Добрый день всем! 

В Киноигре мой актер - Владимир Михайлович Зельдин (1915 - 2016), народный артист СССР, обладатель театральной премии "Хрустальная Турандот", полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", командор ордена Изабеллы Католической; человек, проживший долгую, насыщенную событиями жизнь, актер, до конца дней остававшийся в профессии.

Владимир Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (нынешний Мичуринск) Тамбовской губернии, "городе антоновских яблок", как его тогда называли. В своей книге "Моя профессия: Дон Кихот" актер с большой нежностью и теплотой вспоминал маленький уютный Козлов и похожие на него русские города, их "одноэтажные деревянные домики с садами и заросшими палисадниками, гулкие булыжные мостовые, тихие, почему-то всегда пустынные, навевающие печаль железнодорожные станции, …аккуратных старушек в белых платочках, которые продают на этих станциях горячую картошку с укропом и пирожки с капустой и луком". И на всю жизнь сохранил этот запах дымящейся разварной картошки - запах дома и детства.

Владимир Зельдин рос в большой и дружной семье. Его отец, Михаил Евгеньевич, был музыкантом и дирижером, военным капельмейстером. Мать, Анна Николаевна, - учительницей начальных классов, посвятившей свою жизнь семье и дому. В семье Зельдиных было пятеро детей: Елена, дочь отца от первого брака, Юрий, Ирина, Нина и самый младший - Владимир. Дома царила атмосфера "старых русских интеллигентных семей: вечерами вместе чаевничали, читали вслух, музицировали". Отец всех детей учил музыке: Юрий играл на скрипке, Нина - на виолончели, Владимир, у которого был абсолютный музыкальный слух, - на трубе, а потом освоил немного рояль и скрипку.

Владимир Зельдин (в центре фото) с няней, матерью, тетей и сестрами

Владимир Зельдин (в центре фото) с няней, мамой, тетей и сестрами (1918-1919 г. г.)

Во время Гражданской войны семья переехала в Тверь, где отец актера организовал музыкальную школу и руководил местным оркестром. Тверской период жизни Зельдин называл "одним сплошным воспоминанием о счастье". Здесь актер пошел в гимназию, впервые влюбился в молодую учительницу, впервые познакомился с театром: смотрел спектакли из оркестровой ямы. В 1924 году семья Зельдиных переехала в Москву. Отец актера в это время уже болел саркомой и был вынужден искать работу легче прежней. Старый друг помог ему, взяв в оркестр Высшей пограничной службы. В Москве Владимир Зельдин продолжил учебу в военизированной школе на Таганке.

В детстве Зельдин любил танцевать, мечтал стать артистом балета и в 12 лет пытался поступить в хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев. Но отец, видевший будущее сына в музыке, помешал осуществлению мечты, встретившись с членами приемной комиссии и сказав им, что у Владимира больное сердце. Зельдин продолжил музыкальное образование в Музыкальном училище имени Гнесиных и даже собирался поступать в консерваторию. Планам не суждено было сбыться: когда Владимиру было 14 лет, его отец скончался. Семье не хватало денег, и снова на помощь пришел старый друг отца. Он взял Владимира в оркестр, и в течение года юный Зельдин играл в военном оркестре на трубе. Оркестр стал первым местом работы актера, здесь он получил первую зарплату, которая очень помогла оставшейся без отца и мужа семье.

Зельдин рос, по его словам, "романтически настроенным юношей", и в 16 лет у него возникла новая мечта - стать военным моряком. Юного романтика привлекали море, корабли, белая парадная форма. Но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения. Однако все несбывшиеся детские и юношеские мечты Владимиру Зельдину удалось осуществить в будущем: на сцене и в кино он и танцевал, и исполнял многочисленные роли военных, и играл на музыкальных инструментах.

Владимир Зельдин в спектакле "Физики" (1966 г.)

Владимир Зельдин в фильме "Это мы не проходили" (1975 г.)

В 17 лет Зельдин остался сиротой: от воспаления легких умерла его мать Анна Николаевна. Старшие брат и сестра уже создали свои семьи, сводная сестра умерла раньше, и Владимир жил с сестрой Ниной. После окончания школы Зельдин поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик", но эта работа не пришлась ему по душе из-за однообразия и отсутствия романтики. Зельдин не знал, какую профессию выбрать для дальнейшей жизни, и в это время совершенно неожиданно стал актером. Возвращаясь со смены, Владимир увидел объявление о наборе актерского курса в Производственно-театральные мастерские при Театре имени МОСПС (в 1938 году стал Театром имени Моссовета). На экзамене Зельдин читал стихи поэта Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, а через несколько дней с удивлением увидел свою фамилию в списке принятых в мастерские. Так началась театральная жизнь Зельдина.

Руководителем курса был актер Евгений Лепковский, танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях. Из двадцати пяти человек курса только двое стали известными актерами: Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Мастерские Зельдин окончил в 1935 году. Параллельно с обучением актер занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом и получил значок "Ворошиловский наездник". 

В 1938 году Зельдин перешел в Театр транспорта (в дальнейшем Театр им. Гоголя) и в этом же году дебютировал в кино в фильме "Семья Оппенгейм". Актер играл безымянного гостя, стоящего на заднем плане.

А вот следующая роль Зельдина - молодого пастуха-дагестанца Мусаиба Гатуева в фильме Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" - принесла актеру всесоюзные любовь и славу. На пробы Зельдин попал благодаря ассистентке режиссера, увидевшей актера в театре в роли грузинского солдата. Вместе с Зельдиным на роль пробовались и многие грузинские актеры. Режиссер никак не мог сделать выбор и тогда собрал женскую часть съемочной группы и показал ей все пробы. И женщины выбрали Зельдина. В этом фильме актеру пригодилось его умение ездить верхом: по горным долинам он скакал сам, без участия дублера.

Во время съемок началась Великая Отечественная война, съемочная группа была вынуждена вернуться из Кабардино-Балкарии в Москву. Пырьев, Зельдин и остальные актеры получили повестки на фронт, но вскоре вышел приказ министра кинематографии о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на "Мосфильм" с выдачей брони до окончания съемок. Днем актер был занят на киностудии, а ночью, как и многие москвичи в то время, тушил зажигательные бомбы после немецких авианалетов.

Критики холодно приняли фильм Пырьева, называли его "лубком", "деревенским балаганом". Простые же зрители полюбили эту музыкальную комедию о любви свинарки Глаши и пастуха Мусаиба. А замечательную "Песню о Москве" на музыку Тихона Хренникова поют до сих пор:

И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.

Марина Ладынина и Владимир Зельдин

Владимир Зельдин сыграл еще в одном фильме Ивана Пырьева - "Сказание о земле Сибирской" (1947 г.). Актер исполнил роль эгоистичного, честолюбивого пианиста Бориса Оленича. В своей книге Зельдин интересно описывал моменты съемок этого фильма. Герой Зельдина исполнял концерт Листа и для записи фонограммы пригласили известного пианиста Эмиля Гилельса. Но Пырьев заставил Зельдина выучить весь концерт Листа на беззвучном пианино. Во время съемок звучала фонограмма, а режиссер снимал крупным планом руки Зельдина. Многие зрители из массовки были уверены, что так хорошо играл на рояле именно Зельдин.

Два фильма Пырьева Владимир Зельдин считал для себя особенно ценными. Он писал: "Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу". Всего же в кино Зельдин сыграл около 50 ролей, и почти все они были небольшими и не главными. И хотя кино сделало Зельдина известным, но опытным киноактером он себя не называл, при этом за каждую роль нес "полную ответственность" и отвечал "головой".

В 1956 году Зельдин исполнил маленькую, но запоминающуюся роль Николаева, он же клоун Тип, в комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь".

"Ну, что же, заслушаем клоунов?"

Владимир Зельдин и Борис Петкер

В 1970-80 годах Зельдин снимался достаточно много, исполняя чаще всего роли иностранных героев, военных или научных работников. Он был профессором Дягилевым в фильме "Страх высоты" (1975 г.), старшим научным сотрудником Эрмитажа в "Всегда со мною…" (1976 г.), обергофмейстером в "Принцессе на горошине" (1976 г.), королем Перадора Мелиотом в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе "31 июня" (1978 г.), эсквайром Фредериком Фэрли в фильме по роману Уилки Коллинза "Женщина в белом" (1981 г.), комиссаром полиции в "Тайне черных дроздов" (1983 г.), Шандором в "Марице" (1985 г.).

Владимир Зельдин и Михаил Кокшенов в фильме "31 июня"

Владимир Зельдин в фильме "Женщина в белом"

Владимир Зельдин в фильме "Тайна черных дроздов"

Среди ролей этого периода сам актер отмечал три наиболее значимых: роль профессора Серебрякова в фильме Андрея Кончаловского "Дядя Ваня" (эту роль Зельдин считал своей лучшей киноработой), роль дона Джеромо в музыкальной комедии "Дуэнья" и роль судьи Уоргрейва в "Десяти негритятах" Станислава Говорухина.

Владимир Зельдин в фильме "Дядя Ваня"

Владимир Зельдин в фильме "Дуэнья"

Владимир Зельдин и Анатолий Ромашин в фильме "Десять негритят"

В 1990-е годы, после 80 лет, у Владимира Зельдина началась "третья молодость" в кино. В таком почтенном возрасте он уже не рассчитывал на главные или большие роли: "Чем я сегодня могу покорить зрительный зал? Ведь не своей же лысой головой? Значит, будем покорять мастерством, энергетикой, тратой душевной". Актер с удовольствием исполнял небольшие роли и эпизоды, но обязательно содержательные. К ним можно отнести роли в фильмах "Полицейские и воры" (номинация на премию "Ника" в категории "Лучшая роль второго плана", 1997 г.), "Вино из одуванчиков" (1997 г.) и "Классик" (1998 г.).

Из всех ролей Владимир Зельдина для Киноигры я выбрала пять фильмов.

"Вино из одуванчиков" (1972 г.)

"Человек живет в настоящем"

Дипломная работа Родиона Нахапетова по мотивам одноименной повести Рэя Брэдбери. Это музыкальный короткометражный фильм, в котором режиссер экранизировал один эпизод повести.

Старая миссис Бентли (Мария Дурасова), в прошлом знаменитая певица, бережно хранит как воспоминания личные вещи: свои пластинки, театральные программки, афиши концертов, железнодорожные билеты. К миссис Бентли приходят трое детей, чтобы поздравить ее с днем рождения. Она рассказывает детям, что когда-то тоже была юной веселой девочкой, но дети не верят ей. Не убеждают их и старые вещи, и фотографии, которые миссис Бентли им показывает. А те, кто знал ее молодой, давно умерли. Умер и ее муж Джон.

Владимир Зельдин в фильме сыграл, а, вернее, пропел маленькую роль Джона Бентли. Он убеждает жену, что как бы она ни старалась быть прежней, она все равно будет такой, какая есть сегодня. Время необратимо, человека нет ни прошлом, ни в будущем, он существует только в настоящем. И все воспоминания исчезают как семена одуванчика, разлетающиеся от ветра.

Повесть Брэдбери была снова экранизирована в 1997 г. Это был уже четырехсерийный телевизионный фильм. И снова в нем играл Владимир Зельдин, но уже другую роль. Этот фильм я видела раньше и не стала включать его в Киноигру.

"С тобой и без тебя" (1973 г.)

"Никому тебя не отдам...никому!"

Это первый полнометражный фильм Родиона Нахапетова, снятый им по мотивам повести Михаила Жестева "Степанида Базырина". 

Живет в деревне веселая, жизнерадостная девушка Степанида. Есть у нее жених Иван. Вот только время он проводит больше не со Стешей, а в комсомольской ячейке, в мыслях и делах о создании колхоза. Однажды Степаниду крадет и увозит к себе на хутор Федор, давно ее любящий. Постепенно и Стеша начинает любить мужа. Счастливая жизнь на хуторе омрачается доходящими до них слухами о том, что Федора могут отправить на выселку, если он не вступит в колхоз.

Создавая фильм, Нахапетов хотел уйти от социальной драмы о коллективизации и сделать акцент на любовной линии. На роли деревенских жителей он выбрал "неподходящих" городских актеров - Марину Неелову, Юозаса Будрайтиса и Владимира Зельдина (отец Федора). Руководство киностудии с трудом утвердило Владимира Зельдина, не веря, что он сможет сыграть деревенского мужика. А в хрупкой, небольшого роста Нееловой не видело румяную, пышущую здоровьем крестьянку, какой Степанида была по сценарию. Однако режиссер сумел отстоять своих актеров, и за роль Степаниды Марина Неелова получила приз зрительского жюри на кинофоруме в Белграде, а фильм - премию "Золотая Фемина" на кинофестивале в Брюсселе. 

Владимир Зельдин и Юозас Будрайтис

На мой взгляд, это очень лиричный и красиво снятый фильм о любви. Будрайтис, обычно исполняющий роли персонажей со спокойным характером, в этом фильме очень страстен, играет роль мужчины, безумно любящего и ревнующего свою жену. Неелова, сначала неприступная, суровая, постепенно становится нежной и чувственной. А отличную игру актеров дополняют прекрасно снятые виды летней цветущей природы. 

Юозас Будрайтис и Марина Неелова

"Всегда со мною…" (1976 г.)

"Просто надо делать все, на что ты способен"

Фильм был снят на киностудии "Ленфильм" режиссером Соломоном Шустером по сценарию известного драматурга Леонида Зорина. Главные роли исполнили актеры БДТ Владислав Стржельчик и Алиса Фрейндлих.

Ученый-искусствовед Андрей Ильин спустя долгие годы приезжает с женой в родной Ленинград, чтобы открыть выставку персидской цивилизации. Это возвращение становится для Ильина путешествием в прошлое, во времена блокады Ленинграда, когда он был научным сотрудником Эрмитажа. Виды города, залы Эрмитажа оживляют в памяти Ильина забытые встречи и разговоры с друзьями и коллегами. Цветные кадры настоящего перемежаются черно-белыми кадрами прошлого.

Владимир Зельдин сыграл в фильме небольшую роль старшего научного сотрудника Владимира Лучина. Он "худ, сед и ядовит". В трудное время Лучин организован, собран, сохраняет твердость духа, но при этом немного желчен и категоричен. Он произносит в фильме фразу, которую не раз потом повторяет главный герой: "Мечтания без деяния - сон и ложь".

Фильм неспешный, в нем мало действия, а персонажи много размышляют о роли искусства, об интеллигенции, о самопожертвовании. Я бы назвала этот фильм данью памяти и уважения музейным работникам, которые в тяжелейшее время, голодая, в холодных темных залах Эрмитажа выполняли свой долг по спасению мировых шедевров.

Владислав Стржельчик и Владимир Зельдин

"Инспектор Гулл" (1979 г.)

"Каждый из вас подтолкнул ее к самоубийству"

Двухсерийный фильм режиссера Александра Прошкина по мотивам пьесы английского драматурга Джона Пристли "Визит инспектора" ("Он пришел").

Семья крупного промышленника Артура Берлинга отмечает помолвку дочери Шейлы с писателем Джеральдом Крофтом. Тихую семейную вечеринку нарушает приход инспектора Гулла, который сообщает всем о самоубийстве молодой девушки, бросившейся с моста под поезд. Каждый из присутствующих каким-либо образом связан с жизнью девушки и оказывается причастным к ее гибели. 

Действие из 1912 года, в котором происходят события пьесы Пристли, перенесено в 1970-е, финал фильма также имеет отличия от пьесы.

Советские режиссеры неоднократно экранизировали пьесы Пристли. Достаточно вспомнить отличные фильмы Владимира Басова "Опасный поворот" и "Время и семья Конвей". У Александра Прошкина, на мой взгляд, получилась хорошая психологическая драма с элементами детектива под прекрасную музыку Эдуарда Артемьева. Исполняют роли англичан в фильме Владимир Зельдин, Елена Проклова и известные прибалтийские актеры: Юозас Будрайтис (инспектор Гулл), Лембит Ульфсак, Ивар Калныньш, Эльза Радзиня. Действие фильма довольно неспешное, внимание акцентировано на крупных планах и отличной актерской игре. Актеры очень убедительно изображают респектабельных добропорядочных персонажей, которые, как оказывается, имеют "скелеты в шкафу". 

Владимир Зельдин в фильме исполнил роль Артура Берлинга, абсолютно равнодушного к несчастьям других людей и заботящегося только о собственном престиже и благополучии. Для него трагедия молодой девушки - это только угроза возможного публичного скандала. 

Владимир Зельдин и Эльза Радзиня

Юозас Будрайтис и Ивар Калныньш

"Искушение Б." (1990 г.)

"Вам предстоит сейчас сделать выбор: умереть или стать бессмертным"

Фильм был снят режиссером Аркадием Сиренко по киносценарию братьев Стругацких "Пять ложек эликсира".

Писатель Феликс Снегирев в исполнении Лембита Ульфсака совершенно случайно становится причастным к тайне бессмертия. На окраине города "есть карстовая пещера, мало кому здесь известная. В самой глубине ее, в гроте, совсем уже никому не известном, свисает со свода одинокий сталактит весьма необычного красного цвета. С него в каменное углубление капает эликсир жизни. Пять ложек в три года. Этот эликсир не спасает ни от яда, ни от пули, ни от меча. Но он спасает от старения". Ночью к Снегиреву приходят пятеро бессмертных: Магистр (Олег Борисов), Князь (Владимир Зельдин), Ротмистр (Александр Пашутин), Басаврюк (Станислав Садальский), Маркиза (Наталья Гундарева). Столетиями они хранят тайну своего бессмертия, и каждый, кто ее узнает, должен сделать выбор: умереть или стать бессмертным, убив при этом одного из пятерых. Теперь этот выбор предстоит сделать и Снегиреву.

Владимир Зельдин играет в этом фильме роль Князя, большого любителя вкусно поесть. У него благородные манеры, вкрадчивый голос… и всегда с собой несколько пилюль с ядом. Бессмертие для него - вечная возможность вкусового наслаждения. Станислав Садальский вспоминал об этой роли актера: "Зельдину тогда уже было семьдесят пять, но он был моложе всех нас - по темпераменту, восприимчивости, да чего уж лукавить - по физической форме. И, как никто, подходил для своей роли бессмертного Князя. Казалось, он уже тогда постиг секрет вечной молодости".

Фильм, несмотря на плохое качество пленки и скромные костюмы и декорации, смотрится с интересом. Оценил его хорошо и Борис Стругацкий: "Неплохой, между прочим, оказался фильм. Отличные актеры. Точная режиссура… Крепкая "четверка", на мой взгляд, что, согласитесь, немало".

Рассказ о Владимире Зельдине был бы неполным без упоминания его главных ролей - театральных. "Самое большое наслаждение от игры я получал в театре - не в кино", - писал актер.

 В 1946 году Зельдин дебютировал на сцене Театра Красной (Советской, а сейчас Российской) Армии в роли Альдемаро в спектакле "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега. В этой роли актер смог полностью проявить свои музыкальные и танцевальные способности. Спектакль был очень успешным, Владимир Зельдин сыграл Альдемаро за тридцать лет более 1000 раз.

Зельдин был первым бароном Мюнхгаузеном в спектакле по пьесе Григория Горина "Самый правдивый". Эту пьесу Горин написал специально для Зельдина, а Марк Захаров, увидев спектакль в театре, создал потом свой знаменитый фильм "Тот самый Мюнхгаузен".

К 90-летию Зельдина в театре была поставлена русская версия мюзикла "Человек из Ламанчи", в которой актер сыграл Дон Кихота и Сервантеса. За эту роль он был удостоен театральной премии "Хрустальная Турандот" и награжден испанским орденом Изабеллы Католической. 

На сцене родного театра Владимир Зельдин отметил 100-летний и 101-летний юбилеи.

Скончался актер 31 октября 2016 года.

При жизни Владимира Зельдина часто спрашивали, в чем секрет его долголетия. Он всегда отвечал, что никакого секрета нет. Родители наградили его отменным здоровьем, сам он не имел вредных привычек, занимался спортом, никому не завидовал, любил свое дело и был любопытен к жизни.

"Надо ощущать жизнь в "пальцах", какой бы она ни была, радостной или печальной…Нужно не превращаться в обывателя, который смотрит на жизнь либо через окно своей квартиры, либо через окошко трамвая. Жизнь проходит мимо, трамвай проходит мимо. Из трамвая надо иногда выпрыгивать. Можно на ходу. Иначе самого интересного в жизни вы как раз и не узнаете".

Памятник Владимиру Зельдину, открытый 4 ноября 2019 года в Мичуринске

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Владимир Зельдин

10:49, 21 февраля 2021

Автор: HelenK

Комменты 45

A

Спасибо, за проникновенный пост об этом замечательном артисте. Благодаря Киноигре погрузилась в наше Советское кино, и не устаю удивляться такому наследию. У меня растут списки к просмотру, а также на Ютубе знакомлюсь с судьбами наших актеров и актрис, актрисы мне больше заходят))), в очередной раз убедилась, что характер человека сильно влияет на судьбу, например, вчера посмотрела про Конюхову. Зельдина интересно слушать, он очень мудрый и жизненный, помню его интервью про Дон Кихота, где он смог до меня донести и объяснить все странности характера этого героя, без лишней патетики, чисто, как говорится на пальцах.

Аватар

Отличный пост, автор, браво!! Взяла пару фильмов в свой список на просмотр))

M

Большое спасибо за пост! Так информативно. Крутой "дед" был, единичного экземпляра! Посмотрела фотки его в подборке, все эти роли в фильмах помню, но даже не фиксировала в голове, что это всё он.

M

Даже надумала, что пост про Зельдина будет таким насыщенным, все-таки, он—театральный актёр! Браво, автор!

Аватар

Я специально в театр ходила на "Танцы с учителем", чтобы успеть Зельдина увидеть на сцене. Ему было уже сто лет, ходил с тростью, со стула вставал с трудом, но достаточно четкая речь, голос звучный, не дребезжащий, память на месте. Ну и он очень видный мужчина, конечно. Во всех фильмах заметен. И голос его сразу узнаешь. А "Свинарку и пастуха" я люблю: "Плачет, а идет!", "Опять дохленький" ) А в "10 негритятах" Зельдин очень зловещий, пугал меня в детстве. И спасибо за пост )

Подождите...