сложилось дуэта между Джигарханяном и Рябовой. Как–то слишком театрально звучали диалоги их героев, не было душевности, химии, Светлана в своей роли была излишне эмоциональна, порой даже истерична.  Это всё мешало мне поверить в любовь, которая привела к столь трагическому финалу.

"Старые стены" (реж. Виктор Трегубович)

Все начинается с курортного романа. Директор подмосковной ткацкой фабрики Анна  Смирнова (Л. Гурченко) знакомится на отдыхе с бывшим лётчиком Владимиром (А. Джигарханян). Влюблённые не афишируют своих отношений, встречаются украдкой, они уже не молоды, у каждого своя жизнь, свои обстоятельства и обязательства.  По окончанию отпуска Анна решительно  настроена не продолжать дальнейшее общение. Так и расстаются ни с чем, единственная связующая ниточка - номер телефона, который оставляет Владимир. Анна возвращается к своим обязанностям, на её хрупких плечах груз ответственности за фабрику, колектив, ей кажется, что для любви в её жизни нет места, что возраст уже не тот, но Володю так просто забыть не получается.

Фильм можно назвать типичной производственной картиной, правда,  поднимающей довольно «острые» для того времени вопросы: право человека на отдых и достойное жильё, отказ от работы на голом энтузиазме, адекватность планов. Однозначно, главная звезда этого фильма- Гурченко. Актриса предстаёт в новом для себя образе - её героиня, директор фабрики, сдержанна, я бы даже сказала, застёгнута на все пуговицы официального костюма. Она - пример для подражания и чувствует себя ответственной буквально за всё: и за завод, и за личную жизнь сотрудников, и за брак дочери. Казалось бы, подобный образ  у Гурченко должен был получиться скучным и шаблонным, но ей мастерски удалось наделить свою Анну и душевностью, и женской мудростью (в фильме очень интересная линия отношений Анны и её дочери), и от этого героиня вызывает симпатию и сочувствие.

У Армена Джигарханяна экранного времени в «Старых стенах» максимум минут 15. Его герой- красавец, бывший летчик Володя, с которым у Анны и завязывается курортный роман. Поразительно, что при всем целомудрии совместных сцен, зрителю понятен характер этих отношений, чувствуется химия между персонажами, веришь, что этот мужчина может стать важным и нужным для Анны, если она сможет поверить, что счастью и любви не должна мешать занимаемая должность, и что никакая ответственность вместе с долгом не стоят упущенных возможностей.

Резюмируя, я бы фильм рекомендовала тем, кому нравится старое душевное советское кино, и кто хотел бы познакомиться с разными гранями таланта Людмилы Марковны.

Здравствуй, это я. (реж. Фрунзе Довлатян)

1942 год — идёт война… Два друга -талантливых физика,  Артём Манвелян (А. Джигарханян) и Олег Понамарёв (Ролан Быков),  продолжают в Москве свою научную работу, такую нужную для родины и для мирного завтра. Они молоды, полны надежд и идей, они делят еду, кров, тревоги  и  буквально на каждом шагу ведут научные споры. В жизни Артёма сложный период, он должен доказать научному совету свою гипотезу, добиться  одобрения на сложные  исследования, но волнуется и переживает по этому поводу больше Пономарь, ведь все мысли его друга о любимой Люсе (Н. Фатеева). Как хорошо Артёму и Люсе вместе, спокойно, радостно, как будто и нет нигде войны, и не надо девушке бежать вечером в казармы, а можно просто вместе кататься на сломанной карусели в парке... А у Детского Мира стоит маленькая девочка Таня, стоит как часовой на посту. Она ждёт, ждёт с фронта того, кого больше не ждёт её мама, и чьё место в их доме занял чужой мужчина. Этой маленькой девочке предстоит передать Артёму весточку от Люси о том, что её внезапно отправили на фронт, но когда она вернётся, всё обязательно будет по- прежнему... 

Описание куцее, но дальше рассказывать не буду, надо смотреть,  фильм - многогранный, прерасно снят, чудесные актёрские работы Джигарханяна, Быкова, Фатеевой, Тереховой и Бахаря.

Фильм  стал для меня дорогим подарком в этой киноигре. Он обо всем: здесь и счастье любви, и необратимость смерти,  и детское безмолвное горе, и настоящая мужская дружба, и преданность своему делу, женщине, родине.  Армен Борисович в этом фильме просто красавец, даже не думала, что он в молодости мог с лёгкостью попасть  в ряды пирожков сплетника. А как замечательно он играет- какие прекрасные, полные нежности, сцены у него с Люсей (Н. Фатеевой), как Артём искрится смехом рядом со свои другом Пономарём , как  убедителен он в своем горе. В фильме сложился просто бесподобный  дуэт   Ролана Быкова и Армена Джигарханяном - суетливый, говорливый, эмоциональный Олег и спокойный, уравновешенный Артём, как они поддерживают друг друга, чувствуют. Следить за их "научными" спорами одно удовольствие, сцена попойки "водой", телефонный разговор, последний вечер - всё замечательно, тонко, талантливо. Не возможно не упомянуть дебютировавшую в этом фильме Маргариту Терехову (она играет выросшую девочку Таню).  Ей досталась героиня " современная", с непростым характером, но какая глубина, драма под маской равнодушия и отчужденности. 

"Белый взрыв" (реж. Станислав Говорухин)

Действие происходит в годы Великой Отечественной войны в горах Кавказа. Немцы заняли позицию в горах, с которой обстреливают переправляющихся через хребет беженцев и раненых. Лейтенант Артём Арсенов (Армен Джигарханян) предлагает смелый план: подняться на вершину и взорвать снеговую шапку, чтобы образовавшаяся лавина обрушилась на немецкие позиции. Сам он безуспешно пытался покорить эту вершину ещё в довоенное время. Для выполнения задания он набирает небольшую группу. Впереди трудное восхождение.

Сильная военная драма, о  героизме, мужестве и простых людях, готовых ради спасения других пожертвовать своей жизнью. В картине нет эпических батальных сцен, фильм больше о боях местного значения. Интересно наблюдать за развитием характеров главных героев, жаль, что у большинства совершенно немного экранного времнеи.  Достойные актёрские работы получились у Людмилы Гурченко, Армена Джигарханяна, Сергея Никоненко, Федора Одинокого,  Бухути Закариадзе, в маленьком эпизоде снялся Высоцкий.

Пока я смотрела фильм, меня мучил вопрос "как всё это снималось?". В шестидесятые годы не было всей той техники, что доступна современным операторам. Да, в картине, конечно, есть комбинированные съёмки, но немного, в основном сцены на натуре в горах. В воспоминаниях Говорухина попалась информация, что процесс съёмки был тяжелым, актёров мучали, заставляли выполнять сложные трюки. Не щадили даже Гурченко. Однажды её и Никоненко должны были снимать на вершине Донгуз- Оруна, на высоте 5 тысяч метров (съёмка велась с вертолёта). Актёры заняли позиции, вертолёт стал медленно подниматься вверх, оставляя их далеко внизу. Существовала возможность, что вертолёту не удастся приземлиться в этот день обратно на вершину, а спуститься с горы самостоятельно под силу только очень опытным альпинистам. На всякий случай в снегу закопали палатку, спальные мешки и примус с продуктами. Но самым драматичным моментом на съемках фильма было крушение вертолёта в горах Кавказа. Вертолёт вылетел на поиск натуры, и экипажу не удалось справиться  с ним в сложных условиях-  вертолёт врезался в скалу. Повезло, что не случилось пожара или взрыва. Чудом спаслисль и пилоты, и Говорухин с оператором Василием Кирбижековым,  и альпинист- консультант Леонид Елисеев. Их, израненных, потом 8 часов на носилках спускали с гор ребята из сборной Грузии по альпинизму.

Спасибо всем, кто дочитал пост до конца, и отдельное спасибо Skarletti за киноигру- столько прекрасных фильмов удалось посмотреть и оценить.

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Армен Джигарханян

12:14, 3 марта 2021

Автор: Mellene

Комменты 79

A

Спасибо, замечательный пост, и открыл новые фильмы для меня.

Аватар

Люблю Армена Борисовича, люблю его узнаваемый голос)) очень много хороших фильмов с ним, конечно, есть и проходные. Мне очень нравятся "Когда наступает сентябрь", его роль в "Приключениях неуловимых", "Здравствуйте, я ваша тётя!", конечно "Место встречи изменить нельзя", "Рафферти", "Тегеран-43", "Жизнь Клима Самгина", его Пес из "Жил-был Пес". У него был неповторимый голос. Всегда вспоминаю эпиграмму Гафта, когда говорят о Джигарханяне: "Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где играл Джигарханян". Спасибо за пост!

Аватар

У меня тут крутилась песенка пирата Сильвера в голове: Лучше быть одноногим, чем быть одиноким, когда скучно и грустно, и некому руку пожать....)) С непередаваемой хрипотцой Джигарханяна. Обалденный голос, и такой же актер, царствие ему небесное и вечная память наша.

Аватар

Спасибо. Замечательно изложено, с любовью к актеру!

G

Спасибо, чудесный пост.

Подождите...