«…А если это так то, что есть красота

                                                                            И почему её обожествляют люди?

                                                                          Сосуд она, в котором пустота,

                                                                         Или огонь, мерцающий в сосуде?»

                                                                   «Некрасивая девочка» Н.А. Заболоцкий

Будущая звезда советского кинематографа Алла Дмитриевна Ларионова появилась на свет в Москве 19 февраля 1931 года. Папа был служащим пищеторга, мама трудилась завхозом в детском садике.

После того, как отец ушёл на фронт, Алла вместе с мамой отправилась в эвакуацию. В городе Мензелинск мама работала в госпитале, а маленькая Алла в это время выступала перед ранеными в госпитале и читала стихи.

Алла Ларионова и её мама Валентина Алексеевна

Впервые Аллу Ларионову пригласили в кино, когда ей едва исполнилось 15 лет. На улице к ней подошла незнакомая женщина, которая спросила, не хочет ли девочка сниматься в кино. Так она попала на съёмочную площадку и снялась в нескольких картинах.

По окончании школы Алла, не раздумывая, подала документы сразу в два института – ГИТИС и ВГИК.

В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: "Девочка, сколько тебе лет?". – "17", – говорю. А он: "Так в 17 лет надо память получше иметь...".

Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему категорически не понравилась. "У неё нос большой и губы, – сказал мэтр жене Тамаре Фёдоровне Макаровой, – Она некрасивая и нефотогеничная". Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: "Серёженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая – какие глазки, какие волосики!". И – убедила.

С 1953 года — актриса Театра-студии киноактёра.

Звёздная роль, определившая всю её дальнейшую карьеру в кино, досталась Алле Ларионовой в студенческие годы. Актриса сыграла Любаву в картине Александра Птушко «Садко». Фильм, вышедший в 1952 году, первым в истории советского кинематографа был удостоен «Серебряного льва». Сказку о купце из Новгорода и его Любаве хвалили за режиссерскую работу и за игру артистов. Сергея Столярова, исполнителя роли Садко, включили в список 50 лучших актеров по версии фестиваля. Об Алле Ларионовой писала мировая пресса, зарубежные режиссеры и продюсеры приглашали в Голливуд. Однако советским актерам сниматься за рубежом не разрешали.

Настоящую славу и всеобщее признание в СССР принесла актрисе главная роль в знаменитом фильме режиссёра Исидора Анненского"Анна на шее". Картина вышла на экраны в 1954 году и превратила Ларионову в звезду отечественного кинематографа. Слава, обрушившаяся на артистку, превысила ту известность, которую Алла Дмитриевна получила после фильма «Садко». Очереди возле кинотеатров из желающих увидеть картину «Анна на шее» тянулись на сотни метров.

После того, как артистка снялась в фильме «Двенадцатая ночь» 1955 года, где появилась в образе красавицы Оливии, поклонники дежурили возле киностудии и квартиры, заглядывали в окна и ждали её выхода. На актрису приехал посмотреть даже министр культуры Георгий Александров. Он оказывал ей знаки внимания и пригласил на ужин. «Говорили, что у него был гарем из артисток, – вспоминала Ларионова. – К этому гарему приписали и меня». Из-за этих слухов актрису перестали звать сниматься.

Когда Александрова сняли с должности, актриса написала письмо новому министру: изложила факты и попросила разобраться в происходящем. Через неделю в газете появилась заметка о предстоящем визите советских кинематографистов во Францию. Среди делегатов числилась и Ларионова.

 Алла Ларионова и Ив Монтан на Неделе советского кино

Обложка французского журнала «Официальное лицо», 1959 год

В 60-70-ые годы Алла Дмитриевна снималась всё реже, часто она соглашалась даже на эпизоды. Много гастролировала по стране со своим мужем Николаем Николаевичем Рыбниковым.

Вспомнили Аллу Дмитриевну Ларионову, когда ей исполнилось 60. Артистке дали звание Народной артистки РСФСР (9 февраля 1990 г.). В 90-х годах она вышла на театральную сцену: в Театре имени Евгения Вахтангова исполнила главную роль в спектакле «Коварство, деньги и любовь».

Аллы Ларионовой не стало 25 апреля 2000 года. Знаменитая актриса умерла тихо, во сне. Похоронили Аллу Дмитриевну на Троекуровском кладбище в Москве, рядом с мужем.

Личная жизнь

«Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников», – говорила Алла Ларионова. Актеры поженились 2 января 1957 года. В ЗАГС Николай Николаевич Рыбников приехал со съемок картины «Высота», где он играл бригадира монтажников Николая Пасечника, вместе они прожили 33 года.

Вскоре после регистрации брака она родила дочь Алёну – от актёра Ивана Переверзева, с которым сблизилась во время совместных съёмок в фильме «Полесская легенда». В 1961 году появилась на свет вторая дочь – Арина.

По отзывам коллег, несмотря на всю известность и славу, была скромным и добрым человеком.

Фильмография

Алла Дмитриевна для меня известная актриса, но до КИНОИГРЫ я периодически пересматривала лишь картину «Двенадцатая ночь», а о фильмах «Анна на шее», «Садко» и «Ко мне, Мухтар» остались только смутные детские воспоминания, так что можно сказать, что встреча с артисткой Аллой Ларионовой у меня впервые. Ну, что ж, приступим.

«Садко», 1952 г. Режиссёр Александр Птушко

Сюжет: По мотивам онежских былин. Купец Садко со своей дружиной отплывает на поиски "птицы счастья". Побывав в разных странах, оказавшись на морском дне, Садко возвращается в великий Новгород с твердым убеждением, что нет краше родной земли.

Фильм просто прекрасен. Декорации, костюмы великолепны. Актёрские работы даже в эпизодических ролях продуманы и проработаны замечательно. Настоящая сказка. Тихое повествование может показаться кому-то скучным, но это присуще нашему веку. Мы все куда-то спешим.

Здесь Алла Дмитриевна играет Любаву, невесту Садко, которая дожидается его в Новгороде. Это её первая главная роль. Она немногословна, степенна. В картине показывают её славянскую красоту, Алла Дмитриевна великолепна.

Хочется также отдельно выделить Лидию Владимировну Вертинскую и Нинель Константиновну Мышкову. Ах, какая красота! Глаз невозможно отвесть.

«Анна на шее», 1954 г. Режиссёр Исидор Анненский

Сюжет: Классическая экранизация одноименного рассказа Антона Чехова. История скромной бедной девушки, которая, спасая от позора и голода свою семью, выходит замуж за богатого старика, а затем превращается в разбитную светскую красавицу, забывшую своих близких.

В этой картине Алла Дмитриевна прекрасна. Молодость, беззаботность. Она замечательно показала переход от отчаивающейся девушки к светской беззаботной красавице.

И если в детстве мне было жаль и отца Анны, и её младших братьев, то сейчас мне немного жаль и Анну, потому что все окружающие взрослые люди воспользовались её безвыходном положением, молодостью. Ей вскружило голову внимание, восхищение. Анна отбросила стыд за отцовское пьянство и жадность мужа, а как это сделать погрузиться в непрекращающийся праздник и веселье, что она и делает.

Актёрский состав просто великолепен Александр Вертинский, Михаил Жаров, Владимир Владиславский, Александр Сашин-Никольский, Александр Грибов, Ирина Мурзаева, Татьяна Панкова, её «Не женщина – фея!». Бесподобен.

«Двенадцатая ночь», 1955 г. Режиссёр Ян Фрид

Сюжет: Экранизация одной из самых популярных комедий Уильяма Шекспира. В бурю корабль разбился и утонул. Благородные брат и сестра были спасены, но разлучились, думая, что выжил только один (одна). Сестра, переодевшись юношей, нанимается в слуги к герцогу, влюбленному в местную красавицу, и после этого следует целый каскад блистательных недоразумений.

Фильм очень яркий, красочный. Костюмы шикарные. Оливия Аллы Дмитриевны великолепна и необыкновенно хороша. Весь актёрский состав на своём месте, ни одной проходной роли. А Мальволио Василия Меркурьева и сэр Эндрю просто шикарны. И если у вас плохое настроение смотрите фильм «Двенадцатая ночь» и его снимет, как рукой.

«Полесская легенда», 1957 г. Режиссёры Пётр Василевский и Николай Фигуровский

Сюжет: Экранизация по мотивам рассказа В.Г.Короленко «Лес шумит» (1885). В имении пана Ивана служит лесником крепостной Роман – верный его холоп. Роман ловит в панском лесу крестьянина Михася, убившего лису (он с маленьким сыном голодает), и ведет его к пану. У пана гости. Их развлекает Опанас – вольный крестьянин, панский песельник. В награду за прекрасное пение пан обещает выполнить любое его желание. Опанас просит дать вольную его невесте – скотнице Оксане. Красота девушки производит впечатление на пана и его гостей, особенно на пана Антония, который просит отдать ему Оксану в обмен на свору собак. Но у пана Ивана другие планы. Он отправляет Опанаса к гродненскому воеводе петь на пиру, и во время его отсутствия силой овладевает Оксаной, а потом решает отдать ее в жены леснику Роману…

В этой картине Алла Дмитриевна исполняет роль скотницы Оксаны. Ей веришь, и её любви, и её горю, переживаешь о её судьбе. Хоть фильм и чёрно-белый, но смотрится на одном дыхании. Фильм стоит посмотреть, понимаешь вследствие чего, происходили и забастовки, и революции на нашей многострадальной земле.

«Ведьма», 1958 г. Режиссёр Александр Абрамов

Сюжет: Короткометражный фильм по одноименному рассказу А.П. Чехова. В далёкой сторожке живут двое - грязный, обросший дьячок Савелий и его жена Раиса - молодая, красивая женщина. Дьячок мучает свою жену дикой, нелепой ревностью. Сцены ревности становятся особенно невыносимыми, когда начинает кружить метель. Это ворожит она - "ведьма". Каждый раз, как кровь в ней начинает играть, так и непогода, а как непогода, так и несёт к ним какого-нибудь безумца - то охотника, то писаря... И всё молодые... Вот и теперь наворожила. В сторожку входит облепленный снегом, замерзший, измученный ужасной дорогой почтальон.

Алла Ларионова здесь играет роль Раисы, дьячихи. Она выслушивает своего мужа и его претензии. Муж её нелеп, а Раиса спокойна, занимается домашними делами, практически не реагируя на его ревность и глупость. Когда в сторожке появляется почтальон, она беседует с ним, а когда он засыпает, она любуется им. Ей хочется, чтобы он остался на немного, хотя бы чуть-чуть почувствовать любовь.

Очень советую посмотреть эту короткометражку. Эраст Гарин великолепен. Ларионова и Рыбников хороши, как они смотрят друг на друга.

«Отцы и дети», 1958 г. Режиссёры Наталья Рашевская и Адольф Бергункер

Сюжет: По одноименному роману И.С. Тургенева. Проблема "отцов и детей" – проблема вечная. Конфликт неизбежен всякий раз, когда сталкиваются интересы двух поколений. Во второй половине XIX века это вечное противостояние выбилось за рамки бытового, семейного конфликта и невероятно обострилось. Этот переломный момент в жизни русского общества и нашел свое отражение в романе.

Очень понравился этот фильм. Виктор Авдюшко хорош в роли Базарова, первая роль Эдуарда Марцевича. Алла Дмитриевна великолепна в роли легкомысленной Анны Сергеевны Одинцовой. И как же красива Изольда Извицкая в роли Фенечки.

«Трижды воскресший», 1960 г. Режиссёр Леонид Гайдай

Сюжет: Возле маленького приволжского городка стоит на мертвом якоре "Орленок" - вышедший из строя буксир. У него славная история. Однажды в городке остановилась делегация комсомольцев, везущая подарки строителям гидроэлектростанции. Руководительница делегации Светлана увидела "Орленка" и познакомилась с его командой. Предложение Светланы о ремонте буксира поддержали в райкоме партии. Возрожденный к жизни "Орленок" снова отправляется в плавание. Весело и задорно звучит над Волгой его гудок.

Душевный и немного наивный фильм о буксире, его истории и людях, его окружающих. Алла Дмитриевна исполняет роль Светланы, руководителя делегации, которой необходимо попасть во время на теплоход с реквизитом. Фильм мне понравился. Леониду Гайдаю было необходимо снять идеологически «правильный» фильм, по совету Ивана Пырьева, после провала фильма «Жених с того света». И он с этим справился.

«Ко мне, Мухтар», 1964 г. Режиссёр Семён Туманов

Сюжет: По повести Израиля Меттера «Мухтар». Фильм о взаимной преданности лейтенанта милиции Глазычева и овчарки по кличке Мухтар. Самоотверженный пес, готовый жизнью заплатить за любовь, выручает хозяина в опаснейших ситуациях, которые чуть не каждый день готовит им нелегкая служба...

Великолепный фильм о дружбе и работе милиционера и служебной собаки. Алла Дмитриевна играет роль Колесовой, жены адмирала, которая оставляет пса в питомнике, потому что он ей надоел. В сцене, в которой на ее героиню  нападает Мухтар, актриса отказалась от дублерши. Сняли четыре дубля, но во всех дрессировщик слишком рано отзывал собаку, жалел Ларионову. Тогда Туманов попросил рабочих подержать кинолога, пока эпизод не получится достаточно достоверным. Собака повалила актрису на снег и разорвала на ней шубу. Именно этот дубль и вошел в фильм.

«Дикий мёд», 1966 г. Режиссёр Леонид Чеботарёв

Сюжет: По мотивам одноименного романа Леонида Первомайского. На стане геологов в палатке в бреду фотокор Варвара Княжич вспоминает, как она в 1943 году приезжает на передовую позицию, чтобы сделать для газеты несколько снимков подбитого мощного немецкого танка «Тигр».

Грустная история про несостоявшуюся любовь, оборванную войной. Алла Дмитриевна смело отошла от амплуа великолепной красавицы, в роли фотокорреспондента Княжич. Она убедительна в этом фильме. Прекрасный грим в палатке, ты веришь, что этой женщине около 60 лет. Советую к просмотру.

«Дядюшкин сон», 1966 г. Режиссёр Константин Воинов

Сюжет: Экранизация одноименной повести Ф.М. Достоевского. О низости и благородстве, сословном чванстве одних и чистоте души других. В маленький провинциальный городок Мордасов приезжает престарелый богатый князь, которого местная светская "львица" Марья Александровна Москалева решает женить на своей красавице дочери Зиночке, в которую был влюблён Павел Александрович, племянник князя.

Очень гротескная картина. Великолепные работы Лидии Смирновой, Николая Рыбникова и Сергея Мартинсона. Прекрасный романс исполнен в картине.

Наталья Дмитриевна Паскудина Аллы Ларионовой чванлива и неприятна, как и всё провинциальное общество городка Мордасов.

«Фокусник», 1967 г. Режиссёр Пётр Тодоровский

Сюжет: В красном уголке студенческого общежития выступал фокусник Виктор Михайлович Кукушкин. Виктор Михайлович уже не молод, но очень застенчив и запальчив. Он стремится завоевать уважение своей взрослой дочери, но этого не получается. Однажды в его жизни появляется прекрасная женщина Елена. Дело идет к свадьбе, но срабатывает его принципиальность и во время первого семейного торжества Кукушкин ссорится с начальником. Свадьба расстраивается, а неприкаянный, но гордый и счастливый циркач показывает фокусы прохожим и дарит детям апельсины...

Алла Дмитриевна исполняет роль Елены, возлюбленной Кукушкина. Женщина мечта, но она хочет, чтобы её фокусник всегда был весел и вежлив, чтобы всё было хорошо, но…

Шикарная работа Зиновия Гердта, как он красив и ты понимаешь почему на него обратила внимание такая женщина. Очень советую к просмотру.

«Длинный день Кольки Павлова», 1968 г. Режиссёр Константин Бромберг

Сюжет: В небольшом поселке живет Коля Павлюков. Никак он не может найти себе дело по душе. Но вот в поселок, спустя много лет после Великой Отечественной войны, приезжает фронтовой друг погибшего отца Коли. Проходит лишь один день, один длинный день...

Как в такой малый промежуток времени показать целую жизнь, в этом короткометражном фильме это получилось. Алла Дмитриевна играет продавщицу Любаву, влюблённую в одного, а вышедшую за другого замуж. Её переживания понятны, ей веришь. Очень понравилась роль Ольги Науменко, она тут такая молоденькая  и улыбчивая.

«Молодые», 1971 г. Режиссёр Николай Москаленко

Сюжет: По роману Александра Андреева "Рассудите нас, люди". Женя и Алексей случайно познакомились на танцплощадке, а потом начали встречаться. И вот она, генеральская дочка, вдруг уходит к нему, простому строителю, в общежитие. Но, измученная непривычным для нее бытом, вскоре возвращается к родителям...

Известная картина, в которой Алла Ларионова исполнила небольшую роль мамы главной героини, она переживает о своей дочери, хочет лучшего для неё и своими страхами и советами возможно чуть не сломала жизнь своему ребёнку. Великолепные красавцы Евгений Киндинов и Владимир Тихонов.

Алла Ларионова и Евгений Киндинов на фестивале Сан-Себастьян, 1970-е. Представляли фильм Молодые (1971)

«Седьмое небо», 1971 г. Режиссёр Эдуард Бочаров

Сюжет: Москвичка Ксана Георгиевна знакомится с шахтопроходчиком Иваном Мазаевым и едет к нему в далекий городок. Но трудная шахтерская жизнь очень быстро заставляет ее вернуться к привычному укладу жизни. Она уезжает в Москву, но...

В этом фильме Алла Дмитриевна играет со своим мужем Николаем Николаевичем. Прекрасно показана мечущаяся и незнающая чего хочет женщина, как она окунулась в семейную жизнь, как струсила и испугалась, сделала очень большую глупость. Фильм о любви и умении строить отношения. Советую.

«Запретная зона», 1988 г. Режиссёр Николай Губенко

Сюжет: Центральная Россия. Заместителю председателя райисполкома Третьяковой поручено организовать работу по ликвидации последствий смерча, внезапно обрушившегося на село. Ей приходится смириться с равнодушием дачников из соседнего поселка, нетронутого бедствием. Полагаясь на собственный опыт и волю пострадавших, Третьякова сделает все возможное... Снят по реальным событиям – в 1984 году смерчи прошли через Московскую, Калининскую, Ивановскую, Ярославскую и Костромскую области.

Эту картину стоит смотреть. Великолепно показана пропасть между простыми людьми и «элитными» дачниками. Героиня Аллы Дмитриевны чёрствая и равнодушная к чужой беде Неклесова вызывает неприязнь. Кирилл Лавров её муж хоть и дачник, но чувствует стыд и желание помочь своему знакомому. Шикарная работа Иннокентия Смоктуновского, великолепная Нонна Мордюкова. И очень понравилась пара Михаила Громова (ветеран) и Мария Скворцова (его жена). У Жанны Болотовой хорошая роль, хотя и пропадает её говор (необходимый по роли), но играет убедительно.

Посмотрев столько разнообразных фильмов с Аллой Дмитриевной Ларионовой, я сделала вывод, что она была хорошей актрисой. В молодости ей очень повезло сниматься с великолепными актёрами в шикарных фильмах, но, к сожалению, в зрелом возрасте не нашлось режиссёра, который смог бы реализовать её талант. Увы, такая же участь постигла и её мужа Николая Николаевича Рыбникова.

PS: Спасибо огромное Skarletty за возможность поучаствовать в интересной КИНОИГРЕ. И, конечно, большое спасибо за помощь и советы.

И девочки-блоггеры, которые пишут постоянно посты, моё вам восхищение. Для меня это первый пост. Это совсем нелегко, надеюсь, вам понравилось и вы прочитали до конца. И прошу простить за ошибки, если таковые имеются, я совсем не писатель.;)

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Алла Ларионова

15:04, 9 февраля 2021

Автор: Cat01

Комменты 152

Аватар

Шикарная женщина. А голос какой… ах сплошное восхищение! Провожу параллели между жизнью там и у нас, и горько становится, особенно за творческих людей обидно - такая низкая возможность самореализации…

Аватар

В фильме «Анна на шее» просто идеальная красавица!

Аватар

Какая красавица!Какой Николай Рыбников человек!Любил,взял замуж беременную!Большая любовь!А она не очень его любила,смирилась....

C

Присоединяюсь к словам благодарности и к хору похвал за этот пост. Прекрасная вдумчивая глубокая работа, уважительное отношение и к героине поста и к читателям! Спасибо еще раз! По поводу её внешности могу сказать банальное: "О вкусах не спорят - одному нравится арбуз, а другому - свиной хрящик" (без параллелей). Помню давно, наверное в конце 80-х - начале 90-х вышел документальный фильм о былых советских звездах. Ведущий спрашивал современных тогдашних звезд, кто им нравился в детстве, кого считали самыми красивыми. Маргарита Терехова сказала: "Конечно, Алла Ларионова! Когда она появилась на Западе, люди тянулись потрогать, убедиться, что она настоящая". Мама моя считала её абсолютной красавицей, очень хвалила её в "Анне на шее". Я же склонна разделить мнение с Сергеем Герасимовым. Ну не любил он этот типаж, "не казался" он ему, хотя он режиссер и мог видеть и ценить многие разные типажи, что и демонстрируют воспитанные и "открытые" им актрисы-красавицы: от Тамары Макаровой до Клары Лучко Ларисы Удовиченко, Натальи Белохвостиковой, Натальи Аринбасаровой, Жанны Болотовой, . Но любил он, похоже, ярких брюнеток со строгими чертами лица: Макарову, и, конечно, Мордюкову.

Аватар

Спасибо, автор, Вы с такой любовью создали этот пост. Фото Аллы Ларионовой было в альбоме актеров Советского кино, который у меня был, как у многих девочек той эпохи. Садко и Двенадцатая ночь, Анна на шее. Я то, все эти фильмы помню с детства. А ещё помню, как моя мама, влюблённая в Николая Рыбникова вместе со всем женским населением Советского Союза, бегала смотреть на съёмки фильма «Высота». Фильм снимали в Днепродзержинске. Как много воды утекло с тех пор!

Подождите...