Со времени выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие…» прошло уже 49 лет, но он до сих пор не только не потерял популярности, но и стал основой для ремейка 2015 г. В 1969 году повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." была напечатана в журнале "Юность". Огромный читательский резонанс дал путь книге сначала на сцену театра на Таганке (режиссер-постановщик Юрий Любимов). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти. В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актрис на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку. Ростоцкий был для актрис как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях в Карелии и все тяготы они проходили вместе. 

В начале 1970-х гг. юные актрисы, исполнившие главные роли в этом фильме, стали известны на весь Союз, но в дальнейшем их пути разошлись. О том, как сложились судьбы актрис после съемок, – далее в обзоре.

Молчаливая лесникова дочка Лиза Бричкина (Е. Драпеко)

— В сценарии Лиза Бричкина – румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, — смеется Елена Драпеко. — А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего немножко. Я занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка? Когда отсмотрели первый съемочный материал, меня отстранили от роли.

Но потом жена Ростоцкого Нина Меньшикова, увидев отснятый материал на студии Горького, позвонила Ростоцкому в Петрозаводск и сказала, что он не прав. Ростоцкий еще раз посмотрел материал, собрал съемочную группу, и они решили меня оставить в роли. Мне вытравили брови, нарисовали штук 200 рыжих веснушек. И попросили поменять говор.
Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор.

Елена Драпеко мечтала о роли Женьки Комельковой, но была утверждена на роль Лизы Бричкиной. Поскольку режиссер решил, что она должна быть девушкой из вологодской глубинки, она на съемках так научилась «окать», что еще долго потом не могла избавиться от этой привычки. В дальнейшем ее судьба была связана не только с кинематографом, но и с политикой: Елена Драпеко стала депутатом Госдумы и защитила кандидатскую диссертацию по социологии. Она была членом правления Союза кинематографистов России, членом совета движения «Женщины Санкт-Петербурга», председателем Санкт-Петербургского отделения движения «Духовное наследие». О своей героине она говорит: «Роль Лизы Бричкиной досталась мне неслучайно – я такая же оптимистка, как моя героиня, так же романтична и идеализирую жизнь. Если б Лиза не утопла в болоте, а выучилась в техникуме, она тоже стала бы депутатом!».

В советском кинематографе того периода весьма редко допускались откровенные съёмки обнажённого женского тела, но режиссёр картины преследовал определённые художественные цели. Станислав Ростоцкий объяснял суть сцены актрисам, которых пришлось уговаривать раздеться перед камерой, так: -Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать.

Из сцены мытья в бане убрали фразу «Женька, ты же без лифчика ходить можешь!» Также из фильма убраны все остальные имеющие оттенок эротичности сцены, например, когда «всё первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила». Комелькова купается в реке перед немцами в трусиках и лифчике, по описанию в книге — «стянула юбку, рубашку и, поглаживая руками чёрные трусики», после купания, «сверкнув запретно белым», «стащила из-под рубашки мокрые трусики, отжала их», а затем Васков ей «сунул, отвернувшись, юбку»).

Дерзкая красавица Женя Комелькова (О. Остроумова) — из «комсоставской» семьи. До Ольги Остроумовой на роль Жени Камельковой пробовались много актрис. Но Ростоцкий остановил свой выбор именно на ней. Примечательно, что Остроумова была единственной для кого «А зори здесь тихие…» не были дебютом. До этого она уже успела сняться в фильме «Доживём до понедельника» у того же режиссера.

Актрису Ольгу Остроумову, сыгравшую Женьку Камелькову, едва не сняли с роли — проблемы возникли с гримом. — Меня выкрасили в рыжий цвет и сделали химию, — рассказывает Ольга Остроумова. — Все завивалось мелким бесом, что мне страшно не идет. Первые кадры получились нелепые. На режиссера Ростоцкого стало давить начальство, требовали снять меня с роли. На что Станислав Иосифович ответил: «Перестаньте ее гримировать и оставьте в покое». И меня оставили в покое на неделю – я подзагорела, химия начала сходить, и как-то все само собой исправилось.

Дальнейшая судьба актрисы сложилась очень успешно: она сыграла около 90 ролей в кино, в 1993 г. получила звание народной артистки России, стала лауреатом многочисленных премий и наград. В 1996 г., после 23 лет брака с режиссером Михаилом Левитиным, она вышла замуж за актера Валентина Гафта, их союз называли одним из самых гармоничных в актерской среде.

Тихая Соня Гурвич (И. Долганова), отличница университета с томиком Блока в солдатском мешке.

— Ростоцкий заставил нас поверить в реальность смерти, – рассказывает Екатерина Маркова (Галя Четвертак). — Когда Иру Долганову начали гримировать, нас увели, чтобы мы не видели этого процесса. Потом мы пошли к месту съемок — расщелине, где должна была лежать Соня Гурвич. И увидели то, от чего было в обморок упасть: совершенно не живое лицо, белое с желтизной, и страшные круги под глазами. А там уже камера стоит, снимает нашу первую реакцию. И сцена, когда мы находим Соню, получилась в фильме очень реалистичной, просто один в один.

— Когда мою грудь в сцене смерти Сони намазали бычьей кровью и на меня стали слетаться мухи, то у Ольги Остроумовой и Екатерины Марковой стало плохо с сердцем, — говорит Ирина Долганова. — На съемочную площадку пришлось вызывать «скорую».

Сразу после картины, вышла замуж. Родной Нижний Новгород Ира бросить не захотела, по этому в кино больше никогда не снималась. В Нижнем Новгороде она играет на сцене нижегородского ТЮЗа. В своем городе Ирина настоящая знаменитость. Так же она преподает актерское мастерство. Супруг занимается бизнесом, а сын выбрал профессию врача.

Детдомовка Галя Четвертак (Е. Маркова).— Меня в этом фильме чуть взаправду на тот свет не отправили, – вспоминает Екатерина Маркова, исполнительница роли Галки Четвертак. – Помните сцену, когда я, испугавшись, выбегаю из кустов с криком «Мама!» и получаю выстрелы в спину? Ростоцкий решил снять крупный план спины – так, чтобы были видны дырочки от пули и кровь. Для этого изготовили тонкую доску, просверлили ее, «смонтировали» пузыречки искусственной крови и закрепили мне на спину. В момент выстрела электрическую цепь должно было замкнуть, гимнастерка должна была прорваться изнутри и хлынуть «кровь». Но пиротехники просчитались. «Выстрел» оказался куда мощней, чем планировалось. Мою гимнастерку разорвало в клочья! От увечья меня спасла лишь доска.

После съемок в фильме «А зори здесь тихие…» актриса 12 лет проработала в театре «Современник», а потом решила круто изменить свою жизнь, закончила Литературный институт и ушла из тетра. Сегодня она больше известна как писательница и сценарист. Почти всю жизнь Екатерина Маркова прожила в счастливом семейном союзе с актером Георгием Тараторкиным.

Железная Рита Осянина (И. Шевчук), вдова молодого командира. Роль Риты Осяниной – единственной из героинь, которая успела побывать замужем и родить ребенка, досталась Ирине Шевчук. На тот момент актриса была студенткой ВГИКа, роли жены и матери в жизни ей знакомы еще не были, а сыграть трагическую судьбу героини ей помогла личная драма: на тот момент у нее длились непростые отношения с актером Талгатом Нигматулиным, которого зрители знают по многим фильмам, (например по фильму "Пираты XX века"). Как признавалась Ирина, она очень любила Талгата, но не смогла простить ему измену с поклонницей, которых у Талгата было очень много. Актриса Ирина Шевчук вспоминала: «А у меня была очень сложная сцена, где я умираю. Перед съёмкой я наслушалась врачей о том, как ведут себя люди при ранении в живот. И так вошла в роль, что после первого же дубля потеряла сознание!».

— Был момент сразу после выхода фильма, когда меня, 20-летнюю, вербовало КГБ, — рассказывает Ирина Шевчук. — Мне пообещали златые горы, намекнули, что надо как-то квартиру получить и т.д. Я честно ответила: не считаю, что родине грозит беда. И в случае чего — как-нибудь сама определюсь, кого найти и кому что сказать.

 Позже Ирина вышла замуж за музыканта и композитора, Александра Афанасьева. Семейный союз музыканта и актрисы оказался крепким. В браке у пары родилась дочь Александра, которая пошла по стопам матери и уже состоялась, как актриса. Своей самой большой удачей в жизни Ирина называет рождение дочери.

Большинство ролей, помимо фильма "А зори...". Ирина сыграла на студии им. Довженко в Киеве и на студии им. Горького в Москве. Самой заметной среди них стала роль в фильме "Белый Бим - Черное ухо" и "Повесть о женщине". В настоящее время Ирина по-прежнему снимается в кино, но больше занимается организаторской деятельностью. Она занимает генеральные посты в кинофестивалях "Созвездие" и "Киношок", а также входит в состав гильдии кинопремии "Ника". Несмотря на большую загруженность, главное для Ирины - её семья.

Первая же роль старшины принесла Андрею Мартынову всенародную известность. В 1974 году фильм «А зори здесь тихие…» был номинирован на премию «Оскар», но уступил главный приз картине Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Тем не менее «Зори…» закупили по всему миру. Актёры, приезжая куда-нибудь за границу, иногда видели себя, говорящих на иностранном языке. «Я был совершенно ошарашен, когда услышал себя на китайском языке, — смеётся Андрей Мартынов. — Мне рассказали, что в Китае фильм посмотрели более миллиарда человек. Сам Дэн Сяопин назвал „А зори здесь тихие…“ истинно китайской картиной».

Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно найти в незначительных деталях:

Многие реплики старшины Васкова в книге являлись его размышлениями.

В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт — уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте, помимо двух раненых, была и одна убитая зенитчица — «подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то жевавшая втихомолку».

Далее в фильме происходит небольшой конфликт между Кирьяновой и старшиной по поводу того, что не нужно было расстреливать парашютиста, а Осянину предлагают представить к награде, от которой она отказывается. Майор, начальник Васкова, осматривая сбитый самолёт, спрашивает: «Зачем им понадобилось ваше расположение разведывать?», — намекая на последующие события в фильме. Этого сюжетного хода в книге не было.

В книге о гибели Гали Четвертак Рите и Жене рассказывает Васков. В фильме девушки хоронят убитую подругу, о чём впоследствии сообщают старшине.

В книге Васков захватывает в плен четверых диверсантов, а пятого, пытавшегося броситься к оружию, убивает последним патроном из нагана. В фильме же один из оставшихся четверых пытается убить Васкова, всё-таки добравшись до оружия, но старшина опережает его и убивает из автомата, который забирает у только что застреленного диверсанта, в результате чего в плен попадают только трое немцев, в том числе командир группы (в чине обер-лейтенанта) (в книге о пленении Васковым именно командира диверсантов не упоминается).

Фильм «А зори здесь тихие» получил высокую оценку и критиков и в государственных инстанциях. Он был удостоен Государственной премии СССР (1975, сценарист Б. Васильев, режиссер С. Ростоцкий, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов), премии Ленинского комсомола (1974, режиссер С. Ростоцкий, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов), первой премии Всесоюзного кинофестиваля 1973 года в Алма-Ате, памятного приза Венецианского кинофестиваля 1972 года, был номинирован на премию «Оскар» в категории «лучший иноязычный фильм» (1972), был признан лучшим фильмом 1972 года по опросу журнала «Советский экран».

В 2015 году была снята современная версия картины "А зори здесь тихие..."

В Китае фильм пользуется огромной популярностью. Кинематографисты Поднебесной в 2005 г. создали свою киноверсию повести. Поскольку китайские зрители любят неспешное повествование с множеством подробностей, проект снимали в формате 19-ти серий. Материала книги не хватало, и сценарий пришлось расширить и дополнить образы персонажей воспоминаниями, что помогло понять драму каждой героини. Для съемок пригласили русских актеров, а карельские пейзажи были воспроизведены в приграничном городке Хай Хе.

Подпишитесь на наш
Блоги

О фильме "А зори здесь тихие..."

01:27, 24 февраля 2021

Автор: Gatsby

Комменты 73

Аватар

Меня удивило, что Мартынову на момент съемок всего 26 лет. Вот школа актерская была!

Аватар

Мне вчера мой приятель (уже теперь бывший) - сторонник Навального - авторитетно заявил, что подвиг на войне это шелуха, это смешно, фильмы и книги про эти подвиги смешно, а сталинский режим равен фашизму, соответственно все они фашисты. В общем.... больше мы не приятели.

Аватар

Классный пост, спасибо!

Аватар

Странно, но я никогда не помню Драпеко тростиночкой, был еще фильм, снятый, по-моему, позже, "Безотцовщина". Там тоже крепкая такая девушка, привыкшая к работе. Очень на своем месте. На роль Женьки, конечно, замах. Остроумова красивая, слов нет, но эта светлая грива волос в духе 60-начала 70-х всегда напоминала, что это только кино о войне. Ну и грудь.. скажем так, средняя грудь, не такая, чтобы замирать аххх. Играли хорошо, Мартынов, Зайцева, Шевчук - пять баллов.

Аватар

Для Мартынова - звёздная и лучшая роль. Тем более, в жизни оказался совсем другим человеком, этакий барин - интеллектуал. Какая сила перевоплощения! От его : " Лягай! Лягай! ... Пять девочек всего было, пять! ...А не прошли вы" неизменно слезы и мурашки.

Подождите...