В качестве короткого вступления к посту хочу сказать, что здесь не будет подробной биографии Алисы Бруновны, всех перипетий личной жизни. Тому есть две причины: во-первых, этой информации много писали и в журналах, и в Интернете, при желании все могут почитать – три брака, все мужья – театральные, три развода, одна дочь. Пост итак уже получился объемным, а если еще останавливаться на этих подробностях, он станет просто бесконечным, боюсь, у сплетниц пальцы онемеют столько пролистывать экран вниз.

Я думаю, мало в нашей стране найдется людей, кто не знает имя Алисы Фрейндлих, не представляет, как она выглядит и не видел ни одной ее работы ни в театре, ни в кино. Если вдруг такие есть среди нас, то совсем краткая справка не повредит:

Алиса Фрейндлих – дочь известного актера Пушкинского театра Бруно Фрейндлиха. Сразу по окончании Ленинградского театрального института в 1957 г. она была принята в труппу ЛДТ им. Комиссаржевской, где начала свою творческую карьеру. Уже через два года там ее замечает приглашенный режиссер Игорь Владимиров, который тогда постоянно работал в театре имени Ленсовета. В 1959 г. он ставит в театре Комиссаржевской спектакль «Время любить» и на главную роль отбирает вчерашнюю студентку Алису Фрейндлих, у которой главных ролей до этого не было. После этой премьеры ее сразу заметили и другие ленинградские режиссеры и стали наперебой звать ее в свои театры. Уже по окончании того же сезона Алиса Фрейндлих покидает театр им. Комиссаржевской – выходит замуж за Игоря Владимирова, только что назначенного главным режиссером театра Ленсовета, и переходит на сцену под его руководство, где будет блистать более 20 лет до самого развода с режиссером и последовавшего за ним перехода в 80-х в БДТ им. Товстоногова, где она продолжает служить по сей день. Народная артистка, лауреат премии Станиславского и десятков наград за театральные и киноработы.

Итак, долго над личным рассусоливать не будем, перейдем сразу к кино.

Похождения зубного врача (1965)

Как все уже догадались, пойдем по хронологии. Первый фильм подборки – работа реж. Элема Климова. В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Игорь Кваша, Ольга Гобозева и др. Этот черно-белый фильм своим жанром напоминает «Иван Васильевич меняет профессию» – это тоже комедия с легкими элементами фантастики, правда, без путешествий во времени, но с визуальными спецэффектами, если можно так выразиться :)))

Хотя Элем Климов активно снимал в советские годы, но, к сожалению, у него были сложные отношения с властями и цензурой, отчего некоторые его работы надолго осели на самых дальних и пыльных полках Госкино. «Похождения зубного врача» как раз из их числа: он был снят в 1965 г., первые показы в кинотеатрах состоялись только в 1967 г., сразу же чиновники усмотрели в ленте пародию на советскую действительность, о фильме было приказано «забыть», цензура даже удалила его из режиссерской фильмографии Климова на долгие годы. 

Молодой зубной врач Чесноков после института приезжает в провинциальный городок работать в местной поликлинике. Неожиданно выясняется, что дантист обладает сверхспособностями — он может удалять зубы пациентам абсолютно незаметно и безболезненно даже без обезболивания! Естественно, к волшебному врачу тут же стали выстраиваться очереди желающих, весь городок боготворит молодого необычайно одаренного стоматолога, граждане даже предпочитают сразу удалять зубы у Чеснокова, а не лечить их как полагается. До того дошло, что главный врач Котиков схватился за голову: общий процент зубов у населения за последнее время резко снизился, и уже не только в этом городе, но и в ряде соседних городов и поселков! Но у каждого Моцарта есть свой Сальери, у Чеснокова тоже быстро нашлись завистники. И вот уже второй более опытный стоматолог – Рубахин – уезжает из города прочь, не выдерживая конкуренции с молодым гением, а стоматолог Ласточкина оказывается хитрее – она решает выжить Чеснокова из города своими сплетнями и кознями.

Кстати, этот фильм – первая роль Андрея Мягкова в кино. Через несколько дней будет пост Misa об Андрее Мягкове. Дорогая Misa, я ни в коем случае не заступаю на вашу территорию, сама с нетерпением жду вашего поста. Просто он в этом фильме ну такой милашка, ну такой котик, глазками хлопает, на вид – совершеннейший мальчишка, но обаяния все так же море, как и в самых знаменитых его ролях – ну не могла не упомянуть!

К слову, у героини поста это был уже далеко не первый фильм – она начала сниматься еще в студенчестве с 1955 года. Но зато это первый фильм, где мы видим Алису Фрейндлих поющей и играющей на гитаре! Да-да, она сама исполнила три песни (и первая из них открывает фильм, крупный план поющего лица Алисы сопровождает все вступительные титры!), сама себе аккомпанировала, ее не переозвучивали и не использовали голоса известных певиц. Вот одна из этих песен:

Фрейндлих играет в фильме не сказать чтобы главную роль – тут скорее Вера Васильева лидирует как главный антагонист и супостат Чеснокова-Мягкова. Алиса Бруновна играет Машу, дочь директора местной школы, юную барышню-активистку местной самодеятельности и начинающую актрису с белокурой головой и отличным голосом, которая готовится к свадьбе, но разболевшийся зуб меняет все ее планы и даже судьбу. Ну посмотрите сами – разве же не прелесть?

Помимо комедийного аспекта, главной серьезной темой этого фильма является гнет системы, который убивает в человеке все живое, уникальное, особенное — талант, энтузиазм, оригинальный подход, нетривиальное мышление. Система в виде бюрократов и крючкотворов, политиканов, требующих, чтобы ты своим именем поддержал борьбу одних против других, гадкие доносы и кляузничество, сплетни и пересуды - все это давит на гения и совершенно выбивает его из колеи настолько, что он уже не может творить и превращается в обывателя, ведущего жалкое усредненное существование, лишь бы его оставили в покое. Есть ли в этом пародия Элема Климова на советское Госкино? Решит зритель.

В целом я получила удовольствие от фильма и визуальное – приятно видеть самую известную советскую экранную пару еще такими юными, незаезженными, начинающими, и музыкальное – поет Алиса Бруновна стильно, в узнаваемой манере: ее голос, может, и не богат октавами, зато с энергией и с душой.

Если вам кажется, что вы пересмотрели по сто раз уже все-все советские комедии, а от вступительной заставки Иронии Судьбы голова так и норовит по инерции упасть лицом в салат, вам вроде хочется чего-то ностальгического из той эпохи, но при этом чтобы новенького – «Похождения зубного врача» как раз для вас!

Оценка 7/10

Ковалева из провинции (1975)

Это телеспектакль в двух частях, точнее запись спектакля театра им. Ленсовета для телевидения. Спектакль по пьесе И. Дворецкого шел с большим успехом в театре с 1973 г., поставил его главный режиссер и худрук театра Игорь Владимиров, на тот момент супруг Алисы Бруновны (в браке были 1960-1981 гг). В годы их семейного и творческого тандема он все свои работы ставил под Алису, и она блистательно с ними справлялась, поэтому «Ковалева из провинции» в сегодняшней Киноигре будет служить небольшим осколком из прошлого расцвета совместного творчества двух театральных титанов Ленинграда.

Я выбрала эту работу для поста не только потому, что это главная роль Алисы Фрейндлих, но и потому, что сам спектакль вышел в лучшие годы постановок и преподавания Игоря Владимирова и предстает классическим образчиком новаторского творческого направления режиссера – синтеза комедии, гротеска и проникновенной лиричности (так описала его стиль штатный фотограф театра им. Ленсовета тех лет Нина Аловерт, работавшая и с Фрейндлих, и с Владимировым). Ну и отчасти потому, что в моем детстве в 90-е я обожала жанр радиопьесы и телепьесы – тогда меня водили в театр только на детские спектакли и сказки, а в радиопьесах и телепьесах я слышала и видела истории из жизни взрослых, к которым я испытывала огромное любопытство, а моя бабушка поощряла это, потому что «ребенок тянется к прекрасному»

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Алиса Фрейндлих

17:36, 14 февраля 2021

Автор: mashilda_glam_bestofthebest

Комменты 76

Аватар

Люблю Алису Бруновну! По-детски немножко горжусь, что родилась с ней в один день ) А "Похождения зубного врача" очень грустный и правдивый фильм. За то и запрещали, наверное. И спасибо вам за пост ) С удовольствием прочитаю вторую часть, если будет.

Аватар

Дорогой автор, не расстраивайтесь, публикуйте вторую половину, если сохранился черновик. Начало прекрасное, все на месте. Спасибо за пост!!

N

Из последних работ обожаю роль Алисы Бруновны в Большом. Мне кажется, она там немного хулиганит и иронизирует над своим возрастом. Такая великолепная актриса может быть одновременно в роли и немного над ней.

Аватар

Благодарю Вас, чудесный пост! Здоровья Алисе Бруновне.

R

Тот случай когда на ребёнке знаменитости природа не отдохнула Присоединяюсь ко всему вышесказанному-любимая актриса! И женщина которой безумно идут брови-ниточки:)) Пы.Сы. жду продолжения поста

Подождите...