В качестве короткого вступления к посту хочу сказать, что здесь не будет подробной биографии Алисы Бруновны, всех перипетий личной жизни. Тому есть две причины: во-первых, этой информации много писали и в журналах, и в Интернете, при желании все могут почитать – три брака, все мужья – театральные, три развода, одна дочь. Пост итак уже получился объемным, а если еще останавливаться на этих подробностях, он станет просто бесконечным, боюсь, у сплетниц пальцы онемеют столько пролистывать экран вниз.
Я думаю, мало в нашей стране найдется людей, кто не знает имя Алисы Фрейндлих, не представляет, как она выглядит и не видел ни одной ее работы ни в театре, ни в кино. Если вдруг такие есть среди нас, то совсем краткая справка не повредит:
Алиса Фрейндлих – дочь известного актера Пушкинского театра Бруно Фрейндлиха. Сразу по окончании Ленинградского театрального института в 1957 г. она была принята в труппу ЛДТ им. Комиссаржевской, где начала свою творческую карьеру. Уже через два года там ее замечает приглашенный режиссер Игорь Владимиров, который тогда постоянно работал в театре имени Ленсовета. В 1959 г. он ставит в театре Комиссаржевской спектакль «Время любить» и на главную роль отбирает вчерашнюю студентку Алису Фрейндлих, у которой главных ролей до этого не было. После этой премьеры ее сразу заметили и другие ленинградские режиссеры и стали наперебой звать ее в свои театры. Уже по окончании того же сезона Алиса Фрейндлих покидает театр им. Комиссаржевской – выходит замуж за Игоря Владимирова, только что назначенного главным режиссером театра Ленсовета, и переходит на сцену под его руководство, где будет блистать более 20 лет до самого развода с режиссером и последовавшего за ним перехода в 80-х в БДТ им. Товстоногова, где она продолжает служить по сей день. Народная артистка, лауреат премии Станиславского и десятков наград за театральные и киноработы.
Итак, долго над личным рассусоливать не будем, перейдем сразу к кино.
Похождения зубного врача (1965)
Как все уже догадались, пойдем по хронологии. Первый фильм подборки – работа реж. Элема Климова. В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Игорь Кваша, Ольга Гобозева и др. Этот черно-белый фильм своим жанром напоминает «Иван Васильевич меняет профессию» – это тоже комедия с легкими элементами фантастики, правда, без путешествий во времени, но с визуальными спецэффектами, если можно так выразиться :)))
Хотя Элем Климов активно снимал в советские годы, но, к сожалению, у него были сложные отношения с властями и цензурой, отчего некоторые его работы надолго осели на самых дальних и пыльных полках Госкино. «Похождения зубного врача» как раз из их числа: он был снят в 1965 г., первые показы в кинотеатрах состоялись только в 1967 г., сразу же чиновники усмотрели в ленте пародию на советскую действительность, о фильме было приказано «забыть», цензура даже удалила его из режиссерской фильмографии Климова на долгие годы.
Молодой зубной врач Чесноков после института приезжает в провинциальный городок работать в местной поликлинике. Неожиданно выясняется, что дантист обладает сверхспособностями — он может удалять зубы пациентам абсолютно незаметно и безболезненно даже без обезболивания! Естественно, к волшебному врачу тут же стали выстраиваться очереди желающих, весь городок боготворит молодого необычайно одаренного стоматолога, граждане даже предпочитают сразу удалять зубы у Чеснокова, а не лечить их как полагается. До того дошло, что главный врач Котиков схватился за голову: общий процент зубов у населения за последнее время резко снизился, и уже не только в этом городе, но и в ряде соседних городов и поселков! Но у каждого Моцарта есть свой Сальери, у Чеснокова тоже быстро нашлись завистники. И вот уже второй более опытный стоматолог – Рубахин – уезжает из города прочь, не выдерживая конкуренции с молодым гением, а стоматолог Ласточкина оказывается хитрее – она решает выжить Чеснокова из города своими сплетнями и кознями.
Кстати, этот фильм – первая роль Андрея Мягкова в кино. Через несколько дней будет пост Misa об Андрее Мягкове. Дорогая Misa, я ни в коем случае не заступаю на вашу территорию, сама с нетерпением жду вашего поста. Просто он в этом фильме ну такой милашка, ну такой котик, глазками хлопает, на вид – совершеннейший мальчишка, но обаяния все так же море, как и в самых знаменитых его ролях – ну не могла не упомянуть!
К слову, у героини поста это был уже далеко не первый фильм – она начала сниматься еще в студенчестве с 1955 года. Но зато это первый фильм, где мы видим Алису Фрейндлих поющей и играющей на гитаре! Да-да, она сама исполнила три песни (и первая из них открывает фильм, крупный план поющего лица Алисы сопровождает все вступительные титры!), сама себе аккомпанировала, ее не переозвучивали и не использовали голоса известных певиц. Вот одна из этих песен:
Фрейндлих играет в фильме не сказать чтобы главную роль – тут скорее Вера Васильева лидирует как главный антагонист и супостат Чеснокова-Мягкова. Алиса Бруновна играет Машу, дочь директора местной школы, юную барышню-активистку местной самодеятельности и начинающую актрису с белокурой головой и отличным голосом, которая готовится к свадьбе, но разболевшийся зуб меняет все ее планы и даже судьбу. Ну посмотрите сами – разве же не прелесть?
Помимо комедийного аспекта, главной серьезной темой этого фильма является гнет системы, который убивает в человеке все живое, уникальное, особенное — талант, энтузиазм, оригинальный подход, нетривиальное мышление. Система в виде бюрократов и крючкотворов, политиканов, требующих, чтобы ты своим именем поддержал борьбу одних против других, гадкие доносы и кляузничество, сплетни и пересуды - все это давит на гения и совершенно выбивает его из колеи настолько, что он уже не может творить и превращается в обывателя, ведущего жалкое усредненное существование, лишь бы его оставили в покое. Есть ли в этом пародия Элема Климова на советское Госкино? Решит зритель.
В целом я получила удовольствие от фильма и визуальное – приятно видеть самую известную советскую экранную пару еще такими юными, незаезженными, начинающими, и музыкальное – поет Алиса Бруновна стильно, в узнаваемой манере: ее голос, может, и не богат октавами, зато с энергией и с душой.
Если вам кажется, что вы пересмотрели по сто раз уже все-все советские комедии, а от вступительной заставки Иронии Судьбы голова так и норовит по инерции упасть лицом в салат, вам вроде хочется чего-то ностальгического из той эпохи, но при этом чтобы новенького – «Похождения зубного врача» как раз для вас!
Оценка 7/10
Ковалева из провинции (1975)
Это телеспектакль в двух частях, точнее запись спектакля театра им. Ленсовета для телевидения. Спектакль по пьесе И. Дворецкого шел с большим успехом в театре с 1973 г., поставил его главный режиссер и худрук театра Игорь Владимиров, на тот момент супруг Алисы Бруновны (в браке были 1960-1981 гг). В годы их семейного и творческого тандема он все свои работы ставил под Алису, и она блистательно с ними справлялась, поэтому «Ковалева из провинции» в сегодняшней Киноигре будет служить небольшим осколком из прошлого расцвета совместного творчества двух театральных титанов Ленинграда.
Я выбрала эту работу для поста не только потому, что это главная роль Алисы Фрейндлих, но и потому, что сам спектакль вышел в лучшие годы постановок и преподавания Игоря Владимирова и предстает классическим образчиком новаторского творческого направления режиссера – синтеза комедии, гротеска и проникновенной лиричности (так описала его стиль штатный фотограф театра им. Ленсовета тех лет Нина Аловерт, работавшая и с Фрейндлих, и с Владимировым). Ну и отчасти потому, что в моем детстве в 90-е я обожала жанр радиопьесы и телепьесы – тогда меня водили в театр только на детские спектакли и сказки, а в радиопьесах и телепьесах я слышала и видела истории из жизни взрослых, к которым я испытывала огромное любопытство, а моя бабушка поощряла это, потому что «ребенок тянется к прекрасному»
КИНОИГРА. Алиса Фрейндлих
17:36, 14 февраля 2021
Автор: mashilda_glam_bestofthebest
Комменты 76
Люблю Алису Бруновну! По-детски немножко горжусь, что родилась с ней в один день ) А "Похождения зубного врача" очень грустный и правдивый фильм. За то и запрещали, наверное. И спасибо вам за пост ) С удовольствием прочитаю вторую часть, если будет.
Дорогой автор, не расстраивайтесь, публикуйте вторую половину, если сохранился черновик. Начало прекрасное, все на месте. Спасибо за пост!!
Из последних работ обожаю роль Алисы Бруновны в Большом. Мне кажется, она там немного хулиганит и иронизирует над своим возрастом. Такая великолепная актриса может быть одновременно в роли и немного над ней.
Благодарю Вас, чудесный пост! Здоровья Алисе Бруновне.
Тот случай когда на ребёнке знаменитости природа не отдохнула Присоединяюсь ко всему вышесказанному-любимая актриса! И женщина которой безумно идут брови-ниточки:)) Пы.Сы. жду продолжения поста