Всем привет!
Когда Scarletty «выдала» мне для поста Наталью Гундареву, я с облегчением выдохнула, потому что эту актрису я знала (очень многих советских актеров я не знаю, поэтому текущая киноигра вообще для меня своеобразный ликбез), более того, я знала, что она прекрасная актриса. Потом я повспоминала знакомые фильмы с Натальей, и их оказалось совсем мало: «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Вас ожидает гражданка Никанорова» и сериал «Петербургские тайны». «Гражданку» и «Осенний марафон» я пересматривала не так давно, остальное видела практически в детстве. Стала размышлять и поняла, что мне даже нечего сказать о персонажах Гундаревой в этих фильмах. Вообще нечего. В трех из четырех это ПРОСТО ЖЕНЩИНА. Без истерик а-ля Натали Портман, без безуминки Гленн Клоуз, без сражающей красоты Моники Белуччи, в общем, они обычные. Актриса великая, а слов у меня нет. Именно поэтому я долго не могла определиться с фильмами, хотелось подобрать фильмы и роли разные. К сожалению, после того, как список я отправила нашему дорогому организатору, он (список) все равно немного изменился. (И да, я совсем забыла, что она играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету – видимо, именно потому, что ассоциации были прежде всего с ролями обычных женщин).

Наталья Георгиевна Гундарева родилась 28 августа 1948 года в семье инженеров в Москве и провела детство в коммуналке в районе Тверской. В школьные годы играла в драмкружке и театре при Дворце Пионеров, но, как везде пишут, актрисой себя в будущем не видела, мол, внешность не та. Лишь в одном из телефильмов, посвященных актрисе, было сказано, что она-то хотела, но мама считала, что актрисы из дочери не выйдет, и надо получить нормальное образование и нормальную работу. Как бы то ни было, в старших классах Наталья уходит в вечернюю школу и работает чертежницей (успешно), готовится поступать в МИСИ. Далее все источники рассказывают классику про то, как она «случайно по совету друга пришла на вступительные в Щукинское училище и всех поразила» (конкурс 250 человек на место). Но в одном источнике было сказано, что в первый год ей отказали. Сказали, мол, похудеете и приходите. Она пришла через год не похудевшей, но в очень ярком пестром платье, выделилась, запомнилась, и ее талант, конечно, произвел впечатление. Наталья окончила училище в 1971 году, так что, скорее всего, действительно поступила со второго раза (что, по сути, не имеет никакого значения).

После окончания вуза ее готовы были принять несколько театров, она выбрала театр им. Маяковского, где всю жизнь и проработала. В первые годы роли ей давали небольшие. В кино тоже были эпизоды. В какой-то момент, года три спустя, главному режиссеру театра Андрею Гончарову понадобилось срочно ввести замену на одну из ролей. Гундарева репетировала 10 дней, и ее дебют было высоко оценен театралами. Кстати, именно Гончаров в 1979 году поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» с Гундаревой, спустя двадцать лет после того, как этот спектакль задумал. Говорил, что не мог найти актрису, которая справилась бы с такой ролью (а сам первые три года всё не мог талант разглядеть, - не могу не поворчать). В сети есть маленький кусочек этого прекрасного спектакля. Он шел на сцене 13 лет.

Вскоре после того как Наталья получила известность в театральной среде, подоспело и предложение сняться в главной роли в фильме «Сладкая женщина». За эту роль Гундарева была признана лучшей актрисой года по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977) в первый раз (всего – трижды). И любовь народа и критиков остались с ней на всю жизнь.

По некоторым утверждениям, примерно в то же время, когда начала расти популярность и стали поступать предложения, Наталья сделала аборт, потому что в тот момент была важна карьера. К сожалению, она не смогла в будущем иметь детей. (В некоторых источниках речь просто о некой операции, приведшей к таким последствиям). С детьми она прекрасно ладила, в том числе на съемках, но жалела ли она, что так сложилось – неизвестно, окружающие считали по-разному. Актриса не особо распространялась о личном.

Замужем Наталья была четыре раза. Первые три мужа ради нее ушли из семьи. Это не важный факт биографии, но меня это зацепило. В третьей семье осталась совсем маленькая дочка.

Отношения с будущем вторым мужем закрутились как раз во время работы над спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда». Брак продлился пару лет, а спектакль играли 13.

Четвертый брак оказался счастливым и на всю жизнь.

Мне очень нравится, как Гундарева выглядела в зрелые годы. Она не старалась казаться моложе, она просто выглядела как уверенная в себе ухоженная женщина.

После пятидесяти лет актриса серьезно похудела, сделала пластическую операцию, выглядеть стала еще лучше, но здоровье стало подводить (возможно, в том числе из-за похудения), да и ролей хороших было не так чтобы много (а у кого их было много в 90-е? К сожалению, Натальи Гундаревой не стало очень рано, ей было всего 56.

Роли (в фильмах ,просмотренных в рамках Киноигры)

1. Начала я с «Труффальдино из Бергамо» (1976). Для разминки, так как у Натальи Гундаревой роль в фильме второстепенная. Хотя, там все роли, кроме роли Райкина, кажутся второстепенными. Мне кажется, что я – единственный человек на постсоветском пространстве, который не видел ранее этот фильм. Это классическая «плутовская» комедия, очень музыкальная и динамичная. Рассказывать сюжет в общем-то бессмысленно. Константин Райкин в фильме потрясающий, хоть и поет голосом Боярского (мозг отказывался верить). В принципе, мне из актерских работ в фильме не понравилась только… работа Натальи. Во время первой серии в голове крутилось, извините, «ужимки и прыжки». Наверное, это смотрелось бы прекрасно в театральной комедии, но в кино это было чересчур, потому что остальные (даже Райкин) были более естественны. Во второй серии я привыкла и получила от фильма удовольствие, но пришла к выводу, что комедийные пьесы – не сильная сторона Натальи. Я скорее вижу в этой роли Ирину Муравьеву. Не считаю свое мнение единственно верным, всё вкусовщина =)

2. Со слегка пожухшим энтузиазмом я перешла к фильму «Сладкая женщина» (1976), сделавшему Наталью настоящей звездой. Первые десять минут я не верила своим глазам. Героиня – молоденькая деревенская девочка с неоконченным средним образованием и не обремененная воспитанием, - напомнила одновременно Дикую Розу и персонажей Ольги Картунковой. А через десять минут я начала понимать, что Наталья действительно прекрасна. Подозреваю, нарочитая неотесанность девушки Ани была режиссерской задачей, и, наверное, это сейчас мне из 2021 года кажется некоторым перебором, а тогда это был именно художественный прием.

Мы наблюдаем «сладкую женщину», работницу кондитерской фабрики Анну Александровну от юных лет до почти сорока. Вот она юная девочка, «окрутившая» студента из интеллигентной семьи, вот она спустя лет восемь молодая женщина, удачно вышедшая замуж, вот она женщина лет 35, наслаждающаяся материальными благами, вот еще спустя какое-то время она снова одинока, снова в поиске…С возрастом героиня меняется: меняется одежда, прическа, макияж; меняются должности на работе, она делает вполне неплохую карьеру (учитывая, что не окончила даже восьмилетку); но меняется и речь, и пластика, и мимика. Актрисе на тот момент было 28.

И вот какая штука: героиня пописана так, что сразу понятно: мещанка в наихудшем смысле слова. Вещи, достаток важнее не то что окружающих - важнее самых родных людей. И, конечно, вызывает она неприятие, осуждение, а потом и снисходительное сочувствие. Но это не агрессивные эмоции. Она не какая-то исключительная стерва, это обычная женщина, пусть и с искаженным взглядом на мир, их таких много вокруг (на работе у меня есть одна :D). И где-то здесь у меня начало складываться понимание (моё субъективное) феномена актрисы Гундаревой.

Не смогла не отметить, как тщательно прорабатывали интерьеры. Вот она, долгожданная квартира, долгожданные предметы быта (и местами роскоши). На этом кадре  Анна распыляет духи на предметы )))

3. Далее в списке значилась «Дульсинея Тобосская» (1980). Режиссер Светлана Дружинина, сценарий Александра Володина, в ролях Гундарева, Талызина, Пельтцер, Плотников, Брондуков... казалось бы, что может пойти не так?

Во-первых, фильм очень, очень темный. Я смотрела на официальном канале Мосфильма, то есть это должна быть лучшая копия, но увы. Фильм, конечно, посвящён даме сердца Дон Кихота, которая вообще-то про Дон Кихота и слыхом не слыхивала. Дульсинея поначалу все та же Дикая Роза Картункова. Это именно нарочитая комедийная игра. В фильме прекрасные песни, Гундарева великолепно поет голосом Пугачевой (мозг такой: серьезно, опять?). Но на второй серии я просто выключила, поняв, что мне невыразимо скучно. Я буду благодарна, если в комментариях найдутся поклонники фильма и расскажут о нем и о роли Гундаревой. Я не смогла, извините.

Мизансцена на тему "не для него цветочек растили":

4. «Личное дело судьи Ивановой» (1985) перекликается с фильмом «Осенний марафон». Но если второй фильм – это грустная комедия, то первый – это бытовая драма в чистом виде. И вроде ничего особенного, а посмотрела я фильм на одном дыхании. Играют все прекрасно, в том числе дети. Роль у Натальи Гундаревой все та же: обманутая жена (по профессии судья, разбирающая дела о разводе). «Сильная женщина плачет у окна». Переживает, но старается это скрыть. Пытается понять, стоит ли «потерпеть», или все же брак не спасти. В фильме нет истерик, заламывания рук, кидания вещами, есть просто жизнь, состоящая из каждодневных событий как из элементов мозаики («не разводите нас, пожалуйста, а я уж сделаю так, что он меня опять полюбит» - примерно так просит женщина судью Иванову).

5. «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988)

Я ожидала чего-то совсем другого, если честно. Мне казалось, что это будет комедия-комедия. Но это немного грустная, немного забавная, но светлая история об одиночестве. Светлая – потому что Аэлита не просто наивная, даже где-то глуповатая, доверчивая и «жаждущая простого женского счастья», она в душе именно светлая. Она женщина слабая и мечтательная, и ей хочется не вот этой обычной серенькой жизни, ей хочется праздника, радости, фейерверка. И еще она так похожа на ту известную актрису! )) И если честно, хочется, чтобы счастье с ней все же случилось.

Так как я вдруг втянулась, то посмотрела еще два фильма вне списка.

6. «Собачий пир» (1990)

Фильм посмотрела в один присест, хотя фильм для меня не очень легкий. Жанна – спившаяся и опустившаяся женщина, с которой не общается даже дочь. Но любви и ей хочется, и приводит она к себе в дом мужчину. В какой-то момент он становится ее стимулом к тому ,чтобы изменить свою жизнь, бросить пить, пытаться всё наладить… но она не стала смыслом жизни для него.

Я, к сожалению, видела спившихся людей, считающих, что они-то и не пьяницы вовсе, а честный пролетариат. В минуты просветления они, конечно, всё понимают, и идут снова пить, чтобы не думать о своей жизни. Гундарева попала в десятку: пластика, речь, и в глазах то ли тоска, то ли стыд, то ли обида. Но фильм пересмотреть я вряд ли захочу, он совсем беспросветной тоской пронизан.

7. Телеспектакль «Трактирщица» (1975)

И спасибо телевидению и всем причастным за это! Легкая красочная комедия, и наконец-то комедийная роль, в которой Наталья Гундарева прекрасна, естественна и органична. Ну и красавица, что уж =) Сюжет пересказывать нет смысла: есть одна деловая красотка, есть несколько кавалеров; минимум локаций, максимум диалогов, по щепотке хитрости от каждого персонажа - коктейль готов.

Мое мнение (на основании просмотренного): именно в естественности, в умении «просто жить» в роли и есть огромный талант Натальи Гундаревой. И поэтому некоторых ее героинь я воспринимала как должное: они естественны, прямо как в жизни. Ты не думаешь во время просмотра: «О, а как она это сыграла, а!». При этом она не «всегда одинаковая» и не «играет саму себя», вовсе нет.

У ее героинь даже выражение лица и взгляд могут быть разными. Даже судья Иванова отличается от жены Бузыкина, хоть они в общем-то в одинаковой ситуации оказались. Ты видишь историю, видишь героиню, сопереживаешь или не очень, живешь рядом с ней в этом фильме. И это именно то, что я люблю в кинематографе – фильмы об отношениях, о простых людях, об обыденных вроде ситуациях, которые все равно у каждого разные.

Спасибо  Scarletty за организацию киноигры (и напоминания в личку, так как в голове у меня было записано 30 число почему-то). Всем участникам огромное спасибо за посты, потому что я для себя открываю не только новые фильмы, но и неизвестных мне актеров (фамилия на слуху, а фильмов не видела, в лицо не узнаю). А во вкладках у меня открыт для скорого просмотра фильм «Зимний вечер в Гаграх», где Наталья сыграла местную эстрадную звезду.

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Наталья Гундарева

23:10, 28 января 2021

Автор: Bijou

Комменты 139

Аватар

Моя мама её полная тёзка, Гундарева Наталья Георгиевна, надо же так было совпасть))

F

Спасибо за 20 лет спустя) посмотрела. Весь фильм с улыбкой и немножко со слезами) . И какой суперский Проскурин!!

Аватар

Я заступлюсь за "Дульсинею Тобосскую". Во-первых, фильм поставлен по пьесе Володина ("Пять вечеров", "Старшая сестра" и т.д.). Т.е. сценарий по определению - не фуфло. После Евгения Шварца появилось целое направление - неизвестная история известного произведения. Из этой серии "Убить дракона", например. И горинские "Самый правдивый" ("Тот самый Мюнхгаузен", "Забыть Герострата"). Такой постмодерн, когда нам показывают, как всё было "на самом деле". "Дульсинея" - именно такая игра. О том, как женщина по имени Альдонса по иронии судьбы вроде бы случайно была назначена Дульсинеей. Вроде бы вообще не подходит - она перезрелая невеста, она крестьянка, она необразована, она не так уж красива... Но благодаря стечению обстоятельств она во-первых, получает шанс покинуть постылую жизнь: родителей - которые на ней чуть ли не пашут, и жениха, который считает, что он ценный приз, и которого она в гробу видала. Затем она попадает в руки доьи Тересы (по-моему отличнейшая роль Пельцер), которая хочет заработать на литературе и Дульсинее. Но "прекрасной дамой" Альдонсе тоже быть не хочется - ей торгуют и ей противны кавалеры, которые не её любят, а себя и хотят прикоснуться к славе Дон Кихота. И она уходит, чтобы случайно повторить его путь и найти любовь - а ей окажется дон Луис, который один в один Дон Кихот, просто он Луис, поэтому его благородства никто не замечает (до поры до времени). Это постмодерн, это очень остроумно. Во-вторых, там прекрасное музыкальное оформление. Все песни великолепны. Плотников, Брундуков, Талызина, Пельтцер - поют сами. За Альдонсу - Камбурова. В-третьих, отличный актёрский состав. Да, фильм в плохом качестве - не реставрирован. Он излишне театрален. И может быть кажется затянут. Но он стоит того, чтобы его посмотрели.

Аватар

Великолепная актриса, которая на протяжении многих лет чувствовала себя востребованной и реализованной в профессии, что, в общем-то, редкость. Судя по воспоминаниям однокурсников, уже в студенческие годы ни у кого не было сомнений, что из Натальи вырастет большая актриса. Так и вышло. Вообще, их курс в Щукинском позже назвали легендарным. Наталья Гундарева, Константин Райкин, Юрий Богатырёв, Наталья Варлей - все они учились вместе у Катина-Ярцева.

Аватар

"Сладкая женщина" великолепный фильм. Тот случай, когда снят сто лет назад, но актуален на все времена. Причем даже антураж тех лет совсем не мешает, а напротив, даже усиливает посыл фильма. Героиню и жалко, и она дико раздражает одновременно своим полным непониманием и бесчувствием к казалось бы элементарным вещам. Интересно её столкновение с Тишей. Он ее буквально с первого взгляда раскусил и подкалывал, пытался как-то вскрыть в ней истину, но так и не вышло. А она так и не поняла. Странно все-таки это. Отличная актриса, хотя часто были роли таких простых женщин, что на дела оказалось с ней мало как связано. А значит играла она хорошо. Внешность была очень подходящая. Ну и вы правы, она как-то все очень естественно проживала на экране. Не было чувства игры.

Подождите...