Так исторически сложилось, что киноигра для меня - всегда маленькое испытание. Ни разу не доставалось мне в киноигре то, чего хочется, ни разу! Я не ропщу) Так интереснее. Меж тем традиция продолжает соблюдаться - я и в этот раз оказалась озадаченной. В игре с нашими российскими актерами мне хотелось написать о ком-то, кого я  знаю. Знаю с какой-то одной стороны, чтобы можно было изучить другую, неизвестную сторону творчества, так сказать, нырнуть глубже там, где уже плавала поверхностно. Но - нет.  Леонида Филатова я не знала. Лет мне немало, но не знала и с творчеством не была знакома - хотите верьте, хотите нет, - от слова совсем. Настолько совсем, что если бы мне полгода назад сказали "Леонид Филатов", я бы даже не смогла представить, как он выглядит. Но теперь исправляюсь. Об этом артисте мой пост.

Леонид Алексеевич Филатов родился в 1946м году в Казани, в семье сержанта, участника Великой Отечественной войны, Алексея Филатова и Клавдии Филатовой, которая, что любопытно, была Филатовой и в девичестве. Именно благодаря этому совпадению состоялся их союз: девушка ответила на письмо своего однофамильца, служившего в то время на фронте.

Леонид Филатов с мамой

С родителями, бабушкой и дедушкой

С ранней юности Филатов проявлял огромный интерес к кино, коллекционировал тематические журналы, также был неравнодушен к литературе и театру, уже в школе писал стихи. Филатов хотел поступать на режиссерский во ВГИК, но пропустил вступительные экзамены, и так очутился на актерском уже в Щукинскома. Сам Аркадий Райкин пытался заманить молодого еще студента Леню в свой театр, даже обещал дать квартиру в Ленинграде, но Филатов выбрал Театр на Таганке, самый модный московский театр того времени. Там он прослужил много лет, работая, в частности, с Высоцким, Борисом Хмельницким и Вениамином Смеховым.

С 1970го года начался путь Леонида Филатова как актера кино, а истинная популярность и признание пришли в 1979г, когда на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа "Экипаж".

1) "Экипаж" 1979г. Режиссер - Александр Митта.

Экипаж - двухсерийная драма с элементами фильма-катастрофы. По словам режиссера, основная идея фильма состоит в том, что единственный путь к спасению - это необходимость людей объединяться перед лицом всякой угрозы. Первая серия подготавливает нас ко второй. Мы видим семейный быт и повседневные заботы членов экипажа самолета, смотрим на будущих героев как на простых людей, с их заботами и пороками.

Во второй серии экипаж собирается вместе и летит на помощь пострадавшим при землетрясении - перевозит продукты и медикаменты, а на обратном пути должен взять на борт жен пострадавших. Но все идет не по плану и начинается экшн-часть. Пожары, взрывы, спецэффекты образца 1979го года) Нам, избалованным компьютерной графикой высшего качества, смотреть это, конечно, немного непривычно, однако, в «Экипаже» все вовсе не так уж плохо, особенно учитывая то, что вся зрелищность создавалась «вручную». Перед лицом стихийного бедствия герои забывают конфликты и непонимание, объединяются ради спасение людей. И это уже не те обыватели из первой серии, а самые настоящие отважные супергерои.

Мне понравилось, что больше половины фильма было посвящено раскрытию персонажей. Это очень важный элемент любого фильма-катастрофы: если мы не знакомы с героями, мы просто не станем переживать за них в трудную минуту. После выхода фильма Леонид Филатов, сыгравший бортинженера-ловеласа Игоря Скворцова, проснулся настоящим  секс-символом. Женщины сходили по нему с ума, и даже моя мама рассказала по секрету, что будучи 24-х летней девушкой, клеила на стену его фото) Не могу ее за это осудить, Филатов в форме сильно хорош))

После съемок в "Экипаже" Филатов стал самым снимающимся актером на Мосфильме и выпускал по 4 фильма в год, как будто торопился успеть как можно больше. Он ризнавался, что панически боится слова "отпуск". Коллеги отзывались о нем как о человеке, который максимально вкладывается во все, что делает, работает на пределе возможностей. Будучи одним из самых востребованных актеров, Филатову было совершенно наплевать на деньги, он их презирал, не считал и совсем на себя не тратил.

Не смотря на внешнюю решительность и даже развязность, Филатов был крайне неуверенным в себе человеком. Он считал себя некиногеничным и некрасивым, искренне удивлялся, когда его называли секс-символом и говорил, что это совершенно не сочетается с его внутренним самоощущением.

В период с 80 по 90е годы с Филатовым выходит 27 фильмов.

2) "Успех" 1984г. Режиссер - Константин Худяков.

Фильм рассказывает нам о молодом амбициозном режиссере театра, приехавшем в периферию из Москвы, ставить чеховскую «Чайку». Фетисов честолюбив и одержим своей профессией, огонь горит в его взгляде и в его сердце. Труппа принимает режиссера скептически: для них он - один из многих, приходящих и уходящих режиссеров. Фетисов же полон надежд добиться успеха. Он бескомпромиссен и часто жесток, намеренно задевает своих актеров за живое с целью вытянуть нужные реакции, эмоции, чувства. Будет ли постановка иметь успех?

Обычному зрителю незнакома оборотная сторона театра. Он видит только результат, но что стоит за ним? Пот, слезы, каждодневные испытания самолюбия, неудержимое волнение перед премьерой - фильм раскрывает нам секреты закулисья, позволяет окунуться в атмосферу того, как рождается искусство. Постановка Фетисова принята с восторгом, но доволен ли результатом режиссер? Сам Филатов говорил, что нет. Ведь для творца, отдающего всего себя своему детищу, важна не только внешняя сторона успеха. Ему необходимо внутреннее ощущение того, что все получилось как нужно, как хотелось - что актеры сыграли его пьесу так, как задумал ОН, затронули в зрители нужную струну. Однако, этого не происходит. И он действительно бросает театр и труппу в конце. Идет дальше, творить, искать, добиваться. Ибо это бесконечное путешествие.

Фильм «Успех» мне понравился, задел. Я родилась в театральной семье, а значит выросла за кулисами.. Сцены репетиций «Чайки» как будто ненадолго возвращали меня домой. Это если говорить о личном восприятии. В целом же фильм прекрасен, прежде всего, благодаря целой плеяде талантов - Лев Дуров, Алиса Фрейнлих, Людмила Савельева и многие другие. Кто не смотрел, рекомендую. Это фильм про людей, разных и уникальных, в каждом из которых целый мир.

3) "С вечера до полудня" 1981г. Режиссер - Константин Худяков.

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему". О несчастливости одной московской семьи в двух сериях рассказывает нам фильм «С вечера до полудня». Глава семьи - стареющий писатель, в прошлом напечатавший громкую книгу, но более невостребованный. Режиссер фильма, Худяков,  как и позже в  "Успехе", поднимает тему художника и творчества. На этот раз в контексте искусства письменности. В отчаянии пребывает отец семейства: жизнь на исходе, а шедевр никак не родится. Все написанное ему не нравится (хоть и нахваливает друг-критик),а это самое болезненное для созидателя.

Сын писателя в исполнении Филатова - мужчина, обиженный женщиной. Жена бросила его одного воспитывать сына-подростка и улетела туда, где много-много диких обезьян. Неожиданно она возвращается и заявляет о желании забрать сына с собой за границу. Перед мучительным выбором встает герой: пойти на поводу у оскорбленного самолюбия или отпустить сына в лучшую жизнь.

Дочь писателя - одинокая женщина, в бытие которой вдруг возвращается бывший возлюбленный, роковой мужчина ее жизни. С надеждой на возрождение отношений Нина встречает его, но у него совсем другие планы.

Мне очень понравилась сцена совместного ужина. Монолог нежданного гостя об обесценивании семьи и брака вскрывает проблемы героев. Что есть любовь? Свет и опора нашей жизни или разрушительная сила, делающая нас слабыми и уязвимыми? В семье Жарковых каждый живет своим собственным прошлым, прошлыми обидами, прошлыми любовями, прошлым успехом. Получается, что они и не живут вовсе, а единственный свежий ветер, человек, полный стремлений и надежд - сын среднего Жаркова, талантливый и умный мальчик, главный козырь которого - молодость и отсутствие тяжелого багажа опыта.

«С вечера до полудня» - фильм, полностью построенный на диалогах. В нем нет сюжетных твистов и даже смены декораций. Он для любителей поковыряться вместе с режиссером в человеческих глубинах и отношениях, тем более что проблемы в фильме вполне себе реальные, это проблемы буквально каждого из нас.

Предполагалось, что на этом всё, но я решила посмотреть еще два фильма.

4) "Город Зеро"  1988г. Режиссер - Карен Шахназаров.

Некий мужчина, о прошлом которого нам ничего неизвестно, представитель московского машиностроительного завода, отправляется в командировку в странное место. Это фантастический город, где все жители ведут себя крайне абсурдно. Лавина сюрреалистичных, а порой и пугающих, ситуаций накрывает неподготовленного главного героя.

Очень странное кино, какая-то явно политическая фантасмагория, которую смотришь и пытаешься разгадать все эти образы и символы, но разгадать едва получается. Кадры туманного города и нагнетающая музыка усиливают атмосферу. Мне местами было прямо жутко. По настроению очень похоже на Дэвида Линча.

Филатов в главной роли прекрасен. Весь спектр эмоций :озадаченность и недоумение, страх и непонимание того, чего ожидать от окружающей действительности в следующий момент - отыгран Филатовым на высшем уровне. Про само кино даже и не знаю, что сказать. То ли я была в этот день слишком умственно ленива, то ли меркурий не тот, но я мало поняла. Возможно, пересмотрю.

5) "Забытая мелодия для флейты" 1987г. Режиссер - Эльдар Рязанов.

"Забытая мелодия для флейты" - последняя совместная работа Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского. Фильм снят по пьесе "Аморальная история". История действительно во многом аморальная. 

В центре сюжета- Бывший флейтист, а ныне начальник главного управления, Леонид Филимонов.  Жена Филимонова - партия хорошая ( ее влиятельный отец помог Леониду сделать карьеру), но нелюбимая. И когда на горизонте появляется молоденькая медсестра Лида, Филимонов бесстрашно и решительно идет на адюльтер. История классическая и трагичная. Главный герой тоскует по жизни в искусстве и вынужден прозябать на нелюбимой работе, но вместе с тем потеря жены сулит и потерю комфорта. Не будет больше машины и шикарной квартиры, возлюбленная хоть и мила сердцу, но живет бедно и скромно, а герою уже за 40, поздно начинать жить заново.

Узнавшая об измене жена, говорит - « я устала жить в грязи» и гонит непутевого мужа из дому, все управление в курсе случившегося и коллеги наперебой уговаривают Филимонова одуматься, вернуться к жене. Ведь «у нас все можно, но шепотом», к тому же маячит назначение... Ломается бедный Леонид под натиском общественности и собственных страхов. И все забыто, все вернулось на круги своя. Жена наступила на горло своему самолюбию. Муж предал любовь и мечты. Мелодия для флейты забыта.

Хорошее кино, но очень грустное, настолько грустное, что я после просмотра целый день ходила приунывшая. Хотя концовку нельзя считать однозначной. Ведь любовь в итоге даже одолела смерть.

Трагедия одного человека разворачивается на фоне перестройки, периода смутного и сумрачного. Много времени Рязанов уделяет высмеиванию циничных чиновников и бюрократов, фильм для того времени, можно сказать, дерзкий. И вечный. Потому как прошло уже больше 30 лет, а вокруг нас мало что изменилось.

Очередная волна славы приходит к Филатову в 1988году , после выхода телеспектакля, где он читает поэму собственного сочинения "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца", написанную еще в 1985-ом. Спектакль собирает у экранов миллионы зрителей, а произведение тут же растаскивают на цитаты. Народ эпохи перестройки оценил гротескный юмор и жесткую сатиру, а сам Филатов, когда его спросили, как родилась в его голове идея этой сказки, ответил:

"В нашей пишущей стране
Пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота
Быть со всеми наравне!"

Произведение это, к слову сказать, я читала еще в школе, но сейчас с удовольствием прочла снова, и всем очень рекомендую. Это очень остроумная вещь.


Не смотря на то, что Филатов никогда не был замечен в пьяных скандалах и дебошах, пристрастие к алкоголю имело место быть. Много лет актер пил почти ежедневно, при этом продолжая активно сниматься и выступать. Даже после пережитого инсульта и отказа почек, живя на диализе в ожидании трансплантации, продолжал работу над своей авторской программой, посвященной великим артистам - циклом передач «Чтобы помнили».

Вообще Филатов всю жизнь горел работой, жил постоянно на бегу, разрываясь между театром и кино, писал стихи и прозу, занимался режиссурой. Он считал, что жизнь истинного творца и должна быть такой - в бешеном темпе, наполненной событиями и людьми. После пересадки почки актеру на время стало лучше, но потом он поймал простуду и случилась двусторонняя пневмония. 10 дней врачи боролись за его жизнь, но 26 октября 2003 года Леонида Филатова не стало. Актеру было 56 лет. 

Могила Леонида Филатова на Ваганьковском кладбище

Изучая жизненный путь и профессиональную деятельность Леонида Филатова, меня много раз посещала мысль, что как бы я не старалась работать над своим постом, он все равно окажется каким-то куцым и неполным. Это был человек с богатой на интересные повороты судьбой, жизнью, полной невероятных событий: его литературная деятельность, дружба с Высоцким и Михаилом Горбачевым, влюбленность в Наталью Варлей и запутанная история любви со второй женой Ниной Шацкой - все это могло сделать мой пост бесконечно длинным. Этого мне не хотелось, но и скупым, надеюсь, он не получился. 

Леонид Филатов меня покорил. Это был артист, умеющий играть одним взглядом, и мужчина с невероятной харизмой и магнетизмом. С таким человеком хочется быть знакомой  - вот как могу выразить свое впечатление.

Я благодарю Skarletty за  киноигру и шанс познакомиться с творчеством и судьбой этого артиста.

Спасибо!

А закончу,пожалуй, строчками из его стихотворения. Мне оно очень понравилось.

О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.
Другие вон живут, неспешны и подробны.
А я живу — мосты, вокзалы, ипподромы.
Промахивая так, что только свист в ушах

О не лети так жизнь, уже мне много лет.
Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.
Не мне, так хоть ему, бедняге, посочуствуй.
Ведь у него, поди, и курева то нет.

О не лети так жизнь, мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль

О не лети так жизнь, я от ветров рябой.
Мне нужно этот мир как следует запомнить.
А если повезет, то даже и заполнить,
Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.

О не лети так жизнь, на миг хоть, задержись.
Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.
Пусть будет все — тюрьма, болезнь, несчастный случай.
Я все перенесу, но не лети так, жизнь.

Всем, кто читал и писал посты, спасибо!

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Леонид Филатов

13:18, 24 февраля 2021

Автор: Neomasa

Комменты 115

Аватар

Спасибо ха пост . Он вовсе не получился куцый. Хороший. Охватили всё, но самое главное, что он герой вас увлёк и вы посмотрели даже больше запланированного. Значит действительно понравился )))

M

Ой, автор, дошла от своего первого комментария до этого, последнего. Пост у вас получился таким, каким его и заслужил этот великий человек. Тёплым и хорошим. Присоединилась к тем, кто его оплакивает, нарыдалась и спасибо вам за это. Посмотрите Избранные)

M

Каждый раз плачу, когда его друг, Владимир Качан исполняет О, не лети так, жизнь! Ещё школьницей я послушала на голубой виниловой пластинке из Кругозора его пародии на известных поэтов и мое сердце было отдано ему навсегда. Это—гениально! Стиль написания, манера чтения Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, Михалкова, Окуджавы и многих других передана была великолепно. После этого я уже пристально следила за его появлением в общественном пространстве. Только один фильм мне как-то не зашёл—Женщины шутят всерьёз. Но там дело не в нем было. Глаза у него необыкновенной красоты, они все решали на его лице. Все, что не скажешь о нем, будет банально, потому что не скажет всего, что я чувствую к Филатову. Глыба. Не торопила себя, но стремилась к концу вашего поста, чтобы убедиться, что вы Филатова оценили, потому что иначе ее могло быть!

Аватар

Про Федота- удальца - это моя любимая запись в исполнении автора. «Скушай заячий помёт, он- ядреный, он проймёт» У Филатова был совершенно неповторимый голос. Такой, проникновенный, мужской. Редко сейчас встречается.

M

Спасибо большое за пост! Вы так интересно описали фильм Экипаж, что я просто обязана теперь его посмотреть. Филатов мне очень нравится, харизматичный, но вот этот фильм никогда не смотрела и не хотелось почему-то

Подождите...