Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Киноигра: Анатолий Солоницын

108
Киноигра: Анатолий Солоницын

"Профнепригодный" талисман Тарковского...

Что ж. Первая моя проба в киноигре - потому немного волнительно. Узнав, кто мне выпал по жребию, я растерялась. Анатолий Солоницын... никогда не слышала. Думала, хоть по фото узнаю. Но не тут-то было. Просмотрела его фильмографию - и все поняла. Тарковский. Ни одного фильма не видела и не собиралась. Не моя это тема. Но вызов принят. О своих впечатлениях расскажу ниже.

Отто Солоницын родился в городе Белгородске в 1934 году. Назван был в честь начальника экспедиции челюскинцев Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны, по понятным причинам, немецкое имя было решено сменить, и будущий актер стал Анатолием.

 В 1955 году Анатолий принимает решение стать актером и отправляется в Москву. Трижды, без особого успеха он пытался поступить в ГИТИС, после чего с клеймом "профнепригодный" уехал в Свердловск, где тут же был принят в студию при местном драматическом театре. После окончания обучения в 1960 году 26-летнего Солоницына зачислили в труппу Свердловского театра, сцене которого он прослужил шесть лет.

 Кардинально изменилась жизнь актера в  1966 году, когда Андрей Тарковский утвердил никому не известного провинциала на главную роль в своем фильме "Андрей Рублев". После проб к фильму «Андрей Рублев» за Солоницына был только Тарковский. Остальные члены съемочной команды и чиновники от кино были категорически против утверждения на такую важную роль никому не известного актера из глубинки, которого к тому же три раза не приняли в ГИТИС.

Но Тарковский настаивал именно на таком Рублеве. Он решился на хитрый ход: собрал именитых искусствоведов и показал им несколько фотопроб. Мол, кто здесь выглядит как настоящий монах-иконописец? Все выбрали Солоницына...

Впоследствии Солоницын сниметься еще в трех его фильмах. Всего же в его фильмографии около 50 киноролей.

Андрей Рублев (1966 год)

Кинокартина основана на жизниописании иконописца Андрея Рублёва, и повествует о  Руси начала XV века, освещая темы набегов и княжеских междоусобиц. Фильм состоит из восьми новелл, охватывая четверть века: первая — «Скоморох» — 1400 год, последняя — «Колокол» — 1423-й.

 Фильм не для всех. В избытке сцены насилия и жестокости, как по отношению к людям, так и к животным. Но, кто-то увидит лишь депрессию и чернуху, а кто-то красоту русской культуры, веры, быта. Здесь важно попасть в настроение.

  Это тот фильм, который надо смотреть внимательно, потому что важна каждая деталь. Всё продумано, каждый ракурс, каждое движением наполнено смыслом!

Актерская игра на высочайшем уровне. Как любят у нас говорить:»Сейчас так не играют». Фильм пропитан философским звучанием, размышлениями о Боге и простом человеке. Фильм разбит на эпизоды, которые связаны между собой лишь косвенно и показаны глазами Рублева. Солоницын  - великолепен. Тот случай, когда взгядом передан весь надлом, боль и сомнения человека. Примечательно, что фильм снят в черно-белой гамме, что создаёт ощущение прикосновения к старине, а вот работы Рублева в конце показали в цвете.

Фильм длинный и тяжелый. Не подходит под категорию «скоротать вечерок» А вот если захотите подумать, пофилософствовать, погрузиться в мрачную эпоху 15 века – рекомендую.

 Солярис (1972 год)

Никакая наука и техника не решит земных проблем, если нет нравственного развития...

 Научно-фантастическая драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом.

Обладатель специального Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа

Фантастическая планета Солярис остается на протяжении много лет неиследованной - соляристика не развивается, поскольку океан, присутствующий на этой планете, плохо влияет на людей, вызывая галлюцинации.

Психолог Крис попадает на станцию на Солярисе - островок безумия, который населяют лишь три человека. Они прячутся по своим каютам, скрывая гостей - посланцев Соляриса. Это не просто гости - это мучительные воспоминания, вызванные из глубин совести, подсознания..

Опять философия, опять много вопросов. Картина о человеке, который остался один на один со своей совестью.

 Первое впечатление - фильм невероятно растянут и немного скучен, особенно вначале. Затем события постепенно начинают развиваться и вырисовывается интересный фантастический сюжет. Музыка потрясающая, подобрана идеально. 

У Солоницына второстепенная роль. Ничего общего с Андреем Рублевым. Я бы, может, и не узнала даже. Но вписался идеально. Хочется отметить Наталью Бондарчук – чудо как хороша. Донатас Банионис – исполнитель главной роли – игрой своей совсем не впечатлил. Да и одежда эта дурацкая… все время отвлекала.

В фильме много философских размышлений и потрясающе точных и умных высказываний. Самая основная, лично для меня , что человек ищет смысл жизни, только когда несчастлив. Счастливым людям не до этого. Они просто живут и наслаждаются этой жизнью.

 

Сталкер (1979 год)

Советский фантастический фильм-притча режиссёра Андрея Тарковского по оригинальному сценарию братьев Стругацких, написанному по мотивам их повести «Пикник на обочине». Побуду занудой, но книга мне понравилась больше.

  Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского. Вместе с его фильмами «Андрей Рублёв» и «Зеркало», «Сталкер» периодически включается в списки лучших кинопроизведений всех времён. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. Фильм получил «Приз экуменического жюри» на Каннском кинофестивале 1980 года. 

Главным героем фильма является человек по прозвищу «Сталкер». Он зарабатывает тем, что перевозит всех желающих туристов на Зону. Зона представляет собой, загадочное и мистическое место, где когда-то упал метеорит и где были обнаружены признаки инопланетной цивилизации. В зоне начались происходить странные события, начали исчезать люди, военные и ученые которые были там, сбежали и оставили все как есть. В зоне заметно бронетехнику и умерших людей в ней. После происшествия, государство загородило зону, никого туда не впуская, потому, что зона вызывает у них невероятный ужас. Только единичные сталкеры водят туда туристов за деньги.

 На этот раз сталкер везет в зону двух необычных людей, писателя у которого творческий кризис и ученого который якобы хочет с научной точки зрения изучить аномалии. Их путь ведет к центру Зоны, там якобы внеземная форма жизни оставила главный артефакт, комнату осуществления всех желаний. Но есть одна проблема, и комната не осуществляет ваше избранное желание, а осуществляет то, чего вы действительно хотите на подсознательном уровне. Это заставляет задуматься, действительно ли мы знаем чего на самом деле хотим больше всего?

Сталкер – Александр Кайдановский – гениален. Но о нем был пост на прошлой неделе. Советую почитать, кто еще это не сделал. Алиса Фрейндлих, конечно, впечатлила.

 Солоницын же здесь опять на своем месте. Роль – как будто продолжение «Соляриса». Игра – выше всяких похвал. После тяжелейших съемок одного из эпизодов для «Сталкера» — в грязи и воде на заброшенной ГЭС в Эстонии — Тарковский оказался недоволен результатом. И тогда — невиданное дело — Госкино повторно выделило деньги на новые съемки. Алиса Фрейндлих (в фильме жена Сталкера) падала от переутомления в обморок, в картине со скандалом сменилось несколько операторов, Кайдановскийигравший главную роль, не выдерживая напряжения, пил и даже дрался с некоторыми членами съемочной команды. И только Солоницын беспрекословно шел за Тарковским, выполняя все его указания, порой совершенно противоречивые...

Как ни странно, но Сталкер понравился больше предыдущих фильмов. Фильм весьма специфичен, и идеи, заложенные в него, не всегда могут быть понятны зрителем. Сталкер – как и другие картины Тарковского, весьма атмосферный. Каждый кадр – отдельный вид искусства. Вот слова самого Тарковского о фильме: «Что касается идеи« Сталкера », то ее нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других в что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматичном мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место - Зона - тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма» Хотя последние кадры говорят об обратном.

- Что в вашем фильме означает черная собака? - спрашивали Тарковского. - Собаку, - отвечал Тарковский. И ему никто не верил…

Во второй половине жизни Солоницын много снимался, "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля-1981 он получил за роль в фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" Зархи.

В 1969-м, на фильме "В лазоревой степи" он заболел воспалением легких и продолжал работать, не долечившись. А в 1981-м, снимаясь в "Остановился поезд" у Абдрашитова, Солоницын упал с лошади и расшиб грудь - рентген показал рак легких. Часть легкого удалили, но метастазы были в позвоночнике. Тарковский навестил Солоницына всего один раз. Уезжая в Италию, на съемки "Ностальгии", где тот должен был играть, он не попрощался. После этого у актера отнялись ноги. Фотографию Тарковского, висевшую у него над кроватью, он попросил снять: "Он выпил у меня всю кровь". 

  Солоницын ушел из жизни очень рано — в 47 лет. В последние месяцы он лежал дома. Родные скрывали от него отъезд за границу Андрея Тарковского, понимая привязанность актера к своему мастеру. Но однажды проведать артиста зашел сосед и рассказал об эмиграции режиссёра. Для Солоницына это был удар. Умер актер 11 июня 1982 года.

Оставьте свой голос:

1044
+

Комментарии Скрыть комментирии

Войдите, чтобы прокомментировать

Alina123
Alina123
Показать комментарий
veduga
veduga

Alina123, потому что это некая рубрика, где пользователи сайта пишут о кино на заранее определенную тему.

oxc
oxc

veduga, интересно, за что вам минус влепили? А почему два поста сегодня?

veduga
veduga

oxc, Вам, кстати, тоже минус поставили. Не знаю почему. А два поста, т.к. мой был на замене, сказали публиковать, я и опубликовала.

melonia
melonia

Отдельная благодарность Skarletty за прекрасную возможность поучаствовать в этой игре. Солоницын и Тарковский – сложная для меня тема. Но, как говорит один известный нейролингвист:»Мозг должен работать. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. В такой случае, мозг будет занят работой.
В рамках этой игры, я открыла для себя много потрясающих актеров и интересных фильмов. Ну а Солоницын теперь вообще как родной. Еще раз «спасибо».

egnirut
egnirut

melonia, мне не повезло. Сталкера и Рублева краем глаза увидала в детстве. И долгое время избегала любого намёка на просмотр. Вы правильно сказали, это не "скоротать вечерок". Для работы нейронов. И желательно во взрослом возрасте. Спасибо за пост. Мне Солоницын нравится как актер.

melonia
melonia

egnirut, актер шикарен. Жаль, что малоизвестный. Ну, это я по себе сужу.

_stirlitz_
_stirlitz_

melonia, нейролингвист дело говорит.
я вот так смотрела по первому разу и Сталкера, и Зеркало, и Космическую Одиссею, читала Солярис. ничего не понятно, но завораживает.
кстати Солярис-фильм не зашёл ни наш, ни американский, все что-то не то.

melonia
melonia

_stirlitz_, не скажу, что вышеперечисленные фильмы мне зашли. Но "обмозговать" было интересно. Век живи, век учись, как говорится...

_stirlitz_
_stirlitz_

melonia, а мне именно зашли, хотя и ничего не понятно.
сначала эмоции, потом логика)

Skarletty
Skarletty

melonia, к своему стыду не успела посмотреть Сталкера, а так хотелось обсудить. Постарась сегодня вечером выкроить время.

Спасибо за пост. Не знала о нем почти ничего из личной жизни. Очень обидно и грустно, что режиссер, который его открыл в некотором роде его предал в итоге. Что-то из серии "я тебя пород, я тебя и убью".
Печально.

tutelka
tutelka

melonia,Солоницын познакомился с Тарковским по собственной инициативе. Солоницын,сидя у себя в провинции,прознал про Рублева и приехал,и добился роли.
Изначально был утвержден Любшин, который бросил все дела,отказался от предложений и два года!! ждал начала съемок,а потом так же,как потом Солоницын,узнал,что ждать не стоит.До сих пор Любшин не может говорить на эту тему. Солоницын был фанат и роли,и профессии.По роли обет молчания - и Солоницын молчал много недель.Рублев достался ему очень тяжело

Хотя речь о Солоницыне,хочу добавить о мастерстве Фрейндлих.Сначала утвердили Неелову.Она прекрасно прошла пробы,но была так хороша и "цветуща",что не монтировалась со сталкером.Повосхищались и проводили восвояси.А Фрейндлих привезли прямо с озвучки Служебного романа,комедии.И ее пробы,где после тяжелого монолога она падает и бьется в истерике - вошли в фильм.

melonia
melonia

tutelka, ого, сильно. Спасибо за дополнения. Незнала таких фактов.

veduga
veduga

Потрясающий актер, обожаю. Внешность не героическая, но цепляет сразу. И всегда играет на разрыв.
Спасибо за пост! Получилось, сегодня сразу два поста из Киноигры.

melonia
melonia

veduga, да, мой никак не хотел публиковаться. Пока разобралась, что нужно адблоки всякие отключить... Ну ничего. Лучше два поста, чем совсем ничего.

veduga
veduga

melonia, так даже интересней, тем более, что наши герои очень разные, как мне кажется.

lalanga
lalanga

Очень жаль.. Очень тонкий, интеллигентный был человек. Спасибо.
Насколько я помню, он ждал, что Тарковский будет снимать его в «Ностальгии», он был уже глубоко болен при этом. Зашедший сосед ему сказал, что в Италии уже идут съемки с Янковским. Это и стало последним ударом для его слабого организма. Как режиссёр, Тарковский был гениален, как человек, простите, озвучивать не буду. Люди для него были расходный материал..

melonia
melonia

lalanga, многие режиссеры этм грешат. Тот же Михалков. Не помню фамилию актрисы, которая отказывалась от всех предложений, потому как ждала роль от Михалкова. А он обещал... Так и не сложилась у нее карьера из-за этого.

BellaDonna
BellaDonna

lalanga, Мне и фильмы не нравятся, хотя все эти, озвученные в посте, включая Зеркало, смотрела, и Ностальгию. Но я вообще не люблю заумь и тоску. Мне от Рублева просто физически было плохо. Особенно в эпизоде с Быковым. Тарковского не люблю. Как человек г, как мужик г, как режиссер - не знаю, не мое, но я и не кинокритик. Просто меня всегда веселит, что сейчас часто говорят, что Оскары или Ветви дают за расово верные или лгбт-фильмы. Ну а раньше давали по принципу "мутное расплывчатое нечто".

melonia
melonia

BellaDonna, ну, в целом, Тарковский мне так же не близок. Фильмы для несчастливых людей - есть такое определение его творчества. Но за Солоницына, как октера, ему отдельное "спасибо" Хотя, он как создал его, так и погубил.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Мадонна опубликовала семейные фотографии со дня рождения сына Дэвида
Уилл Смит рассказал об отношениях с женой Джадой: "Она никогда не верила в традиционный брак"
Бритни Спирс прокомментировала новые документальные фильмы о своей жизни
Боец ММА Ронда Роузи впервые стала мамой
Битва платьев: Шэрон Стоун против Китти Спенсер
Первая встреча, тайные свидания и романтические традиции: история любви Джорджа и Амаль Клуни
Принцесса Мария Астрид Лихтенштейнская вышла замуж
"За эти деньги можно накормить семьи": в сети критикуют люксовый образ Меган Маркл во время визита в Гарлем
Дженнифер Лопес и Бена Аффлека застали за поцелуями в Нью-Йорке
Кэндис Свейнпол и Ирина Шейк с накладными ушами на показе Burberry
В сети появился трейлер реалити-шоу о жизни возлюбленной Криштиану Роналду Джорджины Родригес
Как Гвинет Пэлтроу, Эмбер Херд, семейство Кардашьян и другие отметили День дочерей в США
Дина Немцова рассказала о личной жизни после развода: "Познакомились в Tinder"
Бургеры и картошка: Кейт Миддлтон и принц Уильям с детьми сходили на обед в сельский паб
Том Хиддлстон впервые вышел в свет со своей возлюбленной Зави Эштон
Екатерина Варнава, Матильда Шнурова, Божена Рынска и другие на премьере фильма "Общага" в Москве
Великий князь Георгий Романов, потомок Николая II, женился на итальянке Ребекке Беттарини
Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Джиджи Хадид, Деми Мур, Элизабет Херли и другие на совместном показе Versace и Fendi