"Профнепригодный" талисман Тарковского...

Что ж. Первая моя проба в киноигре - потому немного волнительно. Узнав, кто мне выпал по жребию, я растерялась. Анатолий Солоницын... никогда не слышала. Думала, хоть по фото узнаю. Но не тут-то было. Просмотрела его фильмографию - и все поняла. Тарковский. Ни одного фильма не видела и не собиралась. Не моя это тема. Но вызов принят. О своих впечатлениях расскажу ниже.

Отто Солоницын родился в городе Белгородске в 1934 году. Назван был в честь начальника экспедиции челюскинцев Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны, по понятным причинам, немецкое имя было решено сменить, и будущий актер стал Анатолием.

 В 1955 году Анатолий принимает решение стать актером и отправляется в Москву. Трижды, без особого успеха он пытался поступить в ГИТИС, после чего с клеймом "профнепригодный" уехал в Свердловск, где тут же был принят в студию при местном драматическом театре. После окончания обучения в 1960 году 26-летнего Солоницына зачислили в труппу Свердловского театра, сцене которого он прослужил шесть лет.

 Кардинально изменилась жизнь актера в  1966 году, когда Андрей Тарковский утвердил никому не известного провинциала на главную роль в своем фильме "Андрей Рублев". После проб к фильму «Андрей Рублев» за Солоницына был только Тарковский. Остальные члены съемочной команды и чиновники от кино были категорически против утверждения на такую важную роль никому не известного актера из глубинки, которого к тому же три раза не приняли в ГИТИС.

Но Тарковский настаивал именно на таком Рублеве. Он решился на хитрый ход: собрал именитых искусствоведов и показал им несколько фотопроб. Мол, кто здесь выглядит как настоящий монах-иконописец? Все выбрали Солоницына...

Впоследствии Солоницын сниметься еще в трех его фильмах. Всего же в его фильмографии около 50 киноролей.

Андрей Рублев (1966 год)

Кинокартина основана на жизниописании иконописца Андрея Рублёва, и повествует о  Руси начала XV века, освещая темы набегов и княжеских междоусобиц. Фильм состоит из восьми новелл, охватывая четверть века: первая — «Скоморох» — 1400 год, последняя — «Колокол» — 1423-й.

 Фильм не для всех. В избытке сцены насилия и жестокости, как по отношению к людям, так и к животным. Но, кто-то увидит лишь депрессию и чернуху, а кто-то красоту русской культуры, веры, быта. Здесь важно попасть в настроение.

  Это тот фильм, который надо смотреть внимательно, потому что важна каждая деталь. Всё продумано, каждый ракурс, каждое движением наполнено смыслом!

Актерская игра на высочайшем уровне. Как любят у нас говорить:»Сейчас так не играют». Фильм пропитан философским звучанием, размышлениями о Боге и простом человеке. Фильм разбит на эпизоды, которые связаны между собой лишь косвенно и показаны глазами Рублева. Солоницын  - великолепен. Тот случай, когда взгядом передан весь надлом, боль и сомнения человека. Примечательно, что фильм снят в черно-белой гамме, что создаёт ощущение прикосновения к старине, а вот работы Рублева в конце показали в цвете.

Фильм длинный и тяжелый. Не подходит под категорию «скоротать вечерок» А вот если захотите подумать, пофилософствовать, погрузиться в мрачную эпоху 15 века – рекомендую.

 Солярис (1972 год)

Никакая наука и техника не решит земных проблем, если нет нравственного развития...

 Научно-фантастическая драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом.

Обладатель специального Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа

Фантастическая планета Солярис остается на протяжении много лет неиследованной - соляристика не развивается, поскольку океан, присутствующий на этой планете, плохо влияет на людей, вызывая галлюцинации.

Психолог Крис попадает на станцию на Солярисе - островок безумия, который населяют лишь три человека. Они прячутся по своим каютам, скрывая гостей - посланцев Соляриса. Это не просто гости - это мучительные воспоминания, вызванные из глубин совести, подсознания..

Опять философия, опять много вопросов. Картина о человеке, который остался один на один со своей совестью.

 Первое впечатление - фильм невероятно растянут и немного скучен, особенно вначале. Затем события постепенно начинают развиваться и вырисовывается интересный фантастический сюжет. Музыка потрясающая, подобрана идеально. 

У Солоницына второстепенная роль. Ничего общего с Андреем Рублевым. Я бы, может, и не узнала даже. Но вписался идеально. Хочется отметить Наталью Бондарчук – чудо как хороша. Донатас Банионис – исполнитель главной роли – игрой своей совсем не впечатлил. Да и одежда эта дурацкая… все время отвлекала.

В фильме много философских размышлений и потрясающе точных и умных высказываний. Самая основная, лично для меня , что человек ищет смысл жизни, только когда несчастлив. Счастливым людям не до этого. Они просто живут и наслаждаются этой жизнью.

Сталкер (1979 год)

Советский фантастический фильм-притча режиссёра Андрея Тарковского по оригинальному сценарию братьев Стругацких, написанному по мотивам их повести «Пикник на обочине». Побуду занудой, но книга мне понравилась больше.

  Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского. Вместе с его фильмами «Андрей Рублёв» и «Зеркало», «Сталкер» периодически включается в списки лучших кинопроизведений всех времён. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. Фильм получил «Приз экуменического жюри» на Каннском кинофестивале 1980 года. 

Главным героем фильма является человек по прозвищу «Сталкер». Он зарабатывает тем, что перевозит всех желающих туристов на Зону. Зона представляет собой, загадочное и мистическое место, где когда-то упал метеорит и где были обнаружены признаки инопланетной цивилизации. В зоне начались происходить странные события, начали исчезать люди, военные и ученые которые были там, сбежали и оставили все как есть. В зоне заметно бронетехнику и умерших людей в ней. После происшествия, государство загородило зону, никого туда не впуская, потому, что зона вызывает у них невероятный ужас. Только единичные сталкеры водят туда туристов за деньги.

 На этот раз сталкер везет в зону двух необычных людей, писателя у которого творческий кризис и ученого который якобы хочет с научной точки зрения изучить аномалии. Их путь ведет к центру Зоны, там якобы внеземная форма жизни оставила главный артефакт, комнату осуществления всех желаний. Но есть одна проблема, и комната не осуществляет ваше избранное желание, а осуществляет то, чего вы действительно хотите на подсознательном уровне. Это заставляет задуматься, действительно ли мы знаем чего на самом деле хотим больше всего?

Сталкер – Александр Кайдановский – гениален. Но о нем был пост на прошлой неделе. Советую почитать, кто еще это не сделал. Алиса Фрейндлих, конечно, впечатлила.

 Солоницын же здесь опять на своем месте. Роль – как будто продолжение «Соляриса». Игра – выше всяких похвал. После тяжелейших съемок одного из эпизодов для «Сталкера» — в грязи и воде на заброшенной ГЭС в Эстонии — Тарковский оказался недоволен результатом. И тогда — невиданное дело — Госкино повторно выделило деньги на новые съемки. Алиса Фрейндлих (в фильме жена Сталкера) падала от переутомления в обморок, в картине со скандалом сменилось несколько операторов, Кайдановскийигравший главную роль, не выдерживая напряжения, пил и даже дрался с некоторыми членами съемочной команды. И только Солоницын беспрекословно шел за Тарковским, выполняя все его указания, порой совершенно противоречивые...

Как ни странно, но Сталкер понравился больше предыдущих фильмов. Фильм весьма специфичен, и идеи, заложенные в него, не всегда могут быть понятны зрителем. Сталкер – как и другие картины Тарковского, весьма атмосферный. Каждый кадр – отдельный вид искусства. Вот слова самого Тарковского о фильме: «Что касается идеи« Сталкера », то ее нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других в что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматичном мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место - Зона - тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма» Хотя последние кадры говорят об обратном.

- Что в вашем фильме означает черная собака? - спрашивали Тарковского. - Собаку, - отвечал Тарковский. И ему никто не верил…

Во второй половине жизни Солоницын много снимался, "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля-1981 он получил за роль в фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" Зархи.

В 1969-м, на фильме "В лазоревой степи" он заболел воспалением легких и продолжал работать, не долечившись. А в 1981-м, снимаясь в "Остановился поезд" у Абдрашитова, Солоницын упал с лошади и расшиб грудь - рентген показал рак легких. Часть легкого удалили, но метастазы были в позвоночнике. Тарковский навестил Солоницына всего один раз. Уезжая в Италию, на съемки "Ностальгии", где тот должен был играть, он не попрощался. После этого у актера отнялись ноги. Фотографию Тарковского, висевшую у него над кроватью, он попросил снять: "Он выпил у меня всю кровь". 

  Солоницын ушел из жизни очень рано — в 47 лет. В последние месяцы он лежал дома. Родные скрывали от него отъезд за границу Андрея Тарковского, понимая привязанность актера к своему мастеру. Но однажды проведать артиста зашел сосед и рассказал об эмиграции режиссёра. Для Солоницына это был удар. Умер актер 11 июня 1982 года.

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра: Анатолий Солоницын

14:15, 27 января 2021

Автор: melonia

Комменты 109

B

Вспомнила отличный фильм - "Проверка на дорогах". Если кто не видел, очень рекомендую. Ролан Быков, Владимир Заманский, Анатолий Солоницын, Олег Борисов, Виктор Павлов, Николай Бурляев ... Трагический, жизненный фильм, и все персонажи в нем такие разные и судьбы у всех непростые.

B

Интересный артист. Очень жаль, что все так сложилось

T

Очень нравится актёр. Всегда казалось, что дали бы ему роль табуретки, сыграл бы изумительно достоверно и раскрыл бы за секунды всю историю от изготовления этой табуретки до момента, когда она уже обветшала, скрипит и того и гляди развалится под чьей-то тушкой. Но я почему-то при упоминании этого актёра, вспоминаю ни его ранние работы, ни какие-либо последующие главные роли. Вспоминаю небольшую роль, актёр был в кадре минут 5-10. Это фильм "Мужики", эпизод отъезда героя с детьми. Спивающийся художник, отец мальчика Павлика увидел его в окне поезда, понял, что скорей всего видит сына последний раз. Блин, как он пронзительно это сыграл, как он смотрел на сына, говорил ему какое-то напутствие. Ком в горле, понимаешь, что человек он хороший и всё про себя понимает, но слабовольный и потому так его жизнь протекает. Вот только истинный талант может за доли секунд рассказать одними глазами, парой фраз раскрыть всю душу, всю боль своего героя.

Аватар

Спасибо за пост, ждала про него! Анатолий гениальный актер, цепляет сразу, и для меня мужчина прямо!! Все работы его я люблю очень! Тарковский интересный, конечно, режиссер, и фильмы его для подумать о жизни, я его люблю, но не все понимаю, снято все очень красиво, но всегда затянуто!!

Аватар

Солоницын прекрасен. У меня в голове он сразу с фильмами Тарковского ассоциируется. И спасибо вам за пост )

Подождите...