Начну с того, что люблю советский кинематограф, но всегда предпочитала наши лёгкие, добрые, наивные, засмотренные до дыр комедии, музыкальные фильмы или экранизации классики. Фильмы времён перестройки или начала 90-х, старалась обходить стороной, уж больно депрессивные они для меня, с горьким послевкусием. Человек я впечатлительный, поэтому выбор фильмов с Усатовой, стал тем ещё испытанием. По крайней мере, такое сложилось впечатление от описаний картин. Все три фильма о сложном и страшном для нашей страны времени, которое в чём-то перекликается с днём настоящим. «Мой друг Иван Лапшин» — середина 30-х годов ХХв, «Холодное лето 53-го» и «Прощай, шпана Замоскворецкая» это приблизительно один и тот же временной период —   послевоенная страна, смерть Сталина, дальнейшее развенчание культа личности Сталина, последующие амнистии и реабилитации.

А пока о моей героине. Нина Николаевна Усатова родилась на станции Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края. С детства мечтала стать артисткой. За воплощением мечты отправилась в Москву, но поступить в театральное училище смогла с пятого раза — Нину Усатову приняли на режиссерский факультет Московского высшего театрального училища имени Б.В. Щукина (руководитель курса М.Р. Тер-Захарова). За это время она сменила несколько профессий: работала и сновальщицей 6-го разряда на суконной фабрике «Красный Октябрь», и директором Дома культуры, где сама топила печи, и вновь и вновь готовилась к вступительным экзаменам. Окончив училище в 1979 году, она отправилась на практику в город Котлас Архангельской области для защиты дипломного спектакля, сыграла в местном театре 12 ролей, но вскоре перебралась в Ленинград и стала актрисой Ленинградского государственного молодежного театра.

В 1989 году пришла в Большой Драматический театр имени Товстоногова в Санкт-Петербурге, в котором работает по сей день. Сыграла множество ролей: «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Островского (Белотелова), «Кадриль» В. Гуркина (Макеевна),  «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (Жена Миллера), «Удалой молодец – гордость Запада» Д. Синга (Вдова Куин), «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова (Катерина), «Блажь!» А.  Островского, П. Невежина (Серафима Сарытова). В настоящее время с Усатовой на сцене БДТ им. Товстоногова идут два спектакля - "Слава" и "Эвендира".

В кино Нина Усатова дебютировала в 1981 году, первой ее ролью стала портниха в телевизионном фильме «Куда исчез Фоменко». Затем последовала череда эпизодических ролей. "Усатова с ее статностью, с броским, обаятельным, но совсем не "конфетным" лицом, с простыми манерами и своеобразной речью, как казалось многим, скорее подходит как исполнительница характерных ролей и эпизодов".

Известность Нине Усатовой принесла роль глухонемой от рождения поварихи Лиды в фильме "Холодное лето 53-го", поставленном Александром Прошкиным по сценарию Эдгара Дубровского и признанном лучшим фильмом 1988 года. Нина Усатова сыграла более, чем в пятидесяти фильмах и сериалах, получила две  премии "Ника" в категории лучшая женская роль в 1995 году за фильм "Мусульманин" и в 1999 году за фильм "Барак". Обладательница двух "Золотых орлов" за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Поп" в 2009 и "Легенде №17" в 2013.

Нина Николаевна не любит обсуждать личную жизнь за пределами своей семьи. У Нины Усатовой есть сын, Николай, юрист.

Теперь к фильмам. 

Лето 53-го, деревня в сибирской тайге, где из населения в основном старики, да женщины. Героиня Усатовой обычная женщина. Глухонемая, в одиночку воспитывает юную, наивную мечтательницу, у которой в голове Москва. Дочь тянет к одному из политзаключенных. Чему мать, конечно же, не рада. На фоне дальнейшей драмы, разворачивающейся по сюжету, чувствуешь и понимаешь всё то, что движет героиню Усатовой в попытках уберечь дочь. 

Немая сцена на пристани, с мимо проходящим пароходом, разрывает на части. Усатова прекрасно сыграла эту роль. 

Не хочу давать оценок происходящему в фильме, но вообще страшно осознавать, как система может ломать людей, семьи, судьбы. Как поломала она жизни двум политзаключенным — главным героям картины и их родным. И как эта система даёт амнистию отпетым уголовникам, которые в последствии творят бесчинства. Один из героев Лузга/Сергей Басаргин (В. Приёмыхов), капитан, воевал в разведвойсках 1-го Белорусского фронта, попал в окружение, и которого, свои же, после отправили в лагеря. Второй – Копалыч/Николай Старобогатов (А. Папанов), главный инженер, «английский шпион» «меня ценил сам Орджоникидзе», оказался в лагерях за то, что тот бывал заграницей.

1956 год, Москва. Послевоенное время, люди живут и пытаются радоваться этой жизни, эхо войны еще слышно, репрессий пока никто не отменял. Шёпотом говорят о возможной амнистии. На фоне всего этого процветает преступность. Главный герой, 9-классник Роберт, сын врага народа, умный, способный парень, влюбляется не в ту девушку. Его воспитывает мать, которая пашет, как проклятая, пытается поднять сына. Роберт дружит с двумя одноклассниками, их периодически тянет к  приключениям. Один из ребят  — сын конструктора с Орденом Ленина, личным водителем, своей квартирой в сталинской высотке, телевизором, и прочими благами. Второй – Богдан, живёт, как и Роберт, в коммуналке. Отец фронтовик, после контузии и двух ранений, спивающийся. Мать Богдана, героиня Усатовой, переживает за сына, получает от мужа, терпит это и живёт, как умеет. В общем, опять обычная женщина среди многих. Роль у Усатовой эпизодическая, но ей веришь, в чём-то понимаешь.  

И в «Шпане», и «Лете» уголовники с презрением рассуждают о том, что воровать воруй, но с властью не заигрывай. Я очень рекомендую посмотреть "Холодное лето 53-го" и "Прощай, шпана Замоскворецкая", особенно на фоне всего происходящего сейчас в нашей стране. Не зря говорят, что история циклична — настолько в параллель дню сегодняшнему идут многие моменты этих фильмов.

Самым сложным фильмом для меня оказался «Мой друг Иван Лапшин». Мне было скучно. Я его еле досмотрела. Опять коммуналки, преступность, любовный треугольник, безнадёга. Только середина 30-х годов. Мне понятны поступки Лапшина, его желание очистить мир от грязи, внести свою лепту в построение светлого будущего. У Лапшина ПТСР (как сказали бы сейчас) после Гражданской войны. Он испытывает неловкость от своих приступов, кошмаров. Только Лапшин вызвал хоть какой-то интерес с моей стороны. Страданий героя Миронова и Руслановой я так и не поняла. К сожалению, у Усатовой настолько эпизодическая роль в фильме, что только через пару секунд после её мимолётного появления, я смогла понять, что это была она. 

Есть в моей жизни крохотный эпизод с участием Нины Усатовой. Год не помню, показывали сериал «Бедная Настя», где снималась Усатова, и который мы с подружками периодически обсуждали. Я студентка Холодилки в Санкт-Петербурге. Как всегда в большой перерыв побежали с подружками в булочную на Рубинштейна. Возвращаясь обратно в институт, решили перейти через дорогу на 5 углах. Замешкались на переходе, перед нами машина. Смотрим на водителя, а за рулём Усатова. Она улыбнулась и очень приветливо помахала нам в ответ, несмотря на наши нелепые жестикуляции. Вот такой мимолётный эпизод, о котором я вспомнила в процессе игры.

Спасибо Skarletty за киноигру. Для меня это был выход из зоны комфорта. "Холодное лето 53-го" обязательно пересмотрю со временем.

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Нина Усатова.

14:04, 7 февраля 2021

Автор: Gata

Комменты 55

M

Очень короткий пост). И главного не сказано. Усатова—явление в Советском и российском кино!

Аватар

Глыба. Алтайский идол. Сила. Органика.

Аватар

Она очень яркая и сильная театральная актриса. Репертуар Молодежного во многом на ней держался. В кино она мне очень нравится в роли матери в "Мусульманине", она такая понимающая и защищающая

Аватар

Я просто зашла в фильмографию Усатовой, и решала выбрать из тех фильмов, которые не смотрела. Но 80-х годов. Уже после поняла, что с Усатовой и "Лапшиным" промахнулась. Зато посмотрела, если бы не киноигра, вряд ли бы стала смотреть.

Аватар

Спасибо за пост! Мне Усатова симпатична: как мне кажется, она всегда в ролях выкладывается полностью, играет с азартом. Это подкупает.

Подождите...